УДК:332.1:316.422+330.322 Маштаков А.И, к.э.н, доцент, ДальГАУ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Обозначая на нынешнем этапе развития России бизнес-среду как специфический фактор производства, автор определяют его место в иерархической модели построения хозяйственной системы инновационно-инвестиционного типа и наделяет его свойствами, позволяющими сформировать предпосылки и условия для обретения системой тенденции к устойчивому развитию. Проведенное исследование позволило выделить для этого состояния классификационные признаки, отображающие проблемность взаимоотношений между характером развития и состоянием системообразующих элементов. Подтверждением сложности этих взаимоотношений служит сформулированный нами тезис о том, что только преобразующее противостояние субъективизированных и объективизированных сущностей может выступать реальным фактором управления развитием на макро- и микроуровнях.
Mashtakov A.I., Cand.Econ.Sci., senior lecturer, FESAU
METHODOLOGICAL ASPECTS INNOVATIVE INVESTMENT DEVELOPMENT OF THE REGION
Designating at a present stage of development of Russia the business environment as the specific factor of manufacture, the author defines its place in hierarchical model of construction of economic system of innovative-investment type and endows it with properties, allowing to form preconditions and conditions for a system tendency to sustainable development. The carried research has allowed to allocate the classification signs for this condition, displaying problematical character of relations between the way of development and conditions of backbone elements. As a proof of complexity of these relations serves the thesis formulated by us that only reformative opposition of subjective and objective points can act as the real factor of development management on macro and micro levels.
Правительству России следует пересмотреть свою стратегию на ближнесрочную перспективу. Такой вывод содержится в докладе о состоянии экономики РФ, который опубликовал в ноябре 2010 г. Всемирный банк. В правительственных кругах и экспертном сообществе предвещают вторую волну экономического кризиса, которую связывают с невозможностью российских предприятий расплатиться по кредитам, пик платежей по которым приходится на этот период. Судя по высказываниям на совещании Счетной палаты «Кризис как возможность обновления промышленного и технологического потенциала экономики» у России практически такого потенциала нет. Динамика процессов рыночных преобразований свидетельствует о том, что структурные деформации российской экономики нарастают. Причем они не носят стабилизирующего характера. Не обозначены отчетливо пути системной перестройки экономики России, базирующиеся на сбалансированном комплексе мер инновационного и инвестиционного характера. Эксперты отмечают, что первая помощь российского правительства была оказана именно банковскому сектору, а не промыш-
ленности и сельскому хозяйству, тогда как на самом деле мы переживаем, по словам директора Института комплексных стратегических исследований Олега Виханского, не финансовый, а системный кризис. А он в свою очередь масштабно затрагивает реальный сектор экономики. Что касается финансового сектора экономики, то он выполняет инфраструктурную, обслуживающую функцию, но не отнюдь главную. Ключевыми звеньями для отечественной экономики являются, прежде всего, промышленный и аграрный сектора, а также сектор, связанный с сервисом, где и сосредоточены в настоящее время основные проблемы. Причем наиболее сложна ситуация на агропромышленных предприятиях, в оборонном секторе, металлургии, машиностроении [1]. Между тем развитые страны продолжают активно наращивать свой технологический потенциал, увеличивая «разрыв» с Россией.
Поскольку нарушено нормальное функционирование институциональной среды, постольку правительство России вынуждено бороться с кризисом в «ручном режиме», что не устраняет ненужных деформаций в национальной экономике. Антикризисные меры ока-
61
зались в недостаточной мере эффективными. Большая часть антикризисных мер была направлена на поддержание действующих предприятий, а не на создание технологий будущего и на разработку инновационноинвестиционных механизмов развития реальных секторов экономики. Между тем фискальные меры поддержки в России, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, наименее эффективны: в развитых странах на каждый вложенный доллар отдача равна 1 долл., в развивающихся странах - в среднем 0,5 долл., в России - результат нулевой или даже отрицательный [2]. Резервный фонд тает от месяца к месяцу, и, судя по всему, эта тенденция сохранится. Так, в 2010 г. Всемирный банк ожидает рост валового внутреннего продукта (ВВП) России на уровне 4,2% вместо прогнозируемых ранее 4,5%, в 2011 г. - 4,5 вместо 4,8%, в 2012-м - 3,5 вместо 4,7%. Дефицит консолидированного бюджета в 2010 г. прогнозируется в размере 4,4% от ВВП, а дефицит федерального бюджета РФ может составить более 6% ВВП, хотя раньше речь шла о 5% ВВП [3]. Основным источником дальнейшего «затыкания» дыр, очевидно, по-прежнему будет Резервный фонд. Структурные деформации экономики продолжают нарастать, и нет эффективных программ правительства, направленных на прекращение этого процесса. Для перестройки экономики необходимы глубокие структурные реформы, повышение эффективности государственных расходов и создание мотивационных механизмов привлечения в экономику средств, как отечественной, так и зарубежной бизнес-среды [4]. Но как проводить реформы? Четких ответов на этот вопрос пока нет ни у кого. Все профессиональное сообщество, в том числе экономическая и экспертная элита, не готово предложить правительству системные меры перестройки экономики.
