Научная статья на тему 'МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРЕНЕРСКОГО МАСТЕРСТВА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ)'

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРЕНЕРСКОГО МАСТЕРСТВА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимов Б. Б.

В данной статье обобщены результаты педагогического эксперимента, проведённого на курсах повышения квалификации с участием тренеров по спортивной борьбе. Рассмотрены методы совершенствования тренерского мастерства тренеров по спортивной борьбе в системе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРЕНЕРСКОГО МАСТЕРСТВА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ)»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

ги согломлаштириш машгулотларида хафтасига 90 дакика давомидаги 2 та мураккаб машгулотни хар бирига турт боскич ажратилган холда:

* бошлангич (3 хафта) - асосий машкларни бажа-риш техникасини эгаллаш хамда аёлларнинг жисмо-ний холатининг бошлангич даражасини диагностика килиш максадида;

* жалб килувчи (3 хафта) - жисмоний машклар техникасини аниклаш, организмнинг мослашув жараёнларини жисмоний фаоллигини ошириш ва-зифалари билан;

* машгулотли (8 хафта) - тананинг узок муд-датли ва баркарор мослашувини таъминлаш учун машгулотларни купайтириб бориш, кейин жисмоний фаолиятнинг интенсивлаштириш;

* баркарорлаштириш (2 хафта) - кумулятив сог-ликни саклаш таъсирини ошириш максадида хар бир боскич учун технологик хариталардан фойдаланган холда тартибга солинган, мейёрли сузишдан фойда-

ланиш, сувда жисмонии машклар ва очи; уйинларни бажариш руйхати ва тартибини ифодаловчи режа ишлаб чикилди.

Мунтазам равишда хафтасига икки маротаба сузиш дарсларига катнайдиган субъектлар жисмоний ривожланиш курсаткичлари, юрак-;он томир тизими курсаткичлари (юрак уриши, кон босими) ва жисмоний тайёргарлигини сезиларли даражада яхшиланди.

Адабиётлар:

1. Баранов Г.Н. Бассейн для лечебного плавания. Вопросы курортологии, физиологии и лечебной физ. Культуры.-1993 №1 С.65 - 68.

2. Земсков Е.А., Менхин А. В. «Новое массово-оздоровительное направление в развитии гимнастики».Материалы научно-практической конфер. По проблемам теории и методики гимнастики-М.: РГАФК, (январь 1996.) 68 с.

3. Корбут В.М. СУЗИШ (спорт-педагогик такомиллашуви). -Т.: Лидер Пресс, 2012, 142 б.

4. Корбут В.М., Салмгареева.Р., Гейгер А., Кукракда кролусулида сузиш техникасини ургатиш ва такомиллаштириш учун машгулотлар туплами. // Укув - услубий кулланма Тошкент 2013. 59 .бет.

УУК (УДК, UDC): 796.01: 071.4

Научный соискатель Б.Б. ИБРАГИМОВ1

'Узбекский Государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан

Информация для связи с автором:

[email protected]

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРЕНЕРСКОГО МАСТЕРСТВА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ)

Аннотация

Annotation

В данной статье обобщены результаты педагогического эксперимента, проведённого на курсах повышения квалификации с участием тренеров по спортивной борьбе. Рассмотрены методы совершенствования тренерского мастерства тренеров по спортивной борьбе в системе повышения квалификации.

Ключевые слова: профессиональная подготовленность, повышение квалификации, специальные знания и умения, методика технико-тактической подготовки, педагогический эксперимент.

Ушбу маколада кураш мураббийлари иштирокида илгор укув курсларида утказилган педагогик тадкикот натижалари умумлаштирилган. Кураш мураббийларининг малака ошириш тизимида мураббийлик малакасини ошириш усуллари куриб чикилган.

Калит сузлар: касбий тайёргарлик, малака ошириш, махсус билим ва куникмалар, техник-тактик тайёргарлик усуллари, педагогик тадцщот.

