Научная статья на тему 'Методика совершенствования технической подготовки в Кудо'

Методика совершенствования технической подготовки в Кудо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУДО / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / KUDO / TECHNICAL TRAINING / MORAL-SPIRITUAL QUALITIES / ENDURANCE AND STAMINA / COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпедт Иван Юрьевич, Назаренко Людмила Дмитриевна

Широкое распространение Кудо среди детей, подростков и молодежи обусловлено его зрелищностью, безопасностью технических приемов из различных восточных боевых искусств. Особенности данного вида единоборств заключаются в направленности на духовно-нравственное и волевое воспитание, формирование личностной культуры в духе ценностей и традиций восточных народов, о чем свидетельствует введение специального этикета для спортсменов и судей, регламентирующего их поведение и деятельность. Материалы. В данной статье представлена модель повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности кудоистов 8-10 лет, разработанная на основе ведущих концептуальных положений, реализация которых обеспечивает творческую активность занимающихся, формирует самодисциплину и другие духовно-нравственные и волевые качества. Методы исследования. Анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, тестирование, киносъемка, моделирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных. Результаты. Важными структурными элементами модели являются цель и задачи, реализация которых способствует стимулированию мыслительных процессов, воспитанию активной жизненной позиции, разностороннему гармоничному развитию, повышению уровня физической и технической подготовленности. В модели раскрывается содержание технической подготовки, критерии ее оценки, представлены общие и специальные средства физической и технической подготовки, а также комплекс мотивов спортивной тренировки. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность использования разработанной модели в процессе спортивной подготовки мальчиков 8-10 лет. Организация тренировочного процесса в соответствии с предложенной методикой способствовала улучшению физической и технической подготовленности, оказала позитивное воздействие на формирование морально-волевых и нравственных качеств, становление активной жизненной позиции занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of technical training improvement in Kudo

Staginess and safety of techniques from different eastern martial arts make Kudo popular among children, teen-agers and young people. The peculiarities of this kind of martial arts are in orientation toward spiritual-moral and volitional upbringing, personal culture formation in terms of eastern nations’ values and traditions. It is proved by a special etiquette introduction for athletes and judges, which regulates their behavior and activity. Materials. The article presents the model of training and competitive activity effectiveness improvement among 8-10-year-old kudoists. It is created on the basis of the leading conceptual issues. Their realization provides athletes’ creative activity, forms self-discipline and other spiritual-moral and volitional qualities. Methods. Scientific and scientific-methodical literature analysis and systematization, testing, video, modeling, pedagogical experiment, statistical data handling. Results. The important structural elements of the model are the aim and the objectives... Staginess and safety of techniques from different eastern martial arts make Kudo popular among children, teen-agers and young people. The peculiarities of this kind of martial arts are in orientation toward spiritual-moral and volitional upbringing, personal culture formation in terms of eastern nations’ values and traditions. It is proved by a special etiquette introduction for athletes and judges, which regulates their behavior and activity. Materials. The article presents the model of training and competitive activity effectiveness improvement among 8-10-year-old kudoists. It is created on the basis of the leading conceptual issues. Their realization provides athletes’ creative activity, forms self-discipline and other spiritual-moral and volitional qualities. Methods. Scientific and scientific-methodical literature analysis and systematization, testing, video, modeling, pedagogical experiment, statistical data handling. Results. The important structural elements of the model are the aim and the objectives. Their realization provides cognitive processes stimulation, pro-active attitude upbringing, many-sided harmonious development, physical and technical readiness level increase. The model reveals the content of technical readiness, the criteria of its estimation. It presents general and special physical and technical readiness means and also a complex of sports training motives. Conclusion. The pedagogical experiment results showed the effectiveness of the created mode use during sports training of 8-10-year-old boys. Training process organization in accordance with the offered methodology provided physical and technical readiness improvement, positive influence on moral-volitional and moral qualities formation, children’s pro-active attitude formation. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Методика совершенствования технической подготовки в Кудо»

