Информационное агентство INNOV.RU | технологии Blockchain в экономике; ICO
$
I NNDV Иннов: электронный научный журнал
РОССИИСКИИ БИЗНЕС ON-LINE
Главная страница журнала
Экономические науки
Технические науки О журнале
Бенчмаркинг как инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности российских медицинских организаций
Benchmarking as a tool to improve the efficiency and competitiveness of the russian medical organizations
Редакция Общая лента Выпуски
Опубликовать статью. Авторам
finam.ru/KOHKypc-Energy-Drive
Заработай на бирже без вложений!
Участвуй в конкурсе Energy Drive. Бонус на счет. Призовой фонд 100 000р.!
УДК 338.45:338.1
22.09.1710:42
Ф138
Выходные сведения: Наджафова М.Н. Бенчмаркинг как инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности российских медицинских организаций // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №3 (32). URL: http://www.innov.ru/science/economy/benchmarking-kak-instrument-povyshe/
Авторы:
Наджафова М.Н., старший преподаватель кафедры экономика и менеджмента ФГБОУВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Российская Федерация,
marnik2003@ yandex.ru
1ый лицензированный дилер Демо-счет Бесплатное обучение
Authors:
Nadjafova M.N., senior lecture of department «Economics and management», «Kursk State Medical University», Kursk, Russian http://www.innov.ru/science/economy/benchmarking-kak-instrument-povyshe/
ООО «ФИНАМ ФОРЕКС»
marnik2003@ yandex.ru.
Ключевые слова: бенчмаркинг, медицинские организации, эффективность, конкурентоспособность
Keyword: benchmarking, healthcare organizations, efficiency, competitiveness
Аннотация: В статье бенчмаркинг рассматривается как наиболее эффективный способ повышения эффективности и конкурентоспособности медицинской организации за счет изучения деятельности успешных предприятий и их адаптации в собственной практике. Отмечается, что в системе российского здравоохранения данный инструмент управления, по-прежнему, остается недооцененным. В статье представлена основная причина этого - определенный консерватизм со стороны руководства в выборе применяемых на практике способов и методов управления развитием медицинской организации, вызванный их недостаточной теоретической и методологической информированностью по вопросам работы над бенчмаркинг-проектами. В качестве решения данной проблемы предлагается использовать опыт компаний из других сфер деятельности по реализации бенчмаркинговых проектов. Для этого разработанные ими методики следует адаптировать применительно к деятельности медицинских организаций с учетом специфики показателей их работы. В статье отмечается, что такое сотрудничество не должно ограничиваться только одним этим направлением, большие резервы открывает взаимодействие по вопросам использования активов, оптимизации затрат и калькулирования себестоимости, обеспечения платежеспособности, организации рациональной политики снабжения материальными ресурсами, совершенствования ассортиментной и ценовой политики, со-здания систем мотивации и стимулирования персонала и т.д. В качестве доказательства жизнеспособности данной идеи приводятся реализуемые на сегодняшний день в медицинских организациях положительные практики предприятий из других сфер. Бенчмаркинг не сводится просто к копированию идей конкурентов, а представляет собой организованный процесс системной работы по выявлению эталонных предприятий, достигших успехов в своих сферах деятельности, изучении их бизнес-процессов и адаптации полученных сведений к условиям собственной организации.
Annotation: Benchmarking is considered in the article as the most effective method of increasing the efficiency and competitiveness of medical organizations by studying the work of successful businesses and adapting them in their own practice. It is noted that this management tool in the Russian health care system still remains undervalued. The article presents the main reason for this is a certain conservatism on the part of leadership in applying in practice the methods and techniques of development management medical organization due to their lack of theoretical and methodological awareness of the work on benchmarking projects. ^s a solution to this problem is to use the experience of companies from other fields of activities for the implementation of benchmarking projects. For this, the developed technique should be tailored to the activities of medical organizations taking into account specifics of their performance. The article notes that such cooperation should not be limited to only one direction, large reserves opens the interaction in the use of assets, cost optimization and cost calculation, ensure the solvency, the rational policy of supply of material resources, improvement of assortment and price policy, creation of systems of motivation and stimulation of staff, etc. ^s evidence of the viability of this idea are being implemented today in medical institutions of good practices of companies from other sectors. Benchmarking is not simply copying competitor's ideas, but an organized process of systematic work to identify reference companies who have achieved success in their fields, learning about their business processes
03.10.2017 Бенчмаркинг как инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности российских медицинских организаций
and adapting the received information to the conditions of their own organizations.
