[Текст] / В. Ермиков // Наука в Сибири. -
2005. - № 49.
2. Ермиков, В. Наука и коммерциализация технологий: опыт Франции и Германии [Текст] / В. Ермиков // Наука в Сибири. -
2006. - № 1-2.
3. Иванов, В.В. Проблемы и направле-
ния формирования российской инновационной системы [Электронный ресурс] / В.В. Иванов. - Режим доступа:
http: //www. council. gov.ru/fil es/j ournal sf/item/2 0061110104559.pdf.
4. Кондратьева, Е.В. Национальная ин-
новационная система: теоретическая концепция [Электронный ресурс] / Е.В. Кондратьева. - Режим доступа:
http: //www. schumpeter. ru/ articl e. php?book=con cept&id=4
5. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие / А.М. Мухамедьяров. - Изд. 2-е, доп. - М.: Инфра-М., 2008. - 176 с.
УДК 332.1:316.422+330.322
Маштаков А.И., канд.экон.наук, доцент, ДальГАУ К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ ЭВОЛЮЦИОННОГО СТАНОВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Сформулирована качественно новая модель эволюционного становления различных типов регионального развития, обусловленная мотивационным компонентом. Классифицированы типы регионального развития по характеру мотиваций и уровню удовлетворяемых потребностей различных субъектов экономического пространства. Дана характеристика каждому типу регионального развития.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, ТИПЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, МОТИВАЦИОННЫЙ ФАКТОР, ПОТРЕБНОСТИ СУБЪЕКТОВ, ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИОНОВ, РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
UDC 332.1:316.422+330.322
Mashtakov A.I., Cand. Econ. Sci., assistant professor, FESAU TO BUILD A MODEL OF THE EVOLUTION OF DIFFERENT TYPES OF REGIONAL DEVELOPMENT
Formulated a qualitatively new model of evolutionary development of various types of regional development, motivational component. Classified types of regional development on character motivations and needs of the various actors in the economic area. The characteristic of each type of regional development.
KEYWORDS: REGIONAL ECONOMY, REGIONAL DEVELOPMENT, MOTIVATIONAL FACTOR, ACTORS, ECONOMIC ACTIVITIES CLASSIFICATION OF REGIONS, RESOURCE POTENTIAL, HUMAN RESOURCES, SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TERRITORIES, THE COMPETITIVENESS OF THE ECONOMIES OF THE REGION
Состояние рыночной экономики в регионах России свидетельствует о том, что существуют противоречия между государством, обществом, трудовым ресурсом и
бизнес-средой. Они порождают тот или иной уровень напряженности в системе социально-экономических отношений региона между ними. Устранить или осла-
74
бить влияние этих противоречий на ход преобразований в регионах возможно лишь в процессе изменения характера взаимодействий между ними. Бизнес-среда развивается, реализует свои целевые установки через механизм гармонизации своих интересов, интересов государства, общества и наемного работника таким образом, что создаются условия и предпосылки для безопасного роста потенциала устойчивого развития региональной экономической системы. Если бизнес- среда обеспечивает достижение указанной гармонии, то государство полу
чает значительные выгоды от законопослушной и эффективной (что ни мало важно инновационной) деятельности трудового ресурса, бизнеса и населения, проживающего на территории региона. Если же не достигается в результате переговорного процесса гармония интересов между участниками обмена, запрос бизнеса в отношении требуемого состояния региональных ресурсов (по набору его многообразных свойств и характеристик) не находит отклика на рынке. Срабатывает обратная связь бизнес-среды с региональным рынком, возникает новый цикл «потребность -спрос/предложение - бизнес-среда». Потенциал устойчивого развития региональной системы за счет расширения того или иного бизнеса не прирастает; это обратной связью через микросреду бизнес-сферы (в том числе его производственные звенья) отражается на требованиях бизнесменов к ресурсонаполняющим факторам, формирующимся на различных рынках. Корректируются мотивации бизнес-среды в отношении региональных ресурсов и запрашиваемых свойств и качеств этих ресурсов. Уточняются цели и задачи производственного сектора бизнес-среды. Они соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это в свою очередь оказывает значительное влияние на уровень пополнения бюджета региона, состояние его экономики и как следствие на возможности органов власти обеспечить достаточный уровень функционирования социальной сферы. Ограниченность бюджетных поступлений сдерживает возможности выхода региона
на устойчивый рост экономики. Проходящие негативные процессы могут привести к нестабильной ситуации в социальноэкономических отношениях региона и превышению предельного уровня экономической безопасности региональной экономической системы. Опять вступает в действие механизм согласования интересов участников рыночных обменов, направленный на достижение баланса интересов этих участников. Если она достигается на данном этапе развития экономической системы, тогда создаются реальные условия для приращения потенциала ее устойчивого развития и стабилизации показателей ее безопасности и экономического роста экономики. Обретение условий устойчивости развития системы - свидетельство сбалансированного развития бизнес-сферы (и его производственного сектора) по отношению к возможностям регионального рынка удовлетворить ресурсный запрос на количество, качество и иные параметры ресурсов. Только в этом случае разрешение противоречий - условие выхода региона на требуемые параметры его экономической безопасности. Без стратегического ориентира трудно даже предполагать, что региональная экономическая система может быть адекватно выстроена ресурсному запросу.
