ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
*
УДК 796/799 Н. Н. ПАШКОВА
Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, г. Чебоксары
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГОНЩИКОВ В МАУНТИНБАЙКЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ТРАССЫ
В статье представлена классификация технических приемов маунтинбайка с учетом рельефа местности и особенностей грунта соревновательной трассы, представлены и охарактеризованы оригинальные специализированные тренажеры и тренировочная трасса для технической подготовки гонщиков в маунтинбайке, раскрывается содержание методики технической подготовки с их применением, приводятся результаты педагогического эксперимента, подтверждающие высокую практическую эффективность применения этой методики.
Ключевые слова: маунтинбайк, методика, техническая подготовка, тренажеры, тренировочная трасса.
Зрелищность соревнований маунтинбайка является притягательной для телевидения, рекламы, что способствует его развитию как одного из экстремальных видов спорта. Наметившаяся в последние годы тенденция к повышению экстремальности через включение в соревновательные трассы сложных технических участков делает гонку зрелищной, но, одновременно, и очень опасной для жизни и здоровья спортсменов.
Например, на чемпионате мира 2011 года из 86 стартовавших гонщиц не дошли до финиша 18 человек из-за получения травм и поломок велосипеда. В сложившихся условиях существенно возрастает значимость высокого уровня технического мастерства, что предполагает творческий поиск и разработку новых, более эффективных методик технической подготовки спортсменов.
Одним из основных методических положений системы подготовки спортсменов высокой квалификации выступает установка на моделирование в тренировочном процессе условий соревновательной деятельности [1 — 4 и др.]. Поэтому в качестве основных тренировочных средств технической подготовки в маунтинбайке должны выступать упражнения, максимально приближенные к соревновательным действиям [5].
Возможности систематического и круглогодичного применения этих тренировочных средств могут быть существенно расширены через создание специализированных тренажеров и тренировочных трасс, моделирующих условия соревновательной деятельности в маунтинбайке.
В связи с этим цель исследования заключалась в выявлении и научном обосновании теоретиче-
ских и организационно-методических основ совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке на основе создания и применения специализированных тренажеров и тренировочных трасс.
Для достижения цели исследования последовательно решались три задачи:
1. Осуществить анализ и систематизацию технических приемов маунтинбайка.
2. Создать специализированные тренажеры и тренировочную трассу, моделирующие условия соревновательной деятельности в маунтинбайке.
3. Разработать и экспериментально обосновать методику совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков на основе применения специализированных тренажеров и тренировочной трассы.
Результаты исследования. Технические приемы маунтинбайка систематизированы нами на три группы: приемы езды на велосипеде, приемы бега с велосипедом и приемы перехода с езды на велосипеде на бег и обратно.
Езда на велосипеде осуществляется тремя техническими приемами: езда сидя в седле, езда стоя над седлом и езда способом «танцовщица». В свою очередь, эти технические приемы реализуются в способах езды на старте и по дистанции. Технические приемы бега с велосипедом включают приемы бега с транспортировкой и буксировкой велосипеда. Технические приемы перехода с езды на велосипеде на бег и обратно включают приемы поднимания и опускания велосипеда, спрыгивания и запрыгивания на велосипед.
Способы выполнения технических приемов езды
на велосипеде, бега с велосипедом и перехода с езды на велосипеде на бег и обратно различаются в зависимости от рельефа местности и особенностей грунта соревновательной трассы.
Нами созданы:
— специализированный тренажер для маунтин-байка, который позволяет моделировать условия езды на крутых подъемах, спусках и острых поворотах;
— тренажер «кросс-кантри», который позволяет моделировать условия езды по участкам трассы с различными особенностями грунта (каменистый неровный грунт, песок, грязь, болото, узкая колея);
— групповой тренажер, который позволяет моделировать условия езды при физическом контакте с соперниками и притирки колес;
— велотренажер «Экстрим», который позволяет моделировать условия применения прыжков на велосипеде с преодолением естественных и искусственных препятствий;
— комплексный тренажер, который позволяет моделировать условия езды при преодолении всех экстремальных участков соревновательной трассы, различающихся особенностями рельефа местности, особенностями грунта и физического контакта с соперником;
— специализированная тренировочная трасса, которая позволяет моделировать и постепенно усложнять максимально приближенно к естественным условиям преодоления всех имеющихся в современном маунтибайке экстремальных участков соревновательной трассы.
