УДК 332.135
М.А. Николаев, М.Ю. Махотаева
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Межрегиональное взаимодействие является важнейшим направлением региональной политики, обеспечивающим поступательное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов на основе налаживания между ними долгосрочных, равноправных и взаимовыгодных отношений. Значение межрегионального сотрудничества для развития субъектов РФ в современных условиях определяется тем, что оно позволяет укрепить хозяйственные связи субъектов РФ, оптимизировать размещение в них инфраструктуры на основе кооперации деятельности, исключить неэффективные финансовые расходы, связанные с созданием в субъектах РФ дублирующих экономических структур и неоправданной межрегиональной конкуренцией, объединить экономический потенциал регионов для решения наиболее масштабных инвестиционных проектов, распространить прогрессивный опыт в области инновационного развития [1].
В научной литературе вопросы межрегионального взаимодействия рассматриваются с различных точек зрения. Методологически межрегиональное взаимодействие субъектов РФ включает сущность, ключевые факторы развития, цели, задачи и основные направления, а также формы и механизмы взаимодействия.
В ряде работ межрегиональное взаимодействие рассматривается в контексте глобализации как одного из основных направлений развития современной экономики и общества. Процесс глобализации проявляется в различных сферах - экономической, политической, социальной и др. При этом к определению понятия «глобализация» существуют различные подходы. Так, в некоторых работах [2] под глобализацией в узком смысле понимается этап развития человечества, основанный на достижениях ин-
формационно-коммуникационной и технологической революции, а также на такой модели безопасности мира, которая базируется на компромиссном мышлении. В широком смысле под глобализацией подразумевают интеграционный процесс, отражающий взаимозависимость государств на международной арене во всех сферах их деятельности: экономической, политической, социальной, культурной, информационной и т. д.
А. Торре и А. Раллет [3] определяют зависимость межрегионального взаимодействия и глобализации следующим образом: чем более глобальными становятся отношения, тем большей неопределенностью они характеризуются, что вынуждает хозяйствующие субъекты объединяться для противостояния международной конкуренции. Вопросы межрегионального взаимодействия в контексте снижения транзакци-онных издержек и упрощения процесса распределения ресурсов рассматриваются в работах целого ряда отечественных и зарубежных ученых [4-6].
Значительное число публикаций посвящено выявлению взаимосвязи уровней межрегионального взаимодействия и инновационной активности [7, 8]. К числу основных преимуществ межрегионального взаимодействия ученые относят содействие развитию инноваций, в первую очередь, за счет расширения возможностей рынка труда, а также за счет увеличения информационных потоков. В рамках исследования М. Фритша [8], посвященного анализу зависимости между уровнем межрегионального взаимодействия и инновационной активностью регионов Австрии и Словении, была установлена взаимосвязь. Другими словами, при прочих равных условиях наличие устойчивых межрегиональных связей способствует повышению уровня инновационной активности в регионах.
^ЖаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу2-2'>2
Еще один аспект межрегионального взаимодействия - это развитие международных связей [9, 10]. К позитивным факторам такого взаимодействия ученые относят: развитие сетей сотрудничества в экономической, политической, академической, социальной и культурной сферах; повышение благосостояния и преодоление бедности в рамках экономического сотрудничества; ускорение процесса интеграции РФ в единое европейское пространство.
Достаточно большое число исследований посвящено анализу факторов взаимодействия хозяйствующих субъектов и территорий. И здесь большинство ученых выделяют следующие способствующие этому процессу и сопутствующие факторы:
- географическую близость;
- необходимость обмена товарами или услугами, знаниями и информацией;
- усиление социальной интеграции, основанной на сотрудничестве бизнес-структур, мобильности на рынке труда и т. д.;
- усиление экономических связей, основанных на интеграционных процессах;
- усиление политических связей, основанных на кооперации (саммиты, встречи на высшем уровне) [8, 9, 11].
Еще одно направление исследования - это рассмотрение межрегионального взаимодействия в контексте территориального развития. Так, в [12] с помощью метода корреляционного анализа исследована степень взаимосвязи экономического роста в регионах Северо-Запада. Анализ показал, что сильную взаимосвязь Санкт-Петербург как центр макрорегиона имеет место только с Ленинградской областью, в то время как с остальными регионами степень взаимосвязи слабая. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о дезинтеграции экономического пространства Северо-Западного федерального округа, что во многом обусловлено кризисным состоянием высокотехнологичного сектора экономики. Таким образом, значимым фактором интенсивности экономических связей между регионами является структура их экономики, уровень развития межотраслевых связей в процессе производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Кризисное
состояние отраслей обрабатывающей промышленности обусловило сокращение уровня межрегионального взаимодействия. Исходя из этого, развитие межрегионального взаимодействия в экономической сфере является следствием, а также важнейшей предпосылкой перехода РФ к инновационной модели.
