УДК 378
Лешер Ольга Вениаминовна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Магнитогорского государственного технического университета имени Г И. Носова, [email protected], Магнитогорск
Сергеева Елена Владимировна
Соискатель кафедры педагогики и психологии Магнитогорского государственного технического университета имени Г. И. Носова, [email protected], Магнитогорск
Романов Петр Юрьевич
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой алгебры и геометрии МаГУ, [email protected], Магнитогорск
Ушачев Владимир Петрович
Доктор педагогических наук, професор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет, [email protected], Магнитогорск
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТОВ ВУЗА: СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
Lesher Olga Veniaminovna
Doctor of Pedagogics, Professor,managing chair of Pedagogy and Psychology Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov, [email protected], Magnitogorsk
Sergeeva Elena Vladimirovna
Post-graduate chair of Pedagogy and Psychology Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov, sew [email protected], Magnitogorsk
Romanov Petr Yrievich
Doctor of pedagogics, professor, [email protected], Magnitogorsk
Ushachev Vladimir Pavlovich
Doctor of pedagogics, professor,[email protected],Magnitogorsk
THE PEDAGOGICAL REQUIREMENTS IMPLEMENTATION METHOD OF The TERRITORY STUDENTS MATHEMATIC competence: SUBSTANTIVE PROCEDURAL PARTICULARITIES
В соответствии с требованием времени важнейшей задачей высшего профессионального образования в вузе является обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки будущих специалистов, необходимым эле-
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ.. ментом которой можно назвать математическую подготовку студентов. Проведя анализ научно-педагогической литературы и Государственного образовательного стандарта (ГОС ВПО-3), мы можем сделать вывод о том, что в процессе математической подготовки создаются объективные условия для повышения эффективности процесса развития математической компетентности студентов университета на основе компетентностного и проектного подходов.
В последние годы, в связи с актуальностью этого вопроса, появляются диссертационные исследования, посвященные формированию и развитию математической компетентности, правда, в основном математической компетентности школьников на уроках математики. Научных трудов, посвященных развитию математической компетентности студентов вуза не достаточно: формирование математической компетентности будущих инженеров по нефтегазовому делу рассматривала Л. К. Иляшенко [1], математическую компетентность специалиста в аграрном секторе экономики рассматривает в своей работе О. В. Комисаренко [3], становление математической компетентности будущего учителя при подготовке в педагогическом вузе изучала
Н. Г. Ходырева [6].
Анализ научных трудов, посвященных процессу развития математической компетентности студентов вуза позволил выявить, что этот вопрос не исследовался в полной мере, данная проблема учеными рассматривалась косвенно, что говорит об актуальности исследования.
Единого мнения по поводу определения понятия «математическая компетентность студентов», структуры математической компетентности студентов у педагогов-исследователей нет, мы уточнили это понятие для студентов вуза.
Математическую компетентность студентов университета мы определяем как интегративное качество личности, основывающееся на развитой самостоятельной познавательной деятельности; на математических знаниях, умениях, навыках, характеризующее готовность и способность применять и совершенствовать их на практике.
При определении компонентного состава математической компетентности студента, нами был учтен тот факт, что она формируется и развивается в процессе усвоения содержания, овладения приемами, методами, средствами самой деятельности. Мы выделяем следующие структурные компоненты математической компетентности студентов университета: мотивационноценностный; когнитивно-деятельностный; личностный; рефлексивно-творческий. Рассмотренные компоненты математической компетентности находятся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом.
Каждый из выделенных компонентов выполняет свою специфическую, неподменяемую другими функцию, которая определяет задачу в процессе развития математической компетентности студентов:
- мотивационно-ценностный компонент: стимулирующая и ценностносмысловая функции,
- когнитивно-деятельностный компонент: регулятивно-адапционная и познавательная функции,
- личностный компонент: оценочная и коммуникативная функции,
- рефлексивно-творческий компонент: рефлексивная и эвристическая функции.
Выделенные функции влияют на отбор содержания, выбор методов, средств и форм учебного процесса, позволяют выделить критерии, показатели и уровни сформированности математической компетентности студентов университета.
Как показало проведенное исследование, успешное развитие математической компетентности возможно при реализации рассмотренного комплекса педагогических условий.
