УДК 338.47
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ АВТОРЕМЕНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ
Р.Р. Аблаев
В России рынок услуг ремонта и технического обслуживания транспортных средств является емким, растущим, характеризуется высокой конкуренцией. Важные составляющие конкурентоспособности такие как ассортимент услуг, пропускная способность и объем выручки, полнота удовлетворения нужд клиентов напрямую определяются производственно-технической базой авторемонтного предприятия. Предлагаемая автором методика выбора направлений ее развития за счет комплексного учета набора основных факторов оценки проектов развития производственно-технической базы авторемонтного предприятия, в т.ч. оценки приоритета развития отдельных показателей конкурентоспособности, учета экономических показателей предприятия, его бюджета развития и показателей эффективности направлений развития, рассматриваемых как отдельные бизнес-проекты обеспечивает принятие взвешенного, эффективного решения по увеличению конкурентоспособности авторемонтного предприятия за счет инвестиций в развитие его технической базы.
Ключевые слова: конкурентоспособность, авторемонтное предприятие, производственно-техническая база, развитие, оценка, выбор.
На сегодня на рынке ремонта и технического обслуживания наблюдается острая конкуренция - по данным информационного сервиса 2ГИС (https://2gis.ru) только в 35 городах России с населением более 500 тысяч человек количество автосервисов по состоянию на ноябрь 2015-го превысило 17600 автосервисных предприятий [1], а в целом в РФ более 50 тыс. компаний в России сейчас связаны с услугами по ремонту и обслуживания автомобилей [2]. Ассортимент услуг, пропускная способность и объем выручки, полнота удовлетворения нужд клиентов напрямую определяются производственно-технической базой (ТБ) авторемонтного предприятия (АРП). Трудно не согласиться с Фатхутдиновым Р.А. [3] указывающим, что возможности основных средств и используемых технологий предприятия (т.е. ТБ АРП) выступает важным фундаментом конкурентоспособности и основой для дальнейшего развития.
Производственно-техническая база авторемонтного предприятия (АРП) - включает производственно-складские и административно-бытовые помещения, открытые площадки стоянок, площадки для стоянки личного автотранспорта, АЗС, другие объекты, предназначенные для технического обслуживания, ремонта и хранения автомобильного транспорта.
Кроме площади помещений/парковки основные характеристики ТБ АРП - это количество и оснащенность машино-мест/постов для ремонта
транспортных средств (ТС), количество подъемников и их грузоподъемность, средства технической диагностики, а для крупных и средних авторемонтных предприятий наличие токарно-фрезерного участка.
Другая важная составляющая ТБ- диагностическое оборудование и его программное обеспечение (ПО). В связи с ростом технической сложности ТС, стремлением производителей ТС к переходу на программное управление отдельными системами ТС для их диагностики необходимо использовать современное диагностическое оборудование. Кроме диагностики, т.е. для получения параметров работы ТС, оно применяется для блокировки управляющих сигналов на время ремонта/обслуживания, снятия случайных ошибок внутреннего бортовых компьютерных систем (БКС) ТС, записи в БКС ТС сведений о исходных параметрах после ТО и внесение отметки о прохождении ТО.
Еще одним важным фактором конкурентоспособности АРП является инфраструктура- например, наличие парковки для стоянки ТС с площадью, достаточной для приема транспортных средств в ремонт, для хранения ТС, работы по которым завершены, ожидающих сдачи заказчику, транспортных средств временно законсервированных в связи с ожиданием заказанных деталей, окончания ремонта отдельных узлов/агрегатов.
Кроме того важны удобство расположения и подъезда- это не только наличие удобного подъезда к стоянке АРП, с отсутствием пробок по пути, но и наличие транспортной доступности на общественном транспорте для получения из ремонта клиентами готовых автомобилей.
Основой для решения о инвестировании в ТБ АРП должны быть результаты анализа конкурентоспособности авторемонтного предприятия и маркетинговых данных о прямых конкурентах АПР. В результате такого анализа может быть выяснено, что АРП имеет недостаточную пропускную способность, по сравнению с конкурентами не обслуживает ряд систем ТС, и/или ассортимент услуг недостаточен.
Эти недостатки конкурентной позиции АРП могут быть исправлены за счет следующих направлений развития ТБ АРП:
• приобретение нового оборудования для оснащения имеющихся машино-мест и расширение ассортимента услуг;
• расширение площадей определенных участков;
• создание новых технологических участков путем сокращения существующих или пристройки новых помещений.
