МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИРАЩЕНИЯ ЗНАНИЙ СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
М. А. ДЖАБРАИЛОВ
В статье рассмотрены процессы приращения знаний, выявлены основные критерии повышения конкурентоспособности социального субъекта.
Ключевые слова: приращение знаний, качество знаний, социальный субъект.
В настоящее время в сфере высшего образования России остро стоит проблема качества знаний. Мы считаем, что качество знаний может быть оценено с использованием следующих критериев:
- уровень исходных знаний обучаемых и степень готовности к восприятию новых знаний;
- качество учебных программ, учебников, пособий, методического сопровождения, новых технологий, методик обучения и т. д.;
- материально-техническое оснащение социального субъекта;
- качественный уровень преподавателей социального субъекта;
- эффективность федерального контроля качества образования;
- прогнозируемость востребованности будущих специалистов.
Существует мнение, согласно которому качество образования представляет собой «интегральную характеристику образовательного процесса и его результатов, выражающую меру соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить» [4].
В нашем исследовании социальный субъект (вуз, под которым понимается университет, академия, институт), который представляет собой систему, функционирующую как организацию, преследующую собственные цели социальноэкономического развития и осуществляющую защиту прав и интересов как вуза в целом, так и отдельных его коллективов, личностей и партнеров.
Качество образования на современном этапе выступает главным конкурентным преимуществом социального субъекта. Качество знаний представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающую возможность удовлетворения комплекса
потребностей по всестороннему развитию личности обучаемого.
Число показателей, используемых для характеристики состояния и деятельности социального субъекта, очень велико. Наиболее обобщенными показателями, характеризующими масштаб социального субъекта, являются число преподавателей, число студентов и аспирантов, стоимость основных фондов и объем образовательных услуг.
Общая совокупность показателей деятельности социального субъекта многими авторами объединяется в несколько групп (потенциал социального субъекта, показатели полезности труда, показатели качества труда, оперативность социального субъекта, показатели эффективности деятельности).
Потенциал социального субъекта показывает его возможности. Он характеризуется:
- квалификационным составом преподавательского и научного коллективов;
- наличием признанных научных школ;
- количеством наличных учебных и обеспечивающих площадей;
- наличием и прогрессивностью учебного и научно-исследовательского оборудования;
- наличием современной информационной и компьютерной базы;
- наличием собственных ученых и методических разработок;
- имеющейся территорией и возможностью ее развития;
- широтой учебных и научных связей внутри страны и в других государствах.
Показатели полезности труда коллектива социального субъекта:
- доля выпускников, работающих в соответствии с полученной специальностью;
- количество выпускников, занявших ведущие должности в промышленности, экономике, государственном управлении;
- количество выпускников, выстраивающих научно-педагогическую карьеру;
- количество выпускников, получивших в последующем более высокое квалификационное признание в России и других странах;
- количество учебных планов, учебников, учебных пособий, методических разработок, технологий обучения и т.п., использующихся в вузах;
- количество научных и технических разработок, внедренных в производство.
Показатели качества труда - это степень соответствия продукта требованиям, стандартам и ожиданиям. Для социального субъекта такими показателями являются:
- уровень оценки знаний учащихся в процессе обучения;
- квалификационные оценки выпускников членами государственной аттестационной комиссии;
- соответствие профессиональных умений выпускников требованиям занимаемых рабочих мест;
- адекватность и широта спектра образовательных технологий, используемых в учебном процессе;
- соответствие показателей создаваемых образцов техники, технологии, способов организации труда, элементов обеспечения труда требованиям лучших стандартов;
- степень соответствия условий учебы и труда санитарным и экологическим нормам, обеспечение безопасности труда и учебы;
- обеспечение современным учебным оборудованием;
- доступность использования компьютерной техники и ее современных возможностей;
- доступность и качество учебной и научной литературы;
- выбор адекватных образовательных технологий при подготовке учебного материала.
