s
2015
n
Методика обучения бросковым и метательным движениям школьников старших классов на основе применения технологий комплексного воздействия на двигательное и интеллектуальное развитие
Ал-Равашдех Абдел-Басет1, Козина Ж.Л. 2, Базылюк Т. А.3, Ильницкая А.С.2
'Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко 2Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды 3Киевский национальный университет технологий и дизайна
Аннотации:
Цель: определить влияние применения технологий интегральной когнитивной и двигательной направленности на процесс развития техники метаний в легкой атлетике. Материал: в исследовании принимали участие 2 группы школьниц: контрольная (п = 22 - девушки) и экспериментальная (п = 21 - девушки). Результаты: Положительный эффект применения авторской методики обеспечивается адекватным подбором упражнений и расширением теоретического аспекта программы обучения. Программа включает межпредметные связи и информационные технологии для активизации ассоциативного восприятия основ рациональной техники движений. Практическое выполнение подводящих и основных упражнений дополняется теоретическим изучением биомеханических основ базовых легкоатлетических движений. На уроках информатики, геометрии, биологии ученики просматривали учебный фильм, в котором проводилась аналогия в правиле сложения векторов между законами биомеханического сложения сил. Выводы: Показана правомерность и целесообразность применения методики на занятиях по легкой атлетике школьников старших классов.
Ключевые слова: умения, навыки, легкая атлетика, школьники, методика.
Ал-Равашдех Абдел-Басет, Козина Ж.Л., Базылюк Т.А., Ильницкая А.С. Методика навчання кидковим i ме-тальним рухам школярiв старших кла-ciB на o^oBi застосування технологш комплексного впливу на руховий та штелектуальний розвиток. Мета: ви-значити вплив застосування технолопй ЫтегральноТ когытивноТ та руховоТ спря-мованост на процес розвиткУ технки ме-тань в легш атлетицк Матерал: в досль дженн брали участь 2 групи школярок: контрольна (n = 22 дiвчини) i експеримен-тальна (n = 21 дiвчина). Результати: По-зитивний ефект застосування авторськоТ методики забезпечуеться адекватним добором вправ i розширенням теоретичного аспекту програми навчання. Програма включае мiжпредметнi зв'язки та шфор-мацшж технологи для активiзацiТ асо^а-тивного сприйняття основ рацiональноТ техжки рухiв. Практичне виконання пщ-вщних i основних вправ доповнюеться теоретичним вивченням бюмехаычних основ базових легкоатлетичних рухiв. На уроках iнформатики, геометрп, бiологiТ учнi переглядали навчальний фтьм, в якому проводилася аналогiя в правилi додавання векторiв мiж законами бю-механiчного додавання сил. Висновки: Показана правомiрнiсть i доцiльнiсть застосування методики на заняттях з легкоТ атлетики школярiв старших клаав.
вмiння, навички, легка атлетика, шко-лярi, методика.
Al-Ravashdeh Abdel Baset, Kozina Z.L., Bazilyuk T.A., Ilnickaya A.S. Methodic of senior pupils' training to throwing movements on the bases of technology of complex impact on motor and intellectual development. Purpose: to determine influence of technologies of integral cognitive and motor orientation on training of throwing technique in light athletic. Material: 2 groups of schoolgirls participated in the research: control (n = 22 - girls) and experimental (n = 21 - girls). Results: positive effect of authors' methodic application is ensured by adequate selection of exercises and expansion of theoretical aspect of training program. The program includes interdisciplinary connections and informational technologies for activation of associative perception of principles of rational movements' technique. Practical fulfillment of preliminary and main exercises is supplemented by theoretical studying of basic light athletic movements' bio-mechanical principles. At lessons on informatics, geometry, biology pupils watched educational film, in which there was shown analogy in rule of vectors' addition and laws of bio-mechanical forces' addition. Conclusions: We have shown validity and purposefulness of application of the methodic at light athletic trainings of senior forms pupils.
abilities, skills, methods.
athletics, students,
Введение.
В современном обществе четко обозначилась проблема оздоровления подрастающего поколения посредством применения различных средств физического воспитания и спортивной тренировки, гигиенических факторов [1; 2; 3; 5; 6; 23]. Двигательная активность в наборе оздоровительных средств является определяющей [12; 13; 14; 15; 16]. Особенно данная проблема актуальна для школьниц старших классов.
Однако известно [20; 21; 22; 25; 26; 29], что школьницы старших классов теряют интерес к обязательным занятиям по физическому воспитанию в школе. Одними из наиболее трудных занятий по физическому воспитанию в школе являются занятия по легкой атлетике [22; 24]. Однако именно легкоатлетические движения являются базовыми для человека, которые способствовали выживанию человека как вида в процессе эволюции [4]. Именно поэтому и в настоящее время легкоатлетические умения и навыки являют© Аль-Равашдех Абдел-Басет, Козина Ж.Л., Базылюк Т.А., Ильницкая А.С., 2015 http://dx.doi.org/10.15561/18189172.2015.1101
ся базовыми для многих видов спорта. Также и для большинства движений в повседневной жизни. В этой связи возникает проблема необходимости повышения интереса к занятиям по легкой атлетике школьников старших классов. Также повышение эффективности занятий по легкой атлетике. Этому будет способствовать разработка соответствующих средств и методов.
