Научная статья на тему 'Внутренний контроль и аудит на предприятиях автомобильной промышленности'

Внутренний контроль и аудит на предприятиях автомобильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
423
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ОЦЕНКА РИСКА / КОМИТЕТ ПО АУДИТУ / AUDIT / INTERNAL CONTROL / INTERNAL AUDIT / THE AUTOMOTIVE INDUSTRY / RISK ASSESSMENT / THE AUDIT COMMITTEE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилова Анастасия Александровна, Курилов Кирилл Юрьевич

Специфика деятельности предприятий автомобильной промышленности делает необходимым постоянное повышение эффективности деятельности бизнес-процессов. Для достижения эффективности бизнес-процессов необходимо понимание возможных направлений повышения эффективности бизнес-процессов. Один из способов выявит возможные направления повышения эффективности бизнес-процессов это внутренний аудит и контроль хозяйственного процесса предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL CONTROL AND AUDIT ON AUTOMOTIVE MANUFACTURER

Specificity of the automotive industry makes it necessary to continuously improve the efficiency of business processes. To achieve the efficiency of business processes requires an understanding of the possible ways to increase the efficiency of business processes. One way to identify possible ways of increasing the efficiency of business processes, an internal audit and control of the business process of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Внутренний контроль и аудит на предприятиях автомобильной промышленности»

УДК 338.24.01

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© 2013

А.А. Курилова, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Финансы и кредит» К.Ю. Курилов, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Специфика деятельности предприятий автомобильной промышленности делает необходимым постоянное повышение эффективности деятельности бизнес-процессов. Для достижения эффективности бизнес-процессов необходимо понимание возможных направлений повышения эффективности бизнес-процессов. Один из способов выявит возможные направления повышения эффективности бизнес-процессов это внутренний аудит и контроль хозяйственного процесса предприятия.

Ключевые слова: аудит, внутренний контроль, внутренний аудит, предприятия автомобильной промышленности, оценка риска, комитет по аудиту.

Осуществление внутреннего контроля - это обязательная функция всех руководителей предприятий автомобильной промышленности, выполняемая для обеспечения достижения поставленных перед ними целей.

Объём внутреннего контроля предприятий автомобильной промышленности включает в себя контроль и анализ выполнения финансово-хозяйственных планов предприятий автомобильной промышленности, систему менеджмента качества, контроль обеспечения информационной, пожарной и экологической безопасности, контроль сохранности активов, контроль соблюдения законодательства на предприятиях автомобильной промышленности, подготовку всех видов отчётности [1, С.133].

Руководители всех уровней управления предприятий автомобильной промышленности, независимо от их подчинённости и в соответствии с функциональными обязанностями, несут ответственность за организацию и поддержание эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей достижение поставленных целей в следующих областях:

- результативность и эффективность финансовохозяйственной деятельности;

- достоверность всех видов отчётности;

- соблюдение на предприятиях автомобильной промышленности законодательства Российской Федерации, нормативных документов предприятий автомобильной промышленности, а также других документов, регламентирующих различные виды деятельности предприятий автомобильной промышленности.

Руководители всех уровней управления предприятий автомобильной промышленности отвечают за:

- создание и поддержание среды контроля в подчинённых подразделениях (систему целей, организационную структуру, распределение полномочий и ответственности, политику и практику управления персоналом, этические нормы);

- обеспечение функционирования процесса оценки рисков для принятия своевременных и обоснованных решений;

- разработку и осуществление контрольных процедур в подчинённых подразделениях;

- организацию эффективного управления информацией (идентификацию, сбор информации и информационный обмен) и подготовки отчётности;

- осуществление непрерывного мониторинга системы внутреннего контроля (постоянное наблюдение и оценку состояния системы внутреннего контроля);

- предоставление аудиторам доступа к необходимой информации, активам и персоналу, при проведении периодических проверок системы внутреннего контроля;

- организацию и контроль выполнения корректирующих действий, направленных на улучшение системы внутреннего контроля, на основе результатов мониторинга системы внутреннего контроля (как непрерывного, так и периодического).

