УДК 796.61:796.022
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В МАУНТИНБАЙКЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ
ТРАССЫ
Н.Н. Пашкова - соискатель Чувашский государственный университет им. И.Я. Яковлева
Чебоксары
METHOD OF IMPROVING THE TECHNICAL TRAINING IN MOUNTAIN BIKE USING SPECIALIZED TRAINING SIMULATORS AND TRAINING
ROUTE
N.N. Pashkova - applicant Chuvash State University named after I.Y. Yakovlev
Cheboksary
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: маунтинбайк, методика, техническая подготовка, специализированные тренажеры, тренировочная трасса, годичный цикл тренировки, мезоциклы, классификация техники.
Аннотация. В статье осуществлена систематизация технических приемов, раскрываются конструктивные особенности специализированных тренажеров и тренировочной трассы, позволяющих моделировать условия преодоления гонщиками экстремальных участков современных соревновательных трасс, приводится комплекс упражнений с их использованием и обосновываются организационно-методические особенности его применения в структуре годичного цикла тренировки квалифицированных гонщиков.
Key words: mountain bike, method, technical training, specialized training simulator, training route, the annual cycle, mesocycles, technique classification.
Summary. The article carried the systematization of techniques, revealed structural features of specialized training simulators and training routes to simulate the conditions to overcome the extreme parts of the modern racers competitive routes, a set of exercises with their use is presented and justify the organizational-methodical peculiarities of its application in the structure of training the annual cycle of qualified racers.
ВВЕДЕНИЕ
Маунтинбайк как вид спорта появился в 90-годах прошлого столетия. Естественным следствием относительной молодости маунтинбайка является недостаточная научная разработанность теоретических и методических основ технической подготовки в данном виде спорта. Поэтому тренеры, решая задачи повышения технического мастерства, полагаются на свой педагогический опыт и интуицию, а также на методические разработки в родственном виде соревновательных упражнений - велоспорте.
Специфической особенностью маунтинбайка как вида соревновательной деятельности является экстремальность условий, в которых приходится действовать гонщикам, преодолевая соревновательные трассы. Поэтому в качестве основных тренировочных средств техни-
ческой подготовки в маунтинбайке должны выступать упражнения, максимально приближенные к соревновательным действиям. Возможности систематического и круглогодичного применения этих тренировочных средств могут быть существенно расширены через создание специализированных тренажеров и тренировочных трасс, моделирующих условия соревновательной деятельности в маунтинбайке.
В целом, анализ и обобщение педагогической практики и современной научно-методической литературы свидетельствует о существовании противоречий:
- на социально-практическом уровне: между необходимостью достижения нашими спортсменами высоких соревновательных результатов в маунтинбайке на международной арене, с одной стороны, и недостаточным уровнем их технической подготовленности к успешному преодолению экстремально сложных участков современных соревновательных трасс - с другой;
- на научно-теоретическом уровне: между необходимостью повышения уровня технического мастерства квалифицированных гонщиков в маунтинбайке и недостаточной научной разработанностью вопросов совершенствования технической подготовки на основе создания специализированных тренажерных устройств и тренировочных трасс.
Необходимость разрешения этих противоречий обусловливает социальную, практическую и научную актуальность нашего исследования.
С учетом содержания этих противоречий нами сформулирована проблема исследования: каковы теоретические и организационно-методические основы совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке?
Цель исследования - выявить и научно обосновать теоретические и организационно-методические основы совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке на основе создания и применения специализированных тренажеров и тренировочных трасс.
Гипотеза исследования - повышение эффективности технической подготовки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке возможно, если:
- выделить и систематизировать технические приемы маунтинбайка, применяемые гонщиками на участках соревновательных трасс, качественно различающихся особенностями рельефа местности и характеристиками;
- создать специализированные тренажеры и тренировочную трассу, позволяющие моделировать условия преодоления гонщиками экстремальных участков современных соревновательных трасс;
- разработать комплекс упражнений с использованием специализированных тренажеров и тренировочной трассы и определить организационно-методические особенности его применения в структуре годичного цикла тренировки квалифицированных гонщиков.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Осуществление анализа и классификации техники маунтинбайка.
