МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
М.Т. Лобжа, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; Е.Г. Тыщенко, кандидат педагогических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Показаны психолого-педагогические особенности начального периода обучения в вузе. Выделена роль социальной устойчивости в этот период, рассмотрен её структурно-компонентный состав. Представлена комплексная физическая тренировка, апробация которой доказала её высокую эффективность в развитии силовой выносливости и воспитании социальной устойчивости курсантов.
Ключевые слова: социальные неблагоприятные факторы, начальный период обучения, специальная и силовая выносливость, социальная устойчивость, учебный процесс, методика
METHODS OF DEVELOPMENT OF POWER ENDURANCE AS ONE OF THE CONDITIONS OF EDUCATION OF SOCIAL STABILITY OF CADETS OF SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA IN THE INITIAL PERIOD OF TRAINING
M.T. Lobzha; E.G. Tyshchenko.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
The psychological and pedagogical features of the initial period of study in the university are shown. The role of social stability in this period is singled out, its structural-component composition is considered. The complex physical training is presented, approbation of which proved its high efficiency in development of power endurance and education of social stability of cadets.
Keywords: social unfavorable factors, initial period of training, special and strength endurance, social stability, educational process, methodology
Процесс обучения специалистов в вузах Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России направлен на подготовку высококвалифицированных инженеров пожарной безопасности, способных решать сложные задачи пожаротушения.
Рассматривая периоды учебного процесса в вузах МЧС России, можно с уверенностью сказать, что начальный этап является самым сложным, где изучение теоретических, практических дисциплин и служебной деятельности связано не только с проблемами гетерохронности, но и воздействиями неблагоприятных факторов социального характера. Данные проблемы затрудняют процесс качественного восприятия полученных знаний, не дают обучаемым в достаточной степени раскрыть свои способности. Гетерохронность - разновременность психического развития, довольно частое явление, встречающееся среди молодежи в учебных заведениях. Марищук В.Л. подчеркивал, что
гетерохронность физического, социального, интеллектуального, профессионального развития сочетается у человека с гетерохронностью отдельных свойств внутри целостной структуры психических, физических качеств, что создает чрезвычайно своеобразную картину развития человека как индивидуальности. Примером неравномерности может служить возраст ранней взрослости (18-25 лет), когда идет освоение профессий и первый пик психофизиологической зрелости сменяется новым периодом развития качеств: начинающаяся стабилизация и неравномерность развития физических качеств сочетается с высоким уровнем развития специальных свойств, необходимых для успешного овладения той или иной профессией [1].
Изучая данное явление можно сделать вывод о положительной взаимосвязи гетерохронности с социальной устойчивостью личности [2].
Однако немаловажной проблемой, возникающей в начальный период обучения, является влияние неблагоприятных факторов социального воздействия на психофизическое состояние. Под неблагоприятными факторами социального воздействия понимается: информационная перегрузка, негативные стороны межличностного общения, неопределенность будущего, негативные материалы средств массовой информации, юридический и социальных прессинг, семейная дезорганизация [3].
Несомненно, важную роль в их преодолении играет социальная устойчивость личности, под которой понимается - устойчивость личности к воздействию неблагоприятных факторов социального взаимодействия.
Обучающиеся попадают в специфические условия обучения, которыми являются режим распорядка дня, служебная дисциплина в процессе обучения, несение дежурств, межличностное общение в служебном коллективе. Эти условия усиливают влияние неблагоприятных факторов социального взаимодействия. Молодым людям, не имеющим должного уровня социальной устойчивости, трудно самостоятельно справится с этими явлениями. Все это отражается на успеваемости по теоретическим и практическим дисциплинам, на отношении к несению дежурств, на климате межличностного общения в учебных группах [4].
Одной из основных задач воспитания как педагогического процесса является формирование в сознании обучающихся социальных интеллектуальных способностей, направленных на повышение уровня социальной устойчивости. Под социальным интеллектом понимается - мыслительная активность человека, которая обеспечивает способность действовать эффективно в каждой конкретно жизненной или профессиональной ситуации [5]. Однако социальная устойчивость не ограничивается социальным интеллектом, её дополняет социальная зрелость как поведенческий фактор человека, отражающий восприятие социального взаимодействия. Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности [5].
