Научная статья на тему 'Методика психологической диагностики готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики'

Методика психологической диагностики готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1191
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / PROFESSIONAL READINESS OF PEDAGOGUES / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS / INCLUSIVE EDUCATIONAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слюсарева Елена Сергеевна

В статье рассмотрено понятие профессиональной готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики; выделены и содержательно обоснованы подструктуры (педагогическая и психологическая) профессиональной готовности педагогов. В соответствии с теоретическими положениями о профессиональной готовности педагога, включенного в систему инклюзивного образования, разработана и представлена методика психологической диагностики готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики. Методика психологической диагностики разработана с опорой на теоретические положения о профессиональной готовности педагога, нормативно-правовые требования к подготовке педагога, метод экспертных оценок, исходя из которых определена совокупность утверждений опросников. Оценка качества методики психологической диагностики профессиональной готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики осуществлялась с учетом психометрических требований к психодиагностической процедуре: стандартизации, валидности, надежности, репрезентативности. Надежность и достоверность исследований обеспечивались репрезентативной выборкой испытуемых: в пилотном исследовании приняли участие 129 педагогов, реализующих инклюзивную образовательную практику в г. Ставрополе и Ставропольском крае. Предложенная методика психологической диагностики готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики позволяет выявить трудности, возникающие у педагогов, имеющих разный опыт «вхождения» в инклюзивную культуру и практику, и на основе полученных результатов выстроить программы психологической (методической, образовательной) поддержки педагогов в соответствии с их запросом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of psychological diagnostics of pedagogues’ readiness for implementation of inclusive educational practice

The article considers the concept of professional readiness of pedagogues to implement inclusive educational practice; identifies and substantiates substructures (pedagogical and psychological) of professional readiness of pedagogues. In accordance with the theoretical provisions on the professional readiness of a pedagogue included in the system of inclusive education, a method of psychological diagnostics of pedagogues' readiness for the implementation of inclusive educational practice is developed and presented. Methods of psychological diagnostics are developed based on the theoretical principles of professional readiness of the pedagogue, regulatory requirements for the training of the pedagogue, method of expert assessment based on which, the summation of statements of questionnaires is defined. Estimation of quality of methods of psychological diagnostics of professional readiness of pedagogues to implement inclusive educational practices was based on psychometric requirements for diagnostic procedure: standardisation, validity, reliability, representativeness. The reliability and reliability of the research was provided by a representative sample of the tested 129 pedagogues implementing inclusive educational practice in Stavropol and Stavropol Land took part in the pilot study. The proposed methodology for the psychological diagnosis of pedagogues' readiness to implement inclusive educational practice allows us to identify difficulties encountered by pedagogues who have different experiences of "entering" into inclusive culture and practice and, based on the results obtained, build psychological (methodological, educational) support for pedagogues in accordance with their request.

Текст научной работы на тему «Методика психологической диагностики готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики»

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-104-111 УДК 159.923

Слюсарева Елена Сергеевна

Ставропольский государственный педагогический институт

МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

В статье рассмотрено понятие профессиональной готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики; выделены и содержательно обоснованы подструктуры (педагогическая и психологическая) профессиональной готовности педагогов. В соответствии с теоретическими положениями о профессиональной готовности педагога, включенного в систему инклюзивного образования, разработана и представлена методика психологической диагностики готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики. Методика психологической диагностики разработана с опорой на теоретические положения о профессиональной готовности педагога, нормативно-правовые требования к подготовке педагога, метод экспертных оценок, исходя из которых определена совокупность утверждений опросников. Оценка качества методики психологической диагностики профессиональной готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики осуществлялась с учетом психометрических требований к психодиагностической процедуре: стандартизации, валидности, надежности, репрезентативности. Надежность и достоверность исследований обеспечивались репрезентативной выборкой испытуемых: в пилотном исследовании приняли участие 129 педагогов, реализующих инклюзивную образовательную практику в г. Ставрополе и Ставропольском крае. Предложенная методика психологической диагностики готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики позволяет выявить трудности, возникающие у педагогов, имеющих разный опыт «вхождения» в инклюзивную культуру и практику, и на основе полученных результатов выстроить программы психологической (методической, образовательной) поддержки педагогов в соответствии с их запросом.