Для нас важен именно комплекс педагогических условий, т. е. сочетание педагогических условий в едином целом, их взаимодействие между собой. Целостность его проявляется в характере связей, которые устанавливаются между компонентами структуры комплекса. Учеными было доказано, что наиболее эффективной является структура, в которой связи порождаются на основе принципов обогащения, дополнительности или интегративности. Структура комплекса условий является развивающейся системой, зависимой от сложностей целей подготовки на каждом этапе. Функциональная направленность остается прежней, а в составе элементов и в характере взаимодействия между ними происходят изменения.
Рассмотрим первое педагогическое условие - развитие мотивации студентов в процессе математической подготовки с помощью приемов актуализации.
Данное условие является базовым среди остальных педагогических условий, т. к. мотивационный компонент, по мнению Дж. Равена является основным в структуре компетентности [4]. В первую очередь, данное педагогическое условие направлено на формирование и развитие мотивационно-ценностного компонента математической компетентности.
Приемы актуализации, способствующие развитию мотивации студентов процессе математической подготовки, должны быть направлены на создание проблемности в обучении, условий для проявления творческих, исследовательских способностей и самовыражения студента.
Мы разработали следующие приемы актуализации:
1) использование обобщающего повторения;
2) выполнение заданий максимальной для студента трудности;
3) формирование и развитие у студентов следующих компетентностей:
- компетентность познавательной деятельности,
- компетентность информационных технологий,
- компетентность деятельности,
- компетентность общения;
4) сообщение студентам только темы проекта, не ограничивая их в полноте изложения материала, в выборе средств и форм изложения;
5) использование элементов математического моделирования.
Применение приемов актуализации в процессе математической подготовки позволяет поменять представление студентов о творческой стороне
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ.. математики, развивать мотивацию студентов к изучению математики, тем самым развивать математическую компетентность студентов.
Рассмотрим второе педагогическое условие - развитие самостоятельной познавательной деятельности студентов на основе выполнения творческих проектных заданий.
Опираясь на мнение Г. К. Селевко, считаем, что компетентность специалиста проявляется и развивается в деятельности [5]. Поэтому данное педагогическое условие направлено на развитие математической компетентности студентов, и в первую очередь, на формирование и развитие когнитивнодеятельностного и рефлексивно-творческого компонентов математической компетентности.
Самостоятельность осуществляется на всех этапах работы над проектом (на организационном, деятельностном, рефлексивном и заключительном). Самостоятельная работа над любым проектом в какой-то мере является творческой, поскольку, заставляет студента созидать, придумывать что-то новое, создавать продукт, обладающий новизной и ценностью для него, а это и есть творчество.
Творческие проектные задания предполагают наличие проблемы открытого типа (когда имеется несколько решений и необходимо найти оптимальное решение для конкретной проблемы). При выполнении творческого проектного задания студент самостоятельно последовательно проходит все этапы проектирования, проявляет и развивает свои проектные умения, что развивает его самостоятельную познавательную деятельность. Творческие проектные задания стимулируют мотивацию студента к изучению математики, развивают саморефлексию студента, навыки математического моделирования, приумножают знания по разделам математики, одним словом, способствуют развитию всех компонентов математической компетентности, но в большей мере - когнитивно-деятельностного и рефлексивно-творческого компонентов.
Третье педагогическое условие - развитие ценностных ориентаций студентов, способствующих развитию математической компетентности.
Данное педагогическое условие способствует формированию и развитию мотивационно-ценностного и личностного компонентов математической компетентности студентов.
Личность развивается в деятельности, которая определяется не только личными мотивами человека, но факторами и условиями внешнего мира, создающего систему норм и ценностей, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека. Система норм и ценностей - это мотивационное ядро, определяющие значение окружающих событий для личности, а также цели и системы отношений, в соответствии с которыми личность выстраивает свою деятельность. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценностные характеристики относятся также к субъекту, осуществляющему
различные виды творческой деятельности. В процессе творческой проектной деятельности при изучении математики создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности студента. Творческая деятельность приобщает студента к миру ценностей.
Представления индивида о системе значимых ценностей отражают ценностные ориентации.
Развитие ценностных ориентаций в процессе математической подготовки (т. е. ориентирование на математические ценности) будет способствовать развитию мотивационно-ценностного и личностного компонентов математической компетентности студентов.
