9. Руденко, С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время / С. И. Руденко. - Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1953. - 402 с. : ил.
10. Полосьмак, Н. В. «Стерегущие золото грифы» (ак-алахинские курганы) / Н. В. Полосьмак. - Новосибирск : Наука ; Изд. фирма. 1994. - 125 с.
11. Самашев, З. Берел / З. Самашев. - Алматы : Таймас. 2011. - 236 с.
12. Руденко, С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время / С. И. Руденко. - Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1953. - 402 с. : ил.
13. Шульга, П. И. «Царский» курган в Сентелеке / П. И. Шульга // Алтай сакральный: культовые и архео-астрономические смыслы святилищ. - Барнаул, 2010. - С. 125-131.
14. Шульга, П. И. Датировка погребальных комплексов на периферии пазырыкской культуры / П. И. Шульга, И. Ю. Слюсаренко // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск : Изд-во ин-т археологии и этнографии Сиб. отд. Рос. акад. наук, 2016. - Т. XXII. - С. 473-477.
УДК 338.482.22:911.3
В. С. Яговец
Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
МЕТОДИКА ТУРИСТСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ТУРОВ
Культурно-познавательный туризм играет значительную роль в культурной жизни современного общества. Культурный туризм реализуется в различных формах и использует как материальное наследие, так и нематериальную среду. В предложении культурного туризма на туристском рынке происходят изменения. Для формирования продукта культурно-познавательного туризма целесообразно использовать технологии туристского проектирования. В практике организации туризма можно выделить три подхода к проектированию культурно-познавательных туров.
Ключевые слова: культурно-познавательный туризм, культурное наследие, туристский продукт, туристское проектирование.
V. S. Yagovets Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
THE TOURISM DESIGN METHODOLOGY IN THE DEVELOPMENT OF THE CULTURAL-COGNITIVE TOURS
Cultural and cognitive tourism plays a significant role in the cultural life of modern society. Cultural tourism is realized in various forms and uses both material heritage and intangible environment. The offer of cultural tourism in the tourist market is changing. To form a product of cultural and educational tourism, it is advisable to use the technologies of tourist design. In the practice of tourism, three approaches to the design of cultural and educational tours can be distinguished.
Keywords: cultural and cognitive tourism, cultural heritage, tourist product, tourist design.
Культурно-познавательный туризм прочно вошел в структуру потребностей человека постиндустриального общества и занимает значительную долю в статистике мирового туризма. Он ориентирован преимущественно на ознакомление туристов с культурными ценностями: археологическими и культурно-историческими памятниками, архитектурными ансамблями, этнографией (быт, культура, традиции народов, фольклор), хозяйством.
Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга его интересов. Поэтому при разработке рынка, в рекламе особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского путешествия.
Культурный туризм определяется как форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей.
Культурный туризм имеет большое значение для эффективной реализации задач культурной политики, так как призван служить утверждению идеалов терпимости в обществе, уважению, принятию
и правильному пониманию богатого многообразия культур мира в целом. Это, безусловно, соответствует целям культурной политики в широком понимании, поскольку взаимодействия государственной власти, негосударственных структур, таких как политические партии, религиозные конфессии, общественные объединения, а также личностей или социальных групп направлены, прежде всего, на культурное развитие общества.
Культурные контакты подобного рода осуществляются в серии межкультурных проектов ЮНЕСКО (UNESCO) и Всемирной туристской организации ЮНВТО (UNWTO). Среди них также крупные долгосрочные межрегиональные проекты по созданию культурно-исторических маршрутов, таких как «Великий шелковый путь» и «Невольничий путь», в первом из которых принимает участие Россия [1], в том числе и Алтайский край.
