Научная статья на тему 'Анализ сформированности коммуникативной компетентности будущих музыкальных исполнителей'

Анализ сформированности коммуникативной компетентности будущих музыкальных исполнителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ОСОЗНАННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ / PERFORMER'S VARIABILITY / MOTIVATION / REALIZING REGULATION / INSTRUMENTAL AND EMOTION HEAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Александр Юрьевич

В статье представлен анализ основных методик формирования коммуникативной компетентности будущих музыкальных исполнителей. Описаны структурные компоненты и показатели сформированности коммуникативной компетентности, проанализирован состав и характер подготовки будущих исполнителей к самостоятельной концертной деятельности в системе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Formation of Communicative Competence of the Futures Musical Performers

The article represents the analysis of the main methodic of a futures musical performer's communicative competence forming. The formation of communicative competence structural components and indexes are described, the compositions and characters of the futures musical performer's training to the independent concert activity in the university education are analyzed.

Текст научной работы на тему «Анализ сформированности коммуникативной компетентности будущих музыкальных исполнителей»

УДК 378.02 ББК 88.31

Иванов Александр Юрьевич

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра музыкально-инструментального искусства Ульяновский государственный университет г. Ульяновск Ivanov Alexander Yurievich candidate of pedagogical Sciences, аssociate Professor Chair of Musical and Instrumental Performerring Ulyanovsk State University Ulyanovsk [email protected] Анализ сформированности коммуникативной компетентности будущих

музыкальных исполнителей Analysis of Formation of Communicative Competence of the Futures Musical

Performers

В статье представлен анализ основных методик формирования коммуникативной компетентности будущих музыкальных исполнителей. Описаны структурные компоненты и показатели сформированности коммуникативной компетентности, проанализирован состав и характер подготовки будущих исполнителей к самостоятельной концертной деятельности в системе вуза.

The article represents the analysis of the main methodic of a futures musical performer's communicative competence forming. The formation of communicative competence structural components and indexes are described, the compositions and characters of the futures musical performer's training to the independent concert activity in the university education are analyzed.

Ключевые слова: мотивация, осознанная регуляция, инструментальный эмоциональный слух, исполнительская вариативность.

Key words: motivation, realizing regulation, instrumental and emotion head, performer's variability.

Коммуникативная как исходящая и обобщающая профессиональная компетентность специалиста в области музыкального искусства отражает его субъектную потребность и готовность к публичным выступлениям, - к реализованной способности произвольно устанавливать горизонтальные (не иерархичные) связи специфичными средствами коммуникации. Коммуникативная компетентность будущих музыкальных исполнителей - система внутренних ресурсов, необходимая для осуществления самостоятельной концертной деятельности.

Предварительный опрос студентов, проведённый на базе факультета культуры и искусства УлГУ, а так же заинтересованность организаторов концертов региона, в основном, - музейных работников в участии будущих исполнителей в тематических выставках-концертах обеспечили возможность организации педагогического эксперимента в данном направлении.

Важным обстоятельством в пользу специально организованного обучения стала неочевидность применения общеобразовательных знаний, получаемых студентами, в музыкально-исполнительской деятельности, что объясняется рядом причин: 1). Классно-урочная система как основная форма аудиторной работы может быть достаточной при наличии в вузах учебно-концертных залов межрегионального значения, что для малых городов не характерно; 2). Одностороннее изучение воздействия сочинений на аудиторию в зависимости от степени её подготовленности не учитывает культурно-специфичных признаков времени, общества, не связывает между собой особенности музыкального и речевого взаимодействия, и слабо сочетается с основами общей психологии (следствие «эстетики сверху»); отдельные сведения по межкультурной коммуникации и психолингвистике студенты получают в общем курсе культурологии. Сведения об условиях осуществления деятельности в концертных организациях, студиях, объединениях излагаются произвольно. Стажировка или филармоническая практика на пороге профессиональной адаптации студентов в статусе молодых специалистов в учебных планах отсутствует; 3). Основное время самостоятельной работы студента независимо от общеобразовательных тенденций связано с освоением учебного репертуара по специальности.

