Научная статья на тему 'Методика совершенствования скоростно-силовых способностей спринтеров-легкоатлетов'

Методика совершенствования скоростно-силовых способностей спринтеров-легкоатлетов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1103
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ / ВИНГЕЙТ-ТЕСТ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / SHORT DISTANCES / WINGATE-TEST / SPEED-STRENGTH ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шатунов Дмитрий Александрович, Мостяков Дмитрий Владиславович, Петров Роман Евгеньевич

Осуществлен подбор средств и методов подготовки спринтеров в соответствии с особенностями их нервно-мышечной системы. Представлена методика совершенствования скоростно-силовых способностей бегунов на короткие дистанции. Дано экспериментальное обоснование эффективности подготовки бегунов на короткие дистанции путем применения разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шатунов Дмитрий Александрович, Мостяков Дмитрий Владиславович, Петров Роман Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF IMPROVING THE SPEED POWER SPEEDS OF ATHLETS SPRINTERS

The selection of means and methods of training sprinters in accordance with the peculiarities of their neuromuscular system. The technique of improving speed-power abilities of short-distance runners is presented. An experimental substantiation of the effectiveness of training distance runners through the application of the developed methodology is given.

Текст научной работы на тему «Методика совершенствования скоростно-силовых способностей спринтеров-легкоатлетов»

УДК 796.422.12

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПРИНТЕРОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Д.А. Шатунов, Д.В. Мостяков, Р.Е. Петров

Осуществлен подбор средств и методов подготовки спринтеров в соответствии с особенностями их нервно-мышечной системы. Представлена методика совершенствования скоростно-силовых способностей бегунов на короткие дистанции. Дано экспериментальное обоснование эффективности подготовки бегунов на короткие дистанции путем применения разработанной методики.

Ключевые слова: короткие дистанции, Вингейт-тест, скоростно-силовые способности.

В связи с бурным ростом спортивных результатов современный спорт диктует создание новых условий и подходов в системе спортивной подготовки. Данные обстоятельства призывают к совершенствованию и модернизации методических разработок, способствующих повышению эффективности содержания и организации тренировочного процесса [2, 5].

В циклических видах спорта, в том числе в легкой атлетике, огромную роль играет учет индивидуальных особенностей атлета. При этом личный контроль модельных характеристик позволяет грамотно направлять детей и подростков к будущей специализации, а индивидуально-дифференцированный подход - неотъемлемая часть при построении тренировочного процесса легкоатлетов на этапах спортивной специализации, совершенствования спортивного мастерства и более поздних этапах [6].

Этому способствует система учебно-методического обеспечения тренировочного процесса, а также совокупность мер специализированного педагогического контроля, опирающегося на аппарат математической статистики, которые позволяют проводить полноценный спортивный отбор и ориентацию юных школьников спортсменов в учебно-тренировочные группы спортивных школ. При этом полученные экспериментальные данные дают основание констатировать, что планирование тренировочного процесса с целью ранней спортивной ориентации детей позволяет заметно повысить уровень физической подготовленности и функционального состояния испытуемых [1, 5].

Соглашаясь с вышесказанным, однако, необходимо отметить, что определенный опыт тренерской работы в спортивном вузе позволяет утверждать: на ранних этапах многолетнего цикла спортивной подготовки (предварительной подготовки и спортивной специализации) в скоростно-силовых видах легкой атлетики не всегда удается правильно распределить детей и подростков по специализациям в беге.

В связи с этим одной из определяющих задач, стоящих перед тренером, является определение у начинающих спортсменов особенностей нервно-мышечной системы для дальнейшего их направления по узким специализациям, в том числе путем применения современных методов комплексной диагностики [2, 4, 5].

Из всего вышесказанного следует цель исследования - определение состояния нервно-мышечной системы студентов, специализирующихся в беге на 60 и 100 м, путем применения современных методов диагностики.

