В. А. Мартынова
КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ТУБИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматривается теоретическое и экспериментальное обоснование коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания тубинфицированных детей дошкольного возраста. Показана динамика заболеваемости детей дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией, исследовано их физическое развитие.
Ключевые слова: физическое развитие, тубинфицированность, дети дошкольного возраста, средства физического воспитания, методы и формы организации.
Здоровье населения — важнейший показатель социально-экономического развития страны и один из основных критериев качества жизни. Процессы формирования общественного здоровья вполне объективно отражают социальную среду жизнедеятельности и в определённой мере характеризуют состояние окружающей среды конкретного региона.
Особую тревогу сегодня вызывает ухудшение здоровья детей и подростков. Их численность в общей массе населения страны уменьшилась на 4,2 млн и составляет сегодня 35 млн. Около 75 % детей дошкольного возраста имеют серьёзные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10— 12 %, а среди старших — всего 5 %. Более чем у 50 % детей разного возраста диагностируются хронические заболевания.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики1, в 2012 г. было выявлено с первичным анализом болезни органов дыхания у детей 26 579,6 тыс. чел. (в 1995 г.— 22 952,2 тыс. чел.).
В России в 2012 г. было зарегистрировано 97,5 тыс. человек больных с диагнозом активного туберкулёза (в 1995 г.— 85,0 тыс. чел.).
В данной ситуации необходим поиск эффективных мер по оздоровлению тубинфицированных детей и профилактике распространения туберкулёзной инфекции.
Материалы и методы исследования. Нами разработана программа физического воспитания тубинфицированных детей дошкольного возраста, которая представляет собой поликомпо-
1 Здравоохранение [Электронный ресурс] : офиц. статистика // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/healthcare/
нентную структуру, включающую цель, задачи, принципы, структуру программы физического воспитания, методические особенности, формы организации, критерии оценки; педагогические условия.
Цель — способствовать повышению уровня физического здоровья тубинфицированных детей дошкольного возраста.
Задачи:
- оздоровительные — повышение показателей физического развития и физической подготовленности, снижение заболеваемости острыми респираторными инфекциями, укрепление и повышение иммунитета);
- образовательные — формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;
- воспитательные — приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; всестороннее гармоничное развитие ребёнка;
- коррекционные — коррекция и совершенствование дыхательной функции; коррекция физического развития и физической подготовленности; коррекция и нормализация психоэмоционального состояния; формирование неспецифической сопротивляемости организма тубинфици-рованных детей дошкольного возраста вредным факторам внешней среды.
В основу разработки были положены следующие педагогические принципы: индивидуальнодифференцированного подхода, согласованности, комплексности.
Программа состоит из двух основных блоков: базового (основан на программе «Воспитание и обучение в детском саду» М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова, 2004) и вариативного (основанного на применении туристических упражнений, коррекционно-оздоровительных подвижных игр, дыхательных
упражнений, элементов йоги, психогимнастики М. И. Чистяковой, точечного массажа по А. А. Уманской).
Формы организации: физкультурные занятия, предусмотренные программой «Воспитание, обучение в детском саду» (2 раза в неделю), занятия ЛФК с применением нетрадиционных средств оздоровления (1 раз в неделю), физкультурный досуг; физкультурные праздники; день здоровья, «Семейная физическая культура», физкультурнооздоровительные мероприятия в режиме дня.
Критерии оценки — оценка заболеваемости, физического развития.
Педагогические условия: активная позиция семьи в вопросах оздоровления детей дошкольного возраста, сотрудничество ДОУ и семьи в физкультурно-оздоровительной работе; участие всего педагогического коллектива, медицинских работников и администрации в оздоровительной работе; индивидуально-типологическая адресованность и соответствие оздоровительной программы возможностям и потребностям
♦ Контрольная группа —А— Экспериментальная группа
Рис. 1. Показатели количества дней болезни детей 6-7 лет за период проведения эксперимента
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
94,44
41,78
41,13
31,25
14,75
5,45
2,37 1,68 і Чім________
10,64
24,04
3,57
1,92
1 111 ILL-
21,13
4,61 2,65
I hm ,
40,56
14,28
58,92
I 4,79
ш ,
,04
3 4 5 6
□ Экспериментальная группа
7 8 9 10
Ш Контрольная группа
Рис. 2. Прирост показателей физического развития тубинфицированных девочек 6-? лет
за период проведения эксперимента, %:
1 — масса тела, 2 — длина тела, 3 — ЖЕЛ, 4 — проба Штанге, 5 — ЧСС, 6 — проба Ромберга, 7 — индекс Робинсона, 8 — индекс Скибински, 9 — жизненный индекс, 10 — степ-тест.
