Научная статья на тему 'Методика проведения бенчмаркингового исследования в медицинских организациях'

Методика проведения бенчмаркингового исследования в медицинских организациях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
362
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ / САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ / BENCHMARKING / HEALTHCARE ORGANIZATIONS / METHODOLOGY / ASSESSMENT ACTIVITIES / PLANNING WORK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Конопля Е. Н.

В статье рассмотрены основные вопросы методического обеспечения процесса проведения бенчмаркингового исследования в медицинских организациях. Отмечается, что, не смотря на большую популярность бенчмаркинга в нашей стране и в мире, в настоящее время отсутствует единый подход к процедуре его проведения. Анализ разных точек зрения по данному вопросу позволил сделать вывод, что вне зависимости от количества включаемых в методику этапов отчетливо выделяются шесть основных, которые в различных вариациях рассматриваются всеми авторами это самооценка, поиск партнеров, анализ и сравнение, адаптация и внедрение. Однако этого недостаточно для того, чтобы эффективно организовать процесс проведения бенчмаркинга в медицинских организациях. В связи с этим в работе предложена методика, которая, с одной стороны, более детально и последовательно описывает процесс проведения бенчмаркингового исследования, а с другой учитывает специфику работы организации сферы здравоохранения. Представленный алгоритм укрупненно включает в себя четыре основных этапа реализации бенчмаркинг-проекта, каждый из которых в процессе работы разделяется на конкретные шаги или действия, совершаемые инициаторами бенчмаркинга. Данный алгоритм вносит ясность по вопросам организации работы над бенчмаркинг-проектом, а также позволяет руководителям смоделировать процесс проведения бенчмаркинга еще на этапе принятия решения, оценить финансовые и кадровые возможности организации, а также запланировать необходимое количество ресурсов для реализации бенчмаркингового проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology of benchmarking in healthcare organizations

The main issues of the methodological support of the process of conducting benchmarking studies in medical organizations were discussed in the article. there is no unified approach to its procedure, despite the popularity of benchmarking in our country and in the world. Analysis of different points of view on this issue has led to the conclusion that regardless of the number included in the methodology phases can be clearly distinguished six main, which in different variations are considered by all authors. The stages include self-evaluation, partner search, analysis and comparison, adaptation and implementation. However, this is not enough to effectively organize the process of conducting benchmarking in health care organizations. A technique that, on the one hand, more details and consistently describes the process of conducting benchmarking studies, and on the other takes into account the specifics of the healthcare proposed in the article. An algorithm for coarsening involves four main steps to implement benchmarking project, each of which is in the process of work is divided into specific steps or actions performed by the initiators of benchmarking. This algorithm brings clarity concerning the organization of work on the benchmarking project, and also allows managers to simulate the process of benchmarking at the stage of decision making, to evaluate the financial and personnel capabilities of the organization, and sched-ule the necessary amount of resources for the implementation of the benchmarking project.

Текст научной работы на тему «Методика проведения бенчмаркингового исследования в медицинских организациях»

Информационное агентство INNOV.RU | технологии Blockchain в экономике; ICO

$

I NNDV Иннов: электронный научный журнал

РОССИИСКИИ БИЗНЕС ON-LINE

Главная страница журнала

Экономические науки

Технические науки

О журнале

Методика проведения бенчмаркингового исследования в медицинских организациях

The methodology of benchmarking in healthcare organizations

Редакция Общая лента Выпуски

Опубликовать статью. Авторам

reacenter.ru

Алалия - помогут в Реацентре! у

Помогает комплекс: микротоковая рефлексотерапия, логопед, психолог, массаж

Признаки, причины Чем лечить Примеры лечения Реацентр в Казани

УДК 338.45:338.1

22.11.1714:25

< 160

Выходные сведения: Конопля Е.Н. Методика проведения бенчмаркингового исследования в медицинских организациях // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/metodika-provedeniya-benchmarkingov/

Авторы:

Конопля Е.Н., доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики внут-ренних болезней ФГБОУВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Российская Федерация, Kanabiso3i 01 [email protected]

Authors:

Konoplya EJSl., doctor of medical sciences, professor of department «Propedeutics of internal diseases», «Kursk State Medical University», Kursk, Russian Federation,

499 руб.