С целью постоянной оценки состояния наиболее важных областей контроля и системы внутреннего контроля

предприятий автомобильной промышленности организованы централизованные функциональные службы, наделённые функциями внутреннего контроля или аудита. Их задача - проведение периодических оценок надёжности и эффективности системы внутреннего контроля в закреплённых за ними областях: аудит результатов хозяйственной деятельности, аудит системы менеджмента качества, внутренний аудит внешней финансовой и налоговой отчётности, аудит информационных систем, экологический аудит, аудит в других областях, определенных настоящим стандартом [2, с.140].

Службы, наделённые функциями внутреннего контроля или аудита, подчиняются единоличному исполнительному органу предприятий автомобильной промышленности, или руководителю, за которым закреплена ответственность за одну из областей внутреннего контроля.

При проверках системы внутреннего контроля службы, наделённые функциями внутреннего контроля или аудита, обязаны анализировать и оценивать все элементы системы внутреннего контроля - среду контроля, оценку рисков, контрольные процедуры, информацию и коммуникацию, мониторинг [3, с.78].

Каждая служба, наделённая функциями внутреннего контроля или аудита, обязана разрабатывать, утверждать у руководства и доводить в подразделения предприятия автомобильной промышленности требования к проверяемым областям, разрабатывать нормативные документы по внутренней аудиторской деятельности, разрабатывать планы проверок, контролировать выполнение планов корректирующих действий, контролировать и повышать качество внутренней аудиторской деятельности, предоставлять планы и отчёты руководству - для утверждения и мер.

Система внутреннего контроля предприятий автомобильной промышленности.

Внутренний контроль - это процесс, выполняемый органами управления и персоналом предприятий автомобильной промышленности, направленный на обеспечение разумной уверенности относительно достижения следующих целей предприятий автомобильной промышленности:

- результативность и эффективность финансово-хозяйственной деятельности, включая стратегический и текущий аспекты управления, сохранность инвестиций акционеров предприятий автомобильной промышленности и активов, экономичное использование ресурсов предприятий автомобильной промышленности;

- надёжность предприятий автомобильной промышленности;

- достоверность всех видов отчётности

- соблюдение на предприятиях автомобильной промышленности законодательства Российской Федерации, нормативных документов предприятий автомобильной промышленности, а также политик, регламентов, положений и других документов, регламентирующих различные виды деятельности предприятий автомобильной промышленности.______________________________________

Задачами внутреннего контроля предприятий автомобильной промышленности являются:

- обеспечение доверия инвесторов и других заинтересованных групп (в том числе государства, работников, партнёров, клиентов и поставщиков, дочерних и зависимых обществ и их акционеров) к предприятию автомобильной промышленности и органам его управления;

- содействие соблюдению этических норм ведения бизнеса и социальной ответственности;

- защита вложений акционеров предприятий автомобильной промышленности;

- содействие эффективной и рациональной деятельности, позволяющей предприятиям автомобильной промышленности соответствующим образом реагировать на существенные риски;

- своевременное выявление и анализ рисков в деятельности предприятий автомобильной промышленности;

- обеспечение сохранности активов и эффективного использования ресурсов, в том числе гарантии того, что обязательства предприятий автомобильной промышленности идентифицированы и управляемы;

- обеспечение достижения поставленных стратегических целей, в том числе соответствие утверждённой стратегии;

- содействие выполнению стратегического плана предприятий автомобильной промышленности;

- обеспечение полноты, надёжности и достоверности финансовой, управленческой и налоговой отчётности предприятий автомобильной промышленности, а также прозрачности процесса подготовки любых видов отчётности;

- содействие развитию надлежащих коммуникаций между подразделениями предприятий автомобильной промышленности и процессов информационного обеспечения;

- предупреждение, выявление и устранение нарушений в работе подразделений предприятий автомобильной промышленности, в том числе ненадлежащего использования и потерь имущества, а также хищений;

- содействие построению оптимальной организационной структуры предприятий автомобильной промышленности, в том числе эффективному разделению полномочий и оптимизации затрат на выполнение контрольных процедур;

- содействие улучшению бизнес-процессов предприятий автомобильной промышленности;

- обеспечение соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации и нормативных документов предприятий автомобильной промышленности.