дошкольников; создание в ДОУ особого психо-лого-педагогического и бытового комфорта для быстрой адаптации детей дошкольного возраста с заболеваниями дыхательной системы и оперативного включения их в реабилитационную деятельность.
Результаты исследования и их обсуждение. Для оценки влияния данной программы физического воспитания нами рассматривалась динамика пропущенных по болезни дней в период проведения педагогического эксперимента и физическое развитие ребёнка.
В процессе эксперимента в течение 10 месяцев исследования дети в контрольной группе пропустили по болезни 1 122 дня. В экспериментальной группе данный показатель составил 952 дня. При этом на одного ребёнка количество дней болезни составило в контрольной группе 40, а в экспериментальной группе — 32 дня (рис. 1).
При рассмотрении тестов, характеризующих физическое развитие у девочек, было выявле-
но в конце эксперимента, что в экспериментальной группе существенно изменились результаты индекса Скибински (прирост составил 99,44 %), степ-теста (прирост — 58,92 %), ЖЕЛ (прирост — 31,25 %), жизненного индекса (прирост — 14,28 %), пробы Ромберга (прирост — 41,13 %), пробы Штанге (41,78 %). В контрольной группе девочек 6-7 лет прирост тех же показателей за указанный период составил 40,56; 5,45; 10,64; 4,79; 8,04; 24,04 % соответственно.
На рис. 2 показан прирост показателей физического развития тубинфицированных девочек за период проведения эксперимента.
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента было установлено, что физическое воспитание тубинфицированных детей дошкольного возраста на основе разработанной модели оказывает существенное положительное воздействие на состояние их здоровья, физическое развитие, что прослеживается в положительной динамике результатов.
И. В. Мищенко, В. Н. Пушкина, А. Н. Зелянина
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ У СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Дано описание и оценка эффективности методики проведения занятий физической культурой с профессионально-прикладной направленностью на основе изучения профессионально важных качеств будущих специалистов-строителей. Согласно профессиограмме, наряду с другими профессионально важными качествами профессиональную успешность определяют такие высшие психические функции, как память и внимание. При этом установлено, что именно эти психические процессы нуждаются в совершенствовании в первую очередь у студентов института строительства и архитектуры. Для развития данных качеств разработана методика проведения занятий физической культурой с применением бадминтона.
Ключевые слова: профессионально важные качества, методика проведения занятий физической культурой, бадминтон, студентки строительных специальностей.
Основной целью высшего образования является подготовка таких специалистов, которые благодаря своему всестороннему образованию, теоретической и практической подготовке смогут полноценно конкурировать на современном мировом рынке труда [3; 6]. При этом место физической культуры в системе культурных ценностей человека до сих пор не соответствует его значению, как важнейшего фактора здоровья, воспитания, качественной профессиональной подготовки к избранной специальности [5]. Одним из главных вопросов, который сегодня интересует преподавателей физической культуры в высшей школе,— каким образом построить занятия, чтобы они способствовали активизации учебной деятельности студентов и развитию профессионально важных качеств [1; 2; 7].
Цель исследования — разработка и оценка эффективности методики проведения занятий физической культурой с профессионально-прикладной направленностью для девушек, обучающихся на строительном факультете.
Общая гипотеза исследования заключается в том, что занятия физической культурой с девушками по специальной программе способствуют сохранению и развитию функционального потенциала, а также развитию профессионально важных качеств, обусловливающих профессиональную успешность в будущем женщин-специалистов в сфере промышленного и гражданского строительства, а также проектирования зданий.
Предметом исследования является эффективность методики проведения занятий физической культурой с профессионально прикладной на-
правленностью у студенток строительного факультета.
