ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
УДК 796-053.7
М. Л. ЛИСТКОВА А. С. ГРЕЧКО Л. Б. ЛИСТКОВ
Омский государственный педагогический университет
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА________________________________
Раскрываются недостаточные возможности учебных занятий по физической культуре для развития физических качеств, укрепления здоровья студенток педагогического вуза, обусловленные учебно-профессиональными особенностями процесса обучения в вузе. Наиболее оптимальным выходом из сложившейся ситуации являются самостоятельные занятия студенток.
Ключевые слова: студентки, здоровье, самостоятельные занятия, упражнения, музыкальное отделение, адоптация.
Введение. Развитию и совершенствованию форм физического воспитания студенческой молодежи уделяется немало внимания. В имеющейся литературе представлено достаточно работ [1—4] по развитию физических качеств студентов в условиях учебных занятий по физической культуре.
Рядом авторов [5 — 7] разработаны различные методики по развитию физических качеств в условиях секционной формы занятий на основе различных видов спорта.
Тем не менее ситуация по физическому воспитанию студенток педагогического вуза имеет определенные особенности, в связи с которыми недостаточно полноценно используются данные формы развития физических качеств, укрепления здоровья студенток. В педагогическом вузе предусмотрено прохождение педагогических практик с отрывом от основного процесса по физическому воспитанию от семи дней до одного месяца два-три раза в течение учебного года.
Студентки принимают участие в организации и проведении культурно-массовых мероприятий, в конкурсах, концертных выступлениях. Следует учитывать и перерыв академических занятий в ходе зимней сессии, каникул. Такая ситуация приводит к изменению запланированного хода учебного процесса по физическому воспитанию. Представленное положение вскрывает противоречие между учебной программой подготовки (будущих специалистов) в учебном году и решением задач укрепления здоровья, воспитания физических качеств студентов возможностями только академических занятий. Компенсировать такой недостаток секционной формой занятий путем увеличения необходимого количества секций не позволяют материально-технические возможности вуза.
Занятия в спортивных секциях вне вуза возможны только для физически подготовленных студенток, имеющих спортивный опыт и соответству-
ющий уровень подготовки, способных создать конкуренцию. Особенно недоступно участие в спортивных секциях для студенток, совершенствующих профессиональное мастерство в послеучебное время до двух-четырех часов. На наш взгляд, одним из путей компенсации недостаточных возможностей учебной формы физического воспитания студенток педагогического вуза могут стать самостоятельные занятия физкультурно-оздоровительной деятельностью. В настоящее время в работах, касающихся самостоятельных занятий студентов [8—11], не освещены вопросы содержания занятий, отражающих специфику учебно-профессиональной деятельности, потребности студенток педагогического вуза в необходимых для них средствах, в особенности оздоровительного характера
Цель исследования заключалась в изучении динамики физических качеств в учебном году, состояния здоровья студенток педагогического вуза в условиях учебных занятий физической культурой под влиянием самостоятельных занятий физическим воспитанием.
Организация, методы исследования. В исследованиях использовались опрос, наблюдения, анкетирование, методика оценки САН, анализ литературных источников, методы математической статистики, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент.
В педагогическое тестирование входила регистрация показателей физического развития студенток: гибкости, длины прыжка с места, количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа, статической выносливости мышц брюшного пресса, дистанции пробегания за 10 минут в аэробном режиме на ЧСС 144—156 уд./мин, а также оценка функции внешнего дыхания (ЖЕЛ, проба Генче и Штанге).
Для изучения эффективности самостоятельных занятий в 2009 — 2010 гг. на базе Омского государственного педагогического университета был прове-
Рис. 1. Реакция ССС у студенток музыкального отделения ЭГ2 (п=12) и КГ2 (п=12) за час до начала концерта (на примере трех концертов).
Примечание:
------— контрольная группа КГ2;
------— экспериментальная группа ЭГ2
ден педагогический эксперимент. На основе предварительных исследований в состав средств самостоятельных занятий вошли физические упражнения на развитие общей выносливости в беге, силы, силовой выносливости, гибкости. В оздоровительный комплекс самостоятельных занятий входили упражнения для профилактики заболеваний позвоночника, упражнения на дыхание, меры профилактики ОРЗ из оздоровительной системы йога [12], упражнения для саморегуляции из аутотренинга [13], закаливающие процедуры [14].
