УДК 378.146
Якибова Д.Ш.
исполняющий обязанности доцента начального образования, Термезский государственный университет, Термез, Республика Узбекистан Yakibova D.Sh.
Acting Associate Professor of Primary Education,
Termez State University, Termez, Republic of Uzbekistan Email: lola.yakibova68@gmail.com
Методика организации уроков по работе с аппликациями и мозаиками Methods of organizing lessons on working with applications and mosaics
Аннотация: Статья теоретически основана на методике организации уроков по работе с аппликациями и мозаиками. Аппликация — вид изобразительной техники, основанный на вырезании различных форм и усилении их за счет материалов, принятых в качестве фона. Мозаика — это вид искусства, который используется для украшения дерева, стекла, гипса и керамики. В этой статье учащиеся могут узнать о приложениях и мозаиках.
Abstract: The article is theoretically based on the methodology of organizing lessons on working with applications and mosaics. An application is a type of imaging technique based on cutting out various forms and reinforcing them at the expense of materials adopted as a background. Mosaic is an art form that is used to decorate wood, glass, plaster, and ceramics. Students can learn about applications and mosaics in this article.
Ключевые слова: аппликация; декоративная аппликация; художественная аппликация; геометрическая аппликация; многоцветная аппликация; художественная аппликация; сюжетная аппликация; тематическая аппликация.
Keywords: application; decorative application; art application; geometric application; multi-color application; art application; plot application; thematic application.
ВВЕДЕНИЕ
Аппликация — вид изобразительной техники, основанный на введении различных форм и их усилении за счет материалов, принятых на задний план.
В понятие аппликации входят приемы создания художественных произведений, сочетающиеся со сходством разных техник исполнения в зависимости от особенностей и материалов. Каждая аппликация материала имеет свойства, оказывающие существенное влияние на технику исполнения, например, бумага, лимон, кора дерева приклеиваются к фону с помощью различных клеев.
Аппликация — самый простой и легкий способ создать произведение искусства. Это приложение можно широко использовать только в декоративных целях, от создания наглядных пособий, различных руководств по играм, игрушек, флагов, украшений и так далее [4].
1. Декоративное применение.
2. Приложение геометрической формы.
3. Сюжетная аппликация из геометрических фигур.
4. Многоцветное приложение.
5. Художественное приложение.
6. Применение сюжета.
7. Тематическое приложение [6].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Декоративная аппликация — может состоять из узора, цветка, предмета, события, сюжета, отражающих гармонию действий, состоящих из отдельных изображений. Аппликация — вид техники изображения, основанный на вырезании различных форм и учете материалов, принятых на их фоне.
Приложения геометрической формы. По технике одним из самых простых видов аппликации является геометрическая аппликация. При выполнении геометрического приложения учащиеся 1-го и 3-го классов получат следующие знания [5].
Геометрические аппликации также можно разделить на декоративно-орнаментальные, сюжетные, сюжетные аппликации. Изготовление орнаментов
из кругов, квадратов и овалов. Детали орнамента: изготавливаются квадраты, треугольники разных размеров. Узор в квадрате формируется по диагонали — фигуры удобно располагать симметрично. Узор круга формируется по радиусам от центра.
Сюжетные аппликации из геометрических фигур [18].
Необходимо развивать у детей пространственное восприятие предметов. Оно может быть выражено в более или менее геометрических формах окружающих нас вещей: дом, дерево, дерево, машина, посуда, животные, цветы и так далее.
Учитель может выбрать любой предмет. Рассматривая его вместе с детьми, выясняют, на какие геометрические фигуры похожи некоторые его детали, каких размеров, какие из них больше, какие меньше и в каком порядке их следует располагать [19].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
На аппликации с кругами и их частями из цветной бумаги можно выполнить много геометрических работ. Каждый из кругов следует расположить таким образом, чтобы получилась нужная форма.
Многоцветные приложения. Вырезание многоцветных аппликаций более сложное и предполагает разрезание изображения на части. Выбор фона очень важен при выполнении подобных приложений. Фон должен быть ярче цвета изображаемых предметов. Тогда объект будет выглядеть таким же ярким, как если бы он был выпуклым. Все зависит от того, что вы думаете. Цвет деталей фона также подбирается соответственно, обращая внимание на естественное расположение деталей и гармонию их размеров. Это можно сделать несколькими способами: некоторые детали обрезаются без предварительной настройки, а некоторые детали обрезаются по заданным эскизам [19].