2. Создание специализированных тренажеров и тренировочных трасс, моделирующих условия соревновательной деятельности в маунтинбайке.
3. Разработка и экспериментальное обоснование методики совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков на основе применения специализированных тренажеров и тренировочной трассы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С учетом первой задачи исследования нами был осуществлен анализ технических приемов, применяемых в соревновательной деятельности в современном маунтинбайке, и осуществлена их систематизация.
В разработанной нами классификации технические приемы маунтинбайка систематизированы на три группы: приемы езды на велосипеде, приемы бега с велосипедом и приемы перехода с езды на велосипеде на бег и обратно.
Езда на велосипеде осуществляется тремя техническими приемами: езда, сидя в седле, езда, стоя над седлом и езда способом «танцовщица».
В свою очередь, эти технические приемы реализуются в способах езды на старте (способы езды в условиях притирки колес, в условиях физического контакта с соперником) и по дистанции.
Способы выполнения этих технических приемов при езде по дистанции различаются с учетом: 1) рельефа местности (способы езды по равнине, на подъеме, спуске, повороте, склоне, прыжки и перескакивание через естественные и искусственные препятствия); 2)особенностей грунта (приемы езды по грязи, песку, каменистому грунту, болоту, узкой колее, узкой дорожке).
Технические приемы бега с велосипедом включают приемы бега с транспортировкой и буксировкой велосипеда.
Технические приемы перехода с езды на велосипеде на бег и обратно включают приемы поднимания и опускания велосипеда, спрыгивания и запрыгивания на велосипед.
Способы выполнения бега с велосипедом и перехода с езды на велосипеде на бег и обратно различаются в зависимости от рельефа местности и особенностей грунта соревновательной трассы.
В последние годы в целях повышения зрелищности соревнований по маунтинбайку количество и сложность экстремальных участков в соревновательных трассах постоянно увеличивается. Поэтому в соответствии со второй задачей исследования нами для разрешения противоречия между сложностью задач технической подготовки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке и имеющимися в арсенале специалистов тренировочными средствами был разработан комплекс специализированных тренажеров и создана тренировочная трасса. Это позволило смоделировать условия соревновательной деятельности в этом виде спорта для выполнения упражнений, направленных на совершенствование навыков преодоления экстремальных участков соревновательных трасс.
Нами созданы «тренажер для маунтинбайка», который позволяет моделировать условия езды на крутых подъемах, спусках и острых поворотах, тренажер «кросс-кантри», моделирующий условия езды по участкам трассы с различными особенностями грунта (каменистый неровный грунт, болотистая поверхность, песок, щебенка, пашня) и узкой колее, «групповой тренажер», моделирующий условия езды при физическом контакте с соперниками и притирки колес, велотренажер «Экстрим», моделирующий условия преодоления естественных препятствий с применением прыжков на велосипеде и приземлением на участки трассы с различным рельефом и грунтом, комплексный тренажер, моделирующий условия езды при преодолении всех экстремальных участков соревновательной трассы. Нами также создана тренировочная трасса, которая позволяет моделировать и постепенно усложнять максимально приближенные к естественным условиям преодоления всех имеющихся в современном маунтинбайке экстремальных участков соревновательной трассы.
В соответствии с третьей задачей исследования нами была разработана методика совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке на основе применение разработанных нами специализированных тренажеров и тренировочной трассы.
