ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371.13
О. В. Коршунова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя, согласованный с требованиями образовательных стандартов второго поколения для общеобразовательной школы. Показаны пути формирования и развития методологической компетентности современного учителя, а также приведен вариант диагностики для выявления уровня её сформированности.
The article presents a new look at the structure of teachers' methodological competencies concerted with the requirements of the second generation education standards for comprehensive schools. The ways of shaping and development of methodological competence of a modern teacher are shown, as well as the version of diagnostics for revealing its level is given.
Ключевые слова: методология педагогики, методологическая компетентность учителя, методологическая грамотность, методологическая культура, экспериментальная работа, стандарты второго поколения для общеобразовательной школы.
Key words: education methodology, teacher's methodological competence, methodological literacy, methodological culture, experimental work, the second generation standards for comprehensive schools.
В современных условиях развития общества учитель остается основной фигурой, определяющей модернизацию и реформирование образования. А потому он должен обладать такими качествами личности, как принятие инновационности, позитивное отношение к прогрессивным изменениям в образовании и в своей профессиональной деятельности (естественно, при сохранении и развитии разумных традиций). Это требование определяет тенденции изменения профессиональных функций учителя. Сегодня приоритетной становится функция сопровождения взрослеющей личности и создания оптимальных образовательных условий для каждого конкретного обучающегося, которые способствуют самоактуализации и само-
© Коршунова О. В., 2012 112
реализации личности. Это многофакторная, многоаспектная, очень сложная проблема, которую учитель обязан решать, чтобы соответствовать вызовам времени и социальному заказу. В связи с этим сегодня на новый уровень должна быть выведена методологическая культура учителя как важнейшая составляющая его профессиональной педагогической культуры.
Вспомним, что под педагогической культурой учителя понимается совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей [1].
Для учителя обладать методологической культурой - значит знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций [2].
В свою очередь, методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы. Без методологических знаний невозможно грамотно провести педагогическое или любое другое исследование. Такую грамотность дает овладение методологической культурой, в содержание которой входят методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.
Методологическая культура - это культура мышления, основанная на методологических знаниях, необходимой частью которой является рефлексия. Такая культура нужна практике не меньше, чем науке. Мыслительный акт в педагогическом процессе направлен на разрешение возникающих в этом процессе проблем, и здесь нельзя обойтись без рефлексии, т. е. размышлений о собственной деятельности [3].
Именно поэтому методологические аспекты педагогического образования и реальной педагогичес-
кой деятельности учителя в последнее десятилетие находятся в центре внимания ученых [4]: достаточно обосновано положение, что методологическая компетентность является непременной составляющей профессионально-педагогической подготовки учителя (Е. В. Бережнова, П. Г. Кабанов, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, А. Н. Ходусов и др.); ведется интенсивная работа по изучению методологической компетентности учителя-исследователя (Г. Х. Валеев, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. А. Кыверялг, И. Я. Лернер, В. М. Полонский, М. Н. Скаткин и др.). В этом плане раскрывается понятие «исследование», дается классификация исследований, характеризуются методологические параметры (проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, защищаемые положения), называются критерии качества педагогического исследования (критерии новизны, теоретической и практической значимости), раскрывается логика педагогического исследования. Наряду с методологической компетентностью учителя-исследователя в ряде работ делается акцент на вопросы методологической компетентности учителя-практика (Е. В. Бережнова, Б. С. Гершунский, В. К. Кириллов, А. М. Новиков, В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин, А. Н. Ходусов и др.).
Как видим, основными понятиями данной области педагогической науки являются методологическая культура, методологическая компетентность, методологическая грамотность. Разберемся с сущностью данных категорий для дальнейшего анализа проблемы.
В научных работах по педагогике понятие «методологическая культура» обозначает высший уровень методологической компетентности, культуру мышления, основанную на методологических знаниях и умениях, необходимой частью которой является рефлексия. Методологическая культура, а значит, и методологическая компетентность связываются с творчеством учителя.