This article summarized the results of a pedagogical experiment conducted with wrestling coaches in training courses. Methods of improving the coaching skills of wrestling trainers in the training system are considered.

Key words: professional preparedness, advanced training, special knowledge and skills, technical and tactical training methodology, pedagogical experiment.

О CN

0 CN

Ю

01

ГО

ra -с о о.

и

с

го

Актуальность исследования. Одной из основополагающих задач государственной политики Узбекистана является организация повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта. В настоящее время в Узбекистане проводятся широкомасштабные реформы по дальнейшему коренному совершенствованию системы переподготовки специалистов [1,2]. Вместе с тем, в стране имеется целый ряд препятствующих этому серьёзных проблем, в частности: недостаточный уровень учебной и учебно-методической литера-

туры в сфере, дефицит специалистов с высшим образованием; дефицит спортивных, тренерских и педагогических кадров по отдельным видам спорта, наметилась тенденция к сокращению наиболее квалифицированных тренерских кадров высшей и первой категории, наблюдается снижение и общего профессионального уровня работников.

Изучение исторического пути и закономерностей развития системы повышения квалификации тренеров по спортивной борьбе в Республике Узбекистан позволяет проследить неразрывную связь прошлого и

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

настоящего, их преемственность, а также способствует составлению наиболее оптимального стандартного учебного плана и учебных программ курсов повышения квалификации тренерских кадров.

Важнейшая сторона профессиональной деятельности любого специалиста - постоянное пополнение и обновление знаний. С каждым годом возрастает объем информаций, необходимый для плодотворного труда. То, что сегодня считается новым, завтра уже нуждается в обновлении.

Современный тренер по спортивной борьбе для успешной работы в сфере спорта должен постоянно пополнять и обновлять свои профессиональные знания и знакомиться с новыми технологиями в профессиональной деятельности. Вместе с тем, как показывает практика, лишь самостоятельное повышение квалификации специалистами не приносит желаемого результата. Необходимы специальные условия и высококвалифицированные преподаватели, способные организовать этот процесс. Решить данную проблему могут только специальные учебные подразделения. К таким подразделениям относятся центры и институты повышения квалификации, созданные и находящиеся, как правило, в составе физкультурных вузов. Эти центры появились относительно недавно и до настоящего времени система обучения в них окончательно не сформировалась.

Анализ научной литературы по данной тематике позволил сделать вывод, что «профессиональная подготовленность» являются одним из основных или прямых компонентов «профессиональных знаний». Таким образом, актуальность выбранной проблемы для исследования не вызывает сомнений. [3, 4, 5, 6, 7,8, 9 и др.]

В связи с недостаточной разработанностью педагогических аспектов эффективности повышения квалификации тренеров по единоборствам возникла необходимость в проведении специальных исследований. Проблема исследований заключается в несоответствии между современными высокими требованиями к профессиональной квалификации специалистов и существующей в настоящее время недостаточно эффективной системой повышения её в сфере спорта.

Цель исследования - разработать и апробировать методику совершенствования тренерского мастерства у специалистов по спортивной борьбе в системе повышения квалификации (на примере вольной борьбы).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы по проблеме исследования, обобщение опыта, компьютерное тестирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Теоретическое обоснование путей разработки методики повышения эффективности процесса формирования профессиональной подготовленности тренеров по спортивной борьбе в системе повышения квалификации, в связи с результатами исследований

педагогических условий реализации методов и организационных форм повышения квалификации, компонентов специализированной деятельности тренеров по спортивной борьбе и ранжирование их по значимости для тренеров различных категорий определяет необходимость постановки перед экспериментом следующих задач:

а) повысить у слушателей курсов повышения квалификации спектр профессиональных знаний об основных компонентах специализированной деятельности тренера по вольной борьбе;

б) повысить систему знаний о составе технико-тактических действий спортсмена (противника), опосредованных исходным положением начала схватки, в ситуациях простого реагирования, реагирований с выбором и переключением;

в) расширить объёмы специальных знаний о последствиях возможных ошибок тренера при моделировании соревновательных ситуаций, характерных для поединков в вольной борьбе;

г) повысить качество и профессионализм владения методами технико-тактического совершенствования борцов.