3 100 руб. 1 190 руб.

иль Qe fot5

ОмЬпо-магазим

5 500 руб.

I

999 руб.

О компании

[email protected]

Ключевые слова: бенчмаркинг, медицинские организации, методика проведения, самооценка деятельности, планирование работы

Keyword: benchmarking, healthcare organizations, methodology, assessment activities, planning work

Аннотация: В статье рассмотрены основные вопросы методического обеспечения процесса проведения бенчмаркингового исследования в медицинских организациях. Отмечается, что, не смотря на большую популярность бенчмаркинга в нашей стране и в мире, в настоящее время отсутствует единый подход к процедуре его проведения. Анализ разных точек зрения по данному вопросу позволил сделать вывод, что вне зависимости от количества включаемых в методику этапов отчетливо выделяются шесть основных, которые в различных вариациях рассматриваются всеми авторами - это самооценка, поиск партнеров, анализ и сравнение, адаптация и внедрение. Однако этого недостаточно для того, чтобы эффективно организовать процесс проведения бенчмаркинга в медицинских организациях. В связи с этим в работе предложена методика, которая, с одной стороны, более детально и последовательно описывает процесс проведения бенчмаркингового исследования, а с другой - учитывает специфику работы организации сферы здравоохранения. Представленный алгоритм укрупненно включает в себя четыре основных этапа реализации бенчмаркинг-проекта, каждый из которых в процессе работы разделяется на конкретные шаги или действия, совершаемые инициаторами бенчмаркинга. Данный алгоритм вносит ясность по вопросам организации работы над бенчмаркинг-проектом, а также позволяет руководителям смоделировать процесс проведения бенчмаркинга еще на этапе принятия решения, оценить финансовые и кадровые возможности организации, а также запланировать необходимое количество ресурсов для реализации бенчмаркингового проекта.

Annotation: The main issues of the methodological support of the process of conducting benchmarking studies in medical organizations were discussed in the article. there is no unified approach to its procedure, despite the popularity of benchmarking in our country and in the world. Analysis of different points of view on this issue has led to the conclusion that regardless of the number included in the methodology phases can be clearly distinguished six main, which in different variations are considered by all authors. The stages include self-evaluation, partner search, analysis and comparison, adaptation and implementation. However, this is not enough to effectively organize the process of conducting benchmarking in health care organizations. A technique that, on the one hand, more details and consistently describes the process of conducting benchmarking studies, and on the other takes into account the specifics of the healthcare proposed in the article. An algorithm for coarsening involves four main steps to implement benchmarking project, each of which is in the process of work is divided into specific steps or actions performed by the initiators of benchmarking. This algorithm brings clarity concerning the organization of work on the benchmarking project, and also allows managers to simulate the process of benchmarking at the stage of decision making, to evaluate the financial and personnel capabilities of the organization, and sched-ule the necessary amount of resources for the implementation of the benchmarking project.

Введение

В

Методика проведения бенчмаркингового исследования в медицинских организациях настоящее время бенчмаркинг

является одним из признанных в мире методов повышения эффективности и конкурентоспособности организации. Входит в число самых популярных инструментов управления, так как обладает рядом неоспоримых преимуществ. Эффективен в решении проблем, стоящих перед бизнесом, относительно универсален и адаптивен, помогает организациям относительно быстро и с меньшими затратами улучшить собственные бизнес-процессы, а также понять, как работают компании-лидеры рынка, и как они добиваются высоких показателей работы. Способствует развитию сотрудничества между руководителями и специалистами организаций разных сфер деятельности, возникновению

