4. Зарипова Г.К., Сайидова Н.С., Тахиров Б.Н., Хайитов У.Х. Педагогическое сотрудничество преподавателя и студентов в кредитно-модульной системе высшего образования // «Наука, образование и культура», 2020. № 8 (52). С. 23-26.
5. Сайидова Н.С., Истамова К.И., Казимова Г.Х. Создание электронного курса LMS MOODLE компьютерная сеть// Современные материалы, техника и технологии. № 2 (17), 2018. С. 53-57.
6. Зарипова Г.К., Сайидова Н.С., Норова Ф.Ф., Абдуакхадов А.А. FEATURES OF THE CREDIT AND MODULAR SYSTEM IN HIGHER EDUCATION // «Аcаdemy». № 10 (61), 2020. С. 25-29.
7. Сайидова Н.С., Шодиева З.Т., Казимова Г.Х. Информационные технологии и цели технологии развития в обучении. Современные инновации в науке и технике. Сборник научных трудов 8-й всероссийской научно-технической конференции с международным участием 19-20 апреля 2018 года. Ответственный редактор: Горохов А.А. Курск. «Россия», 2018. С. 290-294.
8. Хаятов Х.У., Атаева Г.И., Хайдаров О.Р. Функции и элементы OPENGL, используемые для построения основных форм в С# // Universum: технические науки. № 11(80). Часть 1, 2020. С. 43-46.
МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ НАГРУЗОК СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГАНДБОЛИСТОК ГРУПП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Кариева Р.Р.
Кариева Райхон Рустамовна - врио доцента, кафедра теории и методики гандбола, регби, Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, г. Чирчик, Республика Узбекистан
Аннотация: рассматривается методика планирования нагрузок скоростно-силовой направленности у гандболисток групп спортивного совершенствования. Особое внимание уделяется воспитанию скоростно-силовых способностей в подготовительном периоде.
Ключевые слова: гандбол, методика, скоростно-силовая направленность, подготовительный период, группа спортивного совершенствования.
Узбекский гандбол в настоящее время характеризуется достаточно высоким профессионализмом, разнообразием технико-тактических действий, выполняемых на максимальных скоростях, сыгранностью и взаимозаменяемостью игроков. Эти черты в полной мере присущи женским сборным командам страны и ведущим коллективам суперлиги.
В последние годы произошли значительные изменения в системе подготовки гандболисток, что проявилось, прежде всего, в изменении самой структуры тренировочно-соревновательного процесса, введении в него научно обоснованных методов работы. Наряду, с положительными сдвигами, происходящими в сборных командах страны, в командах суперлиги и высшей лиги, большое внимание уделяется подготовке резерва отечественного гандбола. В связи с этим приходится констатировать факт наличия реальной проблемы притока молодых игроков в ведущие клубы страны их оптимальной адаптации и закреплении в составах клубов. Лишь немногие из выпускников детских спортивных школ эффективно выступают в командах мастеров. Одной из возможных причин, лимитирующих оптимальный
переход молодых перспективных гандболисток в команды мастеров, является недостаточная физическая и техническая подготовленность игроков.
Существенную роль в повышении темпа различных перемещений, прыжков, скорости полёта мяча при выполнении бросков, т. е. в осуществлении основных элементов составляющих соревновательную деятельность гандболисток, играет скоростно-силовая подготовка. Современные технологии скоростно-силовой подготовки спортсменов не нашли ещё полного применения в тренировке гандболисток групп спортивного совершенствования. Разработку теоретико-методических основ скоростно-силовой подготовки гандболисток групп спортивного совершенствования целесообразно связывать с поисками оригинальных путей, определяемых спецификой гандбольной игры.
С подготовительного периода начинается каждый новый цикл подготовки гандболистов. Завершается подготовительный период к началу календарных игр. Данный период делят на общеподготовительный и специально-подготовительный. Наиболее значимым периодом для повышения уровня развития скоростной выносливости у гандболистов высокой квалификации специалисты считают общеподготовительный этап подготовки, проводимый на стадионе с применением средств легкой атлетики [1, 2].