Для современного социального субъекта огромную роль играет его гибкость, понимаемая как оперативность реагирования на изменяющиеся потребности общества. Особенностью крупного социального субъекта является значительная инерционность, поэтому компенсировать ее можно только созданием специальных механизмов оперативного выявления «сигналов» образовательной и производственной среды, их анализа и реагирования на них изменениями в своей деятельности. Оценить оперативность социального субъекта можно:
- наличием элементов гибкости и вариативности в учебных планах;
- свободой выбора личностно ориентированной образовательной траектории;
- обновляемостью спектра специальностей;
- разнообразием форм и видов предоставления образовательных услуг;
- современностью используемого учебного оборудования;
- универсальностью используемого учебного и исследовательского оборудования;
- обновляемостью управленческих, преподавательский и научных кадров;
- использованием в процессе обучения и научных исследованиях последних достижений науки и техники;
- степенью свободы и оперативности принятия решений на уровнях управления (кафедра, факультет, отдел, лаборатория).
Показатели эффективности деятельности социального субъекта отражаются соотношением достигаемых результатов и затрачиваемых ресурсов:
- количество выпускников на одного преподавателя;
- количество площадей на одного студента, слушателя;
- сумма общих расходов на подготовку одного выпускника (студента, аспиранта, докторанта, слушателя);
- количество отдельных видов материальных (единиц компьютерной, аудио- и видеотехники, учебной и учебно-методической литературы) и финансовых ресурсов, затрачиваемых на подготовку одного выпускника;
- производительность труда (выработка).
Выделим основные критерии, определяющие
уровни качества образования.
1. Квалификация профессорско-преподавательского состава (ППС). Преподаватель является ключевым субъектом системы образования, обеспечивающим его качество. Требование обеспечить нужное качество профессорско-преподавательского и научного персонала предполагает усиление мотивации к работе, что в свою очередь обусловливает необходимость предоставления вузовским работникам соответствующего социального статуса и уровня оплаты труда, сопоставимых с аналогичными показателями в промышленности. В соответствии с общепринятой классификацией выделяют преподавателей без ученой степени и звания, доцентов и кандидатов наук, профессоров и докторов наук, академиков. Высокое педагогическое мастерство профессорско-преподавательского состава обеспечивается зна-
ниями дидактики высшей школы, педагогической психологии, организаторскими способностями, владением современными технологиями трансляции научного содержания дисциплин студенческой аудитории.
2. Учебно-методическое обеспечение, методы и технологии обучения. Предусматривают традиционные и инновационные образовательные технологии, ручные или компьютерные, традиционные или проблемные методы обучения. Качество инфраструктуры вуза во многом станет производным от того, какое внимание учебное заведение уделяет развитию новых информационных и коммуникационных технологий, технологий дистанционного и виртуального обучения. Современные технологии открывают исключительные перспективы как с точки зрения обучения, так и с точки зрения диверсификации самих учебных заведений. Качество реализуется через учебно-методический комплекс (УМК), характеризующий уровень методической обеспеченности базовых специальностей и дисциплин. Вузовский стандарт УМК обычно включает рабочую программу, базовый учебник, методические рекомендации по изучению дисциплин для преподавателей и для студентов, фолии (слайды), контрольные задания, формы и способы контроля знаний, глоссарий, рекомендации по курсовому и дипломному проектированию. Все это должно соответствовать требования ГОС ВПО по направлениям и специальностям подготовки. Предусмотрена система государственного контроля за качеством обучения через процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации.
3. Материально-техническая база. Характеризуется совокупностью показателей, обеспечивающих условия для образования: объем площадей и их структура по форме собственности и направлениям использования, мебель и инженерное оборудование аудиторий и офисных помещений, деканатов и кафедр, библиотечное, информационное и бытовое обслуживание студентов и преподавателей. Большое значение имеют уровень информатизации и технические средства обучения (ТСО). Использование ТСО в учебном процессе позволяет интенсифицировать освоение материала, является сильной мотивацией повышения познавательной активности студентов. Использование технических средств при изучении дисциплины в отсутствии преподавателя (компьютер с выходом в Интернет, комплекс CD-дисков, электронный сайт) развивает самостоятельность студента, позволяет выбирать индивидуальную траекторию при освоении курса.
