Научная статья на тему 'Методика проведения учебных занятий по историко-культурному наследию Подмосковья в высшей школе'

Методика проведения учебных занятий по историко-культурному наследию Подмосковья в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНОСТИ / ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ПОДМОСКОВЬЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадыкова Мария Николаевна

В данной статье рассматривается проблема создания благоприятных условий для сохранения и преумножения историко-культурного потенциала Подмосковья в высшей школе. В качестве приоритетных задач современного образования на всех его ступенях автору видится возрождение духовности доступными средствами и методами, обращение к национальным нравственным и духовным истокам. Эмпирическим материалом исследования служит опыт преподавания курсов по истории и культуре Подмосковья, краеведению на направлении подготовки «Сервис» факультета истории, управления и сервиса Государственного социально-гуманитарного университета. Рассматривается методика преподавания курсов по истории и культуре Подмосковья, краеведению в высшей школе: лекции, семинарские и практические занятия, образовательные квесты, игровые методы обучения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the given article the author considers the problem of creation of favorable conditions for preserving and increasing the historical and cultural potential of Moscow region at universities. As priority tasks of modern education at all levels the author considers the revival of spirituality by available means and methods, the appeal to national moral and spiritual roots. The empirical material of the research is the experience of teaching courses on the history and culture of Moscow region, regional studies at the faculty of history, management and service in the State University Humanities and Social Studies in the preparation direction “Service”. The article deals with the methods of university teaching courses on the history and culture of Moscow region, region studies: lectures, seminars and practical trainings, educational quests, gaming teaching methods.

Текст научной работы на тему «Методика проведения учебных занятий по историко-культурному наследию Подмосковья в высшей школе»

УДК 37.016:94(470.311); 37.016:008(470.311) DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-126-134

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ПОДМОСКОВЬЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Кадыкова М.Н.

Государственный социально-гуманитарный университет

140410, Московская область, г. Коломна, ул. Зеленая, д. 30, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема создания благоприятных условий для сохранения и преумножения историко-культурного потенциала Подмосковья в высшей школе. В качестве приоритетных задач современного образования на всех его ступенях автору видится возрождение духовности доступными средствами и методами, обращение к национальным нравственным и духовным истокам. Эмпирическим материалом исследования служит опыт преподавания курсов по истории и культуре Подмосковья, краеведению на направлении подготовки «Сервис» факультета истории, управления и сервиса Государственного социально-гуманитарного университета. Рассматривается методика преподавания курсов по истории и культуре Подмосковья, краеведению в высшей школе: лекции, семинарские и практические занятия, образовательные квесты, игровые методы обучения.

Ключевые слова: высшая школа, методика преподавания, формы организации учебного процесса, возрождение духовности, история и культура Подмосковья, краеведение.

THE METHODOLOGY OF CONDUCTING TRAINING SESSIONS

ON THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF MOSCOW REGION

AT UNIVERSITIES

M. Kadykova

State University of Humanities and Social Studies

30, Zelyonaya ul, Kolomna, Moscow Region, 140410, the Russian Federation

Abstract. In the given article the author considers the problem of creation of favorable conditions for preserving and increasing the historical and cultural potential of Moscow region at universities. As priority tasks of modern education at all levels the author considers the revival of spirituality by available means and methods, the appeal to national moral and spiritual roots. The empirical material of the research is the experience of teaching courses on the history and culture of Moscow region, regional studies at the faculty of history, management and service in the State University Humanities and Social Studies in the preparation direction "Service". The article deals with the methods of university teaching courses on the history and culture of Moscow region, region studies: lectures, seminars and practical trainings, educational quests, gaming teaching methods.

© Кадыкова М.Н., 2017.

Key words: the Higher School, methodology, forms of organizing the learning process, revival of spirituality, history and culture of Moscow region, regional studies.

Современники XXI в. являются счастливыми свидетелями богатого историко-культурного наследия, складывавшегося на территории нашего государства на протяжении столетий. Преумножение и сохранение этого богатства как в материальном, так и в моральном аспектах является приоритетной задачей каждого гражданина Российской Федерации в связи с непреходящим значением и ценностью каждого объекта, сохранившегося до настоящего времени. Подмосковье является одной из жемчужин, вобравшей в себя богатый потенциал и для исследователей-специалистов в различных областях научного знания (история, археология, этнография, вспомогательные исторические дисциплины и др.), и для жителей региона, гостей. В связи с чем в рамках высшей школы одной из задач в воспитательном, образовательном, просветительном смыслах является создание благоприятных условий для сохранения и преумножения историко-культурного наследия региона. Это чётко зафиксировано в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» как необходимость «развития у подрастающего поколения уважения к ... историческим символам и памятникам Отечества», «эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического», «создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям» [10, с. 1-14]. Тезис о тенденциях к приори-