Методы исследования: анализ литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, Вингейт-тест за 5 с, математико-статистическая обработка данных.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (г. Казань), в том числе педагогический эксперимент - на базе футбольно-легкоатлетического манежа (г. Казань). В исследовании принимали участие студенты, специализирующиеся в беге на короткие дистанции - девочки (п=10) и мальчики (п=10), с сентября по декабрь 2018 г. При этом экспериментальная методика длилась 13 недель, из которых 7 недель отводились на общеподготовительный период, 6 недель - на специально подготовительный период.

Ведущей идеей исследования выступило проведение сравнительного анализа показателей скоростно-силовых способностей и Вингейт-теста между девушками экспериментальной (п=5) и контрольной (п=5) групп, а также юношами с соответствующим количеством групп и числом испытуемых, специализирующихся в беге на 60 и 100 м.

Студентам экспериментальных групп были предложены средства общей и специальной физической подготовки в подготовительном периоде (с 10.09.18 по 3.12.18) по разработанной методике.

Согласно показателям педагогического тестирования и Вингейт-теста осуществлялся набор студентов в экспериментальные группы (бегуны на 60 и 100 м) - девушки (п=5) и юноши (п=5). Студенты контрольных групп тренировались без учета показателей педагогического тестирования и Вингейт-теста за 5 с.

Структура методики представлена в табл. 1 .

Содержание методики. Первая неделя (упражнения среднего объема и интенсивности с полным восстановлением): понедельник -тренировка на песке 4*60 м (бег с высоким подниманием бедра, бег колесом, выпады вперед, вылет в шаге через шаг на правую и на левую ногу, бег прыжками, 2-3 ускорения). Серии выполнять переменным методом (назад шагом). Отдых между сериями до 110...120 уд/мин.

Таблица 1

Структура подготовительного периода бегунов на 60 и 100 м

Кол-во недель Дни недели Содержание и организация тренировочного процесса

1 Пн. Тренировка на песке

Вт. Тренировка с применением барьеров

Ср. Кросс, ОРУ

Чт. Баня

Пт. Тренировка на песке

Сб. Тренировка в тренажерном зале

2 Пн. Тренировка на песке

Вт. Тренировка с применением барьеров с манжетами

Ср. Кросс, ОРУ

Чт. Баня

Пт. Тренировка на песке

Сб. Тренировка в тренажерном зале

3 Пн. Тренировка на песке

Вт. Тренировка с применением барьеров с манжетами

Ср. Кросс, ОРУ

Чт. Баня

Пт. Тренировка на песке

Сб. Тренировка в тренажерном зале

4 Разгрузочный микроцикл

5 Пн. Прыжковая работа (с ноги на ногу, скачки, запрыгивания, ускорения)

Вт. Тренировка с применением барьеров с манжетами, тренажерный зал

Ср. Бег переменным методом

Чт. Баня

Пт. Тренировка по лесенке

Сб. Тренировка в тренажерном зале

6 Пн. Бег повторным методом

Вт. Прыжковая работа с манжетами (с ноги на ногу, скачки, запрыгивания, ускорения), тренажерный зал

Ср. Бег переменным методом

Чт. Баня

Пт. Бег повторным методом в подъем

Сб. Тренажерный зал

7 Недельный план тот же, что шестой недели с повышением объема нагрузки для спринтеров обеих групп.

8 Разгрузочный микроцикл

9 Пн. Бег повторным методом с низкого старта и бег по виражу

Вт. Бег повторным методом

Ср. Отдых

Чт. Разминка

Пт. Соревнования

Сб. Соревнования

Окончание таблицы 1

10 Пн. Прыжки с места, бег повторным методом

Вт. Прыжковая работа с манжетами (с ноги на ногу, скачки, запрыгивания, ускорения), тренажерный зал

Ср. Бег повторным методом

Чт. Баня

Пт. Бег повторным методом с низкого старта и бег по виражу

Сб. Тренировка в тренажерном зале

11 Разгрузочный микроцикл

12 Пн. Прыжки с места, бег повторным методом

Вт. Бег повторным методом с низкого старта и бег по виражу, броски ядер

Ср. Тренировка в тренажерном зале

Чт. Баня

Пт. Упражнения на частоту движений, бег повторным методом

Сб. Упражнения в тренажерном зале

13 Микроцикл тринадцатой недели как девятой недели

Кроме этого, использовались прыжковые упражнения на стопу; вторник - тренировка с применением барьеров (различные упражнения в ходьбе с перешагиванием барьеров, варианты прыжков через барьеры на двух (вертикальные и горизонтальные), гладкие ускорения 6-8 раз), среда - кросс, ОРУ; четверг - баня; пятница - то же, что в понедельник, только 4^40-50 м. Серии выполнять переменным методом (обратно легким бегом). Отдых между сериями до 120.. .130 уд/мин.; суббота - тренировка в тренажерном зале. Отягощения средние. Работа динамическая. ОФП; воскресенье - отдых.

Вторая неделя (упражнения второй недели аналогичны содержанию первой недели только с легким повышением объема и интенсивности): содержание микроцикла то же, что первой недели, но в понедельник (2-я неделя), как пятница (1-я неделя); пятница (2-я неделя), как пятница (1-я неделя), только 4*80 м; вторник (2-я неделя), как вторник (1-я неделя), только с манжетами (2 кг).

Третья неделя (содержание микроцикла то же, что второй недели, но с повышением интенсивности и объема): содержание микроцикла то же, что второй недели. Исключения: вторник (3-я неделя), как вторник (2-я неделя), только спринтеры 1-й группы - прыжки в глубину, потом работа на барьерах с манжетами на руках и ногах (2 и 5 кг, до 20 с), спринтеры 2-й группы - многоскоки, потом работа на барьерах с манжетами на руках и ногах (1.2 кг до 40 с); суббота (3-я неделя), как суббота (2-я неделя), только спринтеры 1-й группы - отягощения средние и субмаксимальные в динамическом режиме, спринтеры 2-й группы -отягощения средние в динамическом режиме, малые отягощения в статодинамическом режиме.

Четвертая неделя - разгрузочный микроцикл.

Пятая неделя (упражнения выполнять с акцентом на объем): понедельник (спринтеры 1-й группы бег прыжками 60 м, скачки на правой и левой ноге 30 м, ускорения 8*60 м; спринтеры 2-й группы, тоже бег прыжками и ускорения 4-5*100 м). Кроме этого, использовались прыжковые упражнения на стопу; вторник (5-я неделя), как вторник (3-я неделя); среда - бег переменным методом: спринтеры 1-й группы -3*4-150 м; спринтеры 2-й группы 3*2-400 м; четверг - баня; пятница -тренировка по лестнице; суббота - кросс и работа в тренажерном зале, как в субботу (3-я неделя); воскресенье - отдых.

Шестая неделя (понижение объема по отношению к пятой неделе, но повышение интенсивности): понедельник - бег повторным методом с высокого старта (спринтеры 1-й группы - 5*30 м, 4*60 м, 3*100 м; спринтеры 2-й группы - 3*60 м, 2*150 м, 2*300 м); вторник - бег прыжками (1-я группа - 6*60 м с манжетами (3...5 кг), 2-я группа -4*100 м (2 кг) и скачки 5*30 м). Тренажерный зал (спринтеры 1-й группы - отягощения субмаксимальные и максимальные в динамическом режиме, спринтеры 2-й группы - отягощения субмаксимальные в динамическом режиме, средние отягощения в статодинамическом режиме); среда - бег переменным методом (спринтеры 1-й группы 3*5-150 м, спринтеры 2-й группы 2*3-400 м); четверг - баня; пятница - бег в гору повторным методом (спринтеры 1-й группы - 2*6-80 м, спринтеры 2-й группы - 2*3200 м); суббота - тренажерный зал (спринтеры 1-й группы - отягощения средние и субмаксимальные в динамическом режиме, спринтеры 2-й группы - отягощения средние в динамическом режиме, малые отягощения в статодинамическом режиме, ОФП); воскресенье - выходной.

Седьмая неделя - разгрузочный микроцикл.