между ними прочных социальных связей, что создает основу для создания различных проектов, продвижения определенных видов продуктов и услуг, разработки новых подходов и методов работы. Именно это, а также многое другое и определяет его большую популярность среди многих западных, а также ряда российских компаний. Однако, в практике управления медицинскими организациями данный инструмент не получит распространения. Причин этому множество, большинство из которых сводятся или к незнанию в целом, что такой инструмент существует, или боязни его применять в связи с отсутствием информации о методике проведения бенчмаркингового исследования. Данный вывод подтверждается и многочисленными исследованиями российских ученых [1-10], изучающих проблемы применения бенчмаркинга в учреждениях здравоохранения. В частности, Наджафова М.Н. [1] считает, что большие трудности у руководителей медицинских организаций вызывает сам процесс организации работы над бенчмаркинг-проектом, так как отсутствует информация о том, как организовать работу, правильно распределить время и ресурсы. О проблемах методологии проведения бенчмаркинга в своих исследованиях говорят и Михайлов A.В., Бунятян Н.Д. [7], которые отмечают, что в нашей стране методология бенчмаркинга все еще слабо разработана и, соответственно, редко используются на практике. Таким образом, становится очевидными, что отсутствие общепринятой и понятной методики проведения бенчмаркинга для медицинских организаций существенно сдерживает возможности широкого использования данного инструмента в практической деятельности. Именно это обстоятельство и определило цель подготовки данной статьи, которая заключается в том, чтобы разработать практические рекомендации по методике проведения бенчмаркингового исследования в медицинских организациях.

Материалы и методы

Для решения поставленной в рамках данной научной статьи цели были использованы такие общенаучные и специальные методы исследования, как абстрактно-логический и сравнительный анализ, синтез, метод научной абстракции и диалектического развития.

Методика проведения бенчмаркингового исследования в медицинских организациях Разработанные методические предложения строятся на логическом обобщении проведенных автором ранее исследований [11], а также с учетом мнения российских ученых, раскрывающих в своих публикациях данные вопросы.

Основные результаты исследования

Для достижения поставленной в рамках данного исследования цели мы обобщили и проанализировали мнения различных ученых [2; 3; 5; 7; 12-18], изучающих вопросы методического обеспечения процесса проведения бенчмаркинга. По итогам этой работы, мы можем сделать вывод, что сегодня отсутствует единая, принятая всеми методика проведения бенчмаркинга. Каждый ученый в рамках своих исследований предлагает включать в данный процесс те или иные этапы, которые, по его мнению, являются наиболее важными и существенными.

Так, Назипова Д.А. [12] предлагает рассматривать пять основных этапов проведения бенчмаркинга. Первый этап - планирование, который включает в себя определение объекта и предмета бенчмаркинга, разработку плана сбора данных, согласование составленного плана с экспертами, разработку плана выбора наиболее значимых критериев и т.д. Второй этап - исследование, в рамках которого организация выбирает вид бенчмаркинга, определяет необходимые параметры для проведения бенчмаркинга, осуществляет отбор партнеров. Третий этап - наблюдение, на котором происходит активный сбор информации о выбранном партнере. Четвертый этап - анализ, в рамках которого происходит систематизация и сопоставление собранной информации, контроль ее качества, корректировка данных с учетом выявленных факторов и т.д. Пятый этап - адаптация, когда на основе полученных результатов определяется стратегия внедрения мероприятий по улучшению деятельности организации, а также мер по дальнейшему ее развитию.

Матковская Я.С. и Должикова И.Ю. [14] выделяют такие этапы как определение проблемы и выбор показателей для сравнения; выбор объекта для сравнения; сбор и анализ информации; внедрение полученного опыта в деятельность организации. Протасов Д.В. [17] дополняет следующими этапами: планирование процесса бенчмаркинга и характеристика его объекта; сбор и анализ внутренних данных организации; сбор и анализ внешних данных; улучшение собственной работы; постоянное улучшение. Рассмотренные этапы бенчмаркинга охватывают различное количество видов работ, которые подразделяется на конкретные задачи.

