УДК 111 ББК 87.21
Юрий Михайлович Хрусталев,
доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы России, Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова (119991, Россия, г. Москва, ул. Трубецкая, 8), e-mail: ymhrus70@yandex.ru
Методологические аспекты метафизики
Человеческое мышление - это постоянное стремление к осознанию бытия мира и роли человечества в нём. Оно представляет собой проявление творческой активности мыслителей на базе его интеллектуального стержня - метафизики. Всякий специалист, учёный, стремящийся к жизненной мудрости, постигает глубинную философию, чтобы понимать суть высших целей Человечества. Метафизика, будучи фундаментальной философской рефлексией, представляет креативно-мыслительную идеализацию бытийных ракурсов: онтологического, гносеологического и аксиологического типа, и сложившихся в философии особо фундаментальных теоретических ходов творческой мысли человека.
Целью статьи является определение места и роли метафизики как метода исследования в научно-философском познании и познании мира в целом. Автор стремится доказать, что в научной литературе зачастую метафизика неправомерно противопоставляется диалектическому методу познания.
Метафизика выражает силу тяги человеческого креативного разума к постижению и осознанию вечного бытия, к некому преодолению конечности индивидуальной человеческой жизни. В человеке заложена потребность к трансцендированию как интеллектуально-нравственному выходу за пределы наличного человеческого бытия, за пределы обыденной данности. На эту мыслительную потребность людей и стремится ответить метафизика. Метафизика - это подлинная философия, хотя эта позиция множество раз отвергалась, даже клеймилась как ложное учение. Но и множество раз она вновь и вновь прославлялась и поднималась на щит как высшее торжество человеческого разума.
Ключевые слова: бытие, философия, метафизика, начало, сущее, человеческая жизнь, субъект, объект познания, наука, физика, разум, магия, креативность, мышление, субстанция, свобода, методология.
Yuriy Mikhailovich Khrustalev,
Doctor of Philosophy, Professor, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, I. M. Sechenov First Moscow State Medical University ( ul. Trubetskaya 2, Moscow, 191991 Russia), e-mail: ymhrus70@yandex.ru
Methodological Aspects of Metaphysics
The human thought is an aspiration for the meaningful understanding of the world of existence and the role of humanity in it. It is a manifestation of the creative activity of a thinker and his pivot - the philosophical metaphysics. Every specialist, scientist, physician, tending to the practical wisdom, comprehends this profound philosophy in order to understand the achievements of higher goals of Humanity. Metaphysics, as a fundamental philosophical reflection, is creative and mental idealization of existential perspectives of ontological, epistemological and axiological types, and all fundamental theoretical courses of the human creative thought developed in philosophy.
The article is aimed to define the place and role of metaphysics as a method of scientific-philosophical cognition and overall world cognition. The author tries to prove that metaphysics is often unfairly opposed to dialectic method of cognition in scientific literature.
Metaphysics expresses the driving force of the human creative mind to the understanding and awareness of eternal being, to a certain overcoming of the finiteness of the individual human life. A need for transcendence as an intellectual and moral going beyond the limits of available human existence and beyond the limits of everyday facts is peculiar for each man. Metaphysics seeks to answer exactly this mental need. Metaphysics is a genuine philosophy, although this position has been rejected many times and even branded as a false teaching. But many times, it was celebrated again and again and climbed on the board as a triumph of the human mind.
Keywords: being, existence, philosophy, metaphysics, origin, human life, subject, object of cognition, science, physics, mind, magic, creativity, thinking, substance, freedom, methodology.
46
© Хрусталев Ю. М., 2016
Всегда и сегодня необходимо совершать работу философского ремесла:
- развёртывать категории и методы, структурировать наше основное знание
- ориентироваться в космосе наук
- усваивать философию истории
- упражняться в спекулятивном мышлении метафизики...
К. Ясперс
Целью статьи является анализ метафизики как всеобщего метода познания действительности, выявление ценности спекулятивной формы познания, возвышающейся над опытом. Методологические аспекты в научно-теоретическом исследовании и объяснении реальной действительности широко используются учёными для стратегической самоорганизации, саморефлексии и саморегуляции. А вот на методологические аспекты метафизики (греч. metaphysic - после или выше физики) учёные пока обращают мало внимания. А дело, видимо, в том, что они, хотя и связаны с рациональным абстрагированием всех проблем бытия и небытия, сущего и не сущего, в них вопросы о сверхсущем и абсолютном бытии как базовые категории метафизики автоматически порождают раскол в креативном мышлении. Как справедливо заметил М. Хайдеггер, «Всякий и так давно знает, что в философии, тем более в метафизике, все шатко, несчётные разные концепции, позиции и школы сталкиваются и раздирают друг друга - сомнительная сумятица мнений в сравнении с однозначными истинами и достижениями, с выверенными, как говорится, результатами наук. Вот где источник всех бед. Философия, а прежде всего именно метафизика, просто пока ещё не достигла зрелости науки [5, с. 327].