Результативность и эффективность финансово-хозяйственной деятельности.

С точки зрения организации системы внутреннего контроля, все цели предприятий автомобильной промышленности и входящих в него подразделений, утверждённые официально и установленные неформально, распределяются по следующим областям (категориям):

1. Обеспечение эффективного и результативного выполнения операций предприятий автомобильной промышленности - это базовые цели по ведению бизнеса предприятий автомобильной промышленности и его подразделений (стратегические и текущие цели), в том числе производственные цели и показатели эффективности - бюджеты, затраты, доходы, прибыль и т.п.

2. Обеспечение сохранности инвестиций акционеров и активов предприятий автомобильной промышленности, обеспечение экономичного использования ресурсов предприятий автомобильной промышленности

- это цели в области предотвращения потерь активов или ресурсов организации в результате правовых нарушений, растрат, неэффективного или нецелевого использования, неверных управленческих решений, а также в результате возникновения непредвиденных обстоятельств.

3. Цели развития информационного обеспечения -это в первую очередь цели информационной безопасности (защита информации).

4. Прочие цели финансово-хозяйственной деятельности, отнесённые к сфере внутреннего контроля.

Надёжность и достоверность всех видов отчётности.

Надёжность и достоверность финансовой (бухгалтерской) отчётности предприятий автомобильной промышленности.

Надёжность и достоверность других видов информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий автомобильной промышленности (для внешних и внутренних пользователей), в том числе налоговой, статистической, управленческой и внутренней оперативной отчётности.

Соблюдение на предприятиях автомобильной промышленности законодательства Российской Федерации и нормативных документов предприятий автомобильной промышленности.

Обеспечение экологической безопасности - это цели в области охраны окружающей среды (в том числе соблюдение предприятий автомобильной промышленности требований экологического законодательства).

Соблюдение законодательства в прочих сферах общественных отношений - это цели, относящиеся к соблюдению предприятий автомобильной промышленности требований международного права, гражданского и трудового законодательства, и законодательства в других сферах.

Соблюдение требований нормативных и организационно-распорядительных документов предприятий автомобильной промышленности.

Ответственность за организацию внутреннего контроля на предприятиях автомобильной промышленности несут единоличный и коллегиальный исполнительные органы предприятий автомобильной промышленности.

Руководители структурных подразделений предприятий автомобильной промышленности, независимо от их подчинённости и функциональных обязанностей, несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, функционирование, оценку и развитие системы внутреннего контроля во вверенных им подразделениях, по всем элементам внутреннего контроля:

Среда контроля

Среда контроля встроена во все бизнес-процессы предприятий автомобильной промышленности и является частью его корпоративной культуры. К среде контроля относится система целей, организационная структура, распределение полномочий и ответственности, обеспечение взаимодействия структурных подразделений между собой и с внешними сторонами, политика и практика управления персоналом, этические нормы.

Оценка рисков

Процесс оценки рисков заключается в выявлении и анализе рисков (внешних и внутренних), угрожающих достижению целей. Руководители обязаны принимать своевременные и обоснованные решения на основе оценки рисков и осуществлять мониторинг рисков. Необходимым условием оценки рисков является установление целей, увязанных на различных уровнях и согласованных между собой.