Мотивация в отношении рационального управления ресурсами, справедливого использования социально-экономического потенциала региона (и его территорий) и наращивания его конкурентных преимуществ должна быть в центре внимания территориальных органов власти. Мотивация в отношении ресурсных составляющих региона (материальных, инновационных, нематериальных и иных) выступает фактором развития социально-экономической сферы территории. Она возникает естественным образом прямо или в опосредованном виде, когда речь идет о социальноэкономическом развитии региона, о росте эффективности функционирования его экономики, о повышении уровня экономической активности всех его субъектов, о безопасности существования территорий. Именно это определяет потребность в ме-
75
тодологическом и методическом обеспечении выработки эффективных регулирующих и управленческих решений, как на региональном уровне, так и на уровне отдельных отраслей, крупных объединений и предприятий. При построении модели эволюционного становления различных типов регионального развития учитывалась взаимосвязь и соотношение ключевых интересов различных классов (стратификационных ступеней) в рамках интегрированной теории мотивации [1, С. 301— 304]. Последняя объясняет неоднородность и разнонаправленность мотиваций тех субъектов, которые составляют те или иные сообщества индивидов, определяющих вектор развития социально-экономических систем.
Проведённое исследование позволило сформулировать качественно новую модель эволюционного становления различных типов регионального развития (рис.), обусловленную мотивационным компонентом, ориентированным на нормализованный уровень удовлетворяемых потребностей различных субъектов экономического пространства (институциональных, предпринимательских структур, стратификационных групп, индивидов). В ней выделены иерархические ступени видов деятельности для каждого типа развития. Взаимосвязь различных парадигм развития установлена в контексте инновационного и инвестиционного развития низовых предпринимательских звеньев и сфер экономики на основе теории интегрированной мотивации, развивающейся в направлении формирования мотивационной доминанты в системообразующем звене региональной экономики. Предложенная модель позволяет выявлять потенциал системообразующих элементов региональных экономических систем, способных обеспечить устойчивое развитие отдельных территорий и формировать предпосылки для обретения ими конкурентных преимуществ в интересах роста национальной экономики.
Исходя из предложенных иерархических ступеней видов деятельности и проведённого в исследовании анализа показателей социально- экономического развития
отдельных регионов [2, С. 258-287], нами предложено:
а) классифицировать типы регионального развития по характеру мотиваций и уровню удовлетворяемых потребностей различных субъектов экономического пространства (институциональных, предпринимательских структур, стратификационных групп, индивидов); предлагается выделить мобилизационный, ситуационный, ресурсно-адаптационный, предприни мательский, инновационный, социализированный (типы регионального развития);
б) разделить субъекты РФ по фактору «мотивированность на развитие»; предлагается выделить проблемные, дотационные и базовые регионы, регионы-интеграторы, регионы с высоким ресурсным потенциалом (регионы-катализаторы) и регионы с динамизирующей социокультурной ориентацией.
Для каждого типа развития и для каждого входящего в его состав региона определены характеристики мотивационного вектора, позволяющие идентифицировать потребности субъектов региональной социально- экономической системы и состояние входящих в нее элементов в отношении интересов, возможностей и ресурсного обеспечения в стремлении дос тигать рубежи регионального роста. Выделены мотивационные факторы и обозначены виды деятельности субъектов экономического пространства РФ.