С учетом специфики деятельности учреждений здравоохранения, Михайлов A.B. и Бунятян Н.Д. [7] предлагают проводить оценку результатов коммерческой деятельности аптечных организаций методом конкурентного бенчмаркинга по алгоритму, включающему в себя семь этапов. На первом этапе проводится анализ превосходства отдельных субъектов фармрынка и определяются методы повышения лояльности посетителей. На втором этапе осуществляется планирование исследования, определение целей и ресурсов. На третьем происходит выбор приоритетных направлений бенчмаркинга, объектов исследования, определение факторов успеха с применением SWOT-анализа и экспресс-опроса потребителей и заведующих аптек. На четвертом этапе анализируется и оценивается степень влияния различных факторов на фармацевтическую деятельность аптеки с использованием балльного метода ранжирования. На пятом этапе определяются аптеки-лидеры на основе экспресс-опроса экспертов. На шестом этапе корректируется конкурентный разрыв между аптеками, осуществляется выбор методов и направлений улучшения деятельности «отстающих» аптечных организаций. На седьмом этапе подготавливаются управленческие решения, и проводится мониторинг результатов внедрения инноваций в деятельность аптеки.

Анализируя представленные, а также ряд других подходов, описывающих процесс проведения бенчмаркинга в организациях, в том числе и медицинских, мы пришли к выводу, что в целом, вне зависимости от сферы деятельности и количества включаемых в методику этапов отчетливо выделяются пять основных, которые в различных вариациях рассматриваются всеми авторами: поиск

Методика проведения бенчмаркингового исследования в медицинских организациях партнеров, анализ и сравнение характеристик предмета бенчмаркинга, адаптация и внедрение полученных знаний в работе собственной компании. Ряд авторов [14-20] в своих исследованиях дополняют процесс бенчмаркинга еще одним этапом, который предшествует этапу поиска организаций-партнеров - это самооценка или внутренний аудит. В рамках данного этапа происходит выявление реальных «проблемных точек» в деятельности собственной организации, на решении которых в дальнейшем будет сосредоточено все внимание. Это, на наш взгляд, очень важное дополнение, так как информация, полученная в ходе аудита, будет являться базой для последующего сравнения с эталоном. Однако, по нашему мнению, этого явно недостаточно. Для руководителей, планирующих применение данного инструмента управления в практической работе собственной медицинской организации, необходима информация, которая с одной стороны, будет более детально и последовательно описывать процесс проведения бенчмаркингового исследования, а с другой - она должна учитывать специфику работы организаций сферы здравоохранения. Именно поэтому мы предлагаем собственную методику проведения данного исследования. Разработанный нами подход представлен на рисунке. Укрупненно он включает в себя четыре этапа реализации бенчмаркинг-проекта, каждый из которых в процессе работы разделяется на конкретные шаги или действия, совершаемые инициаторами бенчмаркинга.

1М4Г И Рд^айгггъ-д и влггкпгмил па гйг»г*д

данных

Шаг 13, Установление и закрепление партнерства по бенчмаркикгу

Рисунок 1 - Алгоритм проведения бенчмаркинга в медицинских организациях

Начинать любое бенчмаркинговое исследование мы предлагаем с этапа проведения самооценки и диагностики деятельности собственной медицинской организации. Данный этап включает в себя реализацию следующих шагов:

- составление плана проведения самооценки;

- определение методов и объектов обследования;

- формирование команды исполнителей, определение их функций;

- сбор данных по выделенным критериям и их обработка; http://www.innov.ru/science/economy/metodika-provedeniya-benchmarkingov/ 6/11

- количественный и качественный анализ полученных результатов самооценки;

- формирование отчета и подведение итогов самооценки;

- определение «проблемных точек» в деятельности медицинской организации;

Далее необходимо спланировать организационные вопросы проведения бенчмаркинга. Данный этап включает в себя реализацию следующих шагов:

- выбор предмета бенчмаркинга и описание системы измерений;

- определение вида и формы бенчмаркинга;

- формирование рабочей группы бенчмаркинга, определение их функций;

- разработка детального плана бенчмаркинга;