По оценкам ЮНВТО, культурные туристы составляют 37 % всех видов международных путешественников. Эксперты полагают, что в 1970-е годы культурный туризм выделился в самостоятельный вид, а в 1990-е годы стал четким, массовым направлением. В начале XXI в. «культурный туризм» стал общим термином для широкого перечня близких по природе и характеру видов туризма: исторического, религиозного, паломнического, этнического, этнографического, фольклорного, антропологического, археологического, событийного, художественного, музейного, архитектурного, замкового, дворцового, литературного, музыкального и мн. др. вследствие того, что все они объединены общими мотивацион-ными устремлениями путешественников (поиском нового культурного опыта и межкультурных контактов) и общими культурно-историческими ресурсами.
Основным инструментом реализации познавательных услуг для туристов является экскурсия, но активно используются и другие способы знакомства с культурой - анимационные программы, фестивали и праздники, экспедиционные исследования, дегустация, погружение. В рамках последнего, например, оформился джайлоо-туризм - один из новых видов туризма. Джайлоо-туры устраиваются в населённые коренными народами труднодоступные места, которых цивилизация практически не коснулась, где нет электричества и мобильной связи. Благодаря этому жители городов имеют возможность некоторое время пожить в средневековых или даже первобытных условиях. Джайлоо-туризм распространён во внутренних областях Африки, джунглях Амазонки, горах и степях Азии, лесах и тундрах Сибири и Северной Америки. Джайлоо-туризм зародился в Кыргызстане в конце 1990-х годов, когда местный туроператор начал предлагать туристам из западных стран пожить некоторое время в юртах жизнью горного чабана. Первыми джайлоо-туры опробовали туристы из Швейцарии, Германии, Великобритании и России. Они провели неделю на горном пастбище, питались лепёшками, бараниной и кумысом, спали на полу юрты. Отсутствие благ цивилизации компенсировалось запоминающимися прогулками по горам, чистым воздухом, ночным небом, усыпанным звёздами Млечного пути, погружением в местную этно-культуру. Результаты эксперимента превзошли ожидания, теперь джайлоо-туризм включили в свои услуги множество ведущих турфирм мира [3].
Современные культурные туристы не являются однородной группой потребителей. Они могут принадлежать к разным туристским социальным идентичностям или кочевать из одной туристской социальной идентичности в другую в зависимости от вида деятельности. Специалистами выделяются несколько разновидностей потребителей культурно-познавательного туризма. Целевыми культурными туристами исследователи называют тех, кто путешествует исключительно с культурными мотивами и целенаправленно выбирает культурные туры в поисках глубокого культурного опыта. Экскурсионные культурные туристы руководствуются культурными мотивами, но не ищут глубины и удовлетворены поверхностным культурным опытом. К «счастливо случайным» причисляют тех культурных туристов, для кого культурный туризм не является запланированной целью посещения дестинации, но кто по завершении тура получает разнообразный культурный опыт. Казуальными являются те культурные туристы, которые определяют для себя культурный туризм в качестве слабого мотива для посещения дести-нации и не стремятся получить серьезный культурный опыт. Инцидентные - те культурные туристы, для кого культурный туризм совсем не является мотивом, но кто, тем не менее, посещает культурные достопримечательности во время тура [2].
Таким образом, культурно-познавательный туризм в достаточной мере отличается от других видов туризма и это необходимо учитывать при организации туристских программ. Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п. Основой культурно-познавательных туров является культурно-историческое наследие, включающее всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для культурно-познавательного туризма может дать любая местность и даже природные объекты, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:
- памятники археологии;
- культовую и гражданскую архитектуру;
- памятники ландшафтной архитектуры;
- малые и большие исторические города;
- сельские поселения;
- музеи, театры, выставочные залы и др.;
- социокультурную инфраструктуру;
- объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
- культурные ландшафты;
- технические комплексы и сооружения.
Активным элементом культурного тура может выступать нематериальная культура местного населения в виде легенд, сказаний, поверий, народной мудрости. Например, на Алтае таковой может выступать билик [4], который отражает традиции алтайской культуры и мировоззрения.