Дадим характеристику каждому типу регионального развития:
1. К самой низшей ступени иерархии нами отнесен мобилизационный тип экономического развития, характерный для проблемных и дотационных регионов. В данную группу регионов входят проблемные и дотационные субъекты РФ. К от
экономического развития данных групп территорий следует отнести:
- регрессивно-конфликтную и экстрин-сивную деятельность всех субъектов регионального хозяйства;
- возможность удовлетворения субъектами экономического пространства лишь базовых и органических потребностей;
76
- отсутствие мотиваций на реализацию собственного потенциала развития;
- подавление органами власти и бизнес-элитой конкурентной среды в экономике и свободы предпринимательства;
- ограничение прав и свобод проживающего на территории населения.
- отсутствие реальной стратегии развития субъекта, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
- низкий уровень использования достижений научно-технического прогресса;
- отсутствие государственной поддержки в части привлечения инвестиций и внедрения инноваций;
- отсутствие институционального консенсуса между различными социальными группами населения;
- сложную демографическую ситуацию и низкое качество человеческого капитала (высокая либо низкая заселённость, несбалансированная система расселения, отсутствие квалифицированных кадров);
- нерациональную структуру экономики (устаревшая технологическая база; неконкурентноспособность экономики);
- низкий или неосвоенный природноресурсный потенциал (отсутствие или неосвоенность природных ресурсов, неразвитость инфраструктуры для их разработки);
- управленческую слабость региональных органов власти;
- неэффективную организационноуправленческую и финансовую структуру управления экономикой;
- приближение либо превышение пороговых значений обеспечения безопасности (наличие этнических и социальных конфликтов, значительные размеры теневой экономики, слабая либо коррупционная система власти и правоохранительной деятельности);
- экономическую и политическую стагнацию органов управления и социально-экономической сферы региона.
Вопросы экологической безопасности на указанных территориях практически не рассматриваются. При осуществлении ими хозяйственной деятельности наносится значительный экологический ущерб, при-
водящий к деградации природных ресурсов и загрязнению окружающей среды на этих территориях. Совокупность этих факторов влияет на экономику таких субъектов РФ и ведет к существенному отставанию от других регионов страны по уровню социально-экономического развития. Накопившиеся проблемы сформировали устойчивое депрессивное состояние экономики регионов. Обозначенные территории не способны функционировать без федеральных инвестиций и обеспечить их поступательное развитие возможно лишь при целевых и согласованных усилиях федерального Центра и бизнес-стуктур общероссийского уровня. Необходимо принятие согласованных решений на законодательном уровне, направленных на снижение инвестиционных рисков, предоставление преференций, формирование единой базы данных инвестиционных проектов и предложений, а также быстрое решение всех формальностей, связанных с инвестиционным процессом в данной группе регионов [3, с.116].
2. К следующему по иерархии типу развития можно отнести ситуационный тип регионального развития. К этому типу развития можно отнести субъекты РФ с высоким ресурсным потенциалом и экстенсивным ростом экономики. Такие регионы можно считать регионами- катализаторами. Формирование данной группы территорий обусловлено следующими характеристиками их социально-
экономического развития:
- адаптивной деятельностью пассивной ориентации всех субъектов регионального хозяйства;
- возможностью удовлетворения субъектами экономического пространства экзистенциальных потребностей;
- имеющимся природно-сырьевым по-
тенциалом (нефть, руда, лес, особое климатическое либо транспортно-
географическое положение);
- сложившейся развитой (в большинстве своём в советские времена) инфраструктурой экономики.
77
Рис. 1. Взаимообусловленность региональных типов развития, определяемая состоянием мотиваций
субъектов экономического пространства
Мотивации всех субъектов общественных отношений данных территорий лежат вне области их деятельности, а в областях, связанных с ней (наличие на территории сырьевых, климатических либо транспортногеографических зон, инвестиционнопривлекательных и экспортноориентированных отраслей; возможность реализации в регионе инфраструктурных проектов федерального уровня). Вместе с тем, этого крайне недостаточно для организации органичного, интенсивного развития и активного побуждения к эффективной деятельности органов власти и бизнес- элит. Доставшиеся либо от природы возможности, либо инвестиции от федерального Центра позволяют региону поддерживать более высокий уровень развития социальной сферы и находиться на лидирующих позициях по уровню регионального валового продукта среди субъектов РФ. Мотивации на внедрение современных методов
управления, развитие инновационной сферы, привлечение инвестиций в данной группе регионов практически отсутствуют.