- выделение необходимых для проведения бенчмаркинга ресурсов;

- выявление лучших практик;

- установление и закрепление партнерства по бенчмаркингу;

- разработка анкет и вопросников для сбора данных;

Следующий этап предполагает сбор, анализ и сопоставление полученных данных. Он включает реализацию следующих шагов:

- сбор информации из различных источников по предмету бенчмаркинга;

- документирование и обработка собранной информации;

- сопоставление данных и определение разрывов;

- определение факторов успеха;

- разработка рекомендаций по внедрению;

Последним этапом проведения бенчмаркинга является адаптация и внедрение полученных результатов бенчмаркинга в деятельность медицинской организации. Он включает реализацию следующих шагов:

- подготовка Программы внедрения полученных результатов бенчмаркинга применительно к данной медицинской организации;

- формирование команды, которая будет реализовывать Программу внедрения полученных результатов;

- практическая реализация Программы внедрения полученных результатов бенчмаркинга применительно к данной медицинской организации;

Методика проведения бенчмаркингового исследования в медицинских организациях - контроль результатов внедрения.

Заключение

Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что в настоящее время отсутствует единый методический подход к процедуре проведения бенчмаркингового исследования. Именно это обстоятельство определяет необходимость разработки методики, которая с одной стороны, будет более детально и последовательно описывать процесс проведения бенчмаркинга, а с другой - учитывать специфику работы организации сферы здравоохранения. Предложенный нами алгоритм учитывает специфику деятельности медицинских организаций и позволяет смоделировать процесс проведения бенчмаркинга еще на этапе принятия решения, оценить финансовые и кадровые возможности организации, запланировать необходимое количество ресурсов для реализации бенчмаркингового проекта. Кроме того, с его помощью можно проанализировать и оценить различные сценарии с разными наборами параметров проведения бенчмаркинга, начиная с простого сопоставительного анализа, и заканчивая полноценным бенчмаркинговым исследованием.

Библиографический список

1. Наджафова М.Н. Бенчмаркинг как инструмент повышения эффек-тивности и конкурентоспособности российских медицинских организаций // Иннов: электронный научный журнал. 2017. № 3 (32). URL: http://www.innov.ru/science/economy/benchmarking-kak-instrument-povyshe/ 2.

2. Карпов О.Э., Назаренко Г.И., Клейменова Е.Б., Силаева Н.А., Ахметова А.И., Яшина Л.П. Проблемы бенчмаркинга и ключевая роль информационных технологий в оценке результатов чресконых ронарных вмешательств // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-5. С. 703-712.

3. Куликова И.Б., Немков А.Г., Потапов А.П. Электронный бенчмар-кинг качества медицинской помощи как инструмент повышения эффектив-ности работы амбулаторно-поликлинического звена // Управление качеством в здравоохранении. 2017. №1. С. 37-47.

4. Агафонова Л.А. Конкурентный бенчмаркинг как стратегия развития аптечной организации. / Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. №2. С. 259-264.

5. Агафонова Л.А. Изучение конкурентоспособности аптечных учре-ждений методом бенчмаркинга // Известия Международной академии аграрного образования. 2016. №26. С. 37-42.

6. Тарасенко Е.А. Госпитальный бенчмаркинг как маркетинговая технология для усиления конкурентоспособности ЛПУ // Практический маркетинг. 2013. №3 (193). С. 23-28.

7. Михайлов A.B., Бунятян Н.Д. Возможности применения бенчмар-кинга в повышении конкурентных преимуществ аптечных организаций // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2010. №4. С. 348-353.

8. Латуха О.А. Возможности применения бенчмаркинга в здравоохранении // Вестник новосиб ирского государственного педагогического университета. 2013. №6 (16). С.90-95.

9. Латуха О.А. Технология бенчмаркинга как фактор устойчивого развития медицинской организации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. №5. С. 218-231.

10. Рачек С.В., Жигалова Л.Н. Основные тенденции и особенности использования технологий бенчмаркинга // Интернет-журнал Науковедение. 2016. №2 (33) С. 1-9.