Нами был существенно расширен арсенал тренировочных средств за счет включения в него новых специализированных упражнений, таких как:
• педалирование на «тренажере по маунтинбайку» с изменением посадки и способа педалирования в зависимости от моделируемой динамики рельефа трассы (спуски и подъемы) и направления движения (острые повороты). Гонщики работают на велосипеде, изменяя посадку с учетом моделируемой от крутизны спуска. Более эффективным является
применение данного тренажера в варианте, моделирующим изменение рельефа трасы: спуск-подъем-спуск, с одновременным изменением соответствующей нагрузки на педаль. В этом случае гонщик совершенствуется в выборе правильной посадки, изменяя ее вместе с изменением угла наклона рамы и величины сопротивления со стороны тормозного устройства. Одновременно с совершенствованием техники преодоления спусков можно совершенствовать и технику прохождения поворотов. Время выполнения упражнений от 10 до 15 мин. Метод выполнения повторный;
• педалирование на «групповом тренажере» в условиях притирки колес, жесткого физического контакта с соперником. Спортсмены разбиваются на пары и отрабатывают навык езды с наваливанием плечами друг на друга, с контактом бедрами или коленями. Велосипеды располагаются на велотренажере рядом. Возможно моделирование условий силового противоборства одновременно 3 гонщиков. При совершенствовании навыков езды в условиях «притирки колес» занимающиеся располагаются один за другим. Едущие сзади гонщики намеренно соприкасаются передним колесом своего велосипеда с задним колесом другого гонщика. Упражнение выполняется с задачей сохранения устойчивого равновесия. По мере роста технического мастерства скорость передвижения гонщиков увеличивается. Для обеспечения безопасности целесообразно страховать гонщика с помощью троса, закрепленного одним концом к поясу спортсмена, а другим - к балке, располагающейся над тренажером. Совершенствование навыков езды следует проводить в группе по соревновательному методу, что способствует повышению эмоциональности тренировочных занятий:
• педалирование на тренажере «кросс-кантри» с имитацией прохождения колеи на спуске, равнине и подъеме, юза колес, скоростной езды по трассе с неровной поверхностью. Занимающиеся работают на тренажерах, изменяя (самостоятельно или по команде тренера) скорость передвижения, моделируемые характеристики грунта трассы, величину сопротивления со стороны тормозного устройства и передаточного отношения. Метод выполнения упражнения - равномерный или переменный. Время выполнения от 10 до 15 минут;
• выполнение прыжков на велотренажере-экстрим через препятствия различной высоты и ширины;
• выполнение упражнений на комплексном тренажере, направленных на совершенствование техники езды на подъеме, спуске, повороте, в условиях притирки колес, физического контакта с соперником, с преодолением препятствий прыжком, езды по трассе с различными характеристиками грунта (камни, песок, болото, узкая колея).
В качестве основного тренировочного средства для совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке с применением созданной нами тренировочной трассы применяются упражнения в преодолении входящих в ее содержание технических модулей (спусков, склонов, подъемов, поворотов, дропов, узкой колеи, узкой дорожки) трех уровней сложности.
