26. Сафонова В.В. Программы общеобразовательных учреждений: Английский язык: 2-11 Поступила в редакцию 8.07.2010 г.
классы: Школа с углубленным изучением иностранных языков. М., 2006.
UDC 371.3
FORMATION OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE IN ORDER TO EDUCATE LAW STUDENTS FOR FOREIGN LANGUAGE
Natalya Sergeyevna Petrishcheva, Tambov State University, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Theory and Practice of Teaching English Department, e-mail: [email protected]
This paper addresses the issue of the content of the sociocultural competence of law students. The author gives definition of the sociocultural competence of law students within their foreign language communicative competence, defines component of the sociocultural competence of law students studying foreign language.
Key words: sociocultural competence; sociocultural component; teaching culture; cultural component.
УДК 159.9
МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Евгений Николаевич Косырев
Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Россия, преподаватель, e-mail: [email protected] Николай Александрович Ус Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Россия, доктор технических наук, профессор 92 кафедры, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрена модель контроля и управления процессом адаптации, приведено описание методики, ее реализация на примере служебной деятельности военнослужащих военнообразовательных учреждений. Предложена ее взаимосвязь с балльно-рейтинговой системой оценки объективных характеристик курсанта.
Ключевые слова: процесс адаптации; методы диагностики; показатели адаптации; балльнорейтинговая система; математическая статистика.
Существует множество различных методических подходов к оценке морально-психологического состояния, в частности его слагаемого - процесса адаптации [1]. В рамках данной работы степень морально-психологического обеспечения (МПО) рассматривается как определенное психологическое состояние уровня развития процесса адаптации. Одновременно процесс адаптации к обучению в военно-учебном заведении можно представить как совокупный результат успешности выполнения служебных обязанностей и успеваемости в учебной и научной деятельности курсанта, которые являются объективными показателями деятельности курсанта в целом.
В настоящий момент сфера психологической диагностики предлагает большое ко-
личество тестовых методик [2], направленных на установление уровня развития различных психологических процессов и состояний, в различной степени характеризующих процесс адаптации гражданского персонала. Адаптация этих тестов для использования среди военнослужащих, например обучающихся в военно-образовательных учреждениях, не рассматривалась по причине невостребованности, т. к. достигаемые результаты относятся к узкопрофильным показателям морально-психологического состояния человека. Решение задачи контроля и управления процессом адаптации военнослужащего (курсанта) требует объединения некоторой совокупности тестов с целью получения более многоступенчатого (много-уровнего) представления об объекте. Интер-
претированная информация такого плана позволит использовать в полной мере инструментарий по коррекции процесса адаптации, определяемый руководящими документами МО РФ по воспитательному процессу [3].
В рамках задачи создания новых инструментов диагностики, контроля и коррекции уровня развития профессиональной и учебно-научной деятельности курсантов в вузе предлагается математическая модель процесса адаптации военнослужащих, ориентированная на интегральное обобщение совокупности параметров МПС и формирование рекомендаций для руководящего состава различных уровней военно-учебного заведения. Физическая интерпретация результатов моделирования направлена на конкретного потребителя - курсовых офицеров, начальников курсов, факультетов и т. д. с целью классификации объекта исследования, как личности курсанта, так и учебной группы в целом, и более эффективного управления процессом адаптации личного состава воинских подразделений.
Методами логического анализа теоретического материала и экспертных оценок была выделена следующая совокупность параметров, влияющих на эффективность процесса адаптации и использующихся в данной модели: социально-психологическая адаптация,
принятие других, интернальность, самопри-ятие, эмоциональный комфорт, стремление к доминированию, зависимость, общительность, принятие борьбы, агрессия, нейротизм [1, 4].
На основе экспертных оценок в качестве базовых тестов были отобраны «классические» методики, позволяющие выявить значение данных выбранной совокупности па-
раметров: методика диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку), <^-СОРТИРОВКА» В. Стефансона, тест-опросник ЕР1 Г. Айзенка [2]. Указанные тесты не являются специально адаптированными для военнослужащих, поэтому была произведена рациональная адаптация тестов применительно к служебной, учебной и научной деятельности курсантов. В процессе адаптации исходная совокупность вопросов (258) была сокращенна до 160 за счет исключения вопросов, совпадающих по смысловой нагрузке в объединенных базовых тестах. Для удобства обработки и интерпретации полученных результатов при моделировании параметры процесса адаптации были расположены в виде вариационного ряда по признаку соподчиненности (анализ данных экспертных оценок приведен в табл. 1) и пронормированы в рамках каждого теста.
