DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-169-172
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ В РАМКАХ ИЗУЧАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН
Преображенский А.П.1, Чопоров О.Н.2
1C>RCID:0000-0002-6911-8053, Воронежский институт высоких технологий, г. Воронеж, Российская Федерация
2ORCID:0000-0002-3176-499, Воронежский государственный
технический университет, г. Воронеж, Российская Федерация
В работе рассматривается роль учебных экскурсий в процессе изучения учебных дисциплин. Приведены примеры тем и возможных экскурсий для дисциплины физика. Отмечено, какие данные по экскурсиям преподаватель заносит в план занятия.
Ключевые слова: обучение; экскурсия; воспитание; задачи; дисциплина; преподаватель; наблюдение.
CONSECUTIVEINTERPRETINGINDIGITALAGE Preobrazhenskiy Л.Р.1, Choporov O.N.2
1ORCID:0000-0002-6911-8053, Voronezh institute of high technologies, Voronezh, Russian Federation 2C>RCID:0000-0002-3176-499, Voronezh state technical university, Voronezh, Russian Federation
This paper examines the role of field trips in the course of studying of educational courses. The examples of themes and possible excursions for the discipline of physics are given. The data excursions that the teacher puts into the lesson plan are indicated.
Keywords: training; tour; education; goals; course; teacher; observation.
Экскурсию можно рассматривать как вид организации учебных процессов, который направлен на то, чтобы должным образом осуществлялось усвоение учебных материалов, но ее проводят вне учебного заведения.
В данной работе мы рассмотрим особенности проведения учебной экскурсии для дисциплины «физика».
Когда проводятся учебные экскурсии в рамках курса физики, то это следует рассматривать как необходимую компоненту в процессе обучения. Процессы их планирования необходимо считать как составной элемент в общем планировании учебных материалов по курсу физики.
Осуществление планирования экскурсий необходимо проводить, ориентируясь на задачи обучения физике, систему формирования курса и при этом важно обеспечивать выполнение учебно-воспитательных целей.
Если рассматривать место в учебном процессе, то экскурсии во многих случаях рассматриваются как некоторый итог, завершающий изучение определенных тем или разделов, позволяющий провести закрепление, углубление обобщение пройденных материалов, обучающиеся знакомятся с тем, как проявляются и используются изученные законы и физические явления на практике, в производственных процессах, в технических устройствах [1,2].
Иногда экскурсии можно проводить перед тем, как изучать отдельные темы в программе. Тогда их рассматривают как источник знаний, которые затем используются на занятиях и при этом расширяются жизненные наблюдения обучающихся.
Проведение выбора темы экскурсии основывается большей частью на производственном и техническом окружении учебного заведения, и на тех учебно-воспитательных задачах, которые были поставлены перед экскурсией [3].
Например, после того, как на занятиях обучающимися были рассмотрены тепловые двигателями, можно сделать обобщающую экскурсию к автомобилям. В течение такой экскурсии обучающиеся не только проводят закрепление знаний об устройствах, но и могут увидеть каким образом на практике применяются различные физические явления и законы.
При этом технические устройства, например, автомобили, можно рассматривать как объекты в разных темах, связанных с тепловыми двигателями, силами трения, давлением, видами теплопередачи.
Ниже приведем примеры тем и возможные объекты экскурсий [4,5]:
1. Давление жидкостей и газов - предприятие с гидравлическими прессами, водопроводная компания, порт.
2. Механика — машинный парк, завод, строительные площадки, механические мастерские.
3. Свойства паров, жидкостей и твердых тел - предприятие холодильной промышленности, волочильные, кузнечные, литейные и штамповочные цеха, предприятие деревообработки, зерносушильное предприятие, стекольное и кирпичное производство.
4. Электричество - трансформаторные подстанции, электростанции, электролизный, гальванический цех, радиостанция, предприятие, использующие машины с электроприводом, телефонная станция, электромастерские.
5. Оптика - научно-исследовательские институты, лаборатории на предприятиях.
Преподаватель должен включать соответствующим образом экскурсии в планы освоения соответствующих тем. В плане отражаются базовые составляющие экскурсии: 1. проведение подготовки обучающихся к экскурсии. 2. проведение разработки ее содержания. 3. подведение итогов по экскурсии.
Вывод
В работе рассмотрена роль экскурсии как внеаудиторной формы реализации учебного процесса. Рассмотрены примеры возможных тем объектов экскурсий при изучении физики.
Список литературы
1. Горшкова О.О. Формирование готовности будущих инженеров к исследовательской деятельности в ходе самостоятельной и научно-исследовательской работы//В мире научных открытий. 2015. № 1-1(61). С.490-500.
2. Краснова Т.И. Сопровождение и поддержка деятельности студентов в смешанном обучении//В мире науч. отк-й. 2015. № 1-1(61). С. 556-567.
3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник/ 5-е изд. М.: Советский спорт, 2004. 216 с.
4. Павлова М.Ю. Об использовании научной составляющей при формировании профессиональных качеств инженера // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2012. № 9. С. 144—145.
5. Плотникова Л.В. Роль и перспективы применения современных информационных технологий в образовательной деятельности // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 238-240.
DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-172-178
СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЛОСОФИИ И ПРОБЛЕМА ПЛАГИАТА
Романенкова О.В.
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Российская Федерация
В статье рассматривается изменение алгоритма подготовки студентов к семинарским занятиям, проводимым в форме устных опросов. Указывается на неэффективность подобной методики проведения семинаров в современных условиях.
Ключевые слова: семинар; методика; информационная цивилизация; плагиат.
SPECIFICS OF PREPARATION STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY FOR SEMINARS ON PHILOSOPHY AND THE PROBLEM OF PLAGIARISM
Romanenkova О. V.
Povolzhsky State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russian Federation
This article explains how to change the algorithm students preparing for seminars, held in the form of verbal interviews. It shows the inefficiency of this technique seminar in modern conditions.
Keywords: seminar; technique; information civilization; plagiarism.