Объект исследования: развитие профессионально важных качеств студенток вузов.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в два этапа:
Первый этап (2010-2012 гг.) был посвящён анализу проблемы построения занятий физической культурой с профессионально-прикладной направленностью у студенток вузов. Изучалась психологическая, педагогическая литература, анализировались концептуальные подходы решения проблемы. Проведён анализ учебных программ высшей школы, профессиограмм. Разработан понятийный аппарат исследования, выдвинута основная гипотеза. Осуществлена экспертная оценка успешных женщин-специ-алистов в сфере строительства и архитектуры на базе строительных фирм г. Архангельска. Определены условия и предпосылки разработки и реализации программы занятий физической культурой с профессионально прикладной направленностью.
На этом этапе проведён констатирующий эксперимент с участием студенток I курса с целью установления степени развитости профессионально важных качеств. Определён уровень функционального потенциала студенток с применением функциональных проб. Разработана программа проведения занятий физической культурой с профессионально-прикладной направленностью. Осуществление формирующего эксперимента по реализации программы занятий физической культурой с профессионально-прикладной направленностью. В первом семестре помимо
тренировок в рамках выбранных профессионально значимых видов спорта проводились методи-ко-практические занятия с применением нетрадиционных педагогических технологий (блицигра, мозговой штурм, круглый стол, мозговой штурм с элементами тренинга креативности) с целью повышения мотивации к занятиям физической культурой с профессионально-прикладной направленностью.
Второй этап исследования (2012/13 учеб. г.) — продолжение реализации программы преподавания физической культуры с профессионально-прикладной направленностью. В конце учебного года проведён констатирующий эксперимент с целью определения эффективности занятий.
Продольное (лонгитюдное) исследование проводились исходя из требований максимальной краткости процедуры обследования, простоты, доступности, содержания и информативности отдельных проб и методик, а также исходя из описания профессионально важных качеств, содержащихся в профессиограмме по специальности «строительство по профилям».
Все испытуемые опрошены в индивидуальном порядке. После предварительной беседы, в ходе которой респондентов знакомили с условиями обследования, им предлагался ряд функциональных проб и методик.
Выбор статистических процедур определялся характером данных, конкретными задачами разных этапов исследования и подлежащей проверке гипотезой.
Проверка на нормальность распределения измеренных переменных проводилась по критерию Shapiro — Wilk.
В случае подчинения данных закону нормального распределения, применялись параметрические методы (Г-критерий Стьюдента) для зависимых выборок и представлены в виде среднего арифметического (М) и ошибки стандартного отклонения (m). При неподчинении данных закону нормального распределения — непараметрические (^-критерий Манна — Уитни, так как данный критерий является наиболее чувствительным аналогом i-критерия Стьюдента) и представлены в виде медианы (Md) и 25, 75-го перцентиля. Различия считали статистически значимыми при р < 0,05.
Динамика личностных свойств оценивалась с помощью Г-критерия Вилкоксона. Различия считали статистически значимыми прир < 0,05.
При обработке результатов использовался пакет прикладных статистических программ SPSS (версия 19.0 for Windows).
Сбор данных осуществлялся на базе Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова (далее по тексту САФУ) в г. Архангельске.
Основную группу испытуемых составили 24 девушки — студентки I курса института строительства и архитектуры САФУ Средний возраст студенток составил 17,71±0,46 года. Все студентки посещают основную группу для занятий физической культурой.
Контрольную группу составили 23 студентки I курса института экономики САФУ, входящие в основную группу для занятий физической культурой, в возрасте 17,83±0,79 лет. Все студентки посещают основную группу для занятий физической культурой.
На втором этапе исследования приняли участие также 24 студентки из основной группы и 23 — из контрольной.
На I и II этапах исследования в рамках констатирующего эксперимента оценивался функциональный потенциал, а также развитость профессионально важных качеств. Оценка профессионально важных качеств проводилась на основе профессиограммы для строительных специальностей. В профессиограмме указано, что к профессионально важным качествам представителей строительных специальностей относятся: пространственное воображение, устойчивость и переключение внимания, глазомер, быстрота реакции, оперативное мышление, умение контролировать свои эмоции, стрессоустойчивость, коммуникативные качества [8].
С целью выявления развитости этих качеств применены следующие психодиагностические методики: опросник Я. Стреляу, методика Мюн-стерберга, методика «Красно-чёрные таблицы Шульте — Платонова», методики «Память на числа», « Память на образы», « Исключение понятий», диагностика уровня эмпатии И. М. Юсупова, тест К. Томаса, методика «Уровень субъективного контроля».