Нарастание кризисных проявлений в экономике и в обществе связано с неэффективным использованием имеющихся возможностей для развития регионов, несбалансированностью регулятивных воздействий государства в отношении стратегий развития территорий, что отрицательно сказывается на состоянии экономики страны в целом. Для развития инноваций нужен спрос на них, для привлечения инвестиций для бизнес-сообщества должны быть созданы соответствующие мотивации. Кроме того, необходимо определить источники финансирования инновационного и инвестиционного сценария развития российской экономики.
Экономическое реформирование в условиях системного кризиса серьезным образом затрагивает всю сферу научно-технических преобразований, видоизменяет методологические, методические и организационные подходы к обоснованию и внедрению инновационных и инвестиционных решений, по-новому ставит вопрос об оценке эффективности их реализации в условиях конкурентного рынка. Практика хозяйственного управления свидетельствует о глубокой взаимосвязи инновационных и инвестиционных процессов с экономическими проблемами региональных экономик. Понимание сложности и многоаспектно-сти подходов к их разрешению требует формирования принципиально новых методологических основ управления развитием, опирающихся на категории качественно иного порядка, в том числе включающих термины и понятия, характеризующие инновационноинвестиционный механизм экономического роста. Новая методология развития должна выступить инструментом инспирирующего и верификационного измерения тех преобразований, которые способны видоизменить характер и структуру взаимосвязей между субъектами рыночных отношений в многоуровневом поле всевозможных обменов.
Исследование выявило преемственность построения логики взаимоотношений между участниками макро- и микроуровней. Установлено, что содержательная доминанта развития более высокого уровня управления достаточно четко проявляет себя в содержательном наполнении качественного набора свойств (признаков, черт) и поведенческом характере субъектов первичных экономических звеньев. Уместно начинать рассмотрение проблем развития именно для этих звеньев, но на новой методологической основе, составляющей целостное представление о взаимосвязях элементов в единой общности их как системы. Инновационное и инвестиционное развитие экономики региона выступает "интегрирующим звеном" всего комплекса их техникопроизводственных, экономических и социальных целей и задач. Это дает основание рассматривать процесс радикальных преобразований в многоаспектном плане изменчивости парадигм развития. Эволюция типов развития систем происходит в условиях конвергенции парадигм, в рамках которых они существуют. При этом характерные черты каждой из них могут быть идентифицированы и описаны в границах рассматриваемых временных интервалов социально-экономического развития.
62
Обозначая на нынешнем этапе развития России бизнес-среду как специфический фактор производства, автор определяет его место в иерархической модели построения хозяйственной системы инновационно-
инвестиционного типа и наделяют его свойствами, позволяющими сформировать предпосылки и условия для обретения системой тенденции к устойчивому развитию. Исследование позволило выделить для этого состояния классификационные признаки, отображающие проблемность взаимоотношений между характером развития и состоянием системообразующих элементов. Подтверждением сложности этих взаимоотношений служит сформулированный нами тезис о том, что только преобразующее противостояние субъективизирован-ных и объективизированных сущностей может выступать реальным фактором управления развитием на макро- и микроуровнях. Установлена зависимость основных характеристик парадигм развития в разрезе их составляющих типов развития (мобилизационного, бихевио-ристического, инновационного и инвестиционного) от состояния основного системообразующего звена по фактору "предприимчивости". Сформулирована качественно иная модель эволюционного становления различных типов развития предприятий, обусловленная мотивационным компонентом, ориентированным на нормализованный уровень удовлетворяемых потребностей. Выделены иерархические ступени видов деятельности для каждого типа развития. Взаимосвязь различных парадигм развития рассмотрена в контексте инновационного и инвестиционного развития низовых предпринимательских звеньев и сфер экономики на основе предложенной теории интегрированной мотивации. Определены требования к инновационному механизму функционирования предприятий и различных сфер экономики.
