Научная статья на тему 'Методика исследования сформированности коммуникативной культуры младших школьников'

Методика исследования сформированности коммуникативной культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8736
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячев М. Д., Яндукова Т. А.

В статье представлены результаты исследования уровней сформированности коммуникативной культуры младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study of levels of formation of communicative culture of primary school pupils.

Текст научной работы на тему «Методика исследования сформированности коммуникативной культуры младших школьников»

УДК 37.013

М.Д. Горячев, Т.А. Яндукова*

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАНИОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлены результаты исследования уровней сформированное™ коммуникативной культуры младших школьников.

Ключевые слова: младшие школьники, коммуникативная культура, уровни сформированности коммуникативной культуры младших школьников.

Проблема формирования коммуникативной культуры личности является частью проблемы инкультурации младшего школьника. Многие исследователи сходятся во мнении, что коммуникативная культура младшего школьника представляет собой инструмент адаптации и социализации к жизни в обществе, позволяющий проявлять личностные, физические и психические качества и свойства. Младший школьный возраст является оптимальным периодом для формирования коммуникативной культуры в связи с изменением социального статуса ученика, формированием произвольности и мотивации долженствования учебной деятельности, повышением ответственности за собственную речь, изменением во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, с формированием социально-значимых качеств.

Коммуникативная культура младшего школьника — это взаимодействие внутренних факторов, индивидуальных возможностей личности (коммуникативный потенциал: коммуникативные свойства, коммуникативные способности, коммуникативная активность и коммуникативная компетентность) и внешних, регулирующих общение в данном обществе (коммуникативное поведение: речевой этикет, коммуникативные нормы и традиции) [3, с. 80].

Критериями сформированности коммуникативной культуры младших школьников выступают мотивационный, личностный, рефлексивный, деятельностный компоненты. Мотивационный компонент выражается в стремлении к самосовершенствованию, в стремлении к пониманию партнера по общению. Личностный компонент характеризует индивидуально-характерологические особенности младшего школьника в коммуникативной деятельности, тогда как рефлексивный компонент позволяет адекватно оценить как собственную коммуникативную деятельность, так и понять мотивы и цели деятельности партнеров по общению. Деятельностный критерий сформи-рованности коммуникативной культуры позволяет определить способность младшего школьника применять полученные знания на практике.

В ходе изучения феномена коммуникативной культуры младшего школьника возникла необходимость создания модели ее формирования. Модель формирования коммуникативной культуры младших школьников представляется нами как целостное

* © Горячев М.Д., Яндукова Т.А., 2015

Горячев Михаил Дмитриевич (mdgoryachev@samsu.ru), кафедра педагогики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Яндукова Татьяна Анатольевна (yandukova@list.ru), кафедра педагогики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

образование, содержащее взаимосвязанные блоки: целевой, диагностический, программно-содержательный и результативный. Модель формирования коммуникативной культуры младших школьников направлена на создание таких условий, которые будут способствовать развитию разносторонней, саморазвивающейся, социально активной и нравственной личности, то есть отвечающей требованиям личностного, коммуникативного и синергетического подходов.

В качестве базовой методологической основы исследования используются личностный, коммуникативный и синергетический подходы, в которых личность учащегося рассматривается как саморазвивающаяся система, проходящая в своем формировании переход от развития к саморазвитию, при этом самореализация личности происходит в коммуникативной деятельности.

Системный, информационный и культурологический подходы учитываются при отборе инструментария изучения сформированности коммуникативной культуры младших школьников, определении критериев и показателей ее сформированности. При этом системный подход предполагает учет взаимосвязи между целевым компонентом модели с содержанием, средствами формирования коммуникативной культуры и предполагаемым результатом; информационный подход регулирует оценочный блок, ее интерпретируемость; культурологический подход определяет набор личностных и социально значимых компонентов коммуникативной культуры младших школьников.

Средствами формирования коммуникативной культуры являются: педагогические технологии, способствующие формированию коммуникативной культуры; организация внешкольной деятельности; игра как основная форма организации учебно-воспитательного процесса детей младшего школьного возраста; учебный диалог и дискуссионные методы; микроисследования; изучение родного и иностранного языков с целью сопоставления различных языковых и культурных традиций; медиаресурсы.