Самокритичное осмысление методологических аспектов в метафизике является сложным и неоднозначным фактором, который сам нуждается в постоянном развитии философствования. А поскольку оно, как критичное воздействие на осознание бытия мира и личных позиций людей к жизни и деятельности, постоянно возрастает, то и методологические аспекты в мыслительной культуре нуждаются в развитии абстрактно-спекулятивного размышления о метафизических идеях познания. В этом творческом деле началом является метафизика как базовое спекулятивное (лат. speculo - созерцаю) философствование. Но не надо забывать, что на протяжении истории метафизика порой либо отвергалась как ложное учение, выходящее за пределы разумного, либо, наоборот, счи-
талась наивысшим достижением креативного разума мыслящих людей.
«Метафизика» - основное понятие в традиции развития креативного мышления. Её цель как «первой философии» (Аристотель) докопаться до истины путём раскрытия загадочных глубин бытия: мира, жизни, свободы, бессмертия и т. д. Первая философия, или метафизика, в отличие от второй философии, или физики, рассматривает бытие независимо от соединения материи и всех её форм и видов. Метафизика с античности существует не только средством познания и осмысления бытия, а и высшей целью интеллектуального саморазвития мышления человека и совершенствования его творческой жизнедеятельности. Метафизика восходит к спекулятивным (позднелат. speculativus - умозрительный) способностям человека, его креативному разуму творить гипотезы как разного рода предположения или научно-теоретические допущения. В этом творческом вымысле человека метафизика позволяет осознавать, понимать и объяснять суть и смысл природного и культурного мира.
Как уже было сказано выше, к сожалению, само понятие метафизики долгое время неправомерно противопоставлялось диалектическому методу познания. Считалось, что она якобы отрицает процессы изменения и развития. На самом же деле она не отрицает, что в действительности «всё течёт и все меняется». А вот найти в бесконечно изменчивом мире, текучем, рассыпающемся на бесчисленное множество частей нечто относительно устойчивое, прочное - это задача метафизическая. Жизнь человека, его практическая жизнедеятельность просто невозможны в мире, где нет ничего безусловного, надёжного, где всё подвержено непрерывному изменению и разложению на множество частей. В таком мире невозможны и устойчивые мыслительные ориентиры. В метафизике же это двусторонняя взаимосвязь способствует креативной выработке принципиально новых мыслительных ценностей.
Но при разных, порой альтернативных толкованиях метафизики в её основе лежат предельные методологические основания для понимания мира как спекулятивной формы познания, возвышающейся над опытом. Кстати, спекуляция как спонтанное умозрение предстаёт креативно-критичным мышлением, которое оригинально абстрагируется от чувственного опыта. Это и есть метафизический способ умозрения или как рационалистическое (математика - образец подобного
умозрения), или как интуитивистское (прямое созерцание идеи), что интеллектуально и нравственно возвышает человека, делая его личностью. Однако И. Кант (1724-1804) справедливо критиковал старую метафизику за чрезмерную умозрительность, которая не определяла истинный путь познания. Он полагал, что она возможна как систематическое знание, в котором креативная мысль разрешает основные метафизические проблемы бытия.
Г. Гегель (1770-1831) оценивал свою философию как «истинную», а метафизику традиционно считал «наукой наук». На этой основе во всех последующих философиях и прежде всего в марксистской была предпринята попытка дать подлинную самооценку роли метафизики как исторической формы инновационного креативно-критичного мыслительного творчества. Марксистская метафизика предстаёт как бы «...окончательно завершённая система всех мировых взаимосвязей как физических, так и духовных и исторических...» [6, с. 36]. При этом классики марксизма считали, что метафизик «...понимает вещи навыворот и видит в действительных отношениях лишь воплощение тех принципов, тех категорий, которые дремали... в недрах „безличного разума человечества"» [4, с. 133]. Современному философскому мышлению часто свойственно забывать уроки прежней метафизики.
Человек, в отличие от земных живых существ, обладает сознанием и самосознанием. Он обладает уникальной способностью к креативной жизнедеятельности - сознательной, целенаправленной, социально-культурной, а следовательно, и творческой преобразовательной самодеятельности вообще. В то же время, даже необходимая каждому человеку как специалисту и личности учебная деятельность, существующая на протяжении истории человечества, является во многом творческим созиданием принципиально новых знаний, которые и не всегда, и не во всём предстают инновационными по смыслу. Креативным субъектом и одновременно объектом учебно-творческой жизнедеятельности является сам человек, т. к. созданные и приобретённые им знания, умения, навыки отражают его креативные способности, которые характеризуют его как личность.