Вместе с тем в начальный период курсанты начинают изучать и осваивать приемы и действия пожаротушения. Одним из сложных элементов для них являются отработка нормативных требований в дыхательных аппаратах. Низкий уровень специальной выносливости не позволяет им качественно формировать прикладные навыки. Под специальной выносливостью понимается - способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида деятельности [6].
Пожарным часто приходится осуществлять свою профессиональную деятельность в дыхательных аппаратах. В условиях повышенного сопротивления дыханию у них возникают жалобы на одышку, респираторный дискомфорт. Эти ощущения связаны главным образом с восприятием непомерно возросшего усилия, которое приходится развивать дыхательной мускулатуре. Рассматривая в совокупности вышеперечисленные факторы, можно с уверенностью сказать о больших психических и физических нагрузках, которые отрицательно сказываются на функциональном состоянии и успеваемости курсантов в освоении приемов и действий пожаротушения [7, 8].
Одним из направлений, влияющих на развитие физических качеств и функциональных способностей, является процесс физической подготовки, позволяющий не только успешно осваивать приемы и действия пожаротушения, но и решать задачи формирования социальной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов межличностного взаимодействия.
Для решения педагогических задач была разработана комплексная физическая тренировка (КФТ), проводимая в процессе учебных занятий по физической подготовке. Она включала два этапа: первый - выполнение комплексно-силового физического упражнения в сочетании со спортивными играми (мини-футбол, баскетбол), второй - выполнение комплексно-силового упражнения в сочетании с ускоренным передвижением и круговой физической тренировкой аэробной направленности. Под круговой физической тренировкой понимается - аэробная тренировка по замкнутому циклу.
Использование данных методик позволяет снизить нервно-психические перенапряжения курсантов при отработке приемов и действий пожаротушения в дыхательных аппаратах, а наибольший эффект в развитии специальной, в том числе и силовой, выносливости дает командно-соревновательный метод, позволяющий не только повысить её уровень, но и воспитывать в процессе физической нагрузки социальную устойчивость занимающихся. Данный комплексный подход в решении дидактических задач позволяет подготовить высококвалифицированных инженеров пожарной безопасности МЧС России, способных решать сложные профессиональные задачи в чрезвычайных ситуациях.
Методика и организация исследования
К апробации КФТ привлекались курсанты первого курса Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, сформированные в контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 30 человек каждая.
Организация исследования включала два этапа. В процессе апробации изучалась взаимосвязь физической подготовленности, социальной устойчивости, с освоением групповых профессиональных навыков и умений пожаротушения.
Основу содержания КФТ в ЭГ на первом этапе составили тренировочные задания выполнения комплексно-силового упражнения в сочетании со спортивными подвижными играми. На втором этапе применялись тренировочные задания выполнения комплексно-силового упражнения в сочетании с ускоренным передвижением и круговой физической тренировкой. На всех этапах освоения программы обучения и формирования профессиональной подготовленности курсантов командно-соревновательный способ организации КФТ сочетался со ступенчатым методом повышения физической нагрузки. Контрольная группа обучалась по существующей программе физической подготовки.
Комплексная физическая тренировка ЭГ была направлена на решение следующих
задач:
1. Способствовать повышению уровня функционирования различных систем организма, улучшению деятельности вегетативной и центральной нервной систем.
2. Развивать профессиональную работоспособность личного состава в период освоения групповых действий пожаротушения и противостоять состоянию утомления. Своевременное включение специальной тренировки в процесс учебных занятий по физической подготовке позволит обеспечить улучшение функционального состояния дыхательной и сердечнососудистой систем, развитие эффекта погашения гемодинамических реакций. Данное воздействие будет способствовать развитию профессиональной работоспособности, повышению специальной и силовой выносливости, снижению порога утомляемости в групповых действиях пожаротушения.
3. Повысить уровень социальной устойчивости курсантов, используя командно-соревновательный метод в КФТ, способствующий положительному межличностному
общению в групповых приемах и действиях пожаротушения, снижению влияния неблагоприятных факторов социального взаимодействия.