В итоге была получена ранжированная совокупность из 11 параметров, итоговые данные которых привязаны к единой базе сравнения. Это позволило состояние объекта исследования (курсанта) описывать уравнениями регрессии с высокой степенью соответствия и дать соответствующую интерпретацию состояния и возможной динамики развития его процесса адаптации.
В методике В. Стефансона нормировка результатов тестирования осуществлялась следующим образом:
N =
І + Чг
(1)
Таблица 1
Экспертные оценки значимости параметров адаптации военнослужащих
п
тах
№ п/п Характеристика Значимость
1 самовосприятие (приятие себя, отсутствие внутреннего конфликта) 0,26
2 внутренний контроль 0,23
3 способность к социально-психологической адаптации 0,21
4 отсутствие акцентуаций характера 0,20
5 агрессивность 0,13
6 общительность (умение строить социальные контакты и т. д.) 0,10
7 эмоциональная комфортность 0,32
8 принятие других 0,31
9 стремление к доминированию 0,16
10 необходимость быть включенным в группу, принимать нормы и ценности группы 0,15
11 желание активно участвовать в жизни группы, стремление повысить свой статус в группе 0,04
где ]і - количество ответов «да» одной тенденции; д, - количество ответов «нет» противоположной тенденции; птах - максимально возможное значение показателя по тесту.
В отличие от классической нормировка для параметров «стремление к доминированию», «агрессивность» и «нейротизм» реализовывалась как:
N = 1 -
(З)
где п - значение показателя по каждому вопросу; птах - максимально возможное значение показателя по тесту.
В (2) учитывается характер полученных значений параметра, т. е. чем выше значение параметра, тем ниже результат.
Эмпирическая валидизация осуществлялась на основе анализа корреляционных связей экспериментальных шкал со шкалами вышеперечисленных методик. Значение критерия Пирсона составило не ниже 0,82.
Валидность адаптированных тестов доказана итогами кластерного анализа. Все вычисления проводились с помощью пакета 8ТАТКТ1СА 7. Было установлено, что результаты тестирования по классическим и адаптированным тестам дают одинаковую кластеризацию полученных результатов. Экспериментальные данные кластерного
анализа приведены в табл. 2 и иллюстрируются рис. 1.
Результаты моделирования при использовании модели в виде линейной регрессии показывают, что состояние уровня адаптации может быть подразделено на три типа (рис. 2).
Начальная точка в модели интерпретируется, как базовый уровень состояния адаптации. Угол наклона прямой ^а) определяет динамику процесса адаптации (дезадаптации). Положение уравнения относительно уровня N = 0,5 характеризует общее положительное (отрицательное) состояние военнослужащего в процессе его адаптации, т. е. фактически определяет направления контроля и деятельность воспитательной работы со стороны командования.
Результаты тестирования курсанта «А» ВАИУ (г. Воронеж) по предложенной методике и его модель в виде линейной регрессии показана на рис. 3.
Статистический анализ результатов тестирования курсантов 1-5 курсов ВАИУ (г. Воронеж) (выборка составила 481 курсанта) позволил выделить 5 основных типов адаптивного поведения, имеющих определенную характеристику, и выработать конкретные рекомендации для командного состава с целью коррекции уровня процесса адаптации и устранения на ранних этапах нежелательных процессов дезадаптации [5].
Матрица расстояний между объектами кластеризации
Таблица 2
Euclidean distances
Принятие борьбы 1 ми иси ива З йы S§ л лети б О Агрессивность Нейротизм Стремление к доминированию Адаптация Приятие других Эмоциональный комфорт Интеральность Самоприятие
принятие борьбы Q,Q Q,8 Q,5 Q,9 Q,8 Q,7 Q,8 Q,9 Q,8 Q,7 1,1
зависимый Q,8 Q,Q Q,8 Q,6 Q,9 Q,9 1,Q 1,Q Q,9 Q,8 1Д
общительный Q,5 Q,8 Q,Q Q,7 Q,4 Q,4 Q,7 Q,7 Q,7 Q,6 Q,7
агрессивность Q,9 Q,6 Q,7 Q,Q Q,9 Q,8 Q,8 Q,7 Q,9 Q,8 1,Q
нейротизм Q,8 Q,9 Q,4 Q,9 Q,Q Q,5 1,Q Q,9 Q,9 Q,9 Q,8
доминирование Q,7 Q,9 Q,4 Q,8 Q,5 Q,Q Q,9 Q,8 Q,9 Q,9 Q,8
адаптация Q,8 1,Q Q,7 Q,8 1,Q Q,9 Q,Q Q,6 1,Q Q,8 Q,8
приятие других Q,9 1,Q Q,7 Q,7 Q,9 Q,8 Q,6 Q,Q Q,8 Q,7 Q,8
эмоц. комфорт Q,8 Q,9 Q,7 Q,9 Q,9 Q,9 1,Q Q,8 Q,Q Q,6 Q,8
интеральность Q,7 Q,8 Q,6 Q,8 Q,9 Q,9 Q,8 Q,7 Q,6 Q,Q Q,9
самоприятие 1,1 U Q,7 1,Q Q,8 Q,8 Q,8 Q,8 Q,8 Q,9 Q,Q
n
n
тах
Tree Diagram for 11 Variables Single Linkage Euclidean distances
0,75 0,70 8 0,65
С
го
w 0,60 О
га 0,55 го
5 0,50 0,45 0,40
■а
5
Рис. 1. Дендрограмма кластеризации объектов на основании меры расстояний
Рис. 2. Предельные состояния уровня адаптации военнослужащих: 1 - адаптирован и прогрессирует в развитии; 2 - устойчив к дезадаптации; 3 -не адаптирован и деградирует
Значения уровней каждого показателя (очень высокий, высокий, средний, низкий), представленные в табл. 4, были получены на основе использования шкалы желательности Е. Харрингтона [6].