Сегодняшний турист хочет, чтобы культурно-познавательные маршруты были насыщены анимационным сопровождением. Программа тура должна строиться в зависимости от тематики тура. Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, различные национальные праздники. Не исключается посещение ресторанов и других предприятий питания с дегустацией национальных кухонь. Спортивные и оздоровительные мероприятия, как правило, не планируются.
Культурно-познавательные туры по способу организации можно разделить на программные и заказные. Программные представляют из себя заранее сформированный пакет туруслуг (размещение, питание, транспорт, экскурсии и пр.), предоставляемых туристам по определенной программе. Услуги потребляются туристами в определенных местах в определенное время и их непредоставление или замена расцениваются как нарушение программы, а следовательно, договора с туристами.
В заказных (индивидуальных) турах потребитель вправе корректировать набор услуг не только на этапе формирования, но и во время исполнения тура по договоренности с туроператором. Такие туры, как правило, дороже, но позволяют заказчику самому отбирать интересующие его достопримечательности, мероприятия и уровень услуг.
Обычно туроператоры имеют несколько сформированных и отработанных культурно-познавательных программ, ориентирующихся на наиболее известные и привлекательные объекты. В то же время всегда надо быть готовым к индивидуальным, нередко специфичным пожеланиям заказчиков. Практика туроператорской деятельности на Алтае показывает, что популярность заказных туров растет, но далеко не все операторы готовы объективно, многопланово и интересно представить культурно-исторические ресурсы Алтайского региона.
На 2017 год в Федеральный реестр туроператоров входят 49 организаций в Алтайском крае и 21 в Республике Алтай. Помимо них туры по Алтаю организуют туроператоры соседних регионов - Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга.
По запросу в поисковой системе Google «Культурный тур по Алтаю» от 16.04.2017 г. было обнаружено примерно 739 000 результатов, в системе Яндекс - 49 млн результатов, что является достаточно высоким показателем. Таргетированную рекламу в Google разместили 4, в Яндекс - 7 организаций. В то же время на первых позициях результатов поиска преимущественно рекламируются активные туры по Алтаю, а среди культурных туров преобладают заказные. Тематические культурно-познавательные туры, программные событийные туры на рынке практически отсутствуют.
Определенные сомнения вызывают туры на 4-6 дней, рекламирующие возможность посмотреть весь Алтай. Как правило, в таких турах преодолеваются большие расстояния без возможности полноценно ознакомиться с культурно-историческим наследием, а серьезная подготовка гидов заменяется «калейдоскопом впечатлений». К сожалению, для большинства туристов, выбирающих подобные краткосрочные путешествия, Алтай так и остается загадкой, а информация и впечатления - отрывочными.
Чтобы избежать подмены понятий и формировать действительно качественный продукт обратимся к имеющемуся теоретическому опыту проектирования культурно-познавательных программ.
Туристско-рекреационное проектирование - это самостоятельное направление проектной деятельности в сфере туризма и рекреации, которое, с одной стороны, обладает всеми ключевыми признаками проектирования, а с другой - отличается ярко выраженной спецификой, характерной для этой сферы [5]. К ключевым признакам проекта при этом относится ограниченность во времени, новизна разрабатываемого продукта, последовательность процесса разработки.
Существует несколько уровней туристского проектирования: от проектов программ развития туризма на крупных территориях до проектирования отдельных туристских услуг. В данном исследовании сконцентрируем внимание на уровне культурно-познавательного туристского продукта как объекта проектирования. Специфика туристских проектов (на уровне продукта) кроется в особенностях турпродук-та: неспособность к хранению, неосязаемость, разобщенность во времени и пространстве фактов разработки, приобретения и потребления, ярко выраженная сезонность, широкое участие персонала в процессе обслуживания, уникальность продукта и субъективная оценка его качества со стороны туристов.