В состав контрольной группы из 58 человек вошли молодые специалисты со стажем работы по специальности от одного года до трёх лет и студенты заочной формы обучения по специальности фортепиано. Экспериментальная группа, где проходило обучение, была представлена будущими исполнителями-пианистами - 52 человека и музыковедами - 6 человек.

В соответствии с мотивационным, регулятивным, когнитивным, деятель-ностным компонентами коммуникативной компетентности на констатирующем этапе эксперимента были выявлены основные показатели её сформированно-сти и определены эмпирические характеристики для каждого показателя: 1). Уровень сформированности мотивации к профессиональному общению (методика Л.И. Бамбуровой, [1]); 2). Уровень готовности к эмоциональной саморегуляции (методика Д.В. Люсина, [2]); 3). Уровень сформированности коммуникативных знаний (анкетирование); 4). Уровень сформированности специальных умений коммуникативной направленности (методика В.П. Морозова, А.В. Ма-линковской, [5;4]). По наличию и совокупности данных показателей можно судить об уровнях сформированности коммуникативной компетентности будущих музыкальных исполнителей.

Констатирующая диагностика выявила недостаточную сформирован-ность коммуникативной компетентности в экспериментальной группе: низкие результаты по каждому показателю оказались стабильны у 35 студентов из 58-ми, что составляет 60,3% от общего числа респондентов. Полученные данные позволили распределить показатели на трёх интегративных уровнях по степени выраженности специфичных признаков и дать характеристику каждому уровню:

1. Ситуативный уровень - индифферентность, несамостоятельность, -участие в сборных концертах, наличие разрозненных знаний о профессиональном общении, невыясненность и значительная степень недоверия к квалификации «артист» (штатная должность концертного исполнителя в концертной организации), осознание и принятие главной функции искусства при односторонней ориентации на частнопредметное обучение и общение (предметный центризм); граничный уровень саморегуляции при постоянном контроле индивидуальных исполнительских действий безотносительно к условиям воспроизведения исполняемых сочинений.

2. Адаптивный уровень - причастность к концертной деятельности, интерес к публичным выступлениям, - решение ситуативных задач с учетом интересов профессиональной группы и организаторов концертов, проявление личных репертуарных предпочтений, расширение круга общения; выраженность внешней положительной мотивации; средний или средне-низкий уровень инструментального эмоционального слуха в сочетании со средне-высокой вариативностью исполнения; осознанный контроль экспрессии.

3. Продуктивный - сопричастие к концертной деятельности, стремление к универсальности репертуара, - умение находить информацию о возможности выступить в новой аудитории, дифференцированный подход к репертуару, наличие индивидуальных концертных программ; оптимальная структура мотивации; средне-высокая и высокая вариативность исполнения; умение сочетать общий, локальный и эмоциональный контроль; индивидуальная манера сценического поведения.

Наличие положительных изменений сформированности коммуникативной компетентности мы определяем по степени выраженности признаков второго -адаптивного уровня, значения которых в результате целенаправленной работы превысили показатели ситуативного уровня.

Таблица 1

Уровни сформированности коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей (завершающий этап эксперимента)

Наименование Констатирующий этап Завершающий этап экспе-

этапа эксперимента римента

% от числа КГ ЭГ КГ ЭГ

респондентов

Ситуативный 56,9 60,3 25,9 17,3

Адаптивный 31,0 22,6 44,8 50,0

Продуктивный 12,1 17,1 29,3 32,7

КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа

По данным завершающей диагностики низкие результаты ситуативного уровня в экспериментальной группе показали 17,3 % респондентов в отличие от 60,3% в начале эксперимента. Перераспределение результатов позволяет кон-

статировать наличие положительных изменений сформированности коммуникативной компетентности в экспериментальной группе. По распределению данных в таблице 1 так же можно проследить положительную динамику формирования коммуникативной компетентности в обеих группах, но в экспериментальной группе эта динамика выше.

Анализ сформированности мотивации к профессиональному общению по результатам эксперимента позволил констатировать наличие трёх основных тенденций в обеих группах, а так же выделить соответствующие подгруппы в составе экспериментальной группы.