Ключевые слова: профессиональная готовность педагогов, психологическая диагностика, инклюзивная образовательная практика.

Информация об авторе: Слюсарева Елена Сергеевна, ORCID 0000-0001-6262-3439, кандидат психологических наук, доцент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Россия.

E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи: 11.12.2019.

Для цитирования: Методика психологической диагностики готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 104-111. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-104-111.

Yelena S. Slyusareva

Stavropol State Pedagogic Institute

METHODOLOGY OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF PEDAGOGUES' READINESS FOR IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATIONAL PRACTICE

The article considers the concept of professional readiness of pedagogues to implement inclusive educational practice; identifies and substantiates substructures (pedagogical and psychological) of professional readiness of pedagogues. In accordance with the theoretical provisions on the professional readiness of a pedagogue included in the system of inclusive education, a method ofpsychological diagnostics ofpedagogues' readiness for the implementation of inclusive educational practice is developed and presented. Methods ofpsychological diagnostics are developed based on the theoretical principles of professional readiness of the pedagogue, regulatory requirements for the training of the pedagogue, method of expert assessment based on which, the summation of statements of questionnaires is defined. Estimation of quality of methods of psychological diagnostics ofprofessional readiness ofpedagogues to implement inclusive educational practices was based on psychometric requirements for diagnostic procedure: standardisation, validity, reliability, representativeness. The reliability and reliability of the research was provided by a representative sample of the tested - 129 pedagogues implementing inclusive educational practice in Stavropol and Stavropol Land took part in the pilot study. The proposed methodology for the psychological diagnosis ofpedagogues' readiness to implement inclusive educational practice allows us to identify difficulties encountered by pedagogues who have different experiences of «entering» into inclusive culture and practice and, based on the results obtained, build psychological (methodological, educational) support for pedagogues in accordance with their request.

Keywords: professional readiness of pedagogues, psychological diagnosis, inclusive educational practice.

Information about the author: Yelena S. Slyusareva, ORCID 0000-0001-6262-3439, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Stavropol State Pedagogic Institute, Stavropol, Russia.

E-mail: [email protected]

Article received: December 11, 2019.

For citation: Slyusareva Ye. S. Methodology of psychological diagnostics of pedagogues' readiness for implementation of inclusive educational practice. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 1, pp. 104-111 (In Russ.). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-104-111.

104

Вестник КГУ 2020

© Слюсарева Е.С., 2020

На современном этапе общественного развития проблема оказания специализированной методической, психолого-педагогической, акмеологической помощи представителям различных профессий приобретает особую практическую значимость. Все большее количество исследований и полученных теоретических и практических данных подтверждает эффективность такого направления в деятельности психологов и акмеологов, как комплексное обеспечение профессионально-личностного развития специалистов [Плугина: 50]. На наш взгляд, это находит свое отражение и в проблеме профессионально-личностного развития специалистов, включённых в относительно новую для российского образования инклюзивную образовательную практику.

Одним из главных требований к деятельности и личности педагогов является необходимость постоянного совершенствования личностных характеристик, повышение имеющихся и приобретение новых знаний и т. д. Удовлетворение этих и других требований может осуществляться при условии включения педагогов в системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки и организацию сопровождения их профессионально-личностного развития в этих системах [Плугина: 50].

