Я.И. Дронова,
программист лаборатории Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, г. Белгород, Россия, [email protected] С.М. Бухонова,
д.э.н., профессор, заведующая кафедрой финансового менеджмента Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, [email protected]
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
УДК 76.75.75
Дронова Я.И., Бухонова С.М. Методика расчета экономических показателей работы государственных лечебно-профилактических учреждений (Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород, Россия)
Аннотация: В статье предложена методика расчета экономических показателей деятельности государственных учреждений здравоохранения, которая легла в основу соответствующей автоматизированной системы. Данная методика позволяет учитывать доходы и расходы учреждения, связанные с процессом лечения. Результатом расчетов является формирование фонда стимулирования медицинского персонала, управление распределением которого позволяет повысить эффективность работы лечебно-профилактических учреждений.
Ключевые слова: государственные учреждения здравоохранения, экономический анализ деятельности, методика управления эффективностью
Реформирование бюджетной сферы, в частности, принятие Федерального закона № 8Э-ФЗ, привело к увеличению ответственности государственных (муниципальных) учреждений за расходование средств, выделенных из бюджетных источников [1]. Переход со сметного финансирования на субсидии, установление предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности, возможность распоряжаться доходами от оказания платных услуг требуют разработки новых направлений в аналитической работе учреждений, в том числе лечебно-профилактических (ЛПУ). Потому главной задачей финансового анализа ЛПУ в новых условиях является поиск способов зарабатывания средств, а также обеспечение наиболее рационального способа их использования [2].
Для принятия правильных управленческих решений необходима «прозрачность» в расходовании средств ЛПУ. Использование медицинской автоматизированной системы, включающей комплекс решений, таких как электронная история болезни, учет медикаментов, ведение кадров и начисление заработной платы, позволяет решить проблему сбора информации о затратах учреждения. Построение же системы, позволяющей анализировать и управлять данной информацией, является актуальной задачей и для ЛПУ, и для разработчиков.
Я.И. Дронова, С.М. Бухонова, 2012 г.
1енеджер ISP5
здравоохранения SOIS
Методы экономического анализа не имеют строгой регламентации и являются внутренним инструментом ЛПУ. Потому не существует автоматизированных систем, использующих универсальный подход к указанной проблеме. В данной работе приведены основы, используемые при проектировании аналитической подсистемы медицинской информационной системы «Мес1-ргоуЫоп» для учреждений стационарного типа.
Как известно, на сегодняшний день в здравоохранении преобладает многоканальное финансирование. Система обязательного медицинского страхования (ОМС) покрывает только часть затрат ЛПУ, связанных с непосредственным оказанием медицинской помощи. При этом средства на содержание учреждения (коммунальные расходы, услуги связи, затраты на техническое обслуживание, приобретение оборудования и т.д.) выделяются из бюджета. Тарифы в системе ОМС, как правило, включают пять основных статей:
1. Зарплата.
2. Начисления на заработную плату.
3. Медикаменты и расходные материалы.
4. Продукты питания.
5. Мягкий инвентарь.
В подсистеме экономического анализа реализован механизм формирования доходов и расходов, полученных за счет средств ОМС, так как их учет реализован непосредственно в медицинской информационной системе. Условия оказания платной медицинской помощи (добровольное медицинское страхование, средства пациента) в бюджетных и автономных учреждениях позволяют не включать затраты на содержание учреждения в стоимость услуг. Поэтому применение описываемого подхода уместно для анализа расходов из средств, полученных за счет платных услуг.
Основным объектом расчетов является величина финансовых затрат на законченный случай лечения. Данный расчет основан на персонифицированном учете элементов медицинской помощи пациентам, информа-
ция об оказании которых ведется с помощью электронной истории болезни. Элементы медицинской помощи включают в себя:
1. Медицинские услуги: консультации, диагностические исследования, оперативное лечение, физиотерапевтические процедуры и т.д., справочная информация о которых ведется в соответствии с [3]. Для простоты оценки затрат на оказание услуги во внутренних взаиморасчетах между подразделениями используется тариф страховой медицинской организации (СМО);
2. Медикаментозные назначения с учетом лекарственной формы;
3. Диетическое питание.
Опорным периодом для расчетов является один месяц. Его выбор связан со сроками оплаты счетов страховыми медицинскими организациями, а также начисления заработной платы в медицинском учреждении.