Организационно-методическими особенностями совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков с использованием специализированных тренажеров и тренировочной трассы являются:
• постепенное и последовательное усложнение условий выполнения технических приемов. Гонщики на первом этапе осваивают навыки выполнения технических приемов с использованием специализированных тренажеров. На втором этапе освоение технических приемов идет в процессе тренировочной работы на специализированной тренировочной трассе с постепенным повышением скорости передвижения, увеличением размеров естественных препятствий, увеличением крутизны преодолеваемых спусков и подъемов, скорости прохождения острых поворотов, степени физического утомления;
• индивидуализация процесса овладения техническими приемами с учетом уровня технической подготовленности каждого спортсмена. Гонщики выполняют тренировочные
задания на специализированной тренировочной трассе поточным способом, что позволяет тренеру последовательно контролировать и корректировать качество их выполнения каждым из занимающихся. При этом сложность условий выполнения каждого занятия определяется с учетом уровня технической подготовленности каждого гонщика;
• создание условий для профилактики спортивного травматизма при выполнении технических приемов. На начальных этапах обучения с применением специализированных тренажеров применяются страховочный трос, приемы ручной страховки и взаимостраховки, упражнения выполняются на небольшой скорости, применяются приемы расчлененно-конструктивного обучения, предпринимаются психологические приемы снижения чувства страха, приводящего к неоправданной мышечной закрепощенности и двигательным ошибкам. При выполнении упражнений на специализированной тренировочной трассе применяются защитные приспособления (шлем, налокотники и наколенники, место возможного падения освобождается от травмоопасных предметов. Риск получения спортивных травм снижается при выполнении упражнений в зимнее время, когда место возможного падения покрывается глубоким слоем мягкого снега. При острой необходимости места возможных падений застилаются поролоновыми матами;
• интегрированное решение задач специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки после овладения техническими приемами на уровне навыка. Важнейшим методическим принципом организации учебно-тренировочного процесса является приведение его в полное соответствие с условиями и режимом соревновательной деятельности. Специализированные велотренажеры и специализированная тренировочная трасса позволяют решать задачу отбора специальных упражнений, адекватных задачам технической подготовки. В упражнениях с их применением развитие физических качеств осуществляется в соответствии с теми структурно-функциональными условиями, в которых эти качества проявляются в целостном соревновательном действии. Благодаря этому обеспечивается их структурно-динамическое и анатомо-физиологическое соответствие соревновательным упражнениям. Применение упражнений на специализированных тренажерах и тренировочной трассе осуществлялось при условии максимально точного безошибочного выполнения при заданном тренирующем (развивающем физические качества) режиме. Применялись приемы варьирования условий выполнения упражнений. Преимущественно использовалась синтетическая форма сопряженного технико-физического совершенствования с различной модификацией используемых упражнений с помощью частичного изменения условий выполнения упражнения, вызывающих повышение силового напряжения (со строго выдержанной координацией движений), увеличение скорости движений и соответственного изменения характера выполнения упражнения, а именно:
- увеличение напряжения мышц в основных рабочих фазах движения (за счет дополнительных отягощений или повышенных сопротивлений; изменения жесткости грунта; изменения профиля трассы; передвижения в затрудненных условиях);
- увеличения амплитуды движения и других условий, затрудняющих выполнение упражнения);
- увеличение рабочего напряжения мышц (за счет повышения скорости движения, уменьшения амплитуды движения).
Технические приемы являются основными элементами содержания соревновательной деятельности. Поэтому упражнения в их выполнении с применением специализированных тренажеров и тренировочной трассы используются нами как средства интегральной подготовки, удельный вес которой на этапах спортивного совершенствования существенно возрастает. Эти упражнения применяются в рамках общепринятых методов спортивной тренировки - равномерного, повторного, переменного, интервального. На завершающем этапе применяется соревновательный метод, предполагающий проведений соревнований. В качестве предмета соревновательной деятельности выступает преодоление отдельных сложно-технических модулей или специализированной тренировочной трассы в целом.
Выполнение упражнений на специализированных тренажерах и тренировочной трассе осуществляется с учетом их направленности на решение задач общей психологической подготовки гонщиков.
Основным волевым качеством, развитие которого требует успешное преодоление гонщиками сложных экстремальных участков соревновательных трасс в маунтинбайке, является смелость и решительность.
Для успешного воспитания данного качества необходимо при работе на специализированных тренажерах и тренировочной трассе моделировать условия для выполнения упражнений в зоне повышенной сложности, чтобы вызвать у гонщиков субъективные затруднения в процессе принятия решения о действии. Техническая сложность условий выполнения технических приемов по мере развития смелости и решительности должна постепенно повышаться, но находиться при этом в зоне, доступной гонщику с имеющимся у него уровнем технической подготовленности. Это предполагает сведение до минимума количества неуспешных попыток выполнения упражнения, принятие мер для страховки в случае падения при прохождении сложно-технических участков - спусков, поворотов, преодоления препятствий с помощью прыжка на велосипеде.