УДК 796.81 DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-15-22

Методика совершенствования технической подготовки в Кудо

Шпедт И.Ю.1, Назаренко Л.Д.1*

1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Россия, г. Ульяновск, Mr.kudo@mail.ru ORCID: orcid.org/0000-0002-6225-6819, ld nazarenko@mail.ru*

Аннотация: Широкое распространение Кудо среди детей, подростков и молодежи обусловлено его зрелищностью, безопасностью технических приемов из различных восточных боевых искусств. Особенности данного вида единоборств заключаются в направленности на духовно-нравственное и волевое воспитание, формирование личностной культуры в духе ценностей и традиций восточных народов, о чем свидетельствует введение специального этикета для спортсменов и судей, регламентирующего их поведение и деятельность. Материалы. В данной статье представлена модель повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности кудоистов 8-10 лет, разработанная на основе ведущих концептуальных положений, реализация которых обеспечивает творческую активность занимающихся, формирует самодисциплину и другие духовно-нравственные и волевые качества. Методы исследования. Анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, тестирование, киносъемка, моделирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных. Результаты. Важными структурными элементами модели являются цель и задачи, реализация которых способствует стимулированию мыслительных процессов, воспитанию активной жизненной позиции, разностороннему гармоничному развитию, повышению уровня физической и технической подготовленности. В модели раскрывается содержание технической подготовки, критерии ее оценки, представлены общие и специальные средства физической и технической подготовки, а также комплекс мотивов спортивной тренировки. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность использования разработанной модели в процессе спортивной подготовки мальчиков 8-10 лет. Организация тренировочного процесса в соответствии с предложенной методикой способствовала улучшению физической и технической подготовленности, оказала позитивное воздействие на формирование морально-волевых и нравственных качеств, становление активной жизненной позиции занимающихся.

Ключевые слова: Кудо, техническая подготовка, духовно-нравственные качества, волевые качества, соревновательная деятельность.

Для цитирования: Шпедт И.Ю., Назаренко Л.Д. Методика совершенствования технической подготовки в Кудо. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 9-16. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-15-22

Methodology of technical training improvement in Kudo

Ivan Yu. Shpedt, Ludmila D. Nazarenko

1 Ulyanov State Pedagogical University Ulyanovsk, Russia Mr. kudo@,mail.ru ORCID: orcid.org/0000-0002-6225-6819, ld_nazarenko@mail.ru*

Abstract: Staginess and safety of techniques from different eastern martial arts make Kudo popular among children, teen-agers and young people. The peculiarities of this kind of martial arts are in orientation toward spiritual-moral and volitional upbringing, personal culture formation in terms of eastern nations' values and traditions. It is proved by a special etiquette introduction for athletes and judges, which regulates their behavior and activity. Materials. The article presents the model of training and competitive activity effectiveness improvement among 8-10-year-old kudoists. It is created

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

on the basis of the leading conceptual issues. Their realization provides athletes' creative activity, forms self-discipline and other spiritual-moral and volitional qualities. Methods. Scientific and scientific-methodical literature analysis and systematization, testing, video, modeling, pedagogical experiment, statistical data handling. Results. The important structural elements of the model are the aim and the objectives. Their realization provides cognitive processes stimulation, pro-active attitude upbringing, many-sided harmonious development, physical and technical readiness level increase. The model reveals the content of technical readiness, the criteria of its estimation. It presents general and special physical and technical readiness means and also a complex of sports training motives. Conclusion. The pedagogical experiment results showed the effectiveness of the created mode use during sports training of 8-10-year-old boys. Training process organization in accordance with the offered methodology provided physical and technical readiness improvement, positive influence on moral-volitional and moral qualities formation, children's pro-active attitude formation.

Keywords: kudo, technical training, moral-spiritual qualities, endurance and stamina, competitive activity.

