СПОРТ
УДК 796.071
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТРЕНЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛЕЙБОЛА)
Л.Р. Айрапетьянц, Г. О. Назарова
В работе на основе материалов эксперимента раскрываются возможности эффективного совершенствования профессионально-педагогических знаний и навыков у будущих тренеров с использованием обучающих тестовых заданий по теоретическим и практическим основам спортивной тренировки.
Ключевые слова: профессионально-педагогические знания и навыки, тестовые задания, техника и точность воспроизведения приемов.
Подготовка перспективных спортсменов, способных решать задачи спорта высших достижений, по утверждению многих исследователей этого направления, определяется талантом, одаренностью и творческим фанатизмом тренеров. Однако они же считают, что «ни талант», «ни одаренность» и «ни творческий фанатизм» тренера не гарантируют прогрессивные результаты в тренерской работе, если он не будет постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, если не будет изучать передовой опыт работы тренеров, если не будет пользоваться новейшими достижениями спортивной науки [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Несомненно, что деятельность тренера представляет собой многогранную и многофункциональную систему, интегрально направленную на решение комплексных задач, связанных не только с процессом обучения и тренировки, но и ориентированных на воспитание разносторонне подготовленного спортсмена-личности. Вот почему становиться актуальной проблема проведения периодического контроля и оценки уровня развития различных компонентов профессионально-педагогической подготовленности (ППП) тренеров, результаты которых позволят дифференцированно определить адекватные пути и средства совершенствования их профессиональной деятельности. Вместе с тем следует полагать, что одним из ведущих и определяющих профессиональные качества тренера является его компетентность в
вопросах теории и практики спортивной тренировки, так как без этой способности он не может быть главной фигурой в качестве тренера-воспитателя и тренера-профессионала среди своих учеников.
Предполагалось, что обсуждаемый компонент ППП тренеров может быть успешно подвергнут совершенствованию при систематическом использовании разновариантных обучающих тестовых заданий по теории и методике спортивной тренировки, которые были апробированы в ходе педагогического эксперимента с привлечением студентов-волейболистов Узбекского государственного института физической культуры.
Эксперимент был организован в период с мая по сентябрь 2014 года на базе кафедры спортивных игр Узбекского государственного института физической культуры. В качестве объекта педагогического эксперимента были привлечены студенты 4 курса, обучающиеся по специализации «Теория и методика волейбола» в составе 20 чел., которые были разделены на две группы по 10 чел.
Первая группа в эксперименте участвовала в качестве контрольной (КГ), а вторая - в качестве экспериментальной (ЭГ).
КГ в течение эксперимента обучалась в обычном режиме (май-июнь-учеба, июль-август - летние каникулы и сентябрь-учеба) по действующим учебным программам дисциплин «Теория и методика волейбола» (ТиМВ) и «Спортивно-педагогическое совершенствование по волейболу» (СПСВ).
В содержание занятий ЭГ были дополнительно включены следующие две программы обучающих тестовых заданий:
1. Совершенствование профессиональных навыков и умений «показа» и «рассказа» (объяснение) структуры воспроизведения техники выполнения передач мяча, нападающего удара, подач, приема подач и блокирования.
2. Совершенствование профессиональных знаний по теории и методике спортивной тренировки с использованием программированных обучающих ситуационно-тестовых заданий.
Задания второй программы, рассчитанные для ЭГ, отрабатывались не только в ходе академических («Теория и методика волейбола») и факультативных («СПС») занятиях, но и совершенствовались путем самостоятельной подготовки студентов.
Исследования проводились перед началом, и после завершения эксперимента. Оценка ППП студентов-участников эксперимента осуществлялась по результатам тестирования теоретических знаний на основе 100-балльной системы (50 вопросов - 50 баллов) и практических навыков по волейболу:
а) попеременная передача мяча сверху и снизу над собой - 10 баллов;
б) нападающий удар из зоны № 4 после приема нападающего удара пасующего игрока (по 2 раза в зоны № 1, 6, 5) - 10 баллов;
в) верхняя прямая подача в зоны № 1, 6, 5 за 2 мин. - 10 баллов;
г) прием подач в зонах № 1, 6, 5 с доводкой в зону №2 - 10 баллов;
д) одиночное блокирование нападающего удара в зонах № 2, 3, 4 -10 баллов.
