УДК 37.013
Т.А. Яндукова*
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье рассматриваются структура коммуникативной культуры, концепция развития универсальных учебных действий, их классификация, возможности формирования коммуникативной культуры средствами коммуникативных действий.
Ключевые слова: коммуникативная культура, универсальные учебные действия, коммуникативные действия, формирование.
Формирование коммуникативной культуры младших школьников остается одной из актуальных проблем, поскольку современная российская система образования находится в стадии динамичного обновления, импульсом которому послужили, с одной стороны, процессы реформирования общества в целом, а с другой — логика развития самой образовательной системы [8].
Коммуникативную культуру можно рассматривать с различных позиций: нормативной, предусматривающей выявление нормативной базы культуры и основанных на ней требований, правил; аксиологической, предполагающей определение коммуникативных ценностей, их иерархии; семиотической, которая заключается в исследовании знаков, символов, выражающих и передающих коммуникативные нормы, ценности; антропологической, рассматривающей возможности и формы самореализации человека в коммуникативных процессах [3].
В результате изучения научной литературы, наблюдений были выделены следующие компоненты коммуникативной культуры, которые легли в основу эталонов для определения показателей сформированности коммуникативной культуры: мотивационный (стремление к пониманию другого, самосовершенствованию); личностный (проявление коммуникативно-значимых качеств: эмпатии, способности к распознаванию эмоциональных состояний партнера по общению); рефлексивный (принятие иного мнения, творческое переосмысление коммуникативного опыта); деятельностный (знание системы общепринятых правил, владение технологией общения) [1].
Коммуникативная культура основана на умении ориентироваться в информационной структуре общения. При этом имеется в виду не речевое содержание (текст), а социально-психологическая информация, сопровождающая общение. Она позволяет выявить и оценить значимые признаки коммуникативной ситуации и ее участников, на основании которых возможен выбор вариантов эффективного и комфортного общения [9].
Формирование коммуникативной культуры человека предполагает:
— развитие ряда психологических и мыслительных свойств, особо явно проявляющихся в процессе коммуникации (потребность в общении, эмпатия, рефлексия; особенности мышления — открытость, гибкость, нестандартность ассоциативного ряда и внутреннего плана действий);
* © Яндукова Т.А., 2011
Яндукова Татьяна Анатольевна (yandukova@list.ru), кафедра педагогики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
— помощь в овладении средствами коммуникации (речь; паралингвистические элементы — качество голоса, диапазон тона, темп речи, речевые паузы, смех, плач; жесты, взгляды, позы, мимика; владение компьютером на уровне пользователя);
— формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения (творческое отношение к ситуации общения; умение общаться в различных ситуациях; умение сотрудничать в различных видах деятельности; диалогическая коммуникативная культура — готовность членов коллектива к согласованию друг с другом личностных ценностей и смыслов, способностью к адекватному, позитивному, эффективному деловому и межличностному общению; диалогическая коммуникативная компетентность — умение понимать чужие смыслы и предъявлять свои, на основе этого выстраивать систему договоренностей в конкретный момент и с конкретными людьми);
— развитие и формирование коммуникативных умений (умение устанавливать контакты; умение устанавливать ситуацию сотрудничества или общения с конкретными людьми; умений найти темы для разговора в различных случаях; умение выбрать адекватные способы взаимодействия в деловом или эмоциональном общении, в групповом или коллективном сотрудничестве) [4].
Коммуникативная деятельность — форма человеческой активности, направленная на осуществление социального взаимодействия людей и заключающаяся в передаче социально значимой информации, обмене информацией, организации взаимодействия субъектов коммуникации, восприятия друг друга партнерами и установлении на этой основе взаимопонимания [3]. Коммуникативные действия могут выступать средством формирования коммуникативной культуры младших школьников.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Совокупность существенных идей науки и культуры, а также концепция развития универсальных учебных действий включаются в универсализацию содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.С. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоло-вым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также вязанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное освоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Концепция и требования стандарта [7] в явном виде указывают, что к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной,
исследовательской, практической деятельности, обобщенных способах деятельности; коммуникативных и информационных умений [5].
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);
2) регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
3) познавательные учебные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы;
4) коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятия решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [2].
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства.
Формированию коммуникативных действий (умений) у школьников были посвящены исследования О.В. Бескровной, Т.А. Ладыженской, Н.А. Лошкаревой, А.В. Мудрика и др. Следует отметит, что ученых интересовал феномен в большей степени коммуникативных умений, чем коммуникативной культуры. И в их представлениях коммуникативное умение — это способность управлять общением и взаимоотношениями; умение устанавливать определенные практически однозначные взаимоотношения с людьми, умение устанавливать правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с требованиями социума. Мы видим различную трактовку данного понятия в связи с тем, что нас интересует понятие коммуникативная культура, представляем ее как составную часть личностной культуры, формирующуюся во всех видах деятельности [6].
Итак, формирование коммуникативной культуры младших школьников в условия стандартов нового поколения мы рассматриваем как структурный компонент системы обучения и воспитания учащихся; развитие социально-коммуникативной деятельности школьников; обеспечение возможности самореализации личности младшего школьника.
Библиографический список
1. Дядищева М.С. Коллективная творческая деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры подростков: дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2006. 199 с.
2. Коротицкая В.В. Коммуникативная культура организации: дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. 213 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
4. Митрова Н.О. Формирование коммуникативной культуры у студентов вуза в процессе их включения в социально ориентированную деятельность: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2006. 153 с.
5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. / М.Ю. Демидова [и др.]; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. Ч. 1. 216 с.
6. Рудь М.Г. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1999. иЯЬ: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19576.php (дата обращения: 16.10.2010).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 375.
8. Шумилова Е.А. Педагогические условия и механизмы формирования социально-коммуникативной компетентности. иЯЬ: http://www.jurnal.org/articles/2009/ ped17.html (дата обращения: 22.03.2010).
9. Юзеева Т.Ю. Формирование коммуникативной культуры будущего специалиста физического воспитания в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2004. 178 с.
T.A. Yandukova*
COMMUNICATIVE CULTURE FORMATION OF PRIMARY SCHOOL PUPILS BY MEANS OF COMMUNICATIVE ACTIONS
The article deals with the structure of communicative culture, the conception of universal educational actions development and the possibilities of communicative culture formation with the help of communicative actions.
Key words, communicative culture, universal educational actions, communicative actions, formation.
* Yandukova Tatyana Anatolievna (yandukova@list.ru), the Dept. of Pedagogy, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.