Результаты исследования и их обсуждение.
В результате сравнения полученных данных с нормативными стандартами, разработанными к каждой методике, установлено, что в совершенствовании нуждаются уровень переключа-емости внимания, уровень распределения внимания, объём оперативной механической памя-
ти и объём кратковременной зрительной памяти. Подобные результаты обнаружены и в контрольной группе. Достоверных различий показателей развитости профессионально важных качеств в основной экспериментальной и контрольной группах не обнаружено.
На наш взгляд, снижение концентрации внимания и объёма памяти, в том числе и кратковременной, является индикатором наличия стрессовой ситуации в жизни студента. Юношеский возраст характеризуется большим спектром проблем, с которыми сталкиваются молодые люди и девушки. К ним относятся: профессиональное самоопределение (некоторые студентки на момент обследования не были уверены в том, что сделали правильный выбор в отношении строительной специальности), освоение новых социальных ролей, проблемные взаимоотношения в семье, одиночество, переоценка ценностей, сложности адаптации к обучению в высшем учебном заведении, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и, в частности, с лицами противоположного пола.
На занятиях по физической культуре тренировочный процесс был организован таким образом, чтобы в первую очередь воздействовать на общую физическую подготовку (ОФП) (необходимый компонент любой физической подготовки) девушек и развитие двигательных навыков, связанных с профессионально важными качествами (ПВК). В рамках эксперимента разработан и проведён цикл занятий с использованием методов круговой тренировки, эстафет (простые и сложные), занятий на фитболах. Для улучшения ОФП в сентябре и мае студентки занимались лёгкой атлетикой, а в феврале и марте — лыжной подготовкой. В качестве базового вида спорта, после анализа различных видов спортивных игр, был выбран бадминтон. Бадминтон по сравнению с другими видами спортивных игр даёт возможность больше внимания уделить индивидуальной работе и работе в парах, развивает точность зрительного восприятия, быстроту движений, пространственную ориентацию, улучшает координацию, способствует приобретению широкого круга координационных навыков. Особое значение бадминтон приобретает в связи с тем, что, занимаясь данным видом спорта, активно задействуется кисть руки. Это важно, так как в совершенствовании нуждаются такие высшие психические функции, как произвольное внимание и память, за которые отвечают клетки боль-
ших полушарий головного мозга и имеют наиболее тесную связь именно с кистями рук.
На занятиях изучали и совершенствовали стойки, передвижения, подачи, передачи, жонглирование ракеткой и воланом. Кроме того, для развития ПВК использовали круговую тренировку и эстафеты (простые, сложные), на что уходило 30 % учебного времени, 20 % времени было отдано занятиям на фитболах (укрепление мышц спины, верхнего плечевого пояса, пресса), 10 % времени было посвящено упражнениям на релаксацию. Упражнения на релаксацию при активном развитии таких качеств, как быстрота, координация, выносливость и сила, необходимы — проявляемые качества напрямую связаны со способностью мышц к расслаблению.
Кроме физической тренировки в программу развития профессионально важных качеств студентов средствами физической культуры были включены методико-практические занятия, так как активное отношение студентов к занятиям повышает их эффективность.
Включение в педагогический процесс по дисциплине «Физическая культура» методико-прак-тических занятий, состоявших из тренингов постановки и прояснения целей, блиц-игр, круглых столов, «мозгового штурма», способствовало формированию и росту внутренней мотивации к занятиям физической культурой у 58 % студенток из основной группы (р < 0,01).