Имеется и своя специфика в технологии организации культурно-познавательных туров. В состав основных услуг обычно входят:
1) услуги размещения - в гостиницах туристского класса в номерах категории «Стандарт»;
2) услуги питания - лучше включать в стоимость 1-2-разовое питание (например, завтрак + ужин). Это позволит немного снизить базовую стоимость тура и сделать его более гибким, предоставляя тот тип питания и характер блюд, который соответствует пожеланиям туристов, например, дегустация национальной кухни;
3) транспортные услуги - преимущественно используются экскурсионные автобусы (со всем необходимым техническим оснащением), так как они мобильны и доступны для целевой категории туристов;
4) экскурсионные услуги - в программу тура обычно включаются обзорные экскурсии или экскурсии по тематике тура, также имеется богатый выбор дополнительных экскурсий.
Целесообразно в программу культурно-познавательного тура также включать различные анимационные услуги: концерты местных исполнителей, тематические мастер-классы, посещение событийных мероприятий.
На основе анализа разнообразной профессиональной литературы и периодики можно выделить несколько основных подходов к проектированию культурно-познавательных туров:
1. Технологический подход - на основе принятых нормативно-правовых документов, прежде всего, отраслевых стандартов.
В соответствии с ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» культурно-познавательный тур является комплексной туристической услугой, которая направлена на удовлетворение познавательных потребностей туристов. Процесс разработки культурно-познавательного тура можно разделить на два этапа: проектирование и организацию.
В процессе проектирования на основе анализа рынка аналогичных турпродуктов и их производителей определяется исходный турпродукт, с помощью которого выявляются потребности и предпочтения его покупателей. Далее, с учетом этих потребностей и предпочтений, а также выявленных туристских возможностей выбранной для путешествия территории, создается модель тура и выясняется целесообразность его формирования.
Проектирование должно выполняться в соответствии с ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг». Согласно данному документу проектирование тура включает подготовку и разработку технических и технологических документов на турпродукт в соответствии с программой обслуживания туристов и условиями путешествия.
Проект должен учитывать технические требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья, имущества туристов при совершении тура, установленные ГОСТ 32611-2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов», а также, в соответствии с этим документом, предусматривать мероприятия по предотвращению рисков для участников тура и окружающей среды.
В настоящее время требования стандартов в сфере туризма в большей мере являются добровольными, и туроператоры крайне редко пользуются этой методикой, не разрабатывают технологические документы. Связано это с большими временными и трудовыми затратами на подготовку документации, слабой ориентацией стандартов на качество и индивидуальные запросы клиентов, отсутствие учета специфики организации культурно-познавательного туризма и особенностей территории прохождения маршрута.
2. Комплексный маркетинговый подход - Е. А. Джанджугазова [5] предлагает рассматривать тур-продукт на трех уровнях:
1) продукт по замыслу;
2) продукт в реальном исполнении;
3) туристский продукт с подкреплением.
Автор в проектировании предлагает выделять следующие этапы:
- постановка проблемы;
- определение и формулировка проектной задачи;
- построение модели проекта;
- определение ключевых параметров проекта;
- формирование системы мониторинга;
- реализация проекта и его завершение.
В данном подходе большое внимание уделяется методике ценообразования, продвижения и каналов сбыта туристского продукта, мониторингу эффективности предоставляемых услуг. Однако, поэтапное планирование нередко занимает много времени, а результат проектирования в большей степени ориентирован на опыт и потребности самого туроператора, а не потребителей культурно-познавательного туризма.
3. Гибкие подходы в проектировании, например, методика Scrum, которую разработали Дж. Сазерленд и К. Швабер. Scrum - это противоположность классическому поэтапному подходу,
применяемому к реализации проектов. Методику Scrum взяли на вооружение многие компании как из технологических отраслей, откуда она сама родом, так и из традиционных и даже некоммерческих. Подход, лежащий в основе методики Scrum, можно применять в разных видах деятельности, в которых требуется коллективная работа [6].