Важное место среди профессиональных навыков занимает управление процессом технико-тактической подготовки, куда входит изучение совершенствование технико-тактических действий.

Предварительное обследование в группах проводилось для выявления подготовленности слушателей к изучаемому разделу программы. На основе полученных данных представлялась возможность сравнить исходное состояние слушателей, а также проследить эффективность воздействия традиционной и экспериментальной методик обучения.

Среди разделов знаний нами были выделены основные разделы, относящиеся к методике технической и тактической подготовке борцов. Они включали в себя освоение тактической сущности действий и ситуаций, создание представлений о действиях спортсменов на основе простого реагирования, реагирований с выбором и переключением. Кроме того, выделены теоретические положения, связанные с особенностями применения тренером разновидностей методов технико-тактического совершенствования борцов.

Выявление исходного, а также итогового контрольного уровня знаний состава действий спортсмена в схватках в ситуациях простого реагирования и реагирований с выбором и переключением проводилось на основе компьютерного тестирования слушателей, предъявлявшего требования к оценке тактической сущности создаваемых спортсменом и предлагаемых действий со стороны противника. Каждое тестовое задание содержало ряд наиболее распространённых действий или типовых ситуаций единоборства, а испытуемый должен выбрать адекватные ситуации действия спортсмена или его противника.

Затем предлагались задания на актуализацию частных характеристик выполнения технико-тактических действий (ТТД). В условиях задания ис-

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

пользовался не полный состав характеристик для выполнения приёма. Или уже выполненный приём, не указывалось начало приёма. Например: выполнить бросок прогибом и наклоном. Название броска (наклоном, через плечи, прогибом и т.д.) опускалось. После этого тренера приступали к его выполнению. Они самостоятельно проводили сопоставление выполнением технических действий, находя различия между вариантами приёмов. Оказывалось, что выполнение любого приёма отвечает условию задания, хотя проводились приёмы различных групп.

Далее предлагалось выполнить тот же приём, но с конкретным названием. Тренера смело приступали к его выполнению и вдруг оказывалось, что приём может быть выполнен переводом, броском и сваливанием и т.д. Таким образом, тренера оказывались в ситуации, когда возникает необходимость определить различия между исполнением ТТД и путём сопоставления и сравнения их вариантов выявить общие и частные характеристики выполнения.

В первом эксперименте испытуемые были разбиты на пары. Две пары организовали малую группу, в которой каждый из тренеров поочередно выполнял роль тренера, проявляя свои знания, умения и навыки в обучении технико-тактическим действиям спортивной борьбы и в роли спарринг-партнера, совершенствуясь в выполнении двигательных действий.

После проведения первого эксперимента оказалось, что тренеры, специализирующиеся по спортивной борьбе, владеют двигательными навыками выполнения и показа приемов намного лучше, чем объяснением и описанием ТТД. Это объясняется тем, что они как спортсмены владеют выполнением приёмов различных групп и на этой основе легко осваивают новые варианты приемов. Поэтому, для того чтобы увеличить время исполнения преподавательских функций тренеры стали разбиваться на тройки с поочерёдным выполнением заданий по обучению технико-тактическим действиям.

Предлагаемые тренерам задания имели неполный

состав условий. В ТТД задавались лишь некоторые характеристики ситуации и технического действия (например: взаиморасположение борцов, направление их передвижения, группа приема, захват, ситуация начала атаки, контратаки, конечное положение и т.д.) в процессе повышения квалификации по модулю СПМО.