Проблема современной российской экономики - это не количественное изменение параметров экономической системы, которая находится в фазе кризиса, а качественное изменение параметров совершенно другой экономической системы, которая переживает кардинальные структурные и системные изменения [5, с. 226]. Инновационную деятельность необходимо рассматривать как одну из важнейших составляющих стратегии экономического роста региона, позволяющих существенно повысить его конкурентные преимущества. «Это предполагает необходимость того, чтобы каждый элемент региональной экономической системы был ориентирован на инновационные
формы своей деятельности (как зёрна кристалла в теле магнита, каждое из которых имеет единую строгую ориентацию [6, с. 82]». Для этого необходимо: а) совершенствовать нормативно-правовую базу региона в области регулирования инновационной деятельности; б) создать единый банк данных инновационных предложений; в) изучать спрос и предложения на инновации среди предприятий и научных организаций области, разработать предложения по их внедрению; г) развивать инфраструктуру инновационной деятельности; д) формировать режим наибольшего благоприятствования для предприятий и организаций, внедряющих на производстве новые технологические разработки, подготовленные научными учреждениями региона и России. Инновации должны рассматриваться как неотъемлемая часть инвестиций.
Требуется соответствующий скачок для создания условий радикального изменения в производстве [7, с. 336]. Основной целью инвестиционной политики региона должно стать обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в эффективные производства, способные обеспечить рост в производственном секторе экономики, создание и сохранение рабочих мест, расширение налогооблагаемой базы, продвижение товаров на внешний рынок. Реализовать поставленную цель можно на основе проведения последовательной политики, направленной на поддержку инвестиционной деятельности на территории региона, отработки механизмов мобилизации бюджетных, внебюджетных и привлекаемых от бизнес-сообщества финансовых ресурсов для реализации инвестиционных программ и проектов и привлечения для этого внешних инвестиций.
Из вышесказанного следует, что приоритетными задачами инвестиционной политики региона следует определить: а) создание законодательного, организационного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности; б) развитие системы государственной поддержки инвестиционной деятельности частного сектора экономики; в) формирование привлекательного инвестиционного имиджа региона путем привлечения внимания российских и иностранных инвесторов к региону, показа для потенциальных инвесторов его привлекательных характеристик; г) организационное содействие предприятиям в привлечении инвестиций; д) совершенствование системы продвижения инвестиционных проектов; е) мобилизация инвестиционных ресурсов и развитие финансовой инфраструктуры; ж) повы-
63
шение роли органов местного самоуправления в реализации инвестиционной политики; з) формирование источников мотивационной сбалансированности интересов участников взаимодействий на региональном рынке инноваций и инвестиций.
Решение обозначенных задач становится возможным только при соблюдении предлагаемых нами методологических принципов построения стратегии развития региона и на их основе выбора соответствующих сценариев развития кризисных зон: а) управляемость региональным развитием посредством активизации регулирующей деятельности государства в отношении системообразующих элементов региона, которые могут рассматриваться в качестве составляющих "ядра развития"; б) сбалансированная соотносительность политической и социально-экономической составляющих стратегии, что по существу характеризует баланс между воздействиями органов управления Федерального и регионального уровней; в) ориентированность на освоение приоритетов и конкретность целеполагания; г) согласованность стратегий регионов со стратегией России по целям и инструментарию их реализации; д) стратегическая мотивационность субъектов рынка на развитие промышленного сектора экономики; е) проницаемость экономико-управленческих воздействий по признаку "восприимчивости" их различными странами; ж) гармонизация мотиваций субъектов рыночного взаимодействия в отношении рационального управления ресурсами; и) инновационность в организационных, экономических и технологических компонентах производственно-хозяйственной деятельности участников рыночных отношений; к) адаптивность трудового ресурса и его инновационносозидательной способности к проблемам региона; л) адресность в отношении зон и субъектов воздействия, позволяющая обеспечить "точечность" приложения усилий в пространственно-экономическом поле; м) конкретность источников и объемов финансирования мероприятий региональной социально-экономической политики; н) применимость индикативного планирования в границах субъектов Федерации; о) делегирование властных функций федерального правительства в экономической сфере органам региональной власти; п) ориентация на собственный ресурсный потенциал, имеющиеся возможности и конкурентные преимущества, а также на инвестиционную привлекательность региона и создание его позитивного имиджа; р) построение взаимоотношений между субъектами рынка на ос-
нове социального партнерства, ориентированного на рационализм и результативность; с) адекватность форм, методов и инструментов механизма стратегического развития, а также реагирования субъектов на изменчивость макросреды в соответствии с целевыми ориентирами и ожидаемой эффективностью; т) синергизм во взаимодействии входящих в состав региона субъектов; у) малозвенность в процедуре принятия решений; ф) преемственность позитивных аспектов региональной политики; х) многоукладность в построении экономических отношений; ц) кумулятивность в характере концентрируемых усилий на инновационное обновление всех сфер деятельности; ч) ориентация на сохранение и улучшение экологичности во всех составляющих элементах территориального образования; ш) интегрированность в методах стимулирования и поддержки активных элементов экономического поля территориально-хозяйственного образования (региона); щ) институциональный консенсус в региональных аспектах социальной политики, ориентированной на удовлетворение потребностей широких слоев населения, а не ее элитной части - по признаку приобщенности к собственности и высоким доходам.