Методологическая компетентность учителя представляет собой:
• систему знаний в области методологии;
• принятие позиции учитель-исследователь как личностно значимой;
• владение методами исследования;
• наличие позитивного опыта собственной исследовательской деятельности и обучения исследовательской деятельности учащихся [5].
О методологической компетентности учителя свидетельствует сформированность следующих умений:
• видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;
• выдвигать предположение (гипотезу) и мысленно представлять себе условия и последствия его реализации;
• разработать алгоритм реализации решения проблемы, предвидеть возможные затруднения и быть готовым к поиску новых вариантов решения;
• уметь адекватно оценивать достигнутые результаты и свою роль в данном процессе [6].
Методологическая компетентность - составляющий компонент профессиональной компетентности, которая и может обеспечить творческую направленность педагогической деятельности учителя, предусматривающую объективную оценку своих возможностей и возможностей ученика, владение общей культурой интеллектуальной (исследовательской) деятельности, умение ориентироваться в происходящих интеграционных процессах, тенденциях развития мирового образовательного пространства [7].
Развитие методологической компетентности активизирует творческий потенциал личности, поднимает ее деятельность на более высокую ступень, обеспечивает активно деятельностное восхождение человека в профессиональную среду, рассматривается в педагогике как создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков [8]. Нельзя не согласиться с Н. М. Кадулиной в том, что исследовательская культура учителя выступает условием формирования его методологической компетентности [9].
Взаимодействие между тремя основными категориями - методологической грамотностью, компетентностью и культурой, с нашей точки зрения, можно определить как постепенное постоянное продвижение по условной шкале развития методологической функции учителя: методологической грамотности, компетентности и культуры.
Методологическая грамотность предполагает достаточно глубокие теоретические знания о методах и приемах обучения, воспитания, развития и психолого-педагогического сопровождения детей, способах научного и диагностического изучения, опыт осуществления психолого-педагогического взаимодействия и стремление учитывать индивидуальные особенности детей. Уровень методологической грамотности должен рассматриваться как временный, основа для перехода на уровень методологической компетентности.
Методологическая компетентность характеризуется интеграцией теоретической подготовленности (психологической и педагогической) и практической готовности к осуществлению педагогического и воспитательного процесса обучения, воспитания и развития детей [10]. Методологическую компетентность можно рассматривать как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации педагогических феноменов, как профессиональные ка-
чества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления [11].
Методологическая культура - наивысший уровень развития методологической функции учителя, характеризующийся не только глубокими педагогическими и психологическими знаниями, умениями применять их на практике, эффективно и творчески решать сложные задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка, но и личностной зрелостью, сильной мотивацией, ценностными ориентациями, высокой нравственностью, рефлексивностью [12]. Методологическая культура выражается в умении применять имеющиеся знания для установления педагогически целесообразных взаимоотношений, приобретения и преобразования знаний обучающимися и самим педагогом, а также для выработки способов инновационной деятельности. Методологическая компетентность определяется набором знаний, умений, навыков, способностей, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные. Развитая методологическая культура учителя определяет возможность порождения им новых идей в конкретных проблемных ситуациях,
т. е. обеспечивает эвристичность педагогического мышления [13].
В современных педагогических исследованиях особо выделяют предметно-методологическую компетентность учителя, являющуюся составной компонентой его методологической компетентности.