К упражнениям, связанные с риском получения травм, относятся: прыжки на велосипеде через различные препятствия на высокой скорости, езда в условиях притирки колес, скоростная езда в тесной группе гонщиков в условиях контактной борьбы (толкаясь коленями, плечом, локтями), скоростные опасные спуски и повороты в условиях колеи и во время дождя, прыжки с дропов, езда по скользкой трассе. Данные упражнения требуют преодоления нерешительности, боязни, робости, воспитывают смелость и самообладание;
Для развития настойчивости и упорства применяются упражнения, предполагающие длительное проявление мобилизующих волевых усилий: в течение определенного времени -длительная езда на тренажерах или участках тренировочной трассы на высокой скорости с использованием больших передач (в рамках равномерного метода тренировки); неоднократно - серийное выполнение упражнений с высокой интенсивность - в рамках интервального метода; неоднократное выполнение упражнений с максимальной интенсивностью - в рамках повторного метода. Наиболее эффективным является выполнение тренировочных упражнений в рамках соревновательного метода - проведение соревнований на специализированных тренажерах, участках тренировочной трассы и трассе в целом.
• применение упражнений на специализированных тренажерах и тренировочной трассе с учетом задач отдельных циклов учебно-тренировочного процесса (микроциклов, периодов, этапов).
Формирующий педагогический эксперимент, направленный на практическое обоснование эффективности разработанной нами методики совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке, проводился в течение годичного цикла тренировки, который включал в свое содержание следующие периоды:
Переходный период - 7 сентября - 20 сентября 2010 года.
Подготовительный период -. 21 сентября - 31 декабря 2010 года. Подготовительный период включал четыре мезоцикла: втягивающий мезоцикл; и три базовых мезоцикла.
Специально-подготовительный период - 2 января - 13 марта 2011 года. Данный период состоял из трех мезоциклов: двух специально-подготовительных мезоциклов и предсоревновательного мезоцикла.
Соревновательный период - 1 марта - 30 августа 2011 года.
Задачами переходного периода являлись устранение эмоциональных напряжений, реабилитация мышечной системы, медицинская реабилитация-диагностика и поведение лечебных мероприятий.
На совершенствование навыков выполнения сложно-технических приемов маунтинбайка отводилось 60% от общего объема тренировочной нагрузки. Из них 40%
занимали упражнения на специализированных тренажерах (упражнения в применении сложно-технических приёмов преодоления крутых спусков, подъёмов, поворотов, препятствий прыжком на велосипеде, езды в условиях колеи, узкой дорожки, грязи колес, каменистого грунта, контактной борьбы с соперником, притирки колёс) и 20% - упражнения в преодолении технических модулей 1 категории сложности специализированной тренировочной трассы. Вся тренировочная работа выполнялась в аэробном режиме в 1 зоне интенсивности.
Задачами подготовительного периода являлись: развитие физических качеств и совершенствование навыков выполнения сложно-технических приемов.
Втягивающий мезоцикл был направлен на создание предпосылок для плавного перехода гонщиков к выполнению запланированных в годичном цикле тренировочных и соревновательных нагрузок.
Развитие физических качеств осуществлялось с применением средств ОФП, при этом на развитие силы отводилось 6% от общего объема тренировочной нагрузки, выносливости -12%, быстроты - 2%.
На совершенствование навыков выполнения сложно-технических приемов маунтинбайка отводилось 60% от общего объема тренировочной нагрузки, из них на упражнения с применением специализированных тренажеров отводилось 35% от общего объема тренировочной нагрузки. Упражнения на специализированной тренировочной трассе проводились с использованием модулей 1 и 2 категории сложности и занимали 45% от общего объема. Вся тренировочная работа, направленная на техническое совершенствование, выполнялась в аэробном режиме 1 зоне интенсивности, а упражнения ОФП - в 1 -2 зоне интенсивности.