Известно [8; 9; 10; 11; 28; 31], что при повышении уровня владения какими-либо умениями и навыками повышается также и желание заниматься данным видом деятельности. Это способствует дальнейшему совершенствованию в данном виде деятельности.
В этой связи особую трудность вызывает преодоление психологической инерционности, мешающей регулярно заниматься тем или иным видом двигательной активности. Особенно это характерно для легкой атлетики, традиционно «трудным» видом спорта [17]. Поэтому разработка методик активизации интеллектуальной составляющей освоения легкоатлетических движений является актуальной и своевременной задачей. Ее значение актуализируется также тем, что
IПЕДАГОГ1КА I та медико"6'олог'чн'
LdELiHBHiJ проблеми ф1зичного
U^S^U0^0^1^! виховання i спорту _
образовательные задачи сводятся к получению старшеклассниками необходимого объема знаний. Эти знания позволят после окончания школы пользоваться средствами физической культуры самостоятельно и осознанно на протяжении всей жизни [27; 30; 32; 33; 34].
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - определить влияние применения технологий интегральной когнитивной и двигательной направленности на процесс развития техники метаний в легкой атлетике.
Для определения влияния авторской методики развития двигательных навыков школьниц старших классов на академических и секционных занятиях по легкой атлетике был проведен формирующий педагогический эксперимент (в период с сентября 2013 по май 2014 года). В состав контрольной (n = 22) и экспериментальной (n = 21) групп вошли школьницы старших классов средней школы поселка Мута (г. Эль-Карак, Иордания) (Mu'tah, Al-Karak, Jordan).
Результаты исследования.
Для обучения базовым движениям легкой атлетики была разработана методика, которая основывалась на практическом выполнении подводящих и основных упражнений в сочетании с теоретическим изучением биомеханических основ базовых легкоатлетических движений. При этом использовались межпредметные связи и информационные технологии для активизации ассоциативного восприятия основ рациональной техники движений (рис. 1).
Составной частью методики обучения двигательным действиям в легкой атлетике являлось обучение броскам и метаниям. Бросковые движения и метания характерны для легкой атлетики. Кроме того, броски и метания являются одними из базовых движений человека. Применение межпредметных связей в практической реализации выглядело следующим образом. На уроках информатики, геометрии, биологии ученики просматривали учебный мультфильм. В фильме проводилась аналогия в правиле сложения векторов между законами биомеханического сложения сил. В качестве примера использовались передачи мяча, взаимодействие сил у муравьев при перетаскивании ноши, правила сложения сил при любом коллективном однонаправленном действии [7].
При этом ученикам детально объяснялось правило сложения сил по векторам. После чего приводились примеры сложения сил по векторам. Среди данных примеров была демонстрация правильной техники передачи мяча в игровых видах спорта. Аналогичным образом при выполнении бросковых движений в легкой атлетике происходит сложение сил по векторам. Таким образом, показано как мышцы правильно включаются в движение. Также как они создают силу, которая способствует точному и сильному посыланию мяча в цель (рис. 2). Эта сила является результатом сложения всех векторов сил, обеспечивающих данное движение. Поэтому при передаче мяча и при бросковых движениях в легкой атлетике обязательно
должны работать все мышцы. Это актуально с той точки зрения, что наиболее распространенной ошибкой у школьников является стойка на прямых ногах при метаниях и бросках мяча. При этом теряется возможность правильного использования скоростно-си-лового компонента движения. Также наблюдаются потери точности броска [7].
В качестве аналогии из живой природы приводился пример из биологии совместного перетаскивания муравьями ноши, когда складываются вектора сил действия всех муравьев. С этой точки зрения также целесообразно сгибать ноги при передачи мяча. При этом в действие включаются наиболее крупные мышцы нижних конечностей. Это обеспечивает скорост-но-силовой аспект при выполнении данного приема. В качестве аналогии сложения сил по векторам приводился пример также из эпических литературных произведений [7].
Данный материал преподносился в виде обучающего фильма, в котором объединялся материал геометрии, физики, биологии и физической культуры. Это способствовало правильному пониманию материала учениками.
В результате проведения эксперимента в экспериментальной группе девушек были отмечены достоверные изменения показателей тестирования относительно уровня двигательной подготовленности.
Достоверные изменения показателей двигательной подготовленности девушек были выявлены в тесте «Метание мяча, м». В контрольных группах данные изменения недостоверны (табл. 1).
Эффективность применения разработанной методики подтверждается также тем, что в экспериментальной группе девушек повысился уровень владения двигательными умениями и навыками. Уровень определялся по экспертной оценке и теоретическим знаниям (табл. 1). В контрольных группах данные изменения недостоверны (табл. 1).