Под предметно-методологической компетентностью учителя понимается совокупность знаний в области преподаваемого предмета, уровень ориентации в современных исследованиях по нему; владение методиками преподавания и умение выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию, методику, совокупность приемов и средств обучения. Таким образом, предметно-методологическая компетентность учителя представляет собой педагогическую адаптированную систему научных знаний; способов деятельности; умения планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по предмету; умения выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию, методику; готовности организовывать различные формы занятий по учебному предмету; умения реали-
Уровни развития методологической культуры учителя и структура методологической компетентности
с учетом требований новых ФГОС
зовывать деятельностный подход к обучению и умения организовывать учебную работу школьников с учетом их реальных учебных возможностей; готовности к применению инновационных технологий обучения; опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных методических ситуациях; опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку с позиций предмета. Разумеется, что составляющие предметно-методологической компетенции учителей различных учебных дисциплин будут иметь определённые доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания [14]. Требования новых государственных стандартов (ФГОС) для общеобразовательной школы обусловливают введение наряду с предметной методологической компетентностью учителя дополнительно двух составляющих общей методологической компетентности -метапредметно-методологической и социально-воспитательной методологической компе-тентностей. Первая из названных учитывает требование обеспечения достижения мета-предметных результатов обучающимися, а вторая - отражает социально-воспитательную составляющую деятельности учителя и достижение школьниками личностных результатов. Естественно, что все три обозначенные составляющие методологической компетентности современного учителя неотделимы от его исследовательской компетентности.
Таким образом, все вышеизложенное мы можем зафиксировать в виде схемы (см. рисунок).
Исследовательская компетентность также имеет сложную структуру. Здесь мы согласны с мнением С. В. Шмачилиной [15], считающей, что исследовательская компетентность включает, как ориентиры, аналитическую, методологическую, концептуальную, интегративную, адаптивную компетенции.
Итак, исследовательская компетентность педагога содержательно отражается в следующих компетенциях:
Аналитическая компетенция - теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих позитивное и негативное влияние на состояние и развитие человека; знание сущности научных и социально-педагогических явлений и фактов, умение вычленять факты кризисного состояния социума, умение выделять специфику педагогического факта; умение его анализировать и выделять ключевую идею, а затем замысел ее осуществления.
Методологическая компетенция - владение специальными знаниями об исследовательской деятельности и формах ее организации, умение вы-
страивать логическую цепочку выдвижения и формирования гипотезы, включающей в себя анализ научных фактов, к ведущей идее и новому замыслу, знание необходимых требований, предъявляемых к научной гипотезе, умение работать с различными видами гипотез.
Концептуальная компетенция предполагает понимание теоретических основ профессии «педагог», умение анализировать, синтезировать и формулировать социально-педагогическую проблему, что напрямую связано со знаниями.
Интегративная компетенция - способность связать теорию и практику; понимание педагогом широкого культурного, экономического и социального контекста, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность, т. е. способность связывать специфическое, уникальное и общее универсальное.
Адаптивная компетенция - умение осуществлять предвидение на макро-, мезо-, микроуровнях и подготовиться к каким-либо изменениям, важным в рамках профессии педагога.
В работах О. А. Абдулиной, В. А. Сластенина и других авторов выделяются основные компоненты модели педагога, подготовленного к исследовательской деятельности [16]:
- готовность к творческому развитию: мотивация, рефлексия над собственным знанием и собственной деятельностью, системность знаний, исследовательских умений и готовность к их развитию;
- профессионально-деятельностный компонент: понимание и знание перехода от теоретических знаний к действию, умение выбрать конкретное методическое решение, основанное на знании: почему именно так;
- профессионально-личностный компонент: инициативность, стремление к развитию, оригинальность и гибкость мышления и т. д.;
- мировоззренческий компонент: социальные установки, убеждения, ценности и т. д.;
- общекультурный компонент: эрудиция, знание национальной и мировой культуры и т. д.
Как видим, в этой модели присутствуют все относящиеся к исследовательской компетентности компетенции.
Каковы формы и приемы формирования компонентов методологической культуры современного учителя?