Введение
Одной из основных тенденций современного этапа развития российской системы здравоохранения является постоянный рост числа частных лечебно-профилактических учреждений как альтернативы государственным учреждениям
здравоохранения. Этот фактор определяет высокий уровень конкуренции на рынке медицинских услуг, что в совокупности с введением обязательного и добровольного медицинского страхования, появлением платных медицинских услуг и постоянным повышением их стоимости при одновременном снижении государственного финансирования, вызывает необходимость широкого использования в практической деятельности медицинских организаций новых инструментов формирования конкурентных преимуществ, основанных на непрерывном совершенствовании эффективности собственной деятельности и повышении качества предоставляемых медицинских услуг [6, 8, 11].
Одним из таких инструментов, широко используемым в практике предприятий других сфер деятельности и недооцененным в здравоохранении, является, по нашему мнению, бенчмаркинг, который сегодня большинством ученых и практиков [2, 4, 9, 13, 17, 19] рассматривается как наиболее доступный способ повышения эффективности и конкурентоспособности организации за счет изучения лучших практик успешных предприятий и их адаптации в собственной деятельности. Успех такой работы достигается посредством не только изучения лучшей практики, но и всестороннего анализа и сравнительной оценки методов, применяемых для достижения высоких результатов, с последующей их адаптацией под условия работы конкретной организации.
Неоспоримым достоинством бенчмаркинга как метода повышения эффективности и конкурентоспособности организации является его относительная универсальность и адаптивность применительно к уже существующей в организации системе совершенствования работы, он может быть идеально вписан в нее как один из элементов или шагов [10]. Именно это обстоятельство определяет возможность широкого использования данного механизма применительно к любой организации любой сферы деятельности. Более того, использование бенчмаркинга в компаниях различных сфер деятельности позволяет изучать, анализировать и сравнивать лучшие практики между совершенно несвязанными между собой организациями. Эти два факта создают большие перспективы и возможности применения бенчмаркинга в медицинских организациях, в которых его можно применять практически в любом направлении работы,
начиная с решения экономических вопросов управления и заканчивая вопросами повышения качества медицинского обслуживания, а также уровня удовлетворенности потребителей представляемыми медицинскими услугами.
Материалы и методы
Для решения поставленной в исследовании проблемы был использован ряд общенаучных и специальных методов: абстрактно-логический, сравнительный анализ, синтез, а также системный подход для изучения вопросов развития бенчмаркинга на современном этапе. Информационную базу составили аналитические обзоры и научно-практические разработки российских и зарубежных ученых, изложенные в периодических изданиях.
Основные результаты исследования
В ходе проведенного исследования нами было выявлено, что в большинстве медицинских организаций до сих пор преобладают традиционные методы управления эффективностью и конкурентоспособностью. Основной причиной сложившейся ситуации, по нашему мнению, является определенный консерватизм со стороны руководства в выборе применяемых на практике способов и методов управления развитием медицинской организации. Чаще всего выбор делается в пользу уже проведенных временем подходов, ясных и понятных для большинства работников процедур. Мы не отрицаем их значимости и эффективности с позиции опыта предшествующей работы, но полагаем, что для повышения эффективности и конкурентоспособности современной медицинской организации необходимо перейти на качественно новый уровень, максимально использовать не только современные достижения медицинской науки и техники, но и активно внедрять инновационные подходы в управлении, осваивать новые инструменты улучшения собственной работы. Сегодня недостаточно просто спонтанно закупать новое оборудование и осуществлять ремонт помещений, нужно, прежде всего, обращать внимание на сам процесс организации данной работы с учетом целей и задач стратегического развития, повышения эффективности, конкурентоспособности, качества медицинских услуг и обслуживания населения в медицинских организациях [1, 21]. Такая многозадачность и многоаспектность текущей деятельности медицинской организации порождает определенные трудности в организации процесса управления, преодолеть которые возможно, на наш взгляд, в том числе и за счет активного использования такого инструмента как бенчмаркинг Его применение в западных компаниях и ряде российских [3, 12] уже показало свою высокую эффективность, в тоже время в системе российского здравоохранения данный инструмент управления, по-прежнему, остается недооцененным.