11. Конопля А.А. К вопросу о роли и содержании бенчмаркинга как инструмента управления стратегическим развитием медицинской организации // Иннов: электронный научный журнал, 2017. № 4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/k-voprosu-o-roli-i-soderzhanii-bench/

12. Назипова Д.А. Организация бенчмаркинга на предприятии // Актуальные вопросы экономических наук. 2014. №40. С. 54-57.

13. Пилипенко А.И. Бенчмаркинг как современный инструмент стратегического планирования // Ученые записки междуна родного банковского института. 2014. №9. С. 105-109.

14. Матковская Я.С., Должикова И.Ю. Бенчмаркинговая методика получения конкурентных преимуществ // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2012. №2 С. 102-109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Когденко В.Г. Бенчмаркинг как ин струмент ценностно ориентированного менеджмента // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №7. С. 2-12.

16. Тилиндис Т.В. , Виничук О.Ю., Кучковская А.И. Формирование методических аспектов по процессу внедрения и использования бенчмаркинга на предприятиях сферы услуг // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. №2 (19). С. 270-273.

17. Теория и практика применения технологии бенчмаркинга для улучшения качества деятельности организации: монография / Протасов Д.В. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 80 с.

18. Зюкин Д.А., Репринцева Е.В., Сергеева Н.М., Перькова Е.Ю ., Галкина Н.Г. Исследование взаимосвязи социально-экономических факторов развития системы здравоохранения региона // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №1-2. С. 218-221.

19. Березин А.А., Чернухина Г.Н. Анализ модели управления конкурентоспособностью предприятия в процессе бенчмаркинга // Вестник академии. 2016. №4. С. 107-111.

20. Сафонова Н.С., Блажевич О.Г., Кирильчук Н.А. Процесс проведения бенчмаркинга и формирование системы показателей для его оценки // Вестник науки и творчества. 2016. №9 (9). С. 51-57.

References

1. Nadzhafova M.N. Benchmarking kak instrument povyisheniya effek-tivnosti i konkurentosposobnosti rossiyskih meditsinskih organizatsiy. Innov: elektronnyiy nauchnyiy zhurnal. 2017. No 3 (32). URL: http://www.innov.ru/science/economy/benchmarking-kak-instrument-povyshe/ 2.

2. Karpov O.E., Nazarenko G.I., Kleymenova E.B., Silaeva N.A., Ahmetova A.I., Yashina L.P. Problemyi benchmarkinga i klyuchevaya rol informatsionnyih tehnologiy v otsenke rezultatov chreskonyih ronarnyih vmeshatelstv. Mezhdunarodnyiy zhurnal prikladnyih i fundamentalnyih issledovaniy. 2016. No 8-5. Pp. 703-712.

3. Kulikova I.B., Nemkov A.G., Potapov A.P. Elektronnyiy benchmar-king kachestva meditsinskoy pomoschi kak instrument povyisheniya effektiv-nosti rabotyi ambulatorno-poliklinicheskogo zvena. Upravlenie kachestvom v zdravoohranenii. 2017. No 1. Pp. 37-47.

4. Agafonova L.A. Konkurentnyiy benchmarking kak strategiya razvitiya aptechnoy organizatsii. Nauchnyie trudyi Volnogo ekonomicheskogo obschestva Rossii/ 2014. No 2. Pp. 259-264.

5. Agafonova L.A. Izuchenie konkurentosposobnosti aptechnyih uchre-zhdeniy metodom benchmarkinga. Izvestiya Mezhdunarodnoy akademii agrarnogo obrazovaniya. 2016. No 26. Pp. 37-42.

6. Tarasenko E.A. Gospitalnyiy benchmarking kak marketingovaya tehnologiya dlya usileniya konkurentosposobnosti LPU. Prakticheskiy marketing. 2013. No 3 (193). Pp. 23-28.

