Научная статья на тему 'Методика обучения технике речи на практических занятиях по риторике'

Методика обучения технике речи на практических занятиях по риторике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1257
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Т М. Синельникова

Знание элементов техники речи является составляющей успешного выступления. Смысловое восприятие речи зависит от ее темпа, силы голоса. Оратор достигает большого эффекта, меняя темп, силу, высоту своего голоса в зависимости от содержания речи, то есть избегая монотонности. Выступающий с речью должен обладать хорошей дикцией, уделять большое внимание паузам и уметь голосом выражать те чувства, переживания, которые соответствуют содержанию речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Good command of the eloquence technique elements is a vital component of a successful speech performance. Perception of the speech sense depends on the voice strength and the speech speed. A public speaker can achieve good results while changing the tempo, strength and pitch of his voice in connection with the speech contents avoiding monotony. A person delivering a speech must have a clear articulation, must pay a lot of attention to intervals in speech and must have an ability to express with his voice the feelings and emotions relevant to the speech contents.

Текст научной работы на тему «Методика обучения технике речи на практических занятиях по риторике»

УДК 82.085

Т.М. СИНЕЛЬНИКОВА

Санкт-Петербургский государственный горный институт

(технический университет)

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ РЕЧИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РИТОРИКЕ

Знание элементов техники речи является составляющей успешного выступления. Смысловое восприятие речи зависит от ее темпа, силы голоса. Оратор достигает большого эффекта, меняя темп, силу, высоту своего голоса в зависимости от содержания речи, то есть избегая монотонности. Выступающий с речью должен обладать хорошей дикцией, уделять большое внимание паузам и уметь голосом выражать те чувства, переживания, которые соответствуют содержанию речи.

Good command of the eloquence technique elements is a vital component of a successful speech performance. Perception of the speech sense depends on the voice strength and the speech speed. A public speaker can achieve good results while changing the tempo, strength and pitch of his voice in connection with the speech contents avoiding monotony.

A person delivering a speech must have a clear articulation, must pay a lot of attention to intervals in speech and must have an ability to express with his voice the feelings and emotions relevant to the speech contents.

Ни для кого не секрет, что оратор должен владеть высокой культурой речи. Ему необходимо знание норм современного литературного языка, то есть владение правилами произношения и ударения, словоупотребления и грамматики. Необходимо умение выбирать точные, доходчивые и наиболее уместные средства для выражения мысли.

Но выступление не будет успешным, если оратор не научится ощущать речь в звуке. Выступающий должен чутко относиться к звучащему слову. Поэтому на первых практических занятиях по риторике студентов необходимо знакомить с элементами техники речи.

К.С.Станиславский так говорил о речи: «Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед...» [3].

Чтобы избавиться от подобных ошибок, учащимся можно предложить ряд упражнений для развития подвижности речевого аппарата. Эти упражнения помогают бороться со свойственной многим вялостью губ, леностью языка и челюстной зажато-стью. Преподаватель демонстрирует эти уп-

ражнения и отрабатывает их вместе со студентами на занятиях. Затраты времени минимальны - 5-7 минут. При тренировке рекомендуется пользоваться зеркалом, особенно при самостоятельной работе.

Следующим, может быть, самым важным элементом техники речи является дикция. В устной речи звуки обычно произносятся нечетко, концы слов и особенно фраз проглатываются, произношение многих слов настолько упрощается, что выпадают целые слоги. Говорящий произносит [гр'ит] вместо «говорит» и так далее. В обычной беседе такое произношение допустимо, но во время выступления перед большой аудиторией слова должны произноситься четко и ясно, то есть. выступающий должен обладать хорошей дикцией. В связи с этим нельзя не вспомнить высказывание К.С.Станиславского: «Слово со скомканным началом похоже на человека со сплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами» [3].

Тем, у кого имеются речевые недостатки (неверное произношение отдельных звуков), необходимо вначале заниматься ис-

правлением каждого звука отдельно и в слогах, чтобы через правильную артикуляцию добиться верного звучания. Затем правильно отработанный звук отрабатывается на словах, а потом во фразе.