Многие ученые (В. А. Болотов, Е. И. Исаев, М. М. Левина, В. И. Слободчиков, Н. А. Шайден-ко и др.) отмечают необходимость и вместе с тем сложность подготовки учителя нового типа в сложившейся системе педагогического образования. Сегодня при разработке основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры педагогической направленности во всех разделах программ планируются учебные дисциплины, содержащие
вопросы методологии педагогических исследований, а также методологии предмета, определяющего профиль педагогической подготовки. Разрабатываются направленные на формирование методологической культуры будущего учителя спецкурсы и спецпрактикумы, с помощью которых развивается педагогическая интуиция, организуется работа с понятийно-терминологическим аппаратом педагогики и психологии, осуществляется деятельность по освоению сути комплексной социально-педагогической диагностики, сопряжению методов социологического, психологического и педагогического исследований, формируются умения инновационного педагогического проектирования, формируется мотивация исследовательской деятельности в
образовательном пространстве посредством коллективного и индивидуального исследовательского поиска; реального включения будущих учителей в творческие группы по разработке коллективных и авторских проектов в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ.
Но это - проблема подготовки педагогов новой формации, только готовящихся трудиться в сфере образования. А как быть уже дипломированным специалистам, практикующим учителям? Здесь пути повышения и развития методологической компетентности могут быть также различны. Но одним из приоритетных в данном случае приемов мы рассматриваем вовлечение учителей в экспериментальную деятельность, проводимую под
Таблица 1
№ п/п Вопросы теста Шкала оценок
1 В какой степени Вы испытываете потребности в области обучения что-то исследовать, реформировать? 1,2,3,4, 5, 6, 7, 8,9
2 Если у вас возникла какая-то блестящая педагогическая идея, то в какой степени Вы способны, предварительно теоретически её обосновав, экспериментально проверить? 1,2,3,4, 5, 6, 7, 8,9
3 В какой степени Вы способны четко сформулировать суть исследуемой проблемы, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачи исследования, спланировать эксперимент? 1,2,3,4, 5, 6, 7, 8,9
4 В какой степени Вы владеете такими методами педагогического исследования, как моделирование дидактических процессов, анкетирование, тестирование? 1,2,3,4, 5, 6, 7, 8,9
5 Как высоко Вы оцениваете свое умение разработать самостоятельную анкету, тест? 1,2,3,4, 5, 6, 7, 8,9
6 В какой степени в процессе и при обработке результатов педагогического эксперимента Вы способны использовать методы математической статистики, компьютерную технику? 1,2,3,4, 5, 6, 7, 8,9
7 Участвовали ли Вы ранее в организации какого-либо дидактического эксперимента и каковы были ваша активность, ответственность, степень участия? 1,2,3,4, 5, 6, 7, 8,9
8 Способны ли Вы назвать основные методологические принципы дидактического исследования, а главное, в какой степени Вы способны их применить? 1,2,3,4, 5, 6, 7, 8,9
9 Способны ли Вы и в какой степени, обобщив результаты эксперимента, написать статью, выступить на научном семинаре или конференции? 1,2,3,4, 5, 6, 7, 8,9
10 Как высоко Вы оцениваете свои умения и способности вести научные дискуссии, отстаивать свою точку зрения по какому-либо спорному методологическому вопросу или проблеме? 1,2,3,4, 5, 6, 7, 8,9
Таблица 2
Сумма баллов Уровни Сумма баллов Уровни
10-18 Очень низкий 55-63 Чуть выше среднего
19-27 Низкий 64-72 Выше среднего
28-36 Ниже среднего 73-81 Высокий
37-45 Чуть ниже среднего 82-90 Очень высокий
46-54 Средний
руководством ученых вузов и институтов развития образования (в недавнем прошлом - институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования). Многолетний опыт автора по руководству научно-исследовательской деятельностью учителей-практиков говорит в пользу позитивного развития их методологической составляющей профессиональной компетентности. В наших публикациях [17] убедительно показано, что участие учителей в опытной и экспериментальной работе способствует совершенствованию их методологической культуры и продвижению от методологической грамотности к полноценной методологической компетентности и далее - целостной методологической культуре как важнейшей составляющей профессиональной компетентности современного педагога. Примером диагностики, выявляющей сформированность методологической компетентности (культуры) и показывающей линии дальнейшего совершенствования в методологическом плане, является диагностика «Самооценка методологической культуры учителя» [18].
