УДК 338.3.01
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ*
Р. А. КАНЦЕРОВ,
кандидат экономических наук, профессор,
проректор по финансовому развитию и социальной работе,
директор Экономического института
Северо-Кавказской государственной
гуманитарно-технологической академии
E-mail: kancerovr@mail. ru
К. Т. ГЕДИЕВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры организации производства и предпринимательства в АПК E-mail: ker0310@yandex. ru Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
Конкурентоспособность малого предприятия является одной из важнейших категорий рыночной экономики и характеризует возможность и эффективность адаптации малого предприятия к условиям рыночной среды. Современная адаптация малых предприятий к конкурентным условиям нестабильной и изменчивой внутренней среды должна проводиться в процессе основательного и непрерывного анализа деятельности конкурентов, собственного стратегического потенциала и оценки эффективности его использования, а также определения положения малого предприятия на рынке товаров и услуг относительно конкурентов.
Современная наука располагает широким набором методов оценки потенциала малого предприятия. Отдельные аспекты определения конкурентоспособности, повышения ее уровня на микро- и макроуровне освещены в трудах многих ученых-экономистов, в частности таких как И. Ансофф [1], М. Портер [9], Л. В. Балабанова, А. В. Кривенко [2], А. Е. Воронкова [3],
* Статья подготовлена по материалам журнала «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2012. № 10 (151).
Ю. Б. Иванов [5], В. А. Павлова [8], А. Л. Фурма-нюк, М. А. Тартачник [11] и др.
Повышение конкурентоспособности, а следовательно, и потенциала малых предприятий в значительной мере обеспечивается решением ряда проблем, среди которых наиболее актуальной является нестабильность экономической ситуации в стране, которая характеризуется несовершенством существующего законодательства, низкой покупательной способностью населения, жесткой налоговой политикой, ростом безработицы и т. п.
Острой проблемой в сфере управления потенциалом является информационный дефицит, что проявляется в недостатке знаний о текущем и прогнозном состоянии рынка, необходимости высоких затрат усилий и ресурсов для ориентации на рынке, поиска платежеспособных покупателей и поставщиков товаров, неготовности малых предприятий к изменению спроса, появлению на рынке качественной конкурентной продукции.
По мнению зарубежных исследователей, потенциал малого предприятия выражается через многоуровневую иерархию факторов, где верхний уровень — доля рынка — напрямую зависит от
достигнутой конкурентоспособности продукции, качества управления. Последний, пятый уровень, характеризует достигнутые экономические результаты [1, 9].
В. А. Сидун, Ю. В. Пономарева формируют критерии оценки потенциала по направлениям деятельности малого предприятия: производственная деятельность (объем производства продукции и ее ассортимент, материально-техническое обеспечение, производственная мощность предприятия и степень ее использования, состояние материально-технической базы, себестоимость производства, организация производственно-технологического процесса, объем услуг); финансовая (объем и структура капитала, его цена, рентабельность деятельности, финансовое состояние и платежеспособность предприятия, объем и состав оборотного капитала и его использования, продолжительность операционного цикла, структура и направления использования финансовых ресурсов, объем и состав инвестиционных вложений); кадровая (обеспеченность рабочей силой, производительность и эффективность труда, уровень заработной платы, стабильность состава коллектива); коммерческая (ассортиментная политика, ценовая политика, рекламная деятельность, организация хозяйственных связей, характер коммерческих сделок и их эффективность, торговая марка); организационная и управленческая (система планирования, оперативное управление, профессиональный уровень руководителей и специалистов, информационное обеспечение, технология управления) [10].
П. А. Завьялов выделяет следующие группы показателей оценки потенциала малого предприятия: доля рынка, который контролирует фирма, показатели инновационной деятельности фирмы, показатели производственной деятельности фирмы, маркетинговая деятельность, финансовые показатели деятельности малого предприятия [6].
По мнению И. П. Чепурного, критериями оценки потенциала малого предприятия являются: показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом, отражающие эффективность управления оборотными средствами, что позволяет получить представление об эффективном управлении сбытом и продвижения товара; показатели конкурентоспособности товара [12].
И. Ш. Дзахмишева предлагает оценивать потенциал малого предприятия по таким показателям, как качество товара, рациональность ассортимента, культура обслуживания, условия обслуживания, доступность услуг [4].
Таким образом, анализ исследований подтверждает отсутствие в отечественной экономической науке единого подхода к выбору критериев оценки потенциала малого предприятия: каждый из исследователей выделяет свои группы критериев, которые иногда могут взаимодополнять друг друга.
По мнению авторов, наиболее полной является классификация критериев оценки потенциала малого предприятия, предложенная в работе В. А. Павловой [8]. Автор разделяет критерии на две группы: трудовые и ресурсные. В качестве трудовых критериев рассматриваются интенсивность информации, уровень сервиса, уровень дифференциации продукции, уровень опыта работников. К ресурсным критериям относятся финансовая, производственная, маркетинговая, организационная составляющие потенциала предприятия.
Все существующие методы оценки потенциала малого предприятия могут быть объединены в девять групп [5]:
1) методы, основанные на анализе сравнительных преимуществ;
2) методы, основанные на теории равновесия предприятия и отрасли;
3) методы, построенные на основе теории эффективной конкуренции;
4) методы, основанные на теории качества товара;
5) матричные методы оценки конкурентоспособности;
6) интегральный метод;
7) метод, основанный на теории мультипликатора;
8) метод определения позиции в конкуренции с точки зрения стратегического потенциала предприятия;
9) методы, основанные на сравнении с эталоном.
Первый метод является наиболее распространенным и следует из постулатов международного разделения труда, а точнее — теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Согласно этому подходу предпосылкой завоевания предприятием крепких конкурентных позиций является наличие сравнительных преимуществ, позволяющих обеспечить относительно низкие издержки производства по сравнению с конкурентом. Существенными недостатками данного метода являются статичность полученных результатов, а также невозможность оценить степень эффективности процесса адаптации предприятия к изменяющимся условиям внешней среды.
Заслуживают определенного внимания исследование и оценка уровня потенциала на базе теории
равновесия предприятия и отрасли А. Маршала и теории факторов производства. В соответствии с этим методом под равновесием понимают такое состояние, когда у малого предприятия отсутствуют стимулы для перехода в другое состояние [7]. Критерием конкурентоспособности является наличие у малого предприятия таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у конкурентов, производительностью. В качестве показателей обычно используют процентные ставки по кредитам, относительную стоимость закупленного оборудования, относительные ставки заработной платы, относительную стоимость материальных ресурсов. Соответственно, чем ниже показатели относительной стоимости факторов производства у конкретного производителя по сравнению с конкурентами, тем лучшими считаются его конкурентные позиции и высокий уровень потенциала. Главным недостатком данного метода является то, что он отражает преимущественно внешние условия работы малого предприятия, которые объективно сложились, и практически не учитывает влияния факторов внутренней среды.
Отдельную группу составляют методы определения потенциала малого предприятия, построенные на основе теории эффективной конкуренции. Основным инструментом анализа конкурентоспособности является сопоставление положения предприятий, входящих в отрасль, с конкурирующими предприятиями и со средними показателями по отрасли.
При таком подходе предметом анализа, как правило, выступают три главные группы показателей:
1) эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия;
2) эффективность собственной производственной деятельности;
3) финансовая устойчивость предприятия.
При оценке потенциала малого предприятия
осуществляется сопоставление единичных и групповых показателей работы предприятий с соответствующими показателями конкурентов и среднеотраслевыми показателями. На основе полученных таким образом соотношений показателей делаются определенные выводы о сравнительной конкурентоспособности потенциалов объектов исследования.
Однако данный метод имеет недостатки. Во-первых, показатели первой и второй групп достаточно тесно взаимосвязаны и их разграничение носит условный характер. Во-вторых, довольно трудно обобщить результаты анализа даже по группам по-
казателей, а тем более сложно обосновать итоговую интегральную оценку уровня потенциала малого предприятия. В-третьих, данный метод не позволяет оценить динамику факторов, оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности.
Оценка потенциала на основе теории качества товара основывается, как правило, на исследовании потребительской ценности производимой продукции, причем важнейшие параметры сопоставляются с аналогичными параметрами продукции производителей-конкурентов. Недостатком данного метода является то, что он не учитывает эффективность производственно-сбытовой деятельности малого предприятия и идентифицирует конкурентоспособность товара с конкурентоспособностью потенциала предприятия, кроме того, метод применим только для предприятий, производящих только один вид продукции.
Интересны с научной точки зрения разработанные в середине 1960-х гг. матричные методы оценки уровня потенциала предприятий. Их преимуществом является то, что они позволяют исследовать потенциал в динамике. Теоретическая основа этих методов — концепция жизненного цикла товара. Согласно этой концепции любой товар или технология с момента его появления на рынке и до исчезновения проходит определенные стадии жизненного цикла, включающего в себя внедрение, рост, насыщение и спад. На каждом этапе производитель может реализовать товар или продукт данной технологии в тех или иных масштабах, что объективно отражается на доле рынка, которую занимает малое предприятие, и на динамике продаж. Недостаток данного метода состоит в сложности построения матриц и интерпретации результатов, что не позволяет эффективно использовать его на практике.
Достаточно результативным при оценке потенциала малого предприятия является метод интегральной оценки, предусматривающий использование двух критериев: первый показывает степень удовлетворения потребностей потребителя, второй отражает эффективность производства. Преимуществом данного метода является простота расчета и возможность однозначной интерпретации результатов, а недостатком — то, что интегральное оценивание не дает возможности глубоко проанализировать и выявить резервы повышения уровня потенциала малого предприятия.
В теории и практике оценки конкурентоспособности малых предприятий нашел применение метод определения позиции конкурентоспособности с точки зрения стратегического потенциала предприятия, под которым понимают анализ внутренней
среды предприятия в целях выявления конкурентных преимуществ и потенциала для их разработки. Основой метода является интегральный показатель оценки стратегического потенциала малого предприятия, который содержит значения различных ресурсных элементов потенциала с учетом их весовых характеристик. Данный подход к расчету потенциала малого предприятия позволяет в целом оценить положение рассматриваемого хозяйственного субъекта по отношению к конкурентам, а также провести анализ отдельных элементов потенциала. Недостатками этого метода, которые затрудняют его практическое использование, являются сложность в информационном обеспечении расчетов и трудоемкость.
Известны также методы оценки потенциала малого предприятия, основанные на сравнении с эталоном: таксономический анализ и метод радара.
Таксономический анализ широко используется при проведении сравнительного анализа в экономике. При использовании данного подхода применяется метод оценки потенциала малых предприятий выбранного кластера на основе сопоставления соответствующих групп коэффициентов, характеризующих финансово-экономическую и производственно-хозяйственную деятельность исследуемых объектов, с эталонными значениями обоснованных коэффициентов.
Сущность метода радара при оценке потенциала заключается в следующем: в качестве интегрального показателя оценки потенциала малого предприятия предлагается относительная площадь радара, построенного внутри оценочного круга с сопоставимыми показателями, что позволяет выявить их сильные и слабые стороны. Уровень потенциала предприятия тем выше, чем больше площадь, которая занимается радаром.
Недостатком двух последних подходов к оценке потенциала малого предприятия является то, что они не учитывают силу и направления влияния факторов внешней среды.
Итак, как показал проведенный анализ методов оценки потенциала малого предприятия, ни один из них не является универсальным и имеет отдельные недостатки. Поэтому существует объективная потребность в разработке комплексного метода оценки потенциала малого предприятия, который будет основываться на принципах системности, объективности, динамичности, непрерывности, оптимальности и конструктивности. Наиболее объективный результат исследования можно получить путем одновременной оценки потенциала малого предприятия различными методами и выбора на
их основе реальной характеристики состояния предприятия, причем целесообразно провести и качественный, и количественный анализ.
Для оценки состояния конкурентной среды необходимо провести аналитическую работу по определению: продуктовых границ товарного рынка (набора взаимозаменяемых товаров); субъектов товарного рынка (количества и состава продавцов и покупателей); географических границ товарного рынка; объема товарного рынка; доли субъекта, хозяйствующего на рынке; количественных показателей структуры товарного рынка (количество субъектов и их долей, показатели рыночной концентрации, условия входа на рынок, открытость рынка для межрегиональной и международной торговли); качественных показателей структуры товарного рынка (барьеры входа на рынок); рыночного потенциала субъекта хозяйствования. По результатам проведенного анализа делают выводы о развитости или неразвитости конкуренции на товарном рынке.
Обобщая существующие в отечественной и зарубежной науке и практике методы [2—5, 8], отмечаем, что количественная оценка потенциала должна происходить в несколько этапов.
1-й этап — оценка производственного потенциала предприятия. Производственный потенциал предприятия характеризуется объемом произведенной продукции или услуг, производственной мощностью; степенью использования основных фондов, сроком окупаемости затрат, стоимостью общих затрат на производство, обеспечением активности предприятия на рынке.
Учитывая эти характеристики, оценку производственного потенциала предприятия Вп проводят по формуле
Вп = Кр,, /Ер,
где V . — объем производства предприятием 7-го вида продукции в мировых ценах; Ер — емкость соответствующего национального или мирового рынка по продукции 7-го вида.
2-й этап — оценка инновационного потенциала малого предприятия. Инновационный потенциал предприятия можно охарактеризовать множеством показателей, таких как увеличение объемов продаж, улучшение потребительских свойств продукции, удельный вес инновационных преобразований, экономичность норм и нормативов. Оценка изменения инновационного потенциала Ош производится по формуле
О = I /1ф,
ип ппр пфт
где I — прогнозируемый инновационный потенциал;
1пф — фактический инновационный потенциал.
Рассчитывают инновационный потенциал 1п по формуле
I п=х (1 + р • ) dl
где Р. — оценка роста уровня параметра 7-й продукции по инновационному направлению; Si — степень готовности к внедрению инновационного направления для 7-й продукции; dj — удельный вес 7-й продукции в объеме продаж предприятия;
п — количество видов выпускаемой продукции.
3-й этап — оценка маркетингового потенциала. Маркетинговый потенциал характеризуется производительностью работы маркетинговых служб предприятия, которая определяется по степени достоверности исследований и рекомендаций, проведенных этими службами. Критерий достоверности
Ма п рассчитывается по формуле
арп и
М = ^,
арп ^ пр
где Чф — фактическая доля предприятия на рынке; Чпр — прогноз доли предприятия на рынке, подготовленный маркетинговой службой.
4-й этап — оценка управленческого потенциала. Управленческий потенциал Уп характеризуется эффективностью работы управленческой команды и может быть представлен темпом роста объемов производства продукции предприятия, который определяется по формуле
У =
У п
где — темп роста объемов производства предприятия;
— среднеотраслевые темпы роста объемов производства предприятий-конкурентов.
5-й этап — оценка мотивационного потен-циалаМп, которая определяется производительностью труда работающих и вычисляется по формуле
М п = Дп , п Дг
где Дп — фактический доход предприятия на одного работающего;
Дг — среднеотраслевой доход на одного работающего.
6-й этап — оценка потенциала предприятия
в статике определяется по формуле
=1 • Ь • ^ ^1 -
(1)
где а. — удельный вес 7-го товара предприятия по объему продаж за анализируемый период; Ь. — показатель значимости рынка, на котором представлен товар предприятия. Для рынков промышленно развитых стран рекомендуется Ь принимать за единицу, для других стран — 0,5;
ki. — конкурентоспособность 7-го товара предприятия на рынке.
Оценка потенциала предприятия в динамике определяется также по формуле (1), но за выходные данные принимаются показатели на прогнозный период (не менее трех лет).
Результаты оценки конкурентного положения малого предприятия и особенностей его рыночного окружения позволят принимать управленческие решения по сохранению или улучшению своих конкурентных позиций. Предложенная методика комплексной оценки потенциала предприятия позволит провести прямое количественное сопоставление элементов, образующих конкурентоспособный потенциал, а также поможет в достижении главной цели его деятельности — обеспечении конкурентоспособности предприятия.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что оценка потенциала является процессом, который трудно формализовать. Объективность и качество работы в этом направлении определяются степенью доступа к информации, ее полнотой, достоверностью, квалификацией специалистов, проводящих указанную работу, глубиной заинтересованности заказчиков в полученных результатах. Для оценки потенциала малого предприятия в отечественном и зарубежном бизнесе используются различные методы. Поэтому одной из важнейших проблем является обоснование методов расчета уровня конкурентоспособности, поскольку в ее основу должно быть положено определение спектра показателей, которые больше раскрывают конкурентный потенциал предприятия.
Особенно стью предложенного подхода к оценке потенциала малого предприятия является комплексное использование качественного и количественного анализа, что позволяет учесть параметры малого предприятия по всем функциональным областям, включая эффективность производственного процесса, устойчивость и перспективность предприятия. Перспективой дальнейших исследований в этом направлении является поиск эффективных методов управления потенциалом малого предприятия.
I=1
Список литературы
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Изд-во «Питер», 1999.
2. Балабанова Л. В., Кривенко А. В. Управление конкурентоспособностью предприятий на основе маркетинга. Ростов н/Д, 2004.
3. Воронкова А. Э. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия: диагностика и организация. СПб, 2009.
4. Дзахмишева И. Ш. Методика оценки конкурентоспособности услуг в розничной торговой сети // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 3 (41). С. 93—107.
5. Иванов Ю. Б. Конкурентоспособность предприятия: оценка, диагностика, стратегия / Кол-в авторов. Харьков: Изд-во ХНЭУ, 2004.
6. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. М.: ИНФРА-М, 2000.
7. Маршал А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993.
8. Павлова В. А. Конкурентоспособность предприятия: оценка и стратегия обеспечения. М., 2006.
9. Портер М. Конкуренция. М. , 2000.
10. Сидун В.А., Пономарева Ю.В. Экономика предприятия. М.: Центр учебной литературы, 2008.
11. Фурманюк А.Л., Тартачник Н. А. Управление конкурентоспособностью предприятия. М., 2008.
12. Чепурной И. П. Методики оценки конкурентоспособности предприятий. М., 2009.
Бесплатная
практическая
конференция
29 МАЯ 2012 г.
Москва, Центральный дом предпринимателя
НАЛОГОВАЯ ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ БИЗНЕСА
практикум для предпринимателя
СПИКЕРЫ
Специалисты Министерства финансов РФ • ФНС России • МВД РФ
Организаторы
Подробная информация и регистрация:
Ш.опорм;оссии www.mosopora.ru 8(495)973-51-52