Одним из разноцветных приложений являются декоративные аппликации. Декоративная аппликация — узор, состоящий из цветов, который может состоять из сюжетов, изображающих гармонию действий, которые изображаются по отдельности.
Декоративные аппликации дети могут получить из книг, зеркал и других материалов, а некоторые элементы создать своими руками. Восточный узор -богатый материал для такого вида аппликации. Декоративная аппликация может быть однотонной или разноцветной.
Сюжетное приложение. Сюжет может быть простым или сложным, в зависимости от приложения. Аппликация со сложным сюжетом выполнена как иллюстрация к сказкам, рассказам и так далее. Если сюжет простой, изображения можно кадрировать без предварительной настройки [19].
Бумажные аппликации, разработанные только в 16 веке, можно считать «молодым» типом аппликаций. Известные художники прошлого тоже вырезали узоры из бумаги. К ним относятся, например, работы художника Питера Пауля Рубенса и датского скульптора Бертеля Гарвильдсона. Знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен вырезал из бумаги аппликации по мотивам своих сказок. Художника Ф.П. Толстого можно назвать наиболее искусным мастером-силуэтом первой половины XIX века. Пятьдесят его луэтовых произведений хранятся в Эрмитаже. В 19 веке искусство силуэта нашло отражение в творчестве Г. Нарбута, Ю. Крутикова и многих других художников. Искусством аппликации занимались не только профессиональные художники, но и мастера из народа. В Украине и Белоруссии срезали бумажные шторы. Он делал картинки из бумаги и приклеивал их на окна. Художница Ю. Лебедева также посвятила свой талант сорока работам бумажной аппликации. В Польше обрезные узоры в качестве украшения приклеивали на новые изящные стены и потолки. Аппликационная работа всегда выполняется в определенной последовательности, которую необходимо запомнить и выполнять в обязательном порядке. Любая аппликация начинается с выбора предмета, затем следует эскиз аппликации, подбор бумаги, вырезание необходимых деталей, размещение их на фоне, приклеивание и, наконец, процесс сушки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В аппликационной работе учащиеся заранее готовятся к занятию: пишут на листе бумаги на столе, ножницы справа, кисточка для клея, линейка,
карандаш, ручка, клей на лицевой стороне, коробочка для вырезы, слева хотят положить по бокам комплект цветной бумаги, чтобы не мешали во время работы. В конце каждого урока учащиеся записывают то, что им понадобится на следующем уроке.
Мозаика — вид монументально-декоративного искусства. В разные времена и в разных странах мозаика имела свои особенности, как по используемому материалу, так и по рисункам и рисункам. Среднеазиатские медресе, мечети и дворцы правителей украшены мозаикой. Мозаика сегодня стала монументальным искусством. Мозаики украшают экстерьеры, стены и произведения народного творчества. В мозаичных работах используется стеклянная и керамическая плитка. Мастера создают красивые мозаики из кусочков цветных зеркал, которые сливаются и переливаются на солнце, создавая радостное настроение.
Набор из деревянной мозаики — очень интересный и современный вид работы, который в настоящее время широко распространен. Его четкая, лаконичная, декоративная полированная поверхность очень подходит к современной планировке квартиры, цвету стен, солидному ассортименту мебели.
Мозаика — это вид искусства, который используется для украшения дерева, стекла, гипса и керамики.
Мозаичные цветные изразцы, изделия из стекла, мрамора, камня, дерева и металла — один из видов монументально-декоративного искусства. Есть два способа сделать мозаику.
1. Непосредственная сборка: куски камня, стекла, керамики приклеиваются непосредственно к стене, полу, потолку с помощью цемента для создания гипсового изображения.
2. При перепечатывании изображение создается приклеиванием кусочков плитки, керамики к бумаге, металлу, дереву. Затем это изображение будет перемещено в соответствующее место.