Контрольные процедуры

К контрольным процедурам относятся:

- процедуры обработки информации - в том числе утверждение, одобрение операций, подтверждение полномочий;

- общие и прикладные контрольные процедуры информационных систем (регистрация действий пользователей, смысловая проверка вводимых данных и т.п.);

- контроль текущей деятельности (мониторинг исполнения решений);

- сверка, сравнение оперативных и финансовых данных, поступающих из различных внутренних источни-

ков (от различных подразделений предприятий автомобильной промышленности или различных учётных систем);

- рассмотрение результатов в сравнении со стандартами (бюджетами, планами, нормами и требованиями, прогнозами, предыдущими результатами, результатами конкурентов, и т.п.) и анализ отклонений, принятие корректирующих действий и переоценка стандартов;

- физический контроль - защита активов и учётных данных, периодический подсчёт и ревизии;

- разделение полномочий - в том числе разграничение функций по утверждению операций с активами, совершению операций, отражению операций в учёте, хранению активов и проведению их инвентаризации (с целью минимизации возможностей по сокрытию ошибки или хищения).

Контрольные процедуры должны быть задокументированы в нормативных документах предприятий автомобильной промышленности, в том числе должны быть определены назначение процедуры, исполнитель, сроки и порядок проведения.

Система информационного обеспечения и коммуникаций.

Система информационного обеспечения и коммуникаций включает в себя средства сбора, обработки и передачи информации и все виды внутренней отчётности. Передаваемая информация и отчётность, в том числе, может быть в электронном виде. Каналы коммуникации должны обеспечивать:

- наличие полной и адекватной информации о событиях и факторах, способных повлиять на достижение целей;

- эффективную передачу информации «сверху вниз»

- директив руководителей структурных подразделений, указаний, управляющих воздействий, и информации более общего характера (требования к персоналу по соблюдению внутреннего контроля и т.п.);

- информирование руководителей соответствующего уровня о любых выявленных недостатках контроля, вместе с деталями корректирующих действий, которые были предприняты;

- защиту информации от несанкционированного доступа.

Мониторинг.

Руководители структурных подразделений обязаны осуществлять непрерывный мониторинг системы внутреннего контроля (постоянное наблюдение и оценку состояния системы внутреннего контроля). Непрерывный мониторинг осуществляется на основе получаемых отчётов о деятельности, при этом руководители обязаны анализировать полученные отклонения и исследовать их причины. При проведении периодических проверок системы внутреннего контроля службами внутреннего, руководители обязаны предоставлять аудиторам доступ к необходимой информации, активам и персоналу, имеющим отношение к целям проверки, области аудита и периоду проверки.

По результатам мониторинга системы внутреннего контроля (как непрерывного, так и периодического) руководители структурных подразделений должны:

- организовать разработку и внедрение планов корректирующих действий, направленных на улучшение деятельности;

- контролировать выполнение планов корректирующих действий;

- направлять соответствующим службам внутреннего аудита планы корректирующих действий и отчёты об их выполнении.

Система внутреннего контроля предприятий автомобильной промышленности строится на следующих принципах.

- непрерывность функционирования системы внутреннего контроля, что позволяет своевременно выявлять существенные риски и предупреждать их возник-

новение в будущем;

- подотчётность всех участников системы внутреннего контроля (качество выполнения функций внутреннего контроля каждым лицом контролируется другим участником системы внутреннего контроля);

- разделение обязанностей (распределение контрольных функций таким образом, чтобы не допустить их дублирования, а также закрепления за одним и тем же лицом функций, связанных с утверждением операций с активами, учётом операций и обеспечением сохранности активов);

- надлежащее одобрение и утверждение операций;

- ответственность за надлежащее выполнение функций внутреннего контроля;

- постоянное развитие и совершенствование (обеспечение условий функционирования системы внутреннего контроля для решения новых задач, расширения и совершенствования самой системы внутреннего контроля);

- проведение регулярной оценки эффективности системы внутреннего контроля;

- обеспечение независимости служб, отвечающих за внутренний аудит.