При выполнении задания тренер оказывался в ситуации, когда от него требовалось: 1-определить ТТД, которому соответствует данное условие; 2-определить характеристики выполнения ТТД, которые не заданы условием задачи; 3-конкретизировать эти характеристики в соответствии с выбранным ТТД; 4-показать ТТД; 5-объяснить или описать ТТД.

Нетрудно заметить, что выполнение этих требований направлено на то, чтобы подготовить тренеров к самостоятельному определению варианта технико-тактического действия на курсах повышения квалификации.

Применение учебных заданий позволяло проводить оценку и самооценку выполняемых действий, что давало возможность индивидуально корректировать их и целенаправленно обращать внимание на отдельные характеристики ТТД.

Индивидуальная коррекция заключалась в том, что в случае если тренер допускал неточность в объяснении или описании двигательного действия, пропуская или наверно объясняя некоторые характеристики его выполнения, то «ученики» (тренеры группы или проводящий занятие тренер) создавали помехи для выполнения приема. Таким образом проходила актуализация данных характеристик выполнения ТТД, что приводило тренера по спортивной борьбе к необходимости направлять допущенные ошибки.

Используемые в педагогическом эксперименте средства и методы оказали положительное влияние на формирование специальных знаний у слушателей экспериментальной группы (таблица 1), необходимых для решения задач технико-тактического совершенствования спортсменов.

Таблица-1

Показатели тестирования уровня специальных знаний у контрольной и экспериментальной групп на этапах педагогического эксперимента

№ Тесты Начало эксперимента Тм Конец эксперимента Тм

Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Определение адекватного действия, исходного положения и дистанции в ситуациях простого реагирования

действия спортсмена 52 47 166 х68 х88 142

действия противника 39 43 159 х62 х81 144

2. Определение адекватного действия исходного положения и дистанции в ситуациях с выбором

действия спортсмена 42 36 181 х66 140

действия противника 39 44 172 58 62 185

3. Определение адекватного действия исходного положения и дистанции в ситуациях с переключением

действия спортсмена 52 47 197 х68 х86 138

действия противника 40 44 163 63 67 201

4. Определение адекватного действия на основе предварительной информации об оборонительных намерениях противника

действия спортсмена 41 48 188 хх65 хх88 132

действия противника 36 44 170 х61 х7> 146

5. Определение адекватного действия в упражнениях, направленных на совершенствование тактических умений преднамеренно действовать в типовых ситуациях

- действия спортсмена 44 52 180 хх62 хх89 126

- действия противника 48 42 195 х60 х83 141

Примечание: Различия достоверны: х - Р < 0,05; хх - Р < 0,01.

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Определение в начале педагогического эксперимента исходного уровня профессиональных умений тренера при обучении (совершенствовании) двигательных действий борцов (таблица 2) не выявило достоверных различий между показателями испытуе-

мых экспериментальной и контрольной групп. Заключительное тестирование, проведенное по окончании педагогического эксперимента, показало достоверный прирост всех исследуемых показателей как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Таблица-2

Показатели тестирования специальных умений при решении задач обучения (совершенствования) двигательных действий борцов у контрольной и экспериментальных групп

№ Тесты Начало эксперимента Тм Конец эксперимента Тм

Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Объяснение приема 62 66 192 х71 х88 139

2 Описание приёма 48 52 187 х60 х76 145

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Качество показа приёма 60 54 207 х68 х92 144

4 Выявление ошибок 42 47 163 хх54 хх81 123

5 Исправление ошибок 43 40 176 хх56 хх84 132

Примечание: Различия достоверны: х- Р < 0,05; хх- Р < 0,01

Проведённый педагогический эксперимент по овладению разновидностями специальных методов технико-тактического совершенствования тренерами по вольной борьбе - слушателями ФПК, свидетельствует об успешном их освоении тренерами экспериментальной группы, что выразилось в

показателях (таблица 3 ), которые достоверно (при Р< 0,01) отличаются от аналогичных параметров контрольной группы, Таким образом, специальные методы технико-тактического совершенствования были освоены успешно и по каждому из них имеются различия при уровне значимости Р< 0,01.