Итого 50 баллов.
Сравнительная характеристика результатов тестирования профессионально-педагогической компетентности студентов обеих групп позволила выявить тенденцию ярко выраженного доминирования уровня проявления теоретических знаний относительно практических навыков воспроизводства техники основных игровых приемов волейбола. Так, по индивидуальным данным тестирования, проведенного до начала эксперимента, крайние величины (mm-max) уровня теоретических знаний у студентов КГ варьировали в пределах 31-38 баллов, а у студентов ЭГ эти показатели соответствовали 29-39 баллам (табл.1, 2).
Таблица 1
Результаты тестирования теоретических знаний и практических навыков у студентов КГ, проведенного до и после эксперимента
№ Испытуемые Теория Практика I
1 2 3 4 5 I
1 Аб.З. 32/34 5/6 4/3 5/6 4/5 3/4 21/24 53/58
2 Аз.Ф. 35/37 4/6 5/6 6/6 4/6 4/5 23/29 58/66
3 Гл.Е. 37/39 3/5 4/5 3/4 2/3 0/2 12/19 49/58
4 Иу.Н 38/39 7/8 5/6 7/7 4/5 4/4 27/30 65/69
5 Ма.А. 34/35 6/7 5/4 4/6 s 4/5 22/26 56/61
6 Пу.Д. 31/34 5/7 4/6 6/6 5/6 4/5 24/30 55/64
7 Ра.А. 36/36 4/5 4/5 5/6 5/5 4/4 22/25 58/61
8 Сы.Ю. 35/37 5/7 5/4 6/8 5/6 4/5 25/30 60/67
9 То.А. 34/36 6/7 5/6 7/6 5/6 5/5 28/30 62/66
10 Ту.Ж. 32/34 5/5 4/5 6/6 4/5 4/3 23/24 55/58
34,4/ 36,1 5,0/ 6,3 4,5/ 5,0 5,5/6, 1 4,1/5, 1 3,6/ 4,2 22,7/ 26,7 57,1/ 62,8
Примечание: в числителе данные, полученные до эксперимента;
в знаменателе данные, полученные после эксперимента
При этом вариативность крайних величин уровня проявления практических навыков составляет соответственно 12-28 баллов и 18-20 баллов. Более того, по данным исследования практических навыков прослеживалась четко выраженная тенденция, свидетельствующая о том, что чем сложнее нормативное требование по практическим навыкам, тем ниже по качеству демонстрировалась техника выполнения игрового приема. Самые низкие баллы, почти у всех участников эксперимента были
зафиксированы при выполнении ими тестового задания по технике блокирования.
Таблица 2
Результаты тестирования теоретических знаний и практических навыков у студентов ЭГ, проведенного до и после эксперимента
№ Испытуемые Теория Практика I
1 2 3 4 5 I
1 Аб.Ж. 33/39 4/7 4/6 5/8 5/7 0/6 18/34 51/73
2 Аб.И. 35/42 5/8 3/6 6/9 4/8 4/7 22/38 57/80
3 Аб.М. 39/46 5/8 4/7 6/7 5/8 4/7 24/37 63/83
4 Ба.Л. 34/43 5/7 5/6 6/8 4/7 5/6 27/34 61/77
5 Бо.Г. 39/45 6/8 5/7 6/8 6/8 4/6 27/37 66/82
6 Жу.Х. 36/42 7/8 5/7 7/8 5/7 4/6 28/36 64/78
7 Бе.Р. 29/38 5/7 3/6 6/8 6/6 3/5 23/32 52/70
8 Иб.Ф. 34/40 6/8 3/6 5/8 5/7 4/6 23/35 57/75
9 Ма.А. 36/44 7/9 5/6 4/7 5/6 3/6 24/34 60/78
10 На.З. 38/43 6/8 4/5 6/7 5/8 4/6 25/34 63/77
35,3/ 42,2 5,6/ 7,8 4,1/ 6,2 5,7/ 7,8 5,2/ 7,2 3,5/ 6,1 24,1/ 35,1 59,4/ 77,3
Примечание: в числителе данные, полученные до эксперимента;
в знаменателе данные, полученные после эксперимента
В ЭГ крайние минимальные и максимальные величины уровня теоретических знаний и практических навыков соответственно варьировали в пределах 29-39 баллов и 18-28 баллов.
Видно, что у студентов обеих групп диапазон вариативности крайних величин проявления теоретических знаний оказывается менее выраженным, чем ширина их разброса по данным тестирования практических навыков. При этом уровень проявления как минимальных, так и максимальных значений был значителен по данным теоретических знаний по сравнению с таковыми значениями практических навыков.
Результаты тестирования профессионально-педагогической компетентности, полученные после завершения эксперимента, позволили выявить более значительный диапазон разброса крайних минимальных и максимальных величин проявления теоретических знаний у студентов ЭГ и менее выраженную их вариативность по данным усвоения практических навыков. При этом следует отметить тот факт, что у данной группы студентов в 80 % случаях теоретические знания соответствовали 40-44 баллам, а практические навыки в 8 случаях из 10 оценивались на уровне 34-38 баллов, суммарное выражение которых составило 74-82 баллов.
У студентов КГ диапазон вариативности крайних величин изучаемых показателей, полученных после эксперимента,
характеризовался слабовыраженным уменьшением на фоне незначительного возрастания максимальных значений проявления теоретических знаний и практических навыков. С точки зрения необходимости изучения однотипности обследованных студентов по их «методической подготовленности» представляет интерес рассмотрение внутри и межгрупповых соотношений уровня и диапазона разброса минимальных и максимальных величин оценочных баллов, выставленных за профессиональные навыки выполнения нормативно-тестовых заданий по воспроизводству основных игровых приемов волейбола.
На рисунках 1 и 2 представлены диаграммы, отражающие уровень и диапазон минимальных и максимальных величин оценочных баллов, установленных у студентов КГ и ЭГ при выполнении ими нормативно-тестовых заданий по практическим навыкам воспроизводства основных игровых приемов волейбола.
а 6 а 6 а 6 а 6 а 6
!
! %
1 1
■ ~jz= 1 -1: 1 i 1" -
1 2 3 4 5
Рис.1. Диаграммы, отражающие уровень и диапазон разброса минимальных и максимальных величин оценочных баллов, установленных у студентов КГ при демонстрации (воспроизводстве) навыков выполнения основных игровых приемов волейбола
Примечание: ПI - min, ^ - тих
1 - передача мяча; 2 - нападающий удар; 3 - подача; 4 - прием подачи и доводка мяча в зону; 5 - блокирование. а - до эксперимента; б - после эксперимента.
Из представленных диаграмм видно, что диапазон вариации крайних минимальных и максимальных величин изучаемых параметров ППП, обнаруженный у студентов обеих групп до начала педагогического эксперимента, сохранился почти на таком же уровне и после завершения эксперимента.
-
I -С - - * - - 1 \ i - -
1 2 3 4 5
Рис.2. Диаграммы, отражающие уровень и диапазон разброса минимальных и максимальных величин оценочных баллов, установленных у студентов ЭГ при демонстрации (воспроизводстве) навыков выполнения основных игровых приемов волейбола.
Примечание: ПI - min, ^ - тих
1 - передача мяча; 2 - нападающий удар; 3 - подача; 4 - прием подачи и доводка мяча в зону; 5 - блокирование. а - до эксперимента; б - после эксперимента.
Однако, такой диапазон разброса крайних величин оценочных баллов, выставленных за практические навыки, продемонстрированные после эксперимента, отличается значительным возрастанием уровня минимальных значений указанных баллов у студентов ЭГ, что, по-видимому, является результатом реализации разработанных обучающих тестовых заданий в учебный процесс этой группы студентов.