Важными характеристиками Scrum является ее гибкость и ориентированность на клиента, так как она предполагает его (клиента) непосредственное участие в процессе работы.
Scrum не требует внедрения каких-либо дорогостоящих инструментов. Схему методики Scrum вкратце можно описать следующим образом:
1. Сначала необходимо выбрать «Владельца продукта» - человека, обладающего видением того, что вы собираетесь создать или достигнуть.
2. Собрать «Команду», в которую войдут люди, непосредственно выполняющие работу. Они должны обладать навыками и знаниями, которые помогут воплотить идею владельца продукта в жизнь.
3. Выбрать «Скрам-мастера» - он будет следить за ходом реализации проекта, обеспечивать проведение коротких собраний и помогать команде устранять препятствия на пути достижения цели.
4. Приступая к работе, нужно создать максимально полный список всех требований, предъявляемых к продукту или цели. Пункты этого списка должны быть расставлены по приоритету. Список носит название «Бэклог продукта». Он может развиваться и изменяться на протяжении всего срока реализации проекта.
5. Участники команды должны оценить по своей системе оценок каждый пункт на предмет сложности и затрат, которые потребуются для его выполнения.
6. Затем участники, скрам-мастер и владелец продукта должны провести первое скрам-собрание, на котором они запланируют «спринт» - определенное время для выполнения части заданий. Продолжительность спринта не должна превышать один месяц. Команда должна постоянно стремиться к тому, чтобы постоянно превосходить свои собственные результаты - «наращивать динамику производительности».
7. Чтобы все участники были в курсе состояния дел нужно завести скрам-доску с тремя колонками: «Нужно сделать, или бэклог»; «В работе»; «Сделано». На доску участники клеят стикеры с заданиями, которые в процессе работы поочередно перемещаются из колонки «Бэклог» в колонку «в работе», а затем в «сделано».
8. Ежедневно проводится скрам-собрание - пятнадцать минут на то, чтобы все дали ответы на три вопроса: «Что ты делал вчера, чтобы помочь команде завершить спринт?», «Что ты будешь делать сегодня, чтобы помочь команде завершить спринт?», «Какие препятствия встают на пути команды?».
9. По завершении спринта команда делает его обзор - проводит встречу, на которой участники рассказывают, что сделано за спринт. После показа результатов работы за спринт участники проводят ретроспективное собрание, на котором обсуждают, что команда делала хорошо, что можно сделать лучше, что можно улучшить прямо сейчас.
Очевидно, что методика Scrum в некоторых случаях позволяет работать наиболее эффективно, но требовательна к компетентности организаторов и исполнителей услуг, которые должны владеть всей актуальной и достоверной информацией о туристских ресурсах и инфраструктуре.
Таким образом, в арсенале современного специалиста - организатора культурно-познавательного туризма должны быть различные методики проектирования, которые он мог бы использовать в зависимости от условий и поставленных задач.
Список литературы
1. Демина, С. А. Культурный туризм как одно из направлений региональной культурной политики и его роль в развитии общества [Электронный ресурс] / С. А. Демина // Политика, государство и право. - 2014 -№ 4. - Режим доступа: http://politika.snauka.ru/2014/04/1480 (дата обращения: 29.04.2017).
2. Мошняга, Е. В. Концепт «культурный туризм» в системе концептов международного туризма / Е. В. Мошняга // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 3 - С. 173-178.
3. Джайлоо-туризм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Джайлоо-туризм.
4. Шодоев, Н. А. Основы алтайской философии / Н. А. Шодоев. - Бийск, 2009. - 205 с.
5. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование / Е. А. Джанджугазова. - Москва : Academia, 2014. - 272 с.
6. Scrum. Революционный метод управления проектами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spark.ru/startup/makeright/blog/13163/scrum-revolyutsionnij-metod-upravleniya-proektami-kniga-za-15-minut.