For citations: Ivan Yu. Shpedt, Ludmila D. Nazarenko. Methodology of technical training improvement in Kudo. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13 (4): 9-16. DOI 10.14526/20704798-2018-13-4-15-22.

Актуальность. Среди разнообразных видов спортивных единоборств Кудо является одним из наиболее популярных, что обусловлено его высокой зрелищностью не только благодаря экипировке, но в значительной степени экстремальным режимом соревновательной деятельности по смешанным полноконтактным правилам и сохранением традиций восточных боевых искусств, формирующих индивидуальную культуру спортсменов. Одной из особенностей Кудо является его направленность на нравственно-волевое воспитание, формирование личностного мировоззрения и собственной жизненной позиции. Высокий нравственный потенциал данного вида восточных боевых искусств оказывает положительное воздействие на формирование характера и волевых качеств единоборцев, создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания детей и подростков.

Для рискованных сложных ударных и бросковых приемов в стойке и партере, составляющих содержание тренировочной и соревновательной деятельности, необходимы соответствующий уровень развития мышечной силы, быстроты движений, устойчивости тела, гибкости, подвижности и других качественных сторон двигательной деятельности. Формирование двигательно-координационных качеств осуществляется в течение длительного времени и требует значительных нервно-мышечных и волевых усилий. Это связано с организацией тренировочного процесса, обеспечивающего постепенное увеличение показателей физической подготовленности как базиса для успешного освоения техники разнообразных атакующих и защитных действий, выявления и реализации творческого потенциала спортсменов, их двигательной активности, трудолюбия и целеустремленности. Эффективность тренировочного процесса обусловлена не только профессионализмом тренера, его умением создать положительную психоэмоциональную атмосферу, но и способностью педагога к воспитанию осознанного отношения к тренировочной деятельности, понимания значимости двигательных заданий в целостной системе спортивной подготовки с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена.

Целью данной работы является моделирование процесса совершенствования системы спортивной подготовки мальчиков 8-10 лет, занимающихся Кудо.

Задачи: 1. Спроектировать модель повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности юных кудоистов.

2. Разработать методику совершенствования технической подготовки в Кудо и проверить ее эффективность в процессе педагогического эксперимента.

Материалы и Методы

Спецификой Кудо, по мнению специалистов Адзума Тадаси, 2003; И.С. Колесника, 2005; К.В. Климова, 2007; Каргина Н.Н., Рожкова П.А., Олейника В.Г., 2013 и др., является формирование комплекса двигательно-координационных качеств, обеспечивающих готовность занимающихся к выполнению постепенно возрастающих нервно-физических нагрузок, что требует определенного уровня развития нравственно-волевой сферы как основы для воспитания ответственности, целеустремленности, самодисциплины. Это определило необходимость конструирования модели тренировочной и соревновательной деятельности бойцов, основанной на ведущих концептуальных положениях(рисунок1).Единствосознанияидеятельностиявляетсяосновополагающимсредидругих положений [6], сущность его заключается в том, что сознание формируется и самоидентифицируется в процессе мышления. Логично организованная двигательная деятельность способствует пониманию ее целей и задач, проявлению личностных и двигательно-координационных качеств, развитие и совершенствование которых способствует достижению поставленной цели. С повышением уровня качественных сторон двигательной деятельности выполнение заданий по усвоению техники атакующих и защитных приемов, составляющих содержание избранного вида спорта, способствует осознанию зависимости результативности тренировочной и соревновательной деятельности от степени трудолюбия и уровня сформированности морально-волевых и нравственных качеств. По мере развития сознания при выполнении сложных технических приемов выделяются основные и дополнительные элементы, требующие проявления скоростно-силовых качеств, устойчивости тела, ловкости, точности, подвижности и других двигательных координаций, а также реализации волевого и нравственного потенциала. В связи с этим единство сознания и деятельности определяет целесообразность системно-аналитического подхода к организации и проведению тренировочного процесса. Данный подход к проведению тренировочных занятий требует выявления степени соответствия предлагаемых мышечных нагрузок уровню физической подготовленности занимающихся, поставленным целям и задачам соревновательной деятельности; содержанию подготовительных и подводящих упражнений, используемых в Кудо. Все двигательные задания должны представлять собой единую систему, направленную на достижение запланированного результата.

