Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
18. Чарыхов, X. М. Учение о факторах преступности. — М., 1910. — С. 116.
19. Шипунова, Т. В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 180 с.
Literature
1. Antonian, Y. М., Guldan, V. V. Criminal psychopathology. — Moscow, 1991. — 248 p.
2. Antonian, Y. М., Enikev, М. I., Eminov, В. E. Criminal psychology and Crime investigation. — Moscow, 1996. - 336 p.
3. Gernet, М. I. Social crime factors. — Moscow, 1905. — 203 P.
4. Getsenzon, A. A. Introduction in soviet criminology. — Moscow, 1965. — 227 p.
5. Gilinsky, Y. I. Criminology: Course of lectures. — St.-Petersburg, 2002. — 384 p.
6. Gogel, S. K. Course of criminal policy in connection with criminal sociology. — St.-Petersburg: Typography of A.G. Rosen, 1910 — Page 83-160.
7. Drill, D. A. Theory of criminality and its control. — Moscow, 1912. — 568 p.
8. Zmanovskaya, E. V. Psychology of deviant behavior: structural-dynamic approach. — St.-Petersburg, 2005. — 274 p.
9. Summary of Russian criminal statistics for 20 years (1874 — 1894) / composed by: E.N.Tarnovsky. — St.-Petersburg: Typography of Senate Government, 1899. — 4-67p.
10. Criminology: Textbook for university / ed. A.I. Dolgov. — Moscow, 2009. — 241-246p.
11. Kudryavtsev, V. N. Causativity in criminology. — Moscow, 2007. — 176 p.
12. Kuznetsova, N.F. Problem of criminological commitment. — Moscow, 1984. — 208 p.
13. Lichko, A. E. Psychopaths and character accentuation of teenagers. — Leningrad, 1983. — 260 p.
14. Poznyshev, S. V. Criminal psychology: Criminal types/ composed by: V.S. Ovchinsky, A.VFedorov.
— Moscow, 2007. — 302 p.
15. Pristanskaya, O. V. Delinquency: legalistic and criminological conception // Magazine of the Russian right. — 1999. — № 5/6. — P 73-80.
16. Sakharov, A. V. About the criminal identity and the reasons for criminality in the USSR. — Moscow, 1961. — 279 p.
17. Foinitsky, I. Y. Influence of a season on distribution of crimes // Law magazine. — 1873. — № 1-2
18. Charykhov, H.M. The theory of factors of criminality. — Moscow, 1910. — 116 p.
19. Shipunova, T. V. Introduction to the synthetic theory of criminality and deviant activities. — St.-Petersburg, 2003. — 180 p.
УДК 612.821: 616-092.12
А.В. Лобачев*, К.К. Конюшенко**, Т.М. Ятманова***, Г.П. Костюк****
Стрессоустойчивость курсантов
военных образовательных учреждений
с разными психофизиологическими особенностями
Анализируются результаты психофизиологических исследований стрессоустойчивости и психической адаптации курсантов разных военных образовательных учреждений с использованием традиционных опросников и стресс-тестирования. Показано, что стресс-тестирование позволяет с высокой достоверностью выявить нарушения психической адаптации курсантов в начальном периоде обучения, и может использоваться для прогноза успешности адаптации при проведении мероприятий профессионального психологического отбора, служить для составления индивидуальных программ психокоррекционных мероприятий.
Ключевые слова: нервно-психическая устойчивость, психическая адаптация, профессиональная пригодность, стресс-тестирование, стрессоустойчивость.
A.V. Lobachev*, K.K. Konjushenko**, T.M. Yatmanova***, G.P. Kostyuk****. Resistance to stress of cadets of military educational institutions with different psychophysiological features
Results of psychophysiological researches of a resistance to stress and mental adaptation of cadets of different military educational institutions with use of traditional questionnaires and stress-testing are analyzed. It is shown that the stress-testing allows to reveal with high reliability infringements of mental adaptation of cadets in a training initial stage, and can be used for the forecast of success of adaptation at carrying out of
actions of professional psychological selection, serve for drawing up of individual programs of psychocorrectional actions.