Результаты исследования
В процессе апробации КФТ изучалась динамика работоспособности личного состава исследуемых групп в течение годового цикла учебно-воспитательного процесса. Она определялась посредством показателей функционального состояния, которые в существенной степени отражают тот факт, что курсанты в начальный период обучения испытывают сильное нервно-психическое напряжение и большие физические нагрузки. Эти стрессоры оказывают интегрально-негативные воздействия на психику и организм вообще и успешность освоения пожарно-прикладных навыков (умений) и воспитание социальной устойчивости в частности. Они также обусловливают снижение профессиональной работоспособности личного состава.
Средние значения динамики психофизиологических показателей личного состава исследуемых групп в период проведения эксперимента представлены в табл. 1.
Таблица 1. Динамика психофизиологических показателей
ш 3 Корректурные таблицы САН (балл)
Время Е е ге интенсивность сосредото-
тестирования 3 внимания ченность самочувствие активность настроение
п с к (кол-во раз) (балл)
В начале эксперимента ЭГ 189,7±9,1 3,2±0,4 4,8±0,3 4,1±0,3 4,7±0,3
КГ 188,9±8,9 3,3±0,3 4,7±0,2 4,2±0,2 4,7±0,2
В середине эксперимента ЭГ 202,4±9,4 3,6±0,5 4,6±0,3 4,2±0,3 4,7±0,3
КГ 201,2±8,7 3,4±0,4 4,7±0,3 4,0±0,2 4,6±0,3
В конце эксперимента ЭГ 202,2±9,2 4,4±0,5 4,3±0,3 4,0±0,3 4,6±0,3
КГ 201,1±8,0 3,2±0,3 4,1±0,1 3,7±0,2 3,8±0,2
Изучение порядка овладения и усовершенствования коллективных профессиональных действий и приемов пожаротушения в обследуемых подразделениях показало, что сегодняшние представления о логичности организации биологических структур и их деятельности дают возможность посмотреть на положение создания комплексной физической тренировки по-другому. Введение новой методики использования КФТ в начальный этап обучения дает возможность на должном уровне овладевать и совершенствовать приемы пожаротушения.
Необходимо подметить, что степень интенсивности различных функциональных систем у личного состава исследуемых групп в ходе эксперимента был неодинаков и, по всей вероятности, определялся результативностью физической подготовки. Обнаруженное отличительное расположение разномодельных действий с увеличением профессиональной нагрузки сильнее проявляется у личного состава КГ.
Большие отклонения в КГ наблюдались с возрастанием утомления, кроме ухудшения отдельных данных, увеличивалось различие между ними в результате уменьшения самооценки «Активность» и «Самочувствие» по сравнению с более постоянными оценками в шкале «Настроение». Наряду с этим после исполнения физических упражнений фиксировалось улучшение большинства результатов САН (р>0,05), однако к концу года они доходили до результатов равных или близких по значению начала года.
Частичное исследование ряда кардиологических показателей в ЭГ и КГ, определяющих дееспособность сердечнососудистой системы, выявило состоятельность применения КФТ. Итоги изучения показали, что степень функционального состояния ЭГ и КГ обнаруживается не только в прямой зависимости от аэробной эффективности,
но и от показателей развития физических качеств. Фактические изменения появились в ЭГ в коэффициенте выносливости (КВ усл. ед. 12,6±0,4 до 13,5±0,7 р<0,05), в пробе Генча (от 36,9±2,8 до 39,4±2,5), в пробе Штанге ( от 73,1±4,2 до 77,2±4,5 р<0,05).
Анализ полученных результатов показал, что состояние функциональной системы испытуемых ЭГ в существенной степени зависит от проведения КФТ. Определена закономерность: чем чаще проводились непрерывные занятия КФТ, тем значительнее повышался уровень функционального состояния обучающихся, меньше проявляется утомляемость и, как следствие, более высокие показатели психофизиологического состояния при выполнении действий в дыхательных аппаратах. Таким образом, в ЭГ повысились тестовые результаты:
- в скорости сложных реакций на свет (от 3,81±0,4 до 3,94±0,2 р<0,05);
- в переключении и распределении внимания (от 282,6±1,8 до 265,8±1,4 р<0,05);
- в быстроте мыслительных операций (от 45,5±2,9 до 42,7±2,4 р<0,05).
Для выявления эффективности разработанной методики использования КФТ был выполнен сравнительный анализ показателей физической подготовленности у занимающихся ЭГ и КГ. Результаты исследования представлены в табл. 2.
Таблица 2. Показатели физической подготовленности испытуемых
Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце эксперимента
Сила. Подтягивание ЭГ 12,2±0,6 15,2±0,5
на перекладине (кол-во раз) КГ 12,6±0,5 11,3±0,9
Быстрота. ЭГ 14,6±0,1 14,1±0,1
Бег 100 м (с) КГ 14,6±0,1 15,0±0,1
Выносливость. ЭГ 12,24±2,3 12,12±2,2
Бег 3 000 м (мин, с) КГ 12,26±6,3 12,38±6,3
Гибкость. Наклоны ЭГ 6,8±0,7 12,31±1,1
туловища вперед (балл) КГ 6,3±0,5 8,5±0,9
Любое соотношение различных средств разной направленности при адекватной физической нагрузке после года занятий приводит к существенному улучшению показателей уровня физического состояния в исследуемых группах. Наибольшее улучшение уровня физического состояния и благоприятной динамики отмечены в ЭГ при использовании КФТ в составе пожарного расчета с учетом особенностей профессиональной деятельности, что способствует не только сохранению работоспособности, но и обеспечивает тенденцию к ее увеличению.
Улучшение показателей функционального состояния ЭГ обеспечивается проведением специальной физической тренировки, которая на втором этапе усложняется анаэробной нагрузкой в круговой тренировке на тренажерах. Выполняя физическую нагрузку на время командно-соревновательным методом, определялись победители между подразделениями ЭГ. Данные условия, как видно в табл. 3, оказали значительное влияние на межличностные отношения между курсантами в ЭГ по сравнению с курсантами КГ.
Выполненное исследование показало высокую результативность использования КФТ в период начальной подготовки специалистов в вузе ГПС МЧС России. Педагогический подход к исследуемому периоду подготовки курсантов предоставляет возможность своевременно сосредоточить средства и методы физической подготовки на надежное овладение и совершенствование действий и приемов пожаротушения. Применение командно-соревновательного метода в КФТ позволяет целеустремленно направлять педагогическое влияние на решение задач воспитания социальной устойчивости курсантов к воздействию неблагоприятных факторов социального характера. Инновационный подход к развитию и совершенствованию силовой выносливости в процессе физической подготовки
предоставляет возможность подготовить курсантов СПб университета ГПС МЧС России к выполнению сложных задач пожаротушения.
Таблица 3. Динамика детерминантных показателей социальной устойчивости (данные представлены в 9-балльной шкале)
Наименование качеств Подразделение Средние зна чения показателей (балл)
до, х±т1 после, х±т2
Способность к межличностной коммуникации ЭГ 6,8±0,5 8,9±0,2+++
КГ 7,1±0,4 8,2±0,3+
Социальная активность ЭГ 6,7±0,4 8,4±0,2+++
КГ 6,8±0,3 7,5±0,2+
Уверенность в своих силах ЭГ 7,0±0,3 8,9±0,2+++
КГ 7,1±0,5 8,3±0,3+
Настойчивость и упорство в достижении поставленной цели ЭГ 6,4±0,3 7,8±0,2+++
КГ 6,5±0,5 7,0±0,3
Выдержка и самообладание ЭГ 6,7±0,4 8,0±0,3++
КГ 6,8±0,3 7,6±0,2+
Смелость и решительность ЭГ 7,1±0,4 8,5±0,3++
КГ 7,2±0,3 8,0±0,2+
Личный статус ЭГ 6,6±0,4 8,4±0,2+++
КГ 6,9±0,3 7,8±0,2+
Дружелюбие ЭГ 7,2±0,5 8,7±0,2++
КГ 7,3±0,4 8,4±0,3+
Дисциплинированность ЭГ 6,6±0,3 7,6±0,2++
КГ 6,7±0,4 7,4±0,3+
Честность ЭГ 7,6±0,4 8,7±0,3+
КГ 7,6±0,5 8,1±0,4
Примечание: р<0,05+; р<0,01++; р<0, +++
Выводы
1. Проведенные исследования показали, что личный состав исследуемых групп в подавляющем большинстве (90-95 %) случаев отмечает положительное влияние КФТ с учетом программы обучения на рост их психофизиологических показателей и профессиональной подготовленности.
2. Проведенный опрос преподавателей, проводящих учебно-тренировочные занятия со специалистами ГПС, позволил выявить педагогические условия, необходимые для эффективного функционирования процесса КФТ. К ним относятся:
- конгруэнтность физических упражнений профессиональным действиям;
- соответствие физической нагрузки на занятиях по физической подготовке требованиям к функциональному состоянию организма при ликвидации пожаров;
- организация подбора физических упражнений, которые в наибольшей степени положительно влияют на профессиональную работоспособность личного состава подразделений ГПС.
3. Выявленные педагогические усилия, определяющие высокую эффективность процесса физической подготовки в начальный период обучения специалистов, позволили обосновать педагогическую технологию применения КФТ для развития специальной выносливости в составе подразделений. Основу концепции этой технологии составляет использование комплексно-силового упражнения в сочетании со спортивными играми, ускоренным передвижением и круговой тренировки.
4. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии по использованию специальной физической тренировки в повышении уровня профессиональной подготовленности специалистов ГПС МЧС России в начальный период обучения.
Литература
1. Марищук В.Л. Психолого-педагогические основы формирования профессионально значимых качеств: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Л.: ЛГУ, 1983. 36 с.
2. Тыщенко Е.Г. Методика формирования социальной устойчивости, способствующая решению проблем гетерохронности курсантов Государственной противопожарной службы МЧС России в начальный период обучения // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2014. № 1. С. 174-181.
3. Тыщенко Е.Г. Повышение социальной устойчивости специалистов Государственной противопожарной службы МЧС России средствами круговой тренировки // Проблемы управления рисками в техносфере 2013. № 2 (26). С. 134-140.
4. Лобжа М.Т., Тыщенко Е.Г. Особенности методики поэтапного совершенствования уровня социальной устойчивости курсантов вуза Государственной противопожарной службы МЧС России в процессе физической подготовки // Проблемы управления рисками в техносфере. 2014. № 3 (31). С. 147-155.
5. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. СПб.: Речь, 2004. 624 с.
6. Дежкина Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионализации. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2008. 175 с.
7. Организация и проведение занятий с личным составом газодымозащитной службы пожарной охраны МВД: метод. указания. М.: ВНИИПО, 1990.
8. Наставление по газодымозащитной службы пожарной охраны МВД России. 1996. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
References
1. Marishchuk V.L. Psihologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya professional'no znachimyh kachestv: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. L.: LGU, 1983. 36 s.
2. Tyshchenko E.G. Metodika formirovaniya social'noj ustojchivosti, sposobstvuyushchaya resheniyu problem geterohronnosti kursantov Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii v nachal'nyj period obucheniya // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2014. № 1. S. 174-181.
3. Tyshchenko E.G. Povyshenie social'noj ustojchivosti specialistov Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii sredstvami krugovoj trenirovki // Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2013. № 2 (26). S. 134-140.
4. Lobzha M.T., Tyshchenko E.G. Osobennosti metodiki poehtapnogo sovershenstvovaniya urovnya social'noj ustojchivosti kursantov vuza Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii v processe fizicheskoj podgotovki // Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2014. № 3 (31). S. 147-155.
5. Platonov Yu.P. Osnovy social'noj psihologii. SPb.: Rech', 2004. 624 s.
6. Dezhkina Yu.A. Razvitie professional'no vazhnyh kachestv sotrudnikov GPS MCHS Rossii v processe professionalizacii. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2008. 175 s.
7. Organizaciya i provedenie zanyatij s lichnym sostavom gazodymozashchitnoj sluzhby pozharnoj ohrany MVD: metod. ukazaniya. M.: VNIIPO, 1990.
8. Nastavlenie po gazodymozashchitnoj sluzhby pozharnoj ohrany MVD Rossii. 1996. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».