Таким образом, ключевыми, на наш взгляд, факторами развития межрегионального взаимодействия являются:
- совместное использование инфраструктур, в том числе транспортной, энергетической и др.;
- совместное использование ресурсов крупных научно-исследовательских организаций;
- совместное использование природно-ресурсного потенциала;
- усиление экономических связей (рынки сбыта, распределение ресурсов и т. д.);
- усиление социальной интеграции (рынок труда, сотрудничество бизнес-структур);
- эффект «зависимости от прошлого пути» (общие исторические предпосылки развития).
В связи с важной ролью межрегионального взаимодействия в повышении темпов и качества экономического роста в РФ ему уделяется большое внимание в нормативных документах. Общие принципы формирования согласованных основ взаимодействия составных частей (субъектов) Российской Федерации по решению задач социально-экономического развития государства установлены Конституцией РФ. С точки зрения развития межрегионального взаимодействия особую важность имеет представленная в Конституции РФ гарантия единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8). Конкретизацию данных положений осуществляет статья 74, согласно которой на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Данное конституционное положение определяет открытый характер региональной экономики и обеспечивает широкие возможности для межрегионального взаимодействия.
Перспективы и механизмы межрегионального сотрудничества являются предметом широкого обсуждения как в органах государственной власти, так и среди иных заинтересованных субъектов региональной политики. Так, 19 ноября 2009 г. Комитет Совета федерации по делам федерации и региональной политике провел «круглый стол» на тему «Развитие межрегионального сотрудничества в новых экономических условиях: проблемы и перспективы» [13]. Участники «круглого стола» отметили, что межрегиональное сотрудничество является перспективным направлением региональной политики, обеспечивающим поступательное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов на основе налаживания между ними долгосрочных, равноправных и взаимовыгодных отношений. Важное значение для укрепления добрососедских отношений и формирования общего гуманитарного пространства имеет развитие связей регионов в области туризма, культуры, образования, здравоохранения, спорта, межнациональных отношений и социальной защиты населения.
Межрегиональное взаимодействие основывается на разработанных в этой области стратегических документах федерального и регионального уровня. Результаты обобщения задач и форм межрегионального взаимодействия представлены здесь в таблице. Общий вектор межрегионального взаимодействия задается на федеральном уровне. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» вопросы межрегионального сотрудничества рассмотрены в контексте территориального развития. В документе сформулирована следующая задача в области сбалансированного пространственного развития: «...Сформируются новые территориальные центры роста как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России, снизятся масштабы регионального неравенства. Будет создана разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения» [14]. Для
решения данной задачи в документе предусмотрены различные формы межрегионального взаимодействия (см. таблицу).
Таким образом, в указанной концепции приоритетное внимание уделяется формам межрегионального взаимодействия, направленным на комплексное развитие территорий, в том числе на создание разветвленной транспортной сети, разделение межрегионального разделения труда и кооперации, формирование территориальных кластеров.
Рассмотрим далее аспекты межрегионального сотрудничества, представленные в стратегических документах федеральных округов. Как показал проведенный анализ, наиболее последовательно вопросы межрегионального сотрудничества изложены в «Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года», а также в «Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года» (далее - Стратегия, как документ).