В педагогическом эксперименте приняли участие две экспериментальные группы (ЭГ1 и ЭГ2) и две контрольные группы (КГ1 и КГ2) студенток, ограничивающих свою физическую активность рамками занятий по физической культуре. Согласно программе учебного плана ЭГ1 и КГ1 (по 20 студенток в каждой) посещали учебные занятия по физической культуре два раза в неделю. Учебная программа по физическому воспитанию для ЭГ2 и КГ2 (по 21 студентки в каждой) предусматривала занятия один раз в неделю. В составе ЭГ2 и КГ2 присутствовали по 12 студенток музыкального отделения факультета искусств, занимающихся пением.
Студентки ЭГ1 и ЭГ2 самостоятельно занимались физическими, оздоровительными упражнениями в течение учебного года до двух раз в день в виде утренней гимнастики в течение 15 — 25 мин и вечернего занятия 30 — 50 мин.
Результаты исследования. В ходе внедрения закаливающих процедур, мер по профилактике ОРЗ процент заболеваний за период педагогического эксперимента снизился в ЭГ1 и ЭГ2 с 24 до 5 %, а в КГ1 и КГ2 с 26 до 21 %.
Занятия с использованием элементов саморегуляции из аутотренинга у студенток музыкального отделения ЭГ2 положительно сказались на улучшении настроя перед выступлением на концертах, уменьшении излишнего волнения, которое, по их мнению, мешало сосредоточиваться. Объективным показателем улучшения управления своим психологическим состоянием перед концертными выступлениями явилась реакция ССС. На рис. 1 представлена ЧСС у студенток музыкального отделения ЭГ2 и КГ2, зарегистрированная при участии в трех концертах за час до их начала.
Непосредственно перед концертом разница в средних значениях ЧСС между студентками ЭГ2 и студентками КГ2 во всех трех концертах составляла Р<0,01.
В ходе самостоятельных занятий у студенток ЭГ1 и ЭГ2 были сформированы более высокие адаптационные возможности к физической нагрузке на гибкость, силу, силовую выносливость, скоростно-сило-
вые качества по сравнению со студентками КГ1 и КГ2, посещающими только академические занятия. Так, при выполнении этих видов нагрузки в объеме большем в 2 — 2,5 раза, предусмотренном учебной программой, и интенсивностью выше на 50 — 70 %, у 88 — 93 % студенток КГ1 и КГ2 болевые ощущения в мышцах длились до 3 — 4 дней, а в ЭГ1 и ЭГ2 не более чем у 8 % студенток болевые ощущения в мышцах фиксировались до двух дней.
В период учебного года в ЭГ1 и ЭГ2 сохранялась более устойчивая динамика всех показателей. Так, в ЭГ1 после учебного перерыва в ходе зимней сессии и каникул, трех педагогических практик всегда отмечался достоверный уровень приростов изучаемых показателей (Р <0,01) по отношению к первоначально зафиксированному. В подобных случаях в КГ1 не наблюдалось изменений исследуемых показателей (по сравнению с исходными). Достоверные приросты (Р<0,05) физических качеств наблюдались в КГ1 только в начале (до декабря) и в конце учебного года (мае), когда учебный процесс по физическому воспитанию имел непрерывный характер. Это является подтверждением отрицательного влияния выше указанных факторов учебного процесса на воспитание физических качеств.
У студенток КГ2, занимающихся, согласно учебной программе, один раз в неделю, за весь период педагогического эксперимента не было отмечено положительных изменений физических качеств.
В конечном итоге по окончании педагогического эксперимента в ЭГ1 и ЭГ2 по сравнению с КГ1 и КГ2 улучшились все физические качества, функция внешнего дыхания (Р <0,001), результаты оценки САН (Р<0,01).
В КГ1 и КГ2 к концу учебного года жалобы на недомогания в области позвоночника сократились с 79 только до 60 %. В то время как у имеющих жалобы 80 % студенток ЭГ1 и ЭГ2 состояние в области позвоночника, по субъективной оценке, нормализовалось уже через два месяца после начала самостоятельных занятий.
Выводы.
1. Результаты проведенных исследований выявляют недостаточные возможности академических занятий физической культурой для развития физических качеств студенток, вызванные условиями учебного процесса в вузе.
2. Самостоятельные занятия физкультурно-оздоровительной деятельностью являются одной из наиболее приемлемых форм компенсации недостатка академических занятий в системе физического воспитания студенток педагогического вуза.