Эффективность тренировочной и соревновательной деятельности обусловлена многими факторами:

- уровнем физической и морально-волевой подготовленности бойца;

- степенью профессионализма тренера;

- соответствием морфофункциональных и фенотипических особенностей спортсмена специфике избранного вида спорта;

- соответствующей материально-технической базой и др.

Это выдвигает данное концептуальное положение в ряд ведущих, определяющих результативность тренировочного и соревновательного процесса.

Выявление и учет причинно-следственных связей, определяющих эффективность двигательных действий, позволяет определить закономерности спортивной тренировки; условия успешного усвоения сложных технических приемов, влияния мотивов спортивной деятельности на ее результативность.

Методы и организация исследования. Одним из важных компонентов модели являются цель и задачи данного вида восточных боевых искусств, сформулированные в программе спортивной подготовки в Кудо, 2013 г. Их основное содержание призвано обеспечить гармоничное духовно-нравственное и физическое развитие личности; стимулирование мыслительных процессов; формирование морально-волевых и нравственных личностных качеств. Реализация цели связана с

глубоким пониманием ценностей и традиций восточных боевых единоборств, способствующих проявлению свойств, определяющих поведение спортсменов, их личностную культуру и активную жизненную позицию. В соответствии с содержанием программы подготовки кудоистов определены основные виды их технической подготовки, включая ударные действия в стойке и в партере, броски и др.

Морально-нравственное и волевое воспитание обеспечивается не только разъяснением правил поведения на татами и в социуме, усвоением этикета, но и всей направленностью спортивной подготовки бойцов. В программе значительное место отводится этике поведения судей и спортсменов, что обусловливает ответственность обеих сторон за объективность оценки соревновательной деятельности. При оценке уровня технической подготовленности, в соответствии с утвержденными правилами соревнований, учитывается активность при ведении борьбы в партере, разнообразие используемых технических приемов; физическое состояние единоборца в конце поединка, что подчеркивает большую значимость реализации волевого потенциала, сформированное™ навыков управления функциональным и психо-эмоциональным состоянием [7].

Спортивная подготовка кудоистов предусматривает усвоение почти всех технических приемов борьбы, а также удары ногами, коленями, руками, локтями и головой во все части тела. Запрещены удары в горло, спину, затылок, а также в суставы, ведущие к травмам, в положении «цуками» (захват в стойке) при разнице между бойцами в 20 единиц. В партере выполняются боковые удары, болевые и удушающие приемы. Применение защитного шлема, карасу (плотного защитного нагрудника) позволяет оградить от ударов голову и большую часть корпуса. Использование специальных щитков на голени и тонких войлочных накладок на руки защищает кисти рук от травм при ударах о маску шлема.

Все технические действия в Кудо строго регламентированы по секундам: для перехода бойца в поединок в захвате отводится 10 секунд (команда «цуками»); для отчета времени нахождения в партере используется команда «Кейджи». Этикет спортсменов предусматривает ритуал выхода на татами, по команде поклон - друг другу, в сторону судейского стола, рефери. После объявления победителя - поклоны в сторону судейского стола, рефери и друг другу; выход с татами спиной вперед, на краю площадки - поклон и уход с помоста. Этикет секундантов запрещает выкрики и резкие выражения в сторону соперника, судей и по поводу их решений; также запрещено инструктировать и поддерживать единоборцев. Не приветствуются любые действия, противоречащие духу Кудо. В начале или в конце тренировки бойцы дают клятву: «Дод зе Кун»: «Клянемся, что через учение Кудо мы будем воспитывать силу духа и тела, гармонично развиваться, достигать мастерства! Клянемся стать настоящей личностью, внести вклад в развитие общества».