Известно, что мозаики были широко распространены на древнем Ближнем Востоке. Она развивалась в древности и средневековье в Византии, Италии, Грузии, в XV-XVI веках на востоке, в том числе на территории современной Средней Азии. В крупных городах, таких как Самарканд, Бухара, Хива, есть здания и башни с привлекательными мозаичными надписями и узорами.
Список литературы
1. Санакулов X., Якубова Д., Лутфитдинова Р. Технология и методы ее обучения. Учебник.
— Ташкент: Тафаккур Бостони, — 2020. — 224 с.
2. Шойкулова, Н., & Якибова, Д.Ш. (2019). Необходимость и содержание экономического образования в условиях средней школы // Научные горизонты, — (5-1), — с. 383-387.
3. Якибова, Д.Ш. (2020). Формирование креативности мышления учащихся начальных классов на уроках технологии // Вестник науки и образования, — (9-1 (87)), — с. 63-65.
4. Якибова, Д.Ш. (2019). Творческий подход к формированию рабочей силы у учащихся начальных классов // Научные горизонты, — 2019 — 4(20) — с. 158-164.
5. Якибова, Д.Ш. (2019). Обучать учеников начальной школы, участвуя в связанных с работой мероприятиях и клубах // Научные горизонты, — 2019, — 4 — с. 152-157.
6. Якибов, Ш.Х., & Якибова, Д.Ш. (2018). Изучение возможностей внеклассной работы с учащимися в формировании будущих профессиональных навыков // Научные горизонты, — (11-1), — с. 364-371.
7. Abdimannobovna, M.L., Sharifovna, Y.D., & Zebuniso, A. (2019). Ways to use multimedia in modern school education. // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences,
— 2019.
8. Sanakulov H., Khodiyeva D., Satbayeva M. Labor and its teaching methods [Text]: Textbook / H. Sanakulov et al. — Tashkent: Tafakkur Bostoni, — 2015.
9. Mannopova I.A., Mavlonova R.A., Ibragimova N.R. Technology. For students of 4th grade of general secondary education — Tashkent: "National Encyclopedia of Uzbekistan", — 2017.
10. Makhmaraimova, S.T., & Yakibova, D.S. (2019). Speech development in lessons of physical culture by means of communicative games // Scientific Bulletin of Namangan State University, — 1(9), — 187-193.
11. Sanakulov X., Yakubova D., Lutfitdinova R. Technology and its teaching methods. Textbook
— Tashkent: Tafakkur Bostoni, — 2020. — 224 p.
12. Yakibov Sharif, Yakibova Dilorom. Integration in Primary Education as Factor Mentality // International Journal of Engineering and Advanced Technology (IJEAT) ISSN: 2249-8958, — Volume-9 — Issue-1, — October 2019.
13. Yakibova Dilorom Sharifovna. Methods for enhancing the creative thinking of primary schoolchildren // Herakd pedagogiki. Nauka i Praktyka (wydanie specjalne). ISSN: 2450-8160, — 2021, — 247-256 pages.
14. Yakibova, D. (2021). Methods for enhancing the creative thinking of primary schoolchildren // Herald pedagogiki. — Nauka i Praktyka, — 1(1).
15. Yakibova, D.Sh. (2021). Ways to develop students' creative thinking skills in primary school technology lessons (based on pedagogical technologies). // Asian journal of multidimensional research, — 10(4), — 359-363.
16. Yakibova, D.Sh. (2021). The Importance of Shaping Students' Creativity in Elementary School Technology Classes // International Journal of Discoveries and Innovations in Applied Sciences, — 1(6), — c. 73-75.
17. Yakibova, D.Sh. (2022). Texnologiya darslarini tashkil etishning zamonaviy shakl, usul, vositalari // Development and Innovations in Science, — 1(1), — c. 27-36.
18. Yakibova, D.Sh. (2022). Boshlang'ich sinf texnologiya darslarida o'quvchilarning ijodiy faoliyatini shakllantirishning ahamiyati // Development and innovations in science, — 1(1), — c. 37-41.
19. Yakibova, D.Sh. (2021). Modern Forms, Methods, Means of Organizing Technology Lessons. // International Journal of Development and Public Policy, — 1(6), — c. 144-151.