В данных стратегических документах рассматриваются основные вопросы межрегионального сотрудничества - цели, задачи, направления, а также формы взаимодействия с другими регионами. В частности, в Стратегии Северо-Западного ФО в качестве главной цели развития на период до 2020 г. определено: «. устойчивое повышение благосостояния населения и сокращение различий в условиях жизни в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории округа, на основе выбора наиболее эффективных приоритетов развития, модернизации экономической базы и активизации инвестиций, интеграции экономического пространства и межрегионального сотрудничества». Таким образом, в этом документе при формулировке главной цели межрегиональное сотрудничество рассматривается в качестве основного ресурса социально-экономического развития округа. Для реализации поставленной цели сформулированы задачи социального и экономического характера: преодоление существенных различий в уровнях социального и экономического развития регионов округа, модернизация и инновационное развитие
Обобщение задач и форм межрегионального взаимодействия, представленных в стратегических документах
Стратегический документ Задачи межрегионального взаимодействия Формы межрегионального взаимодействия
Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Формирование новых территориальных центров роста как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России. Снижение масштабов регионального неравенства. Создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения Формирование новых центров социально-экономического развития; развитие на инновационной основе центров экономического роста; обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена; создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уровень межрегиональной интеграции; реализация системы высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов; реализация совместных проектов; развитие межрегионального разделения труда и кооперации; создание условий для всемерной кооперации регионов в развитии территорий; формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства; формирование территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях; образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями
Стратегия социально-экономического развития СевероЗападного федерального округа на период до 2020 года Преодоление существенных различий в уровнях социального и экономического развития субъектов РФ, входящих в Северо-Западный федеральный округ. Модернизация и инновационное развитие базовых секторов экономики округа. Ускоренное развитие на инновационной основе машиностроительного комплекса региона, в том числе путем создания системы производственных кластеров Заключение соглашений о сотрудничестве с другими регионами; реализация межрегиональных проектов; создание рабочих групп, дирекций для реализации межрегиональных проектов, формирование кластеров
Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года Осуществление эффективной интеграции экономики на базе крупных инвестиционных проектов, концентрирующихся в зонах опережающего развития. Активизация развития транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры в целях эффективного освоения природных ресурсов, обеспечения согласованного и ускоренного развития всей территории округа, реализации транзитного потенциала и создания условий для полноценного и широкомасштабного взаимодействия экономических районов восточной и западной частей РФ Реализация соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между правительствами субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа; участие в реализации межрегиональных проектов в экономической сфере; разработка вариантного прогноза транспортных межрегиональных потоков округа; развитие транспортной сети и инфраструктуры, обеспечивающей оптимизацию транспортно-экономических связей Уральского федерального округа; создание кластеров
базовых секторов экономики округа, ускоренное развитие на инновационной основе машиностроительного комплекса региона.
Что касается Стратегии Уральского федерального округа, то здесь основной целью является максимально возможное повышение уровня и качества жизни, стабилизация и рост численности населения на основе устойчивого инновационного развития, диверсификации и модернизации экономики.
Приоритетность межрегионального сотрудничества в стратегических документах федеральных округов обусловливает наличие в их структуре соответствующих разделов. Так, «Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года» содержит раздел «Стратегия межрегионального сотрудничества», в котором представлены следующие преимущества межрегионального сотрудничества:
- в противовес конкуренции, гораздо большего эффекта можно достичь через объединение конкурентных преимуществ соседних регионов посредством развития межрегионального сотрудничества и стимулирования межрегиональной интеграции;
- межрегиональная интеграция создает условия для развития бизнеса, предоставляя возможности для межотраслевой кооперации, построения более эффективных схем организации технологического процесса, сбыта, логистики;
- межрегиональная отраслевая кооперация приобретает особую значимость для реализации одного из перспективных направлений регионального развития, а именно - экономики кластеров. Меры по развитию и укреплению кластеров предполагают укрепление сетей взаимодействия между экономическими субъектами -участниками кластера с целью обеспечения доступа к новым технологиям, облегчения выхода на внешний рынок, централизации знаний и активов, распределения рисков, привлечения инвестиций;
- задача эффективного использования экономически активного населения и имеющихся природных ресурсов требует развития межрегионального сотрудничества по вопросам размещения и строительства наиболее крупных и зна-
чимых производственных объектов, создаваемых в рамках межрегиональных проектов.
В Стратегии Северо-Запада выделяются следующие формы межрегионального взаимодействия: заключение соглашений о сотрудничестве с другими регионами, реализация межрегиональных проектов, создание рабочих групп, дирекций для реализации межрегиональных проектов, формирование кластеров.
В Стратегии Уральского ФО вопросы межрегионального сотрудничества представлены в разделе «Межрегиональные связи», в котором отмечается, что межрегиональные экономические связи Уральского федерального округа в целом отражают специализацию субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа, их место и роль в общероссийской экономике. Основной акцент сделан на формах межрегионального взаимодействия: реализации соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между правительствами субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа; участии в реализации межрегиональных проектов в экономической сфере; разработке вариантного прогноза транспортных межрегиональных потоков округа; развитии транспортной сети и инфраструктуры, обеспечивающей оптимизацию транспортно-экономических связей Уральского федерального округа; создании кластеров.
В ходе анализа также были рассмотрены концепции, стратегии и программы социально-экономического развития субъектов РФ. Так, в «Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года» в качестве стратегической цели социально-экономического развития определено повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия республики в системе международных и межрегиональных обменов. Вопросы межрегионального сотрудничества отражены также и при формировании таких задач, как «создание условий для укрепления и развития внешнеэкономических и межрегиональных связей; развитие взаимного товарооборота с регионами России и странами СНГ».