Данный вид спортивной деятельности, созданный на основе различных видов боевых единоборств, располагает разнообразными средствами физической и технико-тактической подготовки, которые представлены двумя группами; общими и специальными. Общие обеспечивают прирост мышечной силы, быстроты, выносливости, равновесия, точности, ловкости и других двигательно-координационных качеств. Специальные средства предусматривают использование технических приемов из самбо, дзюдо, тхэквондо и других видов боевых искусств. Специфическими средствами в Кудо являются ударные действия всеми частями тела на месте и в движении, болевые и удушающие приемы, двухударные действия руками и ногами и др.

В содержании модели представлена также группа методов спортивной тренировки, включающая в свое содержание:

- метод строго регламентированного упражнения, направленный на развитие двигательно-координационных качеств, формирование двигательных навыков;

- методы стандартно-повторного и повторно-переменного упражнения, определяющие длительность выполнения тренировочной нагрузки и направленность на развитие общей

- метод переменного упражнения, варьирующий интенсивность тренировочной деятельности в определенные периоды времени с целью формирования изменчивости двигательных навыков, экстраполяции двигательных действий в различных ситуациях спортивного поединка;

- метод повторно-интервального и прогрессирующего упражнения, совершенствующий функциональные показатели организма, согласованность двигательных и вегетативных функций. Данный метод позволяет постепенно сокращать длительность отдыха и по мере адаптации увеличивать тренировочную нагрузку с целью выхода организма на новый уровень функционирования.

При работе с детьми данного возрастного периода ведущим является игровой метод, обеспечивающий смену видов тренировочной нагрузки, положительное психоэмоциональное состояние, изменение условий выполнения технических приемов.

Соревновательный метод направлен на подготовку к участию в соревнованиях, дозирование тренировочной нагрузки, усвоение норм и правил, регламентирующих взаимодействие спортсменов в процессе состязательной деятельности в данном виде спорта. Организация тренировочного процесса в соответствии с данной моделью предусматривает достижение планируемого результата, реализацию близлежащих и перспективных целей.

Результаты и обсуждение

Для проверки эффективности разработанной нами модели был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 28 мальчиков 8-10 лет. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 14 спортсменов. Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень технической подготовленности единоборцев, который определялся по слитности и скорости выполнения серии ударных действий в заданный период времени. Для оценки уровня технической подготовленности были разработаны критерии оценки, позволяющие определить величину скорости выполнения как отдельных элементов технического приема, так и всего двигательного акта в целом, а также степень согласованности моторных действий. Экспертная оценка проводилась группой квалифицированных тренеров по Кудо по пятибалльной системе.

Критерии оценки:

5 баллов - слитность моторных актов при высокой скорости двигательных действий, точность поражения заданной цели;

4 балла - точность проведения ударных и защитных приемов, постепенное увеличение скорости движений;

3 балла - недостаточная согласованность отдельных элементов технического приема; незначительное снижение быстроты двигательных действий;

2 балла - неточность проведения ударных действий, низкий уровень согласованности движений;

1 балла - выполнение отдельных элементов атакующего приема, недостаточное количество защитных приемов.

Анализ материалов исследования не выявил существенных различий по уровню технической подготовленности единоборцев КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ тренировочные занятия проводились по традиционной методике в соответствии с программой спортивной подготовки в Кудо (2013 г). В ЭГ использовалась модель повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности мальчиков 8-10 лет. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей технической подготовленности единоборцев КГ и ЭГ.