Прогрессивные сдвиги, характеризующиеся увеличением случаев возрастания минимальных значений и уменьшением диапазона разброса крайних величин проявления теоретических знаний и практических навыков у студентов ЭГ к концу завершения эксперимента, позволяют утверждать о высокой эффективности разработанных и реализованных в практику учебных занятий этой группы программы средств совершенствования профессиональных знаний и практических навыков. Данное предположение находит подтверждение и по данным анализа среднестатистических значений результатов тестирования профессионально-педагогической компетентности студентов контрольной и экспериментальной групп, полученных до и после педагогического эксперимента.
Так, например, у студентов КГ, которые занимались на академических и факультативных занятиях, построенных на основе действующей учебной программы, среднестатистический уровень
теоретических знаний до начала эксперимента соответствовал оценке 34,4±3,2 балла, то к концу педагогического эксперимента уровень знаний возрос до 36,1±3,6 баллов, т.е. за период эксперимента разница прироста знаний составила всего лишь 1,7±0,4 балла. Уровень проявления практического навыка воспроизведения техники передачи мяча сверху и снизу над собой в кругу диаметром 3 м. (20 передач - 10 баллов) в этой группе до эксперимента составил 5,0±0,6 балла, а после - 6,3±0,8 балла при разнице прироста профессионального навыка на 1,3±0,2 балла. Средняя оценка, выставленная за навык воспроизводства техники нападающего удара из зоны № 4 после приема мяча от нападающего удара от пасующего игрока в зоны № 1, 5, 6 - до эксперимента составил 4,5±0,3 балла, то к концу завершения эксперимента она достигла 6,3±0,8 баллов, то есть способность выполнения навыка показа техники нападающего удара по данному тесту за период эксперимента возросла всего лишь на 0,5 балла. Среднестатистические значение оценки навыка выполнения подач на технику и на точность (3-тест) в этой группе до эксперимента составило 5,5±0,6 баллов, а после - 6,1±0,6 баллов (разница роста оценки навыка составила 0,6 балла). При тестировании навыка воспроизводства игрового приема «Прием подач в зонах № 1, 5, 6 - по 3 раза в каждую с доводкой мяча в зону № 2» - до эксперимента средняя оценка составила 4,1±0,2 балла, а после - 5,1±0,3 балла, разница роста оценки при этом достигла 1,0±0,1 балла.
Оценка качества демонстрации навыка выполнения одиночного блокирования перед началом эксперимента составила в среднем 3,6±0,2 балла, а после - 4,2±0,4 балла, то есть за период эксперимента величина роста качества этого навыка в КГ возросла всего лишь на 0,6 балла.
Суммарное значение оценочных баллов, выставленных за практические навыки воспроизводства основных игровых приемов волейбола у студентов КГ до эксперимента составила 22,7±1,9 баллов, а после - 26,7±2,4 балла с разницей роста оценки за демонстрирование навыков на 4,00±0,5 балла, что указывает на недостаточный темп усвоения ими практических навыков за относительно продолжительный период проведения эксперимента. Более того, при сопоставления уровня усвоения теоретических знаний (х = 34,4 баллов - до эксперимента и 36,1 баллов после) и практических навыков (22,7 баллов - до эксперимента и 26,7 баллов - после) выявляется картина, свидетельствующая о значительном отставании практических умений студентов КГ воспроизводить (показывать, демонстрировать технику и точность выполнения игровых приемов) заданные разновидности игровых навыков. А суммарные показатели оценки теоретической и практической подготовленности у этой группы как до (57,1±3,2 балла), так и после (62,8±4,8 балла) эксперимента были явно недостаточными и соответствовали низким пределам критерии оценки «удовлетворительно».
Видно, что за период проведения педагогического эксперимента у студентов КГ не прослеживаются какие-либо ярко выраженные признаки, свидетельствующие об интенсивном усвоении профессиональных знаний и навыков, характерных теории и методики спортивной тренировки по волейболу. Более того, при анализе результатов тестирования практических навыков у студентов этой группы была выявлена контрастная тенденция, указывающая на тот факт, что по мере возрастания сложности тестовых заданий по их структурному содержанию постепенно снижалось качество их выполнения. Самые низкие оценки были выявлены при выполнении теста по блокированию (3,6-4,2 балла), нападающему удару (4,5-5,0 балла) и приему подач с доводкой мяча в зону (4,1-5,1 балла).