Задачами первого базового мезоцикла являлись: развитие физических качеств и совершенствование навыков выполнения сложно-технических приемов. При этом объем тренировочной нагрузки, направленной на развитие физических качеств средствами ОФП, увеличился до 50 % (развитие выносливости - 35%, силы - 10%, быстроты - 5%).
На совершенствование навыков выполнения сложно-технических приемов маунтинбайка отводилось 50% от общего объема тренировочной нагрузки, из них на упражнения с применением специализированных тренажеров отводилось 20% от общего объема тренировочной нагрузки. Упражнения на специализированной тренировочной трассе проводились с использованием технических модулей 1, 2 и 3 категории сложности и занимали 30% от общего объема. Вся тренировочная работа на специализированных тренажерах выполнялась в аэробном режиме 1 зоне интенсивности, упражнения ОФП и упражнения на сложно-технических модулях - в 1 -2 зоне интенсивности.
Задачами второго базового мезоцикла являлись: развитие физических качеств и совершенствование навыков выполнения сложно-технических приемов. При этом объем тренировочной нагрузки, направленной на развитие физических качеств средствами ОФП, увеличился до 63% (развитие выносливости - 30%, силы - 10%, силовой выносливости -15%, быстроты - 8%). На совершенствование навыков выполнения сложно-технических приемов маунтинбайка отводилось 37% от общего объема тренировочной нагрузки, из них на упражнения с применением специализированных тренажеров отводилось 10% от общего объема тренировочной нагрузки. Упражнения на специализированной тренировочной трассе проводились с использованием технических модулей 2 и 3 категории сложности и занимали 27% от общего объема. Вся тренировочная работа на специализированных тренажерах выполнялась в аэробном режиме 1 зоне интенсивности, упражнения ОФП и упражнения на сложно-технических модулях - в 1 -2 зоне интенсивности.
Задачами третьего базового мезоцикла являлись: развитие физических качеств и совершенствование навыков выполнения сложно-технических приемов. При этом объем тренировочной нагрузки, направленной на развитие физических качеств средствами ОФП, составил 50% (развитие выносливости - 15%, силы - 10%, силовой выносливости - 15%, быстроты - 10%).
На совершенствование навыков выполнения сложно-технических приемов маунтинбайка отводилось также 50% от общего объема тренировочной нагрузки, из них на упражнения с применением специализированных тренажеров так же, как и в предыдущем периоде, отводилось 10% от общего объема тренировочной нагрузки. Упражнения на специализированной тренировочной трассе проводились с использованием технических модулей 3 категории сложности и занимали 40% от общего объема. Вся тренировочная работа на специализированных тренажерах и упражнения ОФП выполнялись в 1 и 2 зонах интенсивности, упражнения на сложно-техническом модуле - в 1, 2 и 3 зонах интенсивности.
Предсоревновательный период был направлен на интеграцию функциональных возможностей организма, физических качеств и сформированных навыков выполнения сложно технических приемов в соревновательных действиях, выполняемых в процессе гонки.
Задачами первого предсоревновательного мезоцикла являлись: развитие физических качеств и совершенствование навыков выполнения сложно-технических приемов. При этом объем тренировочной нагрузки, направленной на развитие физических качеств средствами ОФП, снизился до 41% (развитие выносливости - 10%, силы - 5%, силовой выносливости -15%, скоростно-силовой выносливости - 7%, скоростной выносливости - 4%).
На совершенствование навыков выполнения сложно-технических приемов маунтинбайка отводилось 59% от общего объема тренировочной нагрузки, из них на упражнения с применением специализированных тренажеров отводилось 8% от общего объема тренировочной нагрузки. Упражнения на специализированной тренировочной трассе проводились с использованием технических модулей 3 категории сложности и занимали 51% от общего объема. Вся тренировочная работа на специализированных тренажерах и упражнения на сложно-технических модулях выполнялись в 1, 2 и 3 зонах интенсивности, упражнения. ОФП - в 1-2-3-4 зонах интенсивности
Задачами второго предсоревновательного мезоцикла являлись: развитие физических качеств и совершенствование навыков выполнения сложно-технических приемов. При этом объем тренировочной нагрузки, направленной на развитие физических качеств средствами ОФП, снизился до 30% (развитие выносливости - 5%, силы - 5%, силовой выносливости -10%, скоростно-силовой выносливости - 6%, скоростной выносливости - 4%).