7. Mihaylov A.V., Bunyatyan N.D. Vozmozhnosti primeneniya benchmar-kinga v povyishenii konkurentnyih preimuschestv aptechnyih organizatsiy. Vestnik rossiyskogo universiteta druzhbyi narodov. Seriya: Meditsina. 2010. No 4. Pp. 348-353.

8. Latuha O.A. Vozmozhnosti primeneniya benchmarkinga v zdravoohranenii. Vestnik novosibirskogo gos udarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. No 6 (16). Pp. 90-95.

9. Latuha O.A. Tehnologiya benchmarkinga kak faktor ustoychivogo razvitiya meditsinskoy organizatsii. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016. No 5. Pp. 218-231.

10. Rachek S.V., Zhigalova L.N. Osnovnyie tendentsii i osobennosti ispolzovaniya tehnologiy benchmarkinga. Internet-zhurnal Naukovedenie. 2016. No 2 (33). Pp. 1-9.

11. Konoplya A.A. K voprosu o roli i soderzhanii benchmarkinga kak instrumenta upravleniya strategicheskim razvitiem meditsinskoy organizatsii // Innov: elektronnyiy nauchnyiy zhurnal, 2017. No 4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/k-voprosu-o-roli-i-soderzhanii-bench/

12. Nazipova D.A. Organizatsiya benchmarkinga na predpriyatii. Aktualnyie voprosyi ekonomicheskih nauk. 2014. No 40. Pp. 54-57.

13. Pilipenko A.I. Benchmarking kak sovremennyiy instrument strategicheskogo planirovaniya. Uchenyie zapiski mezhdu narodnogo bankovskogo instituta. 2014. No 9. Pp. 105-109.

14. Matkovskaya Ya.S., Dolzhikova I.Yu. Benchmarkingovaya metodika polucheniya konkurentnyih preimuschestv. Marketing i marketingovyie issledovaniya. 2012. No 2. Pp. 102-109.

15. Kogdenko V.G. Benchmarking kak in strument tsennostno orientirovannogo menedzhmenta. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. 2011. No 7. Pp. 2-12.

16. Tilindis T.V., Vinichuk O.Yu., Kuchkovskaya A.I. Formirovanie metodicheskih aspektov po protsessu vnedreniya i ispolzovaniya benchmarkinga na predpriyatiyah sferyi uslug. Azimut nauchnyih issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2017. T. 6. No 2 (19). Pp. 270-273.

17. Protasov D.V. Teoriya i praktika primeneniya tehnologii benchmarkinga dlya uluchsheniya kachestva deyatelnosti organizatsii: monografiya. Tambov: Izd-vo Tamb. gos. tehn. un-ta, 2009. - 80 p.

18. Zyukin D.A., Reprintseva E.V., Sergeeva N.M., Perkova E.Yu., Galkina N.G. Issledovanie vzaimosvyazi sotsialno-ekonomicheskih faktorov razvitiya sistemyi zdravoohraneniya regiona. Mezhdunarodnyiy zhurnal prikladnyih i fundamentalnyih issledovaniy. 2016. No 1-2. Pp. 218-221.

19. Berezin A.A., Chernuhina G.N. Analiz modeli upravleniya konkurentosposobnostyu predpriyatiya v protsesse benchmarkinga. Vestni k akademii. 2016. No 4. Pp. 107-111.

20. Safonova N.S., Blazhevich O.G ., Kirilchuk N.A. Protsess provedeniya benchmarkinga i formirovanie sistemyi pokazateley dlya ego otsenki. Vestnik nauki i tvorchestva. 2016. No 9 (9). Pp. 51-57.

+1

ifc Нравится 0

О Яндекс.Виджет^РУ

архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления

Реклама на INNOV.RU История компании О компании Рецепты Поиск Карта сайта Контакты

© 1996-2017 INNOV.RU (Иннов.ру) - информационное агентство, ООО «Иннов».

■ правила пользования

Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области ИА № ТУ 52-0604 от 29 февраля 2012 г. ISSN: 2414-5122

Веб-студия «INNOV» - продвижение и разработка сайта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.