тетности и доминированию культурологической парадигмы в образовании, лежащей «в основании всех трех парадигм - когнитивно-информационной, компетентностной и личностной», также подтверждает идею о необходимости в ходе образовательного процесса делать акцент на сохранении, преумножении и развитии знаний, возможностей использования в просветительских, образовательных, туристических, культурно-познавательных, гуманистических целях всего того огромного историко-культурного потенциала, который доступен нам в Подмосковье и в стране в целом [13]. Одной из приоритетных задач современного образования на всех его ступенях является возрождение духовности доступными средствами и методами, обращение к национальным нравственным и духовным ценностям.

Педагогическое образование в XXI в. вышло за пределы конкретных образовательных учреждений любого уровня. И Государственный социально-гуманитарный университет (далее - ГСГУ) в этом смысле не является исключением. Учреждения культуры, библиотеки, архивы, конкурсы любого уровня, туристические фирмы, гостиничные предприятия, интернет-проекты и подобные гуманитарные пространства становятся частью основной и высшей школы. Поэтому необходимо строить учебный процесс, исходя из инновационных процессов в образовании, требований федерального закона «Об образовании», федеральных государственных образовательных стандартов (далее

- ФГОС). Кроме того, для развития подобных пространств и построения перспективных направлений развития социально-культурных площадок требуются выпускники вузов, готовые совмещать и применять полученные знания, опыт сотрудничества с социально-культурными учреждениями различного уровня, свой креативный подход с целью создания жизнеспособных и перспективных проектов для развития и сохранения историко-культурного пространства Подмосковья. В данном случае имеются в виду такие направления, как паломничество и религиозный туризм, духовное краеведение, конфессиональные кластеры. В связи с чем одной из задач высшего образования является организация учебных занятий с целью реализации студентами практико-ориентируемых проектов. Учитывая данный фактор, в ходе изучения таких учебных дисциплин, как «История и культура Подмосковья», «Краеведение», следует делать акцент на развитии умения студентов познавать культурные объекты, исходя из возможностей и способностей отдельно взятой личности (имеется в виду работа с индивидуальными клиентами, в частности, например, туристами, работа в безбарьерной среде). Данные учебные дисциплины являются перспективными для реализации следующих направлений социально-культурной сферы: туризм, гостиничное дело, ресторанное дело, музейный сервис, организационно-выставочный сервис. В нашей статье рассмотрим направление подготовки «Сервис», профиль «Социально-культурный сервис» факультета истории, управления и сервиса ГСГУ, позволяющее научить студентов раскрывать для населения

историю и культуру региона в различных аспектах как светского, так и церковного характера.

Учитывая вышесказанное, для решения задач по сохранению и преумножению историко-культурного наследия Подмосковья наиболее апробированными и перспективными являются следующие формы организации учебного процесса. Классическим вариантом подачи материала является лекция. Особенно выигрышна данная форма для вводных занятий, главной целью которых является необходимость объяснить суть изучаемой дисциплины, определить и наметить формы подачи и усвоения материала. Несомненно, «материал должен быть тщательно отобран, в лекциях не должен полностью излагаться весь подлежащий изучению курс», «выносится лишь наиболее важный в смысловом и структурном значении учебный материал, из которого студенту должно быть ясно, какие конкретно "детали", приложения, частности ему необходимо усвоить в процессе самостоятельной работы с учебным материалом, на лабораторно-практических занятиях, при работе с литературой и т. п.» [7, с. 84-87]. К разновидностям лекций с точки зрения применяемых методов относятся: лекция-беседа, используемая, в частности, для привлечения внимания студентов к актуальным проблемам с целью совместного рассуждения над путями их разрешения (например, проблема сохранения памятников Подмосковья, участия в совместных проектах университета и усадьбы купцов Лажечниковых (дома-музея) по сохранению памяти об И.И. Лажечникове и др.); проблемная лекция - например, анализ методов,

используемых в краеведческих исследованиях, выявление их достоинств и недостатков. Перспективной формой является лекция-визуализация, способствующая «более успешному восприятию и запоминанию учебного материала», позволяющая «проникнуть глубже в существо познаваемых явлений» (в частности, в ходе изучения тем, связанных с особенностями изобразительного искусства, архитектуры, театрального искусства на территории Подмосковья). «Чтение такой лекции сводится к ... развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов.» [8, с. 116]. Несмотря на то, что лекционная форма подачи материала считается классической в педагогике, наш опыт показывает, что использование возможностей программного обеспечения, подача материала в виде презентаций с использованием мультимедийных технологий позволяет, с одной стороны, лучше усвоить материал непосредственно в ходе аудиторных занятий, актуализировать имеющиеся знания у студентов, с другой стороны, обеспечивает принцип наглядности, с третьей - соответствует требованиям ФГОС о необходимости проведения занятий с использованием технических инноваций [12]. В связи с тем, что мы живем в век прогресса и массовых доступных интернет-технологий, главной задачей лекции становится мотивационная и воспитательная функции, нежели познавательная.

