и \ на
ит
на /
И у*
Д.С. ОСИПОВ,
доцент кафедры технологий, сертификации и сервиса автомобилей Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, к.т.н.
И.А. МИХАИЛОВСКИИ,
доцент кафедры технологий, сертификации и сервиса автомобилей Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, доцент, к.т.н.
И.Г. ГУНН,
профессор кафедры технологий, сертификации и сервиса автомобилей Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, профессор,д.т.н.
Методика квалиметрической оценки и анализа производственных
процессов
шать качество продукции позволяют в перспективе, наоборот, уменьшить издержки на единицу конечной продукции и таким образом повысить эффективность операций. Иными словами, ужесточение контроля есть экстенсивный путь развития, приводящий к перерасходу ресурсов в рамках совместной деятельности поставщика и потребителя, а оценка процессов производства предприятия и поставщиков, а также сопряженные с ней мероприятия по совершенствованию их систем менеджмента качества - интенсивный путь, позволяющий сэкономить ресурсы.
Таким образом, существует потребность в выработке определенных единых подходов к оценке текущего состояния собственных и переданных бизнес-процессов организации, подтверждению соответствия их целям и задачам и выявлению областей для улучшения при проведении аудитов. Для этого была разработана и опробована при проведении внутренних аудитов и аудитов поставщиков на ЗАО НПО «БелМаг» методика комплексного мониторинга и оценки бизнес-процессов производства.
Целью проведения аудита производственных процессов является:
^ оценка текущего состояния функционирования процесса;
^ проверка на соответствие целям и задачам;
^ выявление областей для улучшения.
При проведении мониторинга и оценки производственных процессов специалисты должны рассматривать эту часть деятельности с точки зрения реализации следующих особенностей: ^ понимание и выполнение установленных требований;
^ идентификация и рассмотрение процессов с точки зрения добавления ценности (любая операция или действие, не формирующая потребительских свойств продукции, отмечается как не дающая ценности и требует рассмотрения или устранения);
^ получение и оценка данных по показателям процесса для обеспечения его результативности и эффективности (там, где это приемлемо); ^ необходимость учета всех взаимосвязей процессов и управления ими; ^ постоянное улучшение процессов на основе объективных измерений.
Авторы статьи обосновывают актуальность постановки вопросов проведения мониторинга и оценки производственных бизнес-процессов предприятий и представляют разработанную методику комплексной оценки и анализа процессов на основе предложенного комплекса структурированных единичных и групповых показателей. Также предлагаются шкалы для градации оценок и ранжирования производственных бизнес-процессов для проведения анализа.
Качество услуг или продукции любой организации, а соответственно и ее конкурентоспособность в большой степени зависят от качества работы ее процессов и процессов поставщиков. Некачественная продукция, закупленная организацией, или некачественные услуги, оказанные ей субподрядчиками, в конечном счете ведут либо к неоправданным затратам, либо к неудовлетворенности конечных потребителей. И то и другое отрицательно сказывается на результатах деятельности организации, например на прибыльности. Все больше организаций, производящих автокомпоненты, внедряют требования
п Ч □□ ч
□ ПС □□ п .*♦
Ключевые слова:
методика, бизнес-процессы, поставщики, качество, комплексная оценка, показатели оценки, способность, пригодность, анализ, ранжирование.
стандарта ИСО/ТУ 16949. В данном стандарте в пункте 8.2.2.2 сказано, что «организация должна проводить аудит каждого процесса изготовления, чтобы определять его результативность». Одновременно в пункте 4.1 отмечено следующее: «Если организация решает передать осуществление каких-либо процессов, влияющих на соответствие продукции требованиям, сторонней организации, она должна обеспечивать, чтобы осуществлялось управление такими процессами» [1].
В связи с этим для организации принципиально важно иметь надежный инструментарий для оценки качества, которое может быть обеспечено внутренними бизнес-процессами и бизнес-процессами конкретных поставщиков. Речь идет не о приемочном производственном и входном контроле закупаемой продукции, а об оценке способности предприятия и поставщиков производить качественную продукцию/услуги и систематически совершенствовать качество.
Контроль качества по сути - это деятельность, направленная на выявление и устранение несоответствий, которая приводит к увеличению себестоимости конкретных единиц продукции, изготовленных при помощи ресурсов, подлежащих контролю. В то же время мероприятия по оценке способности, пригодности процессов обеспечивать и улуч-
.•••' 5 НК
□□г
Ч НЕ \ Н
Методика проведения мониторинга и комплексной оценке пригодности бизнес-процесса в ходе аудита включает в себя три этапа:
1. Оценка общего состояния элементов бизнес-процесса.
2. Мониторинг и единичная оценка бизнес-процесса по направлениям.
3. Комплексная оценка пригодности бизнес-процесса в целом.
Для того чтобы деятельность по оценке поставщиков принесла пользу, необходимо учитывать следующие моменты:
^ цели оценки;
^ понятие качества;
^ концепция управления качеством (системы обеспечения качества);
^ система параметров (показателей) качества;
^ критерии качества (целевые значения показателей);
^ инструменты и методы сбора и анализа информации о качестве.
