НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология
УДК 1/14.001:37(4-15)
МЕТАФИЗИКА КАК ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
С.И. НЕКРАСОВ, Н.А. НЕКРАСОВА
Рассматривается метафизика как знание о том, что существует за пределами возможного чувственного опыта. Анализируется трансформация этого понятия в истории философской мысли, даётся характеристика современной ситуации в области научно-философского познания мира.
Метафизика - это знание о том, что существует за пределами мира явлений, за пределами возможного чувственного опыта, словом, знание о вещах, о которых мы знаем, что они существуют, но не можем их познать традиционными эмпирико-рационалистскими научными средствами. Слово «метафизика» в истории философии неоднократно меняло свой смысл. Буквально означающее - после физики - оно было сконструировано в I в. до н.э. систематизатором трудов Аристотеля Андроником Родосским, назвавшим этим именем философские работы Стагирита. По смыслу это слово было синонимом современному слову «философия». Сам Аристотель, его предшественники и последователи под философией понимали все формы рационального познания мира (то, что мы сейчас называем философией, естествознанием, гуманитарными и социальными науками), а то, что мы сейчас называем философией, он называл «первой философией». Можно сказать, что Аристотель разделил как особые когнитивные области науки о живой и неживой природе, т.е. естествознание, и философию как «первую философию», то есть метафизику.
В средневековье метафизика и онтология имели практически один и тот же смысл, поскольку включали в свой предмет высшие начала мироздания. В Новое время происходит дифференциация смыслового содержания этих сфер философского знания - онтология понимается как учение о бытии, о мире в пределах и за пределами человеческого опыта, метафизика рассматривается как учение о бытии, о мире за пределами возможного опыта. В XVIII в. Кант отказал метафизике в статусе науки, в XIX в. Гегель слову «метафизика» придал смысл «антидиалектики». Гегелевский смысл метафизики как антидиалектики сохранился в ХЕХ-ХХ вв. в странах Восточной Европы, в которых культивировалась ортодоксальная марксистко-ленинская философия. В разнообразных философских течениях позитивистской ориентации было провозглашено, что метафизика умерла как псевдоучение, не подтверждаемое эмпирически (не верифицируемое, не тестируемое). Все метафизические учения, т.е. учения о вещах за пределами возможного опыта в некоторых работах позитивистской ориентации стали называться «иронической наукой».
Необходимо внести еще одно разъяснение смысла такого сложного и исторически изменчивого понятия, как «метафизика». Следует различать рациональную научно-философскую и мистическую фантастико-эзотерическую метафизику. Рациональная метафизика строится на явно сформулированных основоположениях-постулатах как система в рамках канонов логикофилософского дискурса. Мистическая метафизика строится как описание интуиции, видений, прозрений. Чаще всего такая метафизика, по сути, есть некритическая фантастическая метафизика, не проникающая в тайны природы, а выдумывающая их (Я. Беме, Э. Сведенборг, Е. Бла-ватская).
Философскую метафизику можно рассматривать и как своеобразный жанр рационализированного литературного творчества, в котором выражается романтическая устремленность человека к запредельному. Такой жанр имеет право на существование во все времена, пока жив человек, так же как и любовная лирика.
Касательно судеб метафизики как учения о вещах за пределами возможного опыта, следует внести дополнительные пояснения. Несмотря на мнение некоторых современных философов,
что «метафизика умерла», нет оснований для изъятия метафизических вопросов философии из ее проблемного поля. В данном случае заслуживает внимания позиция К. Поппера, мыслящего в русле позитивизма, но утверждающего, что различие между наукой и метафизикой лежит не в природе вещей, как это полагают позитивисты, а представляет вопрос конвенции. Не понимая этого позитивисты постоянно пытаются доказать, что метафизика по самой своей природе есть не что иное, как бессмысленная болтовня - «софистика и заблуждение», по выражению Д. Юма, - которую правильнее всего было бы бросить в огонь. Не подлежит сомнению тот факт, что вовсе не успешная демаркация науки и метафизики является действительной целью позитивистов. Они скорее стремятся упразднить и уничтожить метафизику.
