УДК 005.7:621.31
методологические аспекты формирования системы энергоменеджмента в организации
л. а. федоськина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством E-mail: [email protected]
Е. И. АБРАМОВ,
аспирант кафедры управления качеством E-mail: [email protected] Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск
В статье обоснована актуальность формирования систем энергетического менеджмента на российских предприятиях и необходимость разработки соответствующей методологии. Представлена авторская модель управления энергоэффективностью деятельности предприятия, включающая государственный, отраслевой и организационный уровни. Обобщены задачи системы энергоменеджмента организации, исследованы и обоснованы основные принципы ее формирования.
Ключевые слова: энергоэффективность, система энергетического менеджмента, принципы формирования системы энергоменеджмента
Концепция устойчивого развития, отражающая мировые тенденции развития экономики, экологического управления и социальной ответственности, требует адекватного ответа российского бизнеса на современные вызовы в различных сферах существования общества. Высокую степень ответственности за реализацию принципов устойчивого развития и достижение его целевых ориентиров несет деятельность организаций в области их энергетической результативности. В этом отношении наибольшую актуальность приобретает формирование систем энергетического менеджмента.
В настоящее время в научной литературе еще не обоснован единый подход к содержанию поня-
тия «система энергоменеджмента», а определение, приведенное в стандарте ISO 50001:2011*, является достаточно лаконичным и не раскрывает в полной мере его сути. На взгляд авторов, систему энергетического менеджмента следует рассматривать как часть системы менеджмента организации, включающую в себя комплекс взаимосвязанных или взаимодействующих элементов (организационную структуру, деятельность по планированию и распределению ответственности, процессы и ресурсы), функционирующих в целях формирования энергетической политики, разработки и реализации мероприятий по достижению этих целей.
Рассмотрение системы энергетического менеджмента (СЭМ) через призму представленного определения позволяет сделать вывод, что ее формирование должно происходить в условиях всестороннего учета требований различных субъектов и уровней управления, заинтересованных в повышении энергорезультативности деятельности организаций.
Разработка и внедрение современных систем менеджмента, в том числе и энергетического, должны учитывать все законодательные и нормативные
См. ISO 50001:2011. Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению. URL: http://www. gossenmetrawatt.com/resources/resources/pdf_sonst/ec_gost-r-iso-50001.pdf.
требования, предъявляемые со стороны государственных и корпоративных структур к такому роду деятельности промышленного предприятия. Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах [8]:
• эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
• поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
• системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
• планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
• использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
В целом внедрение СЭМ на предприятиях базируется на знании и использовании в постоянной практике совокупности соответствующих нормативно-правовых актов. Основными из них являются:
- Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- постановление Правительства РФ от 25.04.2011 № 318 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
- постановление Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»;
- постановление Правительства РФ от 25.01.2011 № 19 «Об утверждении положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований»;
- национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 50001-2012 «Системы энергети-
ческого менеджмента. Требования и руководство по применению».
Согласно Федеральному закону № 261, каждое предприятие или организация, которые подпадают под его действие, обязаны разработать, утвердить и реализовать программу энергосбережения и повышения своей энергетической эффективности. При этом в современных условиях деятельности предприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности им может быть обеспечена государственная поддержка в части:
1) инвестиционной деятельности в области энергосбережения и энергоэффективности;
2) разработки и внедрения объектов и технологий с высокой энергоэффективностью;
3) разработки и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) реализации программ, стимулирующих производство товаров, имеющих высокую энергоэффективность, в достаточном количестве при одновременном ограничении производства аналогичных по цели использования товаров, имеющих непроизводительный расход энергоресурсов при их использовании [8]. Вышеперечисленное доказывает повышение
заинтересованности российских организаций в решении проблем энергоэффективности посредством разработки и реализации таких программ. Вместе с тем данные программы могут быть положены в основу формирования в организации современной СЭМ, функционирование которой впоследствии может создать крепкую фундаментальную базу для постоянного повышения энергетической эффективности организации. В целом реализация программы энергосбережения в рамках отдельно взятой компании, по мнению авторов, зависит от двух факторов:
• государственного регулирования в области энергосбережения (организации необходима законодательная база и меры стимулирующего характера от государства для разработки и реализации программы энергосбережения);
• осознания необходимости ее реализации руководством компании.