Эти принципы могут быть положены в основу разработки методики формирования стратегии развития регионов, в которой будут взаимоувязаны системообразующие элементы, приоритеты, императивы, ресурсонаполняющие факторы в рамках единой мотивационноресурсной модели на уровне мезоэкономики. Ее применение позволит на основе интеграции условий, ресурсов и факторов сформировать предпосылки для эффективного инвестиционного процесса в регионе, и как следствие для устойчивого роста национальной экономики в целом.
Реализация указанных принципов позволит обеспечить: а) государственную поддержку инвестиционной деятельности, льготного (в том числе налогового) режима; б) равные права инвесторам на получение государственной поддержки в инвестиционной деятельности; в) конкурсный отбор проектов для включения в инвестиционный портфель для государственной поддержки из регионального бюджета; д) совместное финансирование с привлечением государственных, частных и кредитных инвестиций в быстроокупаемые и высокоэффективные проекты.
Ресурсная система иновационно-инвести-ционного законодательства субъектов РФ должна стоиться в расчёте на активность гражданина в управлении и на реальные ре-
64
сурсы органов управления, и на оптимальные пределы взаимодействия органов законодательной власти и местного самоуправления, определяемого в законодательстве о разграничении предметов их ведения и полномочий [8,
с. 176]. В качестве основных мер, направленных на улучшение инвестиционного климата и повышение эффективности инвестиционного процесса следует определить следующие направления деятельности органов власти региона: а) совершенствование нормативной и правовой базы в части закрепления в нормативных правовых актах механизмов и форм поддержки развития рынка ценных бумаг, создания зон экономического роста, формирования системы государственной поддержки; б) формирование за счет различных источников финансирования фонда развития экономики, а также программ предоставления государственных гарантий из средств регионального бюджета; в) создание прозрачного нормативно-правового регулирования предоставления льготных займов, налоговых льгот предприятиям, реализующим инвестиционные проекты; г) внедрение механизма компенсации части купонного дохода по ценным бумагам предприятий.
Возможность успешно конкурировать на рынке во многом определяется тем, обладает ли та или иная экономическая система конкурентными преимуществами по сравнению с другими [9, c. 5]. Как следствие, необходимо не только определить конкурентные преимущества региона в системе единого народнохозяйственного комплекса России, но и сформировать его привлекательный инвестиционный имидж, «донести информацию о регионе как о месте для бизнеса» [8, с. 27]. Основная задача - привлечь внимание российских и международных деловых кругов к региону, показать привлекательные для потенциальных инвесторов условия осуществления инвестиционной деятельности, представить регион как перспективного партнера, обладающего значительным инвестиционным потенциалом. К основным направлениям этой деятельности следует отнести: распространение информации о конкурентных преимуществах области, инвестиционном законодательстве, инвестиционных проектах и предложениях, объектах инвестиционной инфраструктуры посредством средств массовой информации, международного информационного обмена, презентаций региона и отдельных инвестиционных проектов, распространения информационнорекламных материалов. Информационное обеспечение должно оказывать содействие в
продвижении инвестиционной политики региона до потенциальных инвесторов и формированию информационного поля, стимулирующего привлечение инвестиций в экономику региона, что предполагает: а) формирование образа региона как инвестиционнопривлекательного хозяйственного комплекса; б) системное стимулирование привлечения в регион инвестиций; в) адресное распространение информации о региональных инвестиционных проектах; г) взаимодействие со средствами массовой информации и широкое освещение инвестиционной деятельности в регионе; д) выпуск презентационных материалов по инвестиционной тематике и демонстрацию возможностей региона деловой элите России и зарубежным деловым кругам; е) участие в инвестиционных форумах, ярмарках, симпозиумах; ж) развитие и поддержание отношений с посольствами и торговыми представительствами зарубежных государств, международными организациями. Все это позволит создать позитивный инвестиционный имидж стабильного региона, показать высокий уровень управленческой культуры представителей органов власти, продемонстрировать высокий инвестиционный потенциал территории, обладающей эффективными рыночными инструментами и развитым финансовым сектором.