Более того, для разумной постановки метафизических вопросов в философии есть много весомых оснований. Здесь мы приведем не самый сильный аргумент, но поскольку и он вполне убедительный, можно предварительно ограничиться одним им. Так, идеи атомистики возникли в античности и такие вещи, как «атомы» были метафизическими объектами за пределами возможного опыта до XX века. Атомистическое учение Дальтона, сформировавшееся только в XIX веке, было всего лишь гипотезой и основывалось на косвенных научных фактах - целочис-ленности весовых соотношений веществ реагентов и продуктов химических реакций. Даже в конце XIX века выдающийся химик В. Оствальд считал химическую атомистику излишней гипотезой. Атомистическое строение микромира было достаточно обосновано, чтобы стать общепризнанным, только в XX веке. По аналогии с этим можно вполне разумно утверждать, что неразрешимые на протяжении известной нам истории человечества метафизические философские проблемы не могут быть изъяты из проблемного поля философии только на том основании, что до настоящего времени они остаются неразрешимыми.
Судьбу метафизики в послекантовский период, включая современность, необходимо рассматривать с метафизических по своей сути следующих трудов: «Наукоучения» И.Фихте и «Науки логики» Г. Г егеля с их интуициями о трансцендентных (метафизических) «Абсолютном Я» и «Абсолютном Духе», которые несмотря на претензию быть научными, что явствует уже из авторских названий, не стали научными онтологиями по рационально-эмпирическим критериям классической ренессансной науки.
Таким образом, начиная с И. Канта, т.е. с XVIII в., и особенно со второй половины XIX в., после Фихте и Г егеля критически мыслящим людям стало ясно, что философия не решила своих коренных метафизических проблем и не ответила на фундаментальные метафизические вопросы так, чтобы были найдены решения, удовлетворяющие всех или большинство представителей научно-философского сообщества и образованных людей в целом. Можно сказать, что Кант «подрезал крылья» философам и вывел их философские учения из системы научного знания. За своим философским учением Кант оставил скромный статус преднаучного, т.е. не позитивного, а пока еще только критического знания. Попытки Фихте, который претендовал на разработку фундамента кантовского учения, и Г егеля, который претендовал на его фундаментальное развитие, представляли истинные научно обоснованные онтологии только по оценкам своих создателей и их прямых последователей.
В современном итоге истории человеческого познания мира получилось, что все философские онтологии — это плод творческого воображения философов. Все они включают в свое осознание только одно истинное основоположение, высказанное Парменидом, что «бытие есть, а небытия нет». Остальное исторически устойчивое и доказательное знание о мире вне нас привнесено, прежде всего, естествознанием, а также и религиозными учениями, прежде всего христианством (действительно, христианская онтология не есть чистая метафизика: земная жизнь Иисуса Христа и чудеса творимые Им, особенно чудо Его Воскресения, - являются предметом не только религиозной догматики и философской метафизики, но и, например, исторической науки).
Итак, история чистой философии началась с умозрительной метафизики Элейской школы. Параллельно с этим сформировалась натурфилософия Милетской школы как прообраз будуще-
го естествознания. Философия в целом в ходе своего исторического развития породила естествознание, которое к XIX в. завоевало все приоритеты на знание о мире в пределах человеческого опыта. В результате умозрительная, т.е. рациональная метафизика осталась единственной приоритетной областью чистой (т.е. независимой от других областей знания) философии.
С долей гротеска можно сказать, что философия ценна своей гносеологией и методологией, а естествознание своей онтологией. Особенно явно это обозначилось после трудов Канта. Вся онтология кантовской «Критики чистого разума» выражается одним высказыванием: есть вещи сами по себе, но они не познаваемы. Поэтому не случайно Кант утверждал, что нельзя научить философии, но можно научить философствовать. Философствование - это метод (в буквальном переводе с греческого - путь) познания. Философия как учение - это буквально догма, т.е. результат познания, который в философских системах по преимуществу и есть онтология. В силу этого, мысль Канта в отношении к естествознанию, и в отношении к позитивным наукам в целом может быть выражена наоборот: можно научить естествознанию, но невозможно научить естественнонаучному познанию. Проще говоря, естествоиспытателя на кабинетном уровне не воспитаешь.
