DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-165-168
МЕТОДИКА УЧЕТА ДОСТИЖЕНИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ
Преображенский А.П.1, Чопоров О.Н.2
1ORCID:0000-0002-6911-8053, Воронежский институт высоких технологий, г. Воронеж, Российская Федерация
2ORCID:0000-0002-3176-499, Воронежский государственный
технический университет, г. Воронеж, Российская Федерация
В работе рассматриваются проблемы, связанные с мотивацией студентов. Указаны виды мотивации. Приведена методика, позволяющая повысить мотивацию студентов.
Ключевые слова: студент; обучение; мотивация; методика; специалист; оценка; образование.
THE METHODOLOGY OF ACCOUNTING FOR ACHIEVEMENTS, ALLOWING TO INCREASE THE MOTIVATION OF THE STUDENTS
Preobrazhenskiy A.P.1, Choporov O.N.2
1ORCID:0000-0002-6911-8053, Voronezh institute of high technologies, Voronezh, Russian Federation
2ORCID:0000-0002-3176-499, Voronezh state technical university, Voronezh, Russian Federation
The paper discusses the problems associated with motivation of students. The types of motivation are specified. The technique, which allows to increase the motivation of students is given.
Keywords: student; training; motivation; technique; specialist; assessment; education.
Мотивация связана с процессами, подходами, средствами, на основе которых идет побуждение обучающихся к тому, чтобы осуществлять познавательную деятельность, проводить активное освоение соответствующего содержания образования.
Мотивами могут быть комбинации эмоций и стремлений, критериев и потребностей [1,2]. В этой связи мотивы рассматриваются как эффективные подходы для улучшения образовательных процессов.
При использовании мотивации в образовательных процессах происходит изменение в том, как относится личность к разным дисциплинам и в общем к учебным процессам [3,4].
Сейчас наблюдаются изменения в системе образования, вводятся новые стандарты, требования к обучающимся, которые должны не только обладать соответствующими компетенциями, знаниями, но и иметь уверенность в том, что они будут востребованы на разных предприятиях и в организациях. Мотивация позволяет раскрыть интерес к тому, чтобы накапливать знания, реализовывать самостоятельную деятельность [5, 6].
Если студенты не всегда сами определяются с будущими профессиями, то на основе мотивации, внутренних побудительных сил (внутренняя мотивация), есть возможности для того, чтобы достичь профессиональной адаптации.
Внешняя мотивация определяется воздействием со стороны родителей, товарищей, преподавателей и др.
Степень эффективности учебных процессов непосредственным образом определяются мотивационными характеристиками и будут стимулы, связаны с тем, как овладевать будущими профессиями.
Выделяют разные виды мотивации:
- связанные с познавательными составляющими (обучающиеся получают новые знания).
- базирующиеся на социальных характеристиках (стремление повышению социального, общественного статуса, дать пользу для общества).
- материальные (стремление иметь большие доходы).
- профессиональные (стать хорошим специалистом).
- связанные с установившимися традициями.
- под влиянием внешних воздействий, не всегда понимается смысл действий.
Разные составляющие мотивации могут присутствовать в одном человеке.
При мотивировании студентов им требуется достаточно подробным образом сделать объяснение, как полученные знания будут полезны в будущей деятельности. При этом студенты не только получают определенные знания, но и формируются как специалисты.
Студенты должны не просто стремиться к получению хороших оценок, а быть заинтересованными в изучаемых дисциплинах. Педагогов следует рассматривать как своих наставников, они могут оказывать помощь в течение учебных процессов, повышать уверенность студентов в своих возможностях [7].
Для студентов можно формировать условия в течение учебных занятий, при которых они бы обладали возможностями по отстаиванию своих мнений, обсуждать разные вопросы, проводить поиск соответствующих возможностей решения задачи, в том числе, на основе комбинированных подходов [8].
Эффективным для увеличения мотивации студентов является применение рейтингового подхода. В течение заданного периода времени студенты набирают баллы за разные типы деятельности.
Предлагаемая методика учета достижений состоит из нескольких основных этапов:
1. Студентами идет разработка критериев оценки знаний.
2. Студенты предлагают возможные виды оценки знаний.
3. Проводится оценка знаний.
4. Обсуждение появившихся проблем.
5. Определение возможных путей исправления ошибок, рассматриваются разные ситуационные задачи.
Вывод
В данной работе рассмотрены основные механизмы повышения мотивации студентов. Предложена методика учета достижений, позволяющая повысить мотивацию.
Список литературы
1. Горшкова О.О. Формирование готовности будущих инженеров к исследовательской деятельности в ходе самостоятельной и научно-исследовательской работы // В мире научных открытий. 2015. № 1-1(61). С. 490-500.
2. Краснова Т.И. Сопровождение и поддержка деятельности студентов в смешанном обучении // В мире научных открытий. 2015. № 1-1(61). С.556-567.
3. Архипова Г.С. Социокультурная компетентность как взаимосвязь процессов социализации и инкультурации в современном вузе // В мире научных открытий. 2015. № 1-1(61). С. 461-469.
4. Павлова М.Ю. Вопросы адаптации выпускников вузов // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 234—237.
5. Павлова М.Ю. Об использовании научной составляющей при формировании профессиональных качеств инженера // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2012. № 9. С. 144—145.
6. Львович Я.Е., Львович И .Я., Власов В.Г., Кострова В.Н. Системно-деятельностный подход к процессу управления функционирования и развития вуза // Инновации. 2003. № 3. С. 34—42.
7. Бородина Ю.В., Сергиенко К.Э. Коммуникационные процессы в организации II Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 282-287.
8. Плотникова Л.В. Роль и перспективы применения современных информационных технологий в образовательной деятельности // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 238-240.