УДК 378. 02 ББК 88. 31
Иванов Александр Юрьевич
преподаватель кафедра искусствоведения Ульяновский Государственный Университет г. Ульяновск Ivanov Alexander Yurievich Chair of Art Criticism Ulyanovsk State University Ulyanovsk
Методологические аспекты формирования коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей в вузе Methodological Aspects of Musical Performers’ Communicative Competence Forming at a Higher Educational Institution
В статье изложены основные методологические аспекты проблемы формирования коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей.
Проанализирован состав и характер исполнительской интерпретации, описаны компоненты коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей и условия их формирования в системе вуза.
The article outlines the main methodological aspects of a musical performer’s communicative competence forming. The compositions and characters of a performer’s interpretations are analyzed; the components of musical performer’s communicative competence and forming facilities in the university education are described.
Ключевые слова: ресурсы, способности, профессиональное общение, интерпретация, коммуникативность, обучающее воздействие.
Key words: resources, abilities, professional communication, interpretation, communicativeness, educating impact.
Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке исполнителей предполагает комплексное решение многообразных проблем, к числу которых относится формирование коммуникативных качеств субъектов обучения. В соответствии с подходом, операционально-смысловые структуры и ценностная ориентация профессионального опыта раскрываются в системе «человек-мир». Особенности создания образов восприятия, выраженные отдельными операционными действиями субъекта, рассматриваются в единстве эмоционально-смыслового, двигательного и когнитивного аспекта, отражая направленность личности в общей жизнедеятельности и профессии (А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко, В. А. Бодров, А. Л. Журавлев, В. Н. Дружинин, А. В. Карпов, В. Д. Шадриков).
Исследование коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей с учетом перечисленных положений представляется актуальным по нескольким причинам. Одна из них - неопределенность понятия, во многом обусловленная сложившейся традицией рассматривать его обособленно: как универсальное и обобщенное личностное качество, - например, общительность, коммуникабельность, коммуникативную привлекательность; как специальную способность или интегративное свойство; как сопутствующее условие для формирования различных ПВК, ключевых компетенций в сфере образования и в процессе социализации личности. Для обучающей микросреды так же характерна проблема деформации понятия профессионального общения в представлениях студентов-музыкантов, связанная с устойчивыми стереотипами формального образования, обучения, общения; в специальной литературе соответствующая направленность, отношение и позиция рассматриваются в качестве гедонистических предпосылок музицирования [3, с. 282].
Ресурсы профессионального и общего развития как феномены проявления способностей и профессионализма выходят за рамки формальных результатов образования. Самостоятельная апробация трансформирует обобщенный социальный опыт в средство самореализации, где знания и способности выражаются характером личных результатов. Профессиональная направленность личности может оцениваться такими качествами, как компетентность, инициативность, саморегуляция, исполнительский стиль, индивидуальный стиль. Обучение профессиональной деятельности опирается на основное следствие теории функциональных систем: специфика деятельности связана с её макроструктурой и выявляется при субъектно-предикативной детализации; дальнейшая дезинтеграция деталей на микроструктурном уровне приводит к их объединению на уровне общего в новом качестве (П. К. Анохин, Б. Г. Ананьев, А. В. Бруш-линский). Особенности исполнительской (операторской) деятельности проявляются в следующих закономерностях: чем больше времени посвящено деятельности, тем выше качество абстрактных, отдельно взятых операций, и меньше вариативность, эвристичность деятельности в целом; эвристичность
деятельности зависит от гетерохронного характера её ресурсного обеспечения, детерминированного интегральными способностями исполнителя. Развитие способностей обусловлено функциональными свойствами кратковременной памяти: наибольшему числу типовых и привычных раздражителей соответствует наименьшее количество информации, идентифицируемой как лично значимой; чем меньше такой информации, тем ниже уровень восприятия, мыслительных процессов, оперативной и долговременной памяти. Способности -свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешном и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Способности являются свойствами функциональных систем, задатки - свойствами их компонентов [1-2].
Качество и своеобразие имеют непосредственное отношение к профессиональным характеристикам музыкального исполнительства, начиная с самоорганизации студенческих сообществ и заканчивая будущей концертной и педагогической деятельностью студентов. Вместе с тем, учет данных особенностей в современной системе ВПО не очевиден и представляет проблему, которая просматривается уже на уровне нормативных документов. Квалификационным требованием по специальностям инструментального исполнительства (на примере фортепиано) является наличие навыков творческой интерпретации сочинений, специальным требованием - подготовка сочинений к концертному исполнению. Основной формой занятий по специальности определена индивидуальная работа студента с преподавателем в классе.