ТоМ 13 № 4 2018

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТИВНОМ ТРЕНИРОВКИ -3 4

Концептуальные положения:

- единство сознания и деятельности;

- систем но-аналитический подход к организации и проведению тренировочного процесса;

- выявление и учет причинно-следственных связей, обусловливающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности

Цель Кудо: духов но-нравственное, физическое, гармоничное развитие личности

Задачи: - повышение уровня физической подготовленности;

- совершенствование деятельности анализаторов,

- стимулирование мыслительных процессов;

- формирование мораль но-волевых и нравственных качеств;

- становление активной жизненной позиции

т

С и дер жание т едшч еск ой п сдг о т овки:

-ударные действия руками, ногами и головой во все части тела,

- ударная техника в стойке;

- броски;

- техника борьб ы в партере

Оценка технической подготовки:

-в ударной технике в стойке; -в технике выполнения бросков,

- активность при борьбе в партере;

- активность в атаках, продвигаясь вперед, -разнообразие технических приемов,

- ф изическое состояние в конце поединка

+ 1

Этикет спортсменов Этикет судей

Средства физической и технической подготовки в Кудо

+ »

Общие:

- беговые и прыжковые упражнения;

- приседания и выпрыгивания с поворотами и вращениями, прыжки со скакалкой;

- лазание по канату и гимнастической стенке;

- упражнения с грушей воздушной;

- упражнения на боксерских лапах,

- упражнения с теннисными мячами;

- упражнения со штангой;

- упражнения для развития двигательных координации

Специальные:

- элементы и технические приемы из самбо, каратэ, дзюдо и тайского бокса; -упражнения с боксерским чучелом,

- элементы Кудо: удары руками и ногами на месте и в движении;

- болевые и удушающие приемы,

- спарринги,

- броски;

- двухуд арные комбинации ногами; -защитные приемы

Методы спортивной тренировки

- строго регламентированного упражнения;

- стандартно-повтор ног о и повторно-переменного упражнения;

- переменный;

- повторно-интервальный и прогрессирующий;

- игровой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- с ор евн оват ель н ый

Ожидаемый результат

Полученные результаты показали, что улучшение показателей технической п подготовленности произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако в ЭГ прирост был более существенным.

Таблица 1 - Динамика показателей технической подготовленности единоборцев (в баллах)

№ Показатели Динамика результатов в ходе педагогического эксперимента

п/п Исходные данные Х+Ях После проведения педагог. эксперимента Х+Ях Прирост в %

1 Слитность выполнения элементов ударного действия правой рукой КГ ЭГ 3,1±0,19 3,0±0,1б 3,4±0,20 4,1±0,22 8,89 26,83*

2 Слитность выполнения элементов ударного действия левой рукой КГ ЭГ 2.8±0.22 2,8±0,18 3,1±0,25 3,9±0,2б 9,68 28,21*

3 Скорость проведения технических приемов КГ ЭГ 3,2±0,25 3,3±0,19 3,6±0,21 4,2±0,25 11,12* 21,43*

4 Точность выполнения ударного действия КГ ЭГ 2,8±0,1б 2,7±0,21 3,1±0,27 3,8±0,21 9,68 28,95*

Примечание: в числителе - показатели КГ, в знаменателе - ЭГ; * - достоверность значений при уровне значимости р<0,05

Так, при выполнении элементов ударного приема правой рукой 3,1±0,19 балла, к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 3,4±0,20 балла, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,0±0,16 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 4,1±0,22 балла, (р<0,05). В КГ при исходных данных слитности выполнения этого же приема левой рукой 2,8±0,22 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 3,1±0,25 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,8±0,18 балла, к завершению педагогического эксперимента результаты повысились до 3,9±0,2б балла, (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей в ЭГ была выявлена и по другим показателям технической подготовленности спортсменов КГ и ЭГ (таблица 1).