Следующей формой организации учебного процесса является семинарское занятие. На первых курсах большой эффект дают просеминары, сутью которых является ознакомление студентов с литературой по предмету,

первоисточниками, методикой работы с ними, особенностями организации самостоятельной работы. Вторым этапом в просеминаре может выступать подготовка рефератов по определённой теме с последующим обсуждением со студентами на занятиях. Среди наиболее эффективных типов семинаров на младших курсах выделим: 1) «семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определённого систематического курса и тематически прочно связанный с ним»; 2) «семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы». Кроме того, удачной формой является семинар-дискуссия, в которой большую роль играют личные знания, полученные студентами в ходе лекции и самостоятельной работы [8, с. 118-127]. Главная задача, которую решают семинары, - научить студентов работать с качественными источниками: путеводителями, архивными данными и др.

Достаточно новыми для нашей страны и перспективными являются образовательные квесты. Видами заданий в ходе построения образовательного процесса могут быть: пересказ (демонстрация понимания темы посредством создания презентации, плаката, баннера - например, «Великая Отечественная война в истории моего края»); планирование и проектирование - разработка плана и проекта на основе заданных условий (например, тема «Отечественная война 1812 г. глазами студентов, обучающихся по направлению "Сервис"»); самопознание - любые аспекты исследования личности; аналитическая задача - поиск и

систематизация информации и др. Инновационной формой является «квест-экскурсия - это услуга по организации посещения специально подобранных объектов экскурсионного показа индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов посредством наблюдения, общения с другими субъектами и решения логических задач под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода, продолжительностью менее 24 часов без ночевки». Обязательными признаками квеста являются: «наличие определенного сюжета игры, наличие задания-препятствия, наличие цели, к которой можно прийти, преодолев препятствия» [1, с. 15].

Игра педагогическая, дидактическая, ролевая - формы организации учебного процесса, позволяющие посредством специально разработанного игрового сценария, необходимого реквизита в доступной форме выстроить учебный процесс. В частности, студентами направления подготовки «Сервис» под руководством преподавателей кафедры муниципального управления и социального сервиса была разработана программа «Коломенские загадки», решающая сразу несколько взаимосвязанных задач: познавательную и просветительскую (в доступной форме школьники Коломны изучали богатое прошлое города, а студенты демонстрировали полученные знания); воспитательную (возможность реализации линии взаимодействия вуз - школа); финансовую (программу покупали турфирмы города и успешно реализовывали её, тем самым выстраивалась новая линия сотрудничества:

вуз - школа - работодатель, в результате чего студенты получали возможность материального вознаграждения за свои знания и умения).

Перспективным является организация учебной деятельности по принципу проектной и экскурсии. Причём в данном случае речь идёт как о готовых проектах, предлагаемых специалистами разного уровня, так и об авторском видении истории и культуры Подмосковья студентами ГСГУ. Данная форма помогает решить сразу несколько задач: студенты в ходе реализации проектов учатся самостоятельно отбирать необходимые источники, реквизит, планировать свое время, организовывать себя и свое личное пространство, работать в команде, выявлять свою роль, исходя из потребностей команды и личностных потребностей. Примерами реализации проектов студентами профиля «Сервис» ГСГУ служит школа летних творческих инициатив, в ходе которой студенты старших курсов готовят тематические программы для студентов-первокурсников. В частности, летом 2016 г. под руководством преподавателей кафедры муниципального управления и социального сервиса на базе усадьбы купцов Лажечниковых (дома-музея) (г.о. Коломна) студентами 1 и 2 курса была организована анимационная программа: на улице студентов и преподавателей встречала реконструкция свадебных обрядов и традиций, а внутри музея-усадьбы была разыграна сценка знакомства И.И. Лажечникова и А.С. Пушкина, авторская экскурсия по музею [4]. В ходе подобных проектов студенты осваивают основы анимационной деятельности, актерского мастерства, применяют знания по истории и культуре Подмосковья,