Правила выполнения теста: При ответах на вопросы теста (см. табл. 1) оцените по 9-балльной шкале степень выраженности соответствующих знаний, умений и личностных качеств. Мысленно представьте себе высший (9 баллов) уровень развития соответствующего качества и очень низкий (1 балл), затем найдите себе место в 9-балльной шкале и обведите выбранный балл самооценки кружком.
Ответив на вопросы, определите общий уровень вашей методологической культуры по предлагаемой шкале (см. табл. 2) и разработайте программу самосовершенствования.
Исследование структуры методологической компетентности современного учителя, форм и методов её формирования в составе методологической культуры, вариантов диагностики уровня сформи-рованности методологического компонента целостной профессиональной компетентности представляется актуальным направлением педагогической науки и практики, потому что учитель новой формации - это педагог с высокоразвитым уровнем педагогического мышления и интуиции, готовый разрешать проблемные педагогические ситуации высокой степени неопределенности и глубоко рефлексировать собственную профессиональную деятельность. Только в этом случае будет выполнено требование построения действительно новой школы, соответствующей вызовам времени.
Примечания
1. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/y4MTeAb.
2. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. URL: http:// uchebnikfree.com/page/uchpidkasistij/ist/ist-4—idz-ax235-nf-4.html.
3. Там же.
4. URL: http://www.dissercat.com/content/ formirovanie-metodologicheskoi-kompetentnosti-budushchego-uchitelya-geografii-sredstvami-mod.
5. Саволайнен Г. С. Спецкурс «Методология и методы научно-педагогического исследования» как условие становления методологической компетентности студентов педагогического вуза. URL: dk.kspu.ru.
6. Там же.
7. Смирнова В. В. Методологическая компетентность педагога в контексте непрерывного образования // Человек и образование. 2008. № 4(17).
8. Бокарева Г., Кикоть Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся // Вестник высшей школы. 2002. № 6. С. 52-54.
9. Кадулина Н. М. Дидактические условия формирования методологической компетентности старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 184 с.
10. Михайловская Т. А. Сущностные характеристики методологической культуры будущего учителя как основы профессионального становления. URL: http:// www.tgl.net.ru/ wiki/index.php/ Секция_1_Мето-дологическая_культура
11. Божедомова С. В. Методологическая культура - одна из составляющих компетентностей современного педагога. URL: http://www.tgl.net.ru/wiki/ index.php/ Секция_1_Методологическая_культура.
12. Михайловская Т. А. Указ. соч.
13. Божедомова С. В. Указ. соч.
14. Щетинина Н. А. Совершенствование предметно-методологической компетенции учителя. URL: http://festival.1september.ru/ articles/ 537987/.
15. Шмачилина С. В. Организация научно-исследовательской деятельности в магистратуре. URL: http:// shvarts.pspu.ru/ sbornik_konf_list_40.html.
16. Смирнова В. В. Указ. соч.