Для развития ценностных ориентаций студентов в процессе математической подготовки будут использоваться «активные» формы практических занятий: семинары, конференции, «круглые столы», заседания научного общества студентов.
Педагогические условия были проверены в процессе экспериментальной работы с использованием авторской методики.
Методика в образовании - описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах [2].
Создание методики предполагает разработку системы дидактических средств, технологий, с помощью которых происходит реализация предложенных условий. Основными компонентами данной методики являются цель, задачи, принципы и содержание, формы организации, методы и диагностика результатов.
Цель методики заключается в развитии математической компетентности студентов университета; основными задачами являются формирование и развитие компонентов математической компетентности: мотивационноценностного, когнитивно-деятельностного, личностного, рефлексивнотворческого. Предлагаемая методика базируется на основе следующих подходов: проектно-компетентностного, системного, личностно-ориентированного, деятельностного. Среди них проектно-компетентностный подход выступает в роли ведущего, определяющего основное стратегическое направление.
Исходя из того, что методика развития математической компетентности студентов проектируется и реализуется на базе проектно-компетентност-ного подхода, то в качестве основных выступают следующие принципы: проектности; фундаментальности; практической и профессиональной направленности; интеграции знаний на уровне межпредметных связей; информатизации; систематичности, последовательности и целостности разработки проблем; «сотрудничества»; гуманизации; конструкционизм.
Рассмотрим методические аспекты реализации комплекса пед. условий, в обобщенном виде они представлены в таблице.
Таблица
Содержательно-процессуальные особенности методики реализации комплекса педагогических условий
Педагогические условия Методы обучения Педагогические приемы Формы реализации
1. Развитие мотивации студентов в процессе математической подготовки с помощью приемов актуализации - исследовательские, - частично-поисковые, - дискуссионные, - метод проектов. Приемы актуализации: 1) использование обобщающего повторения; 2) выполнение заданий максимальной для студента трудности; 3) формирование и развитие у студентов следующих компетентностей: а) компетентность познавательной деятельности, б) компетентность информационных технологий, в) компетентность деятельности, г) компетентность общения; 4) сообщение студентам только темы проекта, не ограничивая их в полноте изложения темы, в выборе средств; 5) использование элементов математического моделирования - практические занятия, - индивидуальные домашние задания, - практические занятия с элементами математического моделирования
2. Развитие самостоятельной познавательной деятельности студентов на основе выполнения творческих проектных заданий - исследовательские, - частично-поисковые, - дискуссионные, - метод проектов. - метод контроля и самоконтроля - прием диагностики, - рефлексивные (анализ, самоанализ), - дискуссия. - методический семинар, - выполнение студентами творческих проектных заданий (проекты по темам математики и межпредметные проекты), - составление студентами портфолио
3. Развитие ценностных ориентаций студентов, способствующих развитию математической компетентности - исследовательские, - частично-поисковые, - дискуссионные, - метод проблемного изложения материала - решение проблемных ситуаций, - дискуссия, - рефлексивные (анализ, самоанализ) - проблемные практические занятия, - семинары, - конференции, - «круглые столы», - заседания научных обществ, - написание студентами статей, - выполнение лабораторных работ.
Таким образом, в статье представлены содержательно-процессуальные особенности методики реализации педагогических условий развития математической компетентности студентов вуза.
Библиографический список
1. Иляшенко Л. К. Формирование математической компетентности будущего инженера по нефтегазовому делу [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. К. Иляшенко. - Сургут, 2010. - 24 с.
2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Изд. Центр «Академия», 2000. - 176 с.
3. Комисаренко, О. В. Математическая компетентность в подготовке конкурентоспособного специалиста в аграрном секторе экономики Электронный ресурс: nbuv. gov. ua > portal/Soc_Gum/Pfto/2010_8/files/
4. Равен, Дж. Компетентность в современном мире [Текст] / Дж. Равен.; пер. с англ. - М.: Когито-центр, 20002. - 396 с.
5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Се-левко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
6. Ходырева, П. Г. Становление математической компетентности будущего учителя при подготовке в педагогическом вузе / П. Г. Ходырева. Электронный ресурс: http://borvtko. nm.ru/papers/subiect3/hodireva. htm