После определения конкретных направлений в развитие ТБ АРП их необходимо проанализировать с точки зрения ряда критериев осуществимости инвестиций, их сочетаемости с текущим состоянием АРП. Так как развитие ТБ АРП происходит в форме инвестиций/изменений на уже работающем предприятии, то при решении о выборе направления развития ТБ необходимо учесть следующие критерии:
• Сочетаемость с существующими технологическими и бизнес-процессами АРП, ассортиментом услуг АРП;
• Экономическая эффективность, обеспеченность ресурсами;
• Реальность - учет существующих ограничений используемых помещений и прилегающей территории;
• Минимизация рисков и возможные потери в виде ответственности в случае брака или возникновения нерасчетного режима работы узлов и агрегатов в результате оказания услуг.
Дальше после отсутствия у проектов развития ТБ противоречий с критериями реальности/сочетаемости с технологией существующего АРП необходимо оценить экономическую состоятельность, просчитав каждый проект как отдельный бизнес-план. Т.о. в рамках предлагаемой методики направления развития ТБ АРП последовательно тестируются на необходимость, реальность/сочетаемость с технологией существующего АРП, и экономическую целесообразность.
При формировании доходной части таких бизнес-планов должны быть учтены внутренние и внешние данные. Внешние данные- результат анализа конкуренции и ценовой, ассортиментной политике конкурентов, емкости рынка услуг по ремонту и техническому обслуживанию ТС, возможность появления новых конкурентов. Внутренняя информация - анализ данных: результаты и полнота обслуживания клиентов, статистика жалоб, предложений и отказов по отдельным видам ремонта из-за отсутствия необходимого оборудования или отказов на запись на обслуживание в связи с дефицитом подъемников или свободных машино-мест. В частности, необходимо:
• уточнить количество в обслуживаемом АРП регионе/населенном пункте достаточного количества ТС и транзитных ТС, для которых характерен/ применим данный вид ремонта, технического ТО. (К)
• Частоту возникновения потребности в данном виде услуг/работ (А) - наработка ремонтируемой детали/агрегата на отказ по времени использования или пробегу ТС из норм эксплуатации или статистики АРП;
• Доля владельцев ТС самостоятельно производящих такой ремонт/ работы -среди всех владельцев данных ТС;
• Критичность отсутствия данного вида ремонта услуги для безопасной или комфортной эксплуатации ТС (Я) как коэффициент от 0 до 100 %, где 100 % - это вероятность ремонта, когда эксплуатация без ремонта невозможна, 0 % совершенно некритична. Параметр (Я) может расти с падением доходов населения, а спрос переходить из реального в отложенный.
Формула потенциальной выручки должна учитывать все эти показатели и включать только релевантные, т.е. дополнительные доходы, возникающие в связи с появлением в ассортименте новых услуг или увеличе-
нием пропускной способности СТО при появлении нового оборудования за весь период планирования. Формула расчета объема выручки V по прогнозируемому виду услуг с ценой услуги P для всех периодов планирования T приобретает вид
V = Ht=1 NXAX(1-S)XRXP (1)
В то же время при оценке затратной части необходимо учитывать все релевантные, т.е. относящиеся к проекту, дополнительные затраты АРП:
• прямые затраты - расходные материалы, сервисные жидкости, зарплата новых сотрудников;
• проценты по кредиту, лизингу и т.д., если новое оборудование покупается с их использованием;
• часть общих затрат АРП по доле данного вида услуг в общехозяйственных расходах пропорционально доле площади, занимаемой новым оборудованием/участком к общей площади АРП или доле выручки от услуг в выручке предприятия.
Также позднее в рамках расчета бизнес-проектов по каждому из направлений рассчитываются показатели запаса финансовой прочности и показатель производственного левериджа [4] выступающие как оценки устойчивости получения выручки и дохода по рассматриваемым направлениям развития ТБ АРП.
После выбора метода оценки инвестиционного проекта стоит обратить внимание и на сам инвестиционный процесс. Любой инвестиционный процесс имеет две составляющие, это расход денежных средств (отток), и извлечение полезного эффекта от инвестирования (приток) [5] [6]. Производится расчет основных экономических параметров проектов развития ТБ - широко используемые показатели оценки эффективности ин-вестпроектов: срок окупаемости, ЧДД (NPV), IRR/MIRR.
Для оценки эффективности проекта используются следующие основные показатели, определяемые на основе денежных потоков проекта и его участника: чистый доход, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, потребность в дополнительном финансировании, индексы доходности затрат и инвестиций, срок окупаемости.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД, net present value - NPV) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу расчета, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Если расчет производится в базовых ценах, то чистый дисконтированный доход (NPV) для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле:
NPV = I (Rt - 3t ) / (1 + E) - К, (2)
где Rt - результат, достигаемый на t-м шаге расчета;
3t - текущие затраты, осуществляемые на t-м шаге расчета;
t = to: - горизонт расчета;
Е - норма дисконта;
К - сумма дисконтированных капитальных вложений, рассчитываемая по формуле:
К = I Kt / (1 + Е), (3)
где Kt - капиталовложения на t-м шаге расчета.