краеведению, основам экскурсоведе-ния. Среди видов учебных проектов на факультете истории, управления и сервиса ГСГУ студентами, обучающимися по направлению «Сервис», апробированы и реализованы следующие: поисковые («Мемориалы Подмосковья») [6]; информационные («Имя в истории моего края»); практико-ориентирован-ные («По историческим местам нашего края» (буклеты, программы и маршруты краеведческой экспедиции)); творческие, ролевые (проект «Космос культур») [3; 11, с. 9-17]. Часть из них прошла апробацию в ходе ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье»: «История и культура Коломенской земли в играх-путешествиях для школьников» (интерактивные экскурсионные программы от студентов, обучающихся по профилю Социально-культурный сервис МГОСГИ) (автор - студентка 4 курса МГОСГИ Д.А. Плешакова), «Внеси свой вклад в Победу!» (автор - к.и.н, доц. А.В. Барсукова) и др. [2; 6] В ходе конференции педагогической общественности «Приоритеты образовательной политики в Московской области: достижения современного образования» в Доме Правительства Московской области (25 августа 2016 г.) был апробирован мастер-класс «История Подмосковья: музейные и экскурсионные программы - опыт создания и реализации»: акцент был сделан на новые образовательные технологии по раскрытию духовно-нравственного и историко-культурного потенциала Подмосковья [5].

В ходе организации учебного процесса преподаватель высшей школы, с одной стороны, находится в жёстких рамках нормативно-правовой базы,

профессиональных стандартов, с другой - инновационные разработки и проекты позволяют расширить границы преподавания, создают новые условия для решения воспитательных, образовательных задач по подготовке высококвалифицированных кадров, готовых реагировать на потребности отдельных личностей и общества в целом в создании экскурсионных продуктов, маршрутов, в разработке проектов, способствующих сохранению и преумножению историко-архитектур-ного и духовного нравственного потенциала Подмосковья. Подчеркнём, что «при выборе и использовании любых методов обучения педагог должен стремиться к тому, чтобы они пробуждали интерес у обучаемых, привлекали их внимание, активизировали все виды их деятельности» [9, с. 69].

В свете изложенных задач особую актуальность в настоящее время приобретает изучение истории Подмосковья как в общеисторическом, так и в духовно-нравственном аспектах. Следует соблюдать системность в выстраивании путей решения задач по целостному и гармоничному развитию личности, уметь выстраивать образовательный и воспитательный процессы, исходя из идеи преумножения тех неслыханных богатств Подмосковья, которые доступны нам и которые ещё предстоит раскрыть. При использовании любых из вышеназванных форм и методов важно, чтобы у обучаемых поддерживался интерес к учебной дисциплине, активизировались все виды деятельности, а привлечение доступного оборудования, средств наглядности позволяет повысить результативность преподавания в целом. Необходимо, чтобы выстраива-

лись линии взаимодействия социально-культурных, образовательных учреждений разного уровня, возникали перспективные с точки зрения результативности и практикоориентирован-ности обучения связи, способствующие возникновению долгосрочных вариантов сотрудничества по линии сохранения историко-культурного наследия Подмосковья, преумножения тех интеллектуальных богатств, которые доступны и открываются в результате возрастающих потребностей общества в новых формах духовного и физического обогащения посредством

соприкосновения с историей своего края. Итогом взаимодействия и сотрудничества «вуз - город - социально-культурные учреждения» в аспекте сохранения и преумножения историко-культурных богатств Подмосковья может служить создание коллективного духовного словаря, который должен содержать в себе сведения об основных историко-культурных объектах, личностях, с именами которых связана история региона, причём возможны варианты как по принципу районирования, так и по принципу систематизации материала по всей территории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Н.Д., Рябова Е.В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 14-17.

2. История и культура Коломенской земли в играх-путешествиях для школьников (интерактивные экскурсионные программы от студентов социально-культурного сервиса МГОСГИ) [Электронный ресурс]. URL: http://xn—7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn--p1ai/archive/2015/projects/553738 (дата обращения: 22.05.2017).

3. Космос культур [Электронный ресурс]. URL: http://наше-подмосковье.рф/ projects/635448 (дата обращения: 22.05.2017).

4. Летняя школа творческих инициатив [Электронный ресурс]. URL: http://kolomnamuzej. ru/usadba-kuptsov-lazhechnikovykh/meropriyatiya/87-letnyaya-shkola-tvorcheskikh-initsiativ-studentov-v-usadbe-kuptsov-lazhechnikovykh (дата обращения: 22.05.2017).

5. Мастер-класс «История Подмосковья: музейные и экскурсионные программы -опыт создания и реализации» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/ document/d/1xHoxtpdgTnrJ9dRfLiI-jn_bsEFIt_bqHTIncLaTOfE/edit (дата обращения: 01.06.2017).