Keywords: psychological stability, mental adaptation, professional suitability, stress-testing, stress stability.
Введение. В настоящее время вопрос сохранения психического здоровья в военных образовательных учреждениях приобретает все большую значимость. Анализ литературных данных и отчетов по заболеваемости военнослужащих показывает, что сохраняется тенденция к увеличению числа курсантов, отчисленных по болезни, при этом в структуре заболеваемости преобладают психические расстройства [7, 8, 9]. До 20-30% военнослужащих из числа нового пополнения ВС РФ не способны быстро адаптироваться к условиям военной службы и, как правило, нуждаются во врачебном наблюдении и диспансерном учёте [8, 10]. Такие военнослужащие, особенно на начальных этапах воинской службы, предъявляют большое количество психосоматических жалоб, для них характерен высокий уровень психоэмоционального напряжения, неадекватные межличностные взаимоотношения в воинских коллективах, зачастую приводящие к чрезвычайным происшествиям [9].
Существующие психодиагностические методики, используемые при профессиональном психологическом отборе (ППО), не позволяют с требуемой точностью прогнозировать вероятность развития у военнослужащих психической патологии, что обусловливает необходимость их совершенствования. Основным недостатком данных методик является возможность произвольной коррекции результатов испытуемым, что существенно снижает достоверность получаемых результатов [6]. Наиболее перспективным подходом к совершенствованию прогноза психической адаптации к военной службе является, по мнению многих авторов [4, 16], использование методов, базирующихся на оценке психофизиологического состояния. Одной из подобных методик является стресс-тестирование, которое позволяет определять такой интегральный показатель личности, как стрессоустойчивостъ.
В общепсихологическом плане проблема стрессоустойчивости представлена в рамках теорий личности, «теории мотивации достижения» [3], теории гомеостаза и стресса, теории адаптационнотрофического значения симпатической нервной системы [14], теории темперамента и свойств нервной системы, теории надежности деятельности [5], концепции профессионального самосознания [11]. Личностные ресурсы становления устойчивости к стрессу определяются такими компонентами структуры личности, как система мотивов, осуществляющих побудительную, направляющую, смыслообразующую и стимулирующую функции, профессиональные установки, адекватная самооценка, чувство когерентности
— способность вырабатывать эффективные стратегии преодоления стрессовых ситуаций [1, 2].
Исходя из этого, для повышения объективности прогнозирования успешности адаптации и профилактики психических нарушений, было проведено комплексное исследование курсантов с применением как стандартных методик, так и стресс-тестирования.
Цель исследования. Оценить взаимосвязь характеристик психологической адаптации курсантов с их стрессоустойчивостъю для валидизации использования методики стресс-тестирования в рамках ППО и психологического сопровождения учебного процесса в военных образовательных учреждениях.
Материалы и методы.
Всего было обследовано 523 курсанта (курсанты-юноши n=440, курсанты-девушки n=83), поступивших в военно-образовательные учреждения МО РФ в 2008-2009 гг. Из них 401 курсантов ВМедА им. С.М. Кирова (курсанты-юноши n=318, курсанты-девушки n=83), и 122 курсанта военнообразовательных учреждений ВВС МО РФ. Возраст обследуемых — 17-21 год.
Для выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости использовались материалы профессионального психологического отбора (многоуровневый личностный опросник
- МЛО «Адаптивность» (Маклаков А.Г., Чермянин С.В., 1993), интегральная оценка общего интеллектуального развития (ОИР) КР-3-85) [10]. Для выявления признаков дезадаптации применялись методики: «нервно-психическая адаптация» (НПА) (Гурвич И.Н., 1992); экспресс-методика для выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости «Прогноз» (Баранов Ю.А., 1986); экспертная оценка успешности военно-профессиональной адаптации (анкета динамического наблюдения — АДН) (Рустанович А.В., 1997) [13]. Использовались также методики для оценки
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации. Санкт-Петербург.