Личностные изменения младшего школьника подтверждает результативность функционирования модели формирования коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура связана с умением ориентироваться в информационной структуре общения. Приоритет отдается социально-психологической информации, а не речевому содержанию в виде текста. Социально-психологическая информация в процессе коммуникативной деятельности дает возможность определить и оценить значимые признаки коммуникативной ситуации и ее участников, в результате чего происходит выбор адекватных ситуации средств общения [8]. Данный подход к пониманию сущности понятия коммуникативной культуры объясняет выбор критериев ее сформированности.

При определении уровня сформированности коммуникативной культуры младших школьников мы учитывали влияние внутренних (коммуникативные: способности, активность, свойства и компетентность) и внешних факторов (речевой этикет, коммуникативные нормы и традиции) (см. таблицу).

С целью определения результативности спроектированной модели были отобраны следующие методики изучения уровней сформированности коммуникативной культуры младших школьников: диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М. Юсупов) [9]; методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) [2]; тест «Оценка уровня общительности» модифицированная методика (В.Ф. Ряховский) [6]; опросник-тест для педагогов «Оценка коммуникативных умений младших школьников» [7].

Пилотажное исследование уровня сформированности коммуникативной культуры младших школьников позволило установить, что из общей выборки 300 младших школьников — 11 % — имеют высокий уровень сформированности коммуникативной культуры, 55 % — средний и 36 % низкий. Случайным образом были сформированы

две группы для проведения дальнейшего эксперимента. Уровень сформированности коммуникативной культуры младших школьников в этих группах в целом идентичен.

Габлица

Уровни сформированности коммуникативной культуры младших школьников

Высокий уровень

Внешние факторы

Внутренние факторы

младший школьник умеет пользоваться шаблонными речевыми выражениями; знает и умеет на практике соблюдать

коммуникативные нормы и традиции;

старается соблюдать правила поведения в классе и школе

младший школьник способен определять коммуникативные возможности собеседника и может общаться с ним с учетом этих возможностей; проявляет интерес к взаимодействию со сверстниками, при этом достаточно активен и самостоятелен в процессе учебного и внеучебного общения; управляет собственным эмоциональным состоянием, учитывает настроение собеседника; общителен, тактичен, достаточно развиты эмпатия, рефлексивные способности и толерантность; адекватно реагирует на замечания;

достаточно сформированы языковая, речевая, коммуникативная и культурологическая компетенции; свободно владеет вербальными и невербальными средствами общения_

Средний уровень

Внешние факторы

Внутренние факторы

младший школьник испытывает трудности при использовании шаблонных речевых выражений; недостаточно хорошо знает коммуникативные нормы и традиции, вследствие чего не всегда их соблюдает; существуют факты нарушения правил поведения в классе и школе

младший школьник стремится к общению, однако неспособен ориентироваться в речевой ситуации, плохо развита критичность к ее результатам;

не всегда может определить коммуникативные возможности собеседника и общаться с ним с учетом этих возможностей;

проявляет интерес к взаимодействию со сверстниками, но при этом недостаточно активен и самостоятелен;

школьник неспособен управлять собственным эмоциональным состоянием, тем более учитывать настроение собеседника; недостаточно развиты эмпатия, рефлексивные способности и толерантность;

не владеет на достаточном уровне средствами общения, коммуникативные умения и навыки на стадии формирования

Низкий уровень

Внешние факторы

Внутренние факторы

младший школьник плохо знает шаблонные речевые выражения,

коммуникативные нормы и традиции, вследствие чего их не выполняет; не осознает собственное поведение в коллективе, достаточно часто нарушает дисциплину, в конфликтной ситуации теряется

младший школьник не проявляет интерес к межличностному взаимодействию;

отсутствует стремление к общению, не всегда проявляет адекватные формы поведения, характерен низкий уровень критичности; испытывает трудности в определении коммуникативных способностей собеседника, следовательно, не может их учесть при построении диалоговых форм общения;

в общении со сверстниками пассивен, эмоционально не стабилен; эмпатия, рефлексия и толерантность не развиты;

не владеет средствами общения, коммуникативные умения и навыки не сформированы

Для проверки достоверности изменений применялся метод математической статистики ^критерий Стьюдента.