«Концерт» (соревнование) - публичное исполнение музыкального сочинения - основное значение слова. «Публичный» благодаря известному греческому денотату буквально значит «довожу до всеобщего сведения». Так же известен денотат ключевого понятия исполнительства: «интерпретация» как истолкование буквально значит «чтение вслух для тех, кто не может прочитать сам» [4, с. 31].
Сыграть для тех, кто не может сыграть сам, но готов слушать, создавая нетипичную ситуацию своим присутствием и представлениями, вероятно, не означает адекватности и тождества работы с преподавателем «работе» со слушателем.
Обилие смыслов и многогранность смысловых значений является специфической особенностью музыкального языка. Смысловое многообразие музыки исключает контекстную однозначность любых проявлений действительности, отражает их обобщенный эмоциональный строй, обращая собеседника-слушателя к самому себе и утверждая его собственную индивидуальность. Основная функция искусства - коммуникативная, обусловленная процессами создания и трансляции эстетических ценностей (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский).
Социально значимым результатом интерпретации является адаптация сочинений в современных условиях. Избыточная информация сочинения может интерпретироваться в случае, если её определенная часть в виде системных компонентов воспринята исполнителем, как лично переживаемая. Совокупность таких компонентов отражает характер индивидуального восприятия, обеспечивает индивидуальную манеру исполнения в процессе интерпретации и, в конечном итоге, формирует способность исполнителя к обновлению содержания сочинений. Адаптируемость, обновляемость, ценность, действенность, реалистичность и актуальность представляют собой показатели того, «на что» воздействует данный объект или субъект, и «как хорошо» он это делает (аналог критерия валидности). Ресурсы интерпретации: макро- и микроструктура музыки в форме нотного текста музыкального сочинения; исполнительские средства в форме интонационного комплекса и исполнительских эффектов; коммуникация и общение; ценностно-смысловая ориентация и сценическое поведение. Информацией является образно-эмоциональный строй сочинения, единицей общения - его идентификация слушателем в случае совпадения ассоциаций по сходству с признаками одной из социальных ролей. Передачу информационного содержания сочинений обеспечивает воспроизведение текста с поправкой на изменчивые акустические условия зала. Коммуникация для исполнителя озна-
чает слуховое и тактильное приспособление к аудитории. Её субъектную часть обеспечивают ассоциации слушателей, связанные с образом личности исполнителя, общими и частными представлениями о происходящем. Прецедент восприятия информационного значения как единицы общения создаёт ролевая идентификация вследствие образной актуализации трех проекций формирования индивидуального опыта: «один из общества», «один из нас, присутствующих», «один из всех, сам по себе». Ролевые ресурсы отражают процесс формирования сознания как общей жизненной способности личности. В привычной для участников взаимодействия обстановке и обыденных жизненных ситуациях они могут проявляться лишь симптоматически. Специфичное свойство коммуникации дезинтегрировать и обобщать социальный опыт исполнительскими средствами наряду с мезоуровневыми особенностями субъектной организации (интегральными способностями) проявляет и формирует основное качество концертного исполнителя - готовность к самораскрытию. Профессиональный или активный слух, который можно определить соотношением «локализованный - нелокализованный» и выделить, как специальную способность, относится к различению акустических условий исполнения и поведенческую реакцию на них. Его наличие или отсутствие обусловлено ценностно-смысловой ориентацией исполнителя и отражает отношение музыканта к слушателю. Исполнительская интерпретация как вид общения с целью личной самореализации инициирует обусловленную неличностную форму социального взаимодействия.
Специфика профессионального общения с учетом многообразия существующих подходов позволяет уточнить понятие коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей и наметить основные пути её формирования. С этой целью в общей мотивационной сфере субъекта представляется возможным выделить системообразующий фактор - коммуникативность или коммуникативную направленность личности. Можно предположить, что основная функция направленности в мотивации общей и специальной деятельности - интеграция личностных свойств в направлении интенциональных проявлений доминирующих потребностей и действий. Феномен коммуникативности субъекта
обучения возможно рассматривать, как его потребность и готовность к установлению наибольшего числа горизонтальных (не иерархичных) связей средствами профессионального общения - ресурсами исполнительской интерпретации; коммуникативную компетентность - как социальную способность, формируемую по мере обретения личного опыта. Коммуникативная компетенция в качестве норматива может быть представлена знаниями, умениями, навыками, необходимыми для понимания чужих и порождения собственных программ общения и коммуникативного поведения. Таким образом, относительно специфичным понятием может являться коммуникативность исполнителя, остальные - их общими следствиями в направлении предметного качества действий и деятельности.