Заключение

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что моделирование повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности единоборцев 8-10 лет позволяет использовать системно-аналитический подход к организации тренировочного процесса и другие концептуальные положения как основу для разностороннего гармоничного развития юных спортсменов, совершенствования их духовно-нравственного и волевого воспитания, а также технической подготовки. Применение разработанной нами модели позволило:

- включать в содержание занятий разнообразные средства физической и технической подготовки единоборцев;

- использовать комплекс методов спортивной тренировки для реализации поставленных целей и задач;

- осуществлять оценку уровня технической подготовленности спортсменов;

- более эффективно распределять средства двигательно-координационной и технической подготовки, обеспечив их рациональное сочетание и последовательность для постепенного возрастания тренировочной нагрузки как важного условия достижения спортивного мастерства.

Том 13 № 4 2018

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТИВНОМ ТРЕНИРОВКИ

Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность применения данной модели в тренировочном процессе по Кудо.

Благодарность

Авторы выражают благодарность редактору журнала и двум рецензентам за отзывы и комментарии. Ответы на эти замечания значительно улучшили статью.

Список литературы

1. Климов К.В. Анализ технико-тактического арсенала соревновательной деятельности ведущих спортсменов-рукопашников. СПб.: СПбГУФК. 2007: 44-47.

2. Кузнецов А.С., Глазистов А.В. Технико-тактический анализ соревновательной деятельности юношей 12-14 лет в поединках по спортивному рукопашному бою. Физическая культура. 2007; 2:

46-49.

3. Шпедт И.В., Головихин Е.В., Катенков А.Н. Педагогические условия повышения результативности соревновательной деятельности в Кудо. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(3): 118-129. URL: http://www. journal-science.org/ru/article/853.html. DOI: 10.14526/03_2017_242.

4. Salvatore Chiodo, Antonio Tessitore, Corrado Lupo, Antonio Ammendolia, Cristina Cortis, Laura Capranica. Effects of official youth taekwondo on jump and strength performance. European Journal of Sport Science. 2012; 12(2): 113-120. URL: http://dx.doi.org/10.1080/17461391.2010.545837.

5. Luciana Zaccagni. Anthropometric characteristics and body composition of Italian national wrestlers. European Journal of Sport Science. 2012; 12(2): 145-151. URL: http://dx.doi.org/10.1080/1746 1391.2010.545838.

6. Javier Fernandoz-Rio, Jose A. Cecchini Estrada, Antonio Mendez-Gimenez, Benjamin Fernandez-Garsia, Pablo Saaverda. 2 x 2 Dominant achievement goal profiles in high-level swimmers. European Journal of Sport Science. 2014; 14(3): 265-272. URL: http://dx.doi.org/10.1080/17461391.2013.819383.

7. Attila Szabo. Sport and exercise psychology research and Olympic success: An analytical and correlational investigation. European Journal of Sport Science. 2014; 14(3): 273-278. URL: http://dx.doi. org/10.1080/17461391.2013.827241.

8. L.T. Berkades, W. Pieter, L. Lochner, A. Ferrin, H. Bricken, C. Hilbert. Short-term muscle endurance in young taekwondo athletes. In J.W. Varnes, D. Gamble, M.B. Horodyski (Eds.). Proceedings of the 38th ICHPER.SD World Congress. Gainsville, FL: University of Florida College of Health and Human Performance. 1995: 167-169.

9. E. Bouhlel, A. Jouini, N. Gmada, A. Nefzi, K. Ben Abdallah, Z. Tabka. Heart rate and blood lactate responses during Taekwondo training and competitions. Science and Sport. 2006; 21: 285-290.

10. Z.Z. Erie, W. Pieter. Physical fitness in recreational child taekwondo participants. In P.A. Hume, A.D. Stewart (Eds.). Kinanthropometry XI: Pre-Olympic Congress. Auckland, NZ: Sport Performance Research Institute New Ziland, Auckland University of Technology. 2008: 90-95.

Статья поступила в редакцию: 16.10.2018

Шпедт Иван Юрьевич - магистрант, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь имени В.И. Ленина, дом 4, e-mail: ld nazarenko@mail.ru

Назаренко Людмила Дмитриевна* - доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь имени В.И. Ленина, дом 4, e-mail: ld nazarenko@mail.ru*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.