* Лобачев, Александр Васильевич, адъюнкт кафедры психиатрии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Адрес: 194044, Санкт-Петербург, ул. Боткинская, дом 17. Тел.: 8-812-329-71-89. E-mail: [email protected].
** Конюшенко, Константин Константинович, заведующий госпитальным отделением клиники психиатрии Военномедицинской академии им. С.М. Кирова. Адрес: 194044, Санкт-Петербург, ул. Боткинская, дом 17. Тел.: 8-812-329-71-89.
*** Ятманова, Татьяна Михайловна, клинический психолог клиники психиатрии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Адрес: 194044, Санкт-Петербург, ул. Боткинская, дом 17. Тел.: 8-812-329-71-89.
**** Костюк, Георгий Петрович — заместитель начальника кафедры психиатрии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Доктор медицинских наук, доцент. Адрес: 194044, Санкт-Петербург, ул. Боткинская, дом 17. Тел.: 8-812-329-71-89.
* Lobachev, Alexander Vasilievich, the graduated of Psychiatry Department Medico-military Academy by S^. Kirov. Address: 194044, St.-Petersburg, Botkinskaya ul., 17. Phone office: 8-812-329-71-89; e-mail: [email protected].
** Konjushenko, Konstantin Konstantinovich, managing hospital branch of clinic of Psychiatry Department Medico-military Academy by S.M. Kirov. Address: 194044, St.-Petersburg, Botkinskaya ul., 17. Phone office: 8-812-329-71-89.
*** Yatmanova Tatyana Mihajlovna, the clinical psychologist of clinic of Psychiatry Department Medico-military Academy by S^. Kirov. The address: 194044, St.-Petersburg, Botkinskaya ul., 17. Phone office: 8-812-329-71-89.
**** Kostyuk George Petrovich — the deputy chief of chair of Psychiatry Department Medico-military Academy by S^. Kirov. The doctor of medical sciences the senior lecturer. The address: 194044, St.-Petersburg, Botkinskaya ul., 17. Phone office: 8-812-329-71-89. Статьтя поступила в редакцию 11 февраля 2011 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
экстраверсии — иитроверсии и иейротизма (Г. Айзенк, 1963) [12]. Учитывались также и социальнодемографические характеристики (пол, возраст, воспитание в полной или не полной семье).
Анализ стрессоустойчивости курсантов осуществлялся на основе использования методики стресс-тестирования на аппаратно-программном комплексе «Реакор». В ходе обследования регистрировались: частота сердечных сокращений (ЧСС), кожно-гальваническая реакция (КГР), состояние сосудистой стенки (ССС), рекурсия дыхания (РД). Исследование проводилось индивидуально в послеобеденное время. Перед началом процедуры стресс-тестирования с испытуемыми проводился инструктаж о цели обследования, при этом основной задачей обследуемых было сохранение состояния покоя при предъявлении стресс-факторов. Статистическую обработку результатов проводили с применением программ Ехсе1-2003 и Statistica 7.1. Определялись: среднее арифметическое значение, доверительный интервал. Рассчитывался 1-критерий Стьюдента п %2-Ппрсона в выделенных группах для уточнения значимости различий показателей [15].
Результаты исследования и их обсуждение.
Проведен анализ валидности и дискриминантных свойств использованных методик. С этой целью показатели методик НПА и «Прогноз» сравнивались с результатами, полученными при вступительных испытаниях по профессиональному психологическому отбору (МАО, ОИР) с показателями средней текущей успеваемости и АДН. Анализ указанных показателей свидетельствует о том, что данные методик НПА и «Прогноз» довольно слабо взаимосвязаны с перечисленными характеристиками (АДН, средняя текущая успеваемость). Коэффициенты корреляции не превышают 0,2 (табл. 1).
