МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ М.В. Прудских, магистрант Воронежский государственный технический университет
Интенсивное развитие рыночных отношений требует новых методов управления отечественными предприятиями с целью обеспечения их конкурентоспособности. При формировании конкурентоспособности экономических субъектов, необходимо опираться на достоверную оценку ее реального уровня, а для повышения конкурентоспособности предприятий - разработать новые методологические подходы.
Существует множество определений конкурентоспособности предприятия, однако, базируются они на теории конкурентного преимущества, разработанной М. Портером [1], в соответствии с которой конкурентоспособность фирмы может быть обнаружена (оценена) только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих товары-субституты.
В работах отечественных авторов по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятий не выработано единого подхода, в большинстве своем исследования носят фрагментальный характер, не затрагивают некоторые важные методические и практические аспекты конкурентоспособности. Труды западных авторов написаны применительно к условиям стабильной рыночной экономики и не учитывают проблем адаптации отечественных предприятий к нестабильным условиям функционирования.
Неоднозначность существующих в современной экономике методологических подходов к исследованию конкурентоспособности предприятия предопределяет и множественность используемых методов ее оценки.
Принципиально все применяемые методы определения и оценки уровня конкурентоспособности предприятия могут быть объединены в следующие девять групп [2, 3, 4]:
- методы, основанные на анализе сравнительных преимуществ;
- методы, базирующиеся на теории равновесия фирмы и отрасли;
- методы, построенные на основе теории эффективной конкуренции;
- методы, основанные на теории качества товара;
- матричные методы оценки конкурентоспособности;
- интегральный метод;
- метод, основанный на теории мультипликатора;
- метод определения позиции в конкуренции с точки зрения стратегического потенциала предприятия;
- методы, основанные на сравнении с эталоном.
В этой связи необходимо определить общую основу методологических подходов к оценке конкурентоспособности предприятий.
Современные условия существования предприятий России предъявляют определенные требования к критериям и показателям оценки уровня конкурентоспособности предприятий. Показатель конкурентоспособности должен: отражать не только текущее состояние предприятия, но и тенденции развития; быть устойчивым к изменениям конъюнктуры рынка; быть пригодным для практического применения; не зависеть от степени монополизма предприятия.
В процессе исследования методик оценки конкурентоспособности предприятия, можно сделать вывод, что наиболее объективную оценку можно получить при помощи методов комплексной оценки, которая включает определение группового и единичных показателей конкурентоспособности предприятия.
На основании подходов, указанных в работах [5, 6, 8], уточнена и разработана система показателей оценки конкурентоспособности предприятий (таблице).
В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности, для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (Кпр) экспертным путем определяются весовые коэффициенты всех показателей. Для этого можно использовать метод попарных сравнений, основанный на понятиях нечеткого множества.
Показатели конкурентоспособности предприятия
Групповой показатель Единичный показатель конкурентоспособности
1. Эффективность производственной деятельности (Эп): Эп = а11 И + а12 Ф + а13 Рт + а14 П; 1.1. Издержки производства на единицу продукции(И) 1.2. Фондоотдача (Ф) 1.3. Рентабельность продукции (Рт) 1.4. Производительность труда (П)
2.Финансовое положение предприятия (Фп): Фп = а21 Ка + а22 Кп + а23 Кал + а24 Ко; 2.1. Коэффициент автономии (Ка) 2.2. Коэффициент платежеспособности (Кп) 2.3. Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) 2.4. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко)
3. Эффективность организации сбыта (Эс): Эс = а31 Рп + а32 Когп + а33 Кзм + а34 Кр; 3.1. Рентабельность продаж (Рп) 3.2. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции (Когп) 3.3. Коэффициент загрузки производственных мощностей (Кзм) 3.4. Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта (Кр)
4. Показатель конкурентоспособности продукции (КСп): КСп = а41 Кп + а42 Ц + а43 Уп + а44 Сп+ а45 Уо; 4.1 Качества продукции (Кп) 4.2. Цена продукции(Ц) 4.3. Условия платежа (Уп) 4.4. Срок поставки (Сп) 4.5. Уровень гарантийного и сервисного обслуживания на всех этапах жизненного цикла (Уо)
Конкурентоспособность предприятия (Кпр): Кпр. = а51 Эп + а52 Фп + а53 Эс + а54 КСп;
Для перевода единичных показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей могут выступать: среднеотраслевые показатели; показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке; показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени.
Для определения позиции или ранга исследуемых предприятий рассчитывается стандартизированный показатель конкурентоспособности, как минимальное удаление от предприятия - эталона (1-Ху). За нормативное значение (эталон) принимается лучшее значение из исследуемой совокупности предприятий. Чем меньше разница (1-х,у), тем ближе конкурентное предприятие к предприятию-эталону:
где 1 - номера показателей (1 =1, 2, 3,....ш), т -количество показателей;
} - номера предприятий (1 = 1, 2, 3,.., п), п - количество предприятий;
аИ
У - значение 1 -ого показателя J -ого предприятия;
хц - стандартизированный показатель конкурентоспособности.
Таким образом, предложенный в работе подход можно представить в виде структурно-логической схемы на рисунке.
Предложенная методика позволяет установить количественные значения показателей, провести их ранжирование по значимости, выявить резервы и получить картину положения предприятия на отраслевом рынке.
Предложенный подход к оценке конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные аспекты хозяйственной деятельности предприятия, позволяет быстро и эффективно получить картину положения предприятия на рынке.
Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени позволит применять этот подход как вариант оперативного контроля отдельных служб. Перспективой дальнейших исследований могут быть определение экспертным путем весовых коэффициентов предложенных показателей, а также автоматизация данной методики.
с'и
Структурно-логическая схема оценки конкурентоспособности предприятий
Литература
1. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер.- М.: Международные отношения, 2004. - 896 с.
2. Конкурентоспособность предприятия: оценка, диагностика, стратегия / Коллектив авторов. - Х.: Изд.ХНЭУ, 2004. - 256 с.
3. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л. Азов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. - 208 с.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб.: Питерком, 2003. - 416 с.
5. Воронкова А.Э. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия: диагностика и организация / А.Э. Воронкова.- Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета, 2005. - 316 с.
6. Попов Е. В. Рыночный потенциал предприятия / Е.В. Попов. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2002. - 560 с.
7. Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия / И. Максимова // Маркетинг. - 2003. - № 3. - С. 51-56.