Авторы согласны с мнением ряда исследователей, утверждающих, что система управления энергосбережением должна иметь три уровня: государственный, отраслевой и внутрифирменный [5]. Однако инициатива по повышению энергоэф-
фективности промышленного производства должна идти от реального сектора потребителей топливно-энергетических ресурсов и устойчиво поддерживаться на отраслевом и государственном уровнях. Исходя из этого, можно предложить концептуальную модель управления энергоэффективностью деятельности организации (рис. 1).
В предлагаемой модели государственный уровень является определяющим, поскольку именно государственное регулирование обеспечивает выполнение обязательных условий по учету, аудиту и повышению энергетической эффективности деятельности организаций (данный уровень достаточно подробно был охарактеризован выше).
К деятельности организаций на отраслевом уровне предъявляется ряд требований со сторо-
ны отраслевых профильных органов, особенно к предприятиям, осуществляющим регулируемые виды деятельности. Существуют три минимальных требования, которые необходимо соблюдать в целях достижения энергоэффективности деятельности организации: сокращение потерь, оснащение приборами учета, повышение эффективности использования энергетических ресурсов.
Существует также нормативная поддержка предприятий на отраслевом уровне со стороны министерств. В качестве примера можно привести методику расчета нормативных (технологических) потерь электроэнергии в электрических сетях. Данная методика предназначена для расчета нормативов технологических потерь электроэнергии в электрических сетях организаций, осуществляющих ее
Государственное регулирование
Требование учета энергоресурсов
1 г
Требование энергетической эффективности
1 г
Отраслевое регулирование
Требование энергоаудита
Требование сокращения потерь
Требование оснащенности приборами учета
Требование повышения эффективности использования энергоресурсов
Система энергоменеджмента
I
Менеджмент организации
Энергопотребление оборудования
Потребность в энергосбережении
Энергопотребление зданий и сооружений
Энергопотребление на собственные нужды
Рис. 1. Модель управления энергетической эффективностью деятельности организации
передачу [6]. Кроме того, со стороны министерств и ведомств периодически издаются приказы, которые регламентируют формы отчетности предприятий в отношении исполнения программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности (в части соблюдения требований по оснащенности приборами учета и снижения расхода технологических потерь и др.). Например, Федеральной службой по тарифам был издан приказ от 25.01.2011 № 12-э «Об утверждении формы отчета о фактическом исполнении ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» установленных требований к программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». В этом документе утверждены ежегодные формы отчетности [7]:
- отчет о снижении технологического расхода электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети, относительно нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче, установленных Министерством энергетики Российской Федерации;
- отчет об оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии.
Рассматривая внутриорганизационный уровень модели управления энергоэффективностью, можно заметить, что потребность в энергосбережении обусловлена одним фактором - чрезмерным энергопотреблением, который, в свою очередь, можно разделить на три составляющие (см. рис. 1): 1) энергопотребление основного и вспомогательного оборудования (чрезмерное потребление энергии может возникнуть вследствие износа активной части основных производственных
фондов, неправильной режимной наладки оборудования, неэффективного использования оборудования);
2) энергопотребление зданий и сооружений (превышение фактического энергопотребления над нормативным происходит в результате потери теплотворности зданий и сооружений, неэффективной эксплуатации);
3) энергопотребление на собственные нужды (основной причиной большого потребления энергии является либо халатность персонала в использовании энергоресурсов, либо отсутствие мероприятий разъяснительного характера по поводу более экономного использования энергии). Мировой опыт последних десятилетий показывает, что достижение стратегически важных целевых установок в области последовательного снижения энергопотребления на внутрифирменном уровне может быть обеспечено внедрением современных систем управления. На сегодняшний день наивысшую эффективность в данном направлении демонстрируют предприятия, создающие СЭМ, соответствующие требованиям международных и национальных стандартов.
В целом в отношении целевых установок построения СЭМ организации в современной литературе наблюдается относительное единство. Так, например, по мнению А.В. Конева, цель системы энергетического менеджмента заключается в построении эффективной системы управления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. На рис. 2 представлены мероприятия, за счет которых достигается эффективность функционирования системы управления [3].