Респонденты с невыраженной внешней положительной мотивацией, отнесенные нами к первой подгруппе, не рассматривали концертно-исполнительскую деятельность в качестве основной профессиональной; перспективы самореализации у данной категории лиц связаны с педагогической деятельностью в системе профессионального и дополнительного музыкального образования (ВМ > ВПМ < ВОМ по структуре оптимальной мотивации К. Зам-фира). Наибольшее значение для представителей этой подгруппы имеет признак ролевого соответствия профессиональному сообществу. Респонденты следующей - второй подгруппы с выраженной внешней положительной мотивацией рассматривали концертно-исполнительскую деятельность как неотъемлемую часть будущей профессиональной деятельности, но безотносительно к количеству собственных выступлений (ВМ > ВПМ > ВОМ). Для респондентов первой и второй подгрупп характерно повышенное внимание к планированию своей настоящей и будущей деятельности.

Респонденты третьей подгруппы так же с выраженной внешней положительной мотивацией рассматривают концертно-исполнительскую деятельность как основу профессиональной деятельности и процесса подготовки к ней. Данной категории респондентов одновременно присущи признаки направленности на широкое взаимодействие со слушательской аудиторией и на ролевое соответствие профессиональному сообществу. В этой связи возможно предпо-

ложение о том, что относительная равнозначность ролевых соответствий может быть признаком оптимальной мотивированности выбора музыкально-исполнительской деятельности (ВМ > ВПМ > ВОМ).

Применение методики определения эмоционального интеллекта Д.В. Лю-сина (регулятивный компонент) совместно с представленной выше профессиональной методикой позволило конкретизировать уровни сформированности коммуникативной компетентности в направлении «интуитивная - осознанная регуляция». Так же выяснено, что отдельный перечень из 24 вопросов в трёх измерениях по внутриличностной шкале даёт представление об уровне предпосылок к инструментальной исполнительской выразительности, то есть позволяет прогнозировать индивидуальные возможности воспроизведения эмоционально-образного строя сочинений.

Эмоциональный слух будущих исполнителей-инструменталистов в соответствии с методикой В.П. Морозова оценивался по двум составляющим - пассивной и активной. Пассивная форма эмоционального слуха (ЭС) - способность исполнителя к распознаванию эмоционального фона музыкального фрагмента. Фрагменты, отражающие основные эмоции человека - радость, печаль, гнев, страх, а так же нейтральное состояние, были записаны на аудиокассете в случайном порядке. Респондентам предлагалось прослушать две серии из десяти оркестровых фрагментов, в которых следовало определить эмоциональный фон-окраску каждого фрагмента и записать его порядковый номер в соответствующей строке бланка задания. Активная форма ЭС - способность к воспроизведению-передаче эмоционального значения заданных музыкальных фрагментов. Воспроизведение предложенных фрагментов на активный ЭС происходило в присутствии преподавателей актерского мастерства, искусствоведов и концертных исполнителей, имеющих штатный артистический стаж от 10-ти и более лет. Студентам предлагалось прослушать серию из пяти фортепианных фрагментов подряд, затем - по одному, после чего определить эмоциональную окраску каждого фрагмента (4-8 тактов) и как можно точнее воспроизвести её

на фортепиано после предварительного проигрывания или выучивания. Уровень инструментального эмоционального слуха определялся как общее среднее от суммы пассивного и активного ЭС.

Исследование уровней инструментального эмоционального слуха показало достаточность средней степени готовности будущих исполнителей к восприятию и интерпретации эмоциональных оттенков в целях успешного взаимодействия с открытой аудиторией. Уровень ЭС контрольной группы в конце эксперимента составил 64%, и уровень ЭС экспериментальной группы - 65,5% при максимальном значении показателя 100%.

Для анализа и оценки умений музыкальных исполнителей корректировать свои действия в процессе выступлений применялась методика А.В. Малинков-ской. Методика представляет собой структурированный комплекс исполнительских выразительных средств, посредством которых обеспечивается воспроизведение типологических особенностей основных музыкальных жанров и форм. В основе структуры - геометрическая «вектор-центричная» проекционная модель, где центральный или «Х-фактор» - темпоритм сочинения, - основа организации игрового времени. Исполнительские средства задаются жанровой принадлежностью - векторами исполнения в направлении воспроизводимых деталей. В нашем случае методика позволила сравнивать стилевые особенности сочинений с индивидуальной манерой их интерпретации в классе и в условиях внешней среды. В большинстве случаев адаптация сочинений в новой аудитории происходила за счёт незначительных изменений тембродинамики и музыкальной дикции - артикуляции.