Восьмая неделя (недельный план тот же, что шестой недели, но к прежней интенсивности - легкое повышение объема).

Девятая неделя (упражнения выполнять с низким объемом, но с высокой интенсивностью): понедельник - техническая подготовка (бег с низкого старта 5*30 м, 3*60 м, бег по виражу); вторник - бег повторным методом (спринтеры 1 -й группы - 8*100 м; спринтеры 2-й группы -4*200 м); среда - выходной; четверг - разминка; пятница и суббота -соревнования; воскресенье - выходной.

Десятая неделя (упражнения выполнять с большим объемом и интенсивностью): понедельник - бег повторным методом (спринтеры 1-й группы бег - в упряжке до 60 м; спринтеры 2-й группы - бег с парашютом до 200 м); вторник (10-я неделя), как вторник (шестая неделя); среда - бег повторным методом (спринтеры 1-й группы 4*60 м, 3*150 м; спринтеры 2-й группы - 5*300 м); четверг - баня; пятница - техническая подготовка бег с низкого старта 5*30 м, 3*60 м, бег по виражу. 1-я группа - 5*100 м,

2-я группа - 3*500 м; суббота - работа в тренажерном зале, как в субботу (6-я неделя); воскресенье - отдых.

Одиннадцатая неделя - разгрузочный микроцикл.

Двенадцатая неделя (с большим объемом и средней интенсив -ностью): понедельник - прыжковая работа (с места, двойной, тройной, пятерной прыжки с места). Бег повторным методом: 1-я группа - 5*30 м, 3*60 м; 3*120 м; 2-я группа - 3*60 м, 2*150 м, 2*300 м; вторник -техническая подготовка - бег с низкого старта 5*30 м, 3*60 м, бег по виражу. Броски ядер из различных положений; среда - тренажерный зал (спринтеры 1-й группы - отягощения субмаксимальные и максимальные в динамическом режиме, спринтеры 2-й группы - отягощения субмаксимальные в динамическом режиме, средние отягощения в стато-динамическом режиме); четверг - баня; пятница - упражнение на частоту движений. Бег повторным методом (1-я группа - 5*30 м, 3*60 м; 3*150 м; 2-я группа - 3*100 м, 2*200 м, 2*500 м); суббота - тренажерный зал (спринтеры 1-й группы - отягощения средние и субмаксимальные в динамическом режиме, спринтеры 2-й группы - отягощения средние в динамическом режиме, малые отягощения в статодинамическом режиме, ОФП); воскресенье - выходной.

Тринадцатая неделя (микроцикл тринадцатой недели, как девятой недели, но с большим объемом и высокой интенсивностью).

Результаты исследования и их обсуждение. Динамика показателей скоростно-силовых способностей и Вингейт-теста за 5 с приведена в табл. 2 и 3.

Таблица 2

Динамика показателей скоростно-силовых способностей у студентов, специализирующихся в беге на короткие дистанции

Тесты ЭГ (п=5), девушки Х±5 КГ (п=5), девушки Х±5 ЭГ (п=5), юноши Х±5 КГ (п=5), юноши Х±5

До После До После До После До После

Бег на 60 м, с 8,61± 8,22± 8,56± 8,37± 7,38± 7,14± 7,33± 7,24±

0,25 0,18 0,21 0,22 0,28 0,19 0,23 0,21

Прирост, с 0,39 (4,6 %) 0,19 (2,3 %) 0,24 (3,3 %) 0,9 (1 ,2 %)

Бег на 30 м 4,78± 4,63± 4,70± 4,64± 4,13± 4,01± 4,17± 4,11±

с колодок, с 0,12 0,09 0,10 0,12 0,14 0,10 0,15 0,13

Прирост, с 0,15 (3,1 %) 0,6 (1,3 %) 0,12 (2,9 %) 0,6 (1 ,4 %)

Прыжок в длину 225,6± 236,7± 224,7± 230,2± 265,8± 277,2± 260,3± 267,1±

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с/м, см 11,76 8,45 10,51 11,26 11,76 7,23 9,15 7,13