По мнению авторов, на рис. 2 отражены все необходимые мероприятия для построения эффективной системы управления энергоэффективностью
в организации. Основываясь на данном подходе и принимая во внимание различные точки зрения исследователей в данной области [9, 12, 13], можно выделить следующие основные задачи, решаемые в рамках функционирования СЭМ:
• организация оперативного контроля за энергопотреблением;
• определение нормализованного уровня энергопотребления;
• диагностика причин превышения фактического уровня энергопотребления над нормализованным;
• прогнозирование энергопотребления и принятие оперативных управляющих решений по снижению энергопотребления;
• постоянное улучшение деятельности организации в области повышения энергоэффективности;
• определение приоритетов для внедрения новых энергосберегающих технологий и оборудования;
• создание условий для повышения энергоэффективности в цепи поставок за счет втягивания в этот процесс поставщиков и партнеров. Решение поставленных задач становится
возможным, если при формировании СЭМ в организации были соблюдены и реализованы базовые принципы, обеспечивающие в дальнейшем ее эффективное функционирование. Рассмотрим их более подробно. Согласно позиции М.А. Казанцева [2], построение на предприятии системы энергоменеджмента можно осуществить на основе принципов, которые были представлены авторами выше и систематизированы в табл. 1.
В то же время авторы не согласны с приведенной точкой зрения относительно состава принципов по двум причинам:
- во-первых, такие понятия, как организация системы энергоменеджмента, мотивация и др., некорректно называть принципами, поскольку это основные функции менеджмента;
- во-вторых, в табл. 1 не отражены функции контроля и планирования (что делает ее содержание логически незаконченным), без которых все остальные функции теряют смысл. Кроме того, при более внимательном изучении
подхода, предлагаемого М.А. Казанцевым, можно прийти к заключению, что такие понятия, как «принципы», «процессы» и «этапы», постоянно подменяются и отождествляются. Например, в качестве одного из этапов построения системы энергоме-
Таблица 1 Принципы построения системы энергоменеджмента по М.А. Казанцеву
Принципы (процессы) Способ реализации
Энергетическая политика Формирование единой технической политики по энергоэффективности
Организация системы энергоменеджмента Системная работа инженерного центра энергосбережения по внедрению системы энергоменеджмента
Информационные системы Работа информационного портала по энергосбережению
Инвестиции Существующие механизмы финансирования, привлечения энергосервисных компаний
Мотивация Разработка ключевых показателей эффективности для всех уровней специалистов
Маркетинг Конференция и совещания по теме энергосбережения внутри компании
неджмента предлагается выделять системность как объединяющую роль энергоменеджера компании. Вместе с тем системность как раз и должна рассматриваться как один из основополагающих принципов формирования любой системы управления, в том числе и системы энергоменеджмента.
Проанализировав мнения, изложенные в современной научной литературе, авторы пришли к выводу, что собственно принципы формирования СЭМ в настоящий момент времени не нашли какого-либо детального и глубокого отражения в соответствующих работах. В связи с этим провести сравнительный анализ различных позиций и сложившихся научных подходов к их классификации является проблематичным. Вместе с тем в практическом аспекте обозначение и выделение принципов формирования современных СЭМ находят широкое применение. Их активно предлагают различные консалтинговые компании, работающие в сфере оказания услуг по обеспечению информационной и методической поддержки создания СЭМ на предприятиях.
Основываясь на доступных публикациях [1, 10, 11], а также на классическом определении принципов управления как исходных положений управления, обеспечивающих функционирование и развитие управляемой системы [4], авторы предприняли попытку систематизации предлагаемых и косвенно упоминаемых принципов формирования СЭМ (табл. 2).