В этой формуле выражение (Rt - 3t ) соответствует сальдо по операционной деятельности, а (- К t) - сальдо по инвестиционной деятельности из отчета о движении денежных средств.
Показатель ЧДД отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала предприятия в случае принятия данного проекта. Относительный показатель эффективности ИП - индекс доходности (profitability index - PI) позволяет сопоставить две части NPV - доходную и инвестиционную. Он представляет собой отношение дохода к инвестициям и рассчитывается по формуле:
PI = (1 / K)*I (Rt - 3t ) / (1 + E) (4)
Индекс доходности тесно связан с чистым дисконтированным доходом. Он строится из тех же элементов и его значение связано со значением NPV: если NPV> 0, то PI>1 и наоборот. Если PI>1, проект эффективен, если PI<1 - неэффективен.
Внутренняя норма доходности (ВНД, internal rate of return - IRR) называют значение нормы дисконта, при котором NPV обращается в ноль. То есть IRR - это ставка дисконтирования, при которой доход от капиталовложений в ИП равен расходам [4], поэтому внутреннюю норму доходности можно рассматривать как решение уравнения:
I (Rt - 3t ) / (1 + IRR) = iKt / (1 + IRR) (5)
IRR часто определяют методом итерационного подбора значений нормы дисконта при вычислении ЧДД проекта. Используем его как основной показатель для сравнения альтернативных вариантов развития ТБ АРП. Можно использовать также графический метод определения ВНД
[4].
Рассмотрим ситуацию, при которой собственник АРП выбирает между четырьмя проектами по увеличению конкурентоспособности за счет усиления ТБ (см. таблица):
Вариант 1 - покупка универсального сканера компьютерной системы ТС, что позволит расширить круг марок диагностируемых ТС;
Вариант 2 - комплект оборудования для промывки дроссельной заслонки, что дает расширение ассортимента услуг;
Вариант 3 - покупка 3-х гидравлических подъемников на участок текущего ремонта, что повысит пропускную способность АРП;
Вариант 4 - покупка комплекта оборудования «автомойка самообслуживания», что расширит ассортимент услуг.
Необходима оценка их влияния на экономические показатели АРП в целом, т.к. показатели каждого проекта индивидуальны, а решение
должно быть принято с учетом вклада отдельных направлений развития ТБ в общие показатели экономики и конкурентоспособности АРП.
Сравнительные параметры вариантов развития ТБ АРП
Показатель Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
Необходимые начальные вложения, EUR. 3000,00 500,00 5824,29 16457,14
IRR 1,51 1,75 1,44 1,22
Срок окупаемости проекта, мес 5 7 3 5
Вес оценки (T) 1 20% 14% 33% 20%
Вес показателя конкурентоспособности (C)2 5,1% 5,1% 10,1% 5,3%
Отношение к оценке показателя у конкурента лидера (Z) , % 68% 68% 44% 73%
Дефицит оценки АРП к оценке лидера (D)3 32% 32% 56% 27%
Обеспеченность собственными источниками финансирования (M) 4, % 100% 100% 100% 61%
Доля в выручке АРП (V), %5 1% 0% 8% 8%
Доля в прибыли АРП (P), %5 4% 0% 13% 17%
Корректировочный коэффициент проекта (К) 62% 52% 121% 47%
Рейтинговая оценка направления развития ТБ (R) 0,93 0,91 1,74 0,57
- чем меньше срок тем лучше оценка=1/срок окупаемости в мес.; -из анализа показателей конкурентоспособности; введенная оценка конкурент-лидер 100%, т.е. дефицит=100%- Z,%; 4 собственные средства +возможные привеченные средства к общему объему необходимых инвестиций. 5-после выхода на планируемые объемы соотношение с планируемыми показателями АРП за мес.