Обобщенная функция желательности Харрингтона, представляющая собой среднее геометрическое желательностей отдельных параметров оптимизации К, имеет вид:
D =
(3)
где Б - обобщенная желательность.
Для этого нормировали частные показатели исследуемых признаков х:
Kj = e
(4)
где 0 < К, < 1; т, - положительная константа 0 < т, < М < да , представляющая собой веса
частных факторов; х0 - линейная функция от х,,
х о =2 х, -какс + хмин),
макс ____ мин
х] - х]
(5)
при х0 = -1, х, = хМин , х0 = 1 при х, = х
макс ] "І
Разработанная методика реализована в виде специальной программы для ПЭВМ
«КУД-1». При автоматизированном процессе тестирования группы военнослужащих (курсантов) программа выдает следующие результаты анализа:
1) общую характеристику адаптации военнослужащих в составе воинского подразделения / учебной группы с указанием общего процента адаптации, дезадаптации, устойчивости;
2) персонализацию выделенных трех кластеров в составе воинского подразделения (учебной группы);
Рис. 3. Результаты исследования процесса адаптации курсанта «А» по разработанной методике
Таблица 3
Классификация типов адаптивного поведения
Уровень выраженности Тип поведения Примечание Значение
низкий 2А+ при отсутствии высоких и очень высоких результатов по шкалам 0-3,7
средний 1А+ 3,7-6,3
высокий 1А+ 6,3-8
очень высокий 3А- 4А- 5А- для шкал «агрессивность», «нейротизм», «стремление к доминированию» 8-10
Таблица 4
Стандартные отметки на шкале желательности Е. Харрингтона
Желательность Отметки на шкале желательности
очень хорошо 1,00-0,80
хорошо 0,80-0,63
удовлетворительно 0,63-0,37
плохо 0,37-0,00
3) персональные характеристики адаптации военнослужащих в соответствии с разработанной классификацией и рекомендации по повышению эффективности воспитательной работы;
4) групповые и персональные индексы динамики поэтапного процесса адаптации.
Специалистами тестирование рекомендуется проводить не чаще одного раза в шесть месяцев [7]. Однако в процессе адаптации военнослужащего могут возникать стрессовые и дезадаптивные ситуации, определяемые сложностью и напряженностью новых условий военной службы / учебы. Текущий контроль состояния адаптации предлагается осуществлять по текущим данным объективного состояния военнослужащего/курсанта. Например, ежедневная деятельность курсанта характеризуется системой оценки профессиональной и учебной деятельности. Опираясь на руководящие документы МО РФ в ВАИУ (г. Воронеж) создана бально-рейтинговая система (БАРС), в основе которой лежит объективная характеристика текущего состояния: успеваемость, дисциплинированность, качество несения караульной службы, уровень сформированности командно-методических навыков, научная работа, физическая подготовленность, общественная работа и командная деятельность, доведенная до конечного результата в виде рейтинга по каждой составляющей. Данные этой системы взяты в качестве базы для сопряжения результатов поэтапного тестирования и промежуточного контроля состояния адаптации курсанта с временем осреднения 1 месяц по состоянию на 20-е число каждого месяца.
Статистический анализ позволил установить процентные границы изменения каждого объективного параметра, фиксируемого системой БАРС, для определенного типа адаптивного поведения: у военнослужащих с высокой адаптацией - до 5 %, при средней адаптации - до 10 %, а при низкой - до 15 %.
Сопряжения показанных продуктов «КУД-1» и «БАРС-1» позволяет осуществлять ежемесячный контроль динамики процесса адаптации в промежутках между этапами тестирования. Превышение поля допуска по объективному параметру приводит
к изменению персональных мероприятий воспитательного характера, проводимых командным составом.
