УДК 796:338.28
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Светлана Михайловна Сухарева, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В данной статье представлена методика повышения физической активности детей среднего школьного возраста с использованием внеклассных занятий легкоатлетическими упражнениями и результаты ее применения. Определение структурных компонентов физической активности позволяет индивидуализировать педагогический процесс при типовом формировании групп, воздействуя на выявленные недостатки. Использование разработанной методики способствует повышению физического развития и физической подготовленности школьников и формирует потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Ключевые слова: физическая активность, мониторинг, дети среднего школьного возраста.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p148-152
METHODOLOGY FOR INCREASING THE PHYSICAL ACTIVITY OF THE SECONDARY SCHOOL AGE CHILDREN
Svetlana Mikhaelovna Sukhareva, the senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
This article presents the methodology for increasing the physical activity of the children of the secondary school age with extra-curricular activities and athletics exercises and its results. Determination of the structural components of the physical activity lets you personalize the teaching process with the typical formation of the groups acting on the identified weaknesses. Application of the developed method promotes physical development and physical fitness of the students and creates the need in the regular physical education and sports.
Keywords: physical activity, monitoring, children of secondary school age, investigation.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из актуальных направлений исследований сферы физической культуры и спорта является сохранение и улучшение здоровья граждан всех возрастных групп, в особенности подрастающего поколения. Современные исследования здоровья детей показывают, что с возрастом, в результате увеличения учебных нагрузок и воздействия стрессовых факторов окружающей среды, адаптационные возможности организма детей снижаются, провоцируя развитие целого ряда заболеваний [4, 5, 7]. Доля здоровых детей к концу обучения в школе по Санкт-Петербургу не превышает 3-4% [5].
Одна из основных причин снижения здоровья школьников - недостаточная физическая активность. Установлено, что целенаправленная двигательная деятельность, существенно влияет на показатели здоровья человека, а рациональная ее организация связана с общим оздоровлением организма детей среднего школьного возраста [2].
Большинство исследований в области повышения физической активности основываются на технологии применения средств и методов организации занятий в системе физического воспитания, где акцент смещен на двигательный компонент. Данный подход не позволяет формировать ценностное отношение детей и подростков к средствам физической культуры и спорта. Поэтому целью нашего исследования стала разработка и внедрение методики формирования физической активности с использованием внеклассных занятий легкой атлетикой с учетом индивидуально-групповых особенностей детей
среднего школьного возраста и их интересов.
МЕТОДИКА
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе ГБОУ СОШ № 515 Санкт Петербурга со школьниками 11-13 лет. Разработанная методика повышения физической активности включала в себя следующие компоненты: оценочно-результативный, позволяющий определить уровень физической активности школьников, и двигательно-мотивационный, отражающий совокупность применяемых средств и методов, с учетом выделенного уровня.
Диагностика физической активности детей осуществлялась исходя из особенностей ее структуры. Разработанная программа мониторинга включала в себя оценивание уровня физического развития ребенка, физической подготовленности и социальной активности, отражающую сферу потребностей и интересов ребенка.
Физическая подготовленность определялась по результатам тестирования всех физических способностей: 6-минутный бег (м), челночный бег 3*10м (с), прыжок в длину с места (см), бег на 30м (с), поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с (кол-во раз), наклон вперед (см). В качестве критериев оценивания уровня развития физических способностей были взяты возрастные требования, предложенные Ляхом В. И. и Зданевичем А. А. в комплексной программе физического воспитания учащихся [3].
Оценивание физического развития производилось на основании соответствия возрастным нормам антропометрических особенностей и степени развития функциональных систем организма ребенка при помощи индексов Пинье, Кетле, Скибинского, Робинсона и пробы Руфье. Оценивание социальной активности подростка, а точнее в предпочтения детей в проведении свободного от учебы времени, осуществлялось при помощи анкетирования [1].
Шкалы оценивания были модифицированы в пятибалльную шкалу, где 1 балл соответствовал значению низкий, а 5 баллов высокий. В случае с оцениванием интересов детей 1 балл соответствовал значению «совсем не важно», а 5 баллов - «очень важно».
На основании проведенного тестирования и анкетного опроса определялся тип физической активности школьника в соответствии с разработанной классификацией [6], что позволило разделить детей на 5 экспериментальных групп и индивидуализировать педагогический процесс при групповой организации занятия (табл. 1).
Таблица 1
Распределение детей по группам в зависимости от типа физической активности
№ группы Тип физической активности Кол-во испытуемых Особенности типа
1 Физически подготовленный, развитый, не активный (тип 2) 8 физическая подготовленность и развитие выше среднего уровня, нет интерес к ведению здорового образа жизни
2 Физически подготовленный, не развитый, активный (тип 3) 9 физическая подготовленность выше среднего уровня, есть стойкий интерес к ведению здорового образа жизни, отстает в физическом развитии
3 Физически подготовленный, не развитый, не активный (тип 5) 8 физическая подготовленность выше среднего уровня, отстает в физическом развитии, нет интереса к ведению здорового образа жизни
4 Физически не подготовленный, развитый, не активный (тип 6) 7 физическое развитие выше среднего уровня, отстает физическая подготовленность, нет интереса к ведению здорового образа жизни
5 Физически не подготовленный, не развитый, не активный (тип 8) 9 физическая подготовленность и развитие ниже среднего уровня, нет интереса к ведению здорового образа жизни
Группы с типами «физически не подготовленный, не развитый, активный (тип 4)» и «физически не подготовленный, развитый, активный (тип 7)», в связи с не репрезентативностью выборки, участвовали в дополнительном эксперименте.
Физически подготовленный, развитый, активный тип (тип 1) в силу отсутствия проблем в недостатке физической активности дополнительного педагогического вмешательства не потребовал. На основании выделенных типов в рамках предварительного эксперимента [6] была разработана методика увеличения физической активности детей и подростков путем повышения отстающих структурных компонентов физической активности до оптимального (выше среднего значения) или поддержания достигнутого уровня с дальнейшим его ростом. Планирование и разработка программы осуществлялось на основании рекомендации ВОЗ [8] о необходимости ежедневных занятий физической активностью не менее 60 минут в день.
Дополнительные занятия с применением легкоатлетических упражнений проводились в школе 3 раз в неделю по 60 минут в те дни, когда нет урока физической культуры. Каждое тренировочное занятие состояло из 5 основных блоков, не меняющихся на протяжении всего эксперимента. Упражнения аэробной направленности (блок № 1) применялись для развития общей выносливости. В состав общеразвивающих упражнения (блок № 2) были включены упражнения для развития общей и специальной гибкости, необходимой в легкоатлетических видах. Следующий блок (J№ 3) был посвящен специально-подготовительным упражнениям для развития координационных способностей. Блок общеподготовительных упражнений (J№ 4) содержал комплексы упражнений по развитию быстроты, скоростно-силовых и силовых способностей. В основе построения данного блока лежал принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера. Каждый блок занятия (за исключением блока № 5, в состав которого входили средства повышения мотивации), был рассчитан на 15 минут. Для индивидуализации педагогического воздействия с акцентом на проблемную сторону типа физической активности школьника интенсивность и объем варьировались, но суммарное время занятия оставалось неизменным.
Способы повышения интереса к физической активности были разработаны на основании проведенного анкетирования, где определялось предпочтение детей и подростков в проведении свободного времени с возможностью их реализовать в физкультурно-спортивной деятельности. С учетом наиболее популярных ответов были применены такие средства как:
- реализация общения (возможность общения в процессе тренировки; организация совместных походов на спортивные мероприятия; организация досуга внутри коллектива; организация совместного активного отдыха выходного дня; организация мастер-класса со спортсменами высших разрядов, специализирующихся в легкой атлетике);
- прослушивание музыки (выполнение заданий под музыку; использование различных музыкальных ритмов с учетом характера выполняемого упражнения; возможность включения в процессе занятия музыки занимающегося);
- использование интернета для общения и развлечения (использование интернета для выполнения задания преподавателя; использования интернета для просмотра online трансляций по видам спорта; создание тематических спортивных групп в социальных сетях для общения).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Спустя 6 месяца регулярных дополнительных занятий во всех группах произошло повышение уровня физической подготовленности, физического развития и социальной активности, что привело к изменению типа физической активности (табл. 2).
В первой группе, к которой изначально относились дети второго типа физической активности (физически подготовленный, развитый, не активный), у 6 человек из 8, участвующих в эксперименте тип изменился на физически подготовленный, развитый, активный за счет повышения интереса к активному образу жизни.
Во второй группе с третьим типом физической активности изменения менее значительны. Сложность заключалось в том, что к третьему типу относились дети с недостатком физического развития. В основном недостаток заключался в возрастных антро-
пометрических особенностях детей, что сложно поддается коррекции методами и средствами физической культуры. Но за счет увеличения функциональных возможностей школьников 5 человек из 9 изменили тип физической активности на первый.
Таблица 2
Изменение типа физической активности после эксперимента _
Тип
Группа тип 1 тип 2 тип 3 тип 4 тип 5 тип 6 тип 7 тип 8
(кол-во чел.)
1 До эксперимента - 8 - - - - - -
После эксперимента 6 2 0 0 0 0 0 0
2 До эксперимента - - 9 - - - - -
После эксперимента 5 0 3 0 0 0 0 0
3 До эксперимента - - - - 8 - - -
После эксперимента 5 0 2 0 1 0 0 0
4 До эксперимента - - - - - 7 - -
После эксперимента 3 3 0 1 0 0 0 0
5 До эксперимента - - - - - - - 9
После эксперимента 3 1 0 0 2 1 2 0
У детей пятого типа физической активности (физически подготовленный, не развитый, не активный) у 5 школьников из 8 произошли изменения типа физической активности за счет увеличения интереса к двигательной деятельности и повышения физического развития.
В группу с шестым типом были включены дети изначально хорошо развитые, но отстающие в физической подготовленности и предпочитающие пассивные формы проведения досуга. Изменения произошли у каждого ребенка, поэтому детей с 6 типом физической активности не осталось. Но лишь 43% детей достигли максимального результата.
В пятую группу были включены дети, физическая активность которых по всем структурным компонентам была ниже среднего уровня, поэтому после проведенного эксперимента типовой разброс был высоким. 3 человека из 9 смогли изменить шестой тип на физически подготовленный, развитый, активный. 2 школьника, за счет повышения интереса к активному образу жизни, после эксперимента были отнесены к седьмому типу. Еще двое смогли повысить физическую подготовленность в результате чего были отнесены к 5 типу физической активности. И по одному ребенку изменили тип физической активности на физически не подготовленный, развитый, не активный и физически подготовленный, развитый, не активный.
Изменения типа физической активности произошли в каждой группе, однако чем больше было недостатков в структурных компонентах физической активности, тем более разнонаправленные были изменения. Чем ниже был уровень физической активности, тем более выражены были изменения оцениваемых показателей
ВЫВОДЫ
В результате основного педагогического эксперимента в физической активности исследуемых групп произошли положительные изменения. 51% школьников достигли поставленной цели и повысили уровень каждого компонента физической активности выше среднего значения. Лишь у 14% участников в исследования тип физической активности остался без изменений, причем к их числу принадлежали дети второго и третьего типа, где недостаток был в невысоком интересе к двигательной активности и недостатком физического развития соответственно. У остальных 35% школьников изменения произошли в одном или двух компонентах физической активности, что подтверждает положительные результаты исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Евсеев, С.П. Социологические методы исследования мотивационных предпочтений школьников в области физической культуры / Евсеев С. П., Комков А. Г., Филиппов С. С. // Теория
и методика физкультурного образования: социально-педагогические аспекты и перспективы развития : сборник научных трудов. - СПб., 2006. - С. 39-48.
2. Комков, А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности школьников : монография / А.Г. Комков ; С.-Петерб. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2002. - 228 с.
3. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов /
B.И. Лях, А.А. Зданевич ; М-во образования и науки Российской Федерации. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2007. - 127 с.
4. Симоненко, С.М. Физическое воспитание и здоровье школьника / С.М. Симоненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10. - С. 86-89.
5. Солодков, А.С. Здоровье детей в Санкт-Петербурге / А.С. Солодков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 165-170.
6. Сухарева, С.М. Классификация типов физической активности детей среднего школьного возраста / С.М. Сухарева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 137-141.
7. Сухарева, С.М. Исследование особенностей физического здоровья девочек 13-15 лет /
C.М. Сухарева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 164168.
8. The determinants of health. Geneva, World Health Organization [Электронный ресурс] // 2010. URL: http://www.who.int/hia/evidence/doh/en. - Дата обращения 30.08.2014.
REFERENCES
1. Evseev, S. Р., Komkov, A. G. and Filippov, S. S. (2006), "Sociological research methods motivational preferences of students in the field of physical culture", Theory and methods of physical education: social and pedagogical aspects and development prospects, collection ofproceedings, pp. 39-48.
2. Komkov, A.G. (2002), Socio-pedagogical bases of formation physical activity of pupil, publishing house St. Petersburg scientific research Institute of physical culture, St. Petersburg.
3. Lyakh, V.I. and Zdanevich, A. A. (2007), Comprehensive program of physical education of the students of I-XI classes, Education, Moscow.
4. Simonenko, S. M. (2009), "The Physical Education and the Pupils' Health", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10, pp. 86-89.
5. Solodkov, A. S. (2011), "Health of children in St. Petersburg", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12, pp. 165-169.
6. Sukhareva, S. M. (2013), "Classification Of The Children Physical Activity Types Of The Secondary School Age Children", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7, pp. 137-141.
7. Sukhareva, S. M. (2014), "Investigation of the peculiarities of physical health of the girls aged 13-15 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4, pp. 164-168.
8. The determinants of health. Geneva, World Health Organization, (2010), available at: http://www.who.int/hia/evidence/doh/en.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.09.2014.
УДК 796.425
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВЫСОКОРЕЗУЛЬТАТИВНОМУ ПРЕОДОЛЕНИЮ МАРАФОНСКОЙ ДИСТАНЦИИ И РЕАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ КРУПНЕЙШИХ ОФИЦИАЛЬНЫХ
СОСТЯЗАНИЙ
Игорь Александрович Фатьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Виталий Петрович Черкашин, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
Анализировались температурные характеристики окружающей среды во время проведения мужских соревнований в беге на марафонскую дистанцию. С одной стороны, учитывалась температура воздуха при выполнении соревновательных попыток, вошедших в 200 лучших по результа-