Проблемам формирования готовности и профессиональной подготовке педагога, работающего в системе инклюзивного образования, посвящен ряд исследований (С.В. Алехина, О.С. Кузьмина, И.Н. Симаева, В.В. Хитрюк, Ю.В. Шумиловская, И.М. Яковлева и др.). Исследователями рассмотрены такие понятия, как инклюзивная компетентность [Хафизуллина: 12]; профессионально-личностная готовность [Яковлева: 140], инклюзивная готовность как составляющая общей профессионально-педагогической готовности [Хитрюк: 91] и др. В свою очередь, подготовка педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики является целенаправленным и творческим процессом развития профессиональной компетентности педагогов, результат которого - формирование способности решать профессиональные задачи в области инклюзивного образования [Кузьмина: 74].

Именно данные научные подходы легли в основу разработки теоретических положений и экспериментальной методики психологической диагностики готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики.

Методика применялась в системе профессиональной переподготовки педагогов г. Ставрополя и Ставропольского края, реализующих инклюзивную образовательную практику, и позволяла нам отслеживать динамические изменения, происходящие в профессионально-личностном развитии педагогов, а также своевременно корректировать

содержание программ и дисциплин, выстраивая их в соответствии с образовательными потребностями педагогов.

Обратимся к рассмотрению методики диагностики готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики.

Диагностическая методика разрабатывалась в соответствии с психометрическими требованиями:

1. Стандартизация (предполагала единообразие инструкций, бланков, способов регистрации и обработки материалов, условий проведения диагностики);

2. Не менее важным требованием к построению методики является ее конструирование, которое проводилось с опорой на разработанную В.В. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским [Мельников, Ямпольский: 123] унифицированную методику психодиагностических средств, включающую в себя такие этапы, как:

1) Формирование информационной базы исследования (осуществлялось нами путем изучения научных исследований в области готовности педагогов к реализации инклюзивного образования, анализа требований Профессионального стандарта педагога, требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На основе изучения научной литературы и нормативно-правовых требований к подготовке педагога нами была отобрана система признаков, составлен список утверждений и сконструирован первоначальный вариант методики, что обеспечивает содержательную валидность.

2) Конструирование интегральных показателей. На данном этапе было определено, насколько удачно исходная система признаков описывает содержание измеряемого свойства.

3) Классификация испытуемых на однородные группы. Надежность и достоверность исследований обеспечивалась репрезентативной выборкой испытуемых: в пилотном исследовании приняли участие 129 педагогов, реализующих инклюзивную образовательную практику в г. Ставрополь и городах Ставропольского края, в результате которого были внесены изменения в формулировку утверждений опросников. Надежность исследования обеспечивалась повторным применением данной методики с теми же испытуемыми в разные моменты времени (через 6-9 месяцев после первичной диагностики) -ретестовая надежность.

Мы разделяем мнение В.В. Хитрюк, что инклюзивная готовность педагога является системным феноменом и содержательно включает педагогическую и психологическую подструктуры, а также опыт практической деятельности [Хитрюк: 100]. В своем исследовании определяем готовность педагога, участвующего в инклюзивной образовательной практике, как сложное интегративное об-

разование, которое содержательно включает в себя психологическую подструктуру (сформирован-ность профессионально важных качеств личности педагога, специальных способностей, характеризующих профессиональную деятельность педагога в условиях инклюзивного образования - личностная готовность) и педагогическую подструктуру (теоретическая и практическая готовность, включающая в себя знания и практические умения, связанные с реализацией инклюзивной образовательной практики).

Педагогическая подструктура готовности предполагала исследование теоретического и практического компонента готовности.

С целью определения теоретического (академического или когнитивного) компонента готовности к реализации инклюзивного образования был разработан Опросник сформированно-сти знаний в области инклюзивного образования (Е.С. Слюсарева). Разработка опросника осуществлялась с опорой на теоретические положения о готовности педагога, представленные в исследованиях О.С. Кузьминой, И.Н. Хафизуллиной, В.В. Хитрюк, Ю.В. Шумиловской и др. и метод экспертных оценок.

Первая часть опросника состоит из вопросов закрытого типа и позволяет выявить уровень сфор-мированности теоретической готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики. Вторая часть представлена вопросами открытого и смешанного типа и направлена на получение информации о респонденте и выявление запроса педагогов на тот или иной вид поддержки: образовательной, методической, психологической и т. д.

В содержании теоретической (академической) готовности мы выделяем четыре блока знаний:

1. Первый блок теоретической готовности предполагает сформированность у педагога знаний в области специальной психологии и педагогики, а также требований Профессионального стандарта педагога (знания, которые регламентируются Профессиональным стандартом в системе трудовых функций (обучение, воспитательная и развивающая деятельность).

2. Второй блок знаний касается теории и практики инклюзивного образования: знание и понимание, что такое инклюзивное образование и чем оно отличается от других форм образования; знание основных нормативных документов в области инклюзивного образования (законы РФ, стандарты, СанПиН и т. д.);

3. Третий блок отражает сформированность таких знаний, как дидактические и методические особенности реализации инклюзивного образования: знание педагогических систем обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, специальных методик преподавания в условиях совместного обучения, специаль-

ных технических средств, методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения, технологий организации работы с родителями (консультирование, групповые занятия и т. п.);

4. Четвертый блок предполагает сформированность знаний об основных положениях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рассмотрим стимульный материал опросника.

Опросник сформированности знаний в области реализации инклюзивного образования (Е.С. Слюсарева)

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!

Мы рады узнать Ваше мнение по ряду вопросов.

Ваши ответы позволят нам оптимизировать процесс внедрения инклюзивной культуры и практики в образовательные организации Ставропольского края.

Оцените представленные ниже утверждения по 3-балльной шкале:

1 - низкий уровень сформированности знаний;

2 - удовлетворительный уровень сформированности знаний;

3 - высокий уровень сформированности знаний.

Часть 1 Опросника сформированности знаний в области инклюзивного образования (см. табл. 1).

Для оценки итогового уровня сформирован-ности теоретического компонента готовности используется шкала интервального значения, в соответствии с которой: 18-30 баллов - низкий уровень, 31-42 - средний уровень, 43-54 баллов - высокий уровень.

Часть 2 Опросника сформированности знаний в области инклюзивного образования

Уважаемые педагоги, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Укажите, пожалуйста, Ваши данные (при желании анкета может остаться анонимной):_

2. Укажите, пожалуйста, Ваш стаж педагогической работы_

3. Укажите, пожалуйста, Ваше образование_

4. Укажите, пожалуйста, Вашу должность_

5. Укажите образовательное учреждение, в котором Вы работаете_

6. Укажите имеющуюся у Вас квалификационную категорию_

7. Где и когда в течение последних 5 лет Вы проходили курсовую подготовку, по какой теме?

8. Какие знания, на Ваш взгляд, Вам еще необходимы для осуществления инклюзивной формы образования?_

9. Отметьте (обведите или подчеркните) в какой помощи Вы нуждаетесь в первую очередь для реализации инклюзивного подхода в образовании (возможно несколько вариантов ответов):

Таблица 1

Утверждения Опросника сформированности знаний в области инклюзивного образования

№ п/п Знания и способности Балл

1. Знание основ психодиагностики и основных признаков отклонений в развитии детей

2. Знание и понимание, что такое инклюзивное образование и чем оно отличается от других форм образования

3. Знание основных нормативных документов в области инклюзивного образования (законы РФ, стандарты, СанПиН и т. д.)

4. Знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей с ОВЗ

5. Знание специальных методик преподавания детям с ОВЗ

6. Представление о специальных технических средствах для детей с ОВЗ

7. Знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием

8. Знание особенностей организации взаимодействия учащихся в инклюзивном классе

9. Знание технологий организации работы с родителями (консультирование, групповые занятия и т. п.)

10. Знание особых образовательных потребностей следующих категорий детей:

1) знание ООП детей с умственной отсталостью;

2) знание ООП детей с задержкой психического развития;

3) знание ООП детей с нарушением слуха;

4) знание ООП детей с нарушением зрения;

5) знание ООП детей с нарушениями речи;

6) знание ООП детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

7) знание ООП детей с расстройствами аутистического спектра

11. Знание основных положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

12. Знание основных положений Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Итого:

- программы повышения квалификации в области психологии и педагогики ребенка со специальными образовательными потребностями;

- программы повышения стрессоустойчивости;

- материально-техническое обеспечение учреждения;

- программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

- программы для детей и родителей по преодолению негативного отношения к совместному образованию;

- дополнительное кадровое обеспечение (учителя-дефектологи, врачи, психологи, логопеды, тьюторы);

- консультативная помощь представителей научного сообщества в сфере инклюзивного образования;

- круглый стол по обмену опытом с коллегами, работающими в системе инклюзивного образования;

- взаимопосещение уроков внутри школьного коллектива, в том числе и дефектолога;

- стажировка у более опытных педагогов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- не вижу необходимости в помощи;

- другое (напишите, что)_

10. Отметьте, какие ресурсы имеются в вашем учреждении для реализации идеи совместного образования детей с отклонениями в развитии:

- междисциплинарная высококвалифицированная команда специалистов;

- материально-техническое обеспечение;

- учебно-методические наработки;

- психологическая готовность детской популяции;

- психологическая готовность родительской популяции;

- затрудняюсь ответить;

- другое (напишите, что)_

Для выявления уровней сформированности практического компонента готовности был разработан Опросник сформированности умений в области реализации инклюзивного образования (Слюсарева Е.С.). Технология разработки опросника аналогична предыдущей: были разработаны теоретические положения о практической (кона-тивной) готовности педагога, модель практической готовности, исходя из которой - совокупность практических умений педагогов в области инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ниже представлен стимульный материал опросника.

Опросник сформированности умений в области реализации инклюзивного образования (Е.С. Слюсарева)

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!

Мы рады узнать Ваше мнение по ряду вопросов.

Ваши ответы позволят нам оптимизировать процесс внедрения инклюзивной культуры и практики в образовательные организации Ставропольского края.

Оцените сформированность Ваших умений в области реализации инклюзивного образования (см. табл. 2):

1- низкий уровень сформированности умения;

2 - удовлетворительный уровень сформированности умения;

3 - высокий уровень сформированности умения.

Таблица 2

Утверждения Опросника сформированности умений в области инклюзивного образования

№ п/п Виды умений Балл

1. Аналитические и прогностические умения:

1.1. Анализировать и оценивать уровень развития ребенка, выявлять существующие проблемы, их причины, условия и характер их возникновения

1.2. Использовать знания при решении конкретной методической проблемы

1.3. Анализировать конкретные ситуации, оценивать и учитывать их при организации взаимодействия с детьми с ООП

1.4. На основе анализа достигнутых результатов выдвигать и обосновывать прогноз психического развития ребенка и соответствующий ему образовательный маршрут

Итого:

2. Проектировочные умения

2.1. Проектировать результаты урока в инклюзивном классе, планировать пути осуществления педагогических воздействий

2.2. Выделять и четко формулировать задачи урока, определять условия их решения

2.3. Моделировать деятельность и выбирать методы, средства и организационные формы инклюзивного урока

2.4. Проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием

Итого:

3. Организаторские умения

3.1 Управлять поведением и активностью детей в инклюзивном классе, используя различные формы, методы и приемы

3.2 Быстро принимать решения в нестандартных ситуациях и находить оптимальные средства психолого-педагогического воздействия

3.3 Организовывать диалоговое взаимодействие, создавать условия, позволяющие ребенку с ОВЗ выступить в разных позициях

3.4. Четко, лаконично и доступно излагать детям задания, требования, правила, учитывая уровень психического развития ребенка (с нарушением зрения, слуха и т. д.)

3.5. Создавать коррекционно-развивающую среду в условиях инклюзивного образовательного пространства

3.6. Использовать ресурсы, имеющиеся у образовательной организации для развития всех детей

Итого:

4. Коммуникативные умения

4.1. Устанавливать взаимодействие с детьми в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями

4.2. Применять различные способы педагогического взаимодействия в работе с родителями детей с нормальным развитием и детей с ООП

4.3. Умение располагать к себе, при необходимости перестраивать взаимоотношения, находить индивидуальный подход к ребенку

4.4. Адекватно воспринимать и интерпретировать сигналы детей, получаемые в ходе совместной деятельности

4.5. Определять по внешним проявлениям и поступкам детей изменение их психического состояния (истощение, утомляемость и т.п.)

4.6. Эффективно взаимодействовать с другими специалистами в решении вопросов инклюзивного образования детей с ООП

4.7. Создавать благоприятную и психологически комфортную социальную среду с привлечением родителей и членов семьи всех детей

Итого:

5. Рефлексивные умения

5.1. Анализировать свои профессиональные действия с точки зрения их соответствия цели

5.2. Выделять сравнительную эффективность применяемых средств и методов работы с разными категориями детей

5.3. Анализировать достижения и недостатки в работе с детьми и пути их устранения

5.4. Анализировать уровень собственной профессиональной готовности и осуществлять профессиональное самообразование по вопросам обучения, воспитания и развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды

Итого:

6. Умения и трудовые действия, предусмотренные Профессиональным стандартом педагога

6.1. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании

Окончание таблицы 2

№ п/п Виды умений Балл

6.2. Выявлять в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития

6.3. Осваивать и применять психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся (с особыми образовательными потребностями)

6.4. Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.)

Итого:

7. Умения, связанные с разработкой и реализацией АООП НОО (адаптированной основной общеобразовательной программы) и ИООП (индивидуальной программы образования)

7.1. Способность к построению и корректировке индивидуальной программы образования детей с ООП

7.2. Способность к построению и реализации адаптированной общеобразовательной программы для разных категорий детей с ООП

Итого:

Общий балл:

Для оценки итогового уровня сформированно-сти практического компонента готовности используется шкала интервального значения, в соответствии с которой: 31-51 баллов - низкий уровень, 52-72 - средний уровень, 73-93 баллов - высокий уровень.

Процесс формирования умений затрагивает сенсорную, интеллектуальную, мотивационную, волевую и эмоциональную сферы личности и направленно влияет на развитие профессионально значимых ее качеств - личностную готовность педагога. В связи с этим актуализируется вопрос о профессионально значимых качествах личности, необходимых для осуществления инклюзивного образовательного процесса, совокупность которых представлена нами в следующей подструктуре готовности - психологической. Содержание психологической готовности представлено особыми психическими состояниями (эмоциональная устойчивость и др.), профессионально важными качествами личности педагога (конгруэнтная эм-патия, профессиональная толерантность и др.) и специальными способностями, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности в системе инклюзивного образования. На наш взгляд, в данный перечень необходимо добавить такую специальную способность, как способность распознавать и преодолевать психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия педагога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Эта способность должна рассматриваться во взаимосвязи с вышеперечисленными качествами и состояниями. Методики диагностики этих ПВК и состояний, влияющих на продуктивность профессиональной деятельности, широко представлены в научной литературе (Г. Айзенк, В.В. Бойко, Ю.А. Макаров и др.), тогда как методик, направленных на выявление трудно -стей, возникающих у педагогов в процессе взаимодействия с детьми, имеющими ОВЗ, в литературе недостаточно.

Именно это обусловило необходимость разработки Опросника, направленного на выявление психологических барьеров взаимодействия, которые возникают у педагогов в процессе реализации инклюзивной практики (Слюсарева Е.С.). Построение опросника опиралось на теории психологических барьеров, представленных в научных исследованиях В.А. Лабунской, Б.Д. Парыгина, А.И. Пилипенко, Н.А. Подымова, Р.Х. Шакурова, Н.И. Шевандрина и др., в результате которого нами были определены три группы барьеров, возникающих в процессе взаимодействия в инклюзивной образовательной среде: психолого-познавательные [Пилипенко: 30], эмоциональные [Шевандрин: 171] и коммуникативные [Лабунская: 121]