Следует также отметить, что контрольная и экспериментальная группы достоверно не отличались между собой до проведения эксперимента. После эксперимента группы стали достоверно различаться по всем тестируемым параметрам (табл. 1). Полученные результаты показывают правомерность и целесообразность применения разработанной методики. Таким образом, применение разработанной методики обучения двигательным действиям способствует повышению показателей двигательной подготовленности. Это является важным аспектом физического воспитания школьников. Положительный эффект применения методики обеспечивается адекватным подбором упражнений и расширением теоретического аспекта программы обучения. Программа включает межпредметные связи и информационные технологии.
Дискуссия.
Полученные результаты подтверждают литературные данные относительно возрастных особенностей детей старшего школьного возраста. Г.Л. Апанасенко [2]; Ж.Л. Козина [7], С.С. Ермаков [6], О.В. Антонов
32015
ш
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИЙ КЛАССОВ
_^_
Методологическая основа - опора на общие дидактические принципы
Межпредметные связи:
физическое воспитание; биология (аналоги движений в животном мире); физика (движение колеса; свободное падение и др.); анатомия, физиология, биомеханика
Формы обучения: ассоциативная, когнитивная
Улучшение результатов в выполнении двигательных действий , -К Повышение уровня теоретических знаний Повышение качества выполнения двигательных действий
4— ^
Рис. 1. Модель авторской методики развития двигательных умений и навыков школьников старших классов на занятиях по легкой атлетике
[1] показали необходимость исследования проблем физического состояния детей старшего школьного возраста. Это дает возможность научно обосновать учебные программы и нормативы, касающиеся физического развития, физической подготовленности и физического состояния школьников. Наличие знаний по этим вопросам позволяет формировать основные подходы к осмыслению целей, задач, содержания программы школьной физической культуры [18; 19].
Одним из важнейших факторов роста и развития ребёнка является удовлетворение его естественной потребности в движении. Однако этой естественной потребности недостаточно. В нашей работе также подтверждены результаты авторов [26; 27] о том, что в пубертатном возрасте возрастает потребность в движениях. Однако удовлетворение данной потребности все тяжелее осуществить в условиях современной цивилизации. В этой связи, использование информа-
IПЕДАГОГ1КА I та медико_б'олог'чн'
- - проблеми ф1зичного
вихованняI спорту _
ПСИХОЛОГ1Я
Рис. 2. Фрагменты учебно-методического фильма: правила сложения сил по векторам при выполнении бросков, передач и метаний мяча [7]
Таблица 1. Показатели уровня владения двигательными умениями и навыками школьников контрольной (п=22) и экспериментальной (п=21) групп до и после проведения эксперимента (девушки)
Показатели тестиро- Период тестирова- _ _ Б р р р
вания ния х ДЭ-ПЭ КГ-ЭГ, ДЭ КГ-ЭГ, ПЭ
1 2 3 4 5 6 9 11 13
ДЭ ЭГ КГ 15,24 2,13 0,18 0,03 0,45
Метание мяча (м) ПЭ ДЭ 17.35 15.36 2,08 2,12 0,15 0,18 0,65 0,02
ПЭ 15,39 2,16 0,16
Экспертная оценка техники метаний, ДЭ ПЭ ДЭ ПЭ ЭГ 2,87 4,21 2,77 2,92 0,56 0,58 0,49 0,65 0,22 0,21 0,17 0,19 0,02 0,19 0,01
баллы КГ 0,47
Оценка по теоретическому тестированию, баллы ДЭ ПЭ ДЭ ПЭ ЭГ КГ 25,4 47,8 26,7 27,1 5,76 5,29 5,34 6,73 0,82 0,77 0,79 0,76 0,02 0,15 0,67 0,03
контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа. ДЭ - до эксперимента, ПЭ - после.
Примечание: КГ эксперимента.
ционных технологий с информацией о рациональном построении движений позволяет сформировать у детей сознательное отношение к процессу развития двигательных умений и навыков [8; 9; 11]
С точки зрения применения информационных технологий и межпредметных связей в нашей работе подтверждены данные Л.С. Дворкина [5]. Наше исследование также расширяет результаты исследований, проведенных Ж. Л. Козиной [7] и С. С. Ермаковым [6]. В исследовании приведено обоснование разработки и применения информационных технологий для обеспечения наглядности занятий различными видами двигательной активности. Однако, в работах Ж. Л. Козиной [7; 8; 10] упор делается на информационные мультимедиа-технологии для применения в спортивной деятельности. Наше исследование посвящено разработке методики применения информационных технологий в сфере физического воспитания школьников.
Наше исследование расширяет данные работы Ф.И. Собянина [19], в которой раскрыты различные аспекты применения межпредметных связей в обучении. Автор показывает эффективность применения межпредметных связей и информационных технологий для обучения движениям.
Выводы.
1. В результате теоретического анализа и практической работы разработана методика обучения бро-
скам и метаниям, которая подразумевала применение межпредметных связей и информационных технологий. На уроках информатики, геометрии, биологии ученики просматривали учебный фильм, в котором проводилась аналогия в правиле сложения векторов между законами биомеханического сложения сил.