Во многом это связано с его недостаточной теоретической и методологической изученностью, большинство руководителей или вообще ни разу не слышали о подобном термине, а если и слышали, то не всегда могут определить, что он точно означает [5]. Еще большие трудности вызывает сам процесс организации работы над бенчмаркинг-проектом, традиционно возникает множество вопросов, ответы на которые не всегда удается найти: с чего начать, как организовать процесс, сколько времени и ресурсов понадобится, какова будет эффективность и окупятся ли вложения? Сегодня отсутствуют единые методические подходы, которые могли бы дать ответы на эти и многие другие вопросы. Именно поэтому организации, в том числе и медицинские, не всегда готовы тратить время и силы на реализацию подобных новаций. И даже те из них, которые решились на реализацию на практике данного инструмента, сталкиваются с множеством проблем. В частности, определенные сложности вызывает поиск партнеров по бенчмаркинг-проекту - не всегда компании открыты для сотрудничества и готовы обсуждать собственные результаты работы, делиться опытом успешной работы с потенциальными конкурентами [16, 18].
Тем не менее, не смотря на определенную неясность в вопросах организации и сложности поиска партнеров, все же известны компании, которые, активно используют данный инструмент управления. И именно этот факт во многом определил их лидерство на
03.10.2017 Бенчмаркинг как инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности российских медицинских организаций
рынке. К сожалению, в большинстве своем, эти компании работают не в системе здравоохранения, однако их положительный опыт и общие методические вопросы организации проведения, можно успешно адаптировать применительно к деятельности медицинских организаций с учетом специфики показателей их работы.
В частности, большие резервы открывает сотрудничество по вопросам повышения эффективности использовании активов, сбалансированности источников финансирования, оптимизации затрат и калькулирования себестоимости, обеспечения платежеспособности, организации рациональной политики снабжения материальными ресурсами, совершенствования ассортиментной и ценовой политики и т.д. Кроме того существует множество примеров в различных сферах деятельности, особенно в сфере торговли и оказания услуг, по созданию систем мотивации и стимулирования персонала, которые можно успешно внедрять в работу медицинской организации. И здесь следует отметить, что определенные положительные практики уже начинают переходить в здравоохранение из других сфер. Так, в ряде ЛПУ уже внедрены системы электронной очереди, которые успешно используются в банковской и других сферах экономической деятельности. Начинают работать сайты, а в текущей работе активно используются современные информационные технологии.
Однако, говоря о данных примерах, не стоит все же их отождествлять с бенчмаркингом, так как они в большинстве своем носят бессистемный и фрагментарный характер, в то время как бенчмаркинг все же не сводится простому копированию идей конкурентов или организаций-партнеров [14, 15]. Он предполагает активное взаимодействие между бенчмаркинг-партнерами в форме конструктивного сотрудничества по вопросам обмена информацией, необходимой для совершенствования собственной деятельности, и включает в себя следующие этапы проведения [7, 20]:
1) определение целей бенчмаркинга;
2) выбор объекта и предмета бенчмаркинга;
3) подготовка детального плана проведения бенчмаркинга;
4) сбор, анализ и сравнение информации;
5) адаптация полученных результатов деятельности к деятельности собственной организации;
6) разработка и внедрение мероприятий;
7) оценка эффективности проведенных мероприятий.
Его характерной чертой как метода анализа и сравнительной оценки является непрерывность во времени. Это означает, что медицинская организация, выбравшая стратегию своего развития на основе использования бенчмаркинга, должна быть готова к тому, что ей нужно будет регулярно проверять эффективность полученных ранее достижений и развивать способность быстро реагировать на изменяющиеся внешние и внутренние условия. Следовательно, бенчмаркинг представляет собой определенным образом организованный процесс системной работы по выявлению эталонных предприятий, достигших успехов в своих сферах деятельности, изучении их бизнес-процессов и адаптации полученных сведений к условиям собственной организации.
Заключение
Таким образом, мы полагаем, что широкое использование методики бенчмаркинга, позволит медицинским организациям не только повысить собственную эффективность и конкурентоспособность, но и решить многочисленные проблемы в сфере повышения качества медицинского обслуживания, уровня удовлетворенности потребителей представляемыми медицинскими услугами, а также сформирует предпосылки для развития всей системы здравоохранения по наиболее успешной траектории.
Библиографический список
1. Агафонова Л.А. Конкурентный бенчмаркинг как стратегия развития аптечной организации / Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. №2. С. 259-264.