Полученное эмпирическое значение t (3,3) по результатам контрольного эксперимента по модифицированной методике В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности» находится в зоне значимости (pd»0,01). Установлены значимые изменения в увеличении процента учащихся с высоким уровнем общительности в экспериментальной группе (32 %) и отсутствием их в контрольной, процент учащихся с низким уровнем общительности выше в экспериментальной группе на 30,5 % (рис. 1).

100 о

Высокий

Средний

IЭГ КГ

Низкий

Рис. 1. Результаты контрольного эксперимента по модифицированной методике В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности»

Полученное эмпирическое значение t (2,2) по результатам контрольного эксперимента по опроснику-тесту для педагогов «Оценка коммуникативных умений младших школьников» находится в зоне значимости (pd»0,05). Коммуникативные умения на высоком уровне у 72% в экспериментальной группе, что на 22 % выше, чем в контрольной, однако, можно отметить, что детей со средними показателями в контрольной группе выше на 21,8 %, и примерно одинаковое количество с низким уровнем коммуникативных умений в обоих группах (рис. 2).

100 50

1 Н

0 —^— —'

Высокий Средний Низкий

■ ЭГ иг

Рис. 2. Результаты контрольного эксперимента по опроснику-тесту для педагогов «Оценка коммуникативных умений младших школьников»

Полученное эмпирическое значение t (2,2) по результатам контрольного эксперимента по диагностике уровня поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова находится в зоне значимости (pd»0,05). Эмпатия на высоком уровне развита у 20 % школьников в экспериментальной группе, что на 11,7 % выше, чем в контрольной группе, средний уровень эмпатичности в коммуникативной деятельности проявили 76 % детей экспериментальной группы и 70,8 % контрольной группы. Детей с низким уровнем эмпатии в контрольной группе на 16,9 % выше, что подтверждает правильность выбора форм и методов работы по формированию данного показателя у младших школьников (рис. 3).

100

Н ■■

Высокий Средний ■ КГ ЭГ Низкий

Рис. 3. Результаты контрольного эксперимента по диагностике уровня поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова

Полученное эмпирическое значение t (2,7) по результатам контрольного эксперимента по методике диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко находится в зоне значимости (pd»0,01). Уровень терпимости в коммуникативной деятельности в экспериментальной группе выразился у 20 % учащихся с высоким показателем, в контрольной группе — 0 %, стоит отметить, что со средним уровнем толерантности в контрольной группе — 91,7 % школьников, что на 19,7 % выше, чем

в экспериментальной, процент детей с низким уровнем толерантности примерно одинаков 8 % и 8,3 % (рис. 4).

Рис. 4. Результаты контрольного эксперимента по методике диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко

Анализ полученных экспериментальных данных показытает, что уровень сформированное™ коммуникативной культуры младших школьников в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по нескольким показателям и подтверждается их статистической достоверностью по t-критерию Стьюдента. Произошедшие значимые изменения в экспериментальной группе свидетельствуют о результативности предложенных моделей, средств формирования коммуникативной культуры младших школьников.

Библиографический список

1. Базугутдинова Ф.Г. Мониторинг коммуникативной культуры учащихся вечерней (сменной) общеобразовательной школы в условиях двуязычного образования: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008. 195 с.

2. Бойко В.В. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности // Тренинг толерантности. М.: Ось-89, 2004. С. 80.

3. Горячев М.Д., Яндукова Т.А. Социально-педагогический подход к проблеме формирования коммуникативной культуры младших школьников // Воспитательный потенциал инновационной образовательной среды: сб. науч. тр. XI Межд. заоч. науч.-метод. конф. Саратов: Изд-во СПОО «Центр «Просвещение», 2015. 352 с.

4. Дядищева М.С. Коллективная творческая деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры подростков: дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2006. 199 с.

5. Побежимова З.А. Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 233 с.

6. Ряховский В.Ф. Оценка уровня общительности // Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 1999. С. 52—55.

