МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С
ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ К ПРОВЕДЕНИЮ АМФИБИЙНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Сергей Александрович Синенко, адъюнкт,
Военный институт физической культуры (ВИФК),
Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по применению методики проведения занятий по физической подготовке с личным составом подразделений морской пехоты к проведению амфибийных операций. Автором дается оценка значимости наиболее важных физических и психологических качеств, а также военно-прикладных навыков, необходимых морским пехотинцам для проведения амфибийных операций. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной методики.
Ключевые слова: физическая подготовка; подразделения морской пехоты; амфибийные операции.
THE TECHNIQUE OF REALIZATION OF EMPLOYMENT ON PHYSICAL PREPARATION WITH STAFF OF DIVISIONS OF DIVISIONS OF MARINES TO CARRYING OUT THE “AMPHIBIAN” OPERATIONS
Sergey Aleksandrovich Sinenko, advanced student,
Military institute of physical training,
Saint-Petersburg
Abstract
In work results of the conducted research on application of a technique of carrying out of employment on physical preparation with staff of divisions of marines to carrying out the “amphibian” operations are presented. The author gives an estimation of the importance of the most important physical and psychological qualities, and also the military-applied skills necessary for marines for carrying out the “amphibian” operations. High efficiency of the developed technique is experimentally proved by the author.
Keywords: physical preparation; marines divisions; the “amphibian” operations.
Военная доктрина России в современных условиях требует постоянного совершенствования форм и методов обучения личного состава подразделений морской пехоты к проведению амфибийных операций.
Основное предназначение подразделений морской пехоты - это проведение амфибийных операций, в ходе которых на личный состав возлагается решение определенных боевых задач.
Критический анализ и обобщение содержания, а также направленности физической подготовки личного состава подразделений морской пехоты к проведению амфибийных операций, показал, что профессиональная деятельность военнослужащих подразделений морской пехоты к проведению таких операций, требует наличия широкого спектра знаний, умений, навыков, высокого уровня развития физических качеств. Эти требования отражаются:
- в высоком уровне индивидуальной подготовки, разностороннем характере знаний в технических, биологических, психологических отраслях, и умении использовать эти знания в ходе выполнения боевых задач;
- в наличии навыков чёткого владения личным оружием и техникой; высокого уровня базовых физических и других качеств, проявляющихся в структуре профессиональных приёмов и действий при проведении амфибийных операций;
- в психологической устойчивости к экстремальным факторам профессиональной деятельности, в успешном выполнении поставленных задач, устойчивом морально-психологическом состоянии;
- в способности принимать решение в любой ситуации, умении действовать
чётко, быстро, безошибочно в нестандартных условиях.
В процессе исследования была проведена оценка значимости физических и психологических качеств и военно-прикладных навыков для проведения амфибийных операций. Результаты данного исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка значимости физических, психологических качеств и военно-прикладных навыков для проведения амфибийных операций морскими пехотинцами (п=117)
Значимость (ранговое место) Качества и военно-прикладные навыки Ранговый показатель (%)
Физические качества
1 Общая выносливость 27,7
2 Скоростно-силовая выносливость 27,2
3 Сила 25,1
4 Ловкость при скрытном передвижении 10,2
5 Быстрота в действиях 9,8
Военно-прикладные навыки
1 Стрельба из различных видов оружия 21,2
2 Плавание в обмундировании с оружием 18,8
3 Преодоление препятствий 15,3
4 Совершение маршей по сильнопересеченной местности 14,7
5 Прыжки и десантирование в воду с высоты до 20 метров 10,4
6 Плавание с аквалангом и в легководолазном снаряжении под водой на большие расстояния 9,6
7 Умение преодолевать водные преграды вброд 6,1
8 Рукопашный бой в водной среде и на суше 3,9
Психологические качества
1 Умение правильно принимать решения в экстремальной обстановке 27,8
2 Смелость и решительность 22,2
3 Настойчивость и упорство 17,5
4 Эмоционально-волевая устойчивость 13,2
5 Быстрота переключения и распределения внимания 11,5
6 Умение контролировать свои действия в экстремальной ситуации, хладнокровие и самообладание 7,8
В ходе дальнейшего исследования выявлялись факторы, определяющие успешность проведения амфибийных операций подразделениями морской пехоты.
Как показали проведенные исследования, ускоренную адаптацию военнослужащих подразделений морской пехоты к действиям в условиях проведения амфибийных операций, обеспечивает применение специально направленной физической подготовки в совокупности с постепенно возрастающими психологическими воздействиями и физической нагрузкой. При проведении занятий по физической подготовке необходимо учитывать физическую нагрузку, температуру среды и реакцию организма на факторы, воздействующие на морских пехотинцев при проведении амфибийных операций.
Нами выявлено, что наиболее эффективными средствами физической подготовки, способствующими формированию готовности военнослужащих подразделений морской пехоты к ведению боевых действии в условиях проведения амфибийных операций, являются военно-прикладное плавание, упражнения на выносливость и силу.
С целью выявления факторов, определяющих успешность проведения амфибийных операций, нами также проведен опрос 117 офицеров, имеющих боевой опыт и стаж службы более 10 лет. Результаты опроса представлены в таблице 2.
