№ 342
УДК 37.018.46
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Январь
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
С.А. Загвоздина
2011
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ
На основе анализа психолого-педагогической литературы сделана попытка теоретического осмысления, уточнения сути и понятия «методологическая культура» как педагогического феномена, осуществлен системный анализ различных трактовок данного понятия. Рассмотрена проблема становления методологической культуры учителя в современных условиях модернизации образования.
Ключевые слова: методологическая культура; профессионализм; мастерство учителя.
Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к повышению качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.
Успешность инновационной деятельности в образовании зависит от того, насколько в ней заинтересованы главные действующие исполнители - педагогические работники - и насколько их квалификация соответствует поставленным задачам.
При модернизации образовательной системы на первый план выходит проблема становления методологической культуры педагога, способного самостоятельно конструировать пространство своей педагогической деятельности.
Общественно-историческая практика показывает, что вопросы формирования профессиональных и личностных качеств учителя через методическую подготовку ставились еще педагогами-классиками. Однако понятие «методологическая культура» как требование к идеальному типу учителя не употреблялось.
К. Д. Ушинский сделал попытку поднять авторитет педагога и, формулируя основные требования к нему, большое значение придавал специальной педагогической и методической подготовке. Великий педагог отмечал, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями: важно развить в нем способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора, поскольку учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам [1].
В.И. Слуцкий характеризует учителя как носителя культурных норм и образцов, которому присущи потребность в знании, способность мыслить, стремление к творчеству, способность к развитию [2].
Сочетание «методологическая культура», на наш взгляд, является правомерным постольку, поскольку овладение культурой как системой ценностей, источником знаний о природе, обществе, способах деятельности предполагает иное отношение к преобразованию педагогической теории и практики. Культура помогает превратить методологический опыт в достояние педагога, фактор развития его личности, творческого мышления, формирования научного мировоззрения и ценностной позиции.
К анализу самого понятия «методологическая культура», его содержанию, активному использованию в
научной литературе обратились в конце ХХ в. Первыми его стали употреблять философы А. Дорожкин, Л. Микешина, В. Мосолов. Речь шла о том, что современный специалист не может быть только исполнителем, он должен быть творческой личностью, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность [3].
Мы пришли к выводу, что, несмотря на общеупотребительность понятия «методологическая культура», его содержание, сущность и место в системе других понятий как в философии, так и в педагогике остается неоднозначным.
Так, В.И. Загвязинский [4] рассматривает методологическую культуру как показатель уровня развития методологии науки и характеристику личности в сфере образования. В диссертационных исследованиях В.Ф. Бойко [5] методологическая культура представлена как рефлексия исследовательской деятельности педагога. В исследованиях ученых (В.А. Сластёнин, В.Э. Тамарин и др.) [6] методологическая культура рассматривалась в качестве компонента профессионально-педагогической культуры и профессионального мастерства учителя. Эти ученые определили методологическую культуру как высший показатель профессиональной готовности педагога.
Такой же точки зрения придерживается В. В. Краев-ский [7], который считает методологическую культуру предпосылкой формирования профессионализма педагога, сущность которой заключается в усвоении и использовании особых методологических знаний, необходимых для исследования педагогических явлений и последующей разработки педагогической теории.
Акцентируя внимание на профессиональном мастерстве, С.В. Кульневич [8] также отмечает, что методологическая культура, являясь обязательным компонентом профессионализма, заключается в стремлении и умении учителя вести методологический поиск, направленный на отыскание личностных смыслов педагогических явлений, необходимых для развития личности ученика в педагогическом процессе.
Отмечая возрастающую роль творчества в развитии профессионализма, Е.В. Бережнова [9] считает основным признаком методологической культуры умение формулировать и творчески подходить к решению педагогических задач, конструировать и проектировать учебно-воспитательный процесс; осуществлять методическую рефлексию.