4. Интеллектуальный потенциал (иногда употребляются термины «человеческий капитал»
и «человеческий потенциал») приобретает все большее значение: по оценкам западных экспертов, до 60 % национального богатства составляет интеллектуальный потенциал общества. Применительно к образовательному учреждению это объем и направление НИР, количество крупных научных школ, внедрение результатов НИР в производство, объемы финансирования НИР по различным источникам. Интеллектуальный потенциал характеризуется также количеством подготовленных в вузе и изданных монографий, учебников и учебных пособий, количеством советов по защите диссертаций, численностью аспирантов и докторантов и др.
5. Студенты являются главным субъектом образовательного процесса, по состоянию которого можно судить о качестве обучения. Для характеристики этого показателя используют такие критерии оценки студентов, как качество довузовской подготовки и профотбор, показатели приема студентов по специальностям, полу и возрасту, численность студентов (общая, по специальностям и в расчете на одного преподавателя), уровень посещаемости занятий и текущая успеваемость, результаты аттестации студентов (текущей и итоговой). В последние годы возрастают требования к уровню культуры, воспитанности и состоянию здоровья студентов, тенденции снижения которых тревожат общество.
6. Выпускники являются «артериальной системой» и оценкой связи учебного заведения с различными отраслями народного хозяйства. В педагогике и статистике используются показатели численности выпускников, возможности продолжения их обучения в магистратуре и на краткосрочных программах, процент трудоустройства выпускников, который в 1990-х гг. резко упал до 40 % и менее от общего числа окончивших вузы. Большое значение придается служебной карьере выпускников, реальной оценке профессиональных знаний и умений работодателями. Поддерживается обратная связь «вуз-предприятие» через ассоциации выпускников, спонсорскую помощь, стажировку студентов, заказы на научные исследования и многое другое [3].
Комплексный показатель качества обучения может быть разделен на ряд компонентов по уровням качества. Можно выделить три уровня качества обучения [3]:
1. Низкий уровень соответствует традиционному уровню качества высшего образования, обеспечивается УМК, включающим конспект лекций, учебную программу, учебник. В обучении используются простейшие технические сред-
ства (доска, мел, плакаты), очень много времени уходит на трудоемкую фиксацию информации студентом.
2. Средний уровень обеспечивается полным УМК, включающим рабочую программу, комплект базовых учебных пособий, методические рекомендации по подготовке программируемых заданий, групповых семинаров, аудио- и видеокассеты, тесты и контрольные задания. В процессе обучения используются современные технические средства: компьютер, кодоскоп, экран, CD-диски, электронная почта, телефон.
3. Высокий уровень обеспечивается использованием новейших мультимедийных компьютерных технологий. Содержание УМК в этом случае соответствует второму уровню, но методический комплекс представлен уже на электронных носителях. В процессе обучения применяются современные ТСО (компьютер, электронная почта, Интернет) и мультимедийная технология, позволяющая соединить «бумажную технологию» и активные методы обучения, компьютер и действия преподавателя.
Данные показатели нашли свое отражение в методике государственной аккредитации вузов Минобразования РФ. Проведенный мониторинг деятельности ТГУ имени Г. Р. Державина с применением методики государственной аккредитации в Центральном федеральном округе показал, что происходит поступательное развитие вуза и постепенное приращение количественных и качественных показателей знаний, что способствует приросту знаний и росту престижа ТГУ имени Г. Р. Державина в рейтинге вузов России.
Исследование различных теорий экономики знаний позволяет нам дать оценку приращения знаний под разным ракурсом.
Приращение знаний - это приоритетный интеллектуальный ресурс социального субъекта, который позволяет ему в условиях глобализирующегося мирового хозяйства влиять на формирование и развитие нового общества и создаваемых им новых знаний.