Таблица-3

Показатели тестирования уровня специальных умений по применению методов технико-тактического совершенствования у контрольной и экспериментальной

групп на этапах педагогического эксперимента (в%)

№ Разновидности методов Начало эксперимента Тм Конец эксперимента Тм

Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Сочетание альтернативных действий при специализировании реагирований 63 57 210 хх74 хх89 хх121

2 Моделирование тактических сюжетов с вероятностным составом и последовательностью действий в схватке 62 59 197 хх71 хх90 хх129

3 Произвольное чередование взаимозаменяемых действий в заданных ситуациях 42 38 190 хх63 хх81 хх104

Примечание: Различия достоверны при хх - Р <0,01

Кроме того, по оценкам экспертной группы специалистов, тренировочные занятия, проводимые слушателями экспериментальной группы, представляли собой образец более профессионального подхода к выбору адекватных средств, при решении педагогических задач совершенствования технико-тактического мастерства.

В экспериментальной оценке методики повышения эффективности процесса формирования профессиональной подготовленности тренеров по спортивной борьбе в системе повышения квалификации рассматриваются новые подходы к процессу повышения уровня специальных знаний, умений выявления и исправления ошибок в двигательных действиях спортсменов, овладения методами технико-тактического совершенствования борцов вольного стиля.

Результаты педагогического эксперимента подтверждают её эффективность на основе сопоставления со слушателями, обучавшихся по традиционной методике. Различие является достоверно при уровне значимости при Р<0,001.

В итоговой проверке статистически значимые

различия между слушателями экспериментальной и контрольной групп выявлены в уровне теоретических знаний (Р<0,05) при выборе действий спортсмена в ситуациях простого реагирования, ситуациях с выбором и переключением. Достоверные показатели получены также при сопоставлении уровней выбора действий на основе предварительной информации об оборонительных намерениях противника (Р<0,05) и в упражнениях на совершенствование тактических умений преднамеренно действовать в типовых ситуациях (Р<0,01). Не достоверны различия в знаниях о действиях противника в ситуациях с выбором и переключением.

Особо следует отметить прирост в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой, по всем показателям, связанных с решением теоретических задач, а также практических задач, связанных с овладением разновидностями специальных методов технико-тактического совершенствования, где оценивалась адекватность выбора вариантов методов решаемым педагогическим задачам тренировочного процесса.

Выводы. По результатам педагогического экспери-

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

мента подтверждено преимущество использованной методики при освоении специальных знаний, предназначенных для выбора спортсменом и его соперником разновидностей действий в наиболее распространённых ситуациях борцовского поединка.

Более успешное овладение слушателями экспериментальной группы методами технико-тактического совершенствования спортсменов, выраженное в достоверном превышении ((Р<0,01) их показателей в сравнении с данными слушателей контрольной группы, свидетельствует об эффективности разработанной методики совершенствования тренерского мастерства в системе повышения квалификации.

Литературы:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 марта 2018 года «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта» за № УП-5368 .

У УК (УДК, UDC): 796.011:004

2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 августа 2018 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности центра научно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту при министерстве физической культуры и спорта Республики Узбекистан» за № 658.

3. Корх, А.Я. Тренер: деятельность и личность. /А.Я. Корх. - М.: Тера-спорт, 2000. - 120 с.

4. Миндиашвили Д. Г., Подливаев Б. А. Планирование подготовки квалифицированных борцов: Методические рекомендации. М, 2000.

5. Николаев, А.Н. Успешность деятельности тренера /А.Н. Николаев// Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 12. - С. 29-32.

6. Туманян, Г.С. Спортивная борьба: учебное пособие для институтов физкультуры. М., 1998. - 285 с.

7. Туманян, Г.С. Стратегия подготовки чемпионов: настольная книга тренера /Г.С. Туманян. - М.: Советский спорт, 2006. - 494 с.