Прирост, с 11,1(4 *,9 %) 5,5 (2,4 %) 11,4 (4,3 %) 6,8 (2,6 %)

Тройной прыжок 628,2± 654,2± 631,2± 646,2± 755,2± 783,4± 749,2± 766,3±

в длину с/м, см 34,6 22,80 29,50 25,71 35,7 24,5 30,1 26,2

Прирост, с 26,0 (4,1 %) 15,0 (2,4 %) 28,2 (3,7 %) 17,1 (2,3 %)

Окончание таблицы 2

Тройной прыжок в длину с/м на левой, см 613,3± 28,75 628,5± 19,82 619,2± 24,57 626,5± 22,91 740,0± 44,30 758,2± 32,13 734,7± 46,7 744,1± 39,13

Прирост, с 15,2 (2,5 %) 7,3 (1,2 %) 18,2 (2,5 %) 9,4 (1 ,3 %)

Тройной прыжок в длину с/м на правой, см 630,7± 33,42 649,4± 20,31 628,5± 31,23 635,3± 25,11 745,0± 33,91 763,2± 23,77 741,8± 38,2 750,9± 34,34

Прирост, с 18,7 (3,0 %) 6,8 (1,1 %) 18,2 (2,4 %) 9,1 (1 ,2 %)

Тройной прыжок «лягушкой», см 657,0± 28,49 676,0± 20,78 662,0± 29,15 671,1± 25,30 799,0± 39,27 821,5± 21,13 791,1± 36,5 802,3± 29,67

Прирост, с 19,0 (2,9 %) 9,1 (1,4 %) 22,5 (2,8 %) 11,2 (1,4 %)

Метание набивного мяча вперед, из полож. полуприсед, см 1021,8 ±89,2 1049,9 ±67,1 1015,3 ±77,5 1033,4 ±71,7 1440,8 ±197,5 1470,6 ±162,1 1398,8 ±203 1417,2 ±192,1

Прирост, с 28,1 (2,75%) 18,1 (1,8%) 29,8 (2,1%) 18,4 (1,3%)

Таблица 3

Динамика показателей Вингейт-теста за 5 с у студентов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, Вт/кг

Показатели ЭГ (П=5), девушки Х±5 КГ (П=5), девушки Х±5 ЭГ (П=5), юноши Х±5 КГ (П=5), юноши Х±5

До После До После До После До После

Макс. мощность 10,8± 1,1 13,3± 0,9 10,4± 1,0 11,0± 1,2 14,4± 1,2 15,6± 1,0 14,1± 1,3 14,9± 1,0

Прирост 2,5 (23,1 %) 0,6 (5,8 %) 1,2 (8,3 %) 0,8 (5,7 %)

Ср. мощность 9,5± 1,0 11,8± 0,8 9,4±1, 2 10,1± 1,1 12,4± 0,7 14,1± 0,6 12,2±0 ,9 13,7± 0,8

Прирост 1,4 (24,2 %) 0,7 (7,4 %) 1,7 (13,7 %) 1,5 (12,2 %)

Мин. мощность 8,3± 1,1 10,3± 0,9 8,4± 1,2 9,2± 1,0 10,5± 0,6 13,4± 0,5 10,3±0, 9 12,6 ±0,7

Прирост 2,0 (24,1 %) 0,8 (9,5 %) 2,9 (27,6 %) 2,3 (22,3 %)

Падение мощности 2,5± 1,1 3,0± 0,8 2,0± 1,3 1,8± 1,2 3,9± 1,1 2,2± 0,8 3,8± 1,2 2,3± 0,7

Прирост 0,5 (20 %) -0,2 (-10 %) -1,7 (-4 13,6 %) -1,5 (-39,5 %)

Исходя из данных табл. 2, можно говорить о том, что по окончании эксперимента прирост показателей скоростно-силовых способностей в экспериментальных группах у девушек и юношей произошел значительнее, чем в контрольных группах. Это отображается в процентном приросте показателей всех педагогических тестов.