Были разработаны и предложены групповые и единичные показатели для мониторинга и оценки бизнес-процессов при проведении аудитов (см. рис. 1). Оценка каждого единичного показателя предполагает балльную оценку по разработанной шкале градации (см. табл. 1).
Алгоритм проведения мониторинга, анализа и оценки пригодности и способности бизнес-процессов показан на рис. 2.
Комплексный показатель определяется как среднее арифметическое единичных показателей по направлениям. Методика позволяет анализировать как отдельные единичные показатели, так и групповые показатели по направлениям, а также принимать решения по их улучшению. Для этого были разработаны стандартизированные вопросы и конкретные требования для подтверждения, которые должен увидеть аудитор, подготовлены стандартные опросные листы по каждому из представленных на рис. 1 групповым и единичным показателям. Методика оценки предполагает равнозначность всех единичных показателей, так как в настоящее время невозможно установить весомость показателей без проведения многократной эмпирической проверки влияния каждого показателя на динамику фактической результативности бизнес-процессов.
Для принятия решений о пригодности бизнес-процесса на основании комплексной оценки разработаны и предложены соответствующие критерии (см. табл. 2).
Оценка качества процессов поставщиков может осуществляться с различными целями. Данная методика позволяет решить следующие вопросы:
«5
Я
о
&
а
о
и
О
£ £ X я о °
§ в*
го с
Я
£
Анализ несоответствий и корректирующие действия по процессу
Фактическое качество продукции
Регистрация результатов у правления процессом
Оснащение и организация рабочих мест
Соответствие оборудования
Квалификация персонала
Требования по измерению и контролю
Контролируемые параметры _________процесса__________
Методы и средства мониторинга процесса
Документация по процессу
*■ Постоянное улучшение процесса
ой о ► Показатели эффективности
X и 5 <и е; —*■ Показатели результативности
—* Автоматизация процесса
гг» Л 2 о 3 ° ► Инструкции, процедуры, методы процесса
§ 1 к а Ответственность, полномочия и управление
о т о о о Й —► Измеряемые показатели и мониторинг
и Ш «и а 3 «я —► Ресурсы
«.§1и о —► Взаимодействия процесса
3 Выходы процесса
я о —► Входы процесса
—► Удовлетворенность потребителя
Рис. 1. Дерево показателей для комплексной оценки пригодности (КО) процессов по результатам аудита процессов
1. Ранжирование имеющихся бизнес-процессов производства и процессов поставщиков; выстраивание эффективных отношений с поставщиками.
Ранжирование по приведенным в табл. 2 критериям позволяет определить приоритеты в разработке программ улучшения и корректирующих действий, в выделении ресурсов в рамках единого подхода как на предприятии, так и у поставщика.
2. Выбор наилучшего нового поставщика из ряда кандидатов.
Могут применяться различные методы - от самооценки показателей качества до полномасштабных аудитов качества. Принципиально важно, что представленный инструментарий исследования обеспечивает сопоставимость результатов, получаемых по всем поставщикам и бизнес-процессам.
3. Определение динамики развития бизнес-процессов поставщика.
1 Подготовка к исследованию процесса
-а
2. Проведение исследования процесса (сбор данных и свидетельств аудита по стандартному опроснику)
ЛЗ-
3. Оценка свидетельств аудита и определение потенциальных и существующи к проблем
-а
4. Выставление единичных оценок по каждому из пунктов элементов опросника
-а
5. Рассмотрение промежуточных оценок процесса по элементам аудита и формирование комплексной оценки
6. Оформление несоответствий и рекомендаций для улучшения по результатам мониторинга и оценки процесса (составление отчета)
Рис. 2. Алгоритм проведения мониторинга, анализа и оценки пригодности и способности бизнес-процессов
№ 3 • 2011 ВеК КАЧЕСТВА
37
н \ на •••
на н
Таблица 1 .Критерии оценки для единичных показателей бизнес-процесса |
Баллы Описание
(0) ПОЛНОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ / НЕВЫПОЛНЕНИЕ; НАЛИЧИЕ КРИТИЧЕСКИХ НЕСООТВЕТСТВИЙ ТРЕБОВАНИЯМ (требуется план корректирующих действий) • Нет подтверждения или слабая реализация (менее 25%) по указанным в вопросе элементам. Деятельность не осуществляется в виде, позволяющем объективно оценить элемент, приложенные данные противоречивы и/или единичны; • нет доступных данных/записей
(4) НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ/НИЗКАЯ ПРИГОДНОСТЬ; НАЛИЧИЕ КРИТИЧЕСКИХ НЕСООТВЕТСТВИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ (требуется план корректирующих действий) • Выполнение требований или соответствие на 25-50% (критическое несоответствие в документах и/или реализации, влияющее на общее функционирование процесса или качество продукции); • несоответствия/открытые вопросы идентифицированы в продукции и в процессе, но реализация и отслеживание осуществления деятельности не документированы; • доступно недостаточно записей/данных для принятия уверенных решений
(6) ЧАСТИЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ / ОГРАНИЧЕННАЯ ПРИГОДНОСТЬ; НАЛИЧИЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ НЕСООТВЕТСТВИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ (требуется план корректирующих действий) • Рабочая и опорная документация существует, но может быть улучшена, чтобы удовлетворять требованиям; • выполнение требований или соответствие на 51-75% (несоответствия в документах и/или реализации, связанные с производством или компонентом); • несоответствия/незначительные вопросы идентифицированы, реализация и отслеживание выполнения деятельности очевидные; • недостаточно доступных системных записей/данных для принятия уверенных решений о подтверждении полного выполнения, или реализация элемента не основана на анализе этих данных