Результаты тестирования студентов ЭГ, которые в ходе плановых занятий (ТиМВ, СПСВ) и в режиме самостоятельной подготовки дополнительно отрабатывали разработанные обучающие тестовые задания, позволили выявить ярко выраженную тенденцию интенсивного повышения уровня их профессиональной компетентности к концу эксперимента. Так, если в этой группе уровень теоретических знаний до эксперимента соответствовал в среднем 35,3±2,8 баллам, то к концу эксперимента эта величина достигла 42,2±3,4 баллов, что значительно больше, чем аналогичные показатели, зарегистрированные в КГ.
Таким образом, сравнительный анализ фактических материалов, характеризующих уровень и динамику проявления показателей изучаемых параметров ППП тренеров на примере студентов контрольной и экспериментальной групп, позволяет считать, что разработанные и апробированные в ходе эксперимента программы обучающих тестовых заданий представляют собой эффективное средство совершенствования профессиональных знаний и навыков, необходимых для тренерской деятельности.
Список литературы
1. Гончарова Н.А. Формирование творческой активности будущих учителей в процессе внеаудиторной деятельности (на материале музыкально-педагогического факультета): автореф. дис. ...канд. пед. наук. Талдыкорган, 2005. 29 с.
2. Железняк Ю.Д. Теория и методика спортивных игр: учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2013. 464 с.
3. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность: учеб. пособие. М.: Терра-Спорт, 2000. 38 с.
4. Резников Ю.О., Барташников О.О., Горячун Т.Ю. Диагностика профессионально важных качеств личности тренера. М.: Олимпия, 2005. 147 с.
5. Саная М.В. Психологические особенности деятельности и личности тренера: лекции для студентов. М.: Олимпия. 42 с.
6. Станкин М.И. Педагогическое мастерство тренера. М.: ГЦОЛИФК, 1998. 118 с.
Айрапетьянц Леонид Робертович, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, volleyhall-20l0@ mail.rH, Узбекистан, Ташкент, Узбекский государственный институт физической культуры,
Назарова Гулбазар Оралбаевна, магистрант, [email protected], Узбекистан, Ташкент, Узбекский государственный институт физической культуры
TECHNIQUE OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL READINESS OF COACHES WITH USE OF TEST TASKS (ON THE EXAMPLE OF VOLLEYBALL)
L.R. Ayrapetyants, G.O. Nazarova
In work on the basis of materials of experiment possibilities of effective improvement of professional and pedagogical knowledge and skills at future coaches with use of the training test tasks on theoretical and practical bases of sports training are revealed.
Key words: professional and pedagogical knowledge and skills, test tasks, technique and accuracy of reproduction of receiving.
Ayrapetyants Leonid Rohertovich, doctor of pedagogical Science, professor, head of the department, volleyhall-20l0@,mail.rн, Uzbekistan, Tashkent, Uzbek State Institute of Physical Culture,
Nazarova Gulhazar Oralhaevna, undergraduate, vollevhall-20l0@,mail.rн, Uzbekistan, Tashkent, Uzbek State Institute of Physical Culture
УДК 796.61
МЕТОДИКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАЗМИНОЧНОГО МАССАЖА
В ВЕЛОСПОРТЕ
В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, А.С. Мартынова
В статье рассматривается влияние предварительного массажа на физические способности спортсменов в велоспорте. Представлена научно обоснованная методика дифференцированного воздействия предварительного разминочного массажа на опорно-двигательный аппарат велосипедистов с учетом спринтерской и стайерской специализации спортсменов.
Ключевые слова: велоспорт, методика, предварительный разминочный массаж, стайеры, спринтеры.
Значительные физические и психоэмоциональные нагрузки спортсменов являются одной из основных причин травм опорно-двигательного аппарата и перетренировок. Патологические биохимические изменения в организме, наступающие в результате неполного