Цикл методико-практических занятий с применением нетрадиционных педагогических технологий рассчитан на 16 академических часов (8 занятий) и включал 3 занятия (по 1,5 ч), направленных на психодиагностику с последующим собеседованием и индивидуальными рекомендациями студентам, а также занятия с разнообразными методами активизации учебного процесса:
■ Блиц-игра «Профессионально важные качества будущего специалиста». Целями игры являются следующие: сформировать у игроков более точное представление о потенциале, обусловливающем успешную профессиональную деятельность; способствовать развитию творческого мышления участников игры, эффективному взаимодействию друг с другом при принятии коллективных решений; сплочению данной группы для более эффективного проведения следующих занятий раздела. В качестве исходной информации участникам игры предлагается бланк, в котором отражён перечень профессионально
важных качеств строителя. К ним относятся профессиональные способности, здоровье, гибкость мышления, преданность организации и деловая ориентация, коммуникативные навыки, специальные знания теории, желание работать в сфере строительства и архитектуры, хорошая память, стрессоустойчивость, опыт работы в сфере строительства и архитектуры, образование, высокий уровень концентрации внимания, умение ставить и прояснять цели, желание расти в личностном и профессиональном плане, творческие способности, терпеливость, усидчивость.
Студенты имеют определённое представление о факторах, от которых зависит успех их профессиональной деятельности в будущем. Несомненно и то, что у каждого эти представления свои. Однако от правильности этих представлений зависит степень критичности оценки будущих специалистов своего потенциала. Построение самими участниками игры модели успешного строителя и её коллективное обсуждение имеют принципиальное значение для формирования у них адекватного представления о факторах, слагающих профессиональную успешность.
■ Круглый стол по теме «Формирование профессионально важных качеств будущего специалиста посредством занятий физической культурой». Круглый стол — одна из активных форм познавательной деятельности студентов, способствующая наращиванию информации. Студентам предлагается перечень тем, согласно которому они готовят доклады. На занятии студенты сообщают информацию относительно того, какой вид спорта и каким образом влияет на то или иное качество, затем обсуждают. Таким образом, круглый стол — это разновидность дискуссии информационного характера для решения конкретных проблем. Задачей этого занятия является мобилизация и активизация специалистов на решение конкретных проблем.
■ Мозговой штурм «Пути повышения эффективности занятий физической культурой». Метод мозгового штурма построен на психологическом механизме отсутствия какой-либо критики участников, которая сковывает и препятствует рождению новаторских оригинальных мыслей и нестереотипных идей. Для того чтобы критикующее воздействие со стороны участников, страх оказаться некомпетентным, смешным не мешали процессу рождения новых идей, всем участникам предлагается высказывать любые мысли, не контролируя их, не оценивая их как истинные
или ложные. Цели мозговой атаки заключаются в генерировании идей относительно повышения эффективности занятий физической культурой; ранжировании идей по их приоритетам; выработке привычки активно мыслить; демонстрации процесса рождения неожиданных идей; выработке умений по использованию найденных идей.
■ Тренинг постановки и прояснения целей «Цели, которых мы хотим достичь, занимаясь физической культурой». Цель тренинга — дать основу для определения участниками своих собственных целей для дальнейшего развития своих потенциальных возможностей, в том числе и посредством занятий физической культурой. Наиболее интересным для студентов из всех упражнений данного тренинга является составление коллажа по теме «Цели, которых мы хотим достичь, занимаясь физической культурой». Для создания коллажа используются листы ватмана, глянцевые журналы, клей, ножницы, маркеры. Студенты создают, а затем защищают коллаж, выбрав любую форму защиты (доклад, ролевая игра).
Преподаватель, разработавший и проводивший методико-практические занятия, имеет диплом о высшем образовании по специальности «Психолог. Преподаватель психологии».
Анализ результатов двигательных тестов показывает, что к концу II этапа исследования наблюдается улучшение координации, быстроты реакции, ловкости, распределения внимания, эмоциональной устойчивости, точности реакции и действий (табл. 1).
При анализе результатов физической работоспособности установлено, что её коэффициент уменьшился к концу второго этапа на 23 % (р < 0,01). Это указывает на улучшение функционального потенциала сердечно-сосудистой системы. Если в первом семестре данный показатель у девушек оценивался как удовлетворительный, то к концу второго семестра — как средний (р < 0,05). Оценка индивидуальных показателей работоспособности свидетельствует, что осенью у 52,4 % девушек наблюдался результат, оцениваемый как хорошоший, у 38,1 % — как средний, у 9,5 % — как удовлетворительный, а весной индивидуальные оценки распределились следующим образом: 28,6 % — «отлично»; 66,7 % — «хорошо»; 4,7 % — «средний». Рост физической работоспособности указывает на повышение адаптивных резервов организма.