Таблица 1
Данные корреляционного анализа проведенных методик
Наименование методик психологического обследования и внешнего критерия НПА (баллы) Прогноз (баллы)
Методика МЛО «Адаптивность» 0.15 0,20
Интегральная оценка общего интеллектуального развития (ОИР) 0,12 0,19
Категория профессиональной пригодности 0,14 0,20
Интегральная оценка по АДН -0,08 -0,16
Средняя текущая успеваемость -0,09 -0,09
Для достоверного выделения лиц, имеющих признаки психической дезадаптации, в исследовании был разработан интегральный показатель по методикам. Результаты методик НПА и «Прогноз» были нормализованы по общим правилам для всей обследуемой выборочной совокупности (п=523) и переведены в шкалу. Затем для каждого обследуемого был рассчитан интегральный показатель, представляющий собой среднее значение (в стенах) из результатов методики НПА и тест-опросника «Прогноз». Повторный анализ показал, что разработанный интегральный показатель психической адаптации (совокупность примененных нами тестов) достоверно различает обследуемые полярные группы практически по всем характеристикам. Из общей выборки обследуемых выделена группа курсантов №1 (п=85), у которых значение разработанного интегрального показателя составило 1-3 стена, что свидетельствовало о признаках психической дезадаптации, и группа курсантов №2 (п=154), не имеющих признаков дезадаптации (значение интегрального показателя 7 и более стенов).
После разделения обследуемых курсантов на две полярные группы было проведено стресс-тестирование. Анализ результатов стресс-тестирования показывает: у курсантов, имеющих нарушения психической адаптации, динамика физиологических показателей (РД, ЧСС, ССС, КГР) достоверно отличается от динамики таких же показателей у курсантов без признаков дезадаптации и свидетельствуют о большем напряжении регуляторных механизмов организма. На рис. 1 приведен пример динамики среднего значения ЧСС в исследованных полярных группах.
ЧСС (уд/мин)
Курсанты без признаков нервно-психической дезадатгмвции (п-154)
Рнс. 1. Динамика частоты сердечных сокращений при проведении процедуры стресс-тестирования в полярных группах
Приведенный график показывает, что средние значения ЧСС в группе курсантов с нарушениями психической адаптации в целом выше, чем в группе без признаков нарушения адаптации. Кроме этого, следует отметить, что у курсантов с высокой адаптацией произошло достоверное снижение ЧСС во время проведения процедуры стресс-тестирования, несмотря на то, что ЧСС в начале процедуры у них было выше, чем у курсантов с признаками дезадаптации. У курсантов же с признаками дезадаптации, напротив, к концу процедуры отмечалось незначительное повышение этого показателя. Можно предположить, что у курсантов с достаточной психической адаптацией лучше развиты восстановительные механизмы, чем у курсантов с психической дезадаптацией. Подобные соотношения показателей установлены и по всем другим физиологическим характеристикам, регистрируемым во время проведения процедуры стресс-тестирования (КГР, ССС, РД).
Анализ результатов стресс-тестирования также показал отсутствие достоверных различий между физиологическими показателями у девушек и юношей во время проведения процедуры. Однако изучение динамики ЧСС даёт представление о качественных различиях физиологических реакций на стрессорные стимулы в разных гендерных группах. Так, у девушек при чтении инструкций среднее значение ЧСС выше, чем у юношей. В период действия самого стимула ЧСС у девушек снижается значительнее, чем у юношей. Однако предъявление в качестве стрессорного фактора электростимуляции, приводит к большему, чем у вторых, повышению ЧСС. Связано это, скорее всего, с более низким болевым порогом у девушек (рис. 2).
ЧСС (уд/мин)
72
—is— 77,7
\\ 77. ЗЛ 76,5 75,5>^ \
\ 736 / \
/ \ \ / 74 s \ // 73,4 Л. .
Ууг 72,8 V4 70 71,5 71,5 Ъ _ 70,7 —
..*р
£
Юноши (п=202)
■Девушки (п=37)
Л
Рис. 2. Гендерные различия ЧСС у курсантов при проведения стресс-тестирования.
