ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Е.А. Гуреев магистрант, специалист I разряда территориального управления Росфиннадзора в Орловской области E-mail: [email protected]
УДК 336. 14
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ
Аннотация. Эффективное распоряжение государственным имуществом обосновывает проведение их периодических проверок, а так же формирует потребность в правильном понимании этапов проведения контрольных мероприятий. Статья способствует пониманию методики каждого из этапов проверки и приводит практические примеры ее документального оформления.
Ключевые слова: контроль, методика проверки, виды проверок.
Abstract./Effective disposal of state assets justifies the conduct of their periodic checks, as well as creates the need for a proper understanding of the stages of the control measures. The article contributes to the understanding of each of the methods of verification steps and give practical examples of its documenting.
Key words: control, inspection methodology, kinds of checks.
Контрольные мероприятия представляют собой форму организации контрольных действий, осуществляемых в виде плановых и внеплановых проверок, а также в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, представленному ревизиями и обследованиями. [3].
В целом под любым контрольным мероприятием в финансово-бюджетной сфере, вне зависимости от контролирующего органа, предполагается проверка определенных вопросов, таких как:
- правильность ведения учета и составления отчетности;
- сохранность имущества проверяемого учреждения;
-правильность использования бюджетных средств, а именно целевое использование.
Основное место в финансово-бюджетной сфере занимает «государственный (муниципальный) финансовый контроль, который осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения» [1, ст. 265].
Государственный (муниципальный) контроль следует разделять на внешний и внутренний (схема 1).
- внешний контроль осуществляет Счетная палата Российской Федерации, а на уровне субъектов РФ -контрольно-счетные органы субъектов.
- внутренний контроль в Российской Федерации выполняется Федеральной службой финансово -бюджетного надзора и его территориальными управлениями, а также казначейством федерального (муниципального) уровня.
Контроль в финансово-бюджетной сфере осуществляется методом проведения плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки осуществляются на основании плана контрольных мероприятий, который ежегодно издается и утверждается руководителем Службы (территориального управления).
Внеплановые контрольные мероприятия могут назначаться руководителем Службы Росфиннадзора, а с 2015 года территориальные управления также имеют это полномочие.
Внеплановые проверки назначаются в связи с «поступлением обращений (поручений) Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, правоохранительных органов, депутатских запросов, обращений иных государственных органов, граждан и организаций» [2, п. 5].
ашачеиство
(федер ального и р егионального уровней)
Схема 1 - Структура органов государственного (муниципального) контроля.
Проверки следует разделять на следующие виды (схема 2): выездные (по месту нахождения проверяемой организации), камеральные (по месту нахождения органа, который осуществляет проверку) и встречные (проводятся в ходе выездных или камеральных проверок с целью подтверждения достоверности информации, которую предоставляет проверяемая организация).
ВИДЫ ПРОВЕРОК ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
Выездные
Камеральные
Встречные
Схема 2 - Виды проверок финансово-бюджетной сферы
Основным органом, осуществляющим функции внутреннего государственного (муниципального) контроля является Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и его территориальными управлениями уровне субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день данная Служба осуществляет полномочия по контролю в отношении организаций, которые являются распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
В процессе проведения контрольных мероприятий, проводимых Службой или его территориальным управлением можно выделить три основных этапа (схема 3).
Этап 1. Назначение контрольного мероприятия
Схема 3 - Основные этапы проведения контрольных мероприятий
На этапе «Назначение контрольного мероприятия» производится изучение объекта контроля и его деятельности, а также определяются задачи и цели предстоящего контрольного мероприятия, на основании которых разрабатывается и составляется Программа проверки (рис.1).
Программа включает в себя ряд вопросов, которые подлежат проверке. Любое контрольное мероприятие осуществляется на основании приказа руководителя Службы либо руководителя территориального управления, а на основании приказа издается удостоверение на проведение контрольного мероприятия.
В приказе и удостоверении на проведение контрольного мероприятия в обязательном порядке должно быть указано: наименование контрольного мероприятия, срок проведения проверки, проверяемый период.
В удостоверении приводится основание для проведения контрольного мероприятия, состав группы осуществляющих данную проверку с отражением должностей и указанием руководителя группы.
На практике «проведение контрольного мероприятия» представляет собой документальную и фактическую проверку деятельности проверяемой организации, а также соответствие этой деятельности бюджетному законодательству Российской Федерации.
Рисунок 1 - Программа контрольного мероприятия в финансово-бюджетной сфере РФ
При выявлении нарушения в ходе «контрольного мероприятия» член проверочной группы отражает факт проведенной проверки в Акте проверки (рисунок 2) с приложением копий документов подтверждающих данное нарушение.
Если в ходе проверки выявлено нарушение, входящее в главу 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг» Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, то на виновное в нарушении лицо составляется Протокол об административном нарушении.
Реализацией результатов проведения контрольного мероприятия является Акт проверки, в котором отражены все вопросы программы проверки и выявленные нарушения (с подтверждающими нарушение документами).
После анализа результатов проведенного контрольного мероприятия руководитель Службы Росфиннадзора или его территориального управления принимает решение о применении бюджетных мер принуждения (представления и (или) предписания) если на то имеются достаточные основания.
