УДК 371.134
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
RAISING METHODOLOGICAL AWARENESS OF A FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER IN THE PHILOLOGICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
©2018
Н.В. Гоннова, И.В. Гурова N.V. Gonnova, I.V. Gurova
В статье поднимается проблема формирования методологической компетентности как компонента профессионально-педагогической компетентности будущего учителя русского языка в начальной школе; рассматриваются критерии методологической компетентности; приводятся профессионально ориентированные задания для студентов факультета начального образования (профили подготовки «Дошкольное образование» и «Начальное образование»).
Ключевые слова: методологическая компетентность; критерии методологической компетентности; профессионально ориентированные задания.
The authors discuss the process of raising methodological awareness as the constituent of vocational pedagogical competence in training teachers of the Russian language in primary school; they display the criteria of methodological competence; they also provide with the relevant assignments for the students of the faculty of primary education (programmes "Pre-School Education" and "Primary Education").
Keywords: methodological awareness; criteria of methodological awareness; profession-friendly assignments.
Язык - основное средство человеческого общения, средство воздействия, форма хранения знания о действительности, средоточие духовной культуры народа, основная форма проявления национального и личностного самосознания. Этими функциями языка, его социальной значимостью определяется место «Русского языка» как главного предмета в начальной школе [1, с. 16]. В школе язык является не только предметом изучения, но и средством обучения всем дисциплинам. Через овладение родным языком происходит становление личности младшего школьника. В свете сказанного особое звучание приобретает мысль Е.П. Иванян (Сеничкиной) о признании русского языка национальным достоянием [2 ; 3].
«Русский язык» как учебный предмет в начальных классах закладывает основы лингвистического образования. Знания о языке становятся базой формирования языковых и речевых умений и навыков. В связи с этим важно подчеркнуть, что в соответствии с требованиями Федерального государствен-
ного образовательного стандарта начального общего образования предметные результаты освоения содержания учебной дисциплины «Русский язык» должны отражать:
1) понимание основных функций языка, значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
2) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека;
3) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;
4) овладение учебными действиями с языковыми единицами [4].
Опыт позволяет утверждать, что реализовать основную образовательную программу начального общего образования и решить задачи развития младших школьников средствами учебного предмета «Русский язык» может учитель, владеющий глубокими знаниями в области филологии,
методики, методологии, осознающий роль русского языка в формировании личности, другими словами, учитель-филолог и, безусловно, учитель-исследователь, организатор проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Цель настоящей статьи - охарактеризовать процесс формирования методологической компетентности будущего начальных классах в филологическом образовательном пространстве.
Ее задачи:
1) уточнить понятие «методологическая компетентность»;
2) рассмотреть критерии методологической компетентности;
3) представить профессионально ориентированные задания для будущих учителей начальных классов.
Попутно заметим, что в научной литературе нет общепринятых определений компетентности и компетенции. В настоящей работе мы отождествляем данные понятия.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что осмыслению методологических основ образования педагога в настоящее время уделяется пристальное внимание [см., например: 5 ; 6 ; 7].
Под методологической компетентностью понимаем владение специальными знаниями об исследовательской деятельности и формах её организации, умение выстраивать логическую цепочку выдвижения и формирования гипотезы, включающей в себя анализ научных фактов, ведущей к идее и новому замыслу, знание необходимых требований, предъявляемых к научной гипотезе, умение работать с различными видами гипотез [8].
Методологическая компетентность справедливо признаётся неотъемлемым компонентом профессионально-педагогической компетентности, предполагает наличие у учителя методологических знаний, умений и навыков и использование их в педагогической деятельности. Высший уровень методологической компе-
тентности - методологическая культура, которая является одной из основных составляющих профессионализма педагога.
Методологическая компетентность (компетенция) имеет компонентностно-кри-териальную структуру, включающую моти-вационно-ценностный, когнитивный и дея-тельностно-практический компоненты.
С позиций темы нашей статьи рассмотрим подробнее критерии методологической компетентности учителя начальной школы.
Мотивационно-ценностный компонент предполагает:
- осознание необходимости учебно-научно-исследовательской работы и повышения уровня методологических знаний;
- интерес к учебно-научно-исследовательской работе;
- понимание важности учебно-исследовательской работы младших школьников по русскому языку.
Когнитивный компонент включает знание:
- общей методологии исследования (специфики учебно-научно-исследовательской работы, этапов и элементов научных исследований, методов познания и т.д.);
- принципов преподавания русского языка;
- закономерностей обучения родному языку и речи;
- соотношения языка и мышления, языка и речи;
- роли языка в развитии общества;
- специфики языка как средства познания действительности;
- влияния социальной и языковой (речевой) среды на речевое развитие личности;
- особенностей формирования языковой личности;
- терминологического аппарата изучаемых дисциплин.
Деятельностно-практический компонент предполагает умения:
- создавать исследовательские работы различных видов;
- обосновывать тему, цели, задачи, методы исследования;
- определять объект и предмет исследования;
- формулировать гипотезу исследования;
- проводить эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный), интерпретировать его результаты;
- оперировать ключевыми понятиями;
- реализовывать основные принципы преподавания русского языка (обучения русскому языку как полифункциональному явлению, межпредметных связей, тексто-центричности) и подходы в преподавании (системно-деятельностный, личностно-ори-ентированный, сознательно-коммуникативный и др.);
- использовать различные методы обучения языку и речи (языковой анализ, конструирования, сравнительно-исторический; наглядные, поисковые, коммуникативные, имитативные и др.).
Проблема формирования методологической компетентности учителя становится особенно актуальной в свете требований к результатам освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), согласно которым выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать:
- способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
- способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);
- способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
- способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) [9].
Как видим, ряд профессиональных компетенций педагога связан с необходимостью решать исследовательские задачи и руководить учебно-исследовательской деятельностью школьников, которая может выступать в качестве средства формирования определённых умений, навыков, способов действия (в нашем случае - в области русского языка).
Говоря о специфике исследовательской деятельности, об исследовательском подходе в обучении, А.И. Савенков называет умения, которые должны быть развиты у обучающихся уже на первом уровне школьного образования: умения видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, умение проводить эксперименты, умение давать определения понятиям, добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, делать сравнения, давать оценку, доказывать правильность точки зрения, составлять внутренний план умственных действий, формулировать суждения [10]. Следовательно, перед современным учителем стоит задача организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста, проектирования уроков, позволяющих подвести учащихся к самостоятельным исследованиям.
Считаем, что формированию методологической компетентности будущего учителя начальной школы в наибольшей степени способствуют профессионально ориентированные задания. Такие задания были подготовлены нами для студентов факультета начального образования (профили подготовки «Дошкольное образование» и «Начальное образование»). Выполнять задания рекомендуем на практических занятиях дисциплин, составляющих филологическое образовательное пространство, в ходе самостоятельной работы, подготовки к зачётам и экзаменам, в процессе написания реферата, научного доклада, исследовательского проекта, курсовой работы и квалификационной (бакалаврской) работы. (Филологическое образовательное пространство - интегрированный ряд учебных дисциплин филологического цикла, ядром
которого являются языковые, речеведче-ские, литературоведческие дисциплины. Применительно к указанным профилям подготовки это «Культура речи», «Русский язык», «Методика обучения русскому языку и литературному чтению», «Практикум по русскому правописанию», «Инновационные технологии на уроках русского языка в начальной школе», «Технологии речевой деятельности педагога и школьника», «Основы речевой коммуникации» и др.)
Приведём примеры некоторых профессионально ориентированных заданий для студентов 4-5 курсов.
1. Определите, что является объектом и предметом изучения следующих наук: «Культура речи», «Методика обучения русскому языку и литературному чтению», «Основы речевой коммуникации», «Технологии речевой деятельности педагога и школьника»; каковы основные проблемы и задачи, которые решают эти науки на современном этапе.
2. Определите объект и предмет исследования в соответствии с его темой: «Ошибки устной и письменной речи младших школьников. Пути исправления этих ошибок»; «Формирование морфологических понятий у учащихся начальных классов»; «Использование приёма сравнения при изучении частей речи в начальной школе»; «Обучение младших школьников написанию изложения»; «Специфика обучения младших школьников речевой коммуникации». Докажите методологическую корректность предлагаемых Вами вариантов.
3. Подберите литературу по одной из перечисленных выше тем. Составьте библиографический список и оформите его в соответствии с современными требованиями.
4. Выделите в обосновании актуальности темы все существенные звенья аргументации. (В качестве источника материала предлагаем курсовые и квалификационные работы студентов, выполняющих исследования на кафедре дошкольного образования.)
Учащимся начальных классов приходится запоминать большое количество слов
с непроверяемыми орфограммами. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок - одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. Особую значимость приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания, поэтому проблема запоминания слов с непроверяемыми орфограммами является актуальной. Однако применение в процессе обучения множества традиционных приёмов, рекомендуемых современной методикой, оказалось недостаточным для получения позитивных результатов.