Основатель позитивизма Огюст Конт подвел черту под критикой философской онтологии, провозгласив, что «наука (в данном контексте - это позитивные науки ренессансного типа) -сама по себе философия». Мысль Конта для прояснения ее сути можно перефразировать и выразить словами: «наука - сама по себе наука без всякой философии». Для Конта вся философия
- это метафизика, а метафизика - это не только не научное, но и архаичное знание.
Здесь надо внести уточнения. Позитивизм, в явном виде порожденный Контом (его элементы можно найти уже у Аристотеля), с его последующими разновидностями: неопозитивизмом, логическим позитивизмом, аналитической философией - это, прежде всего, корпус наук, относящихся к сферам логики, семиотики и методологии эмпиризма. Не обсуждая хорошо известные взлеты и падения этого направления, можно сказать, что все это не философия, хотя институционально (название учебных подразделений, печатных изданий, названий конференций) труды позитивистов причисляются к философии. Другими словами, если позитивизм есть одна из наук ренессансного типа, то метафизика - это философия.
Своеобразный протест против тоталитарной власти ренессансной науки, которая читает только книгу природы, написанную языком математики, высказал Гуссерль в труде «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». По убеждению Гуссерля в природе есть многое, что не входит в традиционную предметную область европейской (т.е. ренессансной) науки. Пафос этой работы приблизительно тот же, что и в словах Гете: «Суха теория, мой друг, но вечно зелено древо жизни».
Можно высказать важную для истории человеческого познания мира мысль: автономной и приоритетной областью чистой философии, начиная с XIX в., действительно осталась только метафизика. По сути, философия сохранилась в трех своих незыблемых ипостасях: как свободное критическое мышление, как рефлексивное мышление и метадисциплинарное знание и как метафизика. Еще раз уточним, что в данном контексте термин «чистая философия» обозначает философию, которая жива сама по себе, без связи с другими областями знания. В итоге получилось, что во всем историческом развороте неуничтожимым инвариантом философской мысли оказалась самая сомнительная с научной точки зрения область познания мира — метафизика.
Философия как метафизика может давать ответ на вопрос «Что есть истина?» в смысле высказываний вариантов возможно истинного знания о мире или она может анализировать критерии истины, но философская метафизика не может владеть истиной с доказательной достоверностью (что обстоятельно рассмотрено Кантом).
После «звонкого шлепка», полученного философией от Канта, и несостоятельности претензий Фихте и Гегеля, представить философию как науку наук с онтологией, которая может исследовать природу (предмет уже сформировавшихся естественных наук), философы засуетились и стали разными путями искать онтологические основания философии. Существенно, что
все предложенные основоположения были метафизическими и в них не было претензий на познание природы в предметной области, занятой естественными науками - это иррациональная воля у Шопенгауэра, жизненная сила у Ницше, божественная вечность в соприкосновении с человеческой экзистенцией у Кьеркегора.
Суверенитет философии в пределах метафизики не так уж плох. Действительно, если долгое время философская онтология претендовала на познание практически всех вещей вне нашего сознания и была вытеснена естествознанием, то философская метафизика, претендующая на постижение вещей за пределами возможного опыта человека рациональным путем, не имеет конкурентов. Предмет философской метафизики не входит в предметную область позитивных наук, а ее метод - рационализм - расходится с метафизическими учениями, создаваемыми на основании иррационально-мистических путей получения знания.
Предметных областей современной метафизики немало: первоначало Вселенной («звездное небо надо мной»); природа свободной воли человека, а вместе с этим природа добра и зла («моральный закон в нас»); вечность, жизнь в вечности и Бог; всеохватывающая целесообразность и природа прекрасного; феномен жизни и человека во взаимосвязи ипостасей: тело, душа, интеллект и дух, сознание и «Я»; конечные судьбы мира, человечества и смысл жизни. Поскольку философская метафизика должна строиться на рациональной основе, то в сфере рациональной методологии она может строить только возможные миры и предлагать возможные варианты решения проблем.