7. Шмелева О.И. Развитие коммуникативных УУД. URL: http:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/razvitie-kommunikanivnyh-uud (дата обращения: 21.11.12)

8. Юзеева Т.Ю. Формирование коммуникативной культуры будущего специалиста физического воспитания в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2004. 178 с.

9. Юсупов И.М. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии // Диагностика эмоционально-нравственного развития / под ред. И.Б. Дерманова. СПб., 2002. С. 114—118.

References

1. Bazugutdinova F.G. Monitoring kommunikativnoi kul'tury uchashchikhsia vechernei (smennoi) obshcheobrazovatel'noi shkoly v usloviiakh dvuiazychnogo obrazovaniia: dis. ... kand. ped. nauk [Monitoring of communicative culture of pupils of extra-mural (exchangeable) comprehensive school in conditions of bilingual education: Candidate's of Pedagogical Sciences thesis]. Kazan, 2008, 195 p. [in Russian].

2. Boyko V.V. Methods of diagnostics of general communicative tolerance. Training of tolerance. M., Os'-89, 2004, p. 80 [in Russian].

3. Goryachev M.D., Yandukova T.A. Social and pedagogical approach to the problem of formation of communicative culture of primary school pupils. // Vospitatel'nyi potentsial irmovatsiomioi obrazovatel'noi sredy. Sb. nauch. tr. XI Mezhd. zaoch. nauch.-metod. konf. [Educational potential of innovative educational environment. Collection of research papers of the XI international extramural research and methodology conference]. Saratov: izd-vo SPOO «Tsentr «Prosveshchenie», 2015, 352 p., pp. 80-81 [in Russian].

4. Dyadishcheva M.S. Kollektivnaia tvorcheskaia deiatel'nost' kak sredstvo vospitaniia kommunikativnoi kul'tury podrostkov: dis. ... kand. ped. nauk [Collective creative activity as a means of training of communicative culture of adolescences: Candidate's of Pedagogical Sciences thesis]. Yelets, 2006, 199 p. [in Russian].

5. Pobezhimova Z.A. Dramatizatsiia kak sredstvo formirovaniia kommunikativnoi kul'tury budushchego pedagoga: dis. ... kand. ped. nauk [Dramatization as a means of formation of communicative culture of future teacher: Candidate's of Pedagogical Sciences thesis]. Yekaterinburg, 2007, 233 p. [in Russian].

6. Ryakhovskiy V.F. Estimate of the level of sociability in Handbook of an applied psychologist: textbook: in 2 books. Book 2: Work of a psychologist with adults. Correctional techniques and exercises. 2nd edition, revised and enlarged. M., VLADOS, 1999, pp. 52-55 [in Russian].

7. Shmeleva O.I. Development of communicative universal education actions. Retrieved from: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/razvitie-kommunikanivnyh-uud (accessed 21.11.12) [in Russian].

8. Yuzeyeva T.Yu. Formirovanie kommunikativnoi kul'tury budushchego spetsialista fizicheskogo vospitaniia v protsesse professional'noi podgotovki: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of communicative culture of a future specialist of a physical education in the process of professional training: Candidate's of Pedagogical Sciences thesis]. Chelyabinsk, 2004, 178 p. [in Russian].

9. Yusupov I.M. Diagnostics of the level of policommunicative empathy in Diagnostics of emotional and moral development. I.B. Dermanova (Ed.). SPb., 2002, pp. 114-118 [in Russian].

M.D. Goryachev, T.A. Yandukova*

RESEARCH OF FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

The article presents the results of a study of levels of formation of communicative culture of primary school pupils.

Key words, primary school pupils, communicative culture, levels of formation of communicative culture of primary school pupils.

Статья поступила в редакцию 10/УШ/2015. The article received 10/УШ/2015.

* Goryachev Mikhail Dmitrievich (mdgoryachev@samsu.ru), Department of Pedagogy, Samara State University, 1, Acad. Pavlov, Samara, 443011, Russian Federation.

Yandukova Tatiana Anatolievna (yandukova@list.ru), Department of Pedagogy, Samara State University, 1, Acad. Pavlov, Samara, 443011, Russian Federation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.