Другие представители отечественной педагогики (А.Н. Ходусов, П.Г. Кабанов) высказывали идею о представлении методологической культуры в виде многоуровневого и многокомпонентного образования, что связано с целостной, сложной структурой формирования личности. Так, А.Н. Ходусов [10] считает, что методологическая культура включает в себя педагогическую философию учителя (убеждение), мыследея-тельность в режиме методологической рефлексии (понимание) как внутренний план сознания (самосознания) и детерминированное свойствами интегральной индивидуальности. П.Г. Кабанов [11] рассматривал данное понятие как структуру, включающую педагогические, общенаучные и философские знания, особые умения и навыки, заключающиеся в способности определять, создавать универсальные формы деятельности.
По мнению Г.Х. Валеева [12], методологическая культура учителя - это культура мышления, основанная на методологических знаниях, умениях, навыках, способности к рефлексии, научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления и конструирования.
Небезынтересно для нашего исследования высказывание О.В. Тупилко [13]. Автор отмечает, что методологическая культура - это система философских, общенаучных, частнонаучных и предметно-тематических методологических (идей, концепций) и исследовательских умений, которые составляют основу развития у учителя научно-педагогического мышления, умений принимать и профессионально обоснованные нестандартные и новаторские решения, которые являются стратегическим ориентиром его профессионального мировоззрения и технологической деятельности, средством самосовершенствования.
Определяя понятие «методологическая культура», многие ученые характеризуют его как свойство личности педагога, отражающее в себе качество освоенных им методологических знаний, потребность в совершенствовании этих знаний, в использовании их для творческого преобразования педагогической действительности.
Интересна в этой связи позиция о сути методологической культуры А. А. Орлова [14], который апеллирует к развитию педагогического мышления как необходимости субъективного, авторского понимания педагогических явлений, материала, порождения новых идей в конкретных проблемных ситуациях, умения педагога вести методологический поиск, т.е. овладение деятельностью по обнаружению смысла, основ, идей педагогических явлений как личностно значимых для своего саморазвития.
Не принимая однозначно такое утверждение, тем не менее хотим присоединиться к данной точке зрения в части сознательного характера процесса саморазвития.
Все вышеизложенное позволяет нам прийти к следующему выводу: понятие «методологическая культура», наполняясь конкретным педагогическим содержанием, становится все более значимым для саморазвития личности педагога. Подтверждением сказанному является тот факт, что ученые (например, Э.Б. Абдуллин) рассматривают методологическую культуру как интегративное свойство личности педагога, отражающее в себе качество освоенных
им методологических знаний, потребность в совершенствовании этих знаний, в использовании их для творческого преобразования педагогической действительности.
Показателем методологической культуры педагога, считает ученый, является методологический анализ, т. е. такая деятельность, которая основана на методологических знаниях своей (педагогики) и смежных с нею других научных, художественных областей [15].
Научная дискуссия о сущности, содержании и структурных компонентах методологической культуры может быть продолжена, если рассмотреть точку зрения О.М. Шкуропатовой [16], дающей определение сущности методологической культуры учителя как интегральной характеристики степени овладения современными методологическими знаниями, исследовательскими умениями и интеллектуальными способностями. Однако мы считаем, что этих компонентов недостаточно для характеристики методологической культуры в свете современных требований к качеству образования и уровню профессионализма учителя.
Вслед за А. И. Удаловым в исследованиях О.Ю. Вороновой, Р.Ш. Царевой и С.А. Царева выделяется аксиологический аспект этого феномена как основа всякой культуры. С этих позиций стержнем методологической культуры учителя можно считать его ценностные ориентации в сфере образования, которые, в свою очередь, выступают критериями анализа существующей практики и собственной научно-педагогической деятельности [16].
Несомненно, методологическую культуру учителя необходимо рассматривать в системе его духовных ценностей, социально-психологических нормах, установках, особенностях профессионального поведения.
Мы разделяем точку зрения авторов, что признаки методологической культуры отражают активную внутреннюю позицию педагога как созидающего субъекта. Наличие методологической культуры является показателем сформированности гуманистической позиции учителя, которая определяет характер его деятельности.
Установлено, что нет единого мнения по поводу сущности понятия, содержания и структурных компонентов методологической культуры. Это позволяет сделать вывод о том, что до настоящего времени не сложилось однозначного понимания названного феномена.