Современный метафизик-философ, в отличие от своих предшественников не должен маниакально верить в конечную истинность своих доктрин, но это не означает ни впадения в релятивизм, ни выражения идей постмодернизма. Это выражает не более чем «знание о незнании», т.е. неопределенность человеческого знания в каких-то областях познания мира. Хороший пример - это соотношение неопределенностей в физике микромира, которое входит в фундамент физики и не есть выражение релятивизма в смысле общей гносеологической установки. Философ-метафизик - это чистый рационалист, который предлагает высшие гипотезы о мироустройстве за пределами человеческого опыта и сознает, в отличие от коллег-метафизиков прошлого, что его чисто теоретическая система, как и разделы чистой математики, может соответствовать эмпирическому миру, а может быть и нет. В системе человеческого знания присутствует метафизика как продукт чистого рационализма, которую можно назвать «рациональная метафизика», или, как обычно принято, «умозрительная метафизика», или «спекулятивная метафизика».
На основе представленного анализа можно сделать следующий вывод: метафизика и методология науки - незыблемые приоритеты философии и школа свободного критического мышления.
Философия незаменима как основа формирования общенаучной методологии, которая, в свою очередь, является основой методологии частных естественно-научных и гуманитарных дисциплин. В области общенаучной методологии не работают ни физики, ни химики, ни историки, ни филологи, ни социологи и т.д. Без общего философского анализа феномена «наука» (во взаимосвязях и взаимодействиях составляющих ее дисциплин, осложненных к тому же их историческими коллизиями), не было ни одного человека в мире, который бы смог хоть как-то понять, что такое наука. Мы можем, например, без труда представить себе культуролога-гуманитария, который изучает науку как феномен культуры по работам в области философии науки, но нам трудно представить успешную работу такого специалиста, если ему для изучения доступны только, пусть эпохальные, но вполне конкретные, научные труды, например, такие как «Математические начала натуральной философии» Ньютона или «К электродинамике движущихся тел» Эйнштейна.
В целом можно дать итоговую характеристику современной ситуации в области научнофилософского познания мира:
1. Традиционная философская онтология с ее претензией описывать мироустройство таким, каково оно есть на самом деле во всех его основных областях стала вырождаться с зарождением ренессансной науки.
2. Рациональная (умозрительная, спекулятивная) метафизика присутствует и в философском, и в естественно-научном знании. Например, монадология Лейбница в философии и постулат о постоянстве скорости света во всех системах отсчета в физике.
3. Рациональная метафизика как знание, объективность (истинность) которого недоказуема. Такое знание может приниматься как несущее в себе истину, если «слову», т.е. языку, придается онтологический статус и провозглашается тождество бытия и мышления. Такой статус не находит абсолютно строгих доказательств и соответственно может быть только постулатом или убеждением, т.е. верой в его истинность.
4. Рациональная метафизика в философии создается как сложнейшая понятийная система и ее ценность для человеческого познания мира заключается не только в том, что она представляет возможный мир за пределами возможного опыта, но и в том, что она являет искусство построения понятийных систем, принципы которого в форме методологии обогащают все науки.
5. Эмпирические исследования раскрывают перед человеком мир явлений. Конечные знания, вырабатываемые в результате эмпирико-рационалистской познавательной деятельности, т.е. в данном контексте естественно-научные знания, могут претендовать на истину, т.е. объективность знания, если только принять метафизический постулат Гегеля, что явление существенно, а сущность является, отвергнув альтернативный метафизический постулат Канта о непознаваемости вещей самих по себе. Поскольку постулат - это метафизическое положение, то в любом случае утверждение, что естествознание несет в себе истину метафизично.
6. Эмпирико-рационалистское естественно-научное знание получило в научном сообществе приоритет по отношению к рационально-метафизическому знанию в сфере познания тех объектов, для которых возможно проведение экспериментальных исследований и их математическое описание в теоретическом знании.