Респираторной системе, в силу её анатомо-фи-зиологических особенностей, отводится особая
Таблица 1
Изменение показателей двигательных тестов у студенток (М ± т)
Показатель Этап исследования
I II
Жонглирование воланом, раз: правая рука левая рука 17,3±1,7 11,3±1,6 24,5±1,9** 25,4±1,6**
Метание набивного мяча в цель, раз 1,5±0,2 2,2±0,2**
Штрафной бросок баскетбольного мяча, раз 1,6±0,2 2,3±0,1**
Бросок теннисного мяча в баскетбольное кольцо, раз 1,4±0,2 2,1±0,1**
Челночный бег 3^10, с 10,9±0,1 10,6±0,1**
Коэффициент работоспособности, усл. ед. 10,9±0,7 8,4±0,5**
Оценка уровня работоспособности, усл. ед. 3,4±0,1 3,8±0,1*
Примечание. Здесь и далее различия достоверны:
* — р < 0,05; ** — р < 0,01.
роль в обеспечении функциональных резервов организма, а показатель ЖЕЛ является самым важным в их оценке [4]. Его параметры к концу второго этапа имеют тенденцию к увеличению. Это указывает на сохранение общих адаптивных резервов организма девушек, несмотря на высокую интенсивность учебного процесса и нестабильность внешних факторов приполярного региона в зимне-весенний период года, сочетанное воздействие которых может негативно сказаться на здоровье (табл. 2). Наблюдается снижение энергетических трат организма на обеспечение дыхательной функции, о чём свидетельствует увеличение к концу второго этапа исследования
Таблица 2
Показатели лёгочных объёмов и ёмкостей (М ± т; Мй (25-й и 75-й перцентили))
Показатель Этап исследования
I II
ЖЕЛ, л ЧД, кол./мин РОвд, л РОвыд, л ДО, л 2,89±1,14 20,2±1,7 1,83 (1,21; 2,95) 0,67 (0,13;1,39) 0,71 (0,14;1,58) 3,05±0,08 17,6±0,6 1,95 (1,26; 2,93)* 0,56 (0,23; 1,18) * 0,77 (0,32; 1,36)*
ДО (р < 0,05) при тенденции к снижению ЧД. В то же время происходит рост величин РОвд (р < 0,05) при снижении РОвыд (р < 0,05), следовательно, имеет место снижение отношения РОвыд/РОвд с 36 % в начале исследования до 22 % — к его завершению. С одной стороны, данный факт может свидетельствовать об обструкции дыхательных путей, а с другой — указывать на изменение механики дыхания, связанной с гипоксиче-ским стимулом и запуском механизма изменения в системе кровообращения. В ряде исследований показано, что для весеннего периода в северном регионе характерно снижение венозного кровотока. Известно также, что рост РОвд способствует увеличению присасывающего действия грудной клетки, активизирующего венозный кровоток. Возможно, значительное увеличение РОвд, полученное при исследовании летом, указывает на процессы стабилизации в системе кровообращения за счёт активации дыхательных паттернов, что также можно расценивать как положительную динамику в кардиореспираторной системе у девушек к окончанию второго учебного года (второй этап исследования пришёлся на конец второго года обучения) (см. табл. 2).
Оценку вентиляционной функции лёгких отражает МВЛ — по её изменению можно судить о предельных способностях системы внешнего дыхания использовать функциональные резервы организма (табл. 3). Проведённые исследования показали, что к концу эксперимента МВЛ у девушек значительно увеличивается — на 25,2 % (р < 0,01). Причём увеличение происходит за счёт роста ДОмвл (на 25,8 %; р < 0,01) при уменьшении ЧДмвл на 4,3 %. Данный процесс указывает на повышение эффективности кислородного снабжения организма. Рост функциональных резервов организма студенток подтверждается значительным увеличением показателя РД (р < 0,01) и доли РД (р < 0,01).
Чем выше резерв дыхания, тем совершеннее функция внешнего дыхания и тем большие жизненные требования могут предъявляться к организму. Увеличение функционального потенциала сердечно-сосудистой системы, на что указывают результаты тестирования физической работоспособности, на фоне роста адаптивных резервов респираторной системы, свидетельствуют о положительных изменениях в функциональном и физическом состоянии организма девушек.