Таблица 2
Принципы формирования СЭМ в организации
Принцип Содержание принципа
Системность СЭМ должна рассматриваться как система, во-первых, состоящая из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем, и, во-вторых, как подсистема общей системы менеджмента организации
Последовательность С одной стороны, процесс внедрения СЭМ должен подчиняться четкой последовательности действий в соответствии с утвержденным планом-графиком работ, а с другой, - начало каждого последующего этапа должно исходить из завершенности предыдущего
Преемственность СЭМ должна строиться на основе накопленного опыта управления энергоэффективностью и встраиваться в общую концепцию управления организацией
Вовлеченность Формирование СЭМ должно происходить в условиях осознанной персоналом организации необходимости ее внедрения, инициативности участников рабочей группы, состоящей из ключевых специалистов, и командного подхода в их совместной работе
Прозрачность Четкое установление целей, задач, планов по их реализации и круга ответственных лиц, промежуточная отчетность хода выполнения всех стадий проекта создания СЭМ
Комплексность Формирование СЭМ должно основываться на использовании различных аналитических инструментов и на учете инженерных (технических и технологических), организационных, психологических, экономических и управленческих аспектов деятельности организации
Интегрируемость СЭМ должна быть способна интегрироваться с другими функциональными системами менеджмента организации в целях получения синергетического эффекта от их взаимодействия
Индивидуальность При формировании СЭМ должны учитываться масштаб энергосистемы организации и характер энергопотребления
Представленные в табл. 2 принципы не являются исчерпывающими, однако, на взгляд авторов, отражают ключевые принципы формирования СЭМ,
отвечающих современным требованиям. Вместе с тем не все обозначенные принципы являются бесспорными. Так, например, А. Баутов считает, что формирование СЭМ должно подчиняться не принципу индивидуальности, выделенному выше, а, наоборот, принципу универсальности. Авторы не согласны с такой позицией, поскольку в своей работе [1] этот исследователь добавляет, что принцип универсальности позволяет осуществлять необходимые доработки системы для предприятий разных размеров, различных сфер деятельности и организационно-управленческих уровней.
Таким образом, в современной литературе отсутствует единый подход к классификации принципов формирования СЭМ, нет единства мнений по поводу их содержания. Некоторые из предлагаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, а некоторые отождествляются с функциями управления.
В целом специалистами в рассматриваемой области подчеркивается, что такому важному инструменту достижения устойчивости развития организации, как система энергетического менеджмента, в сегодняшней России уделяется еще недостаточно внимания, хотя он уже широко применяется в международной практике. Настоящее исследование также показало, что внедрение в российских организациях СЭМ, отвечающих требованиям современных международных стандартов, может создать вполне эффективную систему, обеспечивающую реализацию отдельных принципов устойчивого развития организации на стратегическом уровне.
Список литературы
1. Баутов А.Н. Развитие информационно-аналитических систем как ключевой инструмент современного энергоменеджмента // Информационные ресурсы России. 2013. № 1.
2. Казанцев М.А. Создание системы энергоменеджмента на предприятиях ОАО «СИБУР Холдинг». URL: http://esco.co.ua/journal/2012_5/art154. pdf.
3. Конев А.В. Современные подходы к управлению энергоэффективностью на предприятии. URL: http://interef.ru/events/?events=27&event=259.
4. Коргова М.А. Менеджмент. Краткий курс: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008, 378 с.
5. Макаров А.А., Фортов В.Е. Тенденции развития мировой энергетики и энергетическая
стратегия России // Вестник РАН. 2004. Т. 74. № 3. С. 195-208.
6. Об утверждении методики расчета нормативных (технологических) потерь электроэнергии в электрических сетях: приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 03.02.2005 № 21. URL: http://gosthelp. ru/text/MetodikaMetodikaraschetan2.html.
7. Об утверждении формы отчета о фактическом исполнении ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» установленных требований к программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: приказ Федеральной службы по тарифам от 25.01.2011 №12-э. URL: http://fstrf.ru/ about/activity/energoeffektv/11/184.
8. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009
№ 261-ФЗ. URL: http://consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_157142.
9. Осмола И.И., Примакова И.Н. Внедрение систем энергетического менеджмента в соответствии с СТБ ISO 50001 - требование времени // Стандартизация. 2013. № 5. С. 58-61.
10. Разработка и внедрение на предприятии системы энергоменеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 50001:2011. URL: http://a1energy.ru/vnedrenie-energomenedzhmenta.
11. Система энергоменеджмента: аудит, разработка, внедрение. URL: http://finexcons.ru/services/ for_the_rail_industry/general_information.
12. Хузмиев И.К. Регулирование энергетических естественных монополий и энергоменеджмент. М.: Изд-во ВЭО, 2003, 320 с.