7. Теизм и атеистический материализм — метафизические постулаты. При этом во Вселенной с наличием в ней такой сложности, как человеческий разум, больше оснований для принятия первого постулата, даже если основываться не на религиозно-догматических, а только на рационально-эмпирических и логико-методологических критериях предпочтения.
В итоге можно так предельно кратко охарактеризовать место философии в современной культуре:
1) философия сохраняет приоритет носительницы свободного и критического мышления, которое необходимо во всех сферах научного познания мира;
2) независимой самостоятельной областью чистой философии является рациональная метафизика;
3) только философская метафизика и религиозные учения дают всеобщие и необходимые основания морали; позитивные науки бессильны в деле обоснования необходимости нравственных действий человека;
4) наиболее крупной областью, пограничной с философией, является область, называемая «философия и методология науки»;
5) философия как своеобразный жанр литературы показывает различные типы человеческого мышления, и в этом состоит ее дополнительная общекультурная ценность и значимость для исследований истории и географии ментальностей, в том числе и характерных черт ментальности нашего времени.
Характерные черты культуры нашего времени, свидетельствующие о важной роли философии в жизни человека и общества, можно свести к следующим явлениям:
- новый третий глобальный антропологический поворот в философии;
- увеличение «человекоразмерности» научных знаний, в том числе и в естествознании («постнеклассическая наука»), при все более явном осознании пределов познания мира и человека в рамках традиционной ренессансной науки;
- резкое возрастание роли этических учений во всех сферах человеческой деятельности (экологическая этика, биоэтика, биомедицинская этика, этика ученых и т.п.);
- возрастание значимости философско-методологических концепций при решении политических, экономических, социальных, национально-этнических и экологических мультдисцип-линарных проблем;
- разработка методологии познавательной деятельности в естествознании, технике, социальных и гуманитарных науках;
- необходимость воспроизведения и постоянного переосмысления вечных вопросов человека о происхождении Вселенной и жизни, природы свободы воли, добра и зла, смысле жизни, прекрасном и безобразном, конечных судьбах мира и человечества (об эсхатологии);
- возрастание роли философской герменевтики в связи с процессами утраты идеалов ренессансной науки (с ее стремлением к новому знанию) и важностью для нашего времени постижения вечных истин (о благе, добре, зле, метафизических путях к Истине) в текстах прошлого;
- противопоставление (борьба) классического философского знания и затемняющих ум и калечащих душу учений разнообразных псевдопророков, прорицателей, шарлатанствующих мистиков;
- духовное объединение людей общими философскими (т.е. наиболее общими для человека) идеями в условиях географических, экономических, политических, национально-этнических разобщенностей и противоречий;
- грядущая несостоятельность так называемого информационного общества ввиду опасности для «живого» человеческого существования все большего переноса жизни человека из сферы «человек-человек» в сферу «человек-машина».
METAPHYSICS AS EPISTEMOLOGICAL KNOWLEDGE
Nekrasov S.I., Nekrasova N.A.
The paper examines metaphysics as human knowledge that exists outside of the world of the phenomena, outside probable sensual experience. The paper analyses the transformation of this concept in the history of the philosophical idea, its rises and crises. The special attention is given to the consideration of the problems of metaphysics in contemporary philosophy and the final characteristic of the modern situation in the field of scientific - philosophical knowledge of the world is provided.
Сведения об авторах
Некрасов Сергей Иванович, 1954 г.р., окончил КГУ (1984), заслуженный деятель науки и образования, академик РАЕ, академик Европейской академии естественной истории, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор 120 научных работ, область научных интересов - философия и методология науки, философская антропология, онтология и теория познания.
Некрасова Нина Андреевна, окончила КГУ (1979), заслуженный деятель науки и образования, член-корреспондент РАЕ, академик Европейской академии естественной истории, доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологи МГУПС, автор 120 научных работ, область научных интересов - философия и методология науки, философская антропология, онтология и теория познания.