На совершенствование навыков выполнения сложно-технических приемов маунтинбайка отводилось 70% от общего объема тренировочной нагрузки, из них на упражнения с применением специализированных тренажеров отводилось 10% от общего объема тренировочной нагрузки. Упражнения на специализированной тренировочной трассе проводились с использованием технических модулей 3 категории сложности и занимали 60% от общего объема. Вся тренировочная работа на специализированных тренажерах выполнялась в 1-2-3-4 зонах интенсивности, упражнения на сложно-технических модулях - в 1, 2 и 3 зонах интенсивности, упражнения. ОФП - в 1-2-3-4 зонах интенсивности
Задачей предсоревновательного мезоцикла являлась непосредственная подготовка к переходу к соревновательной деятельности.
В этом периоде объем тренировочной работы существенно сократился, и одновременно значительно возросла ее интенсивность, при этом особое внимание обращалось на интенсификацию восстановительных процессов между тренировками. Тренировки с высокой интенсивностью проводились 2 раза в неделю, с паузой не менее 72 часа. Эти тренировки отчасти заменялись гонками категорией С1, которые рассматривались нами как подводящие к гонкам категории А. Большое внимание уделялось развитию силовой выносливости, как основного лимитирующего спортивный результат физического качества. Совершенствование технической подготовки осуществлялось эпизодически с использованием технических модулей 3 категории сложности специализированной тренировочной трассы.
В соревновательном периоде техническое совершенствование осуществлялось в основном, в процессе соревновательной деятельности. Сложно-технические модули
тренировочной трассы применялись во время подготовки к основным гонкам спортивного сезона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты формирующего педагогического эксперимента показали, что применение разработанной нами методики совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков в рамках годичного цикла тренировки обеспечивает существенное повышение эффективности скорости преодоления экстремальных участков соревновательной трассы в маунтинбайке и повышение спортивных результатов.
Литература
1. Верхошанский, Ю.В. Программирование, организация и управление тренировочным процессом / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 221 с.
2. Краснов, В.Н. Применение велотренажерного комплекса в подготовке гонщиков в кросс-кантри : монография / В.Н. Краснов. - Чебоксары : Чувашский ун-т, 2003. - 120 с.
3. Новиков, А.А. Тенденции исследования соревновательной деятельности в спорте высших достижений / А.А. Новиков, Б.Н. Шустин // Современный олимпийский спорт. - Киев : КГИФК, 1993. - С. 167-170.
4. Платонов, В.Н. Общая теория и методики подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1991. - 600 с.
5. Полищук, Д.А. Велосипедный спорт / Д.А. Полищук. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 344 с.
Literature
1. Verkhoshanskiy, U.V. Programming, organization and management of training process / U.Y. Verkhoshansky. - M. : Physical Culture and Sports, 1988. - 221 p.
2. Krasnov, V.N. Application of the exercise bicycle complex in training of riders in the cross-country : monography / V.N. Krasnov. - Cheboksary : Chuvash University, 2003. - 120 p.
3. Novikov, A.A. Trends in the study of competitive activity in the sphere of sports / A.A. Novikov, B.N. Shustin // The modern Olympic sport. - Kiev : KSIPC, 1993. - P. 167-170.
4. Platonov, V.N. General theory and methods of training athletes in Olympic sports / V.N. Platonov. - Kiev : Olympic literature, 1991. - 600 p.
5. Polishchuk, D.A. Cycling / D.A. Polishchuk. - Kiev : Olympic literature, 1997. - 344 p.
Статья поступила в редакцию 22.03.2012 г.