Внутренний аудит должен осуществляться на предприятиях автомобильной промышленности в следующих областях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внутренний аудит охраны труда;

- внутренний аудит системы внутреннего контроля сохранности, целевого и эффективного использования активов;

- внутренний аудит информационных систем;

- внутренний аудит системы внутреннего контроля подготовки внутренней финансовой отчётности;

- внутренний аудит взаимоотношений с персоналом и соответствия трудовому законодательству;

- внутренний аудит соответствия законодательству (кроме трудового и экологического)

- внутренний экологический аудит;

- внутренний аудит бизнес-процессов;

- внутренний аудит системы менеджмента качества;

- внутренний аудит внешней финансовой и налоговой отчетности;

- внутренний аудит пожарной безопасности.

В зависимости от области аудита и установленных целей проверки системы внутреннего контроля, службы, наделённые функциями внутреннего контроля и аудита, могут выполнять следующие мероприятия:

- проверка эффективности процедур внутреннего контроля;

- проверка обеспечения достоверности и полноты учётных данных;

- проверка системы внутреннего контроля за соблюдением требований нормативных документов предприятий автомобильной промышленности;

- проверка процессов системы менеджмента качества;

- оценка системы защиты и учета активов;

- оценка достижения эффективности использования ресурсов;

- всесторонний анализ хозяйственных операций;

- другие виды проверок.

В результате сводной оценки должно быть определено:

- наличие и эффективность всех элементов системы внутреннего контроля предприятий автомобильной промышленности;

- выполнение задач, поставленных перед системой внутреннего контроля предприятий автомобильной промышленности.

Организация внутреннего аудита на предприятиях автомобильной промышленности.

Каждая служба внутреннего аудита, по закреплённым за ней функциональным областям, обязана:

- разрабатывать и доводить до структурных подразделений предприятий автомобильной промышленности

требования к системе внутреннего контроля, организовывать обучение руководителей и персонала предприятий автомобильной промышленности;

- разрабатывать нормативные документы по деятельности внутреннего аудита;

- составлять планы проверок, согласовывать их, утверждать у руководства и доводить до проверяемых подразделений. Планы проверок разрабатываются на основании оценки рисков и решений руководства;

- официально оповещать о внутренней аудиторской проверке проверяемое подразделение (должны быть указаны цели аудита, область и объект аудита, критерии оценки, период проверки, срок проведения проверки, ответственные за проверку);

- предоставлять проекты отчётов о результатах проверок на согласование проверяемым подразделениям, включать мнение подразделений в аудиторские отчёты. В отчётах должна содержаться оценка эффективности внутреннего контроля в проверяемом подразделении, а также рекомендации по устранению замечаний и недостатков;

- направлять отчёты о результатах проверок руководству предприятий автомобильной промышленности, руководителям проверяемых подразделений;

- проверять планы корректирующих действий, разработанные по результатам проверок, на соответствие замечаниям аудиторов, и контролировать результаты внедрения планов корректирующих действий (в том числе проводить контрольные проверки);

- предоставлять информацию (отчёты, материалы проверок) внешним сторонам (государственным органам, внешним аудиторам и другим сторонам в соответствии с порядком согласования;

- направлять отчёты о выполнении плана проверок, извещения о корректировках плана проверок;

- контролировать и повышать качество аудиторской деятельности. Организовывать постоянное обучение и оценку своих сотрудников для обеспечения необходимого опыта персонала в соответствии нормативными документами предприятий автомобильной промышленности. Предоставлять по запросу всю информацию, необходимую для оценки эффективности и адекватности внутреннего аудита.

Службы внутреннего аудита обладают полномочиями:

- во время проверок получать доступ к информации, активам и персоналу в соответствии с целями проверки, областью аудита, периодом проверки;

- при необходимости, привлекать внешних независимых экспертов, в том числе использовать материалы внешних аудиторов;

- обсуждать результаты аудитов непосредственно с руководителями всех уровней.