(8) ХОРОШЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕ / ВЫСОКАЯ ПРИГОДНОСТЬ; НАЛИЧИЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ НЕСООТВЕТСТВИЙ (не требуется план корректирующих действий, если устранение несоответствий возможно в течение 3 рабочих дней или уже заложено в программу дальнейшего развития производства - требует доказательств) • Выполнение требований или соответствие на 75-90% (незначительные/единичные несоответствия в реализации, не влияющие на общее функционирование процесса); • несоответствия/открытые вопросы идентифицированы, подтверждены, устранены или находятся на стадии оценки выполнения; • корректирующие действия связаны только с вопросами документации; • записи/данные полностью подтверждают выполнение требований элемента
(10) ПОЛНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ; ОТСУТСТВИЕ НЕСООТВЕТСТВИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ • Процесс удовлетворяет на более чем 90% или превышает требования и ожидания. Наличие необходимых процедур, рабочей и опорной документации подтверждено, актуальность и адекватность документов соответствуют действительности; • прежде идентифицированные несоответствия/открытые вопросы закрыты, проверены и подтверждены; • записи/данные полностью подтверждают выполнение требований элемента
Таблица 2. Критерии комплексной балльной оценки пригодности бизнес-процесса
Результат, % Рейтинг Описание
90-100 А УДОВЛЕТВОРЯЕТ ТРЕБОВАНИЯМ: процесс полностью удовлетворяет всем требованиям производства
80-<90 АВ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ: процесс удовлетворяет требованиям и может быть допущен для серийного производства (чтобы осуществлять поставки продукции для серийного производства) с выполнением корректирующих действий. Имеются незначительные несоответствия или не более чем 1 значительное несоответствие
60-<80 В ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ: процесс удовлетворительный и может быть условно одобрен. Имеются множественные незначительные несоответствия, не более чем 3 значительных несоответствия. Требуется разработка корректирующих действий и назначение временных ограничений по значительным несоответствиям
<60 С КРИТИЧЕСКОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ: процесс не способен удовлетворить основные требования для серийного производства. Требуется разработка корректирующих действий и повторная проверка
Литература
1. ИСО/ТУ 16949:2008 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 для организаций-производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности».
Исследование проводится через определенные промежутки времени. Важно, что результаты, получаемые с каждым циклом исследования, сопоставимы, то есть получены с использованием одного и того же инструментария.
4. Выработка рекомендаций поставщикам по улучшению качества.
Обстоятельное исследование, включающее в себя непосредствен-
но аудит у поставщика специалистами организации или привлеченными сторонними экспертами в соответствии с разработанным опросником, позволяет выделить те области процессов, которые требуют улучшения. При таком исследовании определенным аспектам качества может быть уделено особо пристальное внимание. При этом при-
меняемые методы определяются в зависимости от:
=!> важности отдельных аспектов качества для организации;
=!> наличия проблем и несоответствий на определенных участках деятельности внутри организации или у поставщика и т.д.
5. Определение соответствия процессов поставщика требованиям организации.
Организация может поставить своим поставщикам условие по соответствию тем или иным собственным требованиям или стандартам. В таком случае исследование качества поставщика будет осуществляться с целью определения действительного соответствия поставщика выдвинутым требованиям.
При этом в каждом частном случае возможно введение дополнительных требований или отступления от отдельных требований методики, обоснованные контекстом. В таком случае вместо оценки по вопросу ставится отметка «не применимо» или вводится дополнительный вопрос в специальном разделе опросника, касающийся специфических особенностей бизнес-процесса. В методике специальный раздел подразделяется на следующие подразделы: производство полимерных изделий, производство резинотехнических изделий, нанесение покрытий, термическая обработка, механическая обработка, сборочное производство.
В предлагаемой методике используется рейтинговая система. При правильном нормировании рейтинговые оценки удобно применять для решения таких задач, как сопоставление результатов, оценка динамики улучшения оценок бизнес-процессов, выявление и анализ проблем качества и т.д.
Под нормированием рейтинговой системы мы подразумеваем ее привязку к реальной ситуации, достижимым на практике абсолютным значениям измеряемых показателей.
Все разрабатываемые корректирующие мероприятия и мероприятия по улучшению процессов описываются в специальном разделе каждый раз после проведения исследований, мониторинга и оценки. Таким образом, сохраняется история бизнес-процесса производства, осуществляется возможность отслеживания результативности разрабатываемых ранее мероприятий и обеспечивается сохранение знаний о проблемах процесса и способах их решения, которые могут быть использованы при проектировании новых производственных процессов как в организации, так и у поставщика. ■