Рассмотрим этапы формирования данных для анализа деятельности ЛПУ:
1. Импорт реестра случаев, оплаченных страховой организацией, либо ведение журнала услуг, оплачиваемых пациентом. При этом различаются следующие типы элементов реестра (ЭР): АП — медицинская услуга (расшифровывается как амбулаторно-поликлини-ческая, хотя таковой не является), оказанная пациенту в условиях приемного отделения, например, из-за добровольного отказа от госпитализации, перевода в другое учреждение и т.д.; СТ — законченный случай стационарного лечения; ХО — хирургическая операция; АН — анестезия; РС — реанимационный случай.
Данная типизация основана на следующих системах оплаты амбулаторно-поликли-нической и стационарной медицинской помощи:
а)за фактическое количество технологических операций, отдельных лечебно-диагностических мероприятий (простых услуг) в случае типа АП;
б) за законченный случай лечения для типов СТ, ХО, АН и РС.
№5 Менеджер
3013
здравоохранения
Под законченным случаем понимается соответствие достигнутого результата действующим стандартам. Чаще всего медико-экономические стандарты.
Позиции реестра должны включать в себя идентификатор пациента, тип, сроки, код и стоимость оказания помощи (С).
2. Привязка элементов реестра к элементам электронной истории болезни. Формирование реестра случаев медицинской помощи, не оплаченной СМО либо оказанной сверх государственного (муниципального) заказа (ЭНР).
В соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется не только за счет соответствующих бюджетов, но также за счет средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Между тем пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № Э26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривает, что медицинская организация не вправе отказать застрахованным лицам в предоставлении медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. Таким образом, обязанность оказания медицинской помощи сверх объемов задания существует, а обязанности оплаты этой помощи сверх объемов нет [4]. Потому затраты на предоставление таких услуг ложатся на саму организацию. При построении подсистемы экономического анализа подразумевается, что затраты на медицинскую помощь, оказанную сверх государственного (муниципального) заказа, покрываются за счет средств, полученных из соответствующего источника (ОМС). Такой подход позволяет оценить адекватность формирования государственного (муниципального) задания, а также обрисовать полную картину расходов по работе в системе ОМС.
3. Отнесение прямых материальных расходов (МР), понесенных в результате выполнения ЭР или ЭНР, к соответствующим пози-
циям. К МР относятся стоимость медицинских услуг (МУ), выполненных лечебно-диагностическими службами ЛПУ либо сторонними организациями, затраты на медикаменты (МН) и диетическое питание (ДП), определяемые на основе листа назначений. Для различных типов ЭР или ЭНР затраты распределяются следующим образом:
МРап;- = 0, если услуга оказана врачом приемного или клинического отделения, (1) МРап;- = Сап^ если услуга оказана лечебно-профилактическими службами,
где / — индекс перечисления ЭР или ЭНР типа АП;
МРст.. = ЪкМУ:к + ЪМУш + (2)
где у — индекс перечисления ЭР или ЭНР типа СТ, к — индекс перечисления услуг, оказанных лечебно-диагностическими службами в у-м случае лечения, I — индекс перечисления медикаментов, назначенных клиническим отделением в у-м случае лечения, т — индекс перечисления диетических блюд, потребленных в у-м случае лечения;
МРхоп = 0,
(3)
где п — индекс перечисления ЭР или ЭНР типа ХО;
МРан0 = ЪрМНор,
(4)
где о — индекс перечисления ЭР или ЭНР типа АН, р — индекс перечисления медикаментов, назначенных отделением анестезиологии и реанимации, привязанных к о-й анестезии.
МРрс„ = Ъ,МУаг + ЪДН^ + ЪДПа(, (5)
где q — индекс перечисления ЭР или ЭНР типа РН, г — индекс перечисления услуг, оказанных в д-м реанимационном случае, 5 —
1енеджер №5
здравоохранения 3012
индекс перечисления медикаментов, назначенных отделением анестезии и реанимации в q-м реанимационном случае, t — индекс перечисления диетических блюд, потребленных в q-м реанимационном случае.
4. Формирование записей о доходах (Д) и расходах (Р) врачей по отделениям (ЭВ). Для дальнейшего описания используются индексы перечисления: й — индекс приемного или клинического отделения, е — индекс врача, оказавшего медицинскую помощь в й-м отделении.
