1 Актуальные проблемы высшей школы и профессионального образования
Взаимосвязь физического развития и физической подготовленности курсантов различного года обучения, занимающихся борьбой
А. С. МЕЛЬНИКОВ,
преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки (Учреждение образования «Могилевский институт МВД Республики Беларусь»)
Interrelation of Physical Development and Physical Readiness of Different Years Study Cadets Engaged in Wrestling
A. S. MELNIKOV,
Teacher at the Department of Tactical and Special Training (Institution of Education "Mogilev Institute of the Ministry
Общая физическая подготовка является необходимым элементом подготовки сотрудников органов внутренних дел. В статье рассматривается вопрос взаимосвязи физического развития с физической подготовкой курсантов, занимающихся борьбой в учебно-тренировочных группах. Учебно-тренировочный процесс с курсантами, занимающимися борьбой, позволяет достичь их гармоничного развития.
Общая физическая подготовка, физическое развитие, тестирование физической подготовленности.
of Internal Affairs of the Republic of Belarus")
УДК 37.042
General physical training is an indispensable element in the training of internal affairs officials. The article deals with the relationship between physical development and physical training of cadets engaged in wrestling in training groups. The training process with cadets engaged in wrestling allows them to achieve their harmonious development.
General physical training, physical development, testing physical preparation.
Спортивная борьба является одним из видов спорта, который обеспечивает гармоничное развитие сотрудника органов внутренних дел и его подготовку к выполнению служебных обязанностей.
На сегодняшний день особую актуальность приобретают проблемы взаимосвязи физической подготовленности курсантов, занимающихся борьбой на различных этапах спортивного мастерства, с физическим развитием.
В нашем исследовании предпринята попытка оценить уровень физической подготовленности курсантов Могилевского института МВД Республики Беларусь, которые занимаются борьбой, а также выявить взаимосвязи между показателями физической подготовленности курсантов и их физическим развитием. Мы изучали динамику этих показателей на протяжении четырех лет обучения, для чего отобрали для исследования две
94
группы курсантов. Первую группу составили курсанты первого и второго года обучения, а вторую — третьего и четвертого года. Численность обеих групп составляла по 15 человек (и, = п2 = 15).
Для оценки уровня физической подготовленности курсантов использовались стандартные для данного учебного заведения контрольные упражнения, применяемые в учебно-тренировочном процессе по профессионально-прикладной физической подготовке [1]. При этом результат выполнения каждого из контрольных упражнений, дифференцируемые для отдельной группы спортивной классификации испытуемых, оценивался в баллах, а общая оценка по общей физической подготовке являлась суммой баллов выполнения всех контрольных упражнений [3].
Всего использовалось восемь контрольных упражнений:
1) бег 100 м;
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
Актуальные проблемы высшей школы и профессионального образования
2) сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях;
3) челночный бег 10 х 10 м;
4) прыжок в длину с места;
5) поднимание ног к перекладине;
6) переход из упора присев в упор лежа;
7) подтягивание на высокой перекладине;
8) комплексно-силовое упражнение.
Анализ результатов показывает, что курсанты 1—2 года обучения имеют общую физическую подготовленность на среднем уровне, о чем свидетельствует оценка группы — 3,5 балла за выполнение всех контрольных упражнений.
Анализ выполнения контрольных упражнений в балльном выражении показывает, что наилучший результат был у занимающихся в контрольных «комплексно-силовых упражнениях». Оценка — 4,2 балла. Наихудший результат продемонстрирован в контрольном упражнении «поднимание ног к перекладине» — 2,9 балла. Получается, что курсанты младших курсов, при среднем уровне развития собственносиловых способностей, обладают достаточно высоким уровнем развития силовой ловкости. Результаты выполнения остальных контрольных нормативов по общей физической подготовке оцениваются в пределах 3,0—4,0 балла. Эти данные характеризуют уровень физической подготовленности курсантов 1—2 года обучения не с самой лучшей стороны.
Средняя оценка группы курсантов 3—4 года обучения равна 4,11 балла. Она выше оценки, полученной группой 1—2 года обучения, что свидетельствует о возросшем уровне общей физической подготовленности. Это позволяет сделать вывод о корректной методике работы с курсантами по развитию физических качеств.
Наилучший результат снова показан в контрольных комплексно-силовых упражнениях — 4,56. Это говорит о том, что во время тренировок продолжает оказываться целенаправленное воздействие на развитие силы, быстроты и ловкости. Улучшились практически все оценки. В целом физическую подготовленность группы 3—4 года обучения можно охарактеризовать как выше среднего. Данные говорят, что профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов, занимающихся борьбой, достаточно эффективна.