В документе определены следующие формы межрегионального взаимодействия: взаимный товарообмен, обеспечение участия предприятий и организаций Республики Карелия в международных, межрегиональных и региональных выставках и ярмарках; заключение внешнеторговых соглашений о сотрудничестве с регионами России и странами СНГ.
В «Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года» (в ред. постановлений Правительства Республики Коми № 22 от 26.01.2009 г. и № 390 от 22.12.2009 г.) рост эффективности межрегионального сотрудничества определен в качестве одной из стратегических целей в области экономического развития. Следует отметить, что вопросам межрегионального сотрудничества уделяется здесь достаточное внимание. В данном документе содействие развитию взаимовыгодного межрегионального научно-технического сотрудничества рассматривается в качестве направления развития инновационной системы региона. В Стратегии также выделен раздел «Международное и межрегиональное сотрудничество», в котором определены цель, задачи и формы межрегионального взаимодействия.
Основной целью развития международных и межрегиональных связей республики является обеспечение рациональной интеграции Республики Коми в экономику Российской Федерации, развитие и укрепление сотрудничества с субъектами Российской Федерации, странами СНГ и дальнего зарубежья.
Для достижения данной цели ставится задача укрепления и расширения взаимовыгодных связей с субъектами Российской Федерации, в приоритетном порядке - с регионами СевероЗападного федерального округа. В документе определены следующие формы межрегионального взаимодействия:
- создание условий для привлечения взаимных инвестиций;
- реализация совместных инвестиционных проектов;
- интенсификация сотрудничества с региональными объединениями.
- участие представителей республики в межрегиональных или зарубежных ярмарках, выставках;
- организация ярмарок, выставок и конференций в Республике Коми;
- целевые публикации о республике в различных российских и зарубежных средствах массовой информации, адресные рассылки информационных материалов.
В «Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года» вопросы межрегионального сотрудничества рассмотрены в следующих аспектах:
- развитие межрегионального туристического кластера;
- развитие межрегиональной транспортной инфраструктуры;
- стимулирование участия предприятий области в деятельности межрегиональных кластерных и отраслевых ассоциаций.
Достаточно последовательно вопросы межрегионального сотрудничества представлены в проекте «Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года». Так, в аналитическом разделе Стратегии отмечается, что объединение конкурентных преимуществ соседних регионов посредством развития межрегионального сотрудничества и стимулирования процессов межрегиональной интеграции имеет большую эффективность, чем межрегиональная конкуренция за внешние ресурсы. Большое внимание в документе уделяется также межрегиональной отраслевой кооперации в контексте развития экономики кластеров.
В Стратегии Новгородской области представлен раздел «Политика области по вопросам межрегиональной интеграции», в котором определены следующие показатели результативности действий органов государственной власти области по вопросам межрегионального сотрудничества:
- количество совместных межрегиональных проектов, инициированных в регионе;
- объем средств, привлеченных на условиях софинансирования;
- транспортная доступность территорий области;
- наличие в планах социально-экономического развития области проектов межрегионального характера, разрабатываемых и реализуемых совместно с представителями государственной власти, бизнеса и общественности соседних регионов;
- количество согласованных с соседними регионами конкретных проектов социально-экономического развития.
Что касается форм межрегионального сотрудничества, то основное внимание уделяется следующим:
- разработке и реализации совместных межрегиональных проектов в сфере туризма с соседними регионами;
- участию в проведении межрегиональной и зарубежной выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения продукции малых предприятий на внешних рынках;
- организации взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества с целью привлечения инвестиций в сферу малого предпринимательства;
- созданию благоприятной стимулирующей среды для ведения совместного бизнеса, принятию нормативно-правовых актов, влияющих на формирование этой среды.
В результате анализа стратегических документов можно сделать вывод, что, несмотря на важную роль, которую играет межрегиональное сотрудничество в развитии субъектов РФ, далеко не все регионы уделяют должное внимание развитию данного направления в программных документах. Лишь небольшое число регионов выделяет в своих стратегических документах в качестве самостоятельного направления раз-
вития межрегиональное сотрудничество. При этом субъекты РФ основное внимание уделяют следующим формам межрегионального взаимодействия:
- взаимному товарообмену;
- участию организаций, индивидуальных предпринимателей в международных, межрегиональных и иных выставках-ярмарках.