Существует два направления воспитания скоростно-силовых способностей: одно связано с их совершенствованием в преодолевающем режиме работы, другое - в уступающем режиме. В преодолевающей форме проблема воспитания скоростно-силовых способностей заключается в нахождении оптимального соотношения силы и скорости применительно к соревновательным двигательным действиям. Проблема такого поиска осложняется тем, что скорость движения и преодолеваемое отягощение находятся в обратно пропорциональной зависимости. В качестве основных средств воспитания скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть "скоростно-силовыми". Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и, следовательно, использованием менее значительных отягощений. В числе их есть немало упражнений, выполняемых и без внешних отягощений. Большую часть таких упражнений применяют с нормированными внешними отягощениями, периодически варьируя степень отягощения, поскольку многократное повторение движений со стандартным отягощением, даже если они выполняются с максимально возможной скоростью, постепенно (нередко в сравнительно короткие сроки) приводит к стабилизации уровня мышечных напряжений, что лимитирует развитие скоростно-силовых способностей. Чтобы избежать такой стабилизации, применяют и варьируют дополнительные отягощения и в тех скоростных действиях, которые в обычных условиях выполняются без внешнего отягощения или со стандартным отягощением. Например, применяют пояса и жилеты с дозированными разновесами или утяжеленную обувь при выполнении прыжков и беговых ускорений, отягощающие манжеты в игровых действиях руками, утяжеленные перчатки при выполнении боксерских ударов, снаряды различного веса в легкоатлетических метаниях. Особую группу составляют специальные упражнения с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц. Характерно, что в них в первой фазе действия создаются условия для использования кинетической энергии свободно перемещающегося отягощения (за счет спрыгивания вниз с некоторого возвышения или свободного опускания груза на тросе); во второй, амортизационной, фазе эта анергия как бы передается мышцам (в момент приземления при спрыгивании или в момент рывкового торможения свободно падающего груза), вызывая их уступающее,
54
вынужденное растягивание, а в третьей фазе стимулирует последующее мощное сокращение (выпрыгивание вверх или рывковое преодоление груза на блоке). Если такого рода упражнения выполняются без задержки в амортизационной фазе и в соответствии с разработанными правилами нормирования нагрузки, они позволяют проявлять наибольшую "взрывную" силу. Для краткости их можно условно назвать "упражнениями ударно-реактивного воздействия".
В процессе воспитания скоростно-силовых способностей отдают предпочтение упражнениям, выполняемым с той наибольшей скоростью, какая возможна в условиях заданного отягощения и при которой можно сохранять правильной технику движений (так называемая контролируемая скорость); внешние же отягощения лимитируют в пределах, не превышающих в большинстве случаев 30-40 % от индивидуально максимального. Другой методический подход основан на использовании тонизирующего следового эффекта, который создается преодолением повышенного отягощения непосредственно (за несколько минут) перед выполнением скоростно-силового упражнения. Например, короткая серия подъемов штанги большого веса перед прыжками или метаниями может способствовать проявлению повышенной мощности движений в прыжках или метаниях. Содействующим фактором здесь является, по всей вероятности, прежде всего остаточное нервно-мышечное возбуждение, созданное предшествующим интенсивным напряжением. Этот эффект не постоянен, он достигается лишь при адекватном регулировании тонизирующей нагрузки и следующего за ней интервала отдыха.
На тренировках квалифицированных спортсменов граничные объемы таких нагрузок сравнительно невелики; согласно опытным данным, их рекомендуется нормировать примерно в следующих пределах: число повторений в одной серии (в процессе серийного воспроизведения отдельного упражнения) - 5-10; число серий в рамках отдельного занятия - 2-4; интервалы активного отдыха между сериями - 10-15 мин.; число занятий, включающих такие нагрузки в недельном цикле, - 1-2.
В структуре отдельного комплексного занятия, включающего как скоростно-силовые, так и силовые упражнения, первые проводятся, как правило, в начале основной части занятия (после соответствующей разминки), а силовые, если они применяются в значительном объеме, - во второй половине этой части (не считая отдельных стимулирующих упражнений силового характера, выполняемых непосредственно перед скоростно-силовыми для получения тонизирующего эффекта). В деталях место и порядок чередования любых упражнений в структуре отдельных занятий зависят, прежде всего, от ведущих компонентов содержания занятия, места занятия в микроцикле, общей логики построения целостного процесса физического воспитания, а частично и от ряда других обстоятельств. Это значит, что указанные сочетания далеко не всегда постоянны и вполне оправданны лишь при оговоренных условиях.
Список литературы
1. Сахарова М.В., Сидорчук С.А. Методики совершенствования скоростной выносливости гандболистов высокой квалификации в подготовительном периоде // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта, 2011. № 7(77). С. 141-144.
2. Федоров А.В. Построение годичного цикла подготовки гандболистов высшей квалификации // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта, 2014. № 2(108). С. 182-184.