2. Брезе В.А. Бенчмаркинг как инструмент совершенствования дея-тельности компании / В.А. Брезе, В.А. Дашкевич // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. №2-1 (64). С. 57-60.
3. Ватсон Г. Бенчмаркинг в примерах //Деловое совершенство. 2006. № 8. С. 28-32.
4. Гостяева Ю.Ю. Бенчмаркинг как важное звено процесса разработки эффективных управленческих решений // Вестник Белгородского государственного университета им. В.Г. Шухова. 2015. №4. С. 146-148.
5. Зюкин Д.А. Оптимизации системы управления медицинскими кад-рами региона / Д .А. Зюкин, С.А. Беляев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-6. С. 1145-1148.
6. Идилов И.И., Сагов А.И., Исаев Т.М. Менеджмент в здравоохранении: региональные особенности, системная интеграция, инновационные решения. Монография. Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. 384 с.
7. Иванов И.Н. Конкурентный анализ. Бенчмаркинг / И.Н. Иванов, Д.Ю. Фукова // Экономический анализ. 2009. № 22. С. 53-55.
8. Коробкова О.К. Управление медицинскими услугами в системе государственного и частного здравоохранения: плюсы и минусы // Бизнес. Образование. Право. 2016. №3 (36). С. 64-71.
9. Куликова И.Б. Электронный бенчмаркинг качества медицинской помощи как инструмент повышения эффективности работы амбулаторно-поликлинического звена / И.Б. Куликова, А.Г. Немков, А.П. Потапов // Управление качеством в здравоохранении. 2017. №1. С. 37-47.
10. Латуха О.А. Возможности применения бенчмаркинга в здравоохранении // Вестник новосибирского государственного педагогического университета. 2013. №6 (16). С.90-95.
11. Латуха О.А. Технология бенчмаркинга как факто р устойчивого развития медицинской организации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. №5. 2016. С. 218-231.
12. Нуштаев А.И. Зарубежный и российский опыт организации бенчмаркинга // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2011. №3 (3). С. 16-27.
13. Осадчая С.М. Бенчмаркинг в системе управления хозяйствующим субъектом: теоретические основы / С.М. Осадчая, А.С. Голикова // Экономика и предпринимательство. 2015. №12-1 (65-1). С. 560-564.
14. Островская В.Н. Стратегии приближения предприятий конкурентной отрасли к эталону и оценка их эффективности // Экономические науки . 2008. № 11 (48). С. 53-56.
15. Островская В.Н. Концептуальная модель процесса конкурентно-интеграционного бенчмаркинга // Интеграл. 2009. №3(47). 24-29.
16. Садовой М.А. Технология бенчмаркинга в организации управления / М.А Садовой, И.Ю. Бедорева, А.Е. Ставский // Медицина и образование в Сибири. 2013. №6. С. 63-66.
17. Сидорова Е.Е. Анализ существующих подходов к классификации типов бенчмаркинга / Е.Е. Сидорова, Л.С. Шаховская // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2016. № 11 (26) С. 234-239.
18. Тарасенко Е.А. Госпитальный бенчмаркинг как маркетинговая технология для усиления конкурентоспособности ЛПУ // Практический маркетинг 2013. №3 (193). С. 23-28.
19. Шарафутдинова Н.С., Шафигуллина А.В. Бенчмаркинг: Учебное пособие. Казань: ООО «Издательский дом», 2016. 138 с.
20. Кауфман Н.Ю. Бенчмаркинг как инструмент инновационного развития предприятия // Актуальные проблемы гуман итарных и естественных наук. 2017. №4-2. С. 16-18.
21. Шишкова О.Ф. Новые подходы к управлению медицинской организацией // Вестник ИЭАУ. 2013. № 1 (1). С. 18.
References
1. Agafonova L.A. Konkurentnyj benchmarking kak strategiya razvitiya aptechnoj organizacii. Nauchnye trudy Vol'nogo ehkonomicheskogo obshchestva Rossii. 2014. No 2. Pp. 259-264.
2. Breze V.A., Dashkevich V.A. Benchmarking kak instrument sovershenstvovaniya deyatel'nosti kompanii. Novaya nauka: strategii i vektory razvitiya. 2016. No 2-1 (64). Pp. 57-60.
3. Vatson G. Benchmarking v primerah. Delovoe sovershenstvo. 2006. No 8. Pp. 28-32.
4. Gostyaeva Y.Y. Benchmarking kak vazhnoe zveno processa razrabotki ehffektivnyh upravlencheskih reshenij. Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. V.G. SHuhova. 2015. No 4. Pp. 146-148.