17. Коршунова О. В. Профессиональная подготовка учителя физики к реализации личностно-ориен-тированной парадигмы в рамках интегративно-диф-ференцированного подхода к обучению // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях: материалы меж-дунар. науч.-практ. конф.: 2 апреля 2007 г. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 2007. С. 8489; Она же. Портфолио учителя-экспериментатора как рефлексивный прием и стимул к профессиональному совершенствованию // Сельская школа в контексте интеграционных процессов в образовании: сб. ст. и практических материалов участников Междунар. науч. конф. / под ред. М. И. Зайкина. Арзамас: Изд-во АГПИ им. А. П. Гайдара, 2008. С. 355-358; Она же. Подготовка педагога для реализации интегратив-но-дифференцированного подхода к обучению в системе непрерывного профессионального образования // Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы: м-лы всерос. заоч. науч.-практ. конф. 27 марта 2009 г. / под ред. Г. И. Симоновой, Е. А. Ходыревой. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 174176; Она же. Функционально-компетентностная модель подготовки педагога в условиях постиндустриального общества // Вестник Вятского гуманитарного государственного университета. 2009. № 3(3). С. 6-14; Она же. Методологические приемы обучения физике // Физика в школе. 2009. № 8. С. 23-27; Она же. Обучение в сельской школе на основе интегра-
тивно-дифференцированного подхода: монография. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008; Она же. Система профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей сельских школ по проблеме интегра-тивно-дифференцированного подхода к обучению // II Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с междунар. участием 5 апреля 2010 г. // Международный журнал экспериментального образования. М.: РАЕ, ИД «Академия Естествознания», 2010. № 5. С. 109-115; Она же. Инновационная деятельность учителя сельской школы в условиях реализации интегративно-дифференцированного подхода// Современный учитель сельской школы России: Всеросс. науч.-практ. конф. с международным участием 13-14 октября 2010 г. / под ред. М. И. Зай-кина. Арзамас: Изд-во АГПИ им. А. П. Гайдара, 2010. С. 163-172; Она же. Профессионализм учителя в условиях построения компетентностно-деятельностной модели новой сельской школы // Там же. С. 39-44; Данюшенков В. С., Коршунова О. В. Методология исследовательской деятельности учителя в современных образовательных условиях // Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в условиях села: сб. науч.-метод. тр. / под ред. В. С. Данюшенкова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. С. 154-164. (Вып. 9. Сер. «Сельская школа»); Коршунова О. В. Система подготовки учителя сельской школы к реализации интегративно-дифференцированного подхода в обучении // Директор сельской школы. 2011. № 1. С. 90-96; Экспериментальные площадки // Директор сельской школы. 2011. № 3. С. 20-42.
18. Коршунова О. В. Обучение в сельской школе на основе интегративно-дифференцированного подхода: монография. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008.
УДК 37.018.46:6
Г. Н. Некрасова, H. Н. Новикова
НОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье дан анализ изменения профессиональных задач учителя технологии в информационно-коммуникационной среде.
The article focuses on revision of professional goals technology teacher in information-communication sphere of technology education.
Ключевые слова: профессиональные задачи, учитель технологии, информационно-коммуникационная среда, технологическое образование.
Keywords: professional goals, technology teacher, information-communication, technology education.
В современной педагогической науке большое внимание уделяется вопросам совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя. Актуальность этой темы связана и с модернизацией российского образования, и со стремительным развитием сферы информационных технологий, которые, в свою очередь, влияют на изменение дидактических подходов к организации учебного процесса. Очевидно, что в развивающейся образовательной информационно-коммуникационной среде меняются и профессиональные задачи учителя, которые понимаются нами как разрешение тем или иным способом различных профессиональных проблемных ситуаций.
Теоретические основы профессиональной деятельности учителя разработаны в трудах О. А. Аб-дуллиной, В. П. Беспалько, Ю. Н. Кулюткина, А. К. Марковой, В. А. A. M. Новикова, Сластени-на, Н. Ф. Талызиной и др. Применительно к подготовке учителей технологии вопросы профессиональной деятельности раскрываются в исследованиях П. Р. Атутова, А. Н. Богатырева, А. М. До-рошкевича, Е. М. Муравьева, Г. Н. Некрасовой, Д. Ф. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева и др.
Впервые к анализу профессиональной деятельности учителя технологии в области информационных технологий подошел А. Н. Богатырев. В конце 90-х гг. в своих работах ученый особое внимание уделяет выявлению профессионально значимых новых операций и действий в педагогической деятельности учителя. По его утверждению, они должны стать частью профессиограммы и в дальнейшем учитываться в процессе разработки и постановки учебных курсов по методической и предмет-
© Некрасова Г. Н., Новикова H. Н., 2012