Результаты Вингейт-теста также свидетельствуют, что в экспериментальных группах показатели максимальной, средней, минимальной мощности и падение мощности после эксперимента значительно отличаются в лучшую сторону в сравнении с аналогичными показателями контрольных групп (табл. 3).

Таким образом, качественное распределение спринтеров по узким беговым специализациям благодаря современным методам диагностики позволяет осуществлять эффективную подготовку бегунов на короткие дистанции путем применения представленной экспериментальной методики.

Список литературы

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. 332 с.

2. Врублевский Е.П., Кореневский С.А. Некоторые аспекты оптимизации подготовки спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики // Олимпийский спорт и спорт для всех: материалы IX Междунар. науч. конгресса. Киев, 2005. С. 329-334.

3. Никитушкин В.Г., Ахапкин В.Н. Ранняя ориентация детей 10-13 лет в виды спорта скоростно-силовой направленности // Наука и спорт: современные тенденции. 2014. № 1. С. 52-57.

4. Планирование тренировочного процесса легкоатлетов высокой квалификации на основе новых методических подходов / В.Б. Зеличенок [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2018. № 1. С. 72-74.

5. Платонов В.Н. Двигательные качество и физическая подготовка спортсмена: монография. М., 2019. 656 с.

6. Сафарова Д.Д., Газиева З.Ю., Гулямов Н.Г. Морфогенетические маркеры скоростных качеств в практике прогностирующего отбора // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. № 3. С. 32-38.

Шатунов Дмитрий Александрович, канд. пед. наук, старший преподаватель, dmitrii.shatunov. 1983@mail.т. Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Мостяков Дмитрий Владиславович, преподаватель, Mostyakov82@mail.т, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Петров Роман Евгеньевич, канд. пед. наук, доц., romanpetrovrdr@mail.т, Россия, Елабуга, филиал Казанского (Приволжского) федерального университета

TECHNIQUE OF IMPROVING THE SPEED POWER SPEEDS OF ATHLETS SPRINTERS

D.A. Shatunov, D. V. Mostiakov, R.E. Petrov

The selection of means and methods of training sprinters in accordance with the peculiarities of their neuromuscular system. The technique of improving speed-power abilities of short-distance runners is presented. An experimental substantiation of the effectiveness of training distance runners through the application of the developed methodology is given.

Key words: short distances, Wingate-test, speed-strength abilities.

Shatunov Dmitry Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, dmitrii.shatunov. [email protected], Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Mostyakov Dmitry Vladislavovich, lecturer, Mostyakov82 amail. ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Petrov Roman Evgenyevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, romanpetrovrdramail. ru, Russia, Elabuga, branch of Kazan (Volga) Federal University

Reference

1. Verhoshanskij Yu.V. Osnovy special'noj fizicheskoj podgotovki sportsmenov. M.: Fizkul'tura i sport, 1988. 332 s.

2. Vrublevskij E.P., Korenevskij S.A. Nekotorye aspekty optimizacii podgotovki sportsmenok v skorostno-silovyh vidah legkoj atletiki // Olimpijskij sport i sport dlya vsekh: materialy IX Mezhdunar. nauch. kongressa. Kiev, 2005. S. 329-334.

3. Nikitushkin V.G., Ahapkin V.N. Rannyaya orientaciya detej 10-13 let v vidy sporta skorostno-silovoj napravlennosti // Nauka i sport: sovremennye tendencii. 2014. № 1. S. 52-57.

4. Planirovanie trenirovochnogo processa legkoatletov vysokoj kvalifikacii na osnove novyh metodicheskih podhodov / V.B. Zelichenok [i dr.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2018. № 1. S. 72-74.

5. Platonov V.N. Dvigatel'nye kachestvo i fizicheskaya podgotovka sportsmena: monografiya. M., 2019. 656 s.

6. Safarova D.D., Gazieva Z.Yu., Gulyamov N.G. Morfogeneticheskie markery skorostnyh kachestv v praktike prognostiruyushchego otbora // Nauka i sport: sovremennye tendencii. 2015. № 3. S. 32-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.