5. Zyukin D.A., Belyaev S.A. Optimizacii sistemy upravleniya medicinskimi kadrami regiona. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016. No 11-6. Pp. 1145-1148.
6. Idilov I.I., Sagov A.I., Isaev T.M. Menedzhment v zdravoohranenii: regional'nye osobennosti, sistemnaya integraciya, innovacionnye resheniya. Monografiya. Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i Ko», 2013. 384 p.
7. Ivanov I.N., Fukova D.Y. Konkurentnyj analiz. Benchmarking. Ekonomicheskij analiz. 2009. No 22. Pp. 53-55.
8. Korobkova O.K. Upravlenie medicinskimi uslugami v sisteme gosudarstvennogo i chastnogo zdravoohraneniya: plyusy i minusy. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2016. No 3 (36). Pp. 64-71.
9. Kulikova I.B., Nemkov A.G., Potapov A.P. Elektronnyj benchmarking kachestva medicinskoj pomoshchi kak instrument povysheniya ehffektivnosti raboty ambulatorno-poliklinicheskogo zvena. Upravlenie kachestvom v zdravoohranenii. 2017. No 1. Pp. 37-47.
10. Latuha O.A. Vozmozhnosti primeneniya benchmarkinga v zdravoohranenii. Vestnik novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. No 6 (16). Pp. 90-95.
11. Latuha O.A. Tekhnologiya benchmarkinga kak faktor ustojchivogo razvitiya medicinskoj organizacii. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. No 5. 2016. Pp. 218-231.
12. Nushtaev A.I. Zarubezhnyj i rossijskij opyt organizacii benchmarkinga. Informacionno-ehkonomicheskie aspekty standartizacii i tekhnicheskogo regulirovaniya. 2011. No 3 (3). Pp. 16-27.
13. Osadchaya S.M., Golikova A.S. Benchmarking v sisteme upravleniya hozyajstvuyushchim sub"ektom: teoreticheskie osnovy. Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. No 12-1 (65-1). Pp. 560-564.
14. Ostrovskaya V.N. Strategii priblizheniya predpriyatij konkurentnoj otrasli k ehtalonu i ocenka ih ehffektivnosti. Ekonomicheskie nauki. 2008. No 11 (48). Pp. 53-56.
15. Ostrovskaya V.N. Konceptual'naya model' processa konkurentno-integracionnogo benchmarkinga. Integral. 2009. No 3(47). Pp. 24-29.
16. Sadovoj M.A., Bedoreva I.Y., Stavskij A.E. Tekhnologiya benchmarkinga v organizacii upravleniya. Medicina i obrazovanie v Sibiri. 2013. No 6. Pp. 63-66.
17. Sidorova E.E., Shahovskaya L.S. Analiz sushchestvuyushchih podhodov k klassifikacii tipov benchmarkinga. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2016. No 11 (26) Pp. 234-239.
18. Tarasenko E.A. Gospital'nyj benchmarking kak marketingovaya tekhnolo giya dlya usileniya konkurentosposobnosti LPU. Prakticheskij marketing. 2013. No 3 (193). Pp. 23-28.
19. SHarafutdinova N.S., SHafigullina A.V. Benchmarking: Uchebnoe posobie. Kazan': OOO «Izdatel'skij dom», 2016. 138 p.
20. Kaufman N.YU. Benchmarking kak instrument innovacionnogo razvitiya predpriyatiya. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2017. No 4-2. Pp. 16-18.
21. Shishkova O.F. Novye podhody k upravleniyu medicinskoj organizaciej. Vestnik IEHAU. 2013. No 1 (1). Pp. 18.
¥ Tweet ^^И Нравится 0
О Яндекс.Виджет!М1ЮУ
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления
CHARMANTE
6 # Р & & Ф
1 800 руб 2 700 руб 1 700 руб 1 800 руб 1 400 руб 1 400 руб 1 700 руб 1 800 руб 2 10'
f
Реклама на INNOV.RU Партнеры История компании О компании Услуги Создать сайт Стена памяти Поиск Карта сайта Контакты
© 1996-2017 INNOV.RU (Иннов.ру) - информационное агентство, ООО «Иннов».
■ правила пользования
Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области ИА № ТУ 52-0604 от 29 февраля 2012 г. ISSN: 2414-5122
Веб-студия «INNOV» - продвижение и разработка сайта