Анализ данных, полученных в результате мониторинга, показал, что для осуществления процесса развития социального субъекта, ориентированного на приращение знаний, способствующих получению высоких критериев в рейтинге вузов, необходимо реформировать бюрократизм управления социального субъекта. Как и всякая организация, социальный субъект имеет несколько иерархических ступеней управления:
1. Высшее звено - стратегическое ядро управления. К нему относятся ректор и его заме-
стители - проректоры. Внешней целью деятельности стратегического ядра являются приращение знаний и достижение высокого рейтинга среди других вузов, что обеспечивает социальному субъекту его имидж и конкурентоспособность.
2. Среднее звено - административное ядро управления. К нему относятся директора академий, институтов, их заместители, деканы факультетов и т. д. Целью их деятельности является эффективное исполнение решений стратегического ядра управления, направленных на приращение знаний. Это достигается за счет критериев и высокого рейтинга среди вузов.
3. Академическое ядро, т. е. профессорско-преподавательский состав. Его целью является формирование приоритетного ресурса знаний на основе обеспечения качества методологии и методики преподавания.
4. Учебно-технический персонал, т. е. инженеры, лаборанты и т. п., работники, обеспечивающие условия для работы академического ядра.
5. Операционное ядро управления, то есть технологические структуры, регулирующие работу других, связанные со стандартизацией работы, оценкой ее результативности, определением умений и поведения академического ядра и других служб. Это работники учебного отдела (управления), научно-исследовательского управления и т. д.
6. Производственно-технический персонал, то есть работники, обеспечивающие нормальное функционирование социального субъекта (вуза) как производственно-хозяйственной системы: охрана, работники коммунальной службы, МОП и т. д. [2].
Все вышесказанное относительно реформирования социального субъекта в современной экономике позволяет сформулировать программу дальнейшего его развития. Суть данной программы заключается в создании условий для приращения знаний социальным субъектом, где социальный субъект принимает статус института знаний.
В связи с этим, социальный субъект такого типа предполагает создание и развитие девяти основных фактор-блоков:
1. Повышение эффективности работы стратегического ядра управления социального субъекта.
2. Увеличение бюджетного финансирования и развитие диверсификационной финансовой базы социального субъекта.
3. Развитие гибкой системы стимулирования труда академического ядра социального субъекта.
4. Создание парадигмы социального субъекта предпринимательской деятельности [1].
5. Менеджментизация среднего и организационного ядра управления социального субъекта.
6. Прирост квалифицированных специалистов с повышением их профессионального статуса.
7. Всестороннее развитие образовательного процесса, расширение образовательных услуг.
8. Создание рынка знаний, института приращения знаний.
9. Создание и развитие интеллектуальных ресурсов.
Каждый из вышеназванных фактор-блоков может быть расширен, конкретизирован, дополнен, при этом каждый из них - открытая система, являющаяся прообразом экономической системы, в которой он функционирует. Поэтому для успешной реализации каждого фактор-блока в целях приращения знаний важны условия геоэко-номического развития региона.
Литература
1. Бочарова О. Н. Предпринимательство как фактор инновационного развития российской экономики // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11.
2 Князев Е. А. Стратегический менеджмент для университета. Высшее образование сегодня. 2004. № 1. С. 2-7.
3. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб. пособие / под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Ни-кандрова. Н. Новгород, 2004.
4. Шаршов И. А., Старцев М. В., Королева А. В. Системно-квалиметрический подход к исследованию и оценке педагогических процессов и явлений // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11(103). С. 110-116.
* * *
METHODS TO EVALUATE QUALITATIVE INDICATORS OF INCREMENT OF SOCIAL SUBJECT'S KNOWLEDGE UNDER THE CONDITIONS OF MODERN ECONOMY
M. A. Dzhabrailov
In article processes of an increment of knowledge are considered, the main criteria of increase of competitiveness of the social subject are revealed
Key words: increment of knowledge, quality of knowledge, social subject.