Ведущим методом в разработке данного опросника выступил метод экспертных оценок (в качестве экспертов выступили педагогические работники образовательных организаций, реализующих инклюзивную образовательную практику и преподаватели образовательных учреждений высшего образования, работающие в системе подготовки кадров для системы инклюзивного образования (г. Москва, Новосибирск, Уфа, Чита и др. - 45 человек). Экспертам предлагался ряд утверждений, среди которых они выбирали те, которые наиболее присущи педагогам, реализующим инклюзивную образовательную практику (экспертный подход к экспертизе). Такая же процедура предлагалась и самим педагогам. В результате в опросник вносились те утверждения, которые были отобраны обеими группами респондентов.

Текст опросника представлен ниже.

Опросник «Психологические барьеры педагогов в процессе взаимодействия в инклюзивной образовательной среде» (Е.С. Слюсарева)

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ! Мы рады узнать Ваше мнение по ряду вопросов. Ваши ответы позволят нам оптимизировать процесс внедрения инклюзивной культуры и практики в образовательные организации Ставропольского края.

Таблица 3

Виды барьеров Балл

1. Психолого-познавательные барьеры

1.1 Трудности выбора и переноса знаний о психологических особенностях детей с ОВЗ в процесс инклюзивного образования

1.2. Несформированность практических умений взаимодействия с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья

Итого:

2. Эмоциональные барьеры:

2.1. Барьер неверия в собственные силы в процессе реализации инклюзивного образования

2.2. Барьер психической напряженности (тревожность, невозможность инициировать контакт с ребенком с ОВЗ и т. п.)

2.3. Барьер страха в общении с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья

2.4. Барьер стыда и вины, возникающий из-за неловкости за себя в процессе взаимодействия с ребёнком с ОВЗ

Итого:

3. Коммуникативные барьеры:

3.1. Смысловой или семантический (придание педагогом и ребёнком одному и тому же понятию, суждению разного значения)

3.2. Логический (логика рассуждения педагога слишком сложна для восприятия ребенка с ОВЗ)

3.3. Фонетический (нарушения речи, искаженный грамматический строй речи и т. п. особенности речи ребенка с ОВЗ затрудняют ее восприятие)

3.4. Лингвистический (языковой) барьер (незнание педагогом альтернативных средств коммуникации (жестовой речи, дактилологии, шрифта Брайля и т. д.) затрудняет процесс взаимодействия педагога и ребенка с ограниченными возможностями здоровья)

Итого:

ВСЕГО:

Отметьте трудности, которые возникали у Вас в процессе реализации инклюзивной практики. Оцените степень их выраженности (см. табл. 3):

0 - нет затруднений

1 - выражены незначительно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 - средняя степень выраженности

3 - значительно выражены

Другие затруднения_

Какие, на Ваш взгляд, причины этих затруднений?_

Что нужно сделать, чтобы уменьшить выраженность трудностей, возникающих в процессе реализации инклюзивного образования?

Спасибо за участие в опросе!

Для оценки итогового уровня выраженности психологических барьеров педагога используется шкала интервального значения, в соответствии с которой: 0-10 баллов - низкий уровень, 1120 баллов - средний уровень, 21-30 баллов - высокий уровень, наибольшая выраженность барьеров.

Количественные показатели каждой методики можно использовать с целью выявления прямых и обратных корреляций: так, выраженные психолого-педагогические барьеры находятся в прямой связи с низким уровнем сформированности теоретического и практического компонента готовности.

Данные, полученные при помощи приведенного диагностического инструментария, целесообразно использовать в сочетании с другими методами диагностики, направленными на диагностику такого сложного структурного образования, как го-

товность педагога к реализации инклюзивной образовательной практики.

Предложенная методика психологической диагностики готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики позволяет выявить трудности, возникающие у педагогов, имеющих разный опыт «вхождения» в инклюзивную культуру и практику, и на основе этого выстроить программы психологической (методической, образовательной) поддержки педагогов в соответствии с их запросом.