Работа с инвесторами, содействие реализации проектов остаются важным звеном инвестиционной политики региональных органов власти. К основным задачам в этом направлении следует отнести: а) поиск крупных потенциальных инвесторов; б) заключение соглашений и меморандумов о совместной инвестиционной деятельности; в) помощь в подборе площадей, партнеров; г) использование комбинированного подхода при выборе инструментов стимулирования инвестора; д) сопровождение крупных проектов на стадии реализации; е) выбор каналов продвижения (прямая почтовая рассылка, использование средств массовой информации, участие в международных выставках, привлечение торговопромышленных палат, профессиональных ассоциаций производителей, консультантов для потенциальных инвесторов, организация миссий потенциальных инвесторов на территории области).
Органы местного самоуправления являются связующим звеном в реализации инвестиционной политики. Без активизации и синхронизации совместной работы с органами местного самоуправления, повышения инвестиционной привлекательности каждого муниципального образования невозможно со-
65
здать благоприятный инвестиционный климат региона в целом. Необходимо принятие согласованных решений на законодательном уровне, направленных на снижение инвестиционных рисков, предоставление преференций, формирование единой базы данных инвестиционных проектов и предложений, а также быстрое решение всех формальностей, связанных с инвестиционным процессом. В рамках стратегического планирования по управлению социально-экономическим развитием региона необходима разработка долгосрочной комплексной программы экономического и социального развития соответствующей территории и выработка антикризисных мер, в которых на законодательном уровне прописываются вопросы инвестиционной политики органов власти, порядок формирования и использования инвестиционных ресурсов и исполнения инвестиционных проектов.
Реализация предложенных направлений позволит обеспечить новый подход к экономическому развитию региона, оптимально использовать имеющиеся ресурсы, эффективно реагировать на меняющиеся условия конкурентного рынка и мотивировать участников инновационно-инвестиционного процесса на
обеспечение устойчивого роста региональной экономики в интересах решения ее социальных проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Электронный ресурс:
http://fmance.rambler.ru/news/analytics/46617925.html
2. Электронный ресурс:
http://finance.rambler.ru/news/analvtics/46466814.html
3. Электронный ресурс:
http://finance.rambler.ru/news/economics/80434746.html
4. Электронный ресурс:
http://finance.rambler.ru/news/gks/46492965.html
5. Предпринимательство и рынок труда: учебник / Агабекян Р.Л., Щепакин М.Б., Щепакин М.М. -Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. - 2008. - 352 с.
6. Системология регионального хозяйства: монография / Р.А. Попов. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. - 224 с.
7. Щепакин М.Б. Предпринимательство в трансформирующихся и развивающихся общественно-экономических системах. - М.: Экономическая демократия, 2000. - 511 с.
8. Региональная экономика: учебник; под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 666 с.
9. Дмитриева М. В. Роль конкуренции в макроэкономических процессах переходного периода: автореферат канд. дисс. - Волград, 1999. - 26 с.
УДК 338.439.001.25
Пашина Л.Л., к.э.н., доцент, ДальГАУ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
В статье отражено понятие продовольственной безопасности, показан анализ уровня продовольственной независимости и безопасности на уровне региона.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ, ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, КОЭФФИЦИЕНТ САМООБЕСПЕЧЕНИЯ, КОЭФФИЦИЕНТ ПОКРЫТИЯ, КОЭФФИЦИЕНТ БЕДНОСТИ, КОЭФФИЦИЕНТ КАЛОРИЙНОСТИ, КАЧЕСТВО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ.
Pashina L.L., Cand.Econ.Sci., senior lecturer, FESAU PROVISION OF FOOD SAFETY OF REGION
In this article the concept of food safety was reflected, it was shown the analysis of level of food independence and security at regional level.
KEYWORDS: FOOD SAFETY, PRODUCTION MANUFACTURE, CONSUMPTION OF FOODSTUFF, SELF-SUFFICIENCY FACTOR, COVERING FACTOR, POVERTY FACTOR, CALORIC CONTENT FACTOR, FOOD QUALITY.
Рациональное обеспечение продовольственной безопасности всецело зависит от устойчиво эффективного развития АПК. При
66
этом продовольственную безопасность можно рассматривать как составную и важнейшую часть национальной безопасности и опреде-