Организационно-методическими особенностями совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков с использованием специализированных тренажеров и тренировочной трассы являются:
— постепенное и последовательное усложнение условий выполнения технических приемов;
— индивидуализация процесса овладения техническими приемами с учетом уровня технической подготовленности каждого спортсмена;
— создание условий для профилактики спортивного травматизма при выполнении технических приемов;
— интегрированное решение задач специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки после овладения техническими приемами на уровне навыка;
— применение упражнений на специализированных тренажерах и тренировочной трассе с учетом задач отдельных циклов учебно-тренировочного процесса (микроциклов, мезоциклов и макроциклов).
Для практического обоснования эффективности применения разработанной нами методики совершенствования технической подготовки в годичном цикле тренировки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке нами был организован и проведен формирующий педагогический эксперимент.
В эксперименте приняли участие 18 спортсменок высокого класса в возрасте от 18 до 25 лет. Из них 6 человек на начало эксперимента имели звание мастера спорта, 8 — являлись кандидатами в мастера спорта и 4 гонщицы имели первый спортивный разряд. Эксперимент проводился с сентября 2010 года по июнь 2011 года в течение годичного цикла тренировки и состоял из трех периодов, отличающихся целевыми задачами и преимущественной направленностью применяемых тренировочных средств.
Все испытуемые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную, В каждой из групп было 3 мастера спорта, 4 кандидата в мастера спорта и 2 спортсмена первого спортивного разряда. Объем, интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок испытуемых обеих групп были относительно одинаковыми. Также существенно не различалось построение учебно-тренировочного процесса в рамках его отдельных циклов (микроциклов, периодов и этапов).
В технической подготовке испытуемых контрольной группы применялись традиционные тренировочные средства в рамках общепринятых методов обучения и тренировки. Техническая подготовка испытуемых экспериментальной группы была организована и проведена с применением упражнений на специализированных тренажерах и специализированной тренировочной трассы. При этом учитывались выделенные нами организационно-методические особенности применения этих тренировочных средств.
Результаты педагогического эксперимента приведены в таблицах 1 и 2.
Сравнительный анализ показателей времени прохождения отдельных сложно-технических участков специализированной тренировочной трассы и трассы в целом до и после педагогического эксперимента свидетельствует об их существенном снижении, другими словами — о повышении скорости их преодоления у испытуемых контрольной и экспериментальной групп.
Сравнительный анализ данных контрольной и экспериментальной групп выявил, что в начале педагогического эксперимента они имели примерно одинаковые результаты во времени прохождения отдельных участков специализированной тренировочной трассы и трассы в целом (Р > 0,05).
В частности, первый сложно-технический участок трассы испытуемые контрольной и экспериментальной группы преодолели в среднем за 26,79 и 26,48 с соответственно (Р = 0,59), второй — за 29,98 и 29,11 с (Р = 0,60), третий — за 32,10 и 31,73 с (Р = 0,38), четвертый — за 26,58 и 26,40 с (Р = 0,74). Общее время прохождения специализированной тренировочной трассы испытуемыми контрольной группы составило 116,38 с, испытуемых экспериментальной группы — 115,72 с (Р = 0,70).
Таким образом, можно заключить, что на момент начала педагогического эксперимента испытуемые обеих групп существенно не различались по уровню технической подготовленности.
После каждого этапа педагогического эксперимента преимущество испытуемых экспериментальной группы в скорости преодоления участков специализированной тренировочной трассы возрастало.
После первого этапа оно проявлялось преимущественно на уровне незначимой тенденции. К примеру, на преодоление первого сложно-технического участка испытуемые контрольной группы затратили в среднем 26,03 с, экспериментальной группы — 25,12 с (Р = 0,13), второго — 29,98 и 29,11 с соответственно (Р = 0,07), третьего — 30,60 и 29,83 с (Р = 0,01), четвертого — 25,23 и 24,47 с (Р = 0,17). Преимущество испытуемых экспериментальной группы в скорости преодоления специализированной тренировочной трассы в целом было близко к достоверному — они преодолели трассу в среднем за 108,53 с, в то время как испытуемые затратили на это на 3,31 с больше (Р = 0,06).