Различные трактовки и точки зрения делают акцент на значимости определенных аспектов методологической культуры учителя в зависимости от приоритетных задач, стоящих перед наукой и практикой в сложившейся социокультурной ситуации. Однако можно выделить то общее, что объединяет точки зрения различных ученых. В содержании этого понятия все авторы видят творческое применение педагогами определенных концепций, форм и методов познания, а также стремление к самообразованию.
В связи с этим заслуживает внимания высказывание П.Г. Кабанова, что методологическая культура присутствует там, где есть творчество - создание нового педагогического опыта, где нет действия по шаблону [11].
Таким образом, на основе анализа педагогической литературы мы сформулировали собственную позицию по этому вопросу. В качестве рабочего принимаем следующее определение: методологическая культура учителя - это
высший уровень профессионализма, современная характеристика профессиональной компетентности, основными компонентами которой являются методологические знания о принципах и способах организации теоретической и практической деятельности, исследовательские умения и навыки, направленные на обогащение инновационного эмпирического опыта, устойчиво-положительное личностное отношение к методологической культуре как новому объекту профессионального совершенствования, как новой профессиональной ценности.
Основными критериями сформированности методологической культуры учителя, на наш взгляд, являются: методологические знания, исследовательские умения и устойчиво-положительное личностное отношение к методологической культуре как новой педагогической ценности.
Показателями сформированности методологического знания являются знания:
- общенаучного уровня (способность педагога использовать теоретические концепции, ведущие идеи, знания теории и философии образования, знания этапов и методов педагогического исследования, категориальный аппарат научного исследования);
- конкретно-научного уровня (перенос знания на педагогическое исследование, разработку методики, технологии исследования);
- технологического уровня (реализация на практике программы педагогического исследования, внедрение в практику).
Исследовательские умения и навыки включают следующие аспекты:
- теоретический (умения целеполагания, проективные аналитические умения сравнивать, обобщать, вы-
делять проблему, определять варианты решения проблем, пользоваться методами исследовательской работы);
- практический аспекты (владение методами и приемами научно-исследовательской деятельности, методами современного научного познания, выдвижение и выбор гипотезы, анализ и рефлексия как способность к поиску и построению системы действий).
Показателями устойчиво-положительного личностного отношения учителя к методологической культуре как к профессиональной ценности мы определяем:
- устойчивый интерес к педагогической профессии;
- мотивацию к профессиональному росту;
- потребность в творчестве через инновационную деятельность;
- индивидуальный стиль общения, наличие коммуникативных умений, педагогического взаимодействия;
- гуманистическую позицию педагога.
Исследования указанных авторов позволили значительно расширить понимание сущности и содержания методологической культуры, ее роли в развитии профессионализма учителя. Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний день вопросам становления этого педагогического феномена у учителя-практика уделяется недостаточно внимания. Положение о необходимости становления методологической культуры учителя обосновывается требованиями инновационного вектора развития российского образования. Это приведет к решению главных задач модернизации образования на современном этапе - повышению профессионального уровня педагогов и формированию педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. Т. 5. 528 с.
2. СлуцкийВ.И. Элементарная педагогика. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
3. Мосолов В.А. Формировать методологическую культуру учителя // Советская педагогика. 1990. № 3. С. 67-69.
4. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.
5. Бойко Е.Ф. Совершенствование методологической культуры учителя в системе повышения квалификации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.
Новокузнецк, 2003.
6. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. № 7. С. 82-88.
7. Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога // Магистр. 1991. № 1. С. 4-16.
8. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: Феномен содержания. Воронеж, 1997. 235 с.
9. Бережнова Е.В. Методологическая культура педагога // Гуманизация образования. Психолого-педагогический международный журнал.
1998. № 1. С. 63-68.
10. Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. М.,
1997.
11. Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 140 с.
12. Валеев Г.Х. Формирование методологической культуры учителя-исследователя: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2001.
13. Тупилко О.В. Формирование методологической культуры учителя в профессиональной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2006.
14. Орлова А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995. № 6. С. 64-69.
15. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта // Академия. Высшее образование. М., 2002. 272 с.
16. Шкуропатова О.М. Развитие методологической культуры учителя в практике работы современной общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 240 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 3 марта 2010 г.