3. Предпринимательский тип развития поставлен нами на следующую ступень иерархии типов регионального развития. Этот тип объединяет базовые регионы. К особенностям социально-экономического развития данной группы территорий следует отнести:
- процессуально-содержательную деятельность бизнес-сообщества субъекта РФ;
- возможность удовлетворения производственно-потребительских потребностей субъектами экономического пространства;
- наличие традиционных индустриальных производств с устаревшей технологической базой;
- наличие избыточной инфраструктурной сети;
78
- отсутствие значимых для территории конкурентноспособных и инвестиционнопривлекательных проектов;
- дефицит финансового и человеческого капитала;
- несоответствие информационных технологий условиям устойчивого развития.
Основные достижения в экономике и социальной сфере территорий, входящих в обозначенный тип развития, связаны, прежде всего, с предпринимательской активностью. Имеющийся уровень социальноэкономического развития территории не стимулирует региональные органы власти к дальнейшему развитию региона, поддержку и развитие бизнес- сферы, так как имеющиеся показатели развития экономики более высоки,
чем у других регионов. Развитие социальной сферы в обозначенных субъектах РФ полностью зависит от состояния экономики. К органам власти очень медленно приходит осознание того, что негативные экологические последствия экономической деятельности, в конечном счёте, влияют на уровень экономической и социальной стабильности. Разработка программ развития экономической и социальной сфер, мер по поддержанию и сохранению экосистемы территории находится в зачаточном состоянии. Для обеспечения дальнейшего развития данной группы субъектов РФ необходимо привлечение в регион высокопрофессиональных менеджеров, способных выявить точки роста, провести модернизацию экономики, внедрить инновации и создать привлекательный инвестиционный климат. Это в свою очередь может создать условия для привлечения в регион инвестиций, для внедрения инноваций, а также для формирования предпосылок, необходимых для обеспечения устойчивого развития профессиональных бизнесменеджеров.
4. Инновационный тип регионального развития отражает текущее состояние наиболее развитых в РФ экономик ее отдельных территорий. К этому типу развития относятся экономики регионов-
интеграторов. К характеристикам данных территорий следует отнести:
- адаптивную деятельность конструктивной ориентации со стороны органов власти и бизнес-элит региона;
- возможность удовлетворения социальных потребностей населения;
- ориентацию на социальные аспекты развития экономики;
- наличие бюджетирования, ориентированного на результат в соответствии с целями, задачами регионального стратегического планирования;
- высокий уровень, по сравнению с другими, институциональной сферы, использование достижений научнотехнического прогресса, развитость отраслей экономики, наличие законодательного обеспечения развития;
- значительный вклад региона в темпы роста валового внутреннего продукта России;
- наличие сформированной долгосрочной стратегии развития и наличие стратегической инициативы, как на региональном, так и федеральном уровнях;
- высокий уровень внедрения инноваций и привлечения инвестиций;
- наличие эффективной системы управления экономикой территорий органами власти и бизнесом руководителями крупных компаний;
- значительные капвложения в поддержание и сохранение экосистемы территории.
В этих субъектах РФ вся положительная динамика социально- экономического развития достигается за счёт сознательного, продуманного вмешательства органов власти и руководителей бизнес-сферы в механизмы функционирования экономики и в преобразование всех сторон жизни общества. Вопросы развития социальной сферы в данных субъектах РФ являются приоритетными. На их решение направлены все действия субъектов экономического пространства. Источником экономического роста является качественная трансформация всей системы социально- экономических отношений региона и, в первую очередь, производственных отношений, изме-
79
няющих характер внутриукладных и ме-жукладных противоречий, их структуру [4, с. 265]. Инновационный подход к развитию экономики ориентирует руководителей бизнес-сферы уделять должное внимание социальной составляющей при реализации бизнес-проектов. К большому сожалению, следует констатировать, что на этой ступени развития находятся 10 регионов из 83 субъектов Российской Федерации. Для обеспечения дальнейшего развития данной группы регионов необходимы поддержка федеральными органами власти России условий устойчивого развития на данных территориях и продвижение наиболее перспективных в профессиональном плане руководителей органов власти и бизнес- структур региона на федеральный уровень власти.