Творческий человек при осмыслении результатов научной работы рано или поздно задаётся вопросом: Что такое современная метафизика и её роль в научной жизнедеятельности? В своём содержании она весьма
плотно переплетается с науками, искусствами, религиями, помогая специалистам познать себя как креативного мыслителя, а также своё место в познании и преобразовании окружающего мира. Современная метафизика значительно отличается от мыслительной деятельности более ранних её форм и видов в креативно-критичном творчестве. Её может постичь человек с большим жизненным опытом, приобретёнными навыками творческого размышления. Методологические аспекты метафизики как виды научной аналитичности способны задаваться особо отвлечёнными вопросами.
Творческая мысль, рождённая в сфере метафизики, обладает огромной интеллектуальной силой, активизирует научное познание мира и общества. Эти мысли способны трансформировать творческое умонастроение учёных, художников и иных креативных специалистов. Они способны создавать, творить качественно новые, инновационные знания и умения. Мощь и скорость метафизических мыслей просто невообразима. Образно выражаясь - она предстаёт в мире познания магической силой креативности, подобно гравитации в мире естественной природы. Так, метафизическое вопрошание «что есть мир?» или «кто есть человек?» оборачивается постановкой фундаментального вопроса: «Какова роль человека в этом мире?», когда каждый в ответе за самого же себя, как единственный представляется в человеческом существовании и как нечто большее, чем он есть в данный момент.
Одним из первых мыслителей, который сформулировал ролевое предназначение философии, вытекающее из её метафизической сущности, стал И. Кант (1724-1804). Он видел в философии два особо уникальных и самобытных качества, выполняющих весьма различные смысловые роли воздействия на общественное сознание и индивидуальное самосознание. В первом он указал на «школярный» смысл или роль школьной философии. Данная характеристика есть совокупность наиболее общих представлений о философии, её задачах, целях, проблемах, которые возникли ещё в истории человечества и с которыми должен ознакомиться культурный человек, так же как он должен знакомиться с правом, искусством, наукой, не становясь при этом учёным, художником, юристом. Знакомиться с такой философией следует на ранних стадиях обучения: в школах, гимназиях, лицеях в рамках среднего образования. Эти знания учат культуре фило-
софствования, чтобы понимать суть и смысл человеческой жизни и деятельности [7; 8; 9].
В то же время философия выступает учением о последних целях и возможностях человеческого разума, которое привносит интеллектуальную креативность другим видам познания мира, повышая их роль и значение для всего человечества. Именно в этом плане она выступает общечеловеческой мудростью или метафизикой. Человек, стремящийся к жизненной мудрости, должен постигать высшие умственные цели Человечества. Он познаёт мир, но это познание не есть идеальный слепок бытия, а является результатом взаимоотношения между человеком и природным миром. По И. Канту все знания содержатся в разуме людей, который «есть способность, дающая принципы априорного знания [3, с. 120]. Методологические аспекты в познании бытия - это метафизическая сторона философии, которая является и онтологией, и гносеологией. Согласно философу Л. Витгенштейну (1889-1951) «Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчётливыми» [2, с. 24].
Сегодня человечество во всех областях науки сталкивается всё с теми же проблемами, неподвластными пониманию. И эти неразрешимые вопросы не являются следствием и итогом человеческого познания бытия. Именно эти вопросы метафизики составляют фундамент всех направлений философии. Главная сущность метафизики заключается в её творческой свободе. Философ может как бы отпустить своё воображение в «свободный полёт» и оперировать понятиями и категориями как ему вздумается. Специалист, способный находить, выводить новые понятия, одновременно и философ, и учёный. Именно эта метафизическая способность его разума творить новые идеи и знания играет стратегическую роль в познании бытия. Утратив метафизический характер, философия распадается на ряд течений и направлений, которые уже не претендуют на целостное объяснение бытия.
Любая наука или философское учение как осознанное направленное постижение тайн бытия неизбежно опирается на понятие «истина». Это понятие, как правило, указывает на правильность вывода о реальных объектах бытия. Метафизика как фундаментальная философская мысль представляет идеализацию исследовательских ракурсов - онтологического, гносеологического и аксиологического типа, а также сложившихся в истории философии иных фундаментальных теоретических ходов мысли. Метафизическая мысль
естественно опирается на креативный разум, т. е. творческую рациональность и её способность выразить в общих понятиях всевозможные формы человеческого познания. Ставя перед учёными эту проблему, философы актуализируют интеллектуальный, идейно-духовный потенциал, опираясь при этом на научные достижения человечества, а вместе с тем критично переосмысливая и отрицательный опыт разного рода трагических просчетов, ошибок, неудач.