2. В результате исследований в экспериментальной группе девушек были отмечены достоверные изменения показателей тестирования относительно уровня двигательной подготовленности. В экспериментальной группе девушек повысился уровень владения двигательными умениями и навыками, регистрируемый по экспертной оценке. В контрольных группах данные изменения недостоверны.
Полученные результаты показывают правомерность и целесообразность применения методики развития двигательных умений и навыков с использованием межпредметных связей и информационных технологий на занятиях по легкой атлетике школьников старших классов.
В перспективе дальнейших исследований предполагается совершенствование методики формирования умений и навыков школьников с помощью интегрального воздействия межпредметных связей и информационных технологий.
Благодарности.
Исследование проведено согласно:
s
2015
n
• «Сводному плану научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2011-2015 гг» по теме 2.4 «Теоретико-методические основы индивидуализации в физическом воспитании и спорте» (№ государственной регистрации 0П2Ш02001);
• научно-исследовательской работе, которая финансируется за счет государственного бюджета Министерства образования и науки Украины на 2013-2014 гг. «Теоретико-методические основы применения информационных, педагогических и медико-биологических технологий для формирования здорового образа жизни» (№ государственной регистрации
0113Ш02003)
• научно-исследовательской работе, которая финансируется за счет государственного бюджета Министерства образования и науки Украины на 20152016 гг. «Теоретико-методические основы применение средств информационной, педагогической, медико-биологической направленности для двигательного и духовного развития и формирования здорового образа жизни».
Конфликт интересов.
Авторы заявляют, что не существует конфликта интересов.
Литература:
1. Антонов О.В. Тимбилдинг с элементами пешеходного туризма как форма проведения внеурочных занятий в школе / Антонов Олег Владимирович // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях // Сборник статей IX Международной конференции, 8-9 февраля 2013 года.
- Белгород - Харьков - Красноярск - Москва: ХНПУ -2013. - С. 35-39.
2. Апанасенко Г Л. Уровень соматического здоровья, его связь с физическим развитием и прогнозирование заболеваемости подростков / Г.Л. Апанасенко, В.К. Козакевич, Л.Д. Коровина // Валеология. - 2003. -№1. - С. 19-24.
3. Бальсевич В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 4. - С.3-12.
4. Бериташвили И. С. Структура и функции коры большого мозга / Бериташвили И. С. - М. - 1969. - 366 с.
5. Дворкин Л.С. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7-17 лет / Л.С. Дворкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. - № 3. - С. 11-13.
6. Ермаков С.С. Особенности физического воспитания студентов специальной медицинской группы в педагогическом вузе / Ермаков С.С., Кривенцова И.В., Миненок А.А. // Вюник Чершпвського державного педагопчного ушверситету iменi Т.Г.Шевченка. - 2013.
- № 2 (107). - C. 193-196.
7. Козина Ж. Л. Эффективность начального обучения технике гандбола на основе применения современных информационных технологий / Ж. Л. Козина // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. научных трудов под ред. Ермакова С.С. - Харьков: ХХПИ, 2004. - № 4. - С. 22-28.
8. Козина Ж.Л. Анализ и обобщение результатов практической реализации концепции индивидуального подхода в тренировочном процессе в спортивных играх / Ж.Л. Козина // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. научн. трудов под ред. Ермакова С.С. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). - 2009. - № 2. - С. 34-47.
9. Козина Ж.Л. Ефектившсть застосування нетрадицшно! форми аутогенного тренування для вщновлення працездатноста баскетболюттв / Козина Ж.Л. Слюсарев В.Ф., Волков £.П. // Педагогжа, психологш та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту: Збiрник наукових праць тд ред. Ермакова С.С., Харьков,
References:
1. Antonov OV. Timbilding s elementami peshekhodnogo turizma kak forma provedeniia vneurochnykh zaniatij v shkole [Team building with elements of hiking as a form of out of curriculum classes at school]. IX Mezhdunarodnaia konferenciia «Problemy i perspektivy razvitiia sportivnykh igr i edinoborstv v vysshikh uchebnykh zavedeniiakh». 8-9 fevralia 2013 goda, Belgorod [IX International conference "Problems and prospects of development of sport games and martial arts at higher educational establishments" February 8-9, Belgorod], Belgorod, 2013, p. 35-39. (in Russian)
2. Apanasenko GL, Kozakevich VK, Korovina LD. Uroven' somaticheskogo zdorov'ia, ego sviaz' s fizicheskim razvitiem i prognozirovanie zabolevaemosti podrostkov [Level of somatic health, its connection with physical condition and prognostication of adolescents' morbidity]. Valeologiia, 2003;1:19-24. (in Russian)
3. Bal'sevich VK. Infrastruktura vysokoeffektivnogo fizicheskogo vospitaniia v obshcheobrazovatel'noj shkole [Infrastructure of highly effective physical education in comprehensive school]. Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka 2003;4:3-12. (in Russian)
4. Beritashvili IS. Struktura i funkcii kory bol'shogo mozga [Structure and functions of brain cortex], Moscow; 1969. (in Russian)
5. Dvorkin LS. Vozrastnye osobennosti razvitiia silovykh vozmozhnostej shkol'nikov 7-17 let [Age peculiarities of power potentials' development in 7-17 years old pupils]. Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2003;3:11-13. (in Russian)
6. Iermakov SS, Krivencova IV, Minenok AA. Osobennosti fizicheskogo vospitaniia studentov special'noj medicinskoj gruppy v pedagogicheskom vuze [Peculiarities of physical education of special health group's students in pedagogic HEE]. Visnik Chernigivs'kogo derzhavnogo pedagogichnogo universitetu imeni T.G.Shevchenka 2013;2(107):193-196. (in Russian)
7. Kozina ZhL. Effektivnost' nachal'nogo obucheniia tekhnike gandbola na osnove primeneniia sovremennykh informacionnykh tekhnologij [Effectiveness of initial training of handball technique on the base of modern informational technologies]. Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh special'nostej 2004;4:22-28. (in Russian)
8. Kozina ZhL. Analiz i obobshchenie rezul'tatov prakticheskoj realizacii koncepcii individual'nogo podkhoda v trenirovochnom processe v sportivnykh igrakh [Analysis and generalization of results of practical realization of individual approach conception in trainings of sport games]. Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh special'nostej 2009;2:34-47. (in Russian)
IПЕДАГОГ1КА I та медико_б'олог'чн'
- - проблеми ф1зичного
виховання i спорту _
ПСИХОЛОГ1Я
ХХПИ, 2001. - №14. - С. 8-15.