С целью выявления зависимости между индивидуальной предрасположенностью к выразительности и умениями выразительного исполнения была сопоставлена степень корреляции между инструментальным эмоциональным слухом и исполнительской вариативностью респондентов контрольной и экспериментальной групп. Значимость корреляции на констатирующем этапе оказалась за пределами критической Rs = 0,98 = - 0,0059 (коэффициент ранговой корре-

ляции по Спирмену). Значение корреляции на завершающем этапе эксперимента составило Яб = 0,90. Значимость данной корреляции средняя - на уровне 0,01. Сопоставление значений корреляции (области совместных изменений) позволяет констатировать, что, несмотря на индивидуальную предрасположенность к эмоциональному слуху, уровень эмоциональной восприимчивости музыкальных исполнителей зависит от целенаправленной подготовки к концертной деятельности и может развиваться как под воздействием специальных упражнений, так и в процессе формирования умений коммуникативной направленности.

Средне-низкая значимость корреляции эмоционального слуха с исполнительской вариативностью позволяет предположение, что артистические умения, связанные с внешним выражением личного отношения или неотчуждающей поведенческой функцией, в сочетании с индивидуальными техническими возможностями исполнителя так же выполняют важную роль в процессе взаимодействия с аудиторией.

Основной педагогический эксперимент и апробация его результатов проводились в 2005-2011 гг.; в дальнейшей учебной работе параметры представленных методик оказались пригодны для текущего педагогического наблюдения и контроля. Методики для определения и оценки сформированности специальных умений коммуникативной направленности имеют обучающее воздействие, если студенты предоставляют собственный материал фрагментов на активный инструментальный ЭС.

За период с 2005 по 2013 гг. на территории г. Ульяновска и региона количество музеев, выставочных залов, концертных площадок в целом увеличилось с шестнадцати до сорока. Областная филармония в 2012 г. приобрела статус Дома музыки. В учебных планах появилась дисциплина «Профессиональная и педагогическая подготовка», дополнительно на базе кафедры искусствоведения УлГУ разработана программа дисциплины «Современный музыкальный процесс». В этой связи, потенциальные возможности подготовки будущих музы-

кальных исполнителей к самостоятельной концертной деятельности значительно расширились.

Библиографический список

1. Бодров, В. А. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / В. А. Бодров: сост. и общая ред. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. - 855с. - С. 313-318

2. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: Опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика [под ред. М. К. Акимовой]. - М.; Обнинск: Изд. Москва, 2006. - №4. - С. 3-22

3. Малинковская, А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования / А.В. Малинковская. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 381с. - С.138-139

4. Соколов, А.С., Морозов, В.П. Художественный тип человека: комплексные исследования / В. П. Морозов, А. С. Соколов. - М.: Издательство МГК, 1994. - 234с.

Bibliography

1. Bodrov, V. A. Psychological Bases of Professional Activity: Reader / Comp. and Gen. Edit by V. A. Bodrov. - Moscow: «PER SE; Logos» Publishing Centers, 2007. - 855 p. - P. 313318

2. Lusin, D.V. The New Methodic for Emotion Intelligence Dimension: EMIN Test / D.V Lusin // Psychological Diagnostics[Edit by M.K. Akimova]. - Moscow; Obninsk: «Moskva» Publishing House, 2006. - №4. - P. 3-22

3. Malinkovskaya, A. V. The Main Music Instrument Class. Piano Intonation Skill / A. V. Malinkovskaya. - Moscow: «VLADOS» Publishing Center, 2005. - 381 p. - P. 138-139

4. Sokolov, A.S., Morozov, V.P. The Mans Art Type: Integrated Researchers / V.P. Moro-zov, A.S. Sokolov. - Moscow: «MGK» Publishing House, 1994. -234 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.