Формула для корректировочного коэффициента проекта (К),образуемого по показателям таблицы
К=(Т+ C+ D+ V+ P)*M (6)
а Рейтинговая оценка направления развития
ТБ R= IRR*K (7)
В соответствии с данной таблицей получаем, при примерно одинаковой эффективности проектов (IRR), наибольший рейтинг у Вариантов 1, 2, 3, - улучшающих показатели с достаточным весом С и необходимостью улучшения D за счет возможности реализации M=100 %, а Вариант 4 при высокой доле в потенциальной прибыли не покрывается бюджетом развития 10000EUR, его показатель М только 61 %. Поэтому в рамках бюджета будут реализованы Варианты 1-3, с потенциальной долей в прибыли 17 %. Критерий К гибок - расчеты при обеспеченности Варианта 4 на 100 % изменяют его рейтинг до 0,94, т.е. при неограниченном бюджете в первую
очередь реализовались бы Варианты 1,3 и 4, которые могли бы обеспечивать суммарно 33 % в будущей прибыли АРП.
Выводы. Достаточная, современная производственно-техническая база является одним из основных условий высокой конкурентоспособности любого предприятия, в особенности АРП, работающие на рынке с высокой конкуренцией, с широким спектром услуг, в т.ч. высокотехнологичных и капиталоемких. Выявленные в ходе исследования неудовлетворительные оценки параметров конкурентоспособности, относящиеся к ТБ АРП, должны улучшаться в соответствии со степенью отставания по величинам оценок параметров от конкурента-лидера и весом параметра в общей оценке конкурентоспособности. Предложена методика использования нескольких групп критериев выбора направлений развития ТБ АРП для выбора наиболее эффективных вариантов усовершенствования ТБ и роста конкурентоспособности АРП. Применение группы критериев осуществимости/совместимости с текущим состоянием и организацией работы АРП, отсеивает проекты с высоким риском потерь при браке, неосуществимые без капитальной перестройки помещений/ расширения парковочной зоны-т.е учитываются специфика услуг ремонта и ограничения технологического характера. На второй стадии каждое направление рассматривается как бизнес-проект с разработанной системой финансовых показателей инвестиционного проекта, рассчитываемые по релевантным доходам и затратам, что позволяет отсеять/доработать варианты с неустойчивой выручкой, недостаточной рентабельностью.
На финальной стадии отбора направлений развития ТБ набор показателей обеспечивает комплексный учет основных параметров вариантов развития ТБ: как эффективность самих направлений- отдельных бизнес-проектов, так и оценок и веса показателей конкурентоспособности, которые они усилят, а кроме того учитываются и возможный вклад этих направлений в будущие оборот и прибыль АРП. Учет всех этих факторов оценки направлений развития ТБ АРП реализован путем расчета корректировочного коэффициента, отражающего их влияние. Применяя коэффициент к основному показателю IRR получаем рейтинговую оценку для каждого направления развития ТБ. В соотвествии с величиной данной оценки и учетом бюджетных ограничений начинаем реализовывать отобранные проекты. Предложенная методика за счет учета специфики услуг АРП, оценки приоритета развития отдельных показателей конкурентоспособности, учета экономических показателей АРП, его бюджета развития и показателей эффективности рассматриваемых бизнес-проектов направлений развития ТБ, обеспечивает принятие взвешенного, эффективного ре-
шения по увеличению конкурентоспособности АРП за счет инвестиций в развитие его технической базы.
Список литературы
1. Источник: За рулем.рф "В России становится больше автосервисов" http://www.zr.ru/content/news/828579-v-rossii-stanovitsya-bolshe-avtoservisov/
2. Грамматчиков А. "Автосервисы: игра на выбывание" «Expert Online» 2016 http://expert.ru/2016/05/28/avtoservisyi/
3. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. Серия "Высшее образование". М.: ИНФРА-М, 2010.312 с.
4. Панов Л. Инвестиционное проектирование и управление проектами: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2007. 235 с.
5. Калугин В. А., Титова И. Н.. Моделирование инвестиционного процесса в условиях неопределённости//Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2009. № 12-1.
6. Матвеев Д. М., Тен Е.Д. Организационно-экономический механизм освоения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве//АПК: экономика, управление. 2010. № 9. С 81-83.
Аблаев Ремзи Рустемович, ст. препод.,Росиия, Севастополь, "Севастопольский государственный университет"
METHOD OF EVALUATION OF ALTERNATIVES IN DEVELOPING OF TECHNOLOGICAL BASE OF CAR SERVICE FIRM AS COMPETITIVENESS IMPROVEMENT
Car and vehicle service market of Russia is enough large, growing up and highly competitive. Such important factors of competitiveness for car service firm as wide range of services, handling capacity, volume of income considerably based on it's technological base. Author develops the method applied to evaluation and selection the alternative projects of extension of technological base car service firm based on complex analysis of external factors and internal factors of selection and their effects to growth of competitiveness, income and profit of car service firm.
Key words: market, competitiveness, car service firm, technological base, extension, selection
Ablaev R.R., senior teacher, Department «Economy of the Enterprise», FSEI HE "SevastopolState University"