Исследование по формированию коммуникативной компетентности как компонента профессиональной культуры музыкальных исполнителей в вузе проводилось на базе факультета культуры и искусства Ульяновского госуни-верситета в 2005-2009гг. С целью апробации предлагаемых методов обучения была отобрана группа будущих педагогов-психологов, с которыми опытноэкспериментальная работа проводилась аудиторно. Всего в эксперименте приняли участие 105 студентов. Первичные экспериментальные данные выражены относительной успеваемостью по показателям сформированности основных компонентов коммуникативной компетентности: коммуникативной направленности, способностям, базовым ЗУНам, специальным навыкам и умениям. Основной критерий коммуникативности - открытость - отказ от удержания социальной роли, готовность к самораскрытию. Оценка компонентов производилась в соответствии с методикой оценки коммуникативной деятельности А.А. Леонтьева. В качестве обучающей была использована адаптированная методика тематического апперцептивного теста Г. Мюррея. Проективный принцип ТАТ непосредственно связан с игрой и игровым поведением, но в нашем случае не требует моделирования ситуаций и распределения ролей: игровую и задачную функцию выполняет фрагмент учебного материала или операционных действий по выбору преподавателя. Обучение строилось на системном
принципе - постановке культурологических проблем при обосновании каждой коммуникативной задачи. Ниже приведены основные результаты исследования:
1. Опыт концертного исполнительства в открытой аудитории способствует повышению уровня конформности студентов. Имеет место тенденция к расширению круга общения среди сверстников, в том числе, вне зависимости от специализации.
2. Самостоятельность, аутентичность, готовность к действиям в условиях нетипичных ситуаций, которые позволяют констатировать тенденцию к изменению коммуникативной направленности студента, проявляются при одновременном вовлечении в научно-исследовательскую и практическую деятельность.
Основным фактором формирования коммуникативной компетентности исполнителей можно считать одновременность (симультанность) обучающих воздействий.
3. Продуктивность аудиторной и внеаудиторной работы в рамках проведенного эксперимента является зависимой переменной по отношению к уровню сформированности коммуникативной компетентности студентов. Профессиональная самооценка и степень включенности участников эксперимента в образовательный процесс вуза строится на констатации факта несоответствия уровня специальной довузовской подготовки критериям базового образования.
4. Вероятность актуализации ресурсов возрастает в условиях тождества форм занятий, видов учебной работы и наличии содержательных репертуарных приоритетов у студентов.
В направлении обеспечения квалификационных ресурсов интерпретации учитывались следующие педагогические условия: обучения в малых группах по всем дисциплинам, включая специальные - от камерных ансамблей до исполнительства с учебным оркестром; самоорганизации - от сцены до студии; научном обосновании результатов личной деятельности в рамках учебных дисциплин и НИРС; самостоятельного выбора предметов и направлений смежных специализаций; социальной и профессиональной адаптации в связи с внеучеб-ной и внеаудиторной деятельностью университета.
Проведенное исследование может применяться к обучению музыкальных исполнителей в вузах.
Библиографический список
1. Абульханова К. А. Сознание как жизненная способность личности / К. А. Абульха-нова // Психологический журнал РАН [под ред. А. Л. Журавлева]. - Т.30, №1. - М.: Наука, 2009. - С. 32-43.
2. Бодров В. А. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / В. А. Бодров: сост. и общая ред. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. - 855с.
3. Малинковская А. В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования / А. В. Малинковская. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 381с.
4. Поппер К. Р. Предположения и опровержения. Рост научного знания / К. Р. Поппер.
- Пер. с англ. - М.: ЕРМАК, 2004. - 638с.
Bibliography
1. Abulkhanova, K. A. Consciousness as a Personality’s Vital Aptitude / K. A. Abulkhanova // Psychological Magazine [Edit. by A. L. Zhuravlev]. - Vol.30, № 1. - Moscow: Science, 2009. -P. 32-43.
2. Bodrov, V. A. Psychological Bases of Professional Activity: Reader / Comp. and Gen. Edit. by V. A. Bodrov. - Moscow: «PER SE; Logos» Publishing Centers, 2007. - 855 p.
3. Malinkovskaya, A. V. The Main Music Instrument Class. Piano Intonation Skill / A. V. Malinkovskaya. - Moscow: «VLADOS» Publishing Center, 2005. - 381 p.
4. Popper, C. R. Suppositions and Refutations. Scientific Knowledge Growth / C. R. Popper.
- Trans. from English. - Moscow: «ERMAK» Publishing Center, 2004. - 638 p.