3. Проведенный педагогический эксперимент оказал положительное воздействие:
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
— на функцию внешнего дыхания (ЖЕЛ, проба Штанге и Генче);
— на устойчивость динамики физических качеств и их развитие в учебном году, повышение адаптационных возможностей к физическим нагрузкам, на профессиональную подготовку студенток музыкального отделения факультета искусств к выступлениям на концертах;
— на устойчивость к ОРЗ, на профилактику заболеваний позвоночника.
Библиографический список
1. Антонова, М. С. Инновационная методика развития двигательных способностей студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. С. Антонова. — М., 2009. — С. 6, 19.
2. Козлов, И. С. Развитие общей выносливости в процессе физического воспитания девушек-студенток : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. С. Козлов. — Майкоп, 2009. — С. 23 — 24.
3. Мартыненко, В. С. Методика развития общей выносливости у студентов вузов средствами легкоатлетического бега : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. С. Мартыненко. — Волгоград, 2009. — С. 17, 20.
4. Шуняева, Е. А. Физическое воспитание студентов вуза с низким уровнем развития скоростно-силовых качеств и выносливости средствами легкой атлетики : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. А. Шуняева. — М., 2007. — С. 11 — 13.
5. Зорина, С. Д. Модель организации внеучебного физического воспитания в высших учебных заведениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Д. Зорина. — Волгоград, 2009. — С. 24.
6. Вергунова, В. М. Методика комплексного применения физкультурно-оздоровительных средств в укреплении здоровья студенток университета : автореф. дис. . канд. пед. наук /
В. М. Вергунова. — Хабаровск, 2009. — С. 5, 23.
7. Дубогрызова, И. А. Методика дифференцированных занятий оздоровительной аэробикой со студентами технического вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / И. А. Дубогрызо-ва. — Смоленск, 2005. — С. 22.
8. Козлов, Д. В. Повышение двигательной активности студентов на основе интеграции форм физического воспитания
в вузе : дис. ... канд. пед. наук / Д. В. Козлов. — Красноярск, 2009. - 157 с.
9. Соколовская, Н. И. Технология управления процессом организованных учебных самостоятельных форм занятий в физкультурном образовании студентов медицинского вуза : дис. ... канд. пед. наук / Н. И. Соколовская. — Смоленск, 2004. — 140 с.
10. Усатов, А. Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук /А. Н. Усатов. — Белгород, 2010. — 160 с.
11. Шерстобитова, Н. С. Формирование профессиональноприкладных умений и навыков в области оздоровительной деятельности у студентов педагогических училищ : дис. ... канд. пед. наук / Н. С. Шерстобитова. — Омск, 2001. — 219 с.
12. Зубков, А. Н. Хатха-йога для начинающих / А. Н. Зубков, А. П. Очаповский. — М. : Медицина, 1991. — С 37, 50, 169.
13. Петров, В. К. Новые формы физической культуры и спорта / В. К. Петров. — М. : Советский спорт, 2004. —
С. 15 — 25.
14. Дубровская, С. В. Правильное закаливание водой /
С. В. Дубровская. — М. : РИПОЛ классик, 2006. — С. 20 — 25.
ЛИСТКОВА Марина Леонидовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ).
ГРЕЧКО Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Теория, методика и история физической культуры и спорта» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
ЛИСТКОВ Леонид Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ОмГПУ.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.01.2013 г.
© М. Л. Листкова, А. С. Гречко, Л. Б. Листков
Книжная полка
Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие для вузов / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - 5-е изд., стер. - М. : Academia, 209. -272 с. - : Гриф УМО МО РФ. - ISBN 978-5-7695-6195-5.
В учебном пособии рассматриваются вопросы выбора темы и планирования научного исследования в области физической культуры и спорта, виды научных и методических работ, оценка их результатов и возможности внедрения в практику. Особое внимание уделено современным информационным технологиям в обеспечении научно-методической деятельности, математико-статистической обработке материалов, а также оформлению работы. В 3-е издание (2007 г.) были внесены изменения в соответствии с Государственным образовательным стандартом и новыми методическими разработками. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно преподавателям факультетов физической культуры вузов и колледжей, учителям физкультуры.
Пономарева, Г. Н. Теория и методика физической культуры дошкольников : учебное пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры педагогических вузов / Г. Н. Пономарева, С. О. Филиппова. - М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС Творческий центр Сфера, 2010. - 256 с. - Гриф УМО МО РФ. - ISBN 978-589814-405-0.
Учебное пособие предназначено для будущих специалистов по физической культуре дошкольников. В нем изложены теоретические основы физической культуры детей дошкольного возраста и методические основы организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.