Ввиду особенностей работы врачей-реаниматологов (не имеют закрепленных пациентов) для расчета их Д и Р применяется коэффициент Квр рабочего времени, который определяется по формуле:
КвРйе = ^ Чй
(6)
где Чйе — часы, отработанные е-м врачом в й-м отделении, Чй — суммарный фонд рабочего времени врачей й-го отделения.
В общем виде формула расчета Д врача выглядит следующим образом:
Дйе = Днйе + Дойе
(7)
где Дн — доход по нозологиям, До — доход по операциям. Данные виды дохода определяются по формулам:
а) для приемного отделения:
Днйе = ^¡СапйеР
(8)
Дойе = 0
(9)
б) для клинического отделения, кроме отделения анестезиологии и реанимации:
Днйе = ^Сстаер
(10)
где / — индекс перечисления ЭР типа СТ, услуги которых были оказаны е-м врачом в й-м отделении;
Дойе = ^Схо,
йе
Ъ]СапЛеу
(1
где / — индекс перечисления ЭР типа ХО, услуги которых были оказаны е-м врачом в й-м отделении,j — индекс перечисления ЭР типа АН, услуги которых были оказаны е-м врачом-хирургом (местные анестезии) в й-м отделении;
в) для отделения анестезиологии и реанимации:
Днйе = ^,Срсй1 * КвРйе
(12)
где / — индекс перечисления ЭР типа РС, услуги которых были оказаны в й-м отделении;
Дойе = ^СапйеР
(13)
где / — индекс перечисления ЭР типа АП, услуги которых были оказаны е-м врачом в й-м отделении;
Кбзп =
БЗП
йе
БЗПй
(15)
где БЗПйе — базовая заработная плата е-го сотрудника в й-м отделении, БЗП^ — сум-
где — индекс перечисления ЭР типа АН, услуги которых были оказаны е-м врачом-анестезиологом й-го отделения (местом оказания услуги может быть любое клиническое отделение).
Расходы врача вычисляются следующим образом:
Рйе = МРОйе + ФОТйе (14)
где МРО — общие материальные затраты на лечение, ФОТ — фонд оплаты труда ЛПУ.
Для определения данных слагаемых используются:
Кбзп — коэффициент базовой заработной платы (включает в себя выплачиваемые из анализируемого источника финансирования базовый оклад, оплату за дополнительно отработанное время, надбавки и доплаты):
№5 Менеджер
3013
здравоохранения
марный объем базовой заработной платы с-го отделения;
Кауп — доля от дохода заработной платы административно-управленческого и административно-хозяйственного персонала;
Кнзп — коэффициент начислений на фонд оплаты труда, установленный законодательством (отчисления на страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование и прочее);
Крф — коэффициент отчисления в резервный фонд валового дохода;
МИ — затраты на мягкий инвентарь;
СМ — затраты на списанные медикаменты и расходные материалы.
МРО врача-реаниматолога вычисляется следующим образом:
МРОае = ^МРрнл * Кврае + + (МИа + СМ) * Кбзпае, (16)
где / — индекс перечисления ЭР и ЭНР типа РС, услуги которых были оказаны в с1-м отделении;
МРО врачей других специальностей определяется по формуле:
МРОсе = ^МРсег + + СМа) *
* Кбзпае, (17)
где — индекс перечисления ЭР и ЭНР типа АП, СТ и АН, услуги которых были оказаны е-м врачом-анестезиологом С-го отделения анестезиологии и реанимации (местом оказания услуги может быть любое клиническое отделение) либо другим е-м врачом в С-м отделении.
Затраты на ФОТ распределяются на врачей следующим образом:
ФОТсе = БЗПотдсе * (1 + Кнзп) +
+ ФОТаупсе + РФсе, (18)
где БЗПотдсе — базовая заработная плата отделения, включающая БЗП е-го врача С-го отделения, а также распределенные на него
БЗП среднего и младшего медицинского персонала:
БЗПотдсе = БЗПсе + (БЗПсрс + БЗПмлС) * * Кбзпае, (19)
ФОТаупсе — фонд оплаты труда административно-управленческого персонала, распределенный на е-го врача с-го отделения:
ФОТаупСе = Дае * Кауп, (20)
РФсе — отчисления в резервный фонд е-го врача с-го отделения:
РФсе = (Дсе - МРОае) * Квре (21)
Резервный фонд направляется на оплату отпусков, 2 дня больничных из фонда заработной платы и т.д. Также он может использоваться для оплаты стимулирующей надбавки за эффективность труда за предыдущие периоды.