8. Пурахин, Н.Ф. Педагогическая диагностика профессиональных качеств тренера по спортивным единоборствам: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08/ Пурахин Николай Федорович; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)». - М., 2013. - 157 с.

9. Якимов, А.М. Основы тренерского мастерства: учеб.-метод. пособие/ А.М. Якимов. - М.: Терра - Спорт, 2003 - 176 с.

Укитувчи

И.С. ХАЙТМЕТОВ1

Узбекистан давлат жисмоний тарбия ва спорт университети, Чирчик; шахри, Узбекистон

Муаллиф билан богланиш учун:

[email protected]

БОШААНГИЧ СИНФ УЦУВЧИААРИНИ ХДРАКАТ ФАОЛИЯТИНИ ОШИРИШ УСУАЛАРИ

Аннотация

Annotation

В статье рассмотрены разработанные комплексы для повышения двигательной активности учеников начальных классов. Разработаны рекомендации по повышению двигательной активности учеников. Координировать учебный процесс также позволяют утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры, которые проводятся во время большой перемены и в процессе урока.

Ключевые слова: физкультминутка, физическая подготовка, подвижные игры, комплекс, контрольные

Маколада бошланшч синф укувчиларининг хдракат фаолиятини ошириш учун тузилган мажмуалар ёритилган. Укувчиларни ^араках фаолиятини ошириш буйича тавсиялар ишлаб чщилган. Эрталабки гигиеник гимнастика машклари, катта танаффус мобайнида ва дарс жараёнида утиладиган ^аракатли уйинларга хдм эътибор каратилган, бу эса укув дарс-машгулот жараёнини мувофиклаштиришга имкон беради.

Калит сузлар: жисмоний тарбия дацицалари, жисмоний тайёргарлик, %аракатли уйинлар, мажмуа, назорат синовлари.

The article describes the developed complexes for improving the motor activity of beginning school pupils. Recommendations for improving pupils motor activity have been developed. Morning hygiene exercises, outdoor games that are held during the big break and during the lesson also allow you to coordinate the educational process.

Keywords: physical training, physical training, outdoor games, complex, control tests.

Тадцицотнинг долзарблиги: Президентимиз Ш.М Мирзиёевнинг 2017 йил 3 июндаги П^-3031-сонли «Жисмоний тарбия ва оммавий спортни янада ривожлан-тириш чора тадбирлари тугрисида»ги Кдрори асосида жамиятимизда соглом турмуш тарзини шакллантириш, ахолининг, айникса ёш авлоднинг жисмоний тарбия ва оммавий спорт билан мунтазам шугулланиши учун замон талабларига мос шарт-шароитлар яратиш, соглом авлодни камол топтириш, таълим тарбия беришнинг аста-секин муваффакиятли амалга ошириш, жамият-ни ривожлантиришда мухим ижтимоий, щтисодий ва сиёшй вазифалардан бири булиб хизмат килади [1,2].

Укувчиларнинг мактаб кун тартибида гимнастика машгулот шаклларини утказиш жараёнидаги жисмо-

ний ривожланиш ва жисмоний тайёргарлик даражаси узига хос булиб, фаркли равишда индивидуал узга-ришларга эга.

Гимнастика спорт тури тиббий сохада хам куплаб ка-салликларни олдини олиш ва даволашда самарали фой-даланилади. Гимнастика машклари оркали жисмоний сифатларни ривожлантириш, тугри коматни шакллантириш, согликни мустахкамлаш, иродавий фазилатларни тарбиялаш, харакатларни мохирона енгил ижро этишга ургатиш каби вазифалар муваффакиятли хал этилади.

Гимнастика жисмоний тарбия дастурининг асосий булимларидан бири хисобланади. Мактабда олиб бори-ладиган гимнастика машгулотлари, дастурнинг бошка булимлари сингари, у укувчиларнининг жисмоний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.