2. Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности педагога с разнообразной информацией, которая содержится в материале, предоставляемом детям, и образовательных областях, а также в окружающем мире.
3. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки [1, с. 18]. Это и осознание педагогом своей необходимости, определенной уникальности и способности учиться на протяжении всей жизни.
4. Организационная компетенция проявляется в умении создавать план действий педагогом в соответствии с имеющимися целями и задачами деятельности. Она способствует созданию заинтересованности в результатах собственной деятельности, влиянию формирования мотивов поведения детей дошкольного возраста, социализации и коммуникации.
Обобщая вышесказанное, можем утверждать, что основы социально-личностного развития начинают закладываться еще в раннем онтогенезе, формируя личностные механизмы поведения. Ребенок в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, организации разных видов деятельности, моделирования ситуаций начинает приобретать черты субъекта социальных отношений, понимать суть происходящего
и давать ей оценку. Важная роль в данном процессе отводится разработке индивидуального образовательного маршрута социально-личностного развития, обучению детей рефлексивной деятельности и повышению базовых компетенций педагогов дошкольной организации. Реализация данных педагогических условий значительно повысит эффективность и продуктивность социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста.
Литература
1. Блинов А. О. Ключевые компетенции - предмет обсуждения во всем мире // Альма-матер. - 2012. - №12. -С. 15-19.
2. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография / Л. В. Трубайчук и др. -Челябинск: Изд-во ИИУМЦ Образование, 2009. - 229 с.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
4. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. - М.: Когито-Центр, 2010. - 304 с.
5. Трубайчук Л. В. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. - М.: Восток, 2001. - 81 с.
6. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 2007. -639 с.: ил.
Уразова Альбина Рамазановна, аспирант кафедры педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета, e-mail: [email protected].
Urazova Albina Ramazanovna, postgraduate student, department of pedagogy and psychology of childhood, Chelyabinsk State Pedagogical University, e-mail: [email protected]
УДК 796.83
© Б. П. Хамаганов, А. С. Сагалеев
Методика обучения базовой технике тайского бокса
Авторами разработана и экспериментально обоснована методика обучения базовой технике тайского бокса, в которую вошли основные компоненты техники, специализированный игровой комплекс для формирования навыков единоборства, а также правила ведения боя, которые должен освоить обучаемый.
Ключевые слова: тайский бокс, методика обучения, базовая техника.
B. P. Khamaganov, A. S. Sagaleev
Methodology of teaching the basic techniques of Thai boxing
The authors developed and experimentally substantiated the methodology of teaching the basic techniques of Thai boxing. The basic components of techniques, specialized ply complex for formation of combat skills, as well as rules of ingle combat conducting, which every learner should acquire.
Keywords: Thai boxing, methodology of teaching, basic techniques.
Базовая техника представляет собой основу любого вида спорта, без которой невозможно эффективное ведение соревновательной борьбы, при этом целесообразность изучения техники того или иного вида спорта на основе выделения и усвоения базовых действий у подавляющего большинства исследователей не вызывает сомнений [5, 7]. Техника тайского бокса достаточно разнообразна, поэтому с целью оптимизации обучения и совершенствования нами на основе изучения научно-методической литературы [4, 6, 8], опроса и анализа соревновательной деятельности выделены основные компоненты базовой техники тайского бокса: 1) технические элементы; 2) тактические операции, технические действия и технико-тактические действия; 3) техника защиты (движением ног, движением рук, движением туловища, а также в зависимости от момента атаки; 4) ударная техника; 5) техника контратакующих действий и технических действий в захвате.
Нами определена оптимальная продолжительность обучения базовой технике тайского бокса, которая составляет 2 года.
В первый год обучения проводилось изучение стоек (левосторонней, правосторонней, фронтальной; открытой, закрытой; высокой, низкой). Формировались умения контролировать дистанцию (ближнюю, среднюю, дальнюю) с помощью различных способов передвижения. Изучались захваты (за шею, руки, корпус, руку и шею, шею и туловище, шею и руку). Кроме того, проводилось обучение технике ударов рука-
ми и ногами (прямых, боковых и снизу).
В процессе обучения была поставлена цель -избежать серьезного недостатка, заключающегося в том, что техника приемов, как правило, изучается в искусственных условиях и ситуациях, вычлененных из живого динамического процесса единоборства. Мы предполагали, что эффективность методики обучения технике бокса может быть повышена, если ее реализовывать с учетом многообразных ситуаций соревновательного поединка. Обучение ударам должно проводиться как в атаке, так на отходе и контратаке и из самых разных положений.
Поэтому, для того чтобы развить способность обучаемых действовать самостоятельно, инициативно, оперативно анализировать различные ситуации и принимать адекватные решения, выполнять действия нестандартно и вариативно, непредсказуемо и неожиданно для соперников, нами был применен подход, предусматривающий на начальном этапе обучения использование подвижных игр с элементами единоборства.