10.Козина Ж.Л. Система индивидуализации подготовки спортсменов в игровых видах спорта: Монография / Ж.Л. Козина. - Lambret Academic Publishing Russia. - 2011.
- 532 с.
11.Козина Ж.Л. Результаты разработки и практического применения алгоритма системного анализа в научных иссделованиях в области спортивных игр / Козина Ж.Л. // Слобожанський науково-спортивний вюник. - Харкв: ХДАФК. - 2006. - Випуск № 9. - С. 157-165.
12.Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 11 классов / В.И. Лях,
A.A. Зданевич. - M.: МО РФ, 2002. - С. 36.
13.Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для учителей: Сб. статей / Под ред. В.Н. Федоровой. - М., Просвещение.
- 1980. - 208 с.
14. Подставки Р. Влияние квалификации учителя физического воспитания на двигательную активность школьников начальной школы / Подставки Р., Борыславски К. // Физическое воспитание студентов. - 2014. - № 1. - С. 56-63. http://dx.doi.org/10.6084/m9.figshare.903695
15.Пухов Д.Н. Педагогико-психологические аспекты анализа отношения школьников 5-9 классов к физической культуре / Д.Н. Пухов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - №2 (19). - С. 1-8.
16.Рекреация как научная дисциплина и ее исторические аспекты / В.П. Зайцев, С.С. Ермаков, С.В. Манучарян, И.А. Федяй // Педагогжа, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2012. - № 12.
- С. 46-52.
17.Романов Николай. Позный метод бега. Экономичный, результативный, надежный. (Pose Method of Running) / Романов Николай, Робсон Джон / Перевод с англ.: Андрей Пьянзин, Борис Петров, Олег Ефимов. — М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер». - 2013. - 288 с.
18.Ситдикова Л.М. Межпредметные связи физики и литературы как средство повышения качества знаний учащихся в гуманитарных классах: Автореф.дис. .канд. пед. наук / Ситдикова Л.М. - Челябинск. - 1997. - 20 с.
19.Собянин Ф.И. Выявление эффективных средств физической культуры, способствующих повышению умственной работоспособности студентов вузов / Ф.И. Собянин, В.И. Бочарова, И.А. Куликов // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 11. - С. 29-32.
20.Сущенко Л.П. 1нформацшш та комунжацшш технологи: педагопчний аспект / Л.П. Сущенко // Неперервна професшна освгга: теорiя i практика: Науково-методичний журнал. - 2004. - Випуск 2. - С.29-36.
21.Табакова Е.А. Нормативная оценка физического развития и физической подготовленности пловцов и школьников 12-16 лет: дис. канд. пед. наук / Е.А. Табакова. М.: РГБ, 2002. - 141 с.
22.Трофимов В.А. Особенности методики проведения урока по легкой атлетике в современной школе / Трофимов
B.А. Шилкин Г.Н. // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - № 6. - С. 150-154
23.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / Ушинский К.Д. // Собр. Соч. М., Л. - 1950. - Т. 8. - С. 600-608.
24.Фролова Н.А. Применение легкоатлетических упражнений в процессе формирования спортивного способа жизни младших школьников / Фролова Наталья
9. Kozina ZhL, Sliusarev VF, Volkov IeP. Efektivnist' zastosuvannia netradicijnoi formi autogennogo trenuvannia dlia vidnovlennia pracezdatnosti basketbolistiv [Effectiveness of non traditional form of autogenic training for recreation of basketball players' workability]. 2001;14:8-15. (in Ukrainian)
10.Kozina ZhL. Sistema individualizacii podgotovki sportsmenov v igrovykh vidakh sporta [System of individualization of sportsmen's training in game kinds of sports], Lambret Academic Publishing Russia; 2011. (in Russian).