Проанализировав весь предлагаемый современной методикой комплекс орфографической работы над словарными словами, мы пришли к выводу, что трудности возникают у учащихся по следующим причинам:
1) любой алгоритм работы над словарными словами достаточно трудоемок, а внимание, волевая сфера у младших школьников развиты ещё слабо;
2) длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна;
3) наглядно-иллюстративный материал из школьного «Картинного словаря» лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы не способствует;
4) буква для шести-семилетнего ребёнка, только что научившегося писать, -лишь набор элементов, она «не живая», «неинтересная», к тому же и пишет он её кривовато, - смотреть не хочется. А её ещё надо запомнить с помощью многократного прописывания слова.
Противоречие заключается в том, что многочисленные современные методики организации орфографической работы над словарными словами в малой степени учитывают психолингвистическую проблему взаимодействия «язык - ученик», а однообразие многих приемов не дает нужного развивающего эффекта.
Актуальность данной темы подтверждается и тем, что существенной
составляющей развития речи учащихся является обогащение активного и пассивного словаря каждого ученика. Этому немало способствует организованная должным образом на уроках русского языка работа со словами с непроверяемыми орфограммами.
5. Выделите в содержании гипотезы исходный факт, концептуальную платформу, идею, искомый факт. Оцените корректность формулировки предложенной гипотезы.
Гипотеза состоит в том, что использование дифференцированных уровне-вых заданий на уроках русского языка позволяет: опираться на уровень знаний учащихся по предмету, развитие мышления и речи и степень заинтересованности в обучении русскому языку; решать задачу повышения качества знаний учащихся успешнее, чем при традиционном подходе к обучению русскому языку; работать в соответствии с уровнем развития мышления каждого ученика, с учётом его способностей и интересов.
6. Обоснуйте роль методологических подходов в определении направлений работы по обучению младших школьников русскому языку и развитию связной речи.
7. Подготовьте темы докладов младших школьников для участия в научной конференции «Первые шаги в науку», открытом региональном конкурсе научно-исследовательских проектов обучающихся им. К.К. Грота (секция «Филология»).
8. Определите объект, предмет, цель, задачи исследования по одной из предложенных Вами тем. Укажите, какие методы нужно применить для решения поставленных задач. Составьте план работы младших школьников над исследованием.
9. Проанализируйте с точки зрения соответствия определённым параметрам продукты исследовательской деятельности младших школьников, студентов (материал предложен преподавателем). Какие параметры (критерии оценки) необходимо учитывать?
10. Оцените исследовательские работы (проекты) учащихся 3-4 классов со следующих позиций: 1) осведомлённость автора работы (проекта) в истории вопроса, обоснованное привлечение теоретической базы; 2) убедительность и полнота привлекаемых примеров (репрезентативность выборки фактического материала); 3) оправданность визуализации материала, эффективность использования графиков, диаграмм, схем, фото; 4) соответствие выводов полученным результатам.
11. Охарактеризуйте понятие языковой личности в лингвистике и методике преподавания русского языка. Наметьте пути развития языковой личности младшего школьника в процессе учебно-исследовательской работы по русскому языку и пути совершенствования языковой личности будущего учителя в процессе учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.
12. Смоделируйте учебно-речевую ситуацию на уроке русского языка и примените 2-3 методических принципа обучения родному языку.
Вполне очевидно, что подобные задания интегративного характера (с учётом изученных и изучаемых дисциплин, образующих филологическое образовательное пространство) могут быть составлены преподавателями для студентов всех курсов педагогического вуза.
Итак, систематическая работа по формированию методологической компетентности способствует подготовке учителя-филолога, учителя-исследователя, осознающего необходимость повышения уровня своих методологических знаний и умеющего реализовывать эти знания в практической деятельности.
Обозначенная проблема, на наш взгляд, приобретает особую актуальность в современной системе образования, требует глубокого изучения и осмысления.
* * *
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 8-е изд., стер. М. : Академия, 2013. 464 с.
2. Иванян Е.П. Семантика умолчания и средства её выражения в русском языке. М. : Флинта, 2015.328 с.
3. Сеничкина Е.П. Русский язык как основа духовно-нравственного воспитания человека : учебное пособие. Самара : РГТЭУ, 2008. 179 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 02.06.2018).
5. Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. Томск : ТГУ, 1999. 179 с.
6. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М. : Академия, 2006. 400 с.
7. Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии: Факультет начального образования. Выпуск четвертый: Актуальные проблемы формирования методологической культуры будущего педагога. Самара : ПГСГА, 2009. 200 с.
8. Шмачилина С.В. Организация научно-исследовательской деятельности в магистратуре. URL: http://shvarts.pspu.ru/sbornik_konf_list-40.html (дата обращения: 04.06.2018).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ru/news/7/1805 (дата обращения: 02.06.2018).
10. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : учебное пособие. М. : Ось-89, 2006. 480 с.