Следующая важная особенность заключается в том, что разность в показателях ЧСС между началом и окончанием процедуры стресстестирования у девушек-курсантов достоверно ниже (р<0,05), чем у юношей.
При анализе влияния социально-демографических характеристик на стрессоустойчивость было установлено, что лица с высокой стрессоустойчпвостью достоверно (р<0,05 по критерию Уу) чаще воспитывались полных семьях. В то же время высокий уровень стрессоустойчпвостп достоверно (р<0,05 по критерию уу) чаще наблюдался среди курсантов-девушек.
При изучении психологических характеристик выявлено, что курсанты с высоким и низким уровнем стрессоустойчивости не имели достоверных различий по показателю экстраверсии; в то же время у первых отмечался достоверно (р<0,05) более низкий уровень нейротизма (рис. 3).
16?0
■ Высокая стрессоустойчивость Низкая стрессоустойчивость
Рис. 3. Экстраверсия и нейротизм у курсантов с высокой и низкой стрессоустойчивостью.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Анализ объективных характеристик адаптации к военно-профессиональной деятельности показал, что у курсантов с высокой стрессоустойчивостью отмечались достоверно (р<0,05) более высокие показатели (табл. 2). Вместе с тем, значимых различий в текущей успеваемости между группами выявлено не было.
Таблица 2
Экспертные оценки эффективности военно-профессиональной адаптации
в группах курсантов (х + I)
Наименование критерия Показатели в группах Р
Группа 1 (п=85) Группа 2 (п=154)
Интегральная оценка по анкете динамического наблюдения (баллы) 3.82±0.34 4,43±0.27 р<0.05
Средняя текущая успеваемость (баллы) 3.79±0.40 4.28±0.24 р>0.05
х — средние значення, I — доверительный интервал.
Полученные данные свидетельствуют о правомочности использования методики стресс-тестирования для выявления лиц с психической дезадаптацией, т.к. достоверно разделяет обследуемых на разные полярные группы. При этом выявлены психологические отличия у лиц с высокой и низкой стрессоустойчивостью, а также влияние социально-демографических характеристик на уровень стрессоустойчивости. Таким образом, личность интегрирует в себе все индивидуально-психологические качества человека, поэтому ее характеристики определяют успешность адаптации и стрессоустойчивость. Можно предположить, что определенные закономерности, такие как воспитание в полной семье, пол, влияют на формирование различных механизмов мобилизации организма к стрессу и различной социальной направленностью. Однако изучение взаимодействия всех характеристик требует более продолжительного исследования.
Выводы
1. Применение многофакторного интегрального показателя позволяет достоверно разделить обследуемых курсантов на полярные группы (с различным уровнем психической адаптации, с разными психофизиологическими особенностями) для дальнейшего индивидуального обследования.
2. Результаты исследования подтверждают высокую эффективность стресстестирования для выявления курсантов с более низкими показателями нервно-психической устойчивости и военно-профессиональной адаптации, что можно учитывать при планировании и организации профессионального психологического отбора, профилактических и коррекционных мероприятий у курсантов военных образовательных учреждений. Вместе с тем при применении стресс-тестирования следует учитывать гендерные различия.
Список литературы
1. Лпчел, В. Я., Цыган, В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. — СПб.: ВМедА, 1999. — 185 с.
2. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука, 1988. — 296 с.
3. Бодров, В. Л. Информационный стресс. — М., 2000. — 155 с.
4. Боченков, Л. Л. Психофизиология профессиональной деятельности / Ю.И. Погодин, А.А. Боченков. — М., 2007. — 280 с.
5. Вербина, Г. Г. Психология стресса / Г.Г. Вербина, С.Г. Григорьева. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. — 97 с.
6. Аъяконов, И. Ф. Медицинская психология. / И.Ф. Дьяконов, А.И. Колчев, Б.В. Овчинников
- СПб.: ВМедА, 2004. - 141 с.
7. Курасов, Е. С. Особенности формирования психогенных расстройств у курсантов высших военных учебных заведений: дис. ... канд. мед. наук / Е.С. Курасов. — СПб, 2005. — 175 с.