6. Мемориалы Подмосковья [Электронный ресурс]. URL: http://наше-подмосковье.рф/ archive/2015/projects/553893 (дата обращения: 01.06.2017).

7. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001. 136 с.

8. Психология и педагогика высшей школы / Л. Д. Столяренко и др. Ростов н/Д., 2014. 621 с. (Высшее образование).

9. Симонов В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учеб. пособие. М., 2016. 320 с.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEF nyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

11. Стрелова О.Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2013. № 10. C. 9-17.

12. ФГОС ВО 43.03.01 Сервис [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/430301.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

13. Ямбург Е. Стратегия развития школы. От управления людьми к управлению ресурсами // Учительская газета. 2015. 18 авг.

REFERENCES

1. Alekseeva N.D., Ryabova E.V. [Quest-excursion as an innovative form of excursion activities]. In: Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya [Vector of science of Togliatti State University. Series: Pedagogics, psychology], 2015, no. 1 (20), pp. 14-17.

2. Istoriya i kul'tura Kolomenskoi zemli v igrakh-puteshestviyakh dlya shkol'nikov (interaktivnye ekskursionnyeprogrammy ot studentov sotsial'no-kul'turnogo servisa MGOSGI) [History and culture of Kolomna land games, travels for schoolchildren (interactive excursion programs from students socio-cultural service MGOSGI)]. Available at: http://xn—7sbhhdd7ap-encbh6a5g9c.xn--p1ai/archive/2015/projects/553738 (accessed: 22.05.2017).

3. Kosmos kul'tur [Space of cultures]. Available at: http://наше-подмосковье.рф/pro-jects/635448 (accessed: 22.05.2017).

4. Letnyaya shkola tvorcheskikh initsiativ [Summer school of creative initiatives]. Available at: http://kolomnamuzej.ru/usadba-kuptsov-lazhechnikovykh/meropriyatiya/87-letnyaya-shkola-tvorcheskikh-initsiativ-studentov-v-usadbe-kuptsov-lazhechnikovykh (accessed: 22.05.2017).

5. Master-klass «Istoriya Podmoskov'ya: muzeinye i ekskursionnye programmy - opyt sozdaniya i realizatsii» [Master class "The history of St. Petersburg Museum and tour program - experience in creating and implementing"]. Available at: https://docs.google.com/document/ d/1xHoxtpdgTnrJ9dRfLiI-jn_bsEFIt_bqHTIncLaTOfE/edit (accessed: 01.06.2017).

6. Memorialy Podmoskov'ya [Memorials of the suburbs]. Available at: Ы1р://наше-подмоско-вье.рф/archive/2015/projects/553893/ (accessed: 01.06.2017).

7. Popkov V.A., Korzhuev A.V. Didaktika vysshej shkoly [Didactics of higher school]. Moscow, 2001. 136 p.

8. Stolyarenko L.D. et al. Psihologiya i pedagogika vysshej shkoly [Psychology and pedagogy of higher education]. Rostov-on-don, 2014, 621 p.

9. Simonov V.P. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly. Innovacionnyj kurs dlya podgotovki magistrov [Pedagogy and psychology of higher school. An innovative course for master preparation]. Moscow, 2016. 320 p.

10. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [The strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025]. Available at: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (accessed: 01.06.2017).

11. Strelova O.Yu. [Organization of schoolchildren's design activity at the lessons of history and during extracurricular activities]. In: Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole [Teaching of history and social studies at school], 2013, no. 10, pp. 9-17.

12. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya 43.03.01 Servis [Federal State Educational Standard of Higher Education 43.03.01 Service]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/430301.pdf (accessed: 01.06.2017).

13. Yamburg E. [School development strategy. From people management to source management]. In: Uchitel'skayagazeta [Teachers' newspaper], 2015, August, 18.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кадыкова Мария Николаевна - кандидат исторических наук, заместитель декана по учебной работе факультета истории, управления и сервиса Государственного социально-гуманитарного университета; e-mail; marianikol@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Maria N. Kadykova - candidate of historical sciences, deputy dean for academic affairs, faculty of history, management and service, State University of Humanities and Social Studies; e-mail: marianikol@mail

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Кадыкова М.Н. Методика проведения учебных занятий по историко-культурному наследию Подмосковья в высшей школе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 4. С. 126-134. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-126-134

FOR CITATION

Kadykova M.N. The methodology of conducting training sessions on the historical and cultural heritage of Moscow region at universities. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2017. no. 4, рр. 126-134. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-126-134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.