Таким образом, определив доходы и расходы каждого врача, можем получить фонд стимулирования производительности труда (ФСПТ), из которого в дальнейшем при положительном значении формируется соответствующая надбавка:
ФСПТСе = Дсе - Рсе-
(22)
Итогом формирования данных для анализа деятельности ЛПУ является развернутый отчет, включающий в себя описанные выше статьи доходов (табл. 1), расходов (табл. 2), а также значения ФСПТ (табл. 3) для каждого врача, отделения и стационара в целом.
Методика компенсации отрицательных итогов работы зависит от финансового положения и политики медицинского учреждения. Их восполнение может происходить из следующих источников: за счет других работников отделения с положительным остатком, за счет других отделений с положительным остатком, за счет восполнения из предыдущих и последующих периодов.
1енеджер №5
здравоохранения 3012
Таблица 1
Формирование доходов по врачам
Ф.И.О. врача Доходы
Нозологии Операции Всего
Количество Сумма Количество Сумма
Отделение 1
Сотрудник 1 Количество (ЭРап и ЭРст)11 Дн11 Количество (ЭРхо и ЭРан)11 До11 Д11
Сотрудник п Количество (ЭРап и ЭРст)1п Дн1п Количество (ЭРхо и ЭРан)1п До1п Д1п
Итог отделение 1
Количество (ЭРап и ЭРст)1
ЪДК1
Количество (ЭРХ0 и ЭРан)1
ЪДв1
ЪД1
Таблица 2
Формирование материальных расходов по врачам
Ф.И.О. врача
Материальные расходы
Медикаменты назначенные Диетпитание Диагностика Списанные медикаменты Мягкий инвентарь Услуги сторонних организаций Лечение сверх заказа
Отделение 1
Сотрудник 1 ^МэР)11 *ДП11(ЭР) *МУ11(ЭР) Ктп МИИти ^МЖторц
Сотрудник и ^МЭр)1" *ДП1п (ЭР) *МУ1п (ЭР)
СМ1 *
МИ1 *
* Кбзпц
МИ1 *
* Кбзп1п * Кбзп1п
*МУстор
*МР11 (ЭНР)
, *МР1п 1п (ЭНР)
Итог
отделение 1
*МН1(ЭР) *ДП1(ЭР) *М^1(ЭР) СМ1
МИ1 *МУстор1 *МР1 (ЭНР)
Формирование фонда стимулирования по врачам
Ф.И.О. врача Переходящий остаток Дохо -ды Мате-риаль- ные расходы Остаток на ФОТ Резерв-ный фонд ФОТ АУП Базовая ЗП + начисл. Всег о расходы Остаток Итого с переходящим остатком
Отделение 1
Сотрудник 1 ФСПТ11п. Д11 МРО11 ФОТ11 РФ11 ФОТауп11 БЗПотдц *(1+Кнзп) Р11 ФСПТ11 ФСПТ11п. + ФСПТ11
Сотрудник п ФСПТ1пп. Д1п МРО1п ФОТ1п РФ1п ФОТаупп БЗПотдц *(1+Кнзп) Р1п ФСПТ1п ФСПТ1пп. + ФСПТ1п
Итог отд. 1 1ФСПТ1п. *Д1 *МРО1 ФОТ1 *РФ1 ЪФОТауп 1 *БЗПотд1 *(1+Кнзп) *Р1 *ФСПТ1 *ФСПТ1п. + *ФСПТ1
Таблица 3
№5 Менеджер
3013 здравоохранения /
В общем случае применима формула:
Стимп = ФСТПп+1 (Стимп) ^ max , (23)
где Стимп — размер стимулирования сотрудников за производительность труда в текущем месяце п, ФСТПп+1 — функция расчета ФСПТ на следующий месяц, аргументом которой является Стимп.
Первый закон Иеркса-Додсона утверждает, что по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается (рис. 1).