Службы внутреннего аудита осуществляют координацию взаимодействия служб внутреннего аудита, в том числе согласование планов проверок, совместное использование аудиторских материалов и отчётов. Запросы на предоставление аудиторских материалов и отчётов направляются в Службу внутреннего аудита, с указанием целей и области аудита, периода аудита.

Для обеспечения независимости и объективности персонала внутреннего аудита:

- руководство предприятий автомобильной промышленности должно обеспечивать достаточную степень независимости служб внутреннего аудита, необходимую для выполнения их обязанностей по предоставлению объективных оценок системы внутреннего контроля;

- служба внутреннего аудита должна взаимодействовать с комитетом совета директоров предприятий автомобильной промышленности по аудиту и высшим руководством предприятий автомобильной промышленности;

- службы внутреннего аудита должны разрабатывать и применять нормативные документы, описывающие

этические нормы, которых должны придерживаться внутренние аудиторы; такие нормативные документы разрабатываются, в том числе, на основе «Кодекса этики института внутренних аудиторов» или «Кодекса этики аудиторов России».

Оценка эффективности службы внутреннего аудита осуществляется в соответствии с требованиями международных профессиональных стандартов внутреннего аудита.

Роль органов управления и контроля за финансовохозяйственной деятельностью предприятий автомобильной промышленности в процессе внутреннего контроля.

Единоличный и коллегиальный исполнительные органы предприятий автомобильной промышленности несут ответственность за создание и внедрение надлежащей среды внутреннего контроля, поддержание высоких этических стандартов на всех уровнях деятельности предприятий автомобильной промышленности.

Для обеспечения контроля за эффективностью процедур внутреннего контроля общества советом директоров создан комитет совета директоров предприятий автомобильной промышленности по аудиту (Комитет по аудиту). Цели и основные задачи «Комитета по аудиту» определены в «Положении о комитете совета директоров предприятий автомобильной промышленности по аудиту». В функции Комитета по аудиту входит, в том числе, оценка эффективности процедур внутреннего контроля общества и подготовка предложений по их совершенствованию [4, с.148; 6; 7].

Совет директоров предприятий автомобильной промышленности на основании информации, предоставляемой единоличным исполнительным органом и Комитетом по аудиту, даёт ежегодную оценку эффективности внутреннего контроля общества.

Единоличный и коллегиальный исполнительные органы предприятий автомобильной промышленности исполняют решения совета директоров предприятий автомобильной промышленности, направленные на совершенствование процедур внутреннего контроля в предприятий автомобильной промышленности.

Непосредственное проведение независимой оценки эффективности системы внутреннего контроля осуществляет управление внутреннего аудита и оценки риска.

Руководители структурных подразделений предприятий автомобильной промышленности, несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, функционирование, оценку и развитие системы внутреннего контроля во вверенных им подразделениях.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется ревизионной комиссией предприятий автомобильной промышленности [8, с.87].

Служба внутреннего аудита обязана:

- согласовывать план по внутреннему контролю и аудиту на год с Комитетом по аудиту;

- взаимодействовать с «Комитетом по аудиту», в случаях корректировки планов или для решения возникающих вопросов в ходе проведения аудита;

- направлять единоличному исполнительному органу предприятий автомобильной промышленности и в «Комитет по аудиту» отчеты по результатам аудита, а также результаты оценок эффективности внутренних аудитов;

- сообщать единоличному исполнительному органу предприятий автомобильной промышленности и «Комитету по аудиту» о нарушениях, выявленных в процессе контроля;

- организовывать взаимодействие с внешним аудитом;

- предоставлять заключения по планам внешнего аудитора финансовой отчётности; по запросам, предоставлять заключения по планам других внешних аудиторов.

Служба внутреннего аудита участвует в выполнении отдельных поручений «Комитета по аудиту».

Служба внутреннего аудита должна осу-

ществлять взаимодействие с ревизионной комиссией предприятий автомобильной промышленности:

- передавать рабочие материалы проверок;

- передавать отчеты по итогам проведенных проверок и аудитов за текущий год и предыдущие периоды.