8. Костюк, Г. П. Система психопрофилактической работы в Военно-Морском Флоте: автореф. дис. ... докт. мед. наук / Г.П. Костюк. — СПб.: ВМедА, 2008. — 44 с.
9. Литвинцев, С. В., Шамрей, В. К. Сохранение и укрепление психического здоровья военнослужащих в современных условиях // Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функционального состояния военнослужащих. — СПб., 2001. — С. 180-182.
10. Новиков, В. С. Психологическое обеспечение учебного процесса ВВУЗов / В.С. Новиков, А.А. Боченков, А.Г. Маклаков, С.В.Чермянин. — СПб.: ВМедА, 1997. — 254 с.
11. Общая психология / Н.П. Ансимова и др.; под общ. ред. проф. А.В. Карпова. — М.: Гардарики, 2005. - 231 с.
12. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский.
— Самара, 1998. — 495 с.
13. Рустамович, Л. В. Многоосевая диагностика психических расстройств у военнослужащих /
А.В.Рустанович, Б.С.Фролов. — СПб.: ВМедА, 2001. — 23 с.
14. Селъе, Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. / Г.Селье. — М.: Прогресс, 1982. — 124 с.
15. Юнкеров, В. И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований / В.И. Юнкеров, С.Г. Григорьев. — СПб.: ВМедА, 2005. — 292 с.
16. Hardt, J. V. The art of smart thinking / J.V Hardt. — NY // Biocybernaut Press, 2007. — 350 p.
Literature
1. Apchel, V. Y, Tsygan V. N. Human stress and stress resistance. — St. Petersburg, 1999. — 185 p.
2. Berezin, F. B. Human Mental and psychophysiological adaptation. — Leningrad, 1988. — 296 p.
3. Bodrov, V. A. Informational stress. Moscow, 2000. — 155 p.
4. Bochenkov, AA. Psychophysiology of professional activity / U.I. Pogodin, A.A. Bochenkov. —
Moscow, 2007. — 280 p.
5. Verbina, G. G. Stress psychology / G.G. Verbina, S.G. Grigoryeva. — Cheboksary, 2007. — 97 p.
6. Dyakonov, I. F. Medical psychology. / I.F. Dyakonov, A.I. Kolchev, B.V. Ovchinnikov — St.
Petersburg, 2004. - 141 p.
7. Kurasov, E. S. Features of the formation of psychogenic disorders of military educational institutions cadets: diss. of candidate of Medicine / E.S. Kurasov. — St. Petersburg, 2005. — 175 p.:
8. Kostyuk, G. P. System of psychoprophylactic work in Navy: M.D.Ps dissertation abstract / G.P Kostyuk. — St. Petersburg, 2008. — 44 p.
9. Litvintcev, S. V., Shamrej,. V. K. Safe and fortification of mental health of military under current conditions. — St. Petersburg, 2001. — 180 p.
10. Novikov, V. S. Psychological support of the educational process of military high school / VS.
Novikov, A.A. Bochenkov, A.G. Maklakov, S.VChermyanin. — St. Petersburg, 1997. — 254 p.
11. General Psychology / N.P. Anisimova. — Moscow, 2005. — 231 p.
12. Practical psychodiagnostics. /D.Y. Raygorodskiy. Samara: 1998. — 495 p.
13. Rustanovich, A. V. Multiaxial diagnostics of mental disorders of military / A.V Rustanovich,
B.S.Frolov. — St. Petersburg, 2001. — 23 p.
14. Selye, G. Stress without distress / G.Selye. — Moscow, 1982. — 124 p.
15. Yunkerov, V. I. Mathematical and statistical processing of medical researches / VI. Unkerov, S.G.
Grigoryev — St. Petersburg, 2005. — 292 p.
16. HardtJ.V. The art of smart thinking / J.V Hardt. — NY // Biocybernaut Press, 2007. — 350 p.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011