Как видно из рисунка для определения ФСТПп+1 (Стимп) можно использовать аппроксимацию квадратичной функцией:
ФСТПп+1 (Стимп) = a + b * Стимп +
+ с * Стим2 (24)
с коэффициентами, получаемыми решением системы:
я-1 я-1 я
a*(n-l) + b*Y,CmuM,+c*Y,CmuMf = ^ФСПТ,
i=i i=i i=i я-1 я-1 я-1 я
а * £ CmuMi + Ъ * £ Стим] + с * £ Стгшг3 = £ ФСПТi * Стимн
/=i /=i ¿=i ¿=i я—1 я-1 я-1 »
а * ^ Стим? + 6 * ^ Стим] +с*^Стим* ='^ФСПТ1*Стим11
(25)
^Уровень эффективности
Уровень мотивации Рис. 1. Кривая Йеркса-Додсона
Распределение стимулирующей надбавки между врачом и средним медицинским персоналом клинических отделений является непростой задачей, требующей дальнейшей доработки. В настоящий момент в подсистеме она назначается только врачам с положительным ФСПТ.
Определение производительности труда старшего и среднего персонала лечебно-диагностических служб производится пропорционально коэффициенту условных единиц труда Кует, который определяется следующим образом:
уета
Куеmde = УЕТ^,
(26)
где УЕТde — сумма УЕТ услуг, выполненных е-м сотрудником ^го отделения согласно [3], факт оказания которых фиксируется в автоматизированной системе, УЕТd — сумма УЕТ услуг, выполненных й?-м отделением.
Фонд стимулирования производительности труда вычисляется по формуле:
ФСПТЛе = МУЛ * КуетЛе - МCd * КуетЛе -- БЗЩе *(1 - Кнзп), (27)
где МУd — стоимость медицинских услуг согласно тарифам, выполненным d-м отделением, МСd — стоимость медикаментов и расходных материалов, списанных d-м отделением.
Разработанная подсистема внедрена в МУЗ «Городская больница № 2» г. Белгорода. Помимо возможности получения информации о структуре доходов и расходов учреждения, в ней реализованы следующие функции:
— получение отчетов для анализа удельных доходов и затрат на единицу услуг (пролеченный случай, койко-день, медицинская услуга), соотношения затрат и доходов;
— получение отчетов для сравнения нормативных (федеральный или муниципальный заказ) и фактических показателей работы отделений (койко-дни, количество пролеченных);
1енеджер №5
здравоохранения 3012
Финансовый менеджмент ШШШ,
шш
— оценка динамики показателей деятельности стационара средствами графического анализа.
Предложенная методика имеет универсальный характер и может быть использова-
на в практике при анализе экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений, а также при разработке медицинских информационных систем.
Литература
1. Федеральный закон от 08.05.2010 № 8Э-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
2. Кадыров Ф.Н. Экономические методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений. — М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2007.
3. Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, утверждена 12.07.2004 заместителем министра здравоохранения и социального развития РФ.
4. Хайруллина И.С. Выбор типов учреждений здравоохранения: обоснование, возможности и угрозы/Под редакцией академика РАМН В.И. Стародубова. — М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2011. — 328 с.
UDC 76.75.75
Dronova YI, Buhonova S.M. Method of calculating the economic performance of public health facilities
(Belgorod Shukhov State Technological University, Belgorod, Russia)
Abstract: The paper proposes a method of public health institutions calculating the economic performance, which formed the basis of the corresponding automated system. This technique allows you to record income and expenses of institutions associated with treatment process. The result of the calculations is the formation of incentive fund medical staff, the management of the distribution which allows to increase the efficiency of health care institutions.
Keywords: public health institutions, economic analysis of activity, methods of efficiency management
Здравоохранение-SO Л 2
СОКРАТИЛСЯ СПИСОК ПИЛОТНЫХ РЕГИОНОВ, С КОТОРЫХ НАЧАЛОСЬ СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СИСТЕМЫ
Ивановская область и Республика Саха (Якутия) лишились статуса пилотных зон по внедрению единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Об этом говорится в протоколе заседания подкомиссии по использованию ИТ при предоставлении госуслуг. Подкомиссия под председательством директора Департамента ИТ и связи Правительства Алексея Попова посчитала работу администраций этих регионов по внедрению ЕГИСЗ неудовлетворительной.
Одновременно в список пилотных регионов была добавлена Амурская область. Всего до этого момента пилотных регионов было 8, теперь соответственно осталось 7. Помимо уже названных, это Волгоградская, Омская, Белгородская и Свердловская области, Ставропольский и Забайкальский края.
Источник: СЫв'^э
№5 Менеджер
S013 здравоохранения /