13. Энергоменеджмент - инструмент эффективного управления. URL: http://myaso-portal.ru/stati-Itervju/energomenedzhment-instrument-effektivnogo-upravleniya.
Strategy of economic advancement
METHODOLOGICAL ASPECTS OF ORGANIZATION ENERGY MANAGEMENT SYSTEM FORMATION
Liudmila A. FEDOS'KINA, Evgenii I. ABRAMOV
Abstract
The article substantiates an urgency of energy management systems formation in the Russian enterprises and the need to develop an appropriate methodology. The authors present their own model of enterprise energy efficiency management, including government, industrial and organizational levels. The authors make a generalization of entities energy management system objectives and investigate the basic principles of its formation.
Keywords: energy efficiency, energy management system, principles, energy management system, formation
References
1. Bautov A.N. Razvitie informatsionno-analit-icheskikh sistem kak kliuchevoi instrument sovremen-nogo energomenedzhmenta [Development of information and analytical systems as a key tool of modern
energy management]. Informatsionnye resursy Rossii -Information resources of Russia, 2013, no. 1.
2. Kazantsev M.A. Sozdanie sistemy energomenedzhmenta na predpriiatiiakh OAO "SIBUR Kholding" [Creating an energy management system in JSC "SIBUR Holding enterprises"]. Available at: http:// esco.co.ua/journal/2012_5/art154.pdf. (In Russ.)
3. Konev A.V. Modern approaches to energy efficiency management at an enterprise. Available at: http:// interef.ru/events/?events=27&event=259. (In Russ.)
4. Korgova M.A. Menedzhment. Kratkii kurs: uchebnoeposobie [Management. A short course: textbook]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2008, 378 p.
5. Makarov A.A., Fortov V.E. Tendentsii razvitiia mirovoi energetiki i energeticheskaia strategiia Rossii [Trends in world energy development and the Russian energy strategy]. Vestnik RAN - Bulletin of RAS, 2004, vol. 74, no. 3, pp. 195-208.
6. Executive Order of the Ministry of Industry and Energy of the Russian Federation "On Approval
of the methodology for calculating regulatory (technical) losses in electric networks" of February 03, 2005 № 21. Available at: http://gosthelp.ru/text/MetodikaMe-todikaraschetan2.html. (In Russ.)
7. Executive Order of Federal Tariff Service "On Approval of the report on the actual performance of JSC "Federal grid company of Unified Energy System" of established requirements for the program in energy conservation field and energy efficiency" of January 25, 2011 № 12-e. Available at: http://fstrf.ru/about/activ-ity/energoeffektv/11/184. (In Russ.)
8. RF Federal Law "On Energy saving and energy efficiency improvements and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" of November 23, 2009 № 261-FZ. Available at: http://consultant. ru/document/cons_doc_LAW_157142. (In Russ.)
9. Osmola I.I., Primakova I.N. Vnedrenie sistem energeticheskogo menedzhmenta v sootvetstvii s STB ISO 50001 - trebovanie vremeni [Implementation of energy management systems in accordance with ISO 50001 STB is a requirement of time]. Standartizatsiia -Standardization, 2013, no. 5, pp. 58-61.
10. Development and implementation of an enterprise energy management system in accordance with the international standard ISO 50001:2011. Available
at: http://a1energy.ru/vnedrenie-energomenedzhmenta. (In Russ.)
11. Energy management system audit, development and implementation. Available at: http://finexcons.ru/ services/for_the_rail_industry/general_information. (In Russ.)
12. Khuzmiev I.K. Regulirovanie energeticheskikh estestvennykh monopolii i energomenedzhment [Regulation of natural energy monopolies and energy management]. Moscow, RES Publ., 2003, 320 p.
13. Energy management as an effective management tool. Available at: http://myaso-portal.ru/stati-Itervju/energomenedzhment-instrument-effektivnogo-upravleniya. (In Russ.)
Liudmila A. FEDOS'KINA
Mordovian State University named after N.P. Ogarev,
Saransk, Russian Federation
Evgenii I. ABRAMOV
Mordovian State University named after N.P. Ogarev, Saransk, Russian Federation [email protected]