На долю методологии метафизической философии падает важнейшая критическая проблема. Постановка самых сложных жизненных вопросов формирования нового видения мира обычно сопровождается развенчанием заблуждений и предрассудков. Задачу разрушения устаревших взглядов и развенчания устоявшихся догм, подчёркивал ещё Ф. Бэкон (1561-1626), остро осознавший, что во все времена философия встречала на своём пути «докучливых и тягостных противников»: суеверие, слепое, неумеренное религиозное рвение и другого рода помехи. Ф. Бэкон назвал их «призраками», считая, что наиболее опасна среди них укоренившаяся привычка к догматическому рассуждению. Приверженность заранее данным принципам, стремление «согласовать» с ними всё остальное - вот что, по мысли философа, является вечным врагом, пытливого интеллекта и более всего парализует истинное познание [1, с. 211].
Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы креативной мысли она обладает творческими (конструктивными) возможностями формирования обобщённой картины мира, принципиально новых идей и идеалов. В философии выстраиваются, мысленно проигрываются разные способы миропонимания. Тем самым предлагается как бы на выбор целый спектр возможных мироориентаций, образов жизни, нравственных позиций. Исторические времена и жизненные обстоятельства бывают разными, да и склад метафизического мышления людей одной эпохи, их жизненной судьбы и характеры неодинаковы. Потому в принципе немыслимо, чтобы какая-то одна система интеллектуальных взглядов годилась всегда и для всех. Многообразие философских позиций, метафизических точек зрения и подходов к решению одних и тех же проблем - это высшая ценность духовной культуры.
Философы формулируют теоретически обобщённые образы мира в соотнесенности их с жизнью людей, их сознанием. Одна
из существенных задач философии состоит в том, чтобы она выводила человека за пределы обыденной жизни, приобщала к высшим идеалам и ценностям. Философия в высших проявлениях креативности разума обращается к вечным проблемам познания бытия, которые не могут устареть или не стать актуальными. Это осознавали уже древние греки. Аристотель, разделив науки на практические, творческие и теоретические [2], среди последних особо выделял «первую философию» или «теологию» в отличие от философии как физики познания природы. Первая философия (метафизика) - это наука о принципах познании бытия как бы по ту сторону его физической реальности или за пределами эмпирического мира. Согласно традиционной аристотелевской метафизике философы
- исследуют первые причины или высшие начала сущего;
- познают «бытие, определяющее всё»;
- осмысливают субстанции (лат. substantia - сущность, лежащая в основе);
- познают Бога как сверхчувственную субстанцию.
Метафизика (с античности) - это наиболее возвышенная наука из всех известных наук, т. е. она как бы своеобразно рафинированная философия, мир познания которой совсем не связан с материальными нуждами и потребностями. Это чистая тяга человеческого креативного разума к знанию ради самого знания. Это интеллектуальная страсть к постижению истины как высшая степень свободы от всего материального, эмпирического, как путь рационального творчества. Чем более человек образован, тем больше он стремится подавить в себе низшие проявления сознания и стремится выйти к его высшим идеалам как творческой страсти разума. Вот эту страсть и можно представить как таинственную магию (лат. Magia - волшебство) креатива, которая ведёт к познанию единства природы и человека.
Магия - это символическое понятие, используемое в философии для описания системы креативно-критичного мышления, которое обращается к «таинственным» силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи. Это и символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём. Западная традиция отличает магию от религии или медицины. Разные определения магии являются обширным полем для дискус-
сий. Слово «магия» часто используется и в переносном смысле; например, философы нередко используют выражения типа «творческая магия метафизики». Человечество во всех областях науки сталкивается с магией метафизических проблем, неподвластных пониманию.
Все философские дисциплины вышли из лона метафизики, начиная с теологии как учении о сущности Бога и вплоть до антропологии, изучающей феномен человека и онтологии, ставящей проблемы о сущем. Метафизики, обладая способностью уникального и самобытного креативного мышления, становятся особо критичными философами, оригинальными учёными. Именно им свойственен редко встречающийся аномальный тип творческого мышления как особая форма бытия и развития человеческого сознания, которое никак не опирается на чувственное восприятие вещей, явлений и процессов, происходящих в мире, а основывается на уникальной человеческой умственной коммуникации с невидимым физически миром.