5. На самой высокой ступени иерархии типов регионального развития, по нашему мнению, находится социализированный тип. Этот тип развития должен включать регионы с динамизирующей социокультурной ориентацией, для которых характерна экономическая деятельность социально-ценностной адаптации. Все участники региональных отношений должны быть ориентированы на консенсус интересов субъектов территории, на удовлетворение социальных и иных потребностей широкого круга потребителей (власти, бизнеса, общества, рыночных агентов, потребителей, пассивной части населения), на рационализацию вовлечения и использования всей совокупности ресурсов. Развитие экономики должно предусматривать решение совокупности социальных, нравственных и экономических задач. При этом важным становится создание предпосылок, при которых социально-нравственный потенциал региона может обеспечить поступательное развитие территорий, сделать реально выполнимыми задачи самосохранения и возрождения региона в рамках цивилизованного обновления всех сфер его жизнедеятельности. Социально-
ценностная ориентация, выступая альтернативой прежней, способна не только перестроить систему нравственных ценностей общества, но и изменить силу их мо-
тивационного воздействия, а также систему социально-экономических отношений в региональной социально-экономической системе [5]. В этой связи можно утверждать, что решение проблем обеспечения роста экономики и удовлетворения реальных общественных потребностей проживающего на территории региона населения должно проявляться в большей направленности экономического развития на улучшение качества жизни [6, с. 71]. На сегодняшний день ни один из субъектов РФ данной ступени иерархии типов регионального развития не достиг.
Актуальность и важность проблем переустройства региональной экономики, сложность и многообразие факторов, которые влияют на стабильность и устойчивое развитие России, требуют дополнительного исследования и системного осмысления ситуации, имеющей место в региональных экономиках [7, с. 13]. Мотивации широкого круга субъектов рыночных отношений, превращаясь в реальный инструмент управления развитием региона на основе изменения и адаптации человеческого ресурса к возможностям и потребностям территорий, позволяют находить новые решения по рациональному использованию ресурсов, повышению конкурентоспособности бизнес-структур в интересах обеспечения безопасного роста региональной экономики и достижения позитивного развития социальной сферы региона и страны в целом. Без гармонизации мотиваций всех участников рыночных отношений (органов федеральной, региональной, муниципальной властей; бизнеса; наемных работников; населения; общественных и подобных им организаций, а также самого общества), отражающих интересы своих стратифика-ционых классов, не представляется возможным выйти на желаемый рост экономики и существенное улучшение качества жизни подавляющей численности населения. И здесь «вырастает» иерархическая лестница ресурсонакопления и ресурсообретения (по стратификационному признаку), построенная по фактору мотивационной достаточности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
80
1. Щепакин, М.Б. Предпринимательство в развивающихся и трансформирующихся общественно -экономических системах / М.Б. Щепакин. - М: Экономическая демократия, 2000. - 511 с.
2. Инновационное развитие промышленности: кластерный подход / Под ред. д-ра экон. наук, проф. A.B. Бабкина. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2011.- 484 с.
3. Методологические и организационно -экономические аспекты обеспечения устойчивого развития депрессивного региона: монография / М.Б. Щепакин, В.Г. Боровиков, А.И. Маштаков. - Благовещенск: Издательство ДальГАУ, 2011. - 136 с.
4. Щепакин, М.Б.Формирование источников развития экономики Амурской области в условиях фактора глобализации / М.Б. Щепакин, А.И. Маштаков // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: ежегодник. - Вып. 10 / ООН РАН, ЮССРЭ, ЮНЦ РАН, ВолГУ; гл. ред. О.В. Иншаков. - Волгоград: Изд-во ВолГУ,
2009.- С. 261-272.
5. Антилогова, JI.H. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности / JI.H. Антилогова. - «Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов»,- Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 410 с. - [Электронный ресурс http://hpsy.ru/public/x2629.ht].
6. Тенденции развития регионов России: социально-экономический анализ: монография / И.В. Арсентьев, М.Б. Щепакин, А.И. Маштаков и др; под. общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. - 270 с.
7. Щепакин, М.Б. Методологические и методические аспекты выбора стратегии развития региона / М.Б. Щепакин, А.И. Маштаков // Труды Кубанского аграрного университета. -2009-N° 4 (19). -С. 12-17.
81