Рисунок 2 - Форма документа «Акт проверки организации»
СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ Заместитель рукоюдапеля fyuwmt» Территориального уликам Территориального утфаа.лскк* Ркфиоилира в Орловской области Росф«хк»д>ор» • Орловское области Л. В Сечченкова С Л Акхосев 2015 года - - 3015 ПРОГРАММА врв»1»»а uituaol (»Iii» финансово loulcritaioi д<а».иаоста Ф»д>р|.Ш1»1« uiiini« \чр»жд«ная «Ц«ируа|пкмааа в kfaiwaui («гмиш> Г.иимв tapiLwaia МЧС Ржева во Op.wa<t:ol »iu<ia- и ограод с 01.01.2012 во •1 12 2014 Вые иная ревкии проводится в соответствии с востааювлеявеч Правительства РФ от 04.02-2014 М 77 «О Федеральной службе финансово бюджетного аидаора» (вместе с -Подожевмем о Федеральной с лужбе фюижово-бюджетного нядаора»). Положением о территориальном STipincrara Федеральной службы фишкою бюджетного плюра а Орловской области, мверждекашм прнкагем Федеральной службы финансово-бюджетного надзор» от 2S.04.2006 М 62, Положением о Территориальных органах Федеральной службы финансово бюджетного нал юр», утвержденным приказом Минфина Россия от 11 07 2005 » 8*и. приказом Масифвма Росс» от 20.0S 20Ы ISh .Об <.тверждеиз<я Адмапшстратквиого регламент! исполнения Федеральной службой финансово бюджетного ааадзора государственной фчкхлки по контролю а финансово-бюджетной сфере», постановлением Правительства РФ от 2$ 11 201J .V» 1092 »О порядке осуществлен» Федеральной службой финансоао бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово бюджетной сфере- и на основаами удостоаереагая, выданного руководителем П' Росфинавадаора а Орловской области ШЛЬЛЛДДАЗН ÄJM1.ffl» Цела ре виши - соблюдение бюджетного мконодатсльства Российской Федерации н шсых норматквавых правовых актов рсту.лафуюанх бюджетные Сфавоотиотеиаяя а том числе =рн исполнения бюджетных полномочий главными рас порядит елям к ^распорядителями) и получателями средств федеральаюго бюджета и бюджетов госчдарстмвмап вмебюджетавых фондов Российской Федерация. г-.»внаем к администраторами (администраторами доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета ■ бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации а также определение сфавомермости, в том чаасле целевого характера, эффективности н экономности использования средств федерального бюджета Основной задачей ревизии является проверка фнавааково хоаяДственааой 1 Обшвк сведеиаи о (доверяемом учреаденин. 2 Выполнение учреждением функций администратора доходов федерального бюджета. J Выполнение фуиадшй главного распорядителя (распорядителя) бюджетная средств, а. Соблюдение порядка составлен«, утверждеюи н ведения бюджетных смет Аавадиэ нсполиеюи бюджета по расходам в рамках утвержденных сип расходов и лимитов бюджетасых обязательств
АКТ
lUtUNl ревизии финансово хозяйственной JMIMHM» Федерального кашмю > чр«и»ы -Цгитр управления а кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Орловской области" за период с 01 иияаря 2012года во 31 декабря 2014 сода
Г Орел 2" февраля 2015 гола
На основании плана контрольной работы ТУ Росфнниадзора в Орложской области иа 201S год. удословерехия от 14 января 2015 г Sl 7. выданного руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области, заместителем начальника отдела взаимодействия и финансового контроля в правоохранительных органах и судебной системе. советником государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Соковой МН проведена выездная ревизия фикансояо-хозяйствеиной дсятельностн федералкиого кааеяиого учреждения "Центр управления а кризисных ситуаззиях Главного упраялемззя МЧС Россзш по Орлояской области- (сокращенно - ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС Россзти по Орловской облает. ) за период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2014 года
В ревизии принимал счастие специалист 1 разряда организационно, правового отдела секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации III класса Гуреев Е А
Ревнззи проведена с ведома начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Орловской области" подполковника внутренней службы Тутбаева Евгения Анатольевича, в присутствии главного бухгалтера ФКУ -ЦУКС ГУ МЧС России по Орловской области» майора внутренней службы Деевой Мзктеиы Богозаияовны
Ревизия начата 15 яззваря 2015 года Ревизия окончена 24 февраля 2015 года
1. Обзцие сведения о проверяемой организации
Федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных еззту аззиях Главного управления МЧС России по Орлояской области- (далее по тексту ■ Центр! создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2011 г .V 1391-р путем изменения типа сутоествовавшего государственного учреждения -Центр утзравлення в кризисных еитуатзнях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезаычайным еззтувцззям и ликвидации последпаий стихийных бедствий ПО Орловской обистИ". переименованного а соответствии с приказом Министерства Российской Федераззизз по делам гражданской обороны, чрезвычайным сазтуацззям и ликвидации последствий
Важность проведения контрольных мероприятий заключается в выявлении и пресечении нарушений ведения бухгалтерского учета.
Со вступлением в силу Федерального закона от 23.07.2013 №252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» увеличено количество нарушений, за которые в настоящее время предусмотрена административная ответственность, что приводит к увеличению доходов бюджета Российской Федерации, за счет штрафов уплачиваемых проверяемыми организациями.
Методика проведения контрольных мероприятий финансово-бюджетной сферы Российской Федерации включает комплекс процедур направленных не только на контроль расходования бюджетного имущества, но и на пресечение нарушений и злоупотреблений в бюджетных организациях РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 01.07.1998 № 145-ФЗ
2. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (ред. от 29.10.2014) «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (вместе с "Правилами осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»
3. Приказ Минфина России от 20.03.2014 № 18н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере»