А.Б. Пушкаренко, К.А. Трифонова
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ*
В условиях усиления межрегиональной конкуренции, когда регионы ведут себя одновременно и как квазигосударства, и как квазикорпорации, основным конкурентным преимуществом может выступить формирование и эффективное функционирование региональной инновационной системы (далее РИС). Следовательно, большую актуальность приобретает проведение межрегионального сравнительного анализа функционирования РИС для выявления особенностей инновационного развития каждого региона на основе заложенного потенциала развития.
Нередко предлагаемые методики анализа РИС замыкаются лишь на оценке инновационного потенциала либо на расчете основных показателей инновационного сектора, поэтому анализ получается неполным. Методологическая основа данного исследования заключается в использовании системного подхода к изучению РИС, поэтому первоначально обратимся к понятию РИС и её структуре.
Понятие инновационной системы приведено в «Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации М. Фрадко-вым в 2005 году. Инновационная система рассматривается как совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы.
На основе представленного определения выделим основные элементы РИС, представив схематично на рисунке 1.
Соответственно, для детального систем-
ного анализа инновационной системы региона необходимо проанализировать каждую её компоненту.
* По материалам выступления на Ямальском инновационном форуме (27-30 октября 2009г.)
Рис. 1. Схема элементов региональной инновационной системы
Выделим следующие блоки:
- региональная власть,
- наука,
- кадры,
- бизнес (предпринимательский сектор),
- инфраструктура инновационной деятельности,
- технико - технологическая база,
- финансы,
- инновационная культура,
- потребители,
- результативность функционирования инновационной системы региона.
Для каждого блока подобран ряд показателей, которые частично заимствованы из моделей оценки инновационного потенциала региона О.С. Москвиной [1] и И.В. Шляхто [2], а частично предложены авторами.
Разработанная методика сравнительного анализа регионов по функционированию инновационных систем базируется на следующих принципах:
- показатели, представлены как количественными, так и качественными характеристиками,
- количественные показатели используются только как относительные величины, так как это обеспечивает беспрепятственное межрегиональное сравнение,
- показатели рассчитываются во временном промежутке, а затем выводится средняя величина показателя по региону,
- анализ качественных показателей подлежит субъективной оценке авторов.
Совокупность показателей обеспечивает комплексную характеристику инновационных процессов в рамках РИС. Рассмотрим более детально каждый блок.
1. Политика, проводимая региональными властями, выступает основополагающим элементом инновационной системы региона. Участие власти может быть весьма существенным: от совершенствования законодательной базы до маркетинговой политики, выставочной деятельности, продвижении инновационной продукции на рынки. Основная роль власти - создать условия для инновационного развития бизнеса. Следовательно, оценка блока «региональная власть» является неотъемлемой частью исследования. К основным пунктам качественного анализа данного блока можно отнести следующие показатели:
- наличие в области законов, других нормативных документов по вопросам регулирования инновационной деятельности [2];
- наличие концептуальных документов, таких как стратегии и программы регионального инновационного развития, концепция научно-технической политики области и другие документы, имеющие долгосрочный характер[2];
- потребность области в документах, необходимых для полноценного развития инновационного сектора промышленности;
- наличие конкурентная стратегия региона;
- наличие научно - технического совета или другого органа, с которым может сотрудничать организация при формировании
инновационной стратегии и программ развития региона [2];
- оценка текущей деятельности администрации по развитию инновационной деятельности (проведение выставок, конкурсов и др.), а также степень согласованности, оперативности взаимодействия региональных органов власти с федеральными органами [2].
Рассмотрим опыт регионов. В Томской области одной из первых был принят закон «Об инновационной деятельности» в 1999 году (в декабре 2008 года принята новая редакция закона). Помимо закона, на региональном и муниципальном уровне разработан рад стратегических документов в области инновационного развития, реализация которых осуществляется по средствам среднесрочных целевых программ. При областной администрации действует координационный совет с участием представителей бизнеса, науки, инфраструктуры и прочей общественности для выявления ограничителей развития инновационного сектора экономики региона и путей решения по данным проблемам. В области ежегодно проводится Всесибирский инновационный форум. Администрацией области проводится ряд конкурсов с целью активизации инновационного бизнеса (конкурс инновационных проектов, конкурс на лучшую инновационную организацию, область и др.) Область входит в пятерку лидеров по финансированию инновационных проектов в рамках ФЦП, реализуя 39 проектов.
Новосибирская область на ряду с Томской проводит активную политику о развитию инновационной деятельности. Мероприятия (региональные конкурсы, выставки, ярмарки): Совещание по стратегии развития Новосибирской области (06.03.2007 г.), III Новосибирский инновационно - инвестиционный форум, Первый Международный молодежный инновационный форум «Шегга» (9 - 12 сентября 2009 г.). Новосибирской областью выиграно в 2007 году 79 проектов финансируемых по ФЦП.
В Красноярске основные стратегические документы включают: 1-й - комплексная
программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики России до 2015 г. (документ разработан по поручению президента РФ летом 2006 г.), 2-й - стратегия развития науки и инноваций на период до 2015 г., утвержден межведомственной комиссией по научно - инновационной политике в феврале 2006 г. Администрация Красноярска, подобно другим субъектам и муниципальным образованиям, руководствуется в пределах полномочий этими программными документами. В 2006 году в Красноярске создана общественная Инновационная палата. В качестве первых шагов палаты выступила инициатива о создании совещательного органа при краевой и городской администрациях по вопросам развития инновационной политики. Кроме того, членами палаты разработан краевой законопроект «Об инновационной деятельности». Мероприятия (региональные конкурсы, выставки, ярмарки): V Красноярский экономический форум «Россия 2008-2020. Управление ростом», VI Красноярский экономический форум «Государство в экономике: сценарии для России». В 2007 году по ФЦП профинансировано 8 проектов.
Законодательство Алтайского края в сфере научно-технической и инновационной деятельности: Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края», Постановление Администрации Алтайского края от 7 ноября 2007 г. N 507 "Об утверждении ведомственной целевой программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы». Стратегия научно - технического и инновационного развития (план, программа и т.п.) - Ведомственная целевая программа «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы».
Региональные власти Омской области сравнительно недавно включили инновационную составляющую в политику развития региона. Законодательство региона в сфере научно-технической и инновационной дея-
тельности включает: Закон «Об инновационной деятельности на территории Омской области», Стратегия научно - технического и инновационного развития (план, программа и т.п.), Целевая программа Омской области «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления на период до 2010 года», Целевая программа энергоресурсосбережения Омской области на 2003 год и на период до 2010 года, Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года.
2. Науку как элемент инновационной системы можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, научно - образовательный комплекс осуществляет инновационную функцию путем проведения фундаментальных и прикладных исследований, а также внедряет инновационную продукцию. С другой стороны, выполняет обеспечивающую функцию, оказывая образовательные услуги по подготовке кадров для предприятий. Показатели для оценки данного блока включают:
- численность докторов наук на 10 тыс. чел. населения территории;
- численность аспирантов вузов на 10 тыс. чел. населения территории;
- численность студентов вузов на 10 тыс. чел. населения территории [1];
- инновационные программы и проекты, гранты, выигранные областью [2];
- количество ВУЗов.
По количеству ВУЗов среди рассматриваемых регионов лидирует Новосибирская область, где насчитывает 15 ВУЗов, затем Красноярский край, Алтайский край, Омская область, где по 10 ВУЗов и Томская область - 8. Но данный показатель является качественным, потому что должен учитывать престиж, качество образования ВУЗов и, прежде всего, вовлеченность образовательного блока в инновационный сектор экономики.
3. Оценка кадровой составляющей имеет особое значение, поскольку в целом по стра-
не дефицит на соответствующих специалистов является одним из барьеров инновационного развития. Показатели для оценки данного блока включают:
- число персонала занятого исследованиями и разработками на 1000 жителей;
- привлекательность для работника отрасли «Наука и научное обслуживание» (отношения средней заработной платы по данной отрасли к среднерегиональному уровню).
4. Непосредственным продавцом инновационной продукции на рынке выступают наукоемкие производства. Но важно оценить весь предпринимательский сектор, его емкость и качество. В этой связи, в качестве показателями для оценки данного блока принято:
- доля предприятий региона в объеме предприятий Сибирского Федерального округа (далее СФО);
- доля малых предприятий (далее МП) в общем количестве предприятий;
- число организаций, занимающихся исследованиями и разработками, на 1000 предприятий региона.
5. Инновационная инфраструктура является важнейшим для существования и развития региональных инновационных систем подсистемой, обеспечивающей системное качество. Инновационную инфраструктуру можно определить как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управленческих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации этапов инновационного процесса. Показатели для оценки данного блока включают:
- наличие технопарков, инновационно -технологических и др. центров, бизнес - инкубаторов;
- наличие в регионе организации, координирующей научно - техническую деятельность в регионе, экспертной организации [2];
- число персональных компьютеров на 100 работников.
В Томской области насчитывается 33 элемента инновационной инфраструктуры, Алтайском крае - 10, Новосибирской области 14, Красноярском крае - 6. Организации инновационной инфраструктуры Омской области включают: Инновационно - технологический центр технопарка «Омский», Омский центр научно - технической информации. А также 2 ВУЗа как участника инфраструктуры инновационной деятельности. Следует отметить, что в 2005 году Томская область стала одним из четырех победителей российского конкурса заявок на создание особых экономических зон технико - внедренческого типа (ТВЗ). А технопарк в Академгородке Новосибирской области является самым крупным градостроительным проектом в азиатской части России. В Томской области и Красноярском крае по инициативе МЭРТ были учреждены Региональные венчурные фонды.
6. Основу для разработки и производства наукоемкой продукции составляет технико-технологическая база, состояние и обеспеченность которой можно оценить с помощью следующих показателей:
- коэффициент обновления основных производственных фондов для исследований и разработок;
- уровень износа основных производственных фондов [1];
- стоимость основных средств, в расчете, на 1 работника занятого исследованиями и разработками (фондовооруженность);
- стоимость машин и оборудования в расчете на 1 работника, занятого исследованиями и разработками (техновооружен-ность);
- доля капитальных затрат на приобретение оборудования.
Технико - технологическая база по регионам в основном характеризуется либо запредельным уровнем износа, либо морально устаревшими свойствами для прорывных исследований. Эти проблемы называют голодом научно - исследовательского, инст-
рументального оборудования, которые требует безотлагательных решений.
7. Основная обеспечивающая компонента инновационного процесса - это финансовые средства. Обеспеченность инновационных производств инвестиционными ресурсами позволят оценить следующие показатели:
- доля затрат на науку и научные исследования и разработки в ВРП [1];
- доля затрат на технологические инновации из собственных средств предприятий;
Важно при анализе учитывать возможности финансовой инфраструктуры инновационной деятельности (число банков, выдающих кредиты инновационному бизнесу, страхование рисков) для регулирования инвестиционных процессов в регионе.
8. Инновационная культура обеспечивает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни. При анализе инновационной культуры региона следует обратить внимание на качественные и количественные параметры, такие как:
- коммуникативная система и язык общения;
- система нефинансовой мотивации;
- система финансовой мотивации;
- модели наставничества.
Как правило, в регионах с развитым научно-образовательным комплексом гораздо чаще прослеживаются основы инновационной культуры общества.
9. Анализ потребительского блока на основе двух показателей, позволяет оценить структуру рынков сбыта:
- доля отгруженных инновационных товаров, работ, услуг направленных на экспорт;
- доля отгруженных инновационных товаров, работ, услуг за пределы России от общего объема отгруженных товаров, работ, услуг за пределы России.
10. Итоговым блоком выступает результативность функционирования инновационной системы региона, оцениваемая следующими показателями:
- уровень инновационной активности крупных и средних предприятий;
- доля малых предприятий, занятых в инновационной сфере, от общего числа МП;
- удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг [2];
- удельный вес инновационных товаров, работ, услуг малых предприятий в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малыми предприятиями;
- удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженной продукции;
- доля товаров, подвергшихся значительным технологическим изменениям или вновь внедренная от общего числа инновационных товаров;
- удельный вес инновационной продукции региона в общероссийском объеме;
- число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. чел. населения [2];
- прирост числа малых инновационных предприятий,
- число поддерживаемых патентов (данный показатель характеризует стратегический выбор инновационных предприятий);
- отношение поданных заявок и выданных патентов.
Расчетные (количественные) показатели по блокам приведены в таблице 1. Показатели для каждого региона рассчитывались на основе официальных статистических данных
[3,4,5,6] в динамике (2001 - 2007 годы). На основе предварительных расчетов выводилось среднее значение показателя для региона.
На следующем шаге исследования региону по каждому показателю присваивалось относительное место: за лучший результативный показатель регион получал 1 место, а за худшее значение 5 место (так как общая исследуемая совокупность - 5 регионов). Итоговые значения баллов для каждого из регионов представлены в таблице 2.
Таблица 1
Расчетные показатели методики сравнительной оценки функционирования региональных инновационных систем
Группа показателей Показатель Томская область Новосибирская область Омская область Красноярский край Алтайский край
Предпринимательский сектор доля предприятий региона в объеме предприятий СФО 6,55% 24,79% 10,06% 12,52% 11,63%
доля МП в общем количестве предприятий 24,80% 22,10% 26,24% 19,00% 24,80%
число организаций, занимающихся исследованиями и разработками, на 1000 предприятий региона 1,88 1,08 0,96 1,04 1,14
Кадры число персонала занятого исследованиями и разработками на 1000 жителей 7,84 9,26 4,37 2,45 1,11
отношение средней заработной платы по отрасли "Наука и научное обслуживание" к среднеобластному уровню 124,1 128,5 124,6 131,8 131,05
Инфраструктура инновационной деятельности число персональных компьютеров на 100 работников 21,5 20 18 18 14,5
Наука численность докторов наук на 10 тыс. чел. населения территории, чел. 1,63 0,39 0,22 0,23 0,26
численность аспирантов вузов на 10 тыс. чел. населения территории, чел. 21,97 13,45 8,83 8,14 6,69
численность студентов вузов на 10 тыс. чел. населения территории, чел. 800,1 629,1 456,99 419,87 337,92
Финансы доля затрат на науку и научные исследования и разработки в ВРП 1,67% 2,72% 1,12% 1,12% 0,28%
доля затрат на технологические инновации из собственных средств предприятий 88,90% 75,15% 65,40% 49,14% 62,51%
Техническая база коэффициент обновления основных производственных фондов для исследований и разработок, в % 48,55 23,39 21,3 -54,08 -11,6
уровень износа основных производственных фондов, в % 47,8 56,25 50,75 41,65 48,25
стоимость основных средств в расчете на 1 работника, занятого исследованиями и разработками, т.р (фондовооруженность) 1210,2 689,8 269,5 510,5 601,8
стоимость машин и оборудования в расчете на 1 работника, занятого исследованиями и разработками, т.р. (техновооруженность) 431,3 333,7 102,7 225,7 215,3
доля капитальных затрат на приобретение оборудования, % 44,23% 65,53% 80,21% 60,31% 57,00%
Потребители доля отгруженных инновационных товаров, работ, услуг направленных на экспорт, % 0,56% 10,49% 0,02% 35,85% 7,52%
доля отгруженных инновационных товаров, работ, услуг за пределы России от общего объема отгруженных товаров, работ, услуг за пределы России 0,56% 6,74% 0,01% 4,22% 8,33%
Результативность уровень инновационной активности предприятий 0,10% 0,03% 0,04% 0,05% 0,09%
доля малых предприятий, занятых в инновационной сфере от общего числа МП 0,18% 0,08% 0,06% 0,12% 0,15%
удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг 1,86% 2,38% 2,18% 1,14% 12,13%
удельный вес инновационных товаров, работ, услуг малых предприятий в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малыми предприятиями 35,66% 28,48% 34,14% 8,49% 23,69%
Результативность удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженной продукции 5,05% 3,75% 2,35% 4,30% 4,30%
доля товаров, подвергшихся значительным технологическим изменениям или вновь внедренная от общего числа инновационных товаров 61,38% 65,18% 44,01% 66,28% 66,92%
удельный вес инновационной продукции региона в общероссийском объеме 0,26% 0,43% 0,32% 0,83% 0,62%
число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. чел. населения 4,58 2,41 1,77 1,83 1,27
прирост числа малых инновационных предприятий, единица 0,75 0,75 2,5 5 -1
отношение поданных заявок и выданных патентов 0,74 0,55 0,69 0,67 0,68
Таблица 2
Место Томская область Новосибирская область Омская область Красноярский край Алтайский край
1 -15- 3 2 5 3
2 4 -14- 3 2 6
3 1 7 7 -9- 6
4 4 1 -7- 7 5
5 4 3 9 5 -8-
Соответственно, получаем, что по степени развитости региональной инновационной системы 1 место занимает Томская область, 2 место - Новосибирская область, 3 место -Красноярский край, 4 место - Омская область, 5 место - Алтайский край.
Данная методика исследования может
быть применена не только для межрегионального сравнения, а так же для выявления сильных и слабых сторон региона а, соответственно, целесообразна в использовании как инструмент для принятия грамотных управленческих решений, как для бизнеса, так и для органов власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Москвина О.С Инновационный потенциал как фактор устойчивого развития региона [Электронный ресурс] // Волгородский научно - координационный центр центрального экономико-математического института РАН. [Б.м.]. 20052009. URL: http://vscc.ac.ru (дата обращения: 11.02.2009);
2. Шляхто И.В. Оценка инновационного потенциала региона [Электронный ресурс] // Управление общественными и экономическими системами: электронный многопредметный научный журнал. [Б.м.]. 2007. №1. URL:
http://bali.ostu.ru (дата обращения: 11.02.2009);
3. Российский статистический ежегодник. 2006: стат. сб. / Росстат. М., 2006. С. 587-607;
4. Регионы России. Социально - экономические показатели : стат. сб. / Росстат . М., 2007 .С. 770-848;
5. Федеральная служба государственной статистики. Электрон. дан. М., 1999-2009 . URL: www.gks.ru (дата обращения 1.06.09);
6. Научная и инновационная деятельность регионов Сибирского федерального округа : стат. сборник. Томск, 2004. 150 с.; 2008. - 148 с.
Н.А. Мурашова, С.Н. Яшин
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Особенности организации и управления инновационной деятельностью в России определяются федеративным устройством. В этой связи инновационная система строится с учётом интересов всей Федерации, её субъектов и образующих их элементов. Значительное влияние на развитие инновационной сферы оказывает инновационный потенциал, характеризующийся совокупностью различ-
ных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности (государства, региона, отрасли, организации).
Базируясь на уровне экономического и социального развития региона, развивается инфраструктура инновационной сферы -