После второго этапа эксперимента преимуще-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
*
Таблица 1
Время прохождения участков специализированной тренировочной трассы испытуемыми контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группы на разных этапах педагогического эксперимента, с (Х ± 8)
Группы испытуемых Время прохождения участков тренировочной трассы, с Общее время, с
I модуль II модуль III модуль IV модуль
26 сентября 2010 года
ЭГ, п = 9 26,48±1,05 31,12±0,85 31,73±0,44 26,40±1,09 115,72±2,99
КГ, п = 9 26,79±1,34 30,92±0,77 32,10±1,16 26,58±1,16 116,38±3,96
Р 0,59 0,60 0,38 0,74 0,70
02 ноября 2010 года
ЭГ, п = 9 25,12±1,21 29,11±0,91 29,83±0,56 24,47±1,42 108,53±3,72
КГ, п = 9 26,03±1,21 29,98±1,03 30,60±0,62 25,23±0,72 111,84±3,26
Р 0,13 0,07 0,01 0,17 0,06
16 апреля 2011 года
ЭГ, п = 9 23,91±0,84 27,73±0,65 28,50±0,63 22,99±0,85 96,80±13,44
КГ, п = 9 25,42±0,89 29,08±1,06 29,91±0,55 24,73±0,80 109,14±2,83
Р <0,01 <0,01 <0,01 <0,01 <0,01
04 июля 2011 года
ЭГ, п = 9 22,73±0,90 25,68±0,74 27,18±0,79 21,60±1,07 97,18±2,83
КГ, п = 9 24,61±0,90 28,35±0,94 29,12±0,73 23,93±0,61 106,01±2,70
Р <0,01 <0,01 <0,01 <0,01 <0,01
Таблица 2
Результаты участия испытуемых обеих групп в соревнованиях по маунтинбайку, занятые места в баллах (Х ± 8)
Группы испытуемых Вид соревнований и дата проведения
I этап Кубка Чувашии II этап Кубка Чувашии III этап Кубка Чувашии Чемпионат Чувашии IV этап Кубка России V этап Кубка России
30.04. 2011 08.09. 2011 22.05.2011 26.06.2011. 08.07.2011 23.07.2011
ЭГ, п = 9 5,89±5,69 5,56±4,59 6,89±5,21 7,11±4,51 7,00±5,12 6,33±4,18
КГ, п = 9 13,11±4,73 13,78±4,99 12,11±4,26 12,22±4,58 12,00±4,50 12,67±4,53
Р 0,01 0,01 0,03 0,03 0,04 0,01
ство в скорости преодоления участков специализированной тренировочной трассы стало существенным. В частности, испытуемые экспериментальной группы преодолели первый сложно-технический участок быстрее в среднем на 1,51, второй — на 1,35 с, третий — на 1,41 с, четвертый — на 1,74 с (Р < 0,01), Преимущество во времени преодоления специализированной тренировочной трассы в целом составило 12,34 с (Р < 0,01).
После третьего этапа, к моменту завершения педагогического эксперимента, преимущество испытуемых экспериментальной группы стало еще более значимым. Они преодолели первый сложно-технический участок в среднем за 22,73 с, что на 1,88 с превышает средний результат испытуемых контрольной группы (Р < 0,01), второй участок — быстрее на 2,67 с (Р < 0,01), третий — быстрее на 1,94 с (Р < 0,01), четвертый — быстрее на 2,33 с (Р < 0,01).
Специализированную тренировочную трассу они прошли в среднем за 97,18 с, что лучше среднего результата испытуемых контрольной группы (106,01 с) на 8,93 с (Р < 0,01).
Испытуемые обеих групп приняли в соревновательном периоде годичного цикла участие в шести соревнованиях по маунтинбайку:
I этап Кубка Чувашии — 30.04. 2011 года.
II этап Кубка Чувашии — 08.09. 2011 года.
III этап Кубка Чувашии — 22.05.2011 года.
Чемпионат Чувашии — 26.06.2011 года.
IV этап Кубка России — 08.07.2011 года.
V этап Кубка России — 23.07.2011 года.
В табл. 2 приведены показатели средней суммы занятых всеми испытуемыми каждой из групп мест в этих соревнованиях.