Повторный срез на втором этапе исследования с участием студенток из прежних групп иссле-
Таблица 3
Изменение показателей системы внешнего дыхания у девушек (М ± т; Ый (25-й и 75-й перцентили))
дования и с применением вышеуказанных психодиагностических методик показал, что в группе студенток, занимавшихся физической культурой с профессионально-прикладной направленность наблюдается положительная динамика показателей по методикам «Красно-чёрные таблицы» Шульте — Платонова, «Память на числа», «Память на образы».
Это свидетельствует о том, что уровень распределения внимания с низкого поднимается до высокого (р < 0,01), уровень переключаемости внимания с низкого поднимается до среднего (р < 0,05). Объём оперативной памяти увеличивается до среднего уровня (р < 0,05), а кратковременной зрительной памяти до высокого (р < 0,01).
Примечательно, что у студенток контрольной группы подобной динамики не обнаружено.
На наш взгляд, увеличение распределения и переключаемости внимания, объёма оперативной и кратковременной зрительной памяти связано с тем, что каждое занятие в экспериментальной группе проводилось с обязательным включением бадминтона, а в контрольной группе занятия проводились с применением разных методов. Таким образом, сама по себе физическая активность не способствует развитию внимания и памяти. Это возможно только в случае систематических занятий в рамках определённого направления с повторением одних и тех же упражнений.
Таким образом, занятия физической культурой с включением бадминтона как основного метода и методико-практических занятий, направленных на повышение мотивации к занятиям физической культурой, способствуют:
1) положительной динамике в кардиореспира-торной системе;
2) повышению функциональной и физической работоспособности;
3) увеличению распределения и переключаемо-сти внимания;
4) увеличению объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти.
Список литературы
1. Анохин, М. И. Компьютерная спирометрия у детей / М. И. Анохин. М. : Бином, 2012. 104 с.
2. Бурдюкова, Е. В. Здоровье детей: проблемы и способы их решения [Электронный ресурс] / Е. В. Бурдюкова, К. Г Гурвич, Д. А. Пустовалов, Л. А. Калинкин // Восстанов. медицина и реабилитация : электр. науч. журн. 2011. Т. 12. URL: http:// www.rosmedportal.com/
3. Виленский, М. Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский // Теория и практика физ. культуры. 2001. № 3. С. 10-13.
4. Гудков, А. Б. Внешнее дыхание у человека на Европейском Севере : монография / А. Б. Гудков, О. Н. Попова. Архангельск : Изд-во Сев. гос. мед. ун-та, 2009. 239 с.
5. Егорычев, А. О. Психолого-педагогиче-ские основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов : монография / А. О. Егорычев. М. : РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2003. 110 с.
6. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. СПб. : Питер, 2008. 432 с.
7. Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С. А. Мухина, А. А. Соловьёва. Ростов н/Д. : Феникс, 2004. 379 с.
8. Никитина, Т. А. Справочник «В АГТУ за профессией». Профессиограммы / Т. А. Никитина, И. В. Лукашонок, И. В. Филиппова, М. С. Сер-кина. Архангельск : АГТУ, 2008. 256 с.
9. Чеснокова, В. Н. Сезонные аспекты адаптации юношей на Европейском Севере России : монография / В. Н. Чеснокова. Архангельск : Сев. (Аркт.) федер. ун-т, 2010. 160 с.
Показатель Этап исследования
I II
ЖЕЛ, л 2,89±1,14 3,05±0,08
ЧД, кол./мин 20,2±1,7 17,6±0,6
РОвд, л 1,83 (1,21; 2,95) 1,95 (1,26; 2,93)*
РОвыд, л 0,67 (0,13;1,39) 0,56 (0,23; 1,18)*
ДО, л 0,71 (0,14; 1,58) 0,77 (0,32; 1,36)*
МОД, л/мин 8,27 (1,72; 16,24) 8,39 (2,86; 14,77)
МВЛ, л/мин 74,7±3,0 93,5±5,4**
ДОмвл, л 1,63 (0,72; 2,35) 2,05 (1,33; 3,26)**
ЧДмвл, раз/ мин 48,9 (30,3; 100,9) 46,8 (26,1; 66,0)
РД, л/мин 66,9±2,86 85,2±5,3**
РД, % 68,3±2,81 86,3±5,2**