Таблица 2
Факторы, определяющие успешность проведения амфибийных операций мор________________________скими пехотинцами (п=117)__________________________
Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Образцовая оснащенность подразделений морской пехоты современными средствами десантирования, вооружения и техники 14,2
2 Профессиональная подготовленность 12,8
3 Высокий уровень физической и специальной подготовленности для проведения амфибийных операций 12,5
4 Хорошо развитые навыки стрельбы из различных видов оружия с поверхности воды, под водой и на суше 11,4
5 Высоко развитые навыки военно-прикладного плавания с оружием, передвижения в воде вброд и плавания с аквалангом под водой в легководолазном снаряжении 11,1
6 Надежно сформированные навыки десантирования с различных видов плавстредств и авиации 10,8
7 Высокая степень сплоченности, сработанности и взаимозаменяемости членов боевых групп 10,2
8 Высокий уровень психологической подготовленности для проведения амфибийных операций 8,6
9 Устойчивость к укачиванию, «морской болезни» и воздействию других неблагоприятных факторов боевой деятельности морских пехотинцев 8,4
В ходе исследования разрабатывалась методика проведения занятий по физической подготовке с личным составом подразделений морской пехоты к выполнению амфибийных операций и экспериментально проверялась ее эффективность. Основной смысл предлагаемой методики состоит в следующем: для эффективной организации специальной физической тренировки личного состава подразделений морской пехоты в период подготовки к ведению боевых действий в условиях проведения амфибийных операций, необходимо:
1. Каждое занятие по физической подготовке подчинять требованиям предполагаемого характера боевых действий;
2. Широко использовать физические упражнения, моделирующие профессиональные приемы и действия при проведении амфибийных операций;
3. Широко применять методические приемы, способствующие формированию быстрых, инициативных и сноровистых движений.
Основываясь на этих теоретических положениях, была разработана методика проведения занятий в экспериментальной группе. Направленность обучения военнослужащих подразделений морской пехоты на формирование умения плавать, преодолевать препятствия, вести рукопашный бой, обусловливают необходимость проведения комплексных занятий по физической подготовке. Данные педагогического эксперимента по апробации данной методики свидетельствуют о том, что разработанная методика является более эффективной, чем традиционная (табл.3,4).
С помощью разработанной нами методики установлено, что многократное выполнение физических упражнений в условиях реальной опасности, ограниченной видимости, физического утомления и эмоционального воздействия комплекса боевых раздражителей (десантирования, преодоления препятствий), способствует: формированию адаптации к данным факторам, а также выработке адекватного поведения, необходимого для выполнения соответствующей боевой задачи при проведении амфибийных операций.
Таблица 3
Показатели физической подготовленности испытуемых контрольной (п=22) и экспериментальной (п=23) групп в ходе педагогического эксперимента (х±m)
№ п/п Контрольные упражнения Группа До эксперимента После эксперимента Р
1. Бег на 5 км по пересеченной местности (мин) КГ ЭГ 22,57±0,58 22,61±0,63 22,38±0,57 21,05±0,53 > 0,05 < 0,05
2. Плавание в обмундировании с оружием на 200 м (мин) КГ ЭГ 5,12±0,28 5,14±0,31 4,87±0,25 4,07±0,17 > 0,05 < 0,05
3. Подтягивание на перекладине (кол-во раз) КГ ЭГ 12,21±0,72 12,09±0,74 15,35±0,53 15,89±0,41 < 0,05 < 0,05
4. Комплексное силовое упражнение №7 (кол-во раз/ мин) КГ ЭГ 51,17±0,65 50,89±0,78 58,21±0,54 58,75±0,47 < 0,05 < 0,05
5. Бег на 100 м (с) КГ ЭГ 14,08±0,14 14,11±0,15 14,01±0,12 13,85±0,11 > 0,05 < 0,05
6. Комплексное упражнение на ловкость №12 (с) ЭГ КГ 9,51±0,54 9,57±0,55 9,27±0,12 9,03±0,08 > 0,05 < 0,05
Таблица 4
Показатели профессиональной подготовленности испытуемых контрольной (п=22) и экспериментальной (п=23) групп в ходе педагогического эксперимента _________________________________(х±m)__________________________________
№ п/п Контрольные упражнения Группа До эксперимента В конце экспери-мента Р
1. Стрельба из автомата после бега на 5 км (5 выстрелов по гр. мишени, очки) КГ ЭГ 32,51±2,24 32,75±2,57 39,27±2,18 41,39±1,58 < 0,05 < 0,05
2. Стрельба из автомата после плавания в обмундировании с оружием на 200 м (5 выстрелов по гр. мишени, очки) КГ ЭГ 29,88±3,41 29,57±3,67 34,29±2,95 40,87±1,97 > 0,05 < 0,05
3. Контрольное упражнение по десантированию на воду с корабля (мин) КГ ЭГ 5,46±0,72 5,49±0,78 5,12±0,59 5,03±0,44 > 0,05 > 0,05
4. Преодоление водной преграды 100м вброд (мин) КГ ЭГ 1,52±0,37 1,54±0,39 1,45±0,34 1,18±0,27 > 0,05 < 0,05
5. Поиск объекта в прибрежной зоне после десантирования на воду (мин) КГ ЭГ 23,28±1,48 23,35±1,43 20,57±0,95 19,28±0,87 < 0,05 < 0,05
ВЫВОД
Разработанная методика проведения занятий по физической подготовке с личным составом морской пехоты к выполнению амфибийных операций, показала высокую эффективность. В результате чего, были улучшены показатели функционального состояния, физической и профессиональной подготовленности у испытуемых экспериментальной группы.
«ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ (ГРАФОВ)» - ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРНОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Николай Гурьевич Соколов, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
Аннотация
В статье рассматривается новый подход разработки и построения модели управленческой деятельности общественной студенческой спортивной организации - Межрегиональной общественной организации «Северо-Западная Студенческая баскетбольная лига» при проведении соревнований среди учащейся молодежи с использованием метода структуризации - «дерево целей (графов)». В работе определены основные функции спортивного менеджмента и