Разработанная методика контроля и управления процессом адаптации военнослужащих была апробирована в процессе служебной деятельности военнослужащих ВАИУ (г. Воронеж) и школы младших авиационных специалистов (г. Балашов) в период 2008-2010 гг. и показал ее высокую адекватность.
Выводы. Разработанная и апробированная методика контроля и управления процессом адаптации военнослужащих в процессе служебной деятельности обладает возможностью поэтапного тестирования состояния процесса их адаптации с периодичностью 6-9 месяцев и текущего контроля по объективным параметрам служебной и учебной деятельности с периодом 1 месяц.
По итогам анализа системой формируются рекомендуемые мероприятия воспитательного характера для коррекции состояния адаптации военнослужащего и повышения эффективности управления воинскими подразделениями, предложенная методика может быть рекомендована в качестве базовой и для других воинских коллективов.
1. Психология и педагогика. Военная психология / под ред. А.Г. Маклакова. СПб., 2005.
2. Карелин А.А. Психологические тесты. Вал-дос, 2003. С. 248.
3. Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации / под общ. ред. Н.И. Резника. М., 2005.
4. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 2000.
5. Косырев Е.Н. Математическое моделирование процесса адаптации военнослужащих военно-образовательных учреждений // Вестник ВАИУ. Воронеж, 2010. № 2 (т. 2). С. 61-65.
6. Карташева Т.М., Штаркман Б.П. Обобщенный критерий оптимизации - функция желательности // Информационные материалы ВИНИТИ. 2003. № 8. С. 45.
7. Немов Р. С. Основы психологического консультирования. М., 1999. С. 394.
Поступила в редакцию 14.07.2010 г.
UDC 159.9
TECHNIQUE OF CONTROL AND SUPERVISING OF ADAPTATION MILITARY PERSONNEL IN PROCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY
Yevgeniy Nikolayevich Kosyrev, Military aviation engineering university, Voronezh, Russia, Senior Lecturer, e-mail: [email protected]
Nikolay Aleksandrovich Us, Military aviation engineering university, Voronezh, Russia, Doctor of Technics, Professor of 92 Department, e-mail: [email protected]
The model of control and regulating of adaptation process, the technique description and its realization at the example of professional activities of military personnel of military educational establishments is given in the article. the interrelation of this technique with score-rating system of evaluating of objective characteristics of a cadet is suggested.
Key words: adaptation process; diagnostic methods; adaptation criteria; score-rating system; mathematical statistics.
УДК 60^4.45
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
© Владимир Александрович Мищенко
Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россия, кандидат педагогических наук, доцент, декан гуманитарного факультета, зав. кафедрой педагогики и психологии, e-mail: [email protected], [email protected]
Статья посвящена определению сущностных характеристик профессиональной мобильности, сложного интегративного социально-психолого-педагогического явления, показывающего способность и готовность человека к смене вида своей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная мобильность; сущностная характеристика.
Качественная подготовка конкурентоспособного и востребованного специалиста в условиях рынка является одной из ведущих задач современного российского высшего образования. Одним из способов разрешения этой задачи в нынешних социально-экономических условиях становиться формирование у молодежи высокой профессиональной мобильности. Под профессиональной мобильностью в подобном контексте понимается качество человека, отражающее способности и готовность его к смене профессии (специальности), обусловленное личными способностями, внешними условиями жизни и его социализацией, включая направленную профессиональную и психологическую подготовку, полученную в различных образовательных структурах.
Под сущностными характеристиками какого-либо интегративного явления обычно понимаются те из них, которые отражают сущность его основных инвариантных аспектов и, в своей совокупности, сущность самого этого явления. Применительно к феномену профессиональной мобильности нам представляется возможным выделить сле-
дующие его ведущие сущностные характеристики: статусная; социо-структурная; меж-профессиональная; образовательная; культурная. Каждая из них отображает свою грань профессиональной мобильности, причем все они в комплексе достаточно полно характеризуют это явление в целом. Рассмотрим сущностные характеристики профессиональной мобильности подробнее.
Статусная характеристика. Еще один из основателей теории социальной мобильности П.А. Сорокин [1] рассматривал изменение социального статуса человека как одну из ведущих характеристик социальной мобильности в целом. Причем под социальным статусом обычно понималось место человека в социальной иерархии, присущей тому или иному обществу. Для определения этого явления П.А. Сорокиным использовалось специальное частное понятие «вертикальная» социальная мобильность, которая, в отличие от «горизонтальной», предполагала изменение «вертикального» положения человека в социуме. В прошедшие века социальный статус определялся, в первую очередь, сословной (классовой) принадлежностью и поло-