Отчёты Служб внутреннего аудита по результатам аудита, предоставляемые «Комитету по аудиту» и ревизионной комиссии предприятий автомобильной промышленности, должны содержать, в том числе:

- информацию о выявленных недостатках системы внутреннего контроля, в том числе о влиянии, которое они оказали, окажут или могут оказать на деятельность предприятий автомобильной промышленности;

- оценку изменений в природе рисков и степени их существенности (по сравнению с последней годовой оценкой);

- оценку возможности системы внутреннего контроля предприятий автомобильной промышленности эффективно отвечать на изменения бизнеса и внешней среды;

- оценку эффективности процессов по формированию публичной отчётности [8, с.27].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богатырев В.Д. Модели механизмов взаимодействия в активных производственно - экономических системах. Самара: СНЦ РАН, 2003. -230с.

2. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Цикличность развития автомобильной отрасли как основа для формирования финансового механизма управления автомобилестроительным предприятием // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1. С. 139-145.

3. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Финансовый механизм управления затратами на основе методики внутреннего аудита // Вестник Волжского университета им.

В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 74-80.

4. Курилов К.Ю. Финансовый механизм, его содержание и основные компоненты // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 24. С. 146-152.

5. Курилова А.А. Риск-ориентированный финансовый механизм управления затратами и теория активных систем // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1. С. 85-88.

6. Венжега Д.И. Теоретические основы организации бухгалтерского учета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 35-37.

7. Коростелева Л.А. Особенности деятельности судебно-бухгалтерской экспертизы и внешней аудиторской проверки в области бухгалтерского учета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 39-41.

8. Шуклов Л.В.Управление финансами в контексте жизненного цикла организации // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2011. № 25. С. 23-30.

INTERNAL CONTROL AND AUDIT ON AUTOMOTIVE MANUFACTURER

© 2013

A.A. Kurilova, doctor of economic sciences, associate professor, associate professor “Finance and credit” K.Yu. Kurilov, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor “Finance and credit”

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: Specificity of the automotive industry makes it necessary to continuously improve the efficiency of business processes. To achieve the efficiency of business processes requires an understanding of the possible ways to increase the efficiency of business processes. One way to identify possible ways of increasing the efficiency of business processes, an internal audit and control of the business process of the enterprise.

Keywords: audit, internal control, internal audit, the automotive industry, risk assessment, the audit committee.

УДК 658.012

К ВОПРОСУ СУЩНОСТИ И ЗНАЧЕНИЮ ИННОВАЦИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

© 2013

П.Ю. Лапаев, аспирант

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье раскрывается сущность и значение инновации, характеризующей развитие промышленных и производственных площадей. Внедрение нововведений повышает финансовый результат деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Ключевые слова: нововведение, рынок, продукция, спрос, предложение, экономический эффект, инновации.

Проблемы трудности внедрения нововведений существует как в развитых странах, так и в странах с низким уровнем экономического развития. Изменчивость рыночной среды и высокая конкуренция современного экономического пространства в высокотехнологичных областях промышленности является источником стремительных изменений. Чтобы соответствовать темпам технологического прогресса, экономические субъекты вынуждены обращать свое внимание на новаторские разработки. Основой таких разработок являются инновации.

Необходимо определить, что же именно определяется как инновация, нововведение. Можно смело утверждать, что внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком является инновацией. Обнаруживается конечным результатов интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примеров инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими

свойствами или качественными повышениями эффективности производственных систем.

Инновация - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [1].

Несмотря на то, что само понятие появилось еще в XIX веке, свое существование в принятом на современном этапе виде оно приобрело в начале ХХ века в работах австрийского и американского экономиста Йозефа Шумпетера, в частности в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. В дальнейшем именно Шумпетер ввел данный термин в экономику [2]. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [3]. Инновация является прямым следствием промышленных революций, которые периодически существенно изменяют систему производства, вызывая постоянное стремление к нововведениям. Согласно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.