Для определения взаимосвязи между контрольными упражнениями и суммой баллов по общей физической подготовке мы использовали метод корреляционного анализа [2]. Очевидно, тестовое задание, имеющее максимальную взаимосвязь с суммой баллов, может выступать в роли интегрального критерия, с помощью которого возможно корректное опреде-
ление уровня общей физической подготовленности курсанта. В группе курсантов 1—2 года обучения наименее значимая взаимосвязь между контрольными упражнениями и суммой баллов по ОФП отмечается в упражнении «бег 100 м», эту взаимосвязь можно охарактеризовать как слабую (г = 0,27). Наиболее значимая взаимосвязь по рассматриваемым признакам имеется в контрольном упражнении «сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях», где коэффициент корреляции равен 0,86 (сильная взаимосвязь) и «переход из упора присев в упор лежа», где коэффициент корреляции равен 0,77 (сильная взаимосвязь). В остальных упражнениях коэффициент корреляции составляет 0,50— 0,69 (средняя взаимосвязь).
В группе курсантов 3—4 года обучения наименее значимая взаимосвязь между контрольными упражнениями и суммой баллов по общей физической подготовке также отмечается в упражнении «бег 100 м» — г = 0,14 — очень слабая взаимосвязь. Следовательно, в структуре общей физической подготовки курсантов, занимающихся борьбой, это упражнение не имеет того значения, по которому можно было бы судить о состоянии общей физической подготовленности курсантов. Наивысшим показателем коэффициента корреляции являются результаты в «подтягивание на высокой перекладине» (г=0,71 — сильная взаимосвязь) и «комплексносиловое упражнение» (г=0,55 — средняя взаимосвязь). В остальных тестах отмечается слабая взаимосвязь.
Это позволило нам выявить наиболее значимые для каждой группы контрольные упражнения, которые могут служить в качестве первичной быстрой оценки уровня общей физической подготовки курсантов, занимающихся борьбой, без тестирования по всем контрольным упражнениям.
Для группы курсантов 1—2 года обучения это:
1) «сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях»;
2) «переход из упора присев в упор лежа».
Для курсантов 3—4 года обучения это:
1) «подтягивание на высокой перекладине»;
2) «комплексно-силовое упражнение».
Таким образом, у обеих групп есть общее
контрольное упражнение, которое наиболее тесно коррелирует с суммой баллов по общей физической подготовке — «сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях». Кроме того, у первой группы тест «переход из упора присев в упор лежа» также хорошо характеризует суммарный балл по общей физической подготовке. Есть такой второй показатель и у второй группы — это комплексно-силовое упражнение.
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
1 Актуальные проблемы высшей школы и профессионального образования
Несомненно, что результаты выполнения контрольных упражнений курсантов различных курсов обучения должны статистически отличаться, что будет означать различие в уровне общей физической подготовки. Статистический анализ между 2-мя исследуемыми группами указал на достоверные отличия практически по всей батарее тестов. Однако сравнение по балльной оценке недостоверно для таких испытаний, как «бег 100 м», «челночный бег 10 х Ю м».
Между группами существует статистически достоверное различие как по сумме баллов, так и по общей интегральной оценке. Этот факт дает основание утверждать, что общая физическая подготовленность курсантов выпускных курсов лучше, чем у новичков. Также следует отметить довольно низкий результат в тестах ОФП группы курсантов 1—2 года обучения, что свидетельствует о недостаточной физической подготовке курсантов, поступающих в вуз.
Для определения взаимосвязи физического развития и физической подготовленности у курсантов-борцов различного года обучения вычислялся коэффициент корреляции, связывающий каждый морфологический признак с оценкой общей физической подготовки занимающихся. Отличительной особенностью вза-
Список литературы:
1. Артемьев В. 77. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учеб, пособ. / В. П. Артемьев, В. В. Шутов. Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2004.
2. Годик М.А. Спортивная метрология: учеб, для ин-тов физической культуры / М. А. Годик. М.: Физкультура и спорт, 1988.
имосвязи между росто-весовыми показателями и результатами контрольных упражнений по общей физической подготовке является уменьшение корреляционной зависимости по мере роста спортивного мастерства. Так, например, если в группе курсантов 1—2 года обучения коэффициент корреляции по показателю «рост» равен 0,2, то в учебно-тренировочной группе г=0,10. По весу — такая же тенденция. Таким образом, если на уровне курсантов 1—2 года обучения еще и существует слабая взаимосвязь между некоторыми показателями и результатами по ОФП, то у курсантов 3—4 года обучения такая взаимосвязь отсутствует. Наиболее сильная связь для этой группы курсантов — между результатами динамометрии и суммой баллов общей физической подготовки (г =0,51 для правой кисти и г=0,63 — для левой кисти).
Проведенная нами диагностика показала, что учебно-тренировочный процесс с курсантами, занимающимися борьбой, достаточно эффективен. Несмотря на то, что данные физического развития курсантов показывают средний уровень, уровень общей физической подготовленности курсантов, занимающихся борьбой, возрастает к выпускным курсам, что свидетельствует о верной стратегии физической подготовки курсантов.
3. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб, пособ. для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2002.
E-mail: saha [email protected]
96
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1