Список литературы

Кузьмина О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2015. 319 с.

Лабунская В.А. Менджерицкая В.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М.: Академия, 2001. 288 с.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. 319 с.

Пилипенко А.И. Познавательные барьеры в обучении физике и методические принципы их преодоления: дис. ... докт. пед. наук. Курск, 1997. 229 с.

Плугина М.И., Знаменская С.В. Акмеологиче-ское обеспечение профессиональной компетентности управленческого персонала современного вуза // KANT. 2017. №1 (22). C. 50.

Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе

профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2008. 213 с.

Хитрюк В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: дис. ... докт. пед. наук. Калининград, 2015. 390 с.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. 544 с.

Шумиловская Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2011. 175 с.

Яковлева И.М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. № 6. С. 140-144.

References

Kuzmina O.S. Podgotovka pedagogov k rabote v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya: dis. ... dokt. ped. nauk [Preparation of teachers for work in conditions of inclusive education: Dr. Sci. (Pedagogical science) diss.]. Omsk, 2015, 319 p. (In Russ.)

Labunskaya V.A. Psikhologiya zatrudnennogo obshcheniya [Psychology of difficult communication], ed. by V.A Labunskaya, Yu.A. Mendzheritskaya, E.D. Breus and etc. Moscow, Akademiya Publ., 2001, 288 p.

Melnikov V.M., Yampol'skij L.T. Vvedenie v ek sperimental'nuyupsihologiyulichnosti [Introduction to experimental personality psychology]. Moscow, Prosvesheniye Publ., 1985, 319 p. (In Russ.)

Pilipenko A.I. Poznavatel'nye bar'ery v obuchenii fizike i metodicheskieprintsipy ikh preodoleniya: dis. ... dokt. ped. nauk [Cognitive barriers in teaching physics and methodological principles to overcome them: D.Ed. (Education) diss.]. Kursk, 1997, 229 p. (In Russ.)

Plugina M.I., Znamenskaya S.V. Akmeologicheskoe obespechenie professional'noj kompetentnosti upravlencheskogo personala sovremennogo vuza [Acmeological support of professional competence of the managerial staff of a modern university]. KANT, 2017, vol. 22, p. 50 (In Russ.)

Khafizullina I.N. Formirovanie inkliuzivnoi kompetentnosti budushchikh uchitelei v protsesse professional'noi podgotovki: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of inclusive competence of future teachers in the process of professional training: Dr. Sci. (Pedagogical science) diss.]. Astrakhan, 2008, 213 p. (In Russ.)

Khitriuk V.V. Formirovanie inkliuzivnoi gotovnosti budushchikh pedagogov v usloviiakh vysshego obrazovaniia: dis. dokt. ped. nauk [The formation of inclusive readiness of future teachers in higher education: Dr. Sci. (Pedagogical science) diss.]. Kaliningrad, 2015, 390 p. (In Russ.)

Shevandrin N.I. Sotsial'naya psikhologiya v obrazovanii. Ch. 1. Kontseptual'nye I prikladnye osnovy sotsial'noy psikhologii [Social psychology in education. P. 1. Conceptual and applied foundations of social psychology]. Moscow, VLADOS Publ., 1995, 544 p. (In Russ.)

Shumilovskaia Iu.V. Podgotovka budushchego uchitelia k rabote s uchashchimisia v usloviiakh inkliuzivnogo obrazovaniia: dis. ... kand. ped. nauk [Preparation of the future teachers to work with students in the conditions of inclusive education: Dr. Sci. (Pedagogical science) diss.]. Shuya, 2011, 175 p. (In Russ.)

Yakovleva I.M. Professionalno-lichnostnaya gotovnostpedagoga k rabote s detmi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Professional and personal readiness of a teacher to work with children with disabilities]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Series: Pedagogy [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Pedagogy], 2009, vol. 4, pp. 140-144. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.