11.Kozina ZhL. Rezul'taty razrabotki i prakticheskogo primeneniia algoritma sistemnogo analiza v nauchnykh issledovaniiakh v oblasti sportivnykh igr [Results of development and practical application of system analysis algorithm in scientific researches in sphere of sport games]. Slobozhans'kij naukovo-sportivnij visnik, 2006;9:157-165. (in Russian)
12.Liakh VI, Zdanevich AA. Kompleksnaia programma fizicheskogo vospitaniia uchashchikhsia 11 klassov [Complex program of 11 form pupils' physical education], Moscow: MO RF; 2002. (in Russian)
13.Fedorova VN. Mezhpredmetnye sviazi estestvenno-matematicheskikh disciplin [Interdisciplinary connections of natural-mathematic disciplines], Moscow: Education;1980. (in Russian)
14.Podstawski Robert, Boryslawski Krzysztof. Influence of pe teachers' qualifications on the motor abilities of early schoolage children. Physical education of students 2014;1:56-63. http://dx.doi.org/10.6084/m9.figshare.903695
15.Pukhov DN. Pedagogiko-psikhologicheskie aspekty analiza otnosheniia shkol'nikov 5-9 klassov k fizicheskoj kul'ture [Pedagogic-psychological aspects of analysis of 5-9 form pupils' attitude to physical culture]. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports 2011;2(19):1-8. (in Russian)
16.Zajcev VP, Iermakov SS, Manucharian SV, Fediaj IA. Rekreaciia kak nauchnaia disciplina i ee istoricheskie aspekty [Recreation as scientific discipline and its historical aspects]. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2012;12:46-52. (in Russian)
17.Romanov Nikolaj, Robson Dzhon. Poznyj metod bega [Postural method of run], Moscow: Mann, Ivanov and Ferber; 2013. (in Russian)
18.Sitdikova LM. Mezhpredmetnye sviazi fiziki i literatury kak sredstvo povysheniia kachestva znanij uchashchikhsia v gumanitarnykh klassakh. Cand. Diss. [Interdisciplinary connections of physics and literature as mean of knowledge quality improvement of humanitarian pupils and students. Cand. Diss.], Chelyabinsk; 1997. (in Russian)
19.Sobianin FI, Bocharova VI, Kulikov IA. Vyiavlenie effektivnykhsredstv fizicheskoj kul'tury, sposobstvuiushchikh povysheniiu umstvennoj rabotosposobnosti studentov vuzov [Determination of effective physical culture means facilitating increase of HEE students' mental workability]. Kul'turafizicheskaia izdorov'e, 2011;11:29-32. (in Russian)
20.Sushchenko LP. Informacijni ta komunikacijni tekhnologii: pedagogichnij aspekt [Information and communication technologies: pedagogic aspect]. Neperervna profesijna osvita: teoriia ipraktika, 2004;2:29-36. (in Ukrainian)
21.Tabakova EA. Normativnaia ocenka fizicheskogo razvitiia i fizicheskoj podgotovlennosti plovcov i shkol'nikov 12-16 let. Cand. Diss. [Normative assessment of physical condition and physical fitness of swimmers and 12-16 years old pupils. Cand. Diss.], Moscow; 2002. (in Russian)
22.Trofimov VA, Shilkin GN. Osobennosti metodiki provedeniia uroka po legkoj atletike v sovremennoj shkole [Peculiarities
Александровна // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2010. - 4. - 147-149.
25.Черноярова О. А. Межпредметные связи в системе преподавания спортивно-педагогических дисциплин будущим учителям физической культуры / Черноярова О. А. // Вестник Чувашского го сударственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. -1999. - № 8. - С. 120-122.
26.Школьная и внешкольная физическая активность детей в сельских районах / Подставки Р., Омелан А., Заперт М., Зурек П. // Физическое воспитание студентов. - 2014. - № 4. - С. 55-60. http://dx.doi.org/10.6084/m9.figshare.979315
27.Эффект воздействия обучающих факторов окружающей среды на биологическое развитие студентов первого курса / Подставки Р., Зволинська Д., Урбанська-Гизинська Р., Новосельска-Свадьба Д. // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 6. - С. 103-109. doi:10.6084/m9.figshare.845594
28.Application of interdisciplinary connections and information technologies for development of motor skills in light athletic of girls - senior form pupils / Al-Ravashdeh Abdel Baset, Kozina Zh.L., Kramskoy S.I., Bazilyuk T.A. // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2015;8:9-16. http://dx.doi. org/10.15561/181891 72.2015.0802.
29.Influence of skills'training methodic with the application of interdisciplinary connections on motor fitness of senior pupils in light athletic / Al-Ravashdeh Abdel Baset, Kozina Zh.L., Bazilyuk T.A., Ilnickaya A.S. // Pedagogics, psychology, medical-biological problems ofphysical training and sports, 2015;9:3-11. http://dx.doi. org/10.15561/18189172.2015.0901
30.David Hortigüela-Alcalá. An analysis of the responsibility of physical education students depending on the teaching methodology received / David Hortigüela-Alcalá; Ángel Pérez-Pueyo; José Moncada-Jiménez // Journa of Physical Education and Sport (JPES). 2015. - 15(2). - Art 31. -Р.202 - 207.
31.Features of physical development, physical preparedness and functional state of boys and girls-students of Polish higher educational establishments / Krzysztof Prusik, Katarzyna Prusik, Zh.L. Kozina, S.S. Iermakov // Physical Education of Students. - 2013. - № 1. - 54-61.
32.Methodic of skills' formation of light athletics motor actions with the help of inter-disciplinary communications and informational technologies, worked out for senior form pupils / Kozina Zh.L., Al-Ravashdeh Abdel Baset, Kramskoy S.I., Ilnickaya A.S. // Pedagogics, psychology, medicalbiological problems of physical training and sports 2015;7:17-24. http://dx.doi.org/10.15561/18189172.2015.0703.
33.Ocena poziomu rozwoju somatycznego i sprawnosci fizycznej ogólnej dziewczqt w wieku 10-14 lat [Assessment of the level of physical development and physical fitness overall girls aged 10-14 years] / Krzysztof Prusik, Pavol Bartik, Sergii Iermakov, Agnieszka Garapuczyk, Walery Zukow. // Journal of Health Sciences. - 2013. - 3 (10). - Р. 401-418.
34.Organizational conditions of healthy lifestyle promotion for arts studentsJournal of Physical Education and Sport / Hribovska Iryna, Danylevych Myroslava, Ivanochko Victoria, Shchur Lydia // (JPES). - 2015. - 15(2). - Art 34. - Р. 218 - 224.
35.Prusik Katarzyna. Indexes of physical development, physical preparedness and functional state of polish students / Prusik
32015
u
of methodic of light athletic lesson in modern school]. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2009;6:150-154. (in Russian)
23.Ushinskij KD. Chelovek kakpredmet vospitaniia [Person as a subject of education], Moscow: 1950. (in Russian)
24.Frolova NA. Primenenie legkoatleticheskikh uprazhnenij v processe formirovaniia sportivnogo sposoba zhizni mladshikh shkol'nikov [Application of light athletic exercises in formation of junior pupils' sport way of life]. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2010;4:147-149. (in Russian)
25.Chernoiarova OA. Mezhpredmetnye sviazi v sisteme prepodavaniia sportivno-pedagogicheskikh disciplin budushchim uchiteliam fizicheskoj kul'tury [Interdisciplinary connections in system of sport-pedagogic disciplines' teaching of future physical culture instructors]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ia. Iakovleva 1999;8:120 -122. (in Russian)
26.Podstawski Robert, Omelan Aneta, Zapert Monika, Zurek Piotr. School and out-of-school physical activity of children in rural areas. Physical education of students 2014;4:55-60. http://dx.doi.org/10.6084/m9.figshare.979315
27.Podstawski Robert, Zwoliñska Danuta, Urbañska-Giziñska Renata, Nowosielska-Swadzba Danuta. The effect of learning environment factors on biological development of first year students. Physical education of students 2013;6:103-109. http://dx.doi.org/10.6084/m9.figshare.845594
28.Al-Ravashdeh Abdel Baset, Kozina ZhL, Kramskoy SI, Bazilyuk TA. Application of interdisciplinary connections and information technologies for development of motor skills in light athletic of girls - senior form pupils. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2015;8:9-16. http://dx.doi. org/10.1556 1/18189172.2015.0802.
29.Al-Ravashdeh Abdel Baset, Kozina ZhL, Bazilyuk TA, Ilnickaya AS. Influence of skills'training methodic with the application of interdisciplinary connections on motor fitness of senior pupils in light athletic. Pedagogics, psychology, medical-biological problems ofphysical training and sports, 2015;9:3-11. http://dx.doi. org/10.15561/18189172.2015.0901
30.David Hortigüela-Alcalá, Ángel Pérez-Pueyo, José Moncada-Jiménez. An analysis of the responsibility of physical education students depending on the teaching methodology received. Journal of Physical Education and Sport, 2015;15(2):202 - 207.
31.Prusik Krzysztof, Prusik Katarzyna, Kozina ZhL, Iermakov SS. Features of physical development, physical preparedness and functional state of boys and girls - students of Polish higher educational establishments. Physical Education of Students, 2013;1:54-61. http://dx.doi.org/10.6084/ m9.figshare.96415
32.Kozina ZhL, Al-Ravashdeh Abdel Baset, Kramskoy SI, Ilnickaya AS. Methodic of skills' formation of light athletics motor actions with the help of inter-disciplinary communications and informational technologies, worked out for senior form pupils. Pedagogics, psychology, medicalbiological problems of physical training and sports, 2015;7:17-24. http://dx.doi. org/10.15561/18189172.2015.0703
33.Krzysztof Prusik, Pavol Bartik, Sergii Iermakov, Agnieszka Garapuczyk, Walery Zukow. Assessment of the level of physical development and physical fitness overall girls aged 10-14 years. Journal of Health Sciences, 2013;3(10):401-418.
I ПЕДАГОГ1КА I та медико-бiологiчнi
- - проблеми фiзичного
виховання i спорту
ПСИХОЛОГ1Я
Katarzyna. Iermakov SS Kozina Zh. L. // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2012. - № 12. - P. 113-122
36.Stan cech somatycznych i sprawnosc ogolna trzynastoletnich pilkarzy z KS „Legia" Chelmza i GLZS „Start" Warlubie = The state of somatic features and the general fitness of thirteen-year-old footballer / Patryk Smolarz, Marek Napierala, Miroslawa Cieslicka, Walery Zukow, Radoslaw Muszkieta, Sergii Iermakov // Journal of Health Sciences. -2013. - № 3 (16). - P. 209-230.
37.The applying of the concept of individualization in sport / Kozina Zhanneta, Sobko Irina, Bazulyk Tatyana, Ryepko Olena, Lachno Olena, Ilintskaya Anna // Journal of Physical Education and Sport. - (2015).15(2), Art 27. - pp. 172177. http://dx.doi.org/10.7752/jpes.2015.02027
34.Hribovska Iryna, Danylevych Myroslava, Ivanochko Victoria, Shchur Lydia. Organizational conditions of healthy lifestyle promotion for arts students. Journal of Physical Education and Sport. 2015;15(2):218 - 224.
35.Prusik Katarzyna, Iermakov SS, Kozina ZhL. Indexes of physical development, physical preparedness and functional state of polish students. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2012;12:113-122. http://dx.doi.org/10.6084/ m9.figshare.105467
36.Patryk Smolarz, Marek Napierala, Miroslawa Cieslicka, Walery Zukow, Radoslaw Muszkieta, Sergii Iermakov. The state of somatic features and the general fitness of thirteen-year-old footballer. Journal of Health Sciences, 2013;3(16):209-230.
37.Kozina Zhanneta, Sobko Irina, Bazulyk Tatyana, Ryepko Olena, Lachno Olena, Ilintskaya Anna. The applying of the concept of individualization in sport. Journal of Physical Education and Sport, 2015;15(2), pp.172 - 177. http://dx.doi. org/10.7752/jpes.2015.02027
Информация об авторах: Аль-Равашдех Абдел-Басет; http://orcid.org/0000-0002-8851-3374; [email protected]; Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко; пл. Гоголя, 1, г. Старобельск, 92700, Украина.
Козина Жаннета Леонидовна; д.н. ФВиС., проф.; [email protected]; http://orcid.org/0000-0001-5588-4825; Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды; ул. Артема 29, г. Харьков, 61002, Украина.
Базылюк Татьяна Антоновна; http://orcid.org/0000-0002-6244-6302; [email protected]; Киевский национальный университет технологий и дизайна; г. Киев, ул. Немировича-Данчен^, 2, г.Киев, Украина.
Ильницкая Анна Сергеевна; http://orcid.org/0000-0001-5835-8847; [email protected]; Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды; ул. Артема 29, г. Харьков, 61002, Украина.
Цитируйте эту статью как: Аль-Равашдех Абдел-Басет, Козина Ж.Л., Базылюк Т.А., Ильницкая А.С. Методика обучения бросковым и метательным движениям школьников старших классов на основе применения технологий комплексного воздействия на двигательное и интеллектуальное развитие // Педагогжа, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2015. - N11. - С. 3-10. http://dx.doi. org/10.15561/18189172.2015.1101
Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive. html
Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http://creativecommons.org/licenses/ by/4.0/deed.ru).
Дата поступления в редакцию: 16.07.2015 Принята: 19.08.2015; Опубликована: 02.09.2015
Information about the authors: Al-Ravashdeh Abdel Baset; http://orcid.org/0000-0002-8851-3374; [email protected]; Taras Shevchenko National University of Luhansk; area Gogol, 1, Starobelsk, 92700, Ukraine.
Kozina Zh.L.; http://orcid.org/0000-0001-5588-4825; [email protected]; H.S. Skovoroda Kharkiv National Pedagogical University; Artema str. 29, Kharkov, 61002, Ukraine.
Bazilyuk T.A.; http://orcid.org/0000-0002-6244-6302; baziluk@ rambler.ru; Kiev National University of Technology and Design; st. Nemirovich-Danchenko, 2, Kiev, 01000, Ukraine.
Ilnickaya A.S.; http://orcid.org/0000-0001-5835-8847; [email protected]; H.S. Skovoroda Kharkiv National Pedagogical University; Artema str. 29, Kharkov, 61002, Ukraine.
Cite this article as: Al-Ravashdeh Abdel Baset, Kozina Z.L., Bazilyuk T.A., Ilnickaya A.S. Methodic of senior pupils' training to throwing movements on the bases of technology of complex impact on motor and intellectual development. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2015;11:3-10. http://dx.doi. org/10.15561/18189172.2015.1101
The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html
This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http://creativecommons.org/licenses/ by/4.0/deed.en).
Received: 16.07.2015
Accepted: 19.08.2015; Published: 02.09.2015