- реализации совместных проектов;
- совместной инвестиционной и инновационной деятельности;
- развитию производственных связей и кооперации;
- сотрудничеству в области энергетики, транспорта, связи и т. д.
В целом можно отметить, что методологические аспекты межрегионального сотрудничества в стратегических документах не получили должного развития. Недостаточное внимание также уделяется вопросам анализа перспективных направлений межрегионального сотрудничества, формированию механизма межрегионального взаимодействия и др.
Таким образом, вопросы межрегионального взаимодействия наиболее последовательно рассмотрены на уровне федеральных округов. При этом в региональной политике, проводимой на уровне субъектов РФ, все еще преобладает тенденция межрегиональной конкуренции в ущерб межрегиональному сотрудничеству. Для решения данной проблемы необходимо совершенствование методологии регионального стратегического планирования, согласование документов регионального и межрегионального уровня, а также развитие методологических аспектов межрегионального взаимодействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Текст] : распоряж. Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г.
2. Демидов, А.В. Межрегиональные и приграничные связи во внешней политике России [Текст] / А.В. Демидов // Право и безопасность. - 2008. - № 4 (29). - C. 26-34.
3. Машурова, Е.А. Межрегиональное сотрудничество: политическая сущность [Текст] / Е.А. Машурова //
Региональные политические исследования. - 2010. -№ 3 (29). - С. 49-53.
4. Николаев, М.А. Влияние экономического роста на качество экономического пространства Северо-Запада [Текст] / М.А. Николаев, М.Ю. Махотаева // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. -2006. - № 3 (29). - С. 60-68.
5. Плихун, О.Г. Вопросы межрегионального и приграничного сотрудничества Омской области [Текст] / О.Г. Плихун, А.М. Киселев // Вестник Омско-
^ЖаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу2-2'>2
го университета. Серия «Экономика». - 2009. - № 3. -С.56-59.
6. Методические рекомендации по организации межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере реализации расходных полномочий и вопросов местного значения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.minregion.ru
7. Обеспечение сбалансированного развития субъектов Российской Федерации - генеральное направление региональной политики [Электронный ресурс] : [Рекомендации «круглого стола» Комитета Совета федерации по делам федерации и региональной политике]. - Режим доступа: http://www.komfed.ru
8. Fritsch, M. Does R&D-cooperation behavior differ between regions? [Text] / M. Fritsch // Industry and Innovation. - March 2003. - Vol. 10, no. 1. - P. 25-39.
9. Fritsch, M. Innovation, cooperation, and the region [Text] / M. Fritsch, R. Lukas // Audretsch David B., Thurik
Roy Innovation, Industry Evolution and Employment. -Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - P. 157-181.
10. Lucas, R.E. On the mechanics of economic development [Text] / R.E. Lucas // Journal of Monetary Economics. - 1988. - № 22. - P. 3-42.
11. Pyke, F. Industrial districts and local economic regeneration [Text] / F. Pyke, W. Sengenberger. - Geneva: ILO, 1992.
12. Reiterer, M. Interregionalism as a new diplomatic tool: the EU and East Asia [Text] / M. Reiterer // EFAR. - 2006. - № 11. - P. 242.
13. Song, W. Regionalization, inter-regional cooperation and global governance. Published online: 25 January 2007 [Text] / W. Song. - Springer-Verlag, 2007.
14. Torre, A. Proximity and Localization [Text] / A. Torre, A. Rallet // Regional Studies. - February 2005. -Vol. 39, no. 1. - P. 47-59.
УДК 330.567.4:61
А.Е. Ахметов
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Фармацевтическая отрасль - одна из наиболее стратегически важных и приоритетных сфер российской экономики. Она играет огромную роль в решении социально-экономических задач, выступая в качестве посредника, реализующего ряд социальных функций, направленных на улучшение качества и продолжительности жизни населения. Данные функции не могут полноценно реализовываться без постоянного воспроизводства инноваций и высокотехнологичной продукции предприятиями фармацевтической отрасли. Потенциал национальной фармацевтической отрасли является важным показателем экономической развитости государства, опирающийся на инновационную модель развития здравоохранения.
Инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения и медицинской
науки, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений [1].
С целью реализации единой государственной политики в решении проблемы динамичного развития фармацевтической отрасли Министерством промышленности и торговли была разработана стратегия инновационного развития на период до 2020 г. Основными задачами данной стратегии являются: увеличение обеспеченности населения жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами; повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической продукции; стимулирование разработки и производства инновационных ле-