На основе специализированного игрового комплекса, разработанного с учетом рекомендаций К. В. Балдаева [2], осуществлялось обучение умениям и навыкам ведения единоборства. В указанный комплекс вошли игры с касаниями, атакующими захватами, теснениями, а также игры с элементарными формами единоборства. В занятия включались по четыре разноплановые игры на освоение определенного двигательного навыка (табл. 1).
Таблица 1
Содержание специализированного игрового комплекса для обучения умениям и навыкам ведения единоборства
Игры с касаниями Игры с атакующими захватами Игры с теснениями Игры с элементарными формами единоборства
шеи шеи без рук сваливания скручиванием
руки руки с помощью рук сваливания сбиванием
бедра туловища в обоюдном захвате броски наклоном
плеча ноги (ног) броски скручиванием
стопы Комбинированными захватами (шеи и руки, шеи и туловища, шеи и ноги, туловища и ноги) Сваливания с подсечками, подножками. Сваливания, броски с захватом (перехватом) ног соперника
На втором году обучения продолжалось изучение стоек, совершенствовалось умение контролировать дистанцию с помощью различных
способов передвижения, а также совершенствовался вход в захваты (за шею, руки, корпус, руку и шею, шею и туловище, шею и руку), закреп-
лялся навык выполнения прямых, боковых ударов руками и ударов руками снизу. Также помимо закрепления изученного материала продолжалось обучение и совершенствование ударов обратной стороной кулака с разворотом, ударов кулаком сверху в прыжке, круговых ударов локтем с разворотом, боковых ударов ногой, боковых ударов ногой с разворотом.
В ходе обучения базовой технике спортсмены осваивали следующие правила: 1) не закрывать глаза при выполнении соперником ложных движений и ударов соперником; 2) всегда держать голову в небольшом наклоне вперед, для чего в ходе отработки ударов зажимался теннисный мяч между подбородком и грудью; 3) не опускать рук, не открывать подбородок, лицо; 4) не делать лишних движений, не суетиться, не раскрываться; 5) не отходить назад, с этой целью проводился учебный бой, когда спортсмен стоит в углу ринга (зала); 6) сразу после удара принимать боевую стойку; 7) незамедлительно переходить от защиты к атаке, этот навык формировался в учебных боях и работе на лапах; 8) в момент защиты отбивом делать выдох через нос и напрягать мышцы конечности, выполняющей защиту; 9) в момент нанесения удара делать выдох через нос и напрягать мышцы конечности, выполняющей удар; 10) держать челюсти стиснутыми; 11) расслаблять мышцы в паузах; 12) отбивать удар разноименной конечностью; 13) прикрывать голову не только руками, но и плечами; 14) не поворачиваться к сопернику спиной; 15) вкладывать в удар максимально большую массу, удар наносить с максимальной скоростью; 16) после удара конечности максимально быстро возвращать ее назад.
В процессе обучения определялась предрасположенность к преимущественному выполнению тех или иных технических действий, а именно к ударам руками или ударам ногами. С целью дальнейшего совершенствования выявля-
лись излюбленные (коронные) комбинации, а также дистанции, на которых предпочитали боксировать спортсмены. В целом формировалась манера ведения соревновательного боя - техническая, темповая или нокаутирующая.
С целью определения эффективности разработанной методики обучения базовой технике тайского бокса проведен двухгодичный педагогический эксперимент, в котором приняло участие 48 начинающих спортсменов.
Контрольная группа (КГ) занималась по сложившейся традиционной методике, согласно которой обучение базовой технике осуществлялось отдельно каждому приему и после формирования навыка изучалась тактика их применения.
Отличительной чертой методики обучения спортсменов экспериментальной группы (ЭГ) являлось формирование двигательных навыков и умения вести единоборство с учетом особенностей соревновательной деятельности и в зависимости от конкретной тактической ситуации.
Анализ результатов экспертной оценки соревновательной деятельности (табл. 2 и 3) свидетельствует о том, что после первого года обучения представители ЭГ проводили достоверно меньше неподготовленных или плохо подготовленных атак, несколько лучше использовали благоприятные ситуации для проведения атакующих и контратакующих действий, меньше пропускали самые чувствительные удары, застигавшие их врасплох. Кроме того, демонстрировали более высокий уровень владения техникой ударов, более быстро переключались с одних технических действий на другие.
После второго года спортсмены ЭГ стали вести бои тактически более грамотно и разнообразно, то есть в меньшей степени совершали ошибки коррекции (многократно и безрезультатно проводили и пропускали одни и те же удары, переходили на обмен ударами).