На практическом занятии преподаватель предлагает студентам сначала упражнения для тренировки гласных звуков. Например, тренировка правильного звучания каждого гласного в сочетании с другими гласными звуками (аи, аэ, ао, ау, аы и так далее); тренировка звучания йотированных гласных (яе, яе, яю и так далее); отработка звучания гласных в предлагаемых пословицах, фразах и стихотворных строфах. Затем предлагаются упражнения для тренировки согласных. Например, каждый согласный звук сочетается с гласным в определенном порядке (ба-бя, па-пя и так далее); к образованным слогам присоединяется звук «р» (бра-бря, лра-лря и так далее). Далее предлагаются упражнения для исправления тех согласных звуков, которые недостаточно чисто произносятся (р, л и другие). Особое место в работе над дикцией занимают скороговорки. Благодаря им можно научиться легко преодолевать дикционные трудности. С их помощью добиваются чистоты и точности произношения в любых трудных сочетаниях согласных и в любом темпе. Преподаватель обращает внимание студентов на то, что скороговорки нужно выговаривать сначала медленно и очень отчетливо, предварительно потренировавшись в произнесении наиболее сложных сочетаний слов отдельно. Затем можно постепенно ускорять темп произнесения, доводя его до самого быстрого. Полезно произносить скороговорки, делая смысловые ударения на разных словах. Кроме того, это упражнение подведет к пониманию сущности логического ударения. Этому поможет вопросительная форма предложения. Например, возьмем скороговорку: «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши».

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши?

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши?

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. И так далее.

Таким образом, с помощью логического ударения, не изменяя порядка слов, мы произносим фразу по-разному, в зависимости от вкладываемого в нее смысла. Такое упражнение помогает избегать и монотонности речи. Студентам предлагаются скороговорки для тренировки каждого согласного звука, из которых они могут выбрать те, которые им необходимы для исправляемых звуков.

Отчетливость произношения зависит часто и от пространства, в котором говорит оратор. Чем больше помещение, тем речь должна быть медленнее, чтобы все было слышно.

Тот, кто обладает четким и ясным произношением, может меньше внимания уделять громкости голоса. Речь оратора с хорошей дикцией, даже если он говорит тихим голосом, хорошо слышна в аудитории. Но чрезмерно громкий, крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект выступления оказывается значительно сниженным. К.С.Станиславскому принадлежит высказывание: «Тембр голоса должен ласкать не только слух, но и сердце слушателя» [3]. Поэтому важно помнить: первое, что слышит аудитория - это голос. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу». Такой термин распространен в актерской среде. Паузы (остановки речи) облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее.

Смысловое восприятие речи зависит прежде всего от темпа ее произнесения. Темп - это скорость произнесения звуков, слогов, слов в единицу времени (например, в секунду). Оптимальное условие легко воспринимаемой речи - это средний темп произнесения (примерно 100-120 слов в минуту). Если говорить быстро, слушатели не поймут, о чем идет речь. А ведь им нужно осознать поступающую информацию, то есть понять ее и запомнить основное содержание высказывания. Плохо воспринимается слишком медленный темп речи. Слуша-

_ 149

Санкт-Петербург. 2005

тели не могут вычленить в этом медленно текущем потоке главное и второстепенное, а поэтому теряют нить рассуждения. Оратор, который говорит медленно, часто вызывает скуку и раздражение.

Исходя из вышесказанного преподаватель может предложить студентам ряд упражнений для тренировки силы голоса, темпа речи, для избавления от монотонности речи. Например, если у студента чересчур тихий голос, то ему можно порекомендовать прочитать громко какой-нибудь текст на открытом воздухе, или в большом помещении, или среди шума, стараясь перекрыть шум своим голосом (повторить упражнение несколько раз).

Для определения темпа речи можно взять стихотворение или прозаический отрывок, отметить фрагмент, состоящий из 100-120 слов. Если студент прочитал его наизусть за минуту, темп речи нормален, если прочитал быстро - надо следить за собой, чтобы говорить медленнее; если не уложился в минуту - поработать над тем, чтобы речь была более быстрой.

Студенты должны учиться выражать голосом чувства. Для этого одну и ту же

фразу они должны произносить, вкладывая в нее разные переживания.

Например, преподаватель может предложить произнести по-разному этикетную формулу начала или конца речи («Дамы и господа!», «Спасибо за внимание!»): равнодушно, торжественно, радостно, иронично и так далее. Можно смоделировать игровые ситуации, в которых при помощи голоса решаются поставленные речевые задачи.

В заключение хочется обратить внимание на то, что не только знания теории составления речи и речевого поведения человека создают оратора, но и владение основами техники речи - это необходимое условие успешного публичного выступления. Золотое правило риторики гласит: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит».

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1977.

2. Курапина К.В. Основы техники речи в трудах К.С. Станиславского. М.: Изд. ВТО, 1959.

3. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1951.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.