Свободный и креативный философский разум, как правило, предельно ясно сознаёт, что всё метафизическое в любом смысловом синониме есть не более как полёт творческой умственной сферы человека, прежде всего. Конечно, разум нуждается в креативном мо-тивационном импульсе для включения своей деятельности и достижения какого-либо вразумительного результата, то есть продвижение мысли, которое и есть для людей бытие в метафизическом смысле, который и является особым рациональным генератором мобилизации креативного качества человеческой психики. Таким образом, всё просматриваемое априори в рефлексивном поле разума, являющемся обыкновенным творческим актом мысли, формулируя новые идеи наиболее ясно. Поэтому философская мысль относится к творчеству и умственному перебиранию вариантов умозаключений из элементов, где нет законченности или теоретической ясности.
Философия нашего времени представляет совокупность всевозможных учений. Это не цельная мыслительная и мировоззренческая картина, а разнообразные подходы к извечным жизненным вопросам. Современная философия гораздо более толерантна, чем когда-либо прежде. Теперь мыслящему человеку предоставлено полное право самостоятельного выбора. Современный человек сам решает, какой взгляд на мир и место человека в нём ему более понятен. При этом
он берёт на себя полную ответственность за выбор своей же мировоззренческой позиции. Такой является я философия, стремящаяся прояснить себе и людям проблемы своего времени, ибо мир разнообразен, неустойчив и порой опасен.
Итак, человек, обладая уникальной способностью к метафизическому мышлению -фундаменту возникновения всего знания о бытии и всего сущего, стремится использовать его как источник упорядочения знаний и мнений. В результате овладения метафизикой, как бы магической силой творчества пробуждается и возбуждается в человеке
врождённое креативное начало, в целях конструирования принципиально новых идей, знаний и всего, что в его жизненных интересах. Понимание того, что человек может менять всё в мире - это и есть его способность обнаруживать и использовать магическую силу метафизики разумом для поиска общего основания всего, что существует в мире бытия. Современные методологические аспекты метафизики, возведённые в высшую степень свободы творчества, делают человека Личностью или «господином» в мире природы и общества.
Список литературы
1. Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. 776 с.
2. Аристотель. Метафизика // 100 лучших книг всех времен [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www.100best-books.ru (дата обращения: 15.01.2016).
3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Гнозис, 1994. 612 с.
4. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: в 6 т. Т. 3. М.: Мысль, 1964. С. 69-756. (Философское наследие).
5. Маркс К. Манифест Коммунистической партии // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4.
6. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. М.: Республика, 1993. 447 с.
7. Хрусталев Ю. М. Философия: учебник / под ред. проф. А. Н. Чумакова. М.: Инфра-М : Вузовский учебник, 2014. 432 с.
8. Хрусталев Ю. М. Философия науки и медицины. М.: ГЭОТАР, 2010.
9. Хрусталев Ю. М. Философия. Метафизические начала креативного мышления. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 384 с.
10. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 1-338.
References
1. Antologiya mirovoi filosofii. V 4 t. T. 2. M.: Mysl', 1970. 776 s.
2. Aristotel'. Metafizika // 100 luchshikh knig vsekh vremen [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:www.100bestbooks. ru (data obrashcheniya: 15.01.2016).
3. Vitgenshtein L. Logiko-filosofskii traktat. M.: Gnozis, 1994. 612 s.
4. Kant I. Kritika chistogo razuma // Soch.: v 6 t. T. 3. M.: Mysl', 1964. S. 69-756. (Filosofskoe nasledie).
5. Marks K. Manifest Kommunisticheskoi partii // Marks K. i Engel's F. Soch. 2-e izd. T. 4.
6. Khaidegger M. Osnovnye ponyatiya metafiziki. M.: Respublika, 1993. 447 s.
7. Khrustalev Yu. M. Filosofiya: uchebnik / pod red. prof. A. N. Chumakova. M.: Infra-M : Vuzovskii uchebnik, 2014. 432 s.
8. Khrustalev Yu. M. Filosofiya nauki i meditsiny. M.: GEOTAR, 2010.
9. Khrustalev Yu. M. Filosofiya. Metafizicheskie nachala kreativnogo myshleniya. M.: GEOTAR-Media, 2015. 384 s.
10. Engel's F. Anti-Dyuring // Marks K. i Engel's F. Soch. 2-e izd. T. 20. S. 1-338.
Библиографическое описание статьи
Хрусталев Ю. М. Методологические аспекты метафизики // Гуманитарный вектор. Сер. Философия. Культурология. 2016. Т. 11, № 1. 46-51.
Статья поступила в редакцию 26.01.2016