В первом соревновании сумма мест, занятых в среднем всеми испытуемыми контрольной группы составила 13,11 балла против 5,89 балла у испытуемых экспериментальной группы. Преимущество испытуемых экспериментальной группы в показателях соревновательной результативности было достоверным (Р < 0,01).
Во втором соревновании показатели соревновательной результативности составили у испытуемых контрольной и экспериментальной группы 13,78 и 5,56 балла, в третьем — 12,11 и 6,89 балла, в четвертом — 12,22 и 7,11 балла, в пятом — 12,00 и 7,00 балла, в шестом — 12,67 и 6,33 балла. Различия в показателях средней суммы занятыми испытуемыми обеих групп мест в каждом из этих соревнований также достоверно различаются (Р < 0,01).
В целом, приведенные выше результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о положительном педагогическом эффекте разработанной нами методики технической подготовки на основе применения специализированных тренажеров и тренировочной трассы.
Библиографический список
1. Верхошанский, Ю. В. Программирование, организация и управлениетренировочнымпроцессом/Ю.В.Верхошанский. — М. : Физкультура и спорт, 1988. — 221 с.
2. Краснов, В. Н. Применение велотренажерного комплекса в подготовке гонщиков в кросс-кантри : монография / В. Н. Краснов. — Чебоксары : Чувашский ун-т, 2003. — 120 с.
3. Новиков, А. А. Тенденции исследования соревновательной деятельности в спорте высших достижений / А. А. Новиков, Б. Н. Шустин // Современный олимпийский спорт. — Киев : КГИФК, 1993. - С. 167- 170.
4. Платонов, В. Н. Общая теория и методики подготовки
спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. — Киев : Олимпийская литература, 1991. — 600 с.
5. Полищук, Д. А. Велосипедный спорт / Д. А. Полищук. — Киев : Олимпийская литература, 1997. — 344 с.
ПАШКОВА Надежда Николаевна, доцент кафедры физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.04.2012 г.
© Н. Н. Пашкова
Информация
Х! конкурс работ школьников, студентов и преподавателей «Память о Холокосте - путь к толерантности»
Центр и Фонд «Холокост» проводят XI Международный конкурс работ школьников, студентов и преподавателей «Память о Холокосте — путь к толерантности».
Цели конкурса:
—усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире;
— формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества;
— привлечение педагогов, студентов и школьников к изучению и преподаванию истории Холокоста; выявление и анализ современных методик преподавания темы;
— расширение контактов и обмена опытом российских учащихся и педагогов со своими зарубежными сверстниками и коллегами.
Участниками конкурса могут быть граждане России, СНГ, других государств:
— школьники (8—11 класс) и учащиеся средних специальных учебных заведений;
— студенты колледжей и вузов;
— преподаватели высшей и средней школы; аспиранты.
На конкурс принимаются:
— исследовательские работы (общего характера и тематические);
— творческие работы (эссе, рассказы, стихи, рисунки, документальные фильмы, сайты);
— поисковые работы (интервью; исследования по истории семьи, основанные на документах личных архивов, свидетельств и т. д.);
— методические разработки.
Преподаватели представляют методические разработки по теме Холокоста:
— планы и тексты уроков;
— программы факультативов; проекты;
— сценарии внеклассных мероприятий;
— учебные пособия;
— тексты для разделов учебных и методических пособий.
В качестве конкурсных работ могут выступать также компьютерные программы, мультимедийные проекты и Web-сайты.
Лучшие работы отмечаются специальными дипломами трех степеней.
Работы победителей рекомендуются к публикации.
Победители конкурса получают ценные подарки.
Участники и победители конкурса приглашаются на семинары, стажировки, конференции, в поездки по местам Холокоста, в том числе за рубежом.
Срок подачи — до 1 ноября 2012 г.
Подведение итогов — декабрь 2012 г.
Награждение лауреатов конкурса — Москва, январь 2013 г.
Конкурсные работы следует направлять по электронной почте или заказной бандеролью по адресу: 115035, Москва, ул. Садовническая, 52/45, Центр «Холокост».
E-mail: [email protected]
Справки по тел.(495) 953-33-62 с 12.00 до 18.00
Подробная информация о конкурсе представлена на сайте фонда: http://www.holocf.ru/pages/87 Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/267/232115.php (дата обращения: 12.05.2012).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