Таблица 2
Результаты экспертной оценки соревновательной деятельности тай-боксеров после первого года обучения (М±т)
№ Ошибки КГ (n = 20) ЭГ (n = 20) (Р)
Ошибки ориентирования
1 Атака без подготовки 4,5±0,2 3,7±0,15 <0,01
2 Неиспользование благоприятных ситуаций 6,3±0,17 5,7±0,18 <0,05
3 Неадекватное поведение в экстремальных ситуациях 2,2±0,2 2,04±0,16 >0,05
4 Отсутствие перестройки тактики, неадекватная или долгая перестройка 4,4±0,22 4,45±0,15 >0,05
5 Удары, застигавшие боксера врасплох 5,7±0,12 4,8±0,1 <0,001
Ошибки исполнения
1 Неумелая подготовка атаки 4,2±0,15 3,5±0,12 <0,001
2 Неумелое использование благоприятных ситуаций 3,3±0,09 2,8±0,08 <0,001
Таблица 3
Результаты экспертной оценки соревновательной деятельности тай-боксеров после второго года обучения (М±т)
3 Нарушения правил 0,7±0,1 0,6±0,1 >0,05
4 Неточные, размашистые удары. Провалы после ударов 8,3±0,2 7,1±0,23 <0,001
5 Медленные и несвоевременные удары, защиты, переключения 4,6±0,1 3,4±0,09 <0,001
Ошибки коррекции
1 Многократное безрезультатное выполнение одних и тех же приемов 4,8±0,15 4,7±0,18 >0,05
2 Частое упрощение боя (обмен ударами, пассивность и т.д.) 5,5±0,2 5,42±0,21 >0,05
3 Частые пропуски одних и тех же ударов 4,1±0,14 4,16±0,17 >0,05
4 Невыполнение установок тренера 2,1±0,1 2,2±0,15 >0,05
5 Нарушение одних и тех же правил 0,4±0,1 0,3±0,1 >0,05
Ошибки КГ ЭГ (Р)
(n = 15) (n = 16)
Ошибки ориентирования
1 Атака без подготовки 4,3±0,23 3,4±0,17 <0,01
2 Неиспользование благоприятных ситуаций 6,1±0,20 5,4±0,19 <0,05
3 Неадекватное поведение в экстремальных ситуациях 2,3±0,22 2,18±0,23 >0,05
4 Отсутствие перестройки тактики, неадекватная или долгая перестройка 4,2±0,18 3,7±0,13 <0,05
5 Удары, застигавшие боксера врасплох 5,3±0,14 4,1±0,12 <0,001
Ошибки исполнения
1 Неумелая подготовка атаки 4,1±0,18 3,6±0,11 <0,05
2 Неумелое использование благоприятных ситуаций 3,5±0,1 2,7±0,09 <0,001
3 Нарушения правил 0,6±0,1 0,56±0,09 >0,05
4 Неточные, размашистые удары. Провалы после ударов 7,5±0,18 6,8±0,20 <0,01
5 Медленные и несвоевременные удары, защиты, переключения 4,3±0,08 3,1±0,07 <0,001
Ошибки коррекции
1 Многократное безрезультатное выполнение одних и тех же приемов 4,3±0,13 3,8±0,15 <0,05
2 Частое упрощение боя (обмен ударами, пассивность и т.д.) 5,2±0,1 4,7±0,12 <0,01
Частые пропуски одних и тех же ударов 3,8±0,09 3,4±0,08 <0,001
Невыполнение установок тренера 2,2±0,12 2,15±0,14 >0,05
Нарушение одних и тех же правил 0,33±0,2 0,35±0,12 >0,05
Таким образом, можно констатировать, что разработанная методика показала свою достаточно высокую эффективность при обучении базовой технике тайского бокса.
Литература
1. Муай-тай - свободный бой: метод. пособие / О. Л. Артеменко [и др.]. - Минск: Современное слово, 2001. - 384 с.
2. Балдаев К. В. Подвижные игры на этапе начальной спортивной специализации в вольной борьбе: автореф. дис. .. .канд. пед. наук. - М., 1986. - 22 с.
3. Брук Р. Л. Таиландский бокс (муай-тай). - Краснодар: Гром, 1998. - 120 с.
4. Заяшников С. И. Тайский бокс: учеб.-метод. пособ. - 3-е изд. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. - 272 с.
5. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
6. Терехов О. А., Заяшников С. И. Таиландский бокс (му-ай-тай): метод. пособие. - Новосибирск: Весть, 1992. - 76 с.
7. Шахмурадов Ю. А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов. -М. : Высшая школа, 1997. - 189 с.
8. Шехов В. Г. Тайский бокс в свое удовольствие: практ. пособие; под ред. А. Е. Тараса. - Минск : Харвест; -М. : АСТ, 2000. - 384 с.
Хамаганов Батор Петрович, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории инновационных технологий подготовки спортсменов Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected].
Сагалеев Андрей Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected].
Khamaganov Bator Petrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Buryat State University, e-mail: [email protected].
Sagaleyev Andrey Sergeevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of sports disciplines, Buryat State University, e-mail: [email protected].