МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВИЙ И СПОСОБА ОТЧУЖДЕНИЯ НЕПРОФИЛЬНЫХ АКТИВОВ ГРУППЫ «ГАЗПРОМ»
Кондауров А.Н., аспирант Российской Академии народного хозяйстваи государственной службы при Президенте Российской
Федерации
В данной статье автор анализирует непрофильные активы ирассматривает такиесуществующие способы их отчуждения, как:п-родажа объектов непрофильной деятельности; передача объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальных объектов органам местного самоуправления; обособление непрофильных видов деятельности в самостоятельные юридические лица с целью последующей реализации самостоятельных бизнес-единиц.
Ключевые слова: Газпром; непрофильные активы; методика; отчуждение.
THE METHODOLOGY OF THE DETECTION OF CONDITIONS AND METHOD OF DISPOSAL OF «GAZPROM» GROUP’S NON-CORE ASSETS
Kondaurov A., the post-graduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
In this article the author analyzes non-core assets and discerns such existent ways of their disposal, as: sale of non-core activity objects; transfer of housing and communal services' objects and social objects to local authorities; isolation of non-core activity categories into independent artificial persons with the purpose offollowing realization of independent business units.
Keywords: Gazprom; non-core assets; methodology; disposal.
Предпосылки для проведения комплексной работыпо отчуждению непрофильных активовкрупнейшей газовой компании страны - «Газпром» - сложились по вполне объективным причинам.-Достаточно сказать, что некоторые проблемы российской газовой компании проистекают из объективно сложившихся условий ее формирования. Как известно, ОАО «Газпром» досталась в наследство вся газовая отрасль России1.
Вместе с тем, Группа «Газпром» - глубоко вертикально-интегрированная компания, которая монопольно располагает мощной национальной ресурсной базой, разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Одновременно она является производителем, поставщиком и продавцом энергоресурсов. «Газпром» вырастил из своего расчетного банка крупнейший в стране финансовый холдинг «Газпромбанк» (третье место по размеру активов), который является одним из крупнейших непрофильных активов компании. Стоит отметить и участие монополии в капитале транспортных компаний - «Газпромавиа» и «Газфлот», а также связи - «Газком», «Газ-промсвязь» и «Газтелеком».
Судя по официальной информации [2], компания участвует в капитале 148 российских и зарубежных компаний, из них 36 фирм зарегистрированы за рубежом. На 100% капитал «Газпрома» присутствует в 80 фирмах, более 50% - в 29, менее 50% - в 39 компаниях. 22 российские и зарубежные фирмы являются аффилированными с «Газпромом». Кроме сугубо газовой отрасли, компания глубоко интегрировалась в нефтедобычу, электроэнергетику, нефте- и газохимию.
Однако, по оценке российских и зарубежных экспертов [1, с.68-73], акционерный капитал компании чрезвычайно перегружен финансовым участием в управлении непрофильными активами. Подобная деятельность отягощает баланс, распыляет инвестиционный портфель, ведет к хронической нехватке финансовых и материальных ресурсов на освоение стратегических газовых объектов.
В связи с чем мы считаем, что для эффективной работы Группы необходима комплексная методика, позволяющая за минимальные сроки определять условия и способ отчуждения непрофильных активов. В рамках данной публикации обоснуем порядок построения такой методики с учетом задач, которые можно решить при ее практическом применении.
1 этап. Проведение предпродажной подготовки активов.
Реализация непрофильных активов, как показала практика, -достаточно трудоемкий процесс и включает в себя следующие ключевые элементы:
- инвентаризация фактического состава имущества юридического лица;
- проверяется наличие документов, подтверждающих нахождение объектов в собственности должника, прав на основные средства и т.д.;
- проверяется «физическая и юридическая чистота»;
- проводится предварительный анализ стоимости имущества, оценивается потенциал его развития, анализ внешней среды, анализ уровня монополизации и диверсификации. На данном этапе вырабатывается стратегия управления имуществом в соответствии с целями Группы и максимизации его стоимости;
- определяется круг потенциальных покупателей;
- определяется состав объектов, выставляемых на торги и конкретным покупателям в соответствии с принципом максимально возможного извлечения доходов. Для продажи объекты имущества разбиваются на лоты. При определении состава лота необходимо сравнивать ликвидности имущества при продаже его «в россыпь» в составе имущественного комплекса;
- проводится процедура оценки имущества;
- проводится окончательная предпродажная проверка возможности реализации каждого объекта;
- заранее публикуется, в случае необходимости, извещение о проведении конкурсов, аукционов с указанием определенной обязательной информации, даются коммерческие предложения потенциальным покупателям.
2 этап. Группировка непрофильных активов в зависимости от состава мероприятий, проведение которых необходимо для повышения инвестиционной привлекательности Группы.
Набор типовых сценариев по проведению предпродажной подготовки укладывается в следующую единую схему:
- анализ рынка, сильных и слабых сторон актива;
- мониторинг потенциальных покупателей, определение их потребности в данном активе, определение возможности увеличения стоимости данного актива для определенной группы потенциальных покупателей;
- упрощение организационной структуры предприятия, сокращение уровней управления;
- обеспечение четкого разделения функций и сфер ответственности между структурными подразделениями предприятия, исключение дублирования;
- оптимизация информационного взаимодействия между подразделениями;
- оптимизация численности управленческого персонала по функциям управления, соблюдая нормы управляемости на каждом уровне (целесообразно иметь не более 7-10 подчиненных звеньев);
- оптимизация количества уровней в системе управления предприятием и возможность их сокращения;
- определение и регламентирование состава и содержания функций управления, а также трудоемкости решения управленческих задач в производственной, финансово-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельности.
При осуществлении предпродажной подготовки непрофильных активов следует придерживаться следующих основных мероприятий:
- оценка и анализ основного бизнеса; разработка плана его ре-
Рис.1. Основные этапы методики определения условий и способа отчуждения непрофильных активов Группы «Газпром» [авторская
разработка]
организации; выделение непрофильных активов; их комплексный анализ и оценка; выбор схемы реструктуризации;
- разработка оптимальных схем проведения реализации непрофильных активов для каждой группы непрофильных активов;
- разработка ключевых показателей оптимального выбора мероприятий для проведения реализации непрофильных активов/финансовых вложений в зависимости от группы активов.
3 этап. Разработка оптимальных схем проведения предпродажной подготовки непрофильных активов для каждой группы непрофильных активов.
Ключевые показатели оптимального выбора мероприятий для проведения предпродажной подготовки следует разрабатывать в зависимости от группы актива/финансового вложения. Целесообразно разбить ключевые показатели по областям применения.
Выбор способа и характера проведения предпродажной подготовки в целях максимизации стоимости актива/финансового вложения заключаются в проведении процедур, соответствующих одному из следующих видов диверсификации деятельности по одной из двух классификаций путем:
- реструктуризации;
- передачи специфических функций;
- разделения функций или ресурсов;
или путем:
- реструктуризации;
- продажи непрофильного актива;
- проведения процедуры банкротства.
На рисунке 1 приведены основные этапы методики определения условий и способа отчуждения непрофильных активов Группы «Газпром» с детализацией промежуточных этапов.
Таким образом, разработанная нами методика позволяет решать комплексные задачи по:
- определению эффективности использования активов;
- дифференцированию активов к используемому имуществу, либо к непрофильному;
-проведению оценки эффективности вложенийГруппывОПФ/ имущество и в ценные бумаги (доли и паи других компаний);
-определению виды инвестиционных стратегий для различных видов активов;
-проведению анализа влияния активов в составе долгосрочных финансовых вложений на основную производственную деятельность Группы;
- применению набора инвестиционных показателей и мультипликаторов, финансового-инвестиционных моделей для оценки активов Группы;
-использованию правил и критериев отнесения различных групп активов к категории непрофильных с помощью разработанного алгоритма анализа существующих или вновь приобретенных активов на непрофильность с учетом фактической (или предполагаемой) эффективности их использования и бизнес-процесса принятия инвестиционных решений покупки/продажи активов;
-употреблению концептуальной стратегической модели анализа и расчета эффективности использования приобретаемых активов с учетом синергии их с имеющимися активами для определения экономической целесообразности покупки/продажи.
Литература:
1. Ряполов А.Ю. Слияния и поглощения ОАО «Газпром» как инструмент стратегического развития//Российское предпринимательство. 2010. № 7. С. 68-73.
2. Ц^: http://www.gazprom.ru/ [Официальный сайт ОАО «Газпром].
1 Прим. автора: 17 февраля 1993 г. Постановлением Правительства РФ во исполнение Указа Президента РФ от 5 ноября 1992 г. Государственный газовый концерн «Газпром» был преобразован в Российское акционерное общество